Рабочая программа по физике для 7 классов
рабочая программа по физике (7 класс) по теме

Воробьёва Елена Анатольевна
Рабочая программа
по физике для 7 классов
учителя физики
Воробьёвой Елены Анатольевны на 2015-2016 учебный год
 
 
Рабочая программа по физике для 7 классов на 2015-2016 учебный год -16с.
 
   Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по физике(7-9 классы) федерального базисного учебного плана для среднего (полного) общего образования (Приложение к приказу Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312); примерной программой основного общего образования по физике (7-9 классы) и модифицированной программой по физике для общеобразовательных школ 7-9 классы, А. В. Перышкин, 2011г., рассчитанной на 70 часов в год (по 2 часа в неделю) (Сборник программ для общеобразовательных учреждений: Физика. Астрономия.7-11 кл./В.А.Коровин, В.А.Орлов. - М.:Дрофа,2010.) с учетом требований Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования по физике по учебнику Перышкина А.В. «Физика-7».
   Программа конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение предметных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
 
Пояснительная записка
   Рабочая программа по физике для 7-х классов составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта 2004 г.; федерального базисного учебного плана для среднего (полного) общего образования (Приложение к приказу Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312); примерной программой основного общего образования по физике (7-9 классы); модифицированной программой по физике для общеобразовательных школ 7-9 классы, А. В. Перышкин, 2011г. (Сборник программ для общеобразовательных учреждений: Физика. Астрономия.7-11 кл./В.А.Коровин, В.А.Орлов. - М.:Дрофа,2010.) с учетом требований Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования по физике по учебнику Перышкина А.В. «Физика-7», полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника Перышкин А.В. Физика 7 класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений – 4 изд., - М.: Дрофа., 2001.
   Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цель данного учебного курса:
- построение логически последовательного и достаточно простого курса физики, создающего целостное непротиворечивое представление об окружающем мире на основе современных научных знаний;
- освоение экспериментального метода научного познания;
- овладение основными понятиями и законами физики;
- умение воспринимать и перерабатывать учебную информацию;
- освоение  межпредметных  понятий, универсальных учебных  действий, обеспечивающих успешное изучение данного и  других учебных  предметов на уровне среднего общего образования;
- создание условий для достижения личностных результатов.
   В содержании рабочей программы  предполагается  реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный  подходы, которые определяют задачи обучения:
-. приобретение знаний о строении вещества и основных механических явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления, основных законах, их применении в технике и повседневной жизни, методах научного познания природы;
- овладение способами деятельности по применению полученных знаний для объяснения физических явлений и процессов, принципов действия технических устройств; решения задач, а также по применению естественнонаучных методов познания, в том числе в экспериментальной деятельности;
- освоение ключевых, общепредметных и предметных компетенций: коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, смыслопоисковой;
- знакомство  учащихся  с  методами  научного  познания  и  методами исследования объектов и явлений природы;
- формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;
- овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;
- понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения  бытовых, производственных и культурных потребностей человека;
- создание условий для формирования ценностей обучающихся, основ их гражданской идентичности и социально-профессиональных ориентаций.
   Компетентностный подход определяет следующие  особенности предъявления содержания образования: оно представлено в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование компетенций. В первом блоке представлены дидактические единицы, которые содержат основную теоретическую базу физической науки. Во втором — дидактические единицы, обеспечивающие совершенствование  навыков практической и исследовательской деятельности, решения задач. Это содержание обучения является базой для развития учебно-познавательной, рефлексивной компетенции, компетенции личностного саморазвития учащихся. В третьем блоке представлены дидактические единицы, отражающие свободное использование полученных знаний в социальных ситуациях и обеспечивающие  развитие коммуникативной, рефлексивной, ценностно-ориентационной и смыслопоисковой компетенции. Таким образом, рабочая программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций. Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.  
   Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся  понимать причины и логику развития физических процессов открывает возможность для осмысленного восприятия общей физической картины мира.  Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой науки и культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию  личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
   Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 7_klass.doc276.5 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 5

УТВЕРЖДЕНО

приказом директора

МОБУ СОШ № 5 г Зеи

от 31.08. 2015 №  93 

 

Рабочая программа

по физике для 7 классов

учителя физики

Воробьёвой Елены Анатольевны

на 2015-2016 учебный год

Воробьёва Елена Анатольевна

Рабочая программа по физике для 7 классов на 2015-2016 учебный год -16с.

Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по физике(7-9 классы) федерального базисного учебного плана для среднего (полного) общего образования (Приложение к приказу Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312); примерной программой основного общего образования по физике (7-9 классы) и модифицированной программой по физике для общеобразовательных школ 7-9 классы, А. В. Перышкин, 2011г., рассчитанной на 70 часов в год (по 2 часа в неделю) (Сборник программ для общеобразовательных учреждений: Физика. Астрономия.7-11 кл./В.А.Коровин, В.А.Орлов. - М.:Дрофа,2010.) с учетом требований Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования по физике по учебнику Перышкина А.В. «Физика-7».

Программа конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение предметных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.


Пояснительная записка

Рабочая программа по физике для 7-х классов составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта 2004 г.; федерального базисного учебного плана для среднего (полного) общего образования (Приложение к приказу Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312); примерной программой основного общего образования по физике (7-9 классы); модифицированной программой по физике для общеобразовательных школ 7-9 классы, А. В. Перышкин, 2011г. (Сборник программ для общеобразовательных учреждений: Физика. Астрономия.7-11 кл./В.А.Коровин, В.А.Орлов. - М.:Дрофа,2010.) с учетом требований Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования по физике по учебнику Перышкина А.В. «Физика-7», полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся. 

Рабочая программа ориентирована на использование учебника Перышкин А.В. Физика 7 класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений – 4 изд., - М.: Дрофа., 2001.

Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цель данного учебного курса:

- построение логически последовательного и достаточно простого курса физики, создающего целостное непротиворечивое представление об окружающем мире на основе современных научных знаний;

- освоение экспериментального метода научного познания;

- овладение основными понятиями и законами физики;

- умение воспринимать и перерабатывать учебную информацию;

- освоение  межпредметных  понятий, универсальных учебных  действий, обеспечивающих успешное изучение данного и  других учебных  предметов на уровне среднего общего образования;

- создание условий для достижения личностных результатов.

В содержании рабочей программы  предполагается  реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный  подходы, которые определяют задачи обучения: 

-. приобретение знаний о строении вещества и основных механических явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления, основных законах, их применении в технике и повседневной жизни, методах научного познания природы;

- овладение способами деятельности по применению полученных знаний для объяснения физических явлений и процессов, принципов действия технических устройств; решения задач, а также по применению естественнонаучных методов познания, в том числе в экспериментальной деятельности;

- освоение ключевых, общепредметных и предметных компетенций: коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, смыслопоисковой;

- знакомство  учащихся  с  методами  научного  познания  и  методами исследования объектов и явлений природы;

- формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;

- овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;

- понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения  бытовых, производственных и культурных потребностей человека;

- создание условий для формирования ценностей обучающихся, основ их гражданской идентичности и социально-профессиональных ориентаций.

Компетентностный подход определяет следующие  особенности предъявления содержания образования: оно представлено в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование компетенций. В первом блоке представлены дидактические единицы, которые содержат основную теоретическую базу физической науки. Во втором — дидактические единицы, обеспечивающие совершенствование  навыков практической и исследовательской деятельности, решения задач. Это содержание обучения является базой для развития учебно-познавательной, рефлексивной компетенции, компетенции личностного саморазвития учащихся. В третьем блоке представлены дидактические единицы, отражающие свободное использование полученных знаний в социальных ситуациях и обеспечивающие  развитие коммуникативной, рефлексивной, ценностно-ориентационной и смыслопоисковой компетенции. Таким образом, рабочая программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций. Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.  

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся  понимать причины и логику развития физических процессов открывает возможность для осмысленного восприятия общей физической картины мира.  Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой науки и культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию  личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Общая характеристика учебного предмета, курса

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения.

Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

При составлении данной рабочей программы учтены рекомендации Министерства образования об усилении практический, экспериментальной направленности преподавания физики.

Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни. В ходе изучения данного учебного предмета в 7-х классах выделяют 5 основных разделов:

- Физика и физические методы изучения природы;

- Первоначальные сведения о строении вещества;

- Взаимодействие тел;

- Давление твердых тел, газов, жидкостей;

- Работа и мощность. Энергия.

Курс предусматривает проведение 10 лабораторных работ, 5 промежуточных контрольных работ по окончанию изучения отдельного раздела и завершается итоговым тестом, составленным согласно требованиям уровню подготовки выпускников основной школы.

В процессе обучения предполагается активное использование медиаресурсов школы и информационных технологий.

Для осуществления образовательного процесса используются элементы следующих педагогических технологий:

∙        традиционное обучение;

∙        личностно-ориентированное обучение;

∙        дифференцированное обучение;

∙        дроблемное обучение;

∙        педагогики сотрудничества

∙        блочно-модульная.

В основу педагогического процесса заложены следующие формы организации учебной деятельности:

∙        комбинированный урок;

∙        урок-лекция;

∙        урок-демонстрация;

∙        урок-практикум;

∙        творческая лаборатория;  

∙        урок-игра;

∙        урок-семинар;

∙        урок-консультация.

Повышению качества обучения в значительной степени способствует правильная организация проверки, учета и контроля знаний учащихся. Предусмотрена промежуточная аттестация в виде рубежной и завершающей, а также итоговая аттестация.

Формы рубежной и завершающей аттестации:

∙        тематические зачеты;

∙        тематическое бумажное или компьютерное тестирование;

∙        диктанты по физике;

∙        решение задач;

∙        устный ответ, с использованием иллюстративного материала;

∙        письменный ответ по индивидуальным карточкам-заданиям;

∙        итоговые контрольные работы;

∙        индивидуальные работы учащихся (доклады, рефераты, мультимедийные проекты).

Итоговая аттестация по физике проводится в форме итогового тестирования и включает в себя задания направленные на выявление уровня:

- освоения теоретического материала курса физики 7 класса;

- формирования умений и навыков решения качественных, расчетных и экспериментальных физических задач;

- формирования умений и навыков смыслового чтения и поиска информации в тексте.

Так же предлагается по каждому крупному разделу проводить тесты достижений. Тесты достижений - одна из методик психологической диагностики, выявляющая степень владения испытуемым конкретными знаниями, умениями, навыками. Тесты достижений близки тестам специальных способностей (например, тесты креативности), однако, в отличие от них, выявляют то, что испытуемым усвоено, а не обобщенные умения, не имеющие конкретного содержания и возникшие в итоге разнообразного жизненного опыта.

При составлении тестов - достижений, для диагностики уровня усвоения материала  можно воспользоваться следующими типами заданий:

1.        Классификация (в задачах подобного типа требуется распределить данный набор объектов на группы. Особое внимание уделяется умению выбрать обоснование для классификации и построить иерархическую классификационную систему);

2.        Исключение "лишнего" из предложенного набора объектов требуется исключить "лишний" (т.е. формулы, какие-то явления не образующие с остальными однородную группу);

3.        Установление сходства, аналогии, закономерности, конкретизации понятия (из предъявленного набора формул требуется выбрать те, которые включают необходимые признаки данного понятия);

4.        Логическое умозаключение (требуется определить истинность и логичность суждения);

5.        Задача на преодоление ригидности (инерционности) мышления. Цель их - формирование у учеников чувства "опасности " при некритическом переносе привычных способов действий на решение новых задач).

Результаты изучения курса «Физики» в 7 классе полностью соответствуют стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно-ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире.

 Место учебного предмета, курса в учебном плане

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 7-го класса предусматривает обучение физике в объеме 2 часа в неделю, всего 70 часов (1 четверть – 17 часов, 2 четверть – 14 часов, 3 четверть – 22 часа, 4 четверть – 17 часов), в том числе на практическую работу 10 часов, на контрольные и зачетные уроки 6 часов. Фактически будет проведено 69 часов. Данная рабочая программа предусматривает некоторые изменения. Раздел 2 - лабораторную работу №2 «Измерение размеров малых тел» предлагается выполнить в качестве домашнего задания по причине использования в качестве материалов эксперимента тел малого размера (пшено, гречиха, горох). Тема лабораторной работы проста в её понимании и подходит для самостоятельного изучения. Таким образом, урочных практических работ фактически будет проведено 9 и одна работа внеурока.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса

Личностные результаты:

- формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

- убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки, отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

- самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

- мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

- формирование ценностных отношений к друг другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

Метапредметные результаты:

- овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

- понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез; разработки теоретических моделей процессов или явлений;

- приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения поставленных задач;

- формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную  информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

- развитие монологической и диалогической речи , умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

- освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

- формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию

Предметные результаты

В результате изучения физики ученик должен:

Знать/понимать:

•        смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие;

•        смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия;

•        смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии;

вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

Уметь:

•        описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию;

•        использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления;

•        представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления;

•        выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

•        приводить примеры практического использования физических знаний о механических, явлениях;

•        решать задачи на применение изученных физических законов;

•        осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

•        решать следующие жизненно-практические задачи: использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды; рационального природопользования и защиты окружающей среды, рационального применения простых механизмов.

Владеть:

•        ключевыми, общепредметными и предметными компетенциями: коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, смыслопоисковой.

Содержание учебного предмета, курса

  1. Физика и физические методы изучения природы. (5 часов)

Предмет и методы физики. Экспериментальный метод изучения природы. Измерение физических величин. Погрешность измерения. Обобщение результатов эксперимента. Наблюдение простейших явлений и процессов природы с помощью органов чувств (зрения, слуха, осязания). Использование простейших измерительных приборов. Схематическое изображение опытов. Методы получения знаний в  физике. Физика и техника.

Лабораторные работы:

  • Определение цены деления измерительного прибора.

Контрольные и самостоятельные работы:

  • Контрольная работа №1 «Физика и физические методы изучения природы».
  1. Первоначальные сведения о строении вещества. (5 часов)

Гипотеза о дискретном строении вещества. Молекулы. Непрерывность и хаотичность движения частиц вещества. Диффузия. Броуновское движение. Модели газа, жидкости и твердого тела. Взаимодействие частиц вещества. Взаимное притяжение и отталкивание молекул. Три состояния вещества.

Лабораторные работы:

  • Измерение размеров малых тел.

Контрольные и самостоятельные работы:

  • Контрольная работа №2 «Строение вещества.»
  1. Взаимодействие тел. (20 часов)

Механическое движение. Относительность механического движения. Траектория. Путь. Прямолинейное равномерное движение. Скорость равномерного прямолинейного движения. Неравномерное движение. Явление инерции. Масса тела. Измерение массы тела с помощью  весов. Плотность вещества. Методы измерения массы и плотности. Взаимодействие тел. Сила. Правило сложения сил, действующих по одной прямой. Сила упругости. Закон Гука. Методы измерения силы. Динамометр. Графическое изображение силы.  Явление тяготения. Сила тяжести. Связь между силой тяжести и массой. Вес тела. Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя. Подшипники. Центр тяжести тела.

Лабораторные работы:

  • Измерение массы тела на рычажных весах.
  • Измерение объема тела
  • Измерение плотности твердого вещества.
  • Градуирование пружины и измерение сил динамометром.

Контрольные и самостоятельные работы:

  • Контрольная работа №3 «Механическое движение. Масса. Плотность вещества»
  • Контрольная работа №4 «Силы в механике»
  1. Давление твердых тел, газов, жидкостей. (21 час)

Давление. Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение давления на основе молекулярно-кинетических представлений. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе. Сообщающиеся сосуды. Шлюзы. Гидравлический пресс. Гидравлический тормоз. Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Методы измерения давления. Барометр-анероид. Изменение атмосферного давления с высотой. Манометр. Насос. Закон Архимеда. Условие плавания тел. Плавание тел. Воздухоплавание.

Лабораторные работы:

  • Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.
  • Выяснение условий плавания тела в жидкости

Контрольные и самостоятельные работы:

  • Контрольная работа №5 по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов»
  1. Работа и мощность. Энергия. (16 часов)

Работа силы, действующей по направлению движения тела. Мощность. Кинетическая энергия движущегося тела. Потенциальная энергия тел. Превращение одного вида механической энергии в другой.  Методы измерения работы, мощности и энергии. Простые механизмы. Условия равновесия рычага. Момент силы. Равновесие тела с закрепленной осью вращения. Виды равновесия тел. «Золотое правило» механики. Коэффициент полезного действия.

Лабораторные работы:

  • Выяснение условия равновесия рычага.
  • Измерение КПД при подъеме по наклонной плоскости.

Контрольные и самостоятельные работы:

  • Контрольная работа №6 по теме «Работа. Мощность. Энергия»

  1. Повторение, резервное время. (2 часа)

Тематическое планирование

№ п/п

Наименование

разделов и тем

Максимальная нагрузка учащегося, ч.

Из них

Теоретическое обучение,

ч.

Лабораторные и практические работы,

ч.

Контрольная работа,

ч.

Самостоятельная,

ч.

1

Физика и физические методы изучения природы

5

3

1

1

2

Первоначальные сведения о строении вещества.

5

3.5

0.5

1

3

Взаимодействие тел.

20

14

4

2

4

Давление твердых тел, газов, жидкостей.

21

18

2

1

5

Работа и мощность. Энергия.

16

13

2

1

6

Повторение, резервное время

2

2

Итого:

69

53,5

9,5

6

Характеристика деятельности учащихся

Рабочая программа предусматривает формирование у школьников обще учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:

Познавательная деятельность:

  • использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
  • формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
  • овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
  • приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

  • владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

  • владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:
  • организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Учебники

  1. Перышкин А.В. Физика 7 класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений – 4 изд., - М.: Дрофа., 2001.

Учебно-методические пособия

  1. Волков В.А. Универсальные поурочные разработки по физике: 7 класс. – 3 –е изд.. переработ. и доп. – М.: ВАКО, 2012
  2. Громцева О.И. Контрольные и самостоятельные работы по физике 7 класс: к учебнику А.В. Перышкина. Физика. 7класс. –М.: Издательство «Экзамен» 2013
  3. Лукашик В. И. Сборник вопросов и задач по физике. Учебное пособие для учащихся 6-7 классов средней школы. – 5 изд., - М.: Просвещение., 1998;
  4. Лукашик В. И., Иванова Е.В. Сборник задач по физике 7-9 классы;
  5. Пособие для учащихся общеобразовательных учереждений. – 25 изд., - М.: Просвещение., 2011;
  6. Тульчинский М.Е. Качественные задачи по физике 6-7 класс, - М.:, Просвещение, 1976;
  7. «Поурочные разработки по физике. 7 класс», В. А. Волков, С. Е. Полянский, 2005;
  8. Степанова Г.Н. Сборник вопросов и задач по физике, 7 - 8, - С-Пб.:, СпецЛит., 2000;
  9. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по физике, - М.: Дрофа 2006.

Учебное оборудование и компьютерная техника

  1. Рабочее место учителя (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).
  2. Проектор.
  3. Лазерный принтер.
  4. Ксерокс.
  5. Телекоммуникационный блок.
  6. Устройства вывода звуковой информации.
  7. Интернет.

Приложение

Календарно-тематический план

№ п/п

№ урока

Тема

Количество часов

Дата

Примечание

  1. Физика и физические методы изучения природы (5 часов)

1

1.1

Вводный инструктаж по технике безопасности. Что изучает физика? Наблюдения и опыты.

1

§1-3

2

1.2

Физические величины и их измерение.

1

§4,5 упр. 1

3

1.3

Л/р №1 «Определение цены деления измерительного прибора»

1

Подготовить сообщение по теме «Физика и техника»

4

1.4

Физика и техника.

1

§6, задание 1

5

1.5

Контрольная работа №1 «Физика и физические методы изучения природы»

1

повторить §1-6

  2. Первоначальные сведения о строении вещества (5 часов)

6

2.1

Строение вещества. Молекулы.

Лабораторная работа №2 «Определение размеров малых тел»

1

§7,8

7

2.2

Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах

1

§9 задание 2

8

2.3

Взаимодействие молекул

1

§10 упр.2

9

2.4

Три состояния вещества.

1

§11, 12 задание 3

10

2.5

Контрольная работа №2 по теме «Строение вещества».

1

повторить §7-12

  3. Взаимодействие тел. (20 часов)

11

3.1

Механическое движение.

1

§13, 14

упр.3

12

3.2

Скорость. Единицы скорости.

1

§15, упр.4 (1,4)

13

3.3

Расчет пути и времени движения.

1

§16, упр.5 (2,4)

14

3.4

Решение задач по теме: «Механическое движение»

1

повторить §13-16

упр.4 (3), упр.5 (5)

15

3.5

Инерция. Взаимодействие тел. Масса

1

§17-19,

упр.6 (1,3)

16

3.6

Решение задач по теме: Взаимодействие тел»

1

повторить §18, 19, стр.161-163, Лукашик     № 127, 120

17

3.7

Измерение массы тел. Лабораторная работа №3 «Измерение массы тела на рычажных весах»

1

§20, упр.6 (2)

18

3.8

Плотность вещества. Расчет массы и объема тел.

1

§21, 22 стр.163-164, упр. 7 (1,2,3)

19

3.9

Лабораторная работа №4 «Определение объема тела ».

1

стр.164-165,

повторить §22

20

3.10

Лабораторная работа №5 «Определение плотности твердого вещества».

1

повторить §15, 16, 22,

21

3.11

Решение задач по теме: «Механическое движение.Масса тела. Плотность вещества»

1

повторить

§13-22

упр. 8 (2,4)

22

3.12

Контрольная работа №3 по теме: «Механическое движение. Масса. Плотность вещества»

1

повторить

§13-22

23

3.13

Сила. Явление тяготения. Сила тяготения

1

§23, 24, 27

Лукашик (старый) №269

24

3.14

Сила упругости. Закон Гука.

1

§25

Лукашик (старый) №282

25

3.15

Вес тела. Динамометр.

1

§26-27

упр.9 (2,5)

26

3.16

Лабораторная работа №6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром»

1

§28,

упр. 10 (1,3)

27

3.17

Равнодействующая сил.

1

§29,

упр. 11 (2)

28

3.18

Сила трения.

1

§30-32

29

3.19

Решение задач по теме: «Сила в механике»

1

повторить §23-32

Лукашик (старый) №283, 294, 305

30

3.20

Контрольная работа №4 по теме «Силы в механике»

1

повторить §23-32

  4. Давление твердых тел, газов, жидкостей. (21 часов)

31

4.1

Давление и сила давления. Единицы давления.

1

§33,

упр. 12 (2,3)

32

4.2

Способы уменьшения и увеличения давления. Давление в природе и технике

1

§34, упр. 13 задание 6

33

4.3

Решение задач по теме: «Давление.»

1

§33,

упр. 12 (1,4)

34

4.4

Давление газа. Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля

1

§35, 36,

упр. 14 (2,4), задание 7

35

4.5

Давление в жидкости и газе

1

§37

36

4.6

Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда. Решение задач по теме «Давление в жидкости и газе»

1

§38, упр. 15, задание 8

37

4.7

Сообщающиеся сосуды

1

§39,

задание 9

38

4.8

Вес воздуха. Атмосфера и атмосферное давление.

1

§40, 41, упр. 17, 18

39

4.9

Измерение атмосферного давления. Торричелли.

1

§42,

упр. 19 (4), задание 11

40

4.10

Барометр-анероид. Манометры

1

§43-45, упр. 20, 21 (1,2)

41

4.11

Решение задач по теме: «Давление в жидкости и газе.»

1

упр. 19 (3,5), упр. 21 (4)

42

4.12

Гидравлический пресс.

1

§47,

§46 (самост.),

упр. 23 (1)

43

4.13

Решение задач по теме: «Гидравлический пресс»

1

повторить §47,

 упр. 23 (2)

44

4.14

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Закон Архимеда.

1

§48-49,

стр.167

45

4.15

Лабораторная работа №7 «Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело»

1

упр. 24 (2),

п. 8 стр. 184

46

4.16

Решение задач по теме: «Архимедова сила.»

1

повторить §48-59

упр. 24 (3,4)

47

4.17

Плавание судов. Воздухоплавание.

1

§50-52, 

упр. 25 (4), 26 (2)

48

4.18

Лабораторная работа №7 «Выяснение условий плавания тел в жидкости»

1

повторить §50-52,

упр. 26 (2), 27 (2)

49

4.19

Решение задач по теме: «Архимедова сила. Плавание судов. Воздухоплавание.»

1

повторить §48-52,

упр. 24 (1), упр. 25 (1,2)

50

4.20

Решение задач по теме: «Давление твердых тел, газов, жидкостей»

1

повторить §33-52, Лукашик (старый) №363, 439, 535

51

4.21

Контрольная работа №5 по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов»

1

повторить §33-52

  5. Работа и мощность. Энергия. (16 часов)

52

5.1

Механическая работа

1

§53,

упр. 28 (3,4)

53

5.2

Мощность

1

§54,

упр. 29 (3,6)

54

5.3

Решение задач по теме: «Механическая работа. Мощность»

1

повторить §53-5 

Лукашик (старый) №586, 605

55

5.4

Простые механизмы. Рычаг

1

§55.56, задание 18(2)

56

5.5

Момент силы.

1

§57,

упр. 30 (2)

57

5.6

Лабораторная работа №9 «Выяснение условий равновесия рычага»

1

§58,

упр. 30(1,3,4)

58

5.7

«Золотое правило» механики.

1

§59, 60,

упр. 31(5), задание 19

59

5.8

Решение задач по теме: «Простые механнизмы»

1

повторить

§59, 60 Лукашик (старый) №662

60

5.9

Коэффициент полезного действия

1

§61

Лукашик (старый) №667

61

5.10

Лабораторная работа №10 «Определение КПД наклонной плоскости»

1

§61

62

5.11

Решение задач на вычисление коэффициента полезного действия

1

Лукашик

№ 789, 792

63

5.12

Кинетическая и потенциальная энергия

1

§62, 63 упр.32 (1)

64

5.13

Закон сохранения энергии.

1

§64,

 п. 9 стр. 184

65

5.14

Решение задач по теме: «Кинетическая и потенциальная энергия. Превращение энергий»

1

упр.32(4),   33 (1)

66

5.15

Решение задач по теме: «Работа. Мощность. Энергия»

1

повторить

§53-64

Лукашик (старый) №690, 611

67

5.16

Контрольная работа №6 по теме «Работа. Мощность. Энергия»

1

повторить

§53-64

  6.Повторение, резервное время (3 часа)

68

6.1

Повторение материала, изученного за год.

1

69

6.2

Итоговый урок

1

Итого:

            69


Список литературы

Методические пособия:

  1. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ, 09.03. 2004 № 1312 (БУП);
  2. Закон Российской Федерации «Об образовании» - М.,1992;
  3. Базисный Учебный План общеобразовательных учреждений РФ «УГ» №10, 2005;
  4. Волков В.А. Универсальные поурочные разработки по физике: 7 класс. – 3 –е изд.. переработ. и доп. – М.: ВАКО, 2012;
  5.  Громцева О.И. Контрольные и самостоятельные работы по физике 7 класс: к учебнику А.В. Перышкина. Физика. 7класс. –М.: Издательство «Экзамен» 2013;
  6. Лукашик В. И. Сборник вопросов и задач по физике. Учебное пособие для учащихся 6-7 классов средней школы. – 5 изд., - М.: Просвещение., 1998;
  7. Лукашик В. И., Иванова Е.В. Сборник задач по физике 7-9 классы. Пособие для учащихся общеобразовательных учереждений. – 25 изд., - М.: Просвещение., 2011;
  8. Обязательный минимум содержания основного общего образования. Вестник образования, №10, 2008;
  9. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по физике, - М.: Дрофа 2006;
  10. Перышкин А.В. Физика 7 класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений – 4 изд., - М.: Дрофа., 2001;
  11. «Поурочные разработки по физике. 7 класс», В. А. Волков, С. Е. Полянский, 2005;
  12. Примерная рабочая программа основного общего образования по физике.– М.: Дрофа., 2008;
  13. Примерная рабочая программа основного общего образования по физике.– М.: Дрофа., 2011;
  14. Степанова Г.Н. Сборник вопросов и задач по физике, 7 - 8, - С-Пб.:, СпецЛит., 2000;
  15. Телюкова Г.Г. Тематическое планирование. Физика 7-11.- Волгоград:, Учитель, 2006;
  16.  Тульчинский М.Е. Качественные задачи по физике 6-7 класс, - М.:, Просвещение, 1976. .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа (физика 7 класс)

Данная рабочая программа является программой основной школы(авторы: Е. М.Гутник, А. В. Перышкин -Физика 7-9 классы сборника: «Программы для общеобразовательных учреждений «Физика» Москва, Дрофа ...

Рабочая программа .Физика 7 класс.

Рабочая программа и пояснительная записка физика 7 класс, автор Перышкин А.В....

Рабочая программа.Физика 8 класс.

Рабочая программа и пояснительная записка по физике 8 класс, автор Перышкин А.В....

Рабочая программапо геометрии, 11 класс

Рабочая программа по геометрии 11 класс составлен в соответствии образовательных государственных стандартов...

Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)

Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...

Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)

Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...

Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)

Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...