«Интеграция географии и физики в естественнонаучном образовании»
статья по теме
География – комплексная наука. Она основывается не только на естественных науках (химии, биологии, геологии), но и философии, как науке о познании мира, общественных науках, которые изучают законы развития общества (истории, социологии, экономике). География невозможна и без математики, когда надо произвести расчеты на определение расстояний между объектами. На примере комплекса наук о Земле можно показать, что сама степень интеграции наук может быть различной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 23.37 КБ |
integr.ppt | 1.3 МБ |
Предварительный просмотр:
«Интеграция географии и физики в естественнонаучном образовании»
Усик И.В., учитель географии МОУ СОШ № 6,
Коннова О. В., учитель физики МОУ СОШ № 6
Исходя из содержания географического образования и построения курса обучения, в преподавании географии в школе возникают противоречия. Например, знания по физике, химии, биологии и т.п. учащиеся получают, начиная с 7-8 класса, а многие основные понятия географии изучаются в 6 классе.
Можно сделать вывод: школьный курс географии «опережает» некоторые учебные дисциплины, в частности, физику. Многие понятия у ребят превращаются в абстракцию, что ведет к худшему усвоению материала, снижению познавательного интереса. Например, о давлении атмосферного воздуха ученики узнают в 6 классе, а уроки физики на эту тему пройдут у ребят почти через год. При изучении радиоактивности на уроках физики в 9 классе выясняется: роль и значение радиоактивности, где используются радиоактивные вещества, где, в каких странах они добываются и как производятся, а об этом в курсе географии дети узнают раньше.
Из опыта педагогической практики, можно отметить что именно методика интегрированного обучения является одним из решающих факторов формирования всесторонних знаний у обучающихся.
Интегрированное обучение географии создает новые условия деятельности учителей и учащихся и представляет собой действенную модель активации мыслительной деятельности и развивающих приемов обучения. Оно требует и разнообразие форм преподавания, успешно влияющих на психологию и эффективность воспитания учащимся учебного материала. Многие географические понятия не могут быть осознаны и усвоены учащимися без элементарных знаний по математике, физике, биологии, химии и другими предметами.[1]
На данном этапе обучения приходится решать одну немаловажную задачу: изучить уровень подготовленности учащихся, оценить их особенности и познавательные интересы.
Необходимо также отметить, что интегрированные уроки требуют большой подготовки. Более того, не каждый учитель географии захочет отказаться от времени на уроке в пользу химии или физики. Но «потерянное» время обязательно вернется учителю в будущем.
Например, в 6 классе при изучении темы «Атмосфера. Давление воздуха» можно продемонстрировать учащимся несколько опытов по физике. Тогда в 7 классе при изучении темы «Распределение атмосферного давления на Земле. Циркуляция атмосферы» у учащихся не возникнет проблем. Они легко будут объяснять образование муссонов, пассатов и т.д.
Однако, несмотря на все трудности, которые приходиться преодолевать в процессе подготовки и проведения урока, радует конечный результат интегрированного обучения.
Интегрированное образование способствует расширению содержания естественнонаучного образования. Интеграция физики и географии обеспечивает целостность и неразрывность содержания учебного материала, взаимосвязь между предметами естественнонаучного цикла.
Вместе с учителем физики были разработаны интегрированные бинарные уроки (физика + география), в основу которых положены разные педагогические технологии:
«Определение свойств горных пород, как эффективное условие применения натурального камня » 7 класс;
«Физические явления в пустынях Африки» 7 класс;
«Теория литосферных плит и ее практическое значение» 7 класс;
«Роль топлива в различных аспектах человеческой деятельности» 8 класс; 9 класс;
"Влияние автомобильного транспорта на окружающую среду» 9 класс;
«Сейсмические волны» 9 класс и др.
Для проверки усвоения пройденного создали ряд проверочных материалов в виде практических работ, например, для 7 класса «Определение плотности различных видов натуральных камней», тестов и т.д.
Строго оценивания содержательный план своего предмета, каждый учитель может увидеть, что «изолированное» преподавание нередко ущербно, недостаточно. Можно отчетливо понять, что все в нашем мире взаимосвязано и что нельзя затронуть ни одного важного вопроса, не коснувшись при этом множества других. Это и есть «заявка» на объединение и интеграцию программ, хотя бы по отдельным темам. Но все же более глубока основа объединения, когда выявляешь в преподавании своих предметов такие поля взаимодействия, которые сближают перспективные цели обучения.
На интегрированном уроке учащиеся имеют возможность получения глубоких и разносторонних знаний, используя информацию из различных предметов, совершенно по-новому осмысливая события, явления. На интегрированном уроке имеется возможность для синтеза знаний, формируется умение переносить знания из одной отрасли в другую. Благодаря этому достигается целостное восприятие действительности. Именно на этих уроках, в большей мере, происходит формирование личности творческой, самостоятельной, ответственной, толерантной.
Примечания
Болотникова Н.В. География. Интегрированные уроки. 6-10 класс. – Волгоград: учитель, 2004. – 100 с.
[1] Болотникова Н.В. География. Интегрированные уроки. 6-10 класс. – Волгоград: учитель, 2004. – 100 с
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Требования к результатам обучения ФГОС Среди главных отличий нового образовательного стандарта от прежнего: -выделение предметных , надпредметных и личностных требования к результатам обучения; - большое внимание уделяется условиям, в которых протекает образовательный процесс. Основная цель общего среднего образования в России (согласно стратегии модернизации содержания общего образования) – подготовка разносторонне развитой личности гражданина, ориентирующейся в традициях отечественной и мировой культуры, в системе ценностей и потребностях современной жизни, личности, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к началу трудовой деятельности и продолжению профессионального образования, к самообразованию и самосовершенствованию.
География – комплексная наука География химия биология геология физика математика история социология экономка География универсальна, может интегрироваться с любым предметом. Школьная география выполняет обучающую и идеологическую функцию. Главные личностные результаты обучения географии – осознание своей принадлежности к обществу, осознание целостности природы, населения и хозяйства, единства географического пространства России...
Противоречия в преподавании географии Школьный курс географии «опережает» некоторые учебные дисциплины, в частности: физику. Это ведет к худшему усвоению материала. Ученики часто не видят взаимосвязи между отдельными школьными предметами. Не могут применить знания одной из дисциплин к знаниям другой, например взаимосвязь географии и физики.
Многие географические понятия не могут быть осознаны и усвоены учащимися без элементарных знаний по физике Например: 6 кл. «Атмосфера. Давление воздуха» география физика П оняти е атмосфер а , общие представления об атмосферном давлени и воздуха. Физические опыты по определению атмосферного давления и существования давления воздуха.
Интеграция географии с физикой обусловлена межпредметными связями в преподавании наук о природе Тема «Вращение Земли» ГЕОГРАФИЯ Вращение Земли вокруг своей оси. Понятия: земная ось, полюсы Земли. Смена дня и ночи. Движение Земли вокруг Солнца. Наклон оси вращения Земли к плоскости земной орбиты. Смена времен года. Использование для изучения планеты Земля информации, получаемой с помощью искусственных спутников, автоматических межпланетных станций, орбитальных космических кораблей . ФИЗИКА Момент времени. Промежуток времени. Единицы времени. Приборы для измерения времени: часы, секундомер. Из истории часов: солнечные, песочные, огненные, водяные часы. Способы измерения времени в астрономии. Календари: лунные, солнечные, лунно-солнечные. Движение планет и собственное движение звезд. Смена дня и ночи, смена сезонов года Опорные знания для изучения по физике в 9 классе явлений тяготения, силы тяжести…
Аспекты взаимодействия физики и физической географии
Интеграция географии и физики полное раскрытие и объяснения географических явлений и процессов с точки зрения законов физики географические явления и процессы служат иллюстрацией при изучении физических законов целостность и неразрывность содержания учебного материала, качество усвоения общих понятий и законов.
Образование росы, инея, дождя и снега - интересное географическое и физическое явление, которое с каждой точки зрения объясняется по-разному. Но для того чтобы лучше понять, что происходит в природе при этих явлениях, лучше обратиться к законам и формулам физики. Интеграция географии и физики
Интеграция географии физики Интеграции физики и физической географии способствует разнообразие форм учебных занятий. Эффективным средством формирования естественнонаучных знаний и умений на основе интеграции является использование задач, требующих комплексного применения знаний. В 7а, 7б, 8а, 9а и в 10-х классах систематически проводятся интегрированные уроки и внеклассные мероприятия, учащиеся показывают высокий уровень знаний.
Преимущества интегрированных уроков. пробуждают интерес к предмету снимают напряженность, неуверенность помогают сознательному усвоению подробностей, деталей.
Кроме того: На интегрированных уроках рассматриваются объекты, которые являются предметом изучения различных учебных дисциплин ( например, применение топлива в различных аспектах человеческой деятельности ) Интеграция являет собой объединение частей в целое. В последнее время сокращается количество часов, отведенных на изучение классических предметов, которые являются фундаментом всего учебного процесса, поэтому интегрированные уроки вносят весомый вклад в решение и этой проблемы.
Система интегрированных уроков географии и физики название класс «Определение свойств горных пород, как эффективное условие применения натурального камня» 7 класс «Физические явления в пустынях Африки» 7 класс «Теория литосферных плит и ее практическое значение» 7 класс «Роль топлива в различных аспектах человеческой деятельности» 8-9 классы "Влияние автомобильного транспорта на окружающую среду» 9 класс «Сейсмические волны» 9 класс
Требования к результатам обучения ФГОС В новом образовательном стандарте большое внимание уделяется внеучебной деятельности школьников, способствующей формированию общих социальных умений и качеств обучающихся
Интеграция географии и физики в проектной и исследовательской деятельности Название работы Участие в конкурсе, результат «Выявление и разрешение социально-экологических проблем улицы Хиросимы» Авторы: Мартиросян Вачаган, Мартиросян Мнацакан, уч-ся 10 класса Руководители: Усик И.В. Коннова О.В. -3 место в городской НПК «Я и Земля»; лауреаты областного фестиваля социальных проектов 2009г.; 2 место городского этапа регионального конкурса «Здоровье нации начинается с тебя»; 2 место в областном конкурсе « Где мысль работать не устала»; 1 место городского конкурса «Молодежь в защиту природы»; диплом 1 степени во всероссийском конкурсе исследовательских работ «Первые шаги». 1 место в НПК «Я и Земля» Центрального района;
Название работы Участие в конкурсе, результат «Школьная столовая- зона здорового питания обучающихся МОУ СОШ №6» Авторы: Ускова Кристина, Соловьева Василиса, уч-ся 10 класса Руководители: Усик И.В. Коннова О.В. 3 место в областном фестивале социальных проектов 2011г.; 3 место в городской НПК «Я и Земля»; 2 место городского этапа регионального конкурса «Здоровье нации начинается с тебя»; диплом 1 степени во всероссийском конкурсе исследовательских работ «Первые шаги». лауреаты всероссийской конференции «ЛИК»; 1 место в НПК «Я и Земля» Центрального района;
Интеграция географии и физики во внеурочное время План проведения предметной недели естественных наук «Экспресс знаний» В МОУ СОШ №6 Центрального района Волгограда 4-9 апреля 2011г. 4.04 ПН В течение дня Открытие недели (вывешивается план, на уроках учителя- предметники делают объявления о мероприятиях предметной недели) 5-11 Коннова О.В. 4.04 ПН 3-4 уроки Презентация исследовательской работы учащихся 10 классов «Выявление и разрешение социально-экологических проблем улицы Хиросимы» 10 классы Усик И.В. КонноваО.В. Калмыкова Л.В. 5.04 ВТ 3-5 уроки Фестиваль презентаций по информатике «Как сделать мир чище?» 9 классы Текучева Е.И. Подзорова О.В. 6.04 СР 1-2 уроки «Физико- географический калейдоскоп» 8 классы Усик И.В. Коннова О.В. 6.04 СР 6 урок Интеллектуальный биологический марафон «Царства органического мира» 10А 10Б Гаврилова А.Ю. Лысенко И.В. 6.04 СР 1 урок Профориентационная беседа студентов физического и естественно-географического факультета IV - V курсов ВПГУ им. Серафимовича 11классы Коннова О.В. Усик И.В. Кл. рук-ли 11 класса 7.04 ЧТ 6-7 уроки «По страницам красной книги»- внеклассное мероприятие по биологии 6 классы Гаврилова А.Ю. 8.04 ПТ 1-2 уроки Географический киносеанс «Узнай край родной». Показ и обсуждение фильма «Куда ушло море» 6А 6Б 6В Усик И.В. 9.04 СБ 2 урок Внеклассное мероприятие по физике «Экологический калейдоскоп» (от каждого класса команда по 10 человек, остальные- активные зрители) 7 классы Коннова О.В. Усик И.В. Калмыкова Л.В. 9.04 СБ Большая перемена Закрытие недели. Проведение линейки. Подведение и вывешивание итогов. Грамотами награждаются самые активные классы, ученики- оценками по отдельным предметам. 5-11 Коннова О.В. Калмыкова Л.В. Орг. комитет мероприятия « Экспресс знаний »
Заключение На интегрированном уроке имеется возможность: для синтеза знаний, формирования умений переносить знания из одной отрасли в другую, преобразование научных знаний в теоретические исследования и практическую деятельность . Именно на этих уроках, происходит формирование личности творческой, самостоятельной, ответственной, толерантной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеграция экологии в содержание предметов естественнонаучного цикла.
Выступление на семинаре районного методического объединения учителей биологии и химии....
Межпредметная интеграция на уроках физики (физика и химия)
Ученикам предлагается творческое домешнее задание - составить задачу по физике. предварив ее информацией о металле....
Тезисы«Интеграция экологии в содержание предметов естественнонаучного цикла»
В тезисах отражена связь географии и экологии...
Роль раннего изучения физики в естественнонаучном образовании школьников
Статья на тему Роль раннего изучения физики в естественнонаучном образовании школьников...
Естественнонаучное образование. Межпредметные связи Физика-Математика
Тезисы выступления на семинаре. Естественно-научное образование....
Модель культуроориентированной учебной деятельности в естественнонаучном образовании (на примере физики)
Статья посвящена обсуждению вопроса о создании культуроориентированной образовательной модели, основу которой составляют физические теории....
Интеграция географии и математики в образовании
В данном материале содержится информация о том как применять математические навыки при решении географических задач....