Урок по теме "Тепловые двигатели" 10 класс
методическая разработка по физике (10 класс) на тему

Ревина Марина Александровна

Методическая разработка урока с применением сетевых технологий и элементов технологии критического мышления. Место урока в разделе «Основы термодинамики»: урок изучения нового материала после изучения и закрепления центральной темы раздела – «Первый закон термодинамики».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_teplovye_dvigateli.doc126 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_1.doc101 КБ

Предварительный просмотр:

Представляю методическую разработку урока с применением сетевых технологий и элементов технологии критического мышления.

Выбор этих технологий позволяет оптимально решить задачи развития  информационной компетентности учащихся в рамках одного урока.

Тема урока: «Тепловые двигатели»

Место урока в разделе «Основы термодинамики»: урок изучения нового материала после изучения и закрепления центральной темы раздела – «Первый закон термодинамики».

Цель урока: организовать самостоятельно-познавательную  деятельность обучающихся при изучении материала по теме.

Применяемые технологии:  урок с применением сетевых технологий и элементов технологии критического мышления.

Технологическая карта урока

Автор

Ревина Марина Александровна

Предмет

физика

Класс

10

Тема

Тепловые двигатели

Образовательная модель

модель «1 ученик : 1 компьютер»

Учебная
ситуация,
длительность

Смысловое чтение.

Учитель организует самостоятельное изучение материала с использованием параграфа учебника, рабочей тетради с печатной основой и Интернет-источников. Организует интерактивное заполнение формы по прочитанному материалу.(один урок)

Предметные
результаты, их практическая значимость

Обучающиеся должны знать/понимать:

- устройство и принцип действия теплового двигателя,

- формулу для вычисления КПД.

Обучающиеся должны уметь:

- объяснять отличия идеальных тепловых машин от реальных: в реальных двигателях не удается осуществить цикл, состоящий из идеальных изотермических и абиабатных процессов, кроме того, существуют различного рода потери энергии на трение, рассеяние и т.д.;

- выполнять расчеты для нахождения КПД теплового двигателя;

- применять знания о КПД теплового двигателя для решения практических задач, встречающихся в повседневной жизни.

Внутри- и межпредметные связи (знания)

Внутрипредметные:

- продолжить освоение следующих специальных понятий: закон сохранения и превращения энергии, 1 закон термодинамики; изотермический и адиабатный процесс, графики изотермического и адиабатного процессов;  геометрический смысл работы газа.

Межпредметные:

- формировать специальные умения и навыки: навык грамотного выполнения математических записей, формирование графической культуры.

- достижение предметных результатов средствами ИКТ

Средство (сервис) ИКТ, его дидактические возможности

Google-форма,

дидактические возможности:

- активная самостоятельная работа каждого ученика на уроке или при выполнении домашней работы;

- свободное использование любых источников информации (учебники, Интернет-источники);

- возможность эффективно проконтролировать степень усвоения знаний

Виды
деятельности

виды деятельности учащихся:

- информационно-поисковая, информационно-познавательная, аналитическая;

ее характер:

- индивидуальная работа

Личностные результаты*

Самоопределение

Смыслообразование

Ценностная и

морально-этическая

ориентация

- Самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений.

- Мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно-ориентированного подхода.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

Познавательные

управление своей деятельностью;

инициативность и самостоятельность;

контроль и коррекция

речевая деятельность;

навыки сотрудничества средствами ИКТ

работа с информацией;

работа с учебными моделями (модель идеальной тепловой машины);

выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения;

овладение системой операций, обеспечивающих понимание текста

Описание учебной ситуации

Задание

Сообщается тема урока «Тепловые двигатели», цель урока.

Важность изучаемой темы: тепловые двигатели – самые распространенные двигатели.

 Учащимся дается задание для самостоятельного изучения темы «Тепловые двигатели».

В задание входит:

– чтение текста учебника с «карандашом в руках» (15 мин.);

– самопроверка осмысленного усвоения темы – выполнение интерактивных заданий : заполнение Google-формы (20 мин.).

Информационные источники:

 § 45 "Тепловые двигатели", учебник Тихомировой,

 задание 45.14 из "Рабочей тетради" и Интернет-источники.

Реализация

(анализ деятельности и способов достижения планируемых результатов)

Выполнение

Примечание

Учащиеся читают текст параграфа с «карандашом в руках», разбивая текст на смысловые части (15 мин.).

Выполняют задания Google-формы:

отвечают на вопросы, используя текст учебника, при необходимости находят ответы на вопросы в Интернет-источниках.

Решают задачи на расчет КПД по формулам (20 мин.).

Продукт деятельности учащихся

Описание:

  Google-форма,

 таблица ответов (формируется автоматически) см. приложение 1

Инструменты, критерии оценивания результатов деятельности

Самопроверка правильности выполнения задания учащимися осуществляется при помощи таблицы ответов, которую учитель открывает на уроке после выполнения задания. Учащиеся имеют возможность сравнить результаты своей работы с другими.

Критерии оценивания результата и самой деятельности  педагогом: полнота и правильность ответов; каждое задание оценивается в один балл.

Алгоритм выставления отметки:

Оценку по пятибалльной системе можно выставить по  следующему принципу:

«5» ставится, если  9-10 баллов

«4» ставится, если  7– 8 баллов

«3» ставится, если  5 - 6 баллов

«2» ставится,  если < 5 баллов (практически не используется).

На данные критерии буду опираться я (учитель), оценивая  новые образовательные результаты, критерии смогут использовать дети для самооценки и взаимооценки.

Для оценивания будем использовать наблюдение, тестирование с использованием Google-формы.

Таблица ответов для взаимооценки учащихся приведена в Приложении 1.

 Ресурсное обеспечение:

1. Методическое обеспечение, информационные источники:

1. УМК:

Тихомирова С. А. Физика. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений (базовый и профильный уровни). - М.: Мнемозина, 2012.

Тихомирова С. А. Физика. 10 класс. Рабочая тетрадь. - М.: Мнемозина, 2012.

2. «Концепция компетентностно-ориентированного образования в Самарской области в контексте ФГОС общего образования нового поколения».

3. ФГОС полного общего образования.

4. Брыксина О. Ф., Щербатых Н. В. ИКТ на уроках химии: реализация деятельностного подхода. – Самара, ПГСА, 2010.

5. Рабочие программы по физике. 7-11 классы / Под ред. Корневич М.Л. - М., Илекса, 2012

6. Хуторской А.В. Метапредметный подход в обучении: Научно-методическое пособие. — М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2012.

2. Материально-техническое обеспечение:

- мультимедийное оборудование, обеспечивающее применение модели:

«1 ученик : 1 компьютер».

Заключение

Данная система работы может быть использована учителем физики в любой общеобразовательной школе с учетом указанных ресурсов, а описанные средства и технологии могут успешно применяться и на других предметах.

Разнообразные формы самостоятельной работы учащихся позволяют повысить мотивацию к обучению и как следствие качество обучения.



Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс

Методическая разработка на заочный  районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Конспект урока математики в 9 классе по теме: «Системы рациональных неравенств». Презентация к уроку математики в 9 классе по теме: «Системы рациональных неравенств».

Материал данного урока предназначен для  повторения  решения линейных неравенств; формирования  понятия «системы рациональных неравенств», «решение рациональных неравенств»;   форм...

мастер-класс применения ИКТ на уроках физики "Урок по физике 7 класс Тема урока: «Исследование силы Архимеда».

Цели урока:Образовательные:повторить  и обобщить изученный материал по теме: «Архимедова сила.  Плавание тел»;продолжить формирование умений наблюдать и объяснять физические явления, обобщат...

план- конспект урока математики в 5 классе. Тема урока:: " Урок решения задач" Учебник: Математика 5 класс. Виленкин Н.Я.и др.,

Урок содержит различные задачи практического содержания. Конспект составлен с использованием игровых технологий.. Основные этапы урока: нетрадиционный устный счет, кроссворд, задачи по комбинаторике....

Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс.

Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс....