Методическая разработка современного урока на тему " Закон сохранения энергии в механике" 9 класс
план-конспект урока по физике (9 класс) на тему
С целью формирования практических навыков и умений применять полученные раннее знания к решению базовых физических задач используется метод работы на уроке в группах.
Ctrl/Cmd+V
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod.razr_.4.doc | 89 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка современного урока на тему
Закон сохранения энергии в механике
Ф.И.О. учителя Толоконникова Владлена Викторовна
Предмет: физика
Класс: 9
УМК: А.В. Пёрышкин, Е.М. Гутник. «Физика 9»
Уровень базовый
Тип урока: урок – решение задач
Используемые образовательные технологии: интерактивное обучение, дифференцированное обучение.
Цель урока: Способствовать формированию практических навыков и умений применять полученные раннее знания к решению базовых физических задач.
Термины и понятия: кинетическая энергия, потенциальная энергия, нулевой уровень потенциальной энергии, полная механическая энергия, замкнутая система, закон сохранения энергии.
Планируемые образовательные результаты.
1.Предметные: углубление знаний по содержанию закона и понятия энергия, умение применять его для решения задач. 2.Метапредметные: Формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами. 3. Личностные: готовность и способность к саморазвитию, самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений. Основные методы обучения, используемые на уроке: *словесный (рассказ, объяснение, эвристическая беседа) *наглядно-иллюстративный *репродуктивный *частично-поисковый *фронтальный *метод самоконтроля
Организация образовательного пространства
Инновационное оборудование:
*Мультимедийный проектор
*Интерактивная доска
* Компьютер
*Документ-камера
Учебные пособия
Учебник Физика, 9 класс, сборник задач к учебнику
Межпредметные связи
Математика- работа с числами, решение уравнений
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, работа в группах, индивидуальная.
Технология изучения темы
- Организационный этап. (3мин.)
Учитель формирует группы по 4-5 человек. Состав групп подбирается учителем заранее по принципу объединения школьников разного уровня обученности, информированности по данному предмету, совместимости учащихся, что позволяет им взаимно дополнять и обогащать друг друга.
Самоопределение учащихся к деятельности.
Учитель приветствует учащихся, настраивает на работу, поясняет критерии оценивания заданий. Учащиеся проверяют готовность к уроку.
II. Актуализация опорных знаний. «Вызов»(10 минут) Цель:
*актуализировать знания, необходимые для решения задач по теме урока. *создать условия для мотивации учащихся к новому материалу.
*согласовать цель и тему урока
Задание 1.Вопросы для актуализации знаний Форма работы – индивидуальная
Учитель раздаёт карточки для заполнения их учащимися (два варианта)
Учащиеся заполняют предложенные карточки с заданиями
Вариант 1 | Вариант 2 |
1. Энергия, которой обладает движущееся тело, называется…
| 1. Какой энергией обладает альпинист, стоящий на вершине горы? |
2. Написать формулу для расчёта потенциальной энергии тела поднятого над поверхностью. | 2. Написать формулу для расчёта кинетической энергии тела. |
3.Написать закон сохранения механической энергии. | 4. Систему называют замкнутой если… |
Учитель разбирает вопросы самостоятельной работы.
Учащиеся обмениваются карточками, отвечают, оценивают работу соседа по парте. Сравнивают с правильными ответами, демонстрируемыми на экране с помощью документ-камеры.
II Учебно-познавательная и интеллектуально-преобразовательная деятельность.
Действия учителя | Действия ученика |
1.Выдать учащимся список задач в каждую группу. (см. приложение 1) 2. Объяснить задание и сообщить каждой группе признак классификации, согласно которому они должны выбрать задачи. С каждым признаком классификации работают по две группы. 3. Выдать ученикам форму для заполнения таблицы (см. приложение 2) 4. Выдать каждой группе модель компетентности «умею решать расчетные задачи» (см. приложение 3) 5. Предоставить учащимся образец решения задачи 6.Осуществить контроль за работой групп, внести коррекцию. 7. Организовать обмен результатами выполненной работы между группами 8.Осуществить контроль за работой представителей групп и необходимую коррекцию 10. В конце занятия осуществляет рефлексию по технике « мини-обзор» | 1. Прочитать все задачи 2. Сгруппировать задачи согласно заданному признаку классификации 3. Заполнить таблицу 2 используя, обозначения необходимых физических величин, единиц измерения и расчетные формулы. (см. приложение 2). 4.Представитель группы заполняет свою часть сводной таблицы понятий, представленной на доске 5.Сводная таблица каждым учеником оформляется в тетради. 6.Записать краткие условия выбранных задач, сделать перевод единиц измерений. 7. Оформить решение задач по образцу. 8. Группа оценивает результат своей работы, используя модель компетентности «умею решать расчетные задачи», (см. приложение 3) 9. Группы, работающие по одному признаку, обмениваются результатами выполненной работы и производят взаимооценивание. 10.Представители каждой группы оформляют решение задачи на доске. Таким образом, оформляются решения задач по всем признакам классификации. 2. Учащиеся обсуждают все решения задач и записывают их в тетрадь 3. Учащиеся проводят оценивание работы каждого ученика внутри группы по критерию «уровень вклада каждого» |
Признаки классификации задач
( демонстрируются на экране с помощью документ- камеры)
1.Зависимость кинетической энергии тела от его массы и скорости.
2.Зависимость потенциальной энергии тела поднятого над землей от его массы и высоты
3.Превращение одного вида механической энергии в другой.
Приложение 1.Список задач
1.Найдите потенциальную энергию тела массой 3 кг на высоте 6 м от поверхности земли.
2.Тело массой 1кг движется со скоростью2м/с. Какова его кинетическая энергия?
3.Камень брошен вертикально вверх со скоростью 10м/с. На какой высоте кинетическая энергия камня станет равной его потенциальной энергии?
4.Найти массу тела движущегося по горизонтали со скоростью 10 м/с, если его энергия 100 Дж.
5.На какой высоте находится тело массой 500 г, если его потенциальная энергия 45 Дж?
6.Найдите потенциальную и кинетическую энергию тела массой 3 кг на высоте 2м от поверхности земли. Известно, что тело свободно падает с высоты 5м.
Приложение 2. Таблица понятий
Физическая величина | Условное обозначение | Единицы измерения | Расчетные формулы |
Приложение3. Критерии оценивания.
Полное правильное решение предполагает:
– выбор модели (указание на явление и условия, которые позволяют пренебречь другими свойствами объекта);
– выбор системы уравнений (законов), необходимых для решения задачи;
– выбор значений физических величин из имеющихся справочных данных или исходя из здравого смысла по описанию объекта (например, плотности, размеров тел и т.д.);
– проведение математических преобразований и вычислений
IV. Закрепление, диагностика качества освоения темы урока. Цель: проверить усвоение учебных элементов. Форма работы: коллективная Задача: камень бросили с балкона три раза с одинаковой по модулю начальной скоростью. Первый раз вектор скорости камня был направлен вертикально вверх, второй раз – горизонтально, в третий раз – вертикально вниз. Если сопротивлением воздуха можно пренебречь, то модуль скорости камня при подлете к Земле будет: 1) больше в первом случае; 2) больше во втором случае; 3) больше в третьем случае; 4) во всех случаях одинаковым?»
V. Рефлексия (3 минуты) Цель: *зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; *оценить собственную деятельность на уроке; *поблагодарить одноклассников, которые помогли получить результат урока; * зафиксировать неразрешённые затруднения как направления будущей учебной деятельности; *обсудить и записать домашнее задание Учитель. Наш урок подходит к завершению. Подведём итоги урока. Продолжите предложения, которые вы видите на экране. * Теперь мне стало понятно… * Хотелось бы ещё узнать… * Что понравилось на уроке? * Что вызвало затруднения? Почему? Домашнее задание: придумать и решить 1-2 задачи согласно выбранным признакам классификации.
Литература
1.А.В.Перышкин. “Физика-9”, изд. “Дрофа”. 2. Передовые педагогические практики. Физика. Методическое пособие для учителей. М. 2013. ООО «Бизнес-Меридиан» 3. Е.В. Чернобай. Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде: пособие для учителей. М. Просвещение, 2014
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока химии по теме: "Закон сохранения массы веществ". 8 класс.
Практико-значимый проект, с применением ИКТ и здоровьесберегающих технологий на различных этапах урока....
Конспект урока по физике с применением ЭОР по теме "Закон сохранения энергии."
Урок по физике с применением ЭОР в 9 классе по теме "Закон сохранения энергии"...
Урок физики по теме "Закон сохранения энергии" 9 -10 класс
Данная разработка может быть использована в 9 или 10 классе для повторения и обобщения темы. Урок сопровождается презентацией....
Разработка урока по физике в 7 классе по теме "Закон сохранения энергии"
Урок проблемный, направлен на получение учащимися знаний о превращении механической энергии. Ученикам обеспечиваются условия для закрепления понятия превращения энергии и условия для формирования само...
Тестовые задачи по теме "Закон сохранения энергии" 10 класс
Тест по теме "Закон сохранения энергии"...
презентация на тему "Решение задач по теме "Закон сохранения энергии""
Данный урок проводится в 9 классе, при изучении темы "Закон сохранения энергии". Т.к. в нашей школе курс физики изучается 4 года и учебник 9 класса делится на два гоа обячения (в связи со сп...
Открытый урок по теме "Закон сохранения энергии" 10 класс
Разработка открытого урока в 10 классе содержит конспект и презентацию урока по теме "Закон сохранения энергии" по УМК Л.Э Генденштейн, А.А. Булатова и др....