РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по предмету информатика и ИКТ для обучающихся 9-x классов
рабочая программа по информатике и икт (9 класс) по теме

Безбородова Елена Николаевна

Настоящая программа по информатике и ИКТ для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089), примерной программы для общеобразовательных учреждений по информатике и ИКТ  для 8-9 классовавторской программы Н.Д. Угриновича «Программа по информатике и ИКТ для 8-11 классов средней общеобразовательной школы» 2007г. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/1/).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 9_klass_rabochaya_programma.doc267.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по информатике и ИКТ - 9 класс. УМК Н.Д.Угринович

 Учитель Безбородова Елена Николаевна

 МОУ СОШ №3 г.Тарко-Сале Пуровского района ЯНАО

             «СОГЛАСОВАНО»

Руководитель МО

_____________  /И.А.Павлова/

Протокол № 9 от «20» мая 2011г.

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по ОП

МОУ СОШ №3 г.Тарко-Сале

_____________  /Т.А.Величка/

«30»  августа  2011г.

«УТВЕРЖДЕНО»

Директор МОУ СОШ №3 г.Тарко-Сале

_______________ / Г.Е.Кортунова /

Приказ № 249 от «03» сентября 2011г.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по предмету информатика и икт

 для обучающихся 9 а,б,г классов

Разработала: Безбородова Елена Николаевна, учитель информатики первой квалификационной категории

Рассмотрено на заседании методического совета

Протокол № 1 от «29»  августа  2011г.

2011-2012 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая программа по информатике и ИКТ для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089), примерной программы для общеобразовательных учреждений по информатике и ИКТ  для 8-9 классов авторской программы Н.Д. Угриновича «Программа по информатике и ИКТ для 8-11 классов средней общеобразовательной школы» 2007 г. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/1/).

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и показывает распределение учебных часов по разделам курса. Как самостоятельный учебный предмет федерального компонента государственного стандарта общего образования "Информатика и ИКТ" представлена с 8 класса. В Федеральном базисном учебном плане расписано 75% учебных часов, остальные 25% учебных часов распределяется на региональном и школьном уровне. За счет этого регионального и школьного компонентов учебных часов рекомендуется увеличить количество часов на изучение курса "Информатика и ИКТ" на 25%, т.е.на 18 часов в 9 классе.

Цели изучения учебного предмета "Информатика и ИКТ"

Информатика – наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов  школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимо школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.

Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий направлено на достижение следующих целей

в основной школе:

  1. освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
  2. овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
  3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
  4. воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
  5. выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Организация практических работ

При изучении предмета «Информатика и информационные технологии» предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, а также практикума – интегрированных практических работ (проектов), ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. При выполнении работ практикума предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из  других предметных областей. Как правило, такие работы рассчитаны на несколько учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) может быть включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность. Работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель. Объем работы может быть увеличен за счет использования школьного компонента и интеграции с другими предметами. Всего на выполнение практических работ должно быть отведено не менее половины всего учебного времени.

Овладение общеучебными умениями, навыками, способами деятельности и ключевыми компетенциями является необходимым условием эффективной реализации важнейших задач общего образования, прежде всего развития и социализации школьников. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Информатика и ИКТ»  являются

на этапе основного общего образования:

  1. определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, имеющихся средств информационных технологий;
  2. комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них;
  3. использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и базы данных;
  4. владение умениями совместной информационной деятельности (согласование и координация деятельности с другими ее участниками);

   

Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с примерной: 

В Федеральном базисном учебном плане расписано 75% учебных часов, остальные 25% учебных часов распределяется на региональном и школьном уровне. За счет этого регионального и школьного компонентов учебных часов рекомендуется увеличить количество часов на изучение курса "Информатика и ИКТ" на 25%, т.е.на 18 часов в 9 классе. Примерное распределение дополнительных часов приведено в таблице и тематическом планировании.

Предлагаемое тематическое планирование соответствует примерной программе базового курса «Информатика и ИКТ», рекомендованной Министерством образования РФ (смотри параграф 1.3 методического пособия «Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе»). В нижеприведенной таблице предлагается возможное примерное распределение тем курса по годам обучения.

  Таблица соответствия учебного материала  к государственному стандарту основного общего образования по информатике и ИКТ

Тема

Количество часов в примерной программе

Количество часов в рабочей программе

1. Кодирование и обработка текстовой информации

9+2

9

2. Кодирование и обработка числовой информации.

10+2

10

3. Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации

15+2

15

4. Алгоритмизация и объектно-ориентированное программирование

20+8

20

5. Моделирование  и формализация

10+3

10

6. Информационное общество

3

3

7. Повторение.

3

1

ВСЕГО:

70+17

68

           

   Большое внимание в учебниках уделяется формированию у учащихся алгоритмического и системного мышления, а также практических умений и навыков в области информационных и коммуникационных технологий. 

Практические работы выделены в отдельный раздел Компьютерный практикум. Необходимое для выполнения работ программное обеспечение можно установить с дисков Windows-CD, VisualStudio-CD и Linux-DVD.

Учебник «Информатика и ИКТ-9» являются мультисистемными, т.к. практические работы Компьютерного практикума могут выполняться, как в операционной системе Windows, так и в операционной системе Linux. В случае выделения часов на предмет «Информатика и ИКТ» не больше, чем в Федеральном базисном учебном плане, рекомендуется выполнять практические задания Компьютерного практикума в одной операционной системе (Windows или Linux).

 Практические работы Компьютерного практикума методически ориентированы на использование метода проектов, что позволяет дифференцировать и индивидуализировать обучение. Возможно выполнение практических занятий во внеурочное время в компьютерном школьном классе или дома.

  1.    Учебник «Информатика и ИКТ– 9» содержит 6 глав, а также:
  1. 31 практическую вариативную работу компьютерного практикума;
  2. ответы и решения к теоретическим заданиям.

Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год.

В данном классе ведущими методами обучения предмету являются:

1. Система традиционных методов (Е.Я.Голант, И.Т.Огородников, C.И. Перовский): словесные методы (рассказ, беседа, лекция); наглядные (показ, демонстрация); практические (практические работы).

2. Система методов Ю.К. Бабанского, включающая три большие группы методов обучения: а) методы организации и осуществления учебной деятельности (словесные, наглядные, практические, репродуктивные и проблемные, индуктивные и дедуктивные, самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя); б) методы стимулирования и мотивации учения (методы формирования интереса - познавательные игры, анализ жизненных ситуаций, создание ситуаций успеха; методы формирования долга и ответственности в учении - разъяснение общественной и личностной значимости учения, предъявление педагогических требований); в) методы контроля и самоконтроля (устный и письменный контроль, лабораторные и практические работы, машинный и безмашинный программированный контроль, фронтальный и дифференцированный, текущий и итоговый).

3. Система методов М.И. Махмутова: включает систему методов проблемно-развивающего обучения (монологический, показательный, диалогический, эвристический, исследовательский, алгоритмический и программированный).

4. Система методов обучения И.Я.Лернера - М.Н.Скаткина: объяснительно-иллюстративный метод, репродуктивный метод, метод проблемного изложения, частично-поисковый, или эвристический, метод, исследовательский метод.

Уровень обучения:  базовый.

Формы промежуточной и итоговой аттестации.

Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы). Он позволяет оценить знания и умения учащихся, полученные в ходе достаточно продолжительного периода работы.  Итоговый контроль осуществляется по завершении каждого года обучения.

В качестве одной из основных форм контроля мы рассматриваем тестирование.

Содержание обучения.

1. Кодирование текстовой информации           

Создание документов в текстовых редакторах. Ввод и редактирование документа. Сохранение и печать документов. Форматирование документа. Форматирование символов. Форматирование абзацев. Нумерованные и маркированные списки. Таблицы. Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Системы оптического распознавания документов.

2. Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации.

Кодирование графической информации. Пространственная дискретизация. Растровые изображения на экране монитора. Палитры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK и HSB. Растровая и векторная графика. Растровая графика. Векторная графика. Интерфейс и основные возможности графических редакторов. Рисование графических примитивов в растровых и векторных графических редакторах. Инструменты рисования растровых графических редакторов. Работа с объектами в векторных графических редакторах. Редактирование изображений и рисунков. Растровая и векторная анимация. Кодирование и обработка звуковой информации. Цифровое фото и  видео.

3. Кодирование и обработка числовой информации.

Кодирование числовой информации. Представление числовой информации с помощью систем счисления. Арифметические операции в позиционных системах счисления. Двоичное кодирование чисел в компьютере. Электронные таблицы. Основные параметры электронных таблиц. Основные типы и форматы данных. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Встроенные функции. Построение диаграмм и графиков. Базы данных в электронных таблицах. Представление базы данных в виде таблицы и формы. Сортировка и поиск данных в электронных таблицах.

4. Алгоритмизация и объектно-ориентированное программирование.

Алгоритм и его формальное исполнение. Свойства алгоритма и его исполнители. Выполнение алгоритмов человеком. Выполнение алгоритмов компьютером. Кодирование основных типов алгоритмических структур на объектно-ориентированных языках и алгоритмическом языке. Линейный алгоритм. Алгоритмическая структура «ветвление». Алгоритмическая структура «выбор». Алгоритмическая структура «цикл». Переменные: тип, имя, значение. Арифметические, строковые и логические выражения. Функции в языках объектно-ориентированного и алгоритмического программирования. Основы программирования.

5. Моделирование  и формализация.

Окружающий мир как иерархическая система. Моделирование, формализация, визуализация. Моделирование как метод познания. Материальные и информационные модели. Формализация и визуализация моделей. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. Построение и исследование физических моделей. Приближенное решение уравнений. Экспертные системы распознавания химических веществ. Информационные модели управления объектами.

6. Информационное общество.

Информационное общество. Информационная культура. Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий.

7. Итоговое повторение.

Требования к уровню подготовки обучающихся  в  9 классе.

В ходе преподавания информатики и ИКТ в 9 классе следует обращать внимание на то, чтобы учащиеся овладевали умениями общеучебного характера, приобрели опыт использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. создания информационных объектов,  в том числе для оформления результатов учебной работы;
  2. создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
  3. создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
  4. создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей;
  5. информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
  6. создания простейших моделей объектов и процессов в виде (электронных) таблиц;
  7. проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
  8. создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
  9. создания простейших моделей объектов и процессов в виде программ (в том числе в форме блок-схем);
  10. проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
  11. использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм;
  12. оформления результатов учебной работы.

В результате изучения курса информатики и ИКТ 9 класса обучающиеся должны:

знать/понимать

  1. программный принцип работы компьютера.

уметь

  1. пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком);
  2. следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
  3. создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем;
  4. автоматизированного проектирования;
  5. осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
  6. осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
  7. структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления;
  8. проводить проверку правописания;
  9. использовать в тексте таблицы, изображения;
  10. создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы;
  11. создавать и использовать таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах);
  12. переходить от одного представления данных к другому;
  13. создавать записи в базе данных;
  14. пользоваться персональным компьютером;
  15. следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения.

Нормы оценки знаний, умений и навыков по информатике и ИКТ.

Оценка практических работ

Оценка «5» 

·                    выполнил    работу    в    полном    объеме   с   соблюдением    необходимой последовательности действий;

·                    проводит  работу  в  условиях,   обеспечивающих  получение   правильных результатов и выводов;

·                    соблюдает правила техники безопасности;

·                    в ответе правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи,    графики, вычисления;

·                    правильно выполняет анализ ошибок.

Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке 5, но допущены 2-3 недочета, не     более одной ошибки и одного недочета.

Оценка «3» ставится, если

•      работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы;

•      в ходе проведения работы были допущены ошибки.

Оценка «2» ставится, если

•      работа выполнена не полностью и объем выполненной работы не позволяет сделать правильных выводов;

•      работа проводилась неправильно.

Оценка «1» ставится в том случае, если

·         ученик совсем не выполнил работу.

Оценка устных ответов

Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся

•      правильно понимает сущность вопроса, дает точное определение и истолкование основных понятий;

•      правильно анализирует условие задачи, строит алгоритм и записывает программу;

•      строит ответ по собственному плану, сопровождает ответ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации;

•      может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом из курса информатики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка «4» ставится, если

•      ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов;

•      учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка «3» ставится, если учащийся

•      правильно понимает сущность вопроса, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса информатики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

•      умеет применять полученные знания при решении простых задач по готовому алгоритму;

•      допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов;

•      допустил четыре-пять недочетов.

Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.

Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.

Оценка тестовых работ

Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся

•       выполнил   работу   в   полном   объеме   с   соблюдением    необходимой последовательности действий;

•       допустил не более 2% неверных ответов.

Оценка 4 ставится, если выполнены требования к оценке 5, но допущены ошибки (не более 20% ответов от общего количества заданий).

Оценка 3 ставится, если учащийся

•       выполнил работу в полном объеме, неверные ответы составляют от 20% до 50% ответов от общего числа заданий;

•       если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить оценку.

Оценка 2 ставится, если

•       работа, выполнена полностью, но количество правильных ответов не превышает 50% от общего числа заданий;

•       работа выполнена не полностью и объем выполненной работы не превышает 50% от общего числа заданий.

Оценка 1 ставится в том случае, если ученик совсем не выполнил работу.

Оценка практических умений учащихся на экзамене по информатике

При работе за компьютером учитывается:

·           Правильность включения компьютера и загрузки операционной системы.

·           Умения оценивать ресурсы компьютера, необходимые для обработки определенной инфор мации.

·           Умения выбирать и загружать нужную программу.

·           Умения работы с клавиатурой и манипулятором «мышь».

·           Умения выполнять основные операции управления файлами.

·           Умения выполнять основные операции в текстовом процессоре WORD, электронной табли це EXCEL, базе данных ACCESS

Отметка «5»

·           Правильно включается компьютер и загружается операционная система

·           Правильно оцениваются ресурсы компьютера, необходимые для обработки определенной информации.

·           Правильно выбирается и загружается нужная программа.

·           Умения работы с клавиатурой и манипулятором «мышь» на достаточно высоком уровне.

·           Правильно выполняются основные операции управления файлами.

·          Правильно выполняются основные операции в текстовом процессоре WORD, электронной таблице EXCEL, базе данных ACCESS, среде программирования.

·           Получен правильный результат.

Отметка «4»

·           Правильно включается компьютер и загружается операционная система

·           Правильно оцениваются ресурсы компьютера, необходимые для обработки определенной информации.

·           Правильно выбирается и загружается нужная программа.

·           Умения работы с клавиатурой и манипулятором «мышь» на достаточно высоком уровне.

·           Правильно выполняются основные операции управления файлами.

·           Допущены незначительные неточности при выполнении основных операций в текстовом процессоре WORD, электронной таблице EXCEL, базе данных ACCESS, среде программиро вания.

·           Получен правильный результат.

Отметка «3»

·              Правильно включается компьютер и загружается операционная система

·              Правильно оцениваются ресурсы компьютера, необходимые для обработки определенной информации.

·              Правильно выбирается и загружаете! нужная программа.

·              Умения работы с клавиатурой и манипулятором «мышь» на достаточном уровне.

·              Правильно выполняются основные операции управления файлами.

·              Допущены ошибки при выполнении основных операций в текстовом процессоре WORD, электронной таблице EXCEL, базе данных ACCESS, среде программирования.

·              Получен неправильный результат.

Отметка «2»

·              Правильно включается компьютер и загружается операционная система

·              Правильно оцениваются ресурсы компьютера, необходимые для обработки определенной информации.

·              Неправильно выбирается и загружается нужная программа.

·              Умения работы с клавиатурой и манипулятором «мышь» на низком уровне.

·              Правильно выполняются основные операции управления файлами.

·              Отсутствуют умения работы в текстовом процессоре WORD, электронной таблице EXCEL, базе данных ACCESS, среде программирования.

·              Результат не получен.

Отметка «1» Не владеет умением работы на компьютере.

Список литературы для обучающихся.

  1. «Информатика и ИКТ» для 9 класса,  автор: Н.Д. Угринович. – М.:  БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010г.

Программное обеспечение:

  1. электронный калькулятор NumLock Calculator; 
  2. клавиатурный тренажер Клавиатурный тренажер; 
  3. файловый менеджер Total Commander;
  4. антивирусную программу Dr.Web AV-Desk, включающую монитор и сканер;
  5. использовать встроенную утилиту форматирования в операционную систему Windows;
  6. программу NeoTrace Pro визуальной трассировки прохождения данных через серверы Интернета;
  7. браузер SeaMonkey;
  8. менеджер загрузки файлов FlashGet;
  9. Использовать встроенный в  операционную систему Windows:
  1. браузер Internet Explorer;
  2. простейший текстовый редактор Блокнот.

Календарно – тематическое планирование

 

 

Учебный год: 2011 – 2012г.

Предмет: Информатика и ИКТ 9 класс

Учитель: Безбородова Елена Николаевна

Количество часов за год: 68

Количество часов в неделю: 2

Количество контрольных работ:  а) за первое полугодие - 2

                                                             б) за год - 6

Количество практических работ: а) за первое полугодие - 16

                                                             б) за год - 23

Базовый учебник: Информатика и ИКТ 9

Используемая учебно – методическая литература: УМК Н.Д.Угринович.

Тесты зачетных работ взяты из методического журнала: Информатика и образование

Поурочные разработки по информатике к учебнику Н.Д.Угринович.

Планирование составлено в соответствии с Программой Министерства общего и профессионального образования РФ, взятого из сборника

Дата составления 01.09.2011                                                                 Подпись учителя _______________________

№ п/п

Тема раздела, урока

Кол-во часов

Основные термины, понятия

ЗУН

Оборудование для демонстраций, лабораторных, практических работ

Дата планируемая

Дата фактическая

9 А,Б,Г

9 А,Б,Г

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Техника безопасности при работе за компьютером. Повторение изученного в 8классе.

1

Информация и информационные процессы.

Знать понятия информация и информационные процессы.

Глава 1. Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации (15ч.)

2

Кодирование графической информации. Пространственная дискретизация.

1

Код, кодирование, кодирование графической информации, виды графики, аналоговый и графический способы представления графической информации, пространственная дискретизация, кодирование цвета точки, системы цветопередачи.

Знать понятия код, кодирование, кодирование графической информации, виды графики, аналоговый и графический способы представления графической информации, пространственная дискретизация, кодирование цвета точки, системы цветопередачи.

  1. Векторный графический редактор OpenOffice.org Draw.
  2. Растровый графический редакторGIMP.
  3. Программа разработки презентаций OpenOffice.org Impress.
  4. Редактор flrsh-анимации Mscromedia Flesh.
  5. Звуковой редактор Audacity.
  6. Программа разработки презентаций Microsoft PowerPoint.

3

Растровые изображения на экране монитора

1

Графический режим экрана монитора, пространственное разрешение, глубина цвета

Знать понятия графический режим экрана монитора, пространственное разрешение, глубина цвета

4

Палитры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK и HSB.

1

Кодировка цвета, палитра цветов, система цветопередачи.

Знать понятия кодировка цвета, палитра цветов, система цветопередачи.

5

Практическая работа № 1.1. Кодирование графической информации.

1

Уметь устанавливать различные графические режимы экрана монитора.

6

Растровая и векторная графика. Рисование графических примитивов в растровых и векторных графических редакторах

1

Растровые изображения, GIF-анимация, векторные рисунки, flash-анимация.

Знать понятия

7

Инструменты для рисования растровых графических редакторов. Практическая работа № 1.2. Редактирование изображений в растровом графическом редакторе.

1

Графические примитивы, карандаш, кисть, ластик, распылитель, заливка, лупа, надпись.

Знать понятие графические примитивы.

Уметь получать цифровые растровые изображения и применять к ним различные графические эффекты.

8

Работа с объектами в векторных графических редакторах.

1

Слой объекта, градиентная заливка.

Знать понятия слой объекта, градиентная заливка.

9

Редактирование изображений и рисунков в растровых и векторных графических редакторах. Практическая работа № 1.3. Создание рисунков в векторном графическом редакторе.

1

Выделение области изображения, копирование, перемещение, удаление.

Знать понятия выделение области изображения, копирование, перемещение, удаление.

Уметь использовать различные возможности векторных редакторов.

10

Растровая и векторная анимация. 

1

Анимация, GIF-анимация, flash-анимация, ключевые кадры.

Знать понятия анимация, GIF-анимация, flash-анимация, ключевые кадры.

11

Практическая работа № 1.4. Анимация

1

Уметь создавать анимацию в презентациях, GIF- и flash- анимацию.

12

Кодирование и обработка звуковой информации.

1

Амплитуда, частота, громкость, тон, децибел, временная дискретизация звука, частота дискретизации звука, глубина кодирования звука, оцифрованный звук, звуковые редакторы.

Знать понятия амплитуда, частота, громкость, тон, децибел, временная дискретизация звука, частота дискретизации звука, глубина кодирования звука, оцифрованный звук, звуковые редакторы.

13

Практическая работа № 1.5. Кодирование и обработка звуковой информации.

1

Уметь оцифровывать звук, редактировать звуковые записи и сохранять звуковые файлы в различных форматах.

14

Цифровое фото и видео. Практическая работа № 1.6. Захват цифрового фото и создание слайд-шоу.

1

Ключевой кадр, зависимые кадры, потоковое кино.

Знать понятия ключевой кадр, зависимые кадры, потоковое кино.

Уметь захватывать снимки с цифровых фотокамер и создавать слайд-шоу.

15

Практическая работа № 1.7. Захват и редактирование цифрового фото и видео с использованием системы нелинейного видеомонтажа.

1

Уметь захватывать и редактировать цифровые видеозаписи.

16

Контрольная работа № 1. по теме «Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации»

1

Уметь обобщать и систематизировать знания и умения

Глава 2. Кодирование и обработка текстовой информации (14 ч.)

17

Кодирование текстовой информации. Практическая работа № 2.1 Кодирование текстовой информации.

1

Кодирование, декодирование, кодировки русского алфавита.

Знать понятия кодирование, декодирование, кодировки русского алфавита.

Уметь определять числовые коды символов и осуществлять перекодировку русскоязычного текста в текстовом редакторе.

  1. Текстовый редактор OpenOffice.org Writer.
  2. Текстовый редакор Hieroglyph.
  3. Англорусский словарь SV-Translator.
  4. Система оптического распознования текста документов FineReader.
  5. Текстовый редактор Microsoft Word.

18

Создание документов в текстовых редакторах

1

Текстовый редактор, параметры страницы, формат, ориентация, колонтитулы, номера страниц.

Знать понятия текстовый редактор, параметры страницы, формат, ориентация, колонтитулы, номера страниц.

19

Ввод и редактирование документа. Сохранение и печать документов

1

Ввод текста, вставка (изображений, формул, других объектов), редактирование сохранение, печать.

Знать понятия ввод текста, вставка (изображений, формул, других объектов), редактирование сохранение, печать.

20

Практическая работа №2.2 Вставка в документ формул.

1

Уметь вставлять в документ физические и математические формулы.

21

Форматирование документа

1

Форматирование, шрифт, растровые шрифты, векторные шрифты, размер шрифта.

Знать понятия форматирование, шрифт, растровые шрифты, векторные шрифты, размер шрифта.

22

Практическая работа №2.3 Форматирование символов и абзацев.

1

Уметь устанавливать в документе различные параметры форматирования символов и абзацев.

23

Практическая работа № 2.4 Создание и форматирование списков.

1

Уметь создавать маркированные списки, нумерованные и многоуровневые списки.

24

Таблицы.

1

Таблица, строки, столбцы, ячейки.

Знать понятия таблица, строки, столбцы, ячейки.

25

Практическая работа № 2.5 Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными.

1

Уметь вставлять в документ таблицы, настраивать их внешний вид и вставлять данные (текст, изображения, числа и формулы).

26

Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов.

1

27

Практическая работа № 2.6 Перевод текста с помощью компьютерного словаря.

1

Уметь использовать компьютерные словари для перевода текстов.

28

Системы оптического распознавания документов.

1

29

Практическая работа № 2.7 Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа

1

Уметь сканировать «бумажные тексты преобразовывать их в компьютерные текстовые документы с помощью систем оптического распознавания.

30

Контрольная работа №2 по теме: «Кодирование и обработка текстовой информации»

1

Уметь обобщать и систематизировать знания и умения

Глава 3. Кодирование и обработка числовой информации (8 ч.).

31

Кодирование числовой информации.

1

Знать понятия

  1. Электронные таблицы OpenOffice.org Calc.
  2. Электронный калькулятор NumLock Calculator.
  3. Электронные таблицы Microsoft Excel.

32

Практическая работа № 3.1 Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора.

1

Уметь с помощью калькулятора переводить целые числа из шестнадцатеричной системы счисления в десятичную для определения десятичного кода символа.

33

Электронные таблицы.

1

34

Практическая работа № 3.2 Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах.

1

Уметь использовать в формулах электронной таблицы относительные, абсолютные и смешанные ссылки.

35

Практическая работа № 3.3 Создание таблиц значений функций в электронных таблицах

1

Уметь создавать таблицы значений функций в заданном диапазоне значений аргумента и с заданным шагом его изменения.

36

Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах. Практическая работа № 3.4 Построение диаграмм различных типов.

1

Диаграмма, график.

Уметь строить линейчатые и круговые диаграммы, а также диаграммы типа график.

37

Базы данных в электронных таблицах.

1

База данных, поле, запись

Знать понятия база данных, поле, запись

38

Практическая работа № 3.5 Сортировка и поиск данных в электронных таблицах

1

Уметь осуществлять в электронных таблицах сортировку данных в выделенном столбце, вложенную сортировку записей базы данных по нескольким столбцам и поиск данных.

39

Контрольная работа №3  по теме: «Кодирование и обработка числовой информации»

1

Уметь обобщать и систематизировать знания и умения

Глава 4. Основы алгоритмизации и  программирования (16 ч.).

40

Алгоритм и его формальное исполнение. Способы записи алгоритмов.

1

Алгоритм, дискретность, результативность, массовость, исполнитель, детерминированность, система команд, блок-схема, программа, словесное описание алгоритмов, блок-схема, алгоритмический язык, язык программирования.

Знать понятия алгоритм, дискретность, результативность, массовость, исполнитель, детерминированность, система команд, блок-схема, программа.

  1. Среда программирования Free Pascal.

41

Основные алгоритмические структуры.

1

Алгоритм, линейный алгоритм, алгоритмическая структура ветвление, алгоритмическая структура выбор, алгоритмическая структура цикл.

Знать понятия алгоритм, линейный алгоритм, алгоритмическая структура ветвление, алгоритмическая структура выбор, алгоритмическая структура цикл.

42

Элементы языка Паскаль.

Алфавит языка Паскаль, структура программы на Паскале.

Знать алфавит языка Паскаль, структуру построения  программы на языке Паскаль.

43

Переменные и типы данных. Оператор присваивания. Константы.

1

Переменные, тип, имя, значение, константа, оператор присваивания.

Знать понятия переменные, тип, имя, значение, константа, оператор присваивания.

44

Операции и выражения. Арифметические, логические операции. Стандартные математические функции. Порядок вычислений. Запись выражений.

1

Арифметические операции, логические операции, функция, виды функций.

Знать способы записи арифметических операций, логических операций, функций на языке Паскаль.

45

Практическая работа № 4.1 Составление линейных алгоритмов. Операторы ввода-вывода на языке Паскаль.

1

Линейный алгоритм, операторы Write, Writeln, Read, Readln.

Знать понятие линейный алгоритм, назначение операторов Write, Writeln, Read, Readln.

46

Решение линейных задач.

1

Линейный алгоритм, операторы Write, Writeln, Read, Readln.

Уметь применять операторы Write, Writeln, Read, Readln для составления линейных программ.

47

Практическая работа №4.2

Операторы условного и безусловного перехода на Паскале.

1

Ветвление, полная форма условного оператора if  then else, неполная форма условного оператора if  then, оператор безусловного перехода GOTO.

Знать понятия ветвление, полная форма условного оператора if  then else, неполная форма условного оператора if  then, оператор безусловного перехода GOTO.

48

Решение задач с ветвлением.

1

Ветвление, полная форма условного оператора if  then else, неполная форма условного оператора if  then, оператор безусловного перехода GOTO.

Уметь применять операторы ветвления для составления программ.

49

Множественный выбор. Решение задач с ветвлением.

Множественный выбор, составной оператор, операторные скобки Begin ... End.

Уметь применять составной оператор Begin ... End  для составления программ ветвления с множественным выбором.

50

Практическая работа №4.3

Операторы цикла на Паскале. Цикл с параметром.

1

Цикл, тело цикла, параметр цикла, оператор for…do.

Знать понятия цикл, тело цикла, параметр цикла; применять оператор for…do для составления программ.

51

Операторы цикла на Паскале. Цикл с предусловием.

1

Цикл, тело цикла, цикл с предусловием, оператор while …do. 

Уметь применять оператор while …do для составления программ.

52

Операторы цикла на Паскале. Цикл с постусловием.

1

Цикл, тело цикла, цикл с постусловием, оператор  repeat…until.


Уметь применять оператор repeat…until для составления программ.

53

Операторы цикла на Паскале. Решение задач.

1

Цикл, тело цикла, параметр цикла, цикл с предусловием, цикл с постусловием,

Уметь применять операторы цикла с параметром, циклов с пред- и постусловием для решения задач.

53

Вложенные циклы. Решение задач.

1

Цикл, тело цикла, вложенный цикл.

Уметь применять операторы цикла для решения задач с вложенными циклами.

54

Контрольная работа № по теме: «Применение алгоритмических конструкций в Паскале»

1

Уметь обобщать и систематизировать знания и умения

55

Массив. Описание и использование массивов. Заполнение массива данными

1

Массив, одномерный массив, многомерный массив, индекс, оператор array.

Знать понятия массив, одномерный массив, многомерный массив, индекс.

56

Практическая работа №4.4

Действия с одномерными массивами.

1

Массив, одномерный массив, индекс, оператор array.

Уметь заполнять одномерные массивы, выводить их на экран и обрабатывать.

57

Действия с одномерными массивами. Поиск максимального (минимального) элемента массива.

1

Массив, одномерный массив, индекс, оператор array, максимальный и минимальный элемент массива.

Уметь заполнять одномерные массивы, выводить их на экран и обрабатывать.

58

Контрольная работа №5 по теме: «Основы алгоритмизации и программирования»

1

Уметь обобщать и систематизировать знания и умения

Глава 5 Моделирование и формализация (9 ч.).

59

Моделирование, формализация, визуализация

1

Моделирование, модель, несколько моделей, одна и та же модель, формализация.

Знать понятия моделирование, модель, несколько моделей, одна и та же модель, формализация.

  1. Электронные таблицы OpenOffice.org Calc.
  2. Электронные таблицы Microsoft Excel.

60

Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере.

1

Описательная информационная модель, формализованная модель, компьютерная модель, компьютерный эксперимент, анализ результатов.

Знать понятия описательная информационная модель, формализованная модель, компьютерная модель, компьютерный эксперимент, анализ результатов.

61

Построение и исследование физических моделей.

1

Исследование, качественная описательная модель, формальная модель, интерактивная компьютерная модель.

Знать понятия

62

Приближенное решение уравнений.

1

Качественная описательная модель, формальная модель, интерактивная компьютерная модель.

Знать понятия

63

Экспертные системы распознавания химических веществ

1

Качественная описательная модель, формальная модель, интерактивная компьютерная модель.

Знать понятия

64

Информационные модели управления объектами.

1

Управляющий объект, управляемый объект, канал управления, канал обратной связи.

Знать понятия

Глава 6. Информатизация общества (1 ч.).

65

Информационное общество. Информационная культура. Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий (ИКТ)

1

Информационная грамотность, информационная культура.

Знать понятия информационная грамотность, информационная культура.

66

Контрольная работа № 6 по теме: «Моделирование, формализация и информатизация общества»

1

Уметь обобщать и систематизировать знания и умения по теме: «Моделирование, формализация и информатизация общества»

Уметь обобщать и систематизировать знания и умения

67-68

Резерв.

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ ИНФОРМАТИКА И ИКТ ДЛЯ 8-9 КЛАССОВ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО ПРЕДМЕТУ ИНФОРМАТИКА И ИКТДЛЯ 8-9 КЛАССОВ (8 класс – 1 час в неделю, 34 часа в год9 класс – 2 часа в неделю, 68 часов в год)...

Рабочая программа по предмету «Информатика и ИКТ» в 8-9 классах (Н.Д.Угринович)

Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе авторской программы  Угриновича Н.Д. «Программа курса информатики и ИКТ для основной школы (8– 9 классы)»,  изданной в сборнике «И...

Рабочая программа по предмету "Информатика и ИКТ" для учащейся 5 класса

Рабочая программа по предмету "Информатика и ИКТ"  для учащейся 5 классас нарушением опорно-двигательного аппарата в условиях инклюзивного образования, как часть адаптированной образовательной пр...

1. Рабочая программа по предмету "Информатика ИКТ" для обучающихся 5 классов

Настоящая рабочая программа составлена в соответствии с требованиями  Федерального государственного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки  РФ от 17....

Рабочая программа по предмету "Информатика ИКТ" для обучающихся 9 классов

Настоящая рабочая программа составлена в соответствии с требованиями  Федерального государственного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки  РФ от 17....

Рабочая программа по предмету "Информатика ИКТ" для обучающихся 10 классов (база)

Настоящая программа полностью соответствует  «Примерной программы среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям. Базовый уровень» (утверждена прика...

Рабочая программа по предмету "Информатика ИКТ" для обучающихся 11 классов (профиль)

Настоящая рабочая учебная программа профильного курса «Информатика и ИКТ» для 11 классов средней общеобразовательной школы составлена на основе Федерального компонента государственного обр...