Раннее изучение физики
элективный курс (физика, 6 класс) по теме
Программа элективного курса в 6 классе "Измерение физических величин"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fakultativ_6_klass.doc | 161 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
РАБОЧЕОСТРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ПРОГРАММА
ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА
ПО ФИЗИКЕ
«ИЗМЕРЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ ВЕЛИЧИН»
РАЗРАБОТАЛА: БУХАЛОВА М.Н.,
УЧИТЕЛЬ ФИЗИКИ ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ
РАБОЧЕОСТРОВСК, КЕМСКОГО РАЙОНА, РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
2008 Г
ВВЕДЕНИЕ
« Не то, что мните, вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик-
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык»
Ф.И.Тютчев
Каждый человек обладает какими-то умственными способностями. Было бы замечательно, если бы каждый в процессе учёбы изучал себя, свои способности. Физика в этом отношении открывает большие возможности и для тех, кто склонен к логическому мышлению, и для тех, у кого умелые, чуткие руки, и для тех, кто обладает чувством прекрасного и склонен к занятиям искусством.
«О природе» - это перевод греческого выражения «peri physeős». Именно так называли деятельность по изучению мира – «прапрабабушку» современной физики – в 6 – 5 веках до н.э. Позднее Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.) ввёл слово «physic » («природа»), но под природой он понимал не естественную среду, окружающую человека, а скрытую от его чувств сущность вещей и событий. Познав сущность (природу) явлений, человек сможет объяснить не только то, как протекают явления, (это видят все!), но и почему они протекают именно так, а не иначе. С тех пор вопрос «почему?» - главный вопрос в физике. Задавайте его почаще себе, учителю, товарищам. Именно те, кого вопрос «почему?» мучает всю жизнь, и становятся физиками.
Чем же физика сложна для учащихся? Высоким уровнем абстракции, разумеется. Только математика, практически вовсе не связанная с действительностью (в сознании учеников), превосходит физику в этом отношении. И заметьте, к математике, согласно исследованиям психологов и социологов, школьники относятся лучше, ставят её выше в шкале престижа школьных предметов. Почему?
Русский поэт И.Северянин в одном из стихотворений пытается найти ответ на этот вопрос:
«Мы живём, как во сне неразгаданном,
На одной из удобных планет…
Много здесь, чего вовсе не надо нам…
А того, что нам хочется – нет…
Ответ прост: перед школьником, изучающим физику, постоянно возникает задача установления соответствия идеальной схемы (математики) и действительности. Ученик должен видеть в окружающем пространстве векторы, формулы, схемы, иначе его знание настолько формально, что немудрено потерять к нему всякий интерес. В математике эта проблема снимается: есть объекты, есть правила операции с ними; получается хоть и трудная, но игра, смысл которой понятен ученикам.
Указанную трудность при изучении физики можно преодолеть, если все результаты учащиеся будут получать из опыта и только из него. Нужно так перестроить курс физики, чтобы ученики сами пришли к выводу о возможности и необходимости описания Природы с помощью математики, сами изобрели язык физики, прошли все ступеньки абстрагирования вплоть до самых высоких высот. Создание такого курса поможет ученикам самим вскарабкаться на вершину знаний.
Из года в год совершенствуется методика обучения: на смену приёмам, рассчитанным на механическое запоминание и воспроизведение учебной информации , приходят такие, при которых ученики становятся активными участниками процесса добывания знаний. Это развивает у ученика умения наблюдать, сравнивать, обобщать, анализировать факты и делать выводы.
В развитии перечисленных качеств учащихся большую роль играют фронтальные опыты и лабораторные работы. Под ними мы понимаем вид эксперимента, при котором все учащиеся одновременно в процессе изучения материала на уроке под руководством учителя проводят наблюдения, опыты, часто сопровождаемые измерениями, на основании полученных данных делают выводы.
«О, сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух,
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель»
А.С.Пушкин
Фронтальные опыты позволяют органически соединить практические действия учащихся с их умственной деятельностью, дают возможность не только наблюдать изучаемое явление, но и самостоятельно убедиться в существовании познаваемой закономерности, а зачастую и выявить её самостоятельно
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА, ПО МНЕНИЮ ВЕЛИКИХ УЧЁНЫХ
Д.И.Менделеев | «Наука начинается там, где начинают измерять» |
А.Вольта | «Как можно определить причину, если не определить не только качество, но количество и интенсивность явлений?» |
М.В.Ломоносов | «Опыт ценнее тысячи мнений, рождённых воображением» |
Леонардо да Винчи | «Мудрость – дочь опыта. Опыт никогда не ошибается, а ошибаются только суждения ваши, которые ждут от него вещей, не находящихся в его власти» |
Л.Д.Ландау | «Верховным судьёй всякой физической теории является опыт» |
Ю.Либих | «Источник всякой науки есть опыт» |
А.Левенгук | «Следует воздержаться от рассуждений, когда говорит эксперимент» |
Д.И.Менделеев | «Теория, не проверяемая опытом, при всей красоте концепции теряет вес, не признаётся» |
Л.Пастер | «В экспериментальных работах надо сомневаться до тех пор, пока факты не заставят отказаться от всяких сомнений» |
Э.Резерфорд | «Эксперимент без теоретических умозрений или умозрения без экспериментов значат весьма немного, для действительного прогресса необходимо счастливое сочетание того и другого» |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данный факультативный курс является пропедевтическим курсом, предваряющим систематическое изучение физики.
На ранних этапах образования ставится задача сформировать представления о явлениях и законах окружающего мира, с которыми школьники сталкиваются в повседневной жизни. Формулируются первоначальные представления о научном методе познания, развиваются способности к исследованию, умение наблюдать и анализировать явления природы, планировать и проводить опыты.
Эксперимент является важнейшим элементом процесса обучения физике. Он выполняет несколько дидактических функций:
- повышает интерес к предмету,
- активизирует внимание учащихся,
- способствует политехническому образованию,
- способствует формирование физических понятий.
Формирование у школьников физических представлений и изучение ими конкретных явлений осуществляется при непосредственном участии физического эксперимента.
Место физического эксперимента в этом процессе позволяет определить функциональная модель, состоящая из двух взаимосвязанных элементов-функций:
- создание чувственно-наглядных образов, которые являются материалом для дальнейшего обобщения;
- создание практических проблемных ситуаций, при которых учащиеся могли бы осуществить самостоятельный процесс от абстрактного мышления к конкретному мышлению.
С точки зрения современных требований к организации учебного процесса физический эксперимент должен быть органически связан с логическими элементами урока, а для этого необходимо в каждом конкретном случае не только решать вопрос о содержании эксперимента, но и определять его место на уроке. Это эффективное средство обучения, как и любое другое, должно использоваться целенаправленно и педагогически обоснованно.
Выполнение практических экспериментов способствует более глубокому усвоению учащимися физических понятий и законов, привитию умений и навыков обращения с измерительными приборами, приучает сознательно применять знания в жизни. Правильно организованные лабораторные занятия активизируют мысль учащихся, приучают их самостоятельно искать ответ на поставленный вопрос экспериментальным путём.
На лабораторных занятиях решаются следующие задачи:
- иллюстрация (подтверждение справедливости) изучаемых законов;
- овладение методами измерения физических величин;
- изучение связи между физическими величинами и установление закономерностей явлений;
- привитие умений пользоваться измерительными приборами
- выработка умения чтения схем опытов,
- развитие у школьников конструкторских способностей и технической смекалки,
- изучение устройства и принципа действия физических приборов
В программе предусмотрено большое количество экспериментальных заданий в классе и дома, а также лабораторные работы, которые выполняются весь урок. Учащиеся делают самостоятельный вывод о необходимости использования в повседневной практике измерительных приборов, осваивают приёмы получения информации и обработки результатов.
Формируются первые представления о физических величинах и способах измерения. Школьники знакомятся с простейшими измерительными приборами: мензуркой, динамометром, рычажными весами.
Большое внимание уделяется вопросам математики. Закрепляются измерительные навыки, повторяются методы решения уравнений, расчёт площади и объёма, задачи на расчёт пути, времени и скорости равномерного движения и т.д. Всё это позволяет усилить прикладное значение математики и иллюстрировать математические законы конкретными примерами.
ЦЕЛИ КУРСА:
используя экспериментальные лабораторные работы и знания,
полученные в курсе математики:
- подготовить к дальнейшему систематическому изучению курса физики;
- сформировать представления о физических величинах и способах их измерения;
3. познакомить учащихся с физическими явлениями, лежащими в основе
простых технических устройств, использующихся в быту;
4. рассмотреть явления, с которыми школьники сталкиваются в
повседневной жизни, научить объяснять эти явления на основе
законов физики;
5. сформировать целостное представление о природе;
6. показать многообразие природных явлений и процессов, их
взаимосвязь.
ЗАДАЧИ КУРСА:
- научить пользоваться категориями научной информации, такими как: физическое явление, физический закон, физическая величина, физический метод, экспериментальный факт, теоретический вывод, экспериментальная проверка теории;
3. развить способности учащихся к исследовательской деятельности:
а) исследование явлений; б) установление закономерностей;
4. совершенствование навыков сознательного пользования научным
знанием для объяснения несложных явлений природы;
5. привить интерес к физической науке, формировать гордость за прошлое,
настоящее и будущее российской физической науки;
6. сформировать необходимые в жизни и труде практические навыки и
умения пользования простейшими измерительными приборами;
7. постараться выработать такие качества личности, как трудолюбие,
настойчивость, целеустремлённость, взаимопомощь;
8. предоставить учащимся возможность проанализировать свои способности
к физической науке
ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА
1. Мы познаём мир, в котором живём (5 ч)
Природа. Явления природы. Что изучает физика. Методы познания: наблюдение, опыт. Моделирование. Физические величины и их измерения. Измерительные приборы. Математическая запись больших и малых величин.
Физические методы изучения природы
Измерение физических величин. Погрешность измерений. Использование результатов эксперимента для предсказания значений величин, характеризующих изучаемое явление.
Фронтальные лабораторные работы
- Наблюдение тел и определение веществ, из которых они состоят.
- Изготовление линейки и её использование
- Определение цены деления измерительного прибора.
2. Пространство (6 ч)
Пространство и его свойства. Измерение размеров разных тел. Углы помогают изучать пространство. Измерение углов в астрономии и географии. Как и для чего измеряется площадь разных поверхностей. Как и для чего измеряют объём тел.
Методы исследования пространства
Измерительные приборы: измерительная линейка, транспортир, палетка, мерный цилиндр. Измерение расстояний, углов, площадей, объёмов. Использование результатов измерений для предсказания расположения плоских фигур на плоскости и объёмных тел в пространстве.
Фронтальные лабораторные работы
- Измерение размеров бруска.
- Измерение углов при помощи транспортира.
- Измерение площадей различных фигур.
- Измерение объёма жидкости при помощи мензурки
- Измерение объёма твёрдого тела при помощи мензурки.
3. Время (3 ч)
Время. Измерение интервалов времени. Год. Месяц. Сутки. Календарь.
Методы исследования времени.
Измерительные приборы: часы, секундомер, метроном, электромагнитный индикатор импульсов. Измерение интервалов времени.
Заполнение таблиц, в которых отражена зависимость периода колебаний маятника от амплитуды колебаний и длины нити.
Фронтальные лабораторные работы
- Измерение периода колебаний нитяного маятника
- Измерение промежутков времени метрономом.
4. Движение (6 ч)
Механическое движение. Траектория. Прямолинейное и криволинейное движение. Путь. Скорость. Равномерное и неравномерное движение. Относительность движения. Движение планет Солнечной системы.
Методы исследования механического движения
Измерительные приборы: измерительная линейка, часы, электромагнитный отметчик. Измерение расстояний, интервалов времени, скорости. Заполнение таблиц, в которых отражена зависимость от времени пути и скорости при прямолинейном движении.
Фронтальные лабораторные работы
- Изучение движения автомобиля по дороге (по рисунку)
- Изучение прямолинейного равномерного движения пузырька воздуха в стеклянной трубке.
- Изучение неравномерного прямолинейного движения
- Изучение траектории движения тележки в разных системах отсчёта.
5. Взаимодействие тел (7 ч)
Взаимодействие тел. Земное притяжение. Упругая деформация. Трение. Сила. Силы в природе: сила тяготения, сила тяжести, сила упругости. Векторное изображение силы. Сложение сил. Равнодействующая сила. Архимедова сила. Движение взаимодействующих тел.
Методы исследования механических явлений
Измерительные приборы: измерительная линейка, динамометр. Измерение расстояний, силы. Использование результатов эксперимента для предсказания величин, характеризующих явление. Заполнение таблиц, в которых отражены зависимости физических величин, характеризующих взаимодействие тел.
Фронтальные лабораторные работы
- Исследование взаимодействия груза с Землёй и пружиной.
- Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины.
- Градуировка динамометра. Измерение силы динамометром.
- Изучение зависимости силы трения от веса тела
- Измерение выталкивающей силы, действующей на тело, погружённое в жидкость.
6. Строение вещества. Тепловые явления (6 ч)
Масса. Плотность. Гипотеза о дискретном строении вещества. Непрерывность и хаотичность движения частиц вещества. Диффузия. Броуновское движение. Взаимодействие частиц вещества. Модели газа, жидкости, твёрдого тела. Агрегатные состояния вещества. Температура. Термометр.
Методы исследования тепловых явлений
Применение основных положений молекулярно-кинетической теории строения вещества для объяснения разной сжимаемости твёрдого тела, жидкости и газа, зависимость свойств веществ от температуры.
Фронтальные лабораторные работы
- Измерение массы тела на рычажных весах.
- Измерение температуры воды и воздуха
- Изучение свойств воды в твёрдом, жидком и газообразном состоянии.
- Исследование изменения со временем температуры остывающей воды.
- Градуирование термометра.
Обобщающее повторение – 2 ч
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1. Мы познаём мир, в котором живём (5 ч)
№ | Дата | Тема занятия | № лаб. работы |
1/1 | Природа. Человек преобразует природу. Что изучает физика. Тела и вещества | 1 | |
2/2 | Методы научного познания. Физические модели. Физические величины и их измерение. | 2 | |
3/3 | Лабораторное оборудование. Измерительные приборы. Погрешности измерения | Демонстрации | |
4/4 | Измерение физических величин. Большие и малые величины. | 3 | |
5/5 | Предсказательная сила эксперимента. Научные открытия | Демонстрации |
2. Пространство (6 ч)
№ | Дата | Тема занятия | № лаб. работы |
1/6 | Пространство и его свойства. Как изучают пространство | Демонстрации | |
2/7 | Способы измерения линейных размеров тел. Приборы для измерения длины. | 4 | |
3/8 | Угловые измерения. Приборы для измерения углов. Измерение больших и малых расстояний. | 5 | |
4/9 | Площади поверхностей. Единицы площади. Способы измерения площади. | 6 | |
5/10 | Объёмы тел. Единицы объёма. Измерение объёма жидкости мерным цилиндром | 7 | |
6/11 | Объёмы тел. Измерение объёма твёрдого тела мерным цилиндром. | 8 |
3. Время (3 ч)
№ | Дата | Тема занятия | № лаб. работы |
1/12 | Пространство и время. Единицы времени. Год. Месяц. Сутки. Календарь. | Таблицы | |
2/13 | Способы измерения времени. Измерение интервалов времени. | 9 | |
3/14 | Способы измерения времени. Измерение интервалов времени. | 10 |
4. Движение (6 ч)
№ | Дата | Тема занятия | № лаб. работы |
1/15 | Механическое движение и его характеристики. | 11 | |
2/16 | Равномерное прямолинейное движение. Расчёт пути, скорости и времени движения | 12 | |
3/17 | Неравномерное прямолинейное движение. Расчёт пути, скорости и времени движения | 13 | |
4/18 | Решение задач на движение | ||
5/19 | Относительность движения. Система отсчёта | 14 | |
6/20 | Криволинейное движение. Движение планет Солнечной системы. | Демонстрации |
5. Взаимодействие тел (7 ч)
№ | Дата | Тема занятия | № лаб. работы |
1/21 | Взаимодействие тел. Земное притяжение. | 15 | |
2/22 | Сила. Векторное изображение силы. Сложение сил. Измерение сил динамометром. | 17 | |
3/23 | Деформации тел. Силы упругости. | 16 | |
4/24 | Трение покоя, качения, скольжения. Роль трения в природе и технике | 18 | |
5/25 | Силы в природе: сила тяготения, сила тяжести, сила упругости. | Демонстрации | |
6/26 | Архимедова сила | 19 | |
7/27 | Движение взаимодействующих тел. Равнодействующая сила. | Демонстрации |
6. Строение вещества. Тепловые явления (6 ч)
№ | Дата | Тема занятия | № лаб. работы |
1/28 | Масса. Единицы массы. Измерение массы | 20 | |
2/29 | Температура. Измерение температуры термометром. Единицы температуры. | 21 | |
3/30 | Гипотеза о дискретном строении вещества. Взаимодействие частиц вещества | Демонстрации | |
4/31 | Непрерывность и хаотичность движения частиц вещества. Диффузия. Броуновское движение. | Демонстрации | |
5/32 | Модели газа, жидкости, твёрдого тела. Агрегатные состояния вещества. | 22 | |
6/33 | Связь температуры с хаотическим движением молекул. | 23 |
Обобщающее повторение – 2 ч
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ФАКУЛЬТАТИВА:
- Программы для общеобразовательных учреждений: Физика. Астрономия. 7 – 11 класс. Раздел «Мир знаний: Физика 5 – 6 классы» / Сост. Ю.И.Дик, Г.Г.Никифоров, Е.М.Шулежко. – М.: Дрофа, 2001
- Программно-методические материалы. Физика. 7 – 11 кл. / Сост. В.А.Коровин. – М.: Дрофа, 2001
- Фронтальные экспериментальные задания по физике в 6 – 7 классах средней школы: Пособие для учителя / В.А.буров, С.Ф.Кабанов, В.И.Свиридов. – М.: Просвещение, 1981
- Учебный эксперимент в процессе формирования физических понятия: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1986
- О природе: Кн. для учащихся. / М.М.Балашов - М.: Просвещение, 1991
- Формирование познавательных интересов учащихся на уроках физики: Кн. для учителя./ М.Я.Ланина – М.: Просвещение, 1985
- Внеклассная работа по физике. / И.Я.Ланина. – М.: Просвещение, 1997
- Занимательные опыты по физике в 6 – 7 классах. Пособие для учителя. / Л.А.Горев. – М.: Просвещение, 1977
- Физический эксперимент в средней школе. / Н.М.Шахмаев, Н.И.Павлов, В.И.Тыщук. – М.: Просвещение, 1991
- Физика: Для шк. с гуманит. профилем обучения: Кн. для учителя./ А.Н.Мансуров, Н.А.Мансуров. – М.: Просвещение, 2000
- Методика преподавания физики в средней школе: Пособие для учителя. /А.В.Усова, В.П.Орехов, С.Е.Каменецкий и др.; под ред. А.В.Усовой. – М.: Просвещение, 1990
- Физика. Химия. 5 – 6 кл: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. / А.Е.Гуревич, Д.А.Исаев, Л.С.Понтак. - М.: Дрофа.
ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРАВИЛАМ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
Утверждаю Согласовано
Директор школы Председатель ПК
« » ________20___ г. « » ________20___ г.
- Будьте внимательны и дисциплинированны, точно выполняйте указания учителя
- Не приступайте к выполнению работы без разрешения учителя.
- Размещайте приборы, материалы, оборудование на своём рабочем месте таким образом, чтобы исключить их падение или опрокидывание.
- Перед выполнением работы внимательно изучите её содержание и ход выполнения.
- Для предотвращения падения стеклянные сосуды (пробирки, колбы) при проведении опытов осторожно закрепляйте в лапке штатива.
- При проведении опытов не допускайте предельных нагрузок измерительных приборов. При работе с приборами из стекла соблюдайте особую осторожность. Не вынимайте термометры из пробирок с затвердевшим веществом.
- Следите за исправностью всех креплений в приборах и приспособлениях. Не прикасайтесь и не наклоняйтесь (особенно с неубранными волосами) к вращающимся частям машин.
- При сборке экспериментальных установок используйте провода (с наконечниками и предохранительными чехлами) с прочной изоляцией, без видимых повреждений.
- При сборке электрической цепи избегайте пересечения проводов. Запрещается пользоваться проводником с изношенной изоляцией и выключателем открытого типа (при напряжении выше 42 В)
- Источник тока в электрической цепи подключайте в последнюю очередь. Собранную цепь включайте только после проверки и с разрешения учителя. Наличие напряжения в цепи можно проверить только с помощью приборов или указателей напряжения.
- Не прикасайтесь к находящимся под напряжением элементам электрической цепи, лишённым изоляции. Не производите присоединения в цепях и смену предохранителей до отключения источника электропитания.
- Следите за тем, чтобы во время работы случайно не коснуться вращающихся частей электрических машин. Не производите присоединения в электрических цепях машин до полной остановки якоря или ротора машины.
- Не прикасайтесь к корпусам стационарного электрооборудования, к зажимам отключенных конденсаторов.
- Пользуйтесь инструментами с изолирующими ручками.
- После окончания работы отключите источник электропитания, после чего разберите электрическую цепь
- Не уходите с рабочего места без разрешения учителя.
- Обнаружив неисправность в электрических установках, находящихся под напряжением, немедленно отключите источник электропитания и немедленно сообщите об этом учителю.
- Для присоединения потребителей к сети пользуйтесь штепсельными соединениями.
- Для присоединения потребителей к сети пользуйтесь розетками, гнёздами, зажимами, выключателями с невыступающими контактными поверхностями.
Учитель физики
Бухалова М.Н
« » ________20___ г.
- Наблюдение тел и определение веществ, из которых они состоят.
- Изготовление линейки и её использование
- Определение цены деления измерительного прибора.
- Измерение размеров бруска.
- Измерение углов при помощи транспортира.
- Измерение площадей различных фигур.
- Измерение объёма жидкости при помощи мензурки
- Измерение объёма твёрдого тела при помощи мензурки.
- Измерение периода колебаний нитяного маятника
- Измерение промежутков времени метрономом.
- Изучение движения автомобиля по дороге (по рисунку)
- Изучение прямолинейного равномерного движения пузырька воздуха в стеклянной трубке.
- Изучение неравномерного прямолинейного движения
- Изучение траектории движения тележки в разных системах отсчёта
- Исследование взаимодействия груза с Землёй и пружиной.
- Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины.
- Градуировка динамометра. Измерение силы динамометром.
- Изучение зависимости силы трения от веса тела
- Измерение выталкивающей силы, действующей на тело, погружённое в жидкость.
- Измерение массы тела на рычажных весах.
- Измерение температуры воды и воздуха
- Изучение свойств воды в твёрдом, жидком и газообразном состоянии.
- Исследование изменения со временем температуры остывающей воды.
- Градуирование термометра.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
К вопросу раннего изучения физики
Всю систему физического знания можно предъявить в виде уровней требований к знаниям и умениям учащихся, в которых учитывается доступность учебного материала, ориентированная на психофизиологические ос...
Рабочая программа курса "Раннее изучение физики в 6 классе"
Представленная программа по физике для 6 классов может быть использована в качестве самостоятельного предмета или интегрированного учебного курса в части, формируемой участниками образовательного проц...
Раннее изучение физики
Рабочая программа разработана на основе интегративного курса физики - химии в 5-6 классе по программе А. Е. Гуревича. Гуревич одним из первых поставил вопрос о необходимости изучение физики н...
Роль раннего изучения физики в естественнонаучном образовании школьников
Статья на тему Роль раннего изучения физики в естественнонаучном образовании школьников...
Дополнительные задания к лабораторным работам при раннем изучении физики в 5 классах.
В материале представлена подборка дополнительных заданий к лабораторным работам при раннем изучении физики в 5 классе....
Урок по русскому языку: Диктант по изученным орфограммам- буквой Ё и О после буквы шипящего в корне слова и ранее изученным орфограммам
Урок контроля. Ученик учиться владеть различными видами аудирования, писать слова с изученной орфограммой....
Раннее изучение физики в 6 классе
В данном материале предлагаются дополнения к лабораторной работе « Отражение света зеркалом» и возможный вариант ко...