Урок по теме "Тепловые двигатели" 10 класс
методическая разработка по физике (10 класс) на тему
Методическая разработка урока с применением сетевых технологий и элементов технологии критического мышления. Место урока в разделе «Основы термодинамики»: урок изучения нового материала после изучения и закрепления центральной темы раздела – «Первый закон термодинамики».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_teplovye_dvigateli.doc | 126 КБ |
prilozhenie_1.doc | 101 КБ |
Предварительный просмотр:
Представляю методическую разработку урока с применением сетевых технологий и элементов технологии критического мышления.
Выбор этих технологий позволяет оптимально решить задачи развития информационной компетентности учащихся в рамках одного урока.
Тема урока: «Тепловые двигатели»
Место урока в разделе «Основы термодинамики»: урок изучения нового материала после изучения и закрепления центральной темы раздела – «Первый закон термодинамики».
Цель урока: организовать самостоятельно-познавательную деятельность обучающихся при изучении материала по теме.
Применяемые технологии: урок с применением сетевых технологий и элементов технологии критического мышления.
Технологическая карта урока
Автор | Ревина Марина Александровна | ||
Предмет | физика | ||
Класс | 10 | ||
Тема | Тепловые двигатели | ||
Образовательная модель | модель «1 ученик : 1 компьютер» | ||
Учебная | Смысловое чтение. Учитель организует самостоятельное изучение материала с использованием параграфа учебника, рабочей тетради с печатной основой и Интернет-источников. Организует интерактивное заполнение формы по прочитанному материалу.(один урок) | ||
Предметные | Обучающиеся должны знать/понимать: - устройство и принцип действия теплового двигателя, - формулу для вычисления КПД. Обучающиеся должны уметь: - объяснять отличия идеальных тепловых машин от реальных: в реальных двигателях не удается осуществить цикл, состоящий из идеальных изотермических и абиабатных процессов, кроме того, существуют различного рода потери энергии на трение, рассеяние и т.д.; - выполнять расчеты для нахождения КПД теплового двигателя; - применять знания о КПД теплового двигателя для решения практических задач, встречающихся в повседневной жизни. | ||
Внутри- и межпредметные связи (знания) | Внутрипредметные: - продолжить освоение следующих специальных понятий: закон сохранения и превращения энергии, 1 закон термодинамики; изотермический и адиабатный процесс, графики изотермического и адиабатного процессов; геометрический смысл работы газа. Межпредметные: - формировать специальные умения и навыки: навык грамотного выполнения математических записей, формирование графической культуры. - достижение предметных результатов средствами ИКТ | ||
Средство (сервис) ИКТ, его дидактические возможности | Google-форма, дидактические возможности: - активная самостоятельная работа каждого ученика на уроке или при выполнении домашней работы; - свободное использование любых источников информации (учебники, Интернет-источники); - возможность эффективно проконтролировать степень усвоения знаний | ||
Виды | виды деятельности учащихся: - информационно-поисковая, информационно-познавательная, аналитическая; ее характер: - индивидуальная работа | ||
Личностные результаты* | |||
Самоопределение | Смыслообразование | Ценностная и морально-этическая ориентация | |
- Самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений. - Мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно-ориентированного подхода. | |||
Метапредметные результаты | |||
Регулятивные УУД | Коммуникативные УУД | Познавательные | |
управление своей деятельностью; инициативность и самостоятельность; контроль и коррекция | речевая деятельность; навыки сотрудничества средствами ИКТ | работа с информацией; работа с учебными моделями (модель идеальной тепловой машины); выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения; овладение системой операций, обеспечивающих понимание текста |
Описание учебной ситуации | ||
Задание | Сообщается тема урока «Тепловые двигатели», цель урока. Важность изучаемой темы: тепловые двигатели – самые распространенные двигатели. Учащимся дается задание для самостоятельного изучения темы «Тепловые двигатели». В задание входит: – чтение текста учебника с «карандашом в руках» (15 мин.); – самопроверка осмысленного усвоения темы – выполнение интерактивных заданий : заполнение Google-формы (20 мин.). Информационные источники: § 45 "Тепловые двигатели", учебник Тихомировой, задание 45.14 из "Рабочей тетради" и Интернет-источники. | |
Реализация (анализ деятельности и способов достижения планируемых результатов) | Выполнение | Примечание |
Учащиеся читают текст параграфа с «карандашом в руках», разбивая текст на смысловые части (15 мин.). Выполняют задания Google-формы: отвечают на вопросы, используя текст учебника, при необходимости находят ответы на вопросы в Интернет-источниках. Решают задачи на расчет КПД по формулам (20 мин.). | ||
Продукт деятельности учащихся | Описание: Google-форма, таблица ответов (формируется автоматически) см. приложение 1 | |
Инструменты, критерии оценивания результатов деятельности | Самопроверка правильности выполнения задания учащимися осуществляется при помощи таблицы ответов, которую учитель открывает на уроке после выполнения задания. Учащиеся имеют возможность сравнить результаты своей работы с другими. Критерии оценивания результата и самой деятельности педагогом: полнота и правильность ответов; каждое задание оценивается в один балл. Алгоритм выставления отметки: Оценку по пятибалльной системе можно выставить по следующему принципу: «5» ставится, если 9-10 баллов «4» ставится, если 7– 8 баллов «3» ставится, если 5 - 6 баллов «2» ставится, если < 5 баллов (практически не используется). |
На данные критерии буду опираться я (учитель), оценивая новые образовательные результаты, критерии смогут использовать дети для самооценки и взаимооценки.
Для оценивания будем использовать наблюдение, тестирование с использованием Google-формы.
Таблица ответов для взаимооценки учащихся приведена в Приложении 1.
Ресурсное обеспечение:
1. Методическое обеспечение, информационные источники:
1. УМК:
Тихомирова С. А. Физика. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений (базовый и профильный уровни). - М.: Мнемозина, 2012.
Тихомирова С. А. Физика. 10 класс. Рабочая тетрадь. - М.: Мнемозина, 2012.
2. «Концепция компетентностно-ориентированного образования в Самарской области в контексте ФГОС общего образования нового поколения».
3. ФГОС полного общего образования.
4. Брыксина О. Ф., Щербатых Н. В. ИКТ на уроках химии: реализация деятельностного подхода. – Самара, ПГСА, 2010.
5. Рабочие программы по физике. 7-11 классы / Под ред. Корневич М.Л. - М., Илекса, 2012
6. Хуторской А.В. Метапредметный подход в обучении: Научно-методическое пособие. — М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2012.
2. Материально-техническое обеспечение:
- мультимедийное оборудование, обеспечивающее применение модели:
«1 ученик : 1 компьютер».
Заключение
Данная система работы может быть использована учителем физики в любой общеобразовательной школе с учетом указанных ресурсов, а описанные средства и технологии могут успешно применяться и на других предметах.
Разнообразные формы самостоятельной работы учащихся позволяют повысить мотивацию к обучению и как следствие качество обучения.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс
Методическая разработка на заочный районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....
методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.
Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...
Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)
Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...
Конспект урока математики в 9 классе по теме: «Системы рациональных неравенств». Презентация к уроку математики в 9 классе по теме: «Системы рациональных неравенств».
Материал данного урока предназначен для повторения решения линейных неравенств; формирования понятия «системы рациональных неравенств», «решение рациональных неравенств»; форм...
мастер-класс применения ИКТ на уроках физики "Урок по физике 7 класс Тема урока: «Исследование силы Архимеда».
Цели урока:Образовательные:повторить и обобщить изученный материал по теме: «Архимедова сила. Плавание тел»;продолжить формирование умений наблюдать и объяснять физические явления, обобщат...
план- конспект урока математики в 5 классе. Тема урока:: " Урок решения задач" Учебник: Математика 5 класс. Виленкин Н.Я.и др.,
Урок содержит различные задачи практического содержания. Конспект составлен с использованием игровых технологий.. Основные этапы урока: нетрадиционный устный счет, кроссворд, задачи по комбинаторике....
Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс.
Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс....