РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по предмету информатика и ИКТ для обучающихся 9-x классов
рабочая программа по информатике и икт (9 класс) по теме
Настоящая программа по информатике и ИКТ для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089), примерной программы для общеобразовательных учреждений по информатике и ИКТ для 8-9 классовавторской программы Н.Д. Угриновича «Программа по информатике и ИКТ для 8-11 классов средней общеобразовательной школы» 2007г. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/1/).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9_klass_rabochaya_programma.doc | 267.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по информатике и ИКТ - 9 класс. УМК Н.Д.Угринович
Учитель Безбородова Елена Николаевна
МОУ СОШ №3 г.Тарко-Сале Пуровского района ЯНАО
«СОГЛАСОВАНО» Руководитель МО _____________ /И.А.Павлова/ Протокол № 9 от «20» мая 2011г. | «СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по ОП МОУ СОШ №3 г.Тарко-Сале _____________ /Т.А.Величка/ «30» августа 2011г. | «УТВЕРЖДЕНО» Директор МОУ СОШ №3 г.Тарко-Сале _______________ / Г.Е.Кортунова / Приказ № 249 от «03» сентября 2011г. |
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по предмету информатика и икт
для обучающихся 9 а,б,г классов
Разработала: Безбородова Елена Николаевна, учитель информатики первой квалификационной категории
Рассмотрено на заседании методического совета
Протокол № 1 от «29» августа 2011г.
2011-2012 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа по информатике и ИКТ для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089), примерной программы для общеобразовательных учреждений по информатике и ИКТ для 8-9 классов авторской программы Н.Д. Угриновича «Программа по информатике и ИКТ для 8-11 классов средней общеобразовательной школы» 2007 г. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/1/).
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и показывает распределение учебных часов по разделам курса. Как самостоятельный учебный предмет федерального компонента государственного стандарта общего образования "Информатика и ИКТ" представлена с 8 класса. В Федеральном базисном учебном плане расписано 75% учебных часов, остальные 25% учебных часов распределяется на региональном и школьном уровне. За счет этого регионального и школьного компонентов учебных часов рекомендуется увеличить количество часов на изучение курса "Информатика и ИКТ" на 25%, т.е.на 18 часов в 9 классе.
Цели изучения учебного предмета "Информатика и ИКТ"
Информатика – наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимо школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий направлено на достижение следующих целей
в основной школе:
- освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
- овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
- воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
- выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Организация практических работ
При изучении предмета «Информатика и информационные технологии» предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, а также практикума – интегрированных практических работ (проектов), ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. При выполнении работ практикума предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из других предметных областей. Как правило, такие работы рассчитаны на несколько учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) может быть включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность. Работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель. Объем работы может быть увеличен за счет использования школьного компонента и интеграции с другими предметами. Всего на выполнение практических работ должно быть отведено не менее половины всего учебного времени.
Овладение общеучебными умениями, навыками, способами деятельности и ключевыми компетенциями является необходимым условием эффективной реализации важнейших задач общего образования, прежде всего развития и социализации школьников. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Информатика и ИКТ» являются
на этапе основного общего образования:
- определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, имеющихся средств информационных технологий;
- комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и базы данных;
- владение умениями совместной информационной деятельности (согласование и координация деятельности с другими ее участниками);
Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с примерной:
В Федеральном базисном учебном плане расписано 75% учебных часов, остальные 25% учебных часов распределяется на региональном и школьном уровне. За счет этого регионального и школьного компонентов учебных часов рекомендуется увеличить количество часов на изучение курса "Информатика и ИКТ" на 25%, т.е.на 18 часов в 9 классе. Примерное распределение дополнительных часов приведено в таблице и тематическом планировании.
Предлагаемое тематическое планирование соответствует примерной программе базового курса «Информатика и ИКТ», рекомендованной Министерством образования РФ (смотри параграф 1.3 методического пособия «Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе»). В нижеприведенной таблице предлагается возможное примерное распределение тем курса по годам обучения.
Таблица соответствия учебного материала к государственному стандарту основного общего образования по информатике и ИКТ
Тема | Количество часов в примерной программе | Количество часов в рабочей программе |
1. Кодирование и обработка текстовой информации | 9+2 | 9 |
2. Кодирование и обработка числовой информации. | 10+2 | 10 |
3. Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации | 15+2 | 15 |
4. Алгоритмизация и объектно-ориентированное программирование | 20+8 | 20 |
5. Моделирование и формализация | 10+3 | 10 |
6. Информационное общество | 3 | 3 |
7. Повторение. | 3 | 1 |
ВСЕГО: | 70+17 | 68 |
Большое внимание в учебниках уделяется формированию у учащихся алгоритмического и системного мышления, а также практических умений и навыков в области информационных и коммуникационных технологий.
Практические работы выделены в отдельный раздел Компьютерный практикум. Необходимое для выполнения работ программное обеспечение можно установить с дисков Windows-CD, VisualStudio-CD и Linux-DVD.
Учебник «Информатика и ИКТ-9» являются мультисистемными, т.к. практические работы Компьютерного практикума могут выполняться, как в операционной системе Windows, так и в операционной системе Linux. В случае выделения часов на предмет «Информатика и ИКТ» не больше, чем в Федеральном базисном учебном плане, рекомендуется выполнять практические задания Компьютерного практикума в одной операционной системе (Windows или Linux).
Практические работы Компьютерного практикума методически ориентированы на использование метода проектов, что позволяет дифференцировать и индивидуализировать обучение. Возможно выполнение практических занятий во внеурочное время в компьютерном школьном классе или дома.
- Учебник «Информатика и ИКТ– 9» содержит 6 глав, а также:
- 31 практическую вариативную работу компьютерного практикума;
- ответы и решения к теоретическим заданиям.
Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год.
В данном классе ведущими методами обучения предмету являются:
1. Система традиционных методов (Е.Я.Голант, И.Т.Огородников, C.И. Перовский): словесные методы (рассказ, беседа, лекция); наглядные (показ, демонстрация); практические (практические работы).
2. Система методов Ю.К. Бабанского, включающая три большие группы методов обучения: а) методы организации и осуществления учебной деятельности (словесные, наглядные, практические, репродуктивные и проблемные, индуктивные и дедуктивные, самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя); б) методы стимулирования и мотивации учения (методы формирования интереса - познавательные игры, анализ жизненных ситуаций, создание ситуаций успеха; методы формирования долга и ответственности в учении - разъяснение общественной и личностной значимости учения, предъявление педагогических требований); в) методы контроля и самоконтроля (устный и письменный контроль, лабораторные и практические работы, машинный и безмашинный программированный контроль, фронтальный и дифференцированный, текущий и итоговый).
3. Система методов М.И. Махмутова: включает систему методов проблемно-развивающего обучения (монологический, показательный, диалогический, эвристический, исследовательский, алгоритмический и программированный).
4. Система методов обучения И.Я.Лернера - М.Н.Скаткина: объяснительно-иллюстративный метод, репродуктивный метод, метод проблемного изложения, частично-поисковый, или эвристический, метод, исследовательский метод.
Уровень обучения: базовый.
Формы промежуточной и итоговой аттестации.
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы). Он позволяет оценить знания и умения учащихся, полученные в ходе достаточно продолжительного периода работы. Итоговый контроль осуществляется по завершении каждого года обучения.
В качестве одной из основных форм контроля мы рассматриваем тестирование.
Содержание обучения.
1. Кодирование текстовой информации
Создание документов в текстовых редакторах. Ввод и редактирование документа. Сохранение и печать документов. Форматирование документа. Форматирование символов. Форматирование абзацев. Нумерованные и маркированные списки. Таблицы. Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Системы оптического распознавания документов.
2. Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации.
Кодирование графической информации. Пространственная дискретизация. Растровые изображения на экране монитора. Палитры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK и HSB. Растровая и векторная графика. Растровая графика. Векторная графика. Интерфейс и основные возможности графических редакторов. Рисование графических примитивов в растровых и векторных графических редакторах. Инструменты рисования растровых графических редакторов. Работа с объектами в векторных графических редакторах. Редактирование изображений и рисунков. Растровая и векторная анимация. Кодирование и обработка звуковой информации. Цифровое фото и видео.
3. Кодирование и обработка числовой информации.
Кодирование числовой информации. Представление числовой информации с помощью систем счисления. Арифметические операции в позиционных системах счисления. Двоичное кодирование чисел в компьютере. Электронные таблицы. Основные параметры электронных таблиц. Основные типы и форматы данных. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Встроенные функции. Построение диаграмм и графиков. Базы данных в электронных таблицах. Представление базы данных в виде таблицы и формы. Сортировка и поиск данных в электронных таблицах.
4. Алгоритмизация и объектно-ориентированное программирование.
Алгоритм и его формальное исполнение. Свойства алгоритма и его исполнители. Выполнение алгоритмов человеком. Выполнение алгоритмов компьютером. Кодирование основных типов алгоритмических структур на объектно-ориентированных языках и алгоритмическом языке. Линейный алгоритм. Алгоритмическая структура «ветвление». Алгоритмическая структура «выбор». Алгоритмическая структура «цикл». Переменные: тип, имя, значение. Арифметические, строковые и логические выражения. Функции в языках объектно-ориентированного и алгоритмического программирования. Основы программирования.
5. Моделирование и формализация.
Окружающий мир как иерархическая система. Моделирование, формализация, визуализация. Моделирование как метод познания. Материальные и информационные модели. Формализация и визуализация моделей. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. Построение и исследование физических моделей. Приближенное решение уравнений. Экспертные системы распознавания химических веществ. Информационные модели управления объектами.
6. Информационное общество.
Информационное общество. Информационная культура. Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий.
7. Итоговое повторение.
Требования к уровню подготовки обучающихся в 9 классе.
В ходе преподавания информатики и ИКТ в 9 классе следует обращать внимание на то, чтобы учащиеся овладевали умениями общеучебного характера, приобрели опыт использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
- создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
- создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
- создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей;
- информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
- создания простейших моделей объектов и процессов в виде (электронных) таблиц;
- проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
- создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
- создания простейших моделей объектов и процессов в виде программ (в том числе в форме блок-схем);
- проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
- использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм;
- оформления результатов учебной работы.
В результате изучения курса информатики и ИКТ 9 класса обучающиеся должны:
знать/понимать
- программный принцип работы компьютера.
уметь
- пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком);
- следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
- создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем;
- автоматизированного проектирования;
- осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
- осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления;
- проводить проверку правописания;
- использовать в тексте таблицы, изображения;
- создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы;
- создавать и использовать таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах);
- переходить от одного представления данных к другому;
- создавать записи в базе данных;
- пользоваться персональным компьютером;
- следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения.
Нормы оценки знаний, умений и навыков по информатике и ИКТ.
Оценка практических работ
Оценка «5»
· выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий;
· проводит работу в условиях, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов;
· соблюдает правила техники безопасности;
· в ответе правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления;
· правильно выполняет анализ ошибок.
Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке 5, но допущены 2-3 недочета, не более одной ошибки и одного недочета.
Оценка «3» ставится, если
• работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы;
• в ходе проведения работы были допущены ошибки.
Оценка «2» ставится, если
• работа выполнена не полностью и объем выполненной работы не позволяет сделать правильных выводов;
• работа проводилась неправильно.
Оценка «1» ставится в том случае, если
· ученик совсем не выполнил работу.
Оценка устных ответов
Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся
• правильно понимает сущность вопроса, дает точное определение и истолкование основных понятий;
• правильно анализирует условие задачи, строит алгоритм и записывает программу;
• строит ответ по собственному плану, сопровождает ответ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации;
• может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом из курса информатики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка «4» ставится, если
• ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов;
• учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если учащийся
• правильно понимает сущность вопроса, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса информатики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
• умеет применять полученные знания при решении простых задач по готовому алгоритму;
• допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов;
• допустил четыре-пять недочетов.
Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.
Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
Оценка тестовых работ
Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся
• выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий;
• допустил не более 2% неверных ответов.
Оценка 4 ставится, если выполнены требования к оценке 5, но допущены ошибки (не более 20% ответов от общего количества заданий).
Оценка 3 ставится, если учащийся
• выполнил работу в полном объеме, неверные ответы составляют от 20% до 50% ответов от общего числа заданий;
• если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить оценку.
Оценка 2 ставится, если
• работа, выполнена полностью, но количество правильных ответов не превышает 50% от общего числа заданий;
• работа выполнена не полностью и объем выполненной работы не превышает 50% от общего числа заданий.
Оценка 1 ставится в том случае, если ученик совсем не выполнил работу.
Оценка практических умений учащихся на экзамене по информатике
При работе за компьютером учитывается:
· Правильность включения компьютера и загрузки операционной системы.
· Умения оценивать ресурсы компьютера, необходимые для обработки определенной инфор мации.
· Умения выбирать и загружать нужную программу.
· Умения работы с клавиатурой и манипулятором «мышь».
· Умения выполнять основные операции управления файлами.
· Умения выполнять основные операции в текстовом процессоре WORD, электронной табли це EXCEL, базе данных ACCESS
Отметка «5»
· Правильно включается компьютер и загружается операционная система
· Правильно оцениваются ресурсы компьютера, необходимые для обработки определенной информации.
· Правильно выбирается и загружается нужная программа.
· Умения работы с клавиатурой и манипулятором «мышь» на достаточно высоком уровне.
· Правильно выполняются основные операции управления файлами.
· Правильно выполняются основные операции в текстовом процессоре WORD, электронной таблице EXCEL, базе данных ACCESS, среде программирования.
· Получен правильный результат.
Отметка «4»
· Правильно включается компьютер и загружается операционная система
· Правильно оцениваются ресурсы компьютера, необходимые для обработки определенной информации.
· Правильно выбирается и загружается нужная программа.
· Умения работы с клавиатурой и манипулятором «мышь» на достаточно высоком уровне.
· Правильно выполняются основные операции управления файлами.
· Допущены незначительные неточности при выполнении основных операций в текстовом процессоре WORD, электронной таблице EXCEL, базе данных ACCESS, среде программиро вания.
· Получен правильный результат.
Отметка «3»
· Правильно включается компьютер и загружается операционная система
· Правильно оцениваются ресурсы компьютера, необходимые для обработки определенной информации.
· Правильно выбирается и загружаете! нужная программа.
· Умения работы с клавиатурой и манипулятором «мышь» на достаточном уровне.
· Правильно выполняются основные операции управления файлами.
· Допущены ошибки при выполнении основных операций в текстовом процессоре WORD, электронной таблице EXCEL, базе данных ACCESS, среде программирования.
· Получен неправильный результат.
Отметка «2»
· Правильно включается компьютер и загружается операционная система
· Правильно оцениваются ресурсы компьютера, необходимые для обработки определенной информации.
· Неправильно выбирается и загружается нужная программа.
· Умения работы с клавиатурой и манипулятором «мышь» на низком уровне.
· Правильно выполняются основные операции управления файлами.
· Отсутствуют умения работы в текстовом процессоре WORD, электронной таблице EXCEL, базе данных ACCESS, среде программирования.
· Результат не получен.
Отметка «1» Не владеет умением работы на компьютере.
Список литературы для обучающихся.
- «Информатика и ИКТ» для 9 класса, автор: Н.Д. Угринович. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010г.
Программное обеспечение:
- электронный калькулятор NumLock Calculator;
- клавиатурный тренажер Клавиатурный тренажер;
- файловый менеджер Total Commander;
- антивирусную программу Dr.Web AV-Desk, включающую монитор и сканер;
- использовать встроенную утилиту форматирования в операционную систему Windows;
- программу NeoTrace Pro визуальной трассировки прохождения данных через серверы Интернета;
- браузер SeaMonkey;
- менеджер загрузки файлов FlashGet;
- Использовать встроенный в операционную систему Windows:
- браузер Internet Explorer;
- простейший текстовый редактор Блокнот.
Календарно – тематическое планирование
Учебный год: 2011 – 2012г.
Предмет: Информатика и ИКТ 9 класс
Учитель: Безбородова Елена Николаевна
Количество часов за год: 68
Количество часов в неделю: 2
Количество контрольных работ: а) за первое полугодие - 2
б) за год - 6
Количество практических работ: а) за первое полугодие - 16
б) за год - 23
Базовый учебник: Информатика и ИКТ 9
Используемая учебно – методическая литература: УМК Н.Д.Угринович.
Тесты зачетных работ взяты из методического журнала: Информатика и образование
Поурочные разработки по информатике к учебнику Н.Д.Угринович.
Планирование составлено в соответствии с Программой Министерства общего и профессионального образования РФ, взятого из сборника
Дата составления 01.09.2011 Подпись учителя _______________________
№ п/п | Тема раздела, урока | Кол-во часов | Основные термины, понятия | ЗУН | Оборудование для демонстраций, лабораторных, практических работ | Дата планируемая | Дата фактическая |
9 А,Б,Г | 9 А,Б,Г | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1 | Техника безопасности при работе за компьютером. Повторение изученного в 8классе. | 1 | Информация и информационные процессы. | Знать понятия информация и информационные процессы. | |||
Глава 1. Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации (15ч.) | |||||||
2 | Кодирование графической информации. Пространственная дискретизация. | 1 | Код, кодирование, кодирование графической информации, виды графики, аналоговый и графический способы представления графической информации, пространственная дискретизация, кодирование цвета точки, системы цветопередачи. | Знать понятия код, кодирование, кодирование графической информации, виды графики, аналоговый и графический способы представления графической информации, пространственная дискретизация, кодирование цвета точки, системы цветопередачи. |
| ||
3 | Растровые изображения на экране монитора | 1 | Графический режим экрана монитора, пространственное разрешение, глубина цвета | Знать понятия графический режим экрана монитора, пространственное разрешение, глубина цвета | |||
4 | Палитры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK и HSB. | 1 | Кодировка цвета, палитра цветов, система цветопередачи. | Знать понятия кодировка цвета, палитра цветов, система цветопередачи. | |||
5 | Практическая работа № 1.1. Кодирование графической информации. | 1 | Уметь устанавливать различные графические режимы экрана монитора. | ||||
6 | Растровая и векторная графика. Рисование графических примитивов в растровых и векторных графических редакторах | 1 | Растровые изображения, GIF-анимация, векторные рисунки, flash-анимация. | Знать понятия | |||
7 | Инструменты для рисования растровых графических редакторов. Практическая работа № 1.2. Редактирование изображений в растровом графическом редакторе. | 1 | Графические примитивы, карандаш, кисть, ластик, распылитель, заливка, лупа, надпись. | Знать понятие графические примитивы. Уметь получать цифровые растровые изображения и применять к ним различные графические эффекты. | |||
8 | Работа с объектами в векторных графических редакторах. | 1 | Слой объекта, градиентная заливка. | Знать понятия слой объекта, градиентная заливка. | |||
9 | Редактирование изображений и рисунков в растровых и векторных графических редакторах. Практическая работа № 1.3. Создание рисунков в векторном графическом редакторе. | 1 | Выделение области изображения, копирование, перемещение, удаление. | Знать понятия выделение области изображения, копирование, перемещение, удаление. Уметь использовать различные возможности векторных редакторов. | |||
10 | Растровая и векторная анимация. | 1 | Анимация, GIF-анимация, flash-анимация, ключевые кадры. | Знать понятия анимация, GIF-анимация, flash-анимация, ключевые кадры. | |||
11 | Практическая работа № 1.4. Анимация | 1 | Уметь создавать анимацию в презентациях, GIF- и flash- анимацию. | ||||
12 | Кодирование и обработка звуковой информации. | 1 | Амплитуда, частота, громкость, тон, децибел, временная дискретизация звука, частота дискретизации звука, глубина кодирования звука, оцифрованный звук, звуковые редакторы. | Знать понятия амплитуда, частота, громкость, тон, децибел, временная дискретизация звука, частота дискретизации звука, глубина кодирования звука, оцифрованный звук, звуковые редакторы. | |||
13 | Практическая работа № 1.5. Кодирование и обработка звуковой информации. | 1 | Уметь оцифровывать звук, редактировать звуковые записи и сохранять звуковые файлы в различных форматах. | ||||
14 | Цифровое фото и видео. Практическая работа № 1.6. Захват цифрового фото и создание слайд-шоу. | 1 | Ключевой кадр, зависимые кадры, потоковое кино. | Знать понятия ключевой кадр, зависимые кадры, потоковое кино. Уметь захватывать снимки с цифровых фотокамер и создавать слайд-шоу. | |||
15 | Практическая работа № 1.7. Захват и редактирование цифрового фото и видео с использованием системы нелинейного видеомонтажа. | 1 | Уметь захватывать и редактировать цифровые видеозаписи. | ||||
16 | Контрольная работа № 1. по теме «Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации» | 1 | Уметь обобщать и систематизировать знания и умения | ||||
Глава 2. Кодирование и обработка текстовой информации (14 ч.) | |||||||
17 | Кодирование текстовой информации. Практическая работа № 2.1 Кодирование текстовой информации. | 1 | Кодирование, декодирование, кодировки русского алфавита. | Знать понятия кодирование, декодирование, кодировки русского алфавита. Уметь определять числовые коды символов и осуществлять перекодировку русскоязычного текста в текстовом редакторе. |
| ||
18 | Создание документов в текстовых редакторах | 1 | Текстовый редактор, параметры страницы, формат, ориентация, колонтитулы, номера страниц. | Знать понятия текстовый редактор, параметры страницы, формат, ориентация, колонтитулы, номера страниц. | |||
19 | Ввод и редактирование документа. Сохранение и печать документов | 1 | Ввод текста, вставка (изображений, формул, других объектов), редактирование сохранение, печать. | Знать понятия ввод текста, вставка (изображений, формул, других объектов), редактирование сохранение, печать. | |||
20 | Практическая работа №2.2 Вставка в документ формул. | 1 | Уметь вставлять в документ физические и математические формулы. | ||||
21 | Форматирование документа | 1 | Форматирование, шрифт, растровые шрифты, векторные шрифты, размер шрифта. | Знать понятия форматирование, шрифт, растровые шрифты, векторные шрифты, размер шрифта. | |||
22 | Практическая работа №2.3 Форматирование символов и абзацев. | 1 | Уметь устанавливать в документе различные параметры форматирования символов и абзацев. | ||||
23 | Практическая работа № 2.4 Создание и форматирование списков. | 1 | Уметь создавать маркированные списки, нумерованные и многоуровневые списки. | ||||
24 | Таблицы. | 1 | Таблица, строки, столбцы, ячейки. | Знать понятия таблица, строки, столбцы, ячейки. | |||
25 | Практическая работа № 2.5 Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными. | 1 | Уметь вставлять в документ таблицы, настраивать их внешний вид и вставлять данные (текст, изображения, числа и формулы). | ||||
26 | Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. | 1 | |||||
27 | Практическая работа № 2.6 Перевод текста с помощью компьютерного словаря. | 1 | Уметь использовать компьютерные словари для перевода текстов. | ||||
28 | Системы оптического распознавания документов. | 1 | |||||
29 | Практическая работа № 2.7 Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа | 1 | Уметь сканировать «бумажные тексты преобразовывать их в компьютерные текстовые документы с помощью систем оптического распознавания. | ||||
30 | Контрольная работа №2 по теме: «Кодирование и обработка текстовой информации» | 1 | Уметь обобщать и систематизировать знания и умения | ||||
Глава 3. Кодирование и обработка числовой информации (8 ч.). | |||||||
31 | Кодирование числовой информации. | 1 | Знать понятия |
| |||
32 | Практическая работа № 3.1 Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора. | 1 | Уметь с помощью калькулятора переводить целые числа из шестнадцатеричной системы счисления в десятичную для определения десятичного кода символа. | ||||
33 | Электронные таблицы. | 1 | |||||
34 | Практическая работа № 3.2 Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах. | 1 | Уметь использовать в формулах электронной таблицы относительные, абсолютные и смешанные ссылки. | ||||
35 | Практическая работа № 3.3 Создание таблиц значений функций в электронных таблицах | 1 | Уметь создавать таблицы значений функций в заданном диапазоне значений аргумента и с заданным шагом его изменения. | ||||
36 | Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах. Практическая работа № 3.4 Построение диаграмм различных типов. | 1 | Диаграмма, график. | Уметь строить линейчатые и круговые диаграммы, а также диаграммы типа график. | |||
37 | Базы данных в электронных таблицах. | 1 | База данных, поле, запись | Знать понятия база данных, поле, запись | |||
38 | Практическая работа № 3.5 Сортировка и поиск данных в электронных таблицах | 1 | Уметь осуществлять в электронных таблицах сортировку данных в выделенном столбце, вложенную сортировку записей базы данных по нескольким столбцам и поиск данных. | ||||
39 | Контрольная работа №3 по теме: «Кодирование и обработка числовой информации» | 1 | Уметь обобщать и систематизировать знания и умения | ||||
Глава 4. Основы алгоритмизации и программирования (16 ч.). | |||||||
40 | Алгоритм и его формальное исполнение. Способы записи алгоритмов. | 1 | Алгоритм, дискретность, результативность, массовость, исполнитель, детерминированность, система команд, блок-схема, программа, словесное описание алгоритмов, блок-схема, алгоритмический язык, язык программирования. | Знать понятия алгоритм, дискретность, результативность, массовость, исполнитель, детерминированность, система команд, блок-схема, программа. |
| ||
41 | Основные алгоритмические структуры. | 1 | Алгоритм, линейный алгоритм, алгоритмическая структура ветвление, алгоритмическая структура выбор, алгоритмическая структура цикл. | Знать понятия алгоритм, линейный алгоритм, алгоритмическая структура ветвление, алгоритмическая структура выбор, алгоритмическая структура цикл. | |||
42 | Элементы языка Паскаль. | Алфавит языка Паскаль, структура программы на Паскале. | Знать алфавит языка Паскаль, структуру построения программы на языке Паскаль. | ||||
43 | Переменные и типы данных. Оператор присваивания. Константы. | 1 | Переменные, тип, имя, значение, константа, оператор присваивания. | Знать понятия переменные, тип, имя, значение, константа, оператор присваивания. | |||
44 | Операции и выражения. Арифметические, логические операции. Стандартные математические функции. Порядок вычислений. Запись выражений. | 1 | Арифметические операции, логические операции, функция, виды функций. | Знать способы записи арифметических операций, логических операций, функций на языке Паскаль. | |||
45 | Практическая работа № 4.1 Составление линейных алгоритмов. Операторы ввода-вывода на языке Паскаль. | 1 | Линейный алгоритм, операторы Write, Writeln, Read, Readln. | Знать понятие линейный алгоритм, назначение операторов Write, Writeln, Read, Readln. | |||
46 | Решение линейных задач. | 1 | Линейный алгоритм, операторы Write, Writeln, Read, Readln. | Уметь применять операторы Write, Writeln, Read, Readln для составления линейных программ. | |||
47 | Практическая работа №4.2 Операторы условного и безусловного перехода на Паскале. | 1 | Ветвление, полная форма условного оператора if then else, неполная форма условного оператора if then, оператор безусловного перехода GOTO. | Знать понятия ветвление, полная форма условного оператора if then else, неполная форма условного оператора if then, оператор безусловного перехода GOTO. | |||
48 | Решение задач с ветвлением. | 1 | Ветвление, полная форма условного оператора if then else, неполная форма условного оператора if then, оператор безусловного перехода GOTO. | Уметь применять операторы ветвления для составления программ. | |||
49 | Множественный выбор. Решение задач с ветвлением. | Множественный выбор, составной оператор, операторные скобки Begin ... End. | Уметь применять составной оператор Begin ... End для составления программ ветвления с множественным выбором. | ||||
50 | Практическая работа №4.3 Операторы цикла на Паскале. Цикл с параметром. | 1 | Цикл, тело цикла, параметр цикла, оператор for…do. | Знать понятия цикл, тело цикла, параметр цикла; применять оператор for…do для составления программ. | |||
51 | Операторы цикла на Паскале. Цикл с предусловием. | 1 | Цикл, тело цикла, цикл с предусловием, оператор while …do. | Уметь применять оператор while …do для составления программ. | |||
52 | Операторы цикла на Паскале. Цикл с постусловием. | 1 | Цикл, тело цикла, цикл с постусловием, оператор repeat…until. | Уметь применять оператор repeat…until для составления программ. | |||
53 | Операторы цикла на Паскале. Решение задач. | 1 | Цикл, тело цикла, параметр цикла, цикл с предусловием, цикл с постусловием, | Уметь применять операторы цикла с параметром, циклов с пред- и постусловием для решения задач. | |||
53 | Вложенные циклы. Решение задач. | 1 | Цикл, тело цикла, вложенный цикл. | Уметь применять операторы цикла для решения задач с вложенными циклами. | |||
54 | Контрольная работа № по теме: «Применение алгоритмических конструкций в Паскале» | 1 | Уметь обобщать и систематизировать знания и умения | ||||
55 | Массив. Описание и использование массивов. Заполнение массива данными | 1 | Массив, одномерный массив, многомерный массив, индекс, оператор array. | Знать понятия массив, одномерный массив, многомерный массив, индекс. | |||
56 | Практическая работа №4.4 Действия с одномерными массивами. | 1 | Массив, одномерный массив, индекс, оператор array. | Уметь заполнять одномерные массивы, выводить их на экран и обрабатывать. | |||
57 | Действия с одномерными массивами. Поиск максимального (минимального) элемента массива. | 1 | Массив, одномерный массив, индекс, оператор array, максимальный и минимальный элемент массива. | Уметь заполнять одномерные массивы, выводить их на экран и обрабатывать. | |||
58 | Контрольная работа №5 по теме: «Основы алгоритмизации и программирования» | 1 | Уметь обобщать и систематизировать знания и умения | ||||
Глава 5 Моделирование и формализация (9 ч.). | |||||||
59 | Моделирование, формализация, визуализация | 1 | Моделирование, модель, несколько моделей, одна и та же модель, формализация. | Знать понятия моделирование, модель, несколько моделей, одна и та же модель, формализация. |
| ||
60 | Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. | 1 | Описательная информационная модель, формализованная модель, компьютерная модель, компьютерный эксперимент, анализ результатов. | Знать понятия описательная информационная модель, формализованная модель, компьютерная модель, компьютерный эксперимент, анализ результатов. | |||
61 | Построение и исследование физических моделей. | 1 | Исследование, качественная описательная модель, формальная модель, интерактивная компьютерная модель. | Знать понятия | |||
62 | Приближенное решение уравнений. | 1 | Качественная описательная модель, формальная модель, интерактивная компьютерная модель. | Знать понятия | |||
63 | Экспертные системы распознавания химических веществ | 1 | Качественная описательная модель, формальная модель, интерактивная компьютерная модель. | Знать понятия | |||
64 | Информационные модели управления объектами. | 1 | Управляющий объект, управляемый объект, канал управления, канал обратной связи. | Знать понятия | |||
Глава 6. Информатизация общества (1 ч.). | |||||||
65 | Информационное общество. Информационная культура. Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) | 1 | Информационная грамотность, информационная культура. | Знать понятия информационная грамотность, информационная культура. | |||
66 | Контрольная работа № 6 по теме: «Моделирование, формализация и информатизация общества» | 1 | Уметь обобщать и систематизировать знания и умения по теме: «Моделирование, формализация и информатизация общества» | Уметь обобщать и систематизировать знания и умения | |||
67-68 | Резерв. | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ ИНФОРМАТИКА И ИКТ ДЛЯ 8-9 КЛАССОВ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО ПРЕДМЕТУ ИНФОРМАТИКА И ИКТДЛЯ 8-9 КЛАССОВ (8 класс – 1 час в неделю, 34 часа в год9 класс – 2 часа в неделю, 68 часов в год)...
Рабочая программа по предмету «Информатика и ИКТ» в 8-9 классах (Н.Д.Угринович)
Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе авторской программы Угриновича Н.Д. «Программа курса информатики и ИКТ для основной школы (8– 9 классы)», изданной в сборнике «И...
Рабочая программа по предмету "Информатика и ИКТ" для учащейся 5 класса
Рабочая программа по предмету "Информатика и ИКТ" для учащейся 5 классас нарушением опорно-двигательного аппарата в условиях инклюзивного образования, как часть адаптированной образовательной пр...
1. Рабочая программа по предмету "Информатика ИКТ" для обучающихся 5 классов
Настоящая рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17....
Рабочая программа по предмету "Информатика ИКТ" для обучающихся 9 классов
Настоящая рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17....
Рабочая программа по предмету "Информатика ИКТ" для обучающихся 10 классов (база)
Настоящая программа полностью соответствует «Примерной программы среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям. Базовый уровень» (утверждена прика...
Рабочая программа по предмету "Информатика ИКТ" для обучающихся 11 классов (профиль)
Настоящая рабочая учебная программа профильного курса «Информатика и ИКТ» для 11 классов средней общеобразовательной школы составлена на основе Федерального компонента государственного обр...