РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ПО ФИЗИКЕ. 2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД
рабочая программа по физике на тему
Рабочие программы составленыв для 7-9 класов по УМК А.В.Перышкина, Е.М.Гутника и для 10-11 классов по УМК Г.Я.Мякишева и Б.Б.Буховцева
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programmy_uchebnye_2016-2017.rar | 826 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ГИМНАЗИЯ №20»
Городского округа Саранск
Республики Мордовия
Рассмотрено на заседанииМО учителей математики, физики и информатики Руководитель МО ___________ /Елфимова А.В./ Протокол № __ от«_____»_______2016г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МОУ «Гимназия №20» ________ /Шумилкина Е.М./ «_____»_______2016г. | «Утверждаю» Директор МОУ «Гимназия 20» _________/ Р.К.Аюпов/ «___» ______________2016г. |
Рабочая программа
учебного предмета
«Физика»
(8а, 8б, 8в класс)
Составитель: учитель физики
Ахметова Нязиля Джафяровна
2016 -2017 уч.год.
Пояснительная записка
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».
Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
Курс физики в программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явления природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.
Изучение физики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о механических явлениях, величинах, характеризующих эти явления, законах, которым они подчиняются, методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
- овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений, представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические закономерности, применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
- воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники, отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
- использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности свой жизни, рационального использования и охраны окружающей среды.
Рабочая программа по физике для 8 класса составлена на основе «Примерной программы основного общего образования по физике. 7-9 классы.» под редакцией В. А. Орлова, О. Ф. Кабардина, В. А. Коровина и др., авторской программы «Физика. 7-9 классы» под редакцией Е. М. Гутник, А. В. Перышкина, федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физике 2010 г.
При реализации рабочей программы используется МК Перышкина А. В, Гутник Е. М., входящий в Федеральный перечень учебников, утвержденный Министерством образования и науки РФ. Для изучения курса рекомендуется классно-урочная система с использованием различных технологий, форм, методов обучения.
Для организации коллективных и индивидуальных наблюдений физических явлений и процессов, измерения физических величин и установления законов, подтверждения теоретических выводов необходимы систематическая постановка демонстрационных опытов учителем, выполнение лабораторных работ учащимися. Рабочая программа предусматривает выполнение практической части курса: 14 лабораторных работ, 6 контрольных работ.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор демонстрационных опытов, лабораторных работ, календарно-тематическое планирование курса.
Согласно базисному учебному плану на изучение физики в объеме обязательного минимума содержания основных образовательных программ отводится 2 ч в неделю (68часов за год).
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения курса физики 8 класса ученик должен:
знать/понимать
- смысл понятий: электрическое поле, магнитное поле;
- смысл физических величин: внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;
- смысл физических законов: сохранения энергии в тепловых процессах, Ома для участка цепи, Джоуля-Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света;
- уметь описывать и объяснять физические явления: теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, отражение, преломление света;
- использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;
- представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;
- выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
- приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых, электромагнитных явлениях;
- решать задачи на применение изученных физических законов;
- осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для рационального использования, обеспечения безопасности в процессе использования электрических приборов, водопровода, сантехники и газовых приборов.
Результаты освоения курса физики
Личностные результаты:
• сформирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
• убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
• самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
• мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
• формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметные результаты:
• овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
• понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
• формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
• приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения поставленных задач;
• развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
• освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
• формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных релей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Предметные результаты:
• знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;
• умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;
• умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;
• умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
• формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;
• развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;
• коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации
Учебно-тематическое планирование
Раздел, тема | Кол. часов | Кол. лаб.раб | Кол.к\р |
1.Тепловые явления. | 25 | 2 | 1 |
2.Электрические явления. | 26 | 5 | 2 |
3. Электромагнитные явления. | 7 | 2 | 1 |
4.Световые явления. | 9 | 1 | 1 |
Повторение | 1 | ||
Всего | 68 | 10 | 5 |
Содержание программы учебного предмета.
(68 часов)
Тепловые явления (14 часов)
Тепловое движение. Термометр. Связь температуры со средней скоростью движения его молекул. Внутренняя энергия. Два способа изменения внутренней энергии: теплопередача и работа. Виды теплопередачи. Количество теплоты. Удельная теплоемкость вещества. Удельная теплота сгорания топлива. Закон сохранения энергии в механических и тепловых процессах.
Демонстрации.
Изменение энергии тела при совершении работы. Конвекция в жидкости. Теплопередача путем излучения. Сравнение удельных теплоемкостей различных веществ.
Лабораторные работы и опыты.
1. Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры.
2. Измерение удельной теплоемкости твердого тела.
Изменение агрегатных состояний вещества. (11 часов)
Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание тел. Температура плавления. Удельная теплота плавления. Испарение и конденсация. Насыщенный пар. Относительная влажность воздуха и ее измерение. Психрометр. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Удельная теплота парообразования. Объяснение изменения агрегатных состояний на основе молекулярно-кинетических представлений. Преобразования энергии в тепловых двигателях. Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина. Холодильник. КПД теплового двигателя. Экологические проблемы использования тепловых машин.
Демонстрации.
Явление испарения. Кипение воды. Зависимость температуры кипения от давления. Плавление и кристаллизация веществ. Измерение влажности воздуха психрометром. Устройство четырехтактного двигателя внутреннего сгорания. Устройство паровой турбины.
Электрические явления. (27 часов)
Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Проводники, непроводники (диэлектрики) и полупроводники. Взаимодействие заряженных тел. Электрическое поле. Закон сохранения электрического заряда. Делимость электрического заряда. Электрон. Строение атомов.
Электрический ток. Гальванические элементы и аккумуляторы. Действия электрического тока. Направление электрического тока. Электрическая цепь. Электрический ток в металлах. Носители электрического тока в полупроводниках, газах и электролитах. Полупроводниковые приборы. Сила тока. Амперметр. Электрическое напряжение. Вольтметр. Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка электрической цепи. Удельное электрическое сопротивление. Реостаты. Последовательное и параллельное соединения проводников.
Работа и мощность тока. Количество теплоты, выделяемое проводником с током. Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы. Электрический счетчик. Расчет электроэнергии, потребляемой электроприбором. Короткое замыкание. Плавкие предохранители.
Демонстрации.
Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Устройство и действие электроскопа. Проводники и изоляторы. Электризация через влияние. Перенос электрического заряда с одного тела на другое. Источники постоянного тока. Составление электрической цепи.
Лабораторные работы.
3. Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках.
4.Измерение напряжения на различных участках электрической цепи.
5. Регулирование силы тока реостатом.
6. Измерение сопротивления.
7.Измерение работы и мощности электрического тока в лампе.
Электромагнитные явления.( 6 часов)
Магнитное поле тока. Электромагниты и их применение. Постоянные магниты. Магнитное поле Земли. Магнитные бури. Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель. Динамик и микрофон.
Демонстрации.
Опыт Эрстеда. Принцип действия микрофона и громкоговорителя.
Лабораторные работы.
8.Сборка электромагнита и испытание его действия.
9.Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели).
Световые явления (8 часов)
Источники света. Прямолинейное распространение света в однородной среде. Отражение света. Закон отражения. Плоское зеркало. Преломление света. Линза. Фокусное расстояние и оптическая сила линзы. Построение изображений в линзах. Глаз как оптическая система. Дефекты зрения. Оптические приборы.
Демонстрации.
Источники света. Прямолинейное распространение света. Закон отражения света. Изображение в плоском зеркале. Преломление света. Ход лучей в собирающей и рассеивающей линзах. Получение изображений с помощью линз. Принцип действия проекционного аппарата. Модель глаза.
Лабораторные работы.
10. Измерение фокусного расстояния собирающей линзы. Получение изображений.
Итоговое повторение (4 часа)
Формы и средства контроля.
Основными методами проверки знаний и умений учащихся по физике являются устный опрос, письменные и лабораторные работы. К письменным формам контроля относятся: физические диктанты, самостоятельные и контрольные работы, тесты. Основные виды проверки знаний – текущая и итоговая. Текущая проверка проводится систематически из урока в урок, а итоговая – по завершении темы (раздела), школьного курса.
Перечень учебно-методических средств обучения.
Основная и дополнительная литература:
1. В.А.Шевцов. Физика. 8 кл.: тематическое и поурочное планирование к учебнику А. В. Перышкина «Физика. 8 класс» -Волгоград: Учитель, 2003.
2. Пёрышкин А.В. Физика 8 кл. М., Дрофа 2008-2010г.
3.В.И.Лукашик,Е.В.Иванова. Сборник задач по физике для 7-9 классов. Москва «Просвещение, 2004
3. Н.А.Родина и др. Самостоятельная работа учащихся по физике. 7-8 классы.Издательство «Просвещение»1997г
4. А.В.Усова, идр. Дидактический материал по физике. 7-8 класс. Издательство «Просвещение» 1993г.
5. Л.И.Скрелин. Дидактический материал по физике7-8 класс. Издательство «Просвещение», 1989г.
6. Контрольные работы по физике в 7-11классах средней школы. Издательство «Просвещение», 1996г.
7. Контрольно-измерительные материалы. Физика: 9\сост.Н.И.Зорин. – М.: ВАКО, 2011
8. Л.С.Хижнякова и др. Самостоятельная работа по физике в10 классе . Издательство «Просвещение, 1993г.
9. М.А.Ушаков. Электричество. (иллюстративный раздаточный материал)
10. М.А.Ушаков, К.М.Ушаков. Раздаточный материал по физике (8класс)
9. О.Ф.Кабардин. Контрольные и проверочные работы по физике. 7-11кл. Москва , Издательский дом «Дрофа»1996г.
10. Павленко Н.И. Тестовые задания по физике. 8кл. Москва «Школьная пресса» 2004г
11. Л.А.Кирик. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы по физике 7-11кл Москва.
«Илекса» 2002г.
12. О.Ф.Кабардин и др.Задания для итогового контроля знаний учащихся по физике.7-11класс.Москва «Просвещение» 1994г.
13. И.Г.Антипин. Экспериментальные задачи по физике. 7-8 класс. Москва»Просвещение» 1974
14. Контрольные работы по физике 7-8классы. Составитель В.А.Шевцов. Издательство «Учитель», 2001г.
Электронные пособия
1. Сборник демонстрационных опытов для средней общеобразовательной школы ШКОЛЬНЫЙ ФИЗИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ (по всем темам курса физики за среднюю школу) .(DVD-R)
2. Открытая физика под редакцией профессора МФТИ С.М.Козела.Полный интерактивный курс физики.(более 80 компьютерных экспериментов, учебное пособие, видеозаписи экспериментов, звуковые пояснения.(CD-R)
3. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия.Уроки физики Кирилла и Мефодия(7 -11классы) .(CD-R)
4. Живая физика.(CD-R)
5..Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (10CD- ROM) -2008
6. Курс видеоуроков по отдельным разделам физики(DVDдиски)
7. Физика. Библиотека наглядных пособий(7-11кл). Представляет собой мультимедиаобъекты, снабженную системой поиска.
8. Учебное электронное издание ФИЗИКА(7-11классы)Интерактивный курс физики, позволяет изучить разные разделы физики и астрономии.
9. Интерактивная энциклопедия – Открытая дверь в мир науки и техники.
10. ИНТЕРНЕТ ресурсы
1. Сайт федерального центра информационных образовательных ресурсов http://www.fcior.edu.ru/
2. Сайт единой коллекции цифровых образовательных ресурсов
http://school-collection.edu.ru/
Дидактические карточки-задания М. А. Ушаковой, К. М. Ушакова, дидактические материалы по физике (А. Е. Марон, Е. А. Марон), тесты (Н К. Ханнанов, Т. А. Ханнанова) помогут организовать самостоятельную работу школьников в классе и дома.
Оборудование и приборы.
Номенклатура учебного оборудования по физике определяется стандартами физического образования, минимумом содержания учебного материала, базисной программой общего образования.
Для постановки демонстраций достаточно одного экземпляра оборудования, для фронтальных лабораторных работ не менее одного комплекта оборудования на двоих учащихся.
Перечень демонстрационного оборудования:
Модели ДВС, паровой турбины, глаза, двигателя постоянного тока.
Приборы: электроскоп, гальванометр, амперметр, вольтметр, электрический счетчик, часы, термометр, психрометр, компас.
Проекционный аппарат, микрофон, динамик, источники тока, лампа накаливания, плавкий предохранитель, электромагнит, постоянный магнит.
Султаны электрические, электрофорная машина, эбонитовая и стеклянная палочки, гильзы электрические, калориметр, набор тел для калориметрических работ.
Оснащенность образовательного процесса учебным оборудованием для выполнения практических видов занятий, работ по физике в 8классе
.№ | Название л/р | Оборудование | Необх. мин. | Факт | Место |
8 класс | |||||
1 | Исследование изменения со временем температуры остывающей воды | стакан с горячей водой (70оС – 80оС) | |||
термометр | |||||
2 | Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры. | Калориметр | |||
Измерительный цилиндр (мензурка) | |||||
термометр | |||||
Стакан (с холодной водой) | |||||
3 | Измерение удельной теплоемкости твердого тела. | Стакан с водой | |||
Калориметр | |||||
термометр | |||||
Весы с разновесами | |||||
Металлический цилиндр на нити | |||||
Сосуд с горячей водой | |||||
4 | Измерение относительной влажности воздуха | 2 термометра | |||
Вата | |||||
Психрометрическая таблица | |||||
5 | Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках. | Источник питания (батарейка) | |||
Низковольтная лампа | |||||
ключ | |||||
амперметр | |||||
Соединительные провода | |||||
6 | Измерение напряжения на различных участках электрической цепи. | Источник питания (батарейка) | |||
Спирали-резисторы (2 шт) | |||||
Низковольтная лампа | |||||
ключ | |||||
Вольтметр | |||||
Соединительные провода | |||||
7 | Регулирование силы тока реостатом. | Источник питания (батарейка) | |||
Ползунковый реостат | |||||
Амперметр | |||||
Ключ | |||||
Соединительные провода | |||||
8. | Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах при постоянном сопротивлении. Измерение сопротивления проводника | Источник питания (батарейка) | |||
Ползунковый реостат | |||||
Амперметр | |||||
Ключ | |||||
Соединительные провода | |||||
Вольтметр | |||||
9. | Измерение работы и мощности электрического тока. | Источник питания (батарейка) | |||
Низковольтная лампа | |||||
Амперметр | |||||
Ключ | |||||
Соединительные провода | |||||
Вольтметр | |||||
Секундомер | |||||
10 | Сборка электромагнита и испытание его действия | Источник питания (батарейка) | |||
Ползунковый реостат | |||||
Ключ | |||||
Соединительные провода | |||||
Компас | |||||
Детали для сборки электромагнита | |||||
11 | Изучение электрического двигателя постоянного тока. | Модель электродвигателя | |||
Источник питания (батарейка) | |||||
Ключ | |||||
Соединительные провода | |||||
12 | Исследование зависимости угла отражения от угла падения света. | Источник питания (батарейка) | |||
Низковольтная лампа | |||||
Ключ | |||||
Соединительные провода | |||||
экран с узкой щелью | |||||
транспортир | |||||
плоское зеркало с держателем. | |||||
реостат | |||||
13 | Исследование зависимости угла преломления от угла падения света | стеклянная пластина с параллельными гранями | |||
транспортир, линейка | |||||
Источник питания (батарейка) | |||||
Ключ | |||||
Соединительные провода | |||||
экран с узкой щелью. | |||||
14. | Измерение фокусного расстояния собирающей линзы. Получение изображения с помощью линзы. | Собирающая линза | |||
экран | |||||
Лампа (свеча) | |||||
линейка |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по технологии 2016-2017 учебный год.
Рабочая программа по технологии (девочки) 2016-2017 учебный год. Данная программа ориентирована на использование учебника Н.В. Синица, В.Д. Симоненко Технология ведения дома. 5 класс. Учеб...
Рабочая программа по СБО 2016-2017 уч. год
Рабочая программа по СБО 2016-2017 уч. год...
рабочая программа 6 класс 2016-2017 учебный год
В рабочей программе имеется: пояснительная записка, содержание, тематическое планирование, контрорльные работы...
Рабочая программа по информатике 2016 - 2017 учебный год 10 класс
Рабочая программа по информатике 10 класс...
Рабочие программы по биологии (2016-2017 учебный год)
Рабочая программа по биологии для 5—9-х классов составлена на основе:1. Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. От 31.12.2...
Рабочая программа по логопедии 2016 - 2017 учебный год
Программа по логопедии разработана на основе:- Приказа Министерства образования Российской Федерации от 10 апреля 2002 г. № 29/2065 – п. «Об утверждении учебных планов специальных (коррекц...
Рабочая программа по литературе 2016-2017 учебный год
Рабочая программа...