Методическая разработка современного урока на тему "Световые явления"
методическая разработка по физике (8 класс) на тему
Урок- презентация результатов работы групп, в процессе реализации учебного проекта "Оптические явления в природе" В ходе урока происходит повторение и обобщение знаний учащихся по оптическим явлениям посредством выявления физической сущности природных оптических явлений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabot_urok_svetovye_yavleniya.doc | 76 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка современного урока на тему
Световые явления
Ф.И.О. учителя Толоконникова Владлена Викторовна
Предмет: физика
Класс: 8
УМК: Пёрышкин А.В. «Физика 8»
Уровень базовый Тип урока: презентация результатов работы групп, в процессе реализации учебного проекта «Оптические явления в природе»
Использованные образовательные технологии: проектные, компьютерные технологии.
Цель урока: повторить и обобщить знания обучающихся по оптическим явлениям посредством выявления физической сущности природных оптических явлений
Основное содержание: Явления, связанные с преломлением света, объяснение на основании законов геометрической оптики и явления дисперсии света, цвета неба и заката, образование радуги, гало, миражей.
Демонстрация опытов.
Термины и понятия: отражение света, преломление света, законы отражения и преломления, прямолинейного распространения света, дисперсия, мираж, гало.
Планируемые образовательные результаты.
1.Предметные: умение пользоваться методами научного познания явлений природы, проводить наблюдения, делать выводы
2.Метапредметные: приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий, формирование умений воспринимать, перерабатывать информацию в словесной, образной, символической формах, формирование умения работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды, вести дискуссию
3. Личностные: сформированность познавательных интересов, убежденность в познании природы, необходимости разумного использования достижений науки, самостоятельность в приобретении новых знаний.
Основные методы обучения, используемые на уроке:
*словесный (рассказ, объяснение, эвристическая беседа)
*наглядно-иллюстративный
*репродуктивный
*частично-поисковый
*фронтальный
*метод самоконтроля
Организация образовательного пространства
Репродукции картин А.К. Саврасова, П.В. Кузнецова, А.И. Куинджи, И.А. Айвазовского и др
Инновационное оборудование:
*Мультимедийный проектор
*Интерактивная доска
* Компьютер
*Документ-камера
Учебные пособия
Учебник Физика, 8 класс
Межпредметные связи
*География – строение атмосферы Земли
*Биология – влияние атмосферного давления на самочувствие человека.
* Математика (работа со степенями, задача на математические действия)
Формы организации учебной деятельности: презентации учащихся, защита проектов.
Технология изучения темы
I. Организационный этап. (3мин.)
Самоопределение учащихся к деятельности.
Учитель приветствует учащихся, настраивает на работу, поясняет критерии оценивания заданий. Учащиеся проверяют готовность к уроку.
II. Актуализация опорных знаний. «Вызов»(10 минут) Цель:
*актуализировать знания, необходимые для изучения нового материала, *создать условия для мотивации учащихся к новому материалу.
*согласовать цель и тему урока
Задание 1.Вопросы для актуализации знаний Форма работы – индивидуальная
Учитель раздаёт карточки для заполнения их учащимися (два варианта)
Учащиеся заполняют предложенные карточки с заданиями
Вариант 1 | Вариант 2 |
1. Световой луч это …. распространяется энергия света | 1. Оптическая плотность среды характеризуется …. света |
2.Скорость распространения света больше в оптически …. плотной среде | 2.Тень- это область пространства … …. свет от источника |
3.Отношение синуса угла падения к синусу угла преломления есть…. для данных двух сред | 4.Угол падения …. отражения |
Учащиеся обмениваются карточками, отвечают, оценивают работу соседа по парте.
Учитель разбирает вопросы самостоятельной работы.
Проблемные вопросы:
Учитель: о чем законы природы могут рассказать человеку, смотрящему в небо? Нужно ли объяснять, почему происходят оптические явления или достаточно их только наблюдать?
Мирозданье постигая
Все познай, не отбирая:
Что – внутри, во внешнем сыщешь;
Что – вовне, внутри отыщешь,
Так познай же без оглядки
Мира внятные загадки. (И.В.Гёте)''
В результате обсуждения формулируется тема и цель урока.
III. Учебно-познавательная и интеллектуально-преобразовательная деятельность. Цель: раскрыть природу оптических явлений: мираж, гало, радуга и др.
Форма работы – коллективная, фронтальная, индивидуальная.
Ученики: защищают выбранную тему (в выбранном формате); отвечают на вопросы учителя и одноклассников; оценивают свою работу и работу своих одноклассников. Учитель: оценивает защиту учениками выбранных тем; ставит вопросы по выполненной работе
Система оценки проектных работ 1.Самостоятельность работы над проектом 2.Полнота раскрытия темы 3.Оригинальность решения проблемы 4.Артистизм и выразительность выступления 5.Раскрытие содержания проекта на презентации 6.Использование средств наглядности, технических средств 7.Ответы на вопросы IV. Закрепление нового материала и диагностика качества освоения темы. Цель: проверить усвоение учебных элементов. Форма работы: коллективная, фронтальная.
Вопросы 1. В 1085 г. – знамение в граде Ярославе. С утренних часов стоял круг до полуночи, на другой день к полудню явился второй круг. В нем крест с короною, и солнце мрачное. И под большим кругом явилась радуга. Вопрос: Какие явления описаны в этих отрывках? Чем они могут быть объяснены? Ответ: Это описание гало – светового явления, связанного с преломлением и отражением света в ледяных кристалликах, находящихся в воздухе. 2.Пасечник Рудый Панько из произведения Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» рассказывал: «За Киевом показалось неслыханное чудо. Все паны и гетьманы собиралась дивиться сему чуду: вдруг стало видимо далеко во все концы света. Вдали засинел лиман, за Лиманом разливалось Черное море. Бывалые люди узнали и Крым, горою подымавшийся из моря, и болотный Сиваш. По левую руку видна была Галичская. Вопрос: Что это такое? Ответ: Это – мираж. V. Рефлексия (3 минуты) Цель: *зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; *оценить собственную деятельность на уроке; *поблагодарить одноклассников, которые помогли получить результат урока; * зафиксировать неразрешённые затруднения как направления будущей учебной деятельности; *обсудить и записать домашнее задание
Учитель. Наш урок подходит к завершению. Подведём итоги урока. Продолжите предложения, которые вы видите на экране. * Сегодня я узнал … * Меня поразило то, что … * Теперь мне стало понятно… * Хотелось бы ещё узнать… * Что понравилось на уроке? * Что вызвало затруднения? Почему? Домашнее задание: Подготовить 1 занимательный опыт на тему «Световые явления в природе» (по желанию). Занимательные опыты можно найти в книгах“ Занимательная физика” Я. Перельмана и других.
Литература
1.А.В.Перышкин. “Физика-8 ”, изд. “Дрофа”. 2. Л. И. Семке. “Занимательные материалы к урокам”, изд. “НЦ ЭНАС”. 3.Я.И.Перельман. “Занимательная физика”, изд. “Наука”. 4. Передовые педагогические практики. Физика. Методическое пособие для учителей. М. 2013. ООО «Бизнес-Меридиан» 6. Е.В. Чернобай. Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде: пособие для учителей. М. Просвещение, 2014 7.Проклова В.Ю. Оптические явления в природе, - Первое сентября. Физика, 2005, № 2
8. Тульчинский М.Е. Качественные задачи по физике в средней школе. Пособие для учителей. Изд.4-е. переработ. и доп. М., "Просвещение", 1972
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка современного урока с использованием ИКТ "Построение диаграмм в электронных таблицах"
Методическая разработка современного урока с использованием ИКТ"Построение диаграмм в электронных таблицах".Может использоваться на уроках информатики для обучающихся 9-11 классов...
Методическая разработка современного урока с использованием инновационных средств обучения на тему " Атмосферное давление"
Это попытка переосмысления роли и характера профессиональной деятельности учителя в условиях действия нового Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, предпола...
Методическая разработка современного урока на тему " Закон сохранения энергии в механике" 9 класс
С целью формирования практических навыков и умений применять полученные раннее знания к решению базовых физических задач используется метод работы на уроке в группах. Ctrl/Cmd+V...
Методическая разработка "Современный урок английского языка с использованием игровых технологий"
Во время подготовки и проведения уроков очень часто перед учителем стоит вопрос: как сделать урок интересным,увлекательным и добиться того,чтобы дети хорошо и прочно усвоили языковой материал? Различн...
Методическая разработка. Современный урок в рамках ФГОС. Мини-исследования на уроке информатики.
На примере урока информатики для 6 класса "Создание информационных моделей – диаграмм" рассмотрено использование мини-исследований в образовательном процессе....
Методическая разработка современного урока с использованием инновационных средств обучения на тему Архимедова сила
Урок имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний. Изучение нового материала происходит в процесе объяснения, беседы, элементов учебной игры, ученических упражнений, демонстраций и ученич...
Методическая разработка современного урока с использованием инновационных средств обучения на тему «Актуальные вопросы современной энергетики» Тип урока: урок-конференция.
Профессиональное видение современного учителя не должно ограничиваться рамками учебного курса. Физика обладает большими возможностями по воспитанию информационной культуры учащихся развитию их коммуни...