Рабочая программа по физике для 8 классов
рабочая программа по физике (8 класс) по теме

Воробьёва Елена Анатольевна
Рабочая программа
по физике для 8 классов
учителя физики
Воробьёвой Елены Анатольевны на 2015-2016 учебный год
 
 
Рабочая программа по физике для 8 классов на 2015-2016 учебный год -17с.
 
   Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по физике(7-9 классы) федерального базисного учебного плана для среднего (полного) общего образования (Приложение к приказу Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312); примерной программой основного общего образования по физике (7-9 классы) и модифицированной программой по физике для общеобразовательных школ 7-9 классы, А. В. Перышкин, 2011г., рассчитанной на 70 часов в год (по 2 часа в неделю) (Сборник программ для общеобразовательных учреждений: Физика. Астрономия.7-11 кл./В.А.Коровин, В.А.Орлов. - М.:Дрофа,2010.) с учетом требований Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования по физике по учебнику Перышкина А.В. «Физика-8».
   Программа конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение предметных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
 
Пояснительная записка
   Рабочая программа по физике для 8-х классов составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта 2004г.; федерального базисного учебного плана для среднего (полного) общего образования (Приложение к приказу Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312); примерной программой основного общего образования по физике (7-9 классы); модифицированной программой по физике для общеобразовательных школ 7-9 классы, А. В. Перышкин, 2011г. (Сборник программ для общеобразовательных учреждений: Физика. Астрономия.7-11 кл./В.А.Коровин, В.А.Орлов. - М.:Дрофа,2010.) с учетом требований Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования по физике по учебнику Перышкина А.В. «Физика-8»,, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся.
     Рабочая программа ориентирована на использование учебника Перышкин А.В. Физика 8 класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений – 4 изд., - М.: Дрофа., 2001.
    Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цель данного учебного курса:
- построение логически последовательного и достаточно простого курса физики, создающего целостное непротиворечивое представление об окружающем мире на основе современных научных знаний;
- освоение экспериментального метода научного познания;
- овладение основными понятиями и законами физики;
- умение воспринимать и перерабатывать учебную информацию;
- освоение  межпредметных  понятий, универсальных учебных  действий,
обеспечивающих успешное изучение данного и  других учебных предметов на уровне среднего общего образования;
- создание условий для достижения личностных результатов.
    В содержании рабочей программы  предполагается  реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный  подходы, которые определяют задачи обучения:
-. приобретение знаний о строении вещества, внутренней энергии тела и способах ее передачи, основных электрических, магнитных, электромагнитных и световых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления, основных законах, их применении в технике и повседневной жизни, методах научного познания природы;
- овладение способами деятельности по применению полученных знаний для объяснения физических явлений и процессов, принципов действия технических устройств; решения задач, а также по применению естественнонаучных методов познания, в том числе в экспериментальной деятельности;
- освоение ключевых, общепредметных и предметных компетенций: коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, смыслопоисковой;
- знакомство  учащихся  с  методами  научного  познания  и  методами исследования объектов и явлений природы;
- формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;
- овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;
- понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения  бытовых, производственных и культурных потребностей человека;
- создание условий для формирования ценностей обучающихся, основ их гражданской идентичности и социально-профессиональных ориентаций.
     Компетентностный подход определяет следующие  особенности предъявления содержания образования: оно представлено в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование компетенций. В первом блоке представлены дидактические единицы, которые содержат основную теоретическую базу физической науки. Во втором — дидактические единицы, обеспечивающие совершенствование  навыков практической и исследовательской деятельности, решения задач. Это содержание обучения является базой для развития учебно-познавательной, рефлексивной компетенции, компетенции личностного саморазвития учащихся. В третьем блоке представлены дидактические единицы, отражающие свободное использование полученных знаний в социальных ситуациях и обеспечивающие  развитие коммуникативной, рефлексивной, ценностно-ориентационной и смыслопоисковой компетенции. Таким образом, рабочая программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций. Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.  
    Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся  понимать причины и логику развития физических процессов открывает возможность для осмысленного восприятия общей физической картины мира.  Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой науки и культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию  личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
    Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 8_klass.doc270 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 5

УТВЕРЖДЕНО

приказом директора

МОБУ СОШ № 5 г Зеи

от 31.08. 2015 №  93 

 

Рабочая программа

по физике для 8 классов

учителя физики

Воробьёвой Елены Анатольевны

на 2015-2016 учебный год

Воробьёва Елена Анатольевна

Рабочая программа по физике для 8 классов на 2015-2016 учебный год -17с.

Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по физике(7-9 классы) федерального базисного учебного плана для среднего (полного) общего образования (Приложение к приказу Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312); примерной программой основного общего образования по физике (7-9 классы) и модифицированной программой по физике для общеобразовательных школ 7-9 классы, А. В. Перышкин, 2011г., рассчитанной на 70 часов в год (по 2 часа в неделю) (Сборник программ для общеобразовательных учреждений: Физика. Астрономия.7-11 кл./В.А.Коровин, В.А.Орлов. - М.:Дрофа,2010.) с учетом требований Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования по физике по учебнику Перышкина А.В. «Физика-8».

Программа конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение предметных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.


Пояснительная записка

Рабочая программа по физике для 8-х классов составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта 2004г.; федерального базисного учебного плана для среднего (полного) общего образования (Приложение к приказу Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312); примерной программой основного общего образования по физике (7-9 классы); модифицированной программой по физике для общеобразовательных школ 7-9 классы, А. В. Перышкин, 2011г. (Сборник программ для общеобразовательных учреждений: Физика. Астрономия.7-11 кл./В.А.Коровин, В.А.Орлов. - М.:Дрофа,2010.) с учетом требований Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования по физике по учебнику Перышкина А.В. «Физика-8»,, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся. 

Рабочая программа ориентирована на использование учебника Перышкин А.В. Физика 8 класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений – 4 изд., - М.: Дрофа., 2001.

Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цель данного учебного курса:

- построение логически последовательного и достаточно простого курса физики, создающего целостное непротиворечивое представление об окружающем мире на основе современных научных знаний;

- освоение экспериментального метода научного познания;

- овладение основными понятиями и законами физики;

- умение воспринимать и перерабатывать учебную информацию;

- освоение  межпредметных  понятий, универсальных учебных  действий,

обеспечивающих успешное изучение данного и  других учебных предметов на уровне среднего общего образования;

- создание условий для достижения личностных результатов.

В содержании рабочей программы  предполагается  реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный  подходы, которые определяют задачи обучения: 

-. приобретение знаний о строении вещества, внутренней энергии тела и способах ее передачи, основных электрических, магнитных, электромагнитных и световых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления, основных законах, их применении в технике и повседневной жизни, методах научного познания природы;

- овладение способами деятельности по применению полученных знаний для объяснения физических явлений и процессов, принципов действия технических устройств; решения задач, а также по применению естественнонаучных методов познания, в том числе в экспериментальной деятельности;

- освоение ключевых, общепредметных и предметных компетенций: коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, смыслопоисковой;

- знакомство  учащихся  с  методами  научного  познания  и  методами исследования объектов и явлений природы;

- формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;

- овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;

- понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения  бытовых, производственных и культурных потребностей человека;

- создание условий для формирования ценностей обучающихся, основ их гражданской идентичности и социально-профессиональных ориентаций.

Компетентностный подход определяет следующие  особенности предъявления содержания образования: оно представлено в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование компетенций. В первом блоке представлены дидактические единицы, которые содержат основную теоретическую базу физической науки. Во втором — дидактические единицы, обеспечивающие совершенствование  навыков практической и исследовательской деятельности, решения задач. Это содержание обучения является базой для развития учебно-познавательной, рефлексивной компетенции, компетенции личностного саморазвития учащихся. В третьем блоке представлены дидактические единицы, отражающие свободное использование полученных знаний в социальных ситуациях и обеспечивающие  развитие коммуникативной, рефлексивной, ценностно-ориентационной и смыслопоисковой компетенции. Таким образом, рабочая программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций. Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.  

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся  понимать причины и логику развития физических процессов открывает возможность для осмысленного восприятия общей физической картины мира.  Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой науки и культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию  личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Общая характеристика учебного предмета, курса

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения.

Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

При составлении данной рабочей программы учтены рекомендации Министерства образования об усилении практический, экспериментальной направленности преподавания физики.

Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни. В ходе изучения данного учебного предмета в 8-х классах выделяют 3 основных раздела:

- Тепловые явления;

- Электрические и магнитные явления;

- Световые явления.

Курс предусматривает проведение 8 лабораторных работ, 5 промежуточных контрольных работ по окончанию изучения отдельного раздела, 4 самостоятельные работы и завершается итоговым тестом, составленным согласно требованиям уровню подготовки выпускников основной школы.

В процессе обучения предполагается активное использование медиаресурсов школы и информационных технологий.

Для осуществления образовательного процесса используются элементы следующих педагогических технологий:

∙        Традиционное обучение;

∙        Личностно-ориентированное обучение;

∙        Дифференцированное обучение;

∙        Проблемное обучение;

∙        Педагогики сотрудничества

∙        Блочно-модульная.

В основу педагогического процесса заложены следующие формы организации учебной деятельности:

∙        Комбинированный урок;

∙        Урок-лекция;

∙        Урок-демонстрация;

∙        Урок-практикум;

∙        Творческая лаборатория;

∙        Урок-игра;

∙        Урок-семинар;

∙        Урок-консультация.

Повышению качества обучения в значительной степени способствует правильная организация проверки, учета и контроля знаний учащихся. Предусмотрена промежуточная аттестация в виде рубежной и завершающей, а также итоговая аттестация.

Формы рубежной и завершающей аттестации:

∙        Тематические зачеты;

∙        Тематическое бумажное или компьютерное тестирование;

∙        Диктанты по физике;

∙        Решение задач;

∙        Устный ответ, с использованием иллюстративного материала;

∙        Письменный ответ по индивидуальным карточкам-заданиям;

∙        Итоговые контрольные работы;

∙        Индивидуальные работы учащихся (доклады, рефераты, мультимедийные проекты).

Итоговая аттестация по физике проводится в форме итогового тестирования и включает в себя задания направленные на выявление уровня:

- освоения теоретического материала курса физики 8 класса;

- формирования умений и навыков решения качественных, расчетных и экспериментальных физических задач;

- формирования умений и навыков смыслового чтения и поиска информации в тексте.

Так же предлагается по каждому крупному разделу проводить тесты достижений. Тесты достижений - одна из методик психологической диагностики, выявляющая степень владения испытуемым конкретными знаниями, умениями, навыками. Тесты достижений близки тестам специальных способностей (например, тесты креативности), однако, в отличие от них, выявляют то, что испытуемым усвоено, а не обобщенные умения, не имеющие конкретного содержания и возникшие в итоге разнообразного жизненного опыта.

При составлении тестов - достижений, для диагностики уровня усвоения материала  можно воспользоваться следующими типами заданий:

1.        Классификация (в задачах подобного типа требуется распределить данный набор объектов на группы. Особое внимание уделяется умению выбрать обоснование для классификации и построить иерархическую классификационную систему);

2.        Исключение "лишнего" из предложенного набора объектов требуется исключить "лишний" (т.е. формулы, какие-то явления не образующие с остальными однородную группу);

3.        Установление сходства, аналогии, закономерности, конкретизации понятия (из предъявленного набора формул требуется выбрать те, которые включают необходимые признаки данного понятия);

4.        Логическое умозаключение (требуется определить истинность и логичность суждения);

5.        Задача на преодоление ригидности (инерционности)мышления. Цель их - формирование у учеников чувства "опасности " при некритическом переносе привычных способов действий на решение новых задач).

Результаты изучения курса «Физики» в 8 классе полностью соответствуют стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно-ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире

Место учебного предмета, курса в учебном плане

Настоящая рабочая программа реализует базисный план. Приоритетной целью обучения физики в этом классе является построение логически последовательного курса физики, создающего целостное непротиворечивое представление об окружающем мире на основе современных научных знаний.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение физике в объеме 2 часа в неделю, всего 70 часов (1 четверть – 17 часов, 2 четверть – 14 часов, 3 четверть – 22 часа, 4 четверть – 17 часов), в том числе на практическую работу 8 часов, на контрольные и зачетные уроки 10 часов. Фактически будет проведено 69 часов. Данная рабочая программа предусматривает некоторые изменения. В раздел 1 добавлено 2 дополнительных часа, направленных на повторение и обобщение изученного в 7 классе материала, а так же предусмотрен вводной контроль знаний. Объединяются в один урок две темы раздела 1 «Тепловое движение.  Температура и ее измерение. Связь температуры со средней скоростью теплового хаотического движения частиц. Внутренняя энергия.» и «Агрегатные состояния вещества.». На изучение темы «Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция и излучение» отводится 1 час вместо 3-х.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса

Личностные результаты:

- формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

- убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки, отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

- самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

- мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

- формирование ценностных отношений к друг другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

Метапредметные результаты:

- овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

- понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез; разработки теоретических моделей процессов или явлений;

- приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения поставленных задач;

- формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную  информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

- развитие монологической и диалогической речи , умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

- освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

- формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Предметные результаты

В результате изучения физики ученик должен:

Знать/понимать:

  • Строение вещества.
  • Тепловое движение атомов и молекул.
  •  Броуновское движение. Диффузия.
  • Взаимодействие частиц вещества.
  • Модели строения газов, жидкостей и твердых тел.
  • Тепловое равновесие. Температура. Связь температуры со скоростью хаотического движения частиц.
  • Внутренняя энергия.
  • Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела.
  •  Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение.
  •  Количество теплоты. Удельная теплоемкость.
  • Закон сохранения энергии в тепловых процессах.
  • Испарение и конденсация.
  • Кипение.
  • Зависимость температуры кипения от давления.
  • Влажность воздуха.
  • Плавление и кристаллизация. Удельная теплота плавления и парообразования.
  • Удельная теплота сгорания.
  • Преобразования энергии в тепловых машинах.
  • Паровая турбина, двигатель внутреннего сгорания, реактивный двигатель. КПД тепловой машины.
  • Экологические проблемы использования тепловых машин.
  • Электризация тел.
  • Два вида электрических зарядов.
  • Взаимодействие зарядов.
  • Закон сохранения электрического заряда.
  •  Электрическое поле. Действие электрического поля на электрические заряды.
  • Проводники и диэлектрики.
  • Постоянный электрический ток. Источники постоянного тока.
  • Сила тока. Напряжение. Электрическое сопротивление.
  • Носители электрических зарядов в металлах, электролитах и газах.
  • Закон Ома для участка электрической цепи.
  • Последовательное и параллельное соединения проводников.
  • Работа и мощность электрического тока.
  • Закон Джоуля-Ленца.
  • Опыт Эрстеда. Магнитное поле тока.
  • Электромагнит. Взаимодействие магнитов.
  • Магнитное поле Земли.
  • Действие магнитного поля на проводник с током.
  • Элементы геометрической оптики.
  • Отражение и преломление света.
  • Закон отражения света.
  • Плоское зеркало.
  • Линза. Оптическая сила линзы.
  • Фокусное расстояние линзы.
  • Глаз как оптическая система.

Уметь: 

  • описывать явление диффузии, изменение агрегатных состояний вещества, различных видов теплопередачи. Объяснять эти явления на основе представлений об атомно-молекулярном строении вещества, закона сохранения энергии в тепловых процессах;
  • измерять физические величины: температуру, количество теплоты, удельную теплоемкость, удельную теплоту плавления льда, влажности воздуха;
  • объяснять устройство и принцип действия физических приборов и технических объектов: термометра, психрометра, паровой турбины, двигателя внутреннего сгорания;
  • наблюдать и описывать электризацию тел, взаимодействия магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, отражение, преломление света. Объяснять эти явления;
  •  производить измерение физических величин: силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности тока, фокусного расстояния собирающей линзы;
  •  проводить простые физические опыты и экспериментальные исследования по изучению: электростатического взаимодействия заряженных тел, действия магнитного поля на проводник с током, последовательного и параллельного соединения проводников, зависимости силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения света от угла падения, угла преломления света от угла падения;
  •  решать жизненно-практические задачи;
  •  практически применять физические знания: для учета теплопроводности и теплоемкости различных веществ в повседневной жизни; для безопасного обращения с электробытовыми приборами; для предупреждения опасного воздействия на организм человека электрического тока.

Владеть: компетенциями: ценностно-смысловой, учебно-познавательной, коммуникативной, личного самосовершенствования

Содержание учебного предмета, курса

  1. Тепловые явления. (24 часа)

Строение вещества. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия. Взаимодействие частиц вещества. Модели строения газов, жидкостей и твердых тел и объяснение свойств вещества на основе этих моделей. Тепловое движение. Тепловое равновесие. Температура и ее измерение. Связь температуры со средней скоростью теплового хаотического движения частиц. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела. Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Необратимость процессов теплопередачи. Испарение и конденсация. Насыщенный пар. Влажность воздуха. Кипение. Плавление и кристаллизация. Удельная теплота плавления и парообразования. Удельная теплота сгорания. Расчет количества теплоты при теплообмене. Принципы работы тепловых двигателей. КПД теплового двигателя. Экологические проблемы использования тепловых машин.

Демонстрации:

  • Сжимаемость газов.
  • Диффузия в газах и жидкостях.
  • Модель броуновского движения.
  • Сохранение объема жидкости при изменении формы сосуда.
  • Принцип действия термометра.
  • Теплопроводность различных материалов.
  • Конвекция в жидкостях и газах.
  • Теплопередача путем излучения.
  • Явление испарения.
  • Кипение воды.
  • Явление плавления.
  • Устройство психрометра

Лабораторные работы:

  • Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры
  • Определение удельной теплоемкости твердого тела.

Контрольные и самостоятельные работы:

  • Вводная контрольная работа №1
  • Контрольная работа №2 по теме «Расчет количества теплоты»
  • Контрольная работа №3 по теме «Тепловые явления»
  • Самостоятельная работа №1 по теме «Плавление и кристаллизация»
  • Самостоятельная работа №2 по теме «Парообразование и конденсация».
  1.  Электрические и магнитные явления (33 часа)

Электризация тел. Электрический заряд. Два вида электрических зарядов. Взаимодействие зарядов. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Действие электрического поля на электрические заряды. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Дискретность электрического заряда. Электрон. Строение атома. Постоянный электрический ток. Источники постоянного тока. Действия электрического тока.  Сила тока. Амперметр. Напряжение. Вольтметр. Электрическое сопротивление. Электрическая цепь. Закон Ома для участка электрической цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников. Удельное сопротивление. Реостаты. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля-Ленца. Лампа накаливания. Плавкие предохранители. Носители электрических зарядов в металлах, полупроводниках, электролитах и газах. Полупроводниковые приборы. Опыт Эрстеда. Магнитное поле тока. Взаимодействие постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. Электромагнит. Действие магнитного поля на проводник с током.

Демонстрации:

  • Электризация тел.
  • Два рода электрических зарядов.
  • Устройство и действие электроскопа.
  • Проводники и изоляторы.
  • Электризация через влияние
  • Перенос электрического заряда с одного тела на другое
  • Закон сохранения электрического заряда.
  • Устройство конденсатора.
  • Энергия заряженного конденсатора.
  • Источники постоянного тока.
  • Составление электрической цепи.
  • Электрический ток в электролитах. Электролиз.
  • Электрический ток в полупроводниках. Электрические свойства полупроводников.
  • Электрический разряд в газах.
  • Измерение силы тока амперметром.
  • Наблюдение постоянства силы тока на разных участках неразветвленной электрической цепи.
  • Измерение силы тока в разветвленной электрической цепи.
  • Измерение напряжения вольтметром.
  • Изучение зависимости электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала. Удельное сопротивление.
  • Реостат и магазин сопротивлений.
  • Измерение напряжений в последовательной электрической цепи.
  • Зависимость силы тока от напряжения на участке электрической цепи.
  • Опыт Эрстеда.
  • Магнитное поле тока.
  • Действие магнитного поля на проводник с током.

Лабораторные работы:

  • Сборка электрической цепи. Измерение силы тока на различных участках цепи
  • Измерение напряжения на различных участках цепи
  • Регулирование силы тока реостатом. Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра
  • Измерение мощности и работы тока электрической лампы
  • Сборка модели электрического двигателя и изучение принципа его действия.

Контрольные и самостоятельные работы:

  • Контрольная работа №4 по теме «Соединения проводников. Закон Джоуля - Ленца»
  • Контрольная работа №5 по теме «Электромагнитные явления»
  • Самостоятельная работа№3 по теме «Электростатика»
  • Самостоятельная работа №4 по теме «Расчет силы тока, напряжения и сопротивления»

  1. Световые явления (10 часов)

Свет. Источники света. Прямолинейное распространение света. Отражение и преломление света. Закон отражения света. Плоское зеркало. Линза. Фокусное расстояние линзы. Формула линзы. Оптическая сила линзы. Глаз как оптическая система. Фотоаппарат.

Демонстрации:

  • Источники света.
  • Прямолинейное распространение света.
  • Закон отражения света.
  • Изображение в плоском зеркале.
  • Линзы
  • Преломление света.
  • Модель глаза.
  • Принцип действия фотоаппарата.

Лабораторные работы:

  • Измерение фокусного расстояния. Получение изображения с помощью линзы.

Контрольные и самостоятельные работы:

  • Контрольная работа №6 по теме «Световые явления»
  1. Повторение, резервное время. (2 часа)

Тематическое планирование

№ п/п

Наименование

разделов и тем

Максимальная нагрузка учащегося, ч.

Из них

Теоретическое обучение,

ч.

Лабораторные и практические работы,

ч.

Контрольная работа,

ч.

Самостоятельная,

ч.

1

Тепловые явления

24

19

2

3

2

2

Электрические и магнитные явления

33

24

5

2

2

3

Световые явления

10

8

1

1

4

Повторение, резервное время.

2

2

Итого:

69

53

8

6

4

Характеристика деятельности учащихся

Рабочая программа предусматривает формирование у школьников обще учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:

Познавательная деятельность:

  • использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
  • формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
  • овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
  • приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

  • владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

  • владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:
  • организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Учебники

  1. Перышкин А.В. Физика 8 класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений – 4 изд., - М.: Дрофа., 2001.

Учебно-методические пособия

  1. Волков В.А. Универсальные поурочные разработки по физике: 7 класс. – 3 –е изд.. переработ. и доп. – М.: ВАКО, 2012
  2. Громцева О.И. Контрольные и самостоятельные работы по физике 7 класс: к учебнику А.В. Перышкина. Физика. 7класс. –М.: Издательство «Экзамен» 2013
  3. Лукашик В. И. Сборник вопросов и задач по физике. Учебное пособие для учащихся 6-7 классов средней школы. – 5 изд., - М.: Просвещение., 1998;
  4. Лукашик В. И., Иванова Е.В. Сборник задач по физике 7-9 классы;
  5. Пособие для учащихся общеобразовательных учереждений. – 25 изд., - М.: Просвещение., 2011;
  6. Тульчинский М.Е. Качественные задачи по физике 6-7 класс, - М.:, Просвещение, 1976;
  7. «Поурочные разработки по физике. 7 класс», В. А. Волков, С. Е. Полянский, 2005;
  8. Степанова Г.Н. Сборник вопросов и задач по физике, 7 - 8, - С-Пб.:, СпецЛит., 2000;
  9. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по физике, - М.: Дрофа 2006.

Учебное оборудование и компьютерная техника

  1. Рабочее место учителя (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).
  2. Проектор.
  3. Лазерный принтер.
  4. Ксерокс.
  5. Телекоммуникационный блок.
  6. Устройства вывода звуковой информации.
  7. Интернет.

Приложение

 Календарно-тематический план

№ п/п

№ урока

Тема

Количество часов

Дата

Примечание

  1. Тепловые явления (24 часа)

1

1.1

Вводный инструктаж по технике безопасности. Повторение и обобщение курса физики 7 класса.

1

Повторить основные законы и формулы 7 класс

2

1.2

Решение задач по курсу физики 7 класса.

1

Лукашик (старый) №283, 439, 586, 605

3

1.3

Вводная контрольная работа №1

1

4

1.4

Тепловое движение.  Температура и ее измерение. Связь температуры со средней скоростью теплового хаотического движения частиц Внутренняя энергия. Агрегатные состояния вещества.

1

§1-2, 12

5

1.5

Способы изменения внутренней энергии тела.

1

§3-5, записи в тетради

6

1.6

Примеры теплопередачи в природе

1

§4-6, упр.1(1), упр.2(2), упр.3(2)

7

1.7

Количество теплоты

1

§7-8

8

1.8

Расчет количества теплоты при теплообмене.

1

§7-9 упр.4(1,2)

9

1.9

Лабораторная работа №1: "Сравнение количества теплоты при смешивании  воды разной температуры".

1

Повторить §7-9, упр.4(3)

10

1.10

Решение задач по теме «Расчет количества теплоты.»

1

повторить §9 Лукашик №749

11

1.11

Лабораторная работа №2 «Измерение удельной теплоемкости твердого тела»

1

повторить §9 Лукашик №752

12

1.12

Энергия сгорания топлива. Закон сохранения энергии в механических и тепловых процессах.

1

§10-11,

упр.5 (1,2)

13

1.13

Решение задач по теме «Тепловые явления»

1

повторить §10-11,

упр.5 (3)

14

1.14

Контрольная работа №2 по теме «Расчет количества теплоты»

1

15

1.15

Плавление и кристаллизация

1

§12-14,

упр.7 (2,4)

16

1.16

Удельная теплота плавления и парообразования

1

§15 упр.8(1,4)

17

1.17

Решение задач по теме: "Плавление и кристаллизация"

1

§15, упр.8 (5)

18

1.18

Самостоятельная работа №1 по теме «Плавление и кристаллизация». Испарение и конденсация.

1

§16-17 упр.9(5,6)

19

1.19

Кипение. Зависимость температуры кипения от давления.  

1

§18,20 упр.10(4)

20

1.20

Решение задач по теме «Расчет теплоты парообразования и конденсации»

1

повторить §18,20

упр.10(5)

21

1.21

Самостоятельная работа №2 по теме «Парообразование и конденсация». Насыщенный пар. Влажность воздуха.

1

§16,19 вопросы

22

1.22

Работа газа и пара. Двигатель внутреннего сгорания, паровая турбина..

1

§21-23 вопросы

23

1.23

КПД тепловых двигателей.

1

§24 задание 5

24

1.24

Контрольная работа 3 по теме «Тепловые явления»

1

  2. Электрические и магнитные явления (33 часа)

25

2.1

Электризация тел..

1

§25-26

вопросы

26

2.2

Электрическое поле.

1

§27-28,

вопросы

27

2.3

Делимость электрического заряда. Строение атомов.

1

§29-30,

упр.11

28

2.4

Объяснение электрических явлений.

1

§31, упр.12

29

2.5

Самостоятельная работа№3 по теме «Электростатика». Электрический ток.

1

записи в тетради

30

2.6

Электрическая цепь и ее составные части.

1

§33-35 вопросы

31

2.7

Действия электрического тока.

1

§34-36,

знать обозначения

32

2.8

Сила тока. Амперметр

1

§37-38, упр.14(1,2) упр.15(1,3)

33

2.9

Электрическое напряжение. Вольтметр.

1

§39-41,

упр. 16

34

2.10

Лабораторная работа № 3 «Сборка электрической цепи. Измерение силы тока на различных участках цепи»

1

повторить §37-41

35

2.11

Лабораторная работа № 4 «Измерение напряжения на различных участках цепи».

1

повторить §37-41

36

2.12

Электрическое сопротивление. Зависимость силы тока от напряжения.  

1

§42-43, упр.17 (2) упр.18 (2)

37

2.13

Закон Ома для участка цепи.

1

§44,46 упр.18(3)

упр.19(3)

38

2.14

Решение задач по теме «Закон Ома»

1

§44

упр.19(1,2)

39

2.15

Удельное сопротивление. Реостаты.

1

§45-47,

упр.20(2) упр.21(4)

40

2.16

Лабораторная работа № 5 «Измерение  сопротивления резисторов»

1

повторить §44-47 упр.21(3)

41

2.17

Решение задач по теме «Расчет силы тока, напряжения и сопротивления».

1

§46, упр.20(3,4)

42

2.18

Самостоятельная работа №4 по теме «Расчет силы тока, напряжения и сопротивления»

1

повторить §44-47

43

2.19

Последовательное соединение проводников.

1

§48 упр.22(1,3)

44

2.20

Параллельное соединение проводников.

1

§49, упр.23(1,3)

45

2.21

Решение задач по теме «Соединения проводников»

1

упр. 22 (4), упр.23(4)

46

2.22

Работа и мощность электрического тока.

1

§50-52, 

упр.25 (2), упр.26 (2)

47

2.23

Лабораторная работа №6 «Измерение работы и мощности электрического тока»

1

повторить §50-52,

упр24 (2), упр.25(3)

48

2.24

Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля –Ленца

1

§53,

упр. 27 (1,2)

49

2.25

Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы. Короткое замыкание. Предохранители.

1

§54-55 вопросы

50

2.26

Решение задач по теме «Соединения проводников. Закон Джоуля - Ленца»

1

повторить §48-53, знать формулы

51

2.27

Контрольная работа №4 по теме «Соединения проводников. Закон Джоуля - Ленца»

1

повторить §48-55

52

2.28

Магнитное поле. Опыт Эрстеда. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии

1

§56-57,

вопросы

53

2.29

Магнитное поле катушки с током. Электромагниты. Лабораторный опыт «Сборка электромагнита и испытание его действия»

1

20.03.2015

§58, упр.28, вопросы

54

2.30

Постоянные магниты. Взаимодействие постоянных магнитов. Магнитное поле Земли.

1

§59-60, вопросы

55

2.31

Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель. Электромагнитное реле.

1

§61,

вопросы

56

2.32

Лабораторная работа №7 «Сборка модели электрического двигателя и изучение принципа его действия»

1

повторить §56-61

57

2.33

Повторительно - обобщающий урок по теме «Электромагнитные явления» Кратковременная контрольная работа №5 по теме «Электромагнитные явления»

1

повторить §56-61

  3. Световые явления (10 часов)

58

3.1

Свет. Прямолинейное распространение света. Тень и полутень.

1

§62, упр.29

59

3.2

Отражение света. Законы отражения. Плоское зеркало

1

§63-64, упр.30

60

3.3

Преломление света.

1

§65, упр.32(3-5)

61

3.4

Решение задач по теме «Законы отражения и преломления света. Плоское зеркало»

1

повторить §62-66, условия задач в тетради

62

3.5

Линзы. Виды линз. Фокусное расстояние и оптическая сила линзы.

1

§66, упр.33

63

3.6

Изображения, даваемые линзой.

1

§67, упр.34(1,2)

64

3.7

Лабораторная работа № 8 «Измерение фокусного расстояния линзы и получение с ее помощью изображений»

1

повторить §66-67,

упр. 34(3,4)

65

3.8

Формула тонкой линзы. Глаз как оптическая система. Оптические приборы

1

Записи в тетради, формулы, сообщения

66

3.9

Решение задач по теме «Световые явления»

1

повторить §66-67, условия задач в тетради

67

3.10

Контрольная работа №6 по теме «Световые явления»

1

  4. Повторение, резервное время. (2 часа)

68

4.1

Повторительно-обобщающий урок

1

69

4.2

Повторительно-обобщающий урок

1

Итого:

            69


Список литературы

Методические пособия:

  1. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ, 09.03. 2004 № 1312 (БУП);
  2. Закон Российской Федерации «Об образовании» - М.,1992;
  3. Базисный Учебный План общеобразовательных учреждений РФ «УГ» №10, 2005;
  4. Волков В.А. Универсальные поурочные разработки по физике: 7 класс. – 3 –е изд.. переработ. и доп. – М.: ВАКО, 2012;
  5. Генденштейн Л.Э., Гельфгат И.М., Кирик Л.И. Задачи по физике, 8 класс. - М.:, Илекса, Харьков "Гимназия", 2002;
  6. Громцева О.И. Контрольные и самостоятельные работы по физике 7 класс: к учебнику А.В. Перышкина. Физика. 7класс. –М.: Издательство «Экзамен» 2013;
  7. Лукашик В. И., Иванова Е.В. Сборник задач по физике 7-9 классы. Пособие для учащихся общеобразовательных учереждений. – 25 изд., - М.: Просвещение., 2011;
  8. Лукашик В.И. Физическая олимпиада, - М.:, Просвещение, 1987;
  9. Обязательный минимум содержания основного общего образования. Вестник образования, №10, 2008;
  10. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по физике, - М.: Дрофа 2006;
  11. Перельман Я.И. Знаете ли Вы физику? - М.: Наука, 1992;
  12. Перышкин А.В. Физика 8 класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений – 4 изд., - М.: Дрофа., 2001;
  13. «Поурочные разработки по физике. 8 класс», В. А. Волков, С. Е. Полянский, 2005;
  14. Примерная рабочая программа основного общего образования по физике.– М.: Дрофа., 2008;
  15. Примерная рабочая программа основного общего образования по физике.– М.: Дрофа., 2011;
  16. Степанова Г.Н. Сборник вопросов и задач по физике, 7 - 8, - С-Пб.:, СпецЛит., 2000;
  17. Телюкова Г.Г. Тематическое планирование. Физика 7-11.- Волгоград:, Учитель, 2006;
  18.  Тульчинский М.Е. Качественные задачи по физике 6-7 класс, - М.:, Просвещение, 1976.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа (физика 7 класс)

Данная рабочая программа является программой основной школы(авторы: Е. М.Гутник, А. В. Перышкин -Физика 7-9 классы сборника: «Программы для общеобразовательных учреждений «Физика» Москва, Дрофа ...

Рабочая программа .Физика 7 класс.

Рабочая программа и пояснительная записка физика 7 класс, автор Перышкин А.В....

Рабочая программа.Физика 8 класс.

Рабочая программа и пояснительная записка по физике 8 класс, автор Перышкин А.В....

Рабочая программапо геометрии, 11 класс

Рабочая программа по геометрии 11 класс составлен в соответствии образовательных государственных стандартов...

Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)

Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...

Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)

Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...

Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)

Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...