Рабочая программа курса "Раннее изучение физики в 6 классе"
рабочая программа по физике (6 класс) по теме
Представленная программа по физике для 6 классов может быть использована в качестве самостоятельного предмета или интегрированного учебного курса в части, формируемой участниками образовательного процесса. Она может быть реализована в урочной или внеурочной деятельности обучающихся по выбору образовательного учреждения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.doc | 102 КБ |
Предварительный просмотр:
Представленная программа по физике для 6 классов может быть использована в качестве самостоятельного предмета или интегрированного учебного курса в части, формируемой участниками образовательного процесса. Она может быть реализована в урочной или внеурочной деятельности обучающихся по выбору образовательного учреждения.
1. Пояснительная записка c общей характеристикой учебного предмета
и конкретизированными с учётом специфики учебного предмета целями
и задачами обучения физике на пропедевтическом этапе
Физическое образование в системе общего и среднего образования занимает одно из ведущих мест. Являясь фундаментом научного миропонимания, оно способствует формированию знаний об основных методах научного познания окружающего мира, фундаментальных научных теорий и закономерностей, формирует у учащихся умения исследовать и объяснять явления природы и техники.
Модернизация современного образования ориентирована на формирование у учащихся личностных качеств, социально значимых знаний, отвечающих динамичным изменениям в современном обществе. Необходимо повернуться к личности ребенка, к его индивидуальности, личностному опыту, создать наилучшие условия для развития и максимальной реализации его склонностей и способностей в настоящем и будущем. Гуманизация, индивидуализация и дифференциация образовательной политики стали средствами решения поставленной задачи.
Как школьный предмет, физика обладает огромным гуманитарным потенциалом, она активно формирует интеллектуальные и мировоззренческие качества личности. Учитель при этом становится организатором познавательной деятельности ученика, стимулирующим началом в развитии личности каждого школьника.
Дифференциация предполагает такую организацию процесса обучения, которая учитывает индивидуальные особенности учащихся, их способности и интересы, личностный опыт.
Дифференциация обучения физике, позволяет с одной стороны, обеспечить базовую подготовку, с другой – удовлетворить потребности каждого, кто проявляет интерес и способности к предмету.
Содержание физического образования в каждой конкретной школе определяется инвариантной (базовой) и вариативной составляющими. Вариативная часть физического образования учитывает особенности ученика, учителя, школы, региона. Инвариантная часть определяет материал, минимально необходимый для решения приоритетных задач физического образования в основной школе.
Опираясь на своеобразие учащихся, уровень развития их индивидуальных способностей, каждый учитель может выбрать или разработать образовательную программу, обеспечив её дидактическое и методическое наполнение, которое соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС).
Непрерывная система физического образования в системе основного общего и среднего полного общего образования представляет собой последовательные, связанные между собой этапы обучения: пропедевтика физики в 5 и 6 классах, основная школа (7 – 9 классы), старшая профильная школа (10 – 11 классы).
Пропедевтика – введение в науку, в переводе с греческого языка (propaidéuō) означает «предварительно обучаю». Под пропедевтикой мы понимаем вводный курс, систематически изложенный в сжатой элементарной форме, который осуществляет предварительную подготовку учащихся к изучению предмета в основной школе и далее в старшей школе.
Пропедевтика естественнонаучных знаний в 5-6 классах является дидактическим условием преемственности обучения в системе непрерывного физического образования и осуществляется в настоящее время согласно базисному учебному плану в рамках предмета «Естествознание».
Преобразование структуры и содержания курса физики, в связи с модернизацией системы общего образования в стране, вызывают необходимость серьезных изменений в пропедевтике (подготовке учащихся к изучению систематического курса физики).
Разработанный пропедевтический курс построен на основе метода научного познания. Он способствует начальному формированию и дальнейшему развитию физических понятий в системе непрерывного физического образования и обеспечивает формирование у учащихся целостного представления о мире.
Освоение метода научного познания предоставляет ученикам инициативу, независимость и свободу в процессе обучения и творчества при освоении реального мира вещей и явлений.
В условиях реализации образовательной программы широко используются методы учебного, исследовательского, проблемного эксперимента. Ребенок в процессе познания, приобретая чувственный (феноменологический) опыт, переживает полученные ощущения и впечатления. Эти переживания пробуждают и побуждают процесс мышления.
Целями изучения пропедевтического курса физики в 5 и 6 классах являются:
- развитие интереса и творческих способностей младших школьников при освоении ими метода научного познания на феноменологическом уровне;
- приобретение учащимися знаний и чувственного опыта для понимания явлений природы, многие из которых им предстоит изучать в старших классах школы;
- формирование представлений об изменчивости и познаваемости мира, в котором мы живем.
Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:
- знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы (наблюдение, опыт, выявление закономерностей, моделирование явления, формулировка гипотез и постановка задач по их проверке, поиск решения задач, подведение итогов и формулировка вывода);
- приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электрических, магнитных и световых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;
- формирование у учащихся знаний о физических величинах путь, скорость, время, сила, масса, плотность, как о способе описания закономерностей физических явлений и свойств физических тел;
- формирование у учащихся умения наблюдать и описывать явления окружающего мира в их взаимосвязи с другими явлениями, выявлять главное, обнаруживать закономерности в протекании явлений и качественно объяснять наиболее распространенные и значимые для человека явления природы;
- овладение общенаучными понятиями: природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;
- пониманием отличия научных данных от непроверенной информации; ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.
2. Описание места пропедевтического курса физики в учебном плане
Представленная программа по физике для 6 классов может быть использована в качестве самостоятельного предмета или интегрированного учебного курса в части, формируемой участниками образовательного процесса. Она может быть реализована в урочной или внеурочной деятельности обучающихся по выбору образовательного учреждения.
В 7-8 классах предполагается углубленное изучение некоторых тем, которые были изучены в 6 классе. Углубить знания по теме: Тепловые явления. (Уравнение теплового баланса. Энергия топлива. Сохранение энергии при теплообмене. Первый закон термодинамики.)
Электрические явления. (Полупроводниковые приборы. Носители электрических зарядов в электролитах и газах.)
Электромагнитные явления.( Действие магнитного поля на проводник с током. Вектор магнитной индукции.)
Рабочая программа по физике 6 кл. составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и примерной программы основного общего образования: «Физика» 7-9 классы (базовый уровень) и авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Перышкина «Физика» 7-9 классы (сборники: «Программы для общеобразовательных учреждений «Физика» 7-11 кл./ сост. В.А. Коровин, В.А. Орлова. – М.: Дрофа , 2008 г. и «Сборник нормативных документов.»
Для изучения предметного пропедевтического курса физики необходимо выделить 34 часа в счет вариативной части Базисного учебного плана. Тематическое планирование для обучения в 6 классах может быть составлено из расчета 1 ч в неделю
Распределение учебного времени по темам является примерным.
3. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса
Общими предметными результатами обучения при изучении
пропедевтического курса физики являются:
- феноменологические знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и качественно объяснять причину их возникновения;
- умения пользоваться методами научного познания, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять обнаруженные закономерности в словесной форме или в виде таблиц;
- научиться наблюдать природные явления, выделять существенные признаки этих явлений, делать выводы;
- научиться пользоваться измерительными приборами (весы, динамометр, термометр), собирать несложные экспериментальные установки для проведения простейших опытов, представлять результаты измерений с помощью таблиц и выявлять на этой основе эмпирические закономерности;
- умения применять теоретические знания по физике к объяснению природных явлений и решению простейших задач;
- умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия и создания простых технических устройств (например, сборка устойчивых конструкций, конструирование простейшего фотоаппарата и микроскопа, изготовление электронного ключа и источника тока), решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
- умение применять знания по физике при изучении других предметов естественно-математического цикла;
- формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;
- развитие элементов теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, выделять главное в изучаемом явлении, выявлять причинно-следственные связи между величинами, которые его характеризуют, выдвигать гипотезы, формулировать выводы;
- коммуникативные умения: докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.
Частными предметными результатами обучения в пропедевтическом курсе физики, на которых основываются общие результаты, являются:
- умения приводить примеры и способность объяснять на качественном уровне физические явления:
- умения измерять расстояние, промежуток времени, скорость, массу, силу, температуру;
- владение экспериментальными методами исследования в процессе самостоятельного изучения зависимости пройденного пути от времени, удлинения пружины от приложенной силы, силы трения скольжения от веса тела, силы Архимеда от объема тела;
- умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, охрана окружающей среды, техника безопасности и др.).
Метапредметными результатами обучения при изучении пропедевтического курса физики являются:
- овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
- овладение универсальными способами деятельности на примерах использования метода научного познания при изучении явлений природы;
- формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, при помощи таблиц, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
- приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
- развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
- освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
- формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Личностными результатами обучения при изучении пропедевтического курса физики являются:
- сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
- самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
- мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
- формирование ценностных отношений друг к другу, к учителю, к авторам открытий и изобретений, к результатам обучения;
- приобретение положительного эмоционального отношения к окружающей природе и самому себе как части природы, желание познавать природные объекты и явления в соответствии с жизненными потребностями и интересами;
№п/п | Содержание | Кол-во часов | дата |
1. | Введение в физику. | 1 | |
2. | Наблюдения и опыты. | 1 | |
3. | Лабораторное оборудование. | 1 | |
4. | Тело. Вещество. | 1 | |
5. | Природа. Явления природы. Тела в природе. | 1 | |
6. | Измерительные приборы. | 1 | |
7. | Диффузия. | 1 | |
8. | Взаимодействие частиц, из которых состоят вещества. | 1 | |
9. | Притяжение, отталкивание частиц. | 1 | |
10. | Масса тела. | 1 | |
11. | Измерение массы тела. | 1 | |
12. | Плотность вещества. | 1 | |
13. | Объем, масса. Формулы для вычисления. | 1 | |
14. | Сила. | 1 | |
15. | Сила упругости. | 1 | |
16. | Сила тяжести. Притяжение к Земле. | 1 | |
17. | Давление. | 1 | |
18. | Давление газов. | 1 | |
19. | Применение давления в живой природе. | 1 | |
20. | Сила трения. Виды сил трения. | 1 | |
21. | Влияние трения на движение тел. | 1 | |
22. | Выталкивающая сила, действующая на тело, погруженное в жидкость. | 1 | |
23. | Плавание тел. Архимедова сила. | 1 | |
24. | Водный транспорт. | 1 | |
25. | Передвижение живых организмов в воде. | 1 | |
26. | Воздухоплавание. Передвижение живых организмов в воздухе. | 1 | |
27. | Работа и энергия. | 1 | |
28. | Виды энергии. | 1 | |
29. | Преобразование одного вида энергии в другой. | 1 | |
30. | Энергия и живые организмы. | 1 | |
31. | Охрана природы. | 1 | |
32. | Экологические катастрофы. Их интерпретация с точки зрения физики. | 1 | |
33. | Физика в быту. | 1 | |
34. | Физика и человек. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа в 8 физико-математическом классе
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Математика». 8 «В» класс. Профильный уровень(физико-математический)...
Рабочая программа пропедевтического курса физики 6 класс
Учебно-тематическое планирование пропедевтического курса «Физика» для 6 класса разработано на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физи...
Рабочая программа по курсу "Физика" 8 класс
Рабочая программа по курсу "Физика" 8 класс...
Рабочая программа по курсу "Физика" 9 класс
Рабочая программа по физике 9 класс...
Рабочая программа по курсу "Физика" 7 класс
Рабочая программа по курсу "Физика" 7 класс...
Рабочая программа по предмету "Физика" (8 класс)
Рабочая программа по предмету "Физика" (8 класс) разработана в соответствии с авторской программой А.В.Перышкина. В программе определены предметные результаты, вид и формы контроля, составлено календа...
Рабочая программа по предмету "Физика" (9 класс)
Рабочая программа по предмету "Физика" (9 класс) разработана в соответствии с авторской программой А.В.Перышкина (2 часа в неделю). В пояснительной записке определены предметные результаты, виды и фор...