Рабочая программа по физике 10 класс
рабочая программа по физике (10 класс) на тему
Рабочая программа по физике 10 класс по учебнику С.А. Тихомирова, Б.М. Яворский " Физика 10 класс"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тихомирова С.А. «Физика – 10». Базовый уровень. 68ч (2ч в неделю)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 20 г. Химки
ПРИНЯТО Школьным методическим объединением учителей Протокол № __ от ______2015 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ № 20 г. Химки _________________ А.С.Сорокин «___» ___________ 2015 г. |
Рабочая программа
по физике
в 10 А и Б классах
на 2015 – 2016 учебные годы
Составитель:
В.В. Козлова
учитель математики
высшей квалификационной категории
г. Химки
АВТОРЫ ПРОГРАММЫ:
Примерная программа среднего (полного) образования по физике (базовый уровень), рекомендованная Министерством образования и науки России от 07.07.2005 № 03-1263.
Составители: С.А.Тихомирова, Б.М.Яворский.
БАЗОВЫЙ УЧЕБНИК:
Тихомирова С.А. Физика. 10кл.: учеб. для общеобразоват. Учреждений (базовый уровень) / С.А.Тихомирова, Б.М.Яворский. – М.: Мнемозина, 2008.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
- Касьянов В.А. Физика. 10кл.: Учебн. для общеобразоват. учеб. заведений. – 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2001.
- Марон А.Е. Контрольные работы по физике: 10-11 кл.: Кн. для учителя /А.Е.Марон, Е.А.Марон. – М.: Просвещение, 2003.
- Пёрышкин А.В., Родина Н.А. Физика: Учеб. для 6-7 кл. средней школы. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 1981.
- Пёрышкин А.В. Физика. 9 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений / А.В.Пёрышкин, Е.М.Гутник. – 8-е изд., испр. – М.: Дрофа, 2004.
- Справочник школьника. Решение задач по физике /Сост. И.Г.Власов, при участии А.А.Витебской. – М.: Философич. об-во «Слово», компания «Ключ-С», АСТ, Центр гуманитар. наук при факультете журналистики МГУ им. М.В.Ломоносова, 1996.
Саенко П.Г. Физика: Учеб. для 9 кл. сред. шк. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1992. Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе авторской программы С.А.Тихомировой, Б.М.Яворского и примерной программы среднего (полного) образования по физике базовый уровень Х – ХI классы, разработанной в соответствии с требованиями обязательного минимума содержания федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
Программа рассчитана
11 класс - 67 ч. в год (2 часа в неделю.)
Изменения, внесенные в программу и их обоснование:
По базисному учебному плану на предмет физика в 11 классе отводится 68 часов. В рабочей программе запланировано 67 часов, так как уроки выпадают в праздничные дни. За счет резервного времени авторской программы С.А.Тихомировой, Б.М.Яворского часы и темы будут реализованы.
Программой предусмотрено проведение:
- контрольных и проверочных работ – 4;
- лабораторных работ – 7.
Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:
Список литературы (основной и дополнительной)
- С.А.Тихомировой, Б.М.Яворского. Физика 10– 11, М.: Просвещение, 2009 г.
- Тихомирова С.А. Программа и планирование. Физика-10–11. – М.: Мнемозина, 2008.
- Рымкевич А.П. Сборник задач по физике 10 – 11 класс. – М.: Дрофа, 2010 г.
- ЕГЭ 2011. Физика. Репетитор/ В.А. Грибов, Н.К. Ханнанов. – М.: Эксмо, 2009 г.
- ЕГЭ. Физика. Типовые тестовые задания /Н.А. Панов, С.А. Шабунин, Ф.Ф. Тихонин. – М.: Издательство «Экзамен», 2011 г.
Перечень учебно-методического обеспечения
- Поурочное планирование по физике С.А.Тихомирова, Б.М. Яворский 2008г
- Физический эксперимент в средней школе. Н. М. Шахмаев, В. Ф. Шилов. (Оптика, квантовая физика, ядерная физика)
- Физический эксперимент в средней школе. Н. М. Шахмаев, Н. И. Павлов. (Молекулярная физика)
- Дидактические материалы. Физика 10 класс. А. Е. Марон. «Дрофа», Москва 2004г
- Контрольные работы по физике 10 – 11 классы: Кн. Для учителя/ А.Е. Марон, Е.А. Марон. – 2-е изд. М.: Просвещение, 2009 г.
- Поурочное планирование по физике к Единому Государственному Экзамену/ Н.И. Одинцова, Л.А. Прояненкова. – М.: Издательство «Экзамен», 2011 г.
- Цифровые образовательные ресурсы:
№п/п | Наименование | Издательство |
Виртуальная физическая лаборатория | ||
1 | Лабораторный практикум по физике 8 кл | Лиен |
2 | Лабораторные работы по физике 11 кл | Дрофа |
Библиотека наглядных пособий | ||
1 | 1 с: школа. Физика, 7- 11 кл | Дрофа |
2 | Интерактивный курс физики для 7- 11 кл | Физикон |
3 | Живая физика | Институт новых технологий |
4 | Физика 7-11 кл | Кирилл и Мефодий |
5 | Интерактивная энциклопедия «от плуга до лазера 2.0» | Компания «новый диск» |
6 | Открытая физика 1.1 | Физикон |
7 | «Астрономия» 9-11 кл | Физикон |
8 | Презентации уроков по физике | (собственные) |
9 | Коллекция кроссвордов в среде Excel | (собственные) |
10 | Коллекция тестов в среде Mi Test | (собственные) |
Цель программы направлена на :
- развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;
- овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;
- усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, понимание роли практики в познании физических явлений и законов;
- формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии.
На повышение эффективности усвоения основ физической науки направлено использование принципа генерализации учебного материала – такого его отбора и такой методики преподавания, при которых главное внимание уделено изучению основных фактов, понятий, законов, теорий.
Задачи физического образования решаются в процессе овладения школьниками теоретическими и прикладными знаниями при выполнении лабораторных работ и решении задач.
Программа предусматривает использование Международной системы единиц (СИ), а в ряде случаев и некоторых внесистемных единиц, допускаемых к применению.
Содержание
1. ЭЛЕКТРОДИНАМИКА (40 часов)
Магнитное поле (4 часа)
Магнитное поле тока.
Объяснение устройства и принципа действия технических объектов, практическое применение физических знаний в повседневной жизни: для безопасного обращения с домашней электропроводкой, бытовой электроаппаратурой;
Электромагнитная индукция (6 часов)
Явление электромагнитной индукции. Взаимосвязь электрического и магнитного полей. Электромагнитное поле.
Проведение опытов по исследованию явления электромагнитной индукции
Объяснение устройства и принципа действия технических объектов, практическое применение физических знаний в повседневной жизни:
при использовании микрофона, динамика, трансформатора, телефона, магнитофона;
для безопасного обращения с домашней электропроводкой, бытовой электро- и радиоаппаратурой.
Механические и электромагнитные колебания (11 часов)
Объяснение устройства и принципа действия технических объектов, практическое применение физических знаний в повседневной жизни: при использовании микрофона, динамика, трансформатора, телефона, магнитофона; бытовой электро- и радиоаппаратурой.
Механические и электромагнитные волны (6 часов)
Электромагнитные волны. Волновые свойства света. Различные виды электромагнитных излучений и их практическое применение.
Проведение опытов по исследованию электромагнитных волн;
Оптика (13 часов)
Фронтальные лабораторные работы:
- Изучение явления электромагнитной индукции
- Измерение ускорения свободного падения с помощью нитяного маятника
- Определение показателя преломления стекла
- Наблюдение сплошного и линейчатого спектров
- Наблюдение интерференции и дифракции света
- Определение длины световой волны
2.ФИЗИКА ХХ ВЕКА (28часов)
Элементы специальной теории относительности (сто) (2 часа)
Фотоны (4 часа)
Гипотеза Планка о квантах. Фотоэффект. Фотон. Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. Корпускулярно-волновой дуализм. Соотношение неопределенностей Гейзенберга.
Проведение исследований процессов излучения и поглощения света, явления фотоэффекта и устройств, работающих на его основе.
Атом (4 часа)
Законы динамики. Всемирное тяготение.
Проведение опытов, иллюстрирующих проявление законов классической механики.
Практическое применение физических знаний в повседневной жизни для использования простых механизмов, инструментов, транспортных средств.
Атомное ядро и элементарные частицы (9 часов)
Планетарная модель атома. Квантовые постулаты Бора. Лазеры.
Проведение исследований процессов радиоактивного распада, работы лазера, дозиметров.
Строение вселенной (9 часов)
Солнечная система. Звезды и источники их энергии. Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звезд. Галактика. Пространственные масштабы наблюдаемой Вселенной. Применимость законов физики для объяснения природы космических объектов.
Фронтальные лабораторные работы:
- Изучение треков заряженных частиц
ТРЕБОВАНИЯ КУРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ:
B результате изучения физики на базовом уровне ученик должен:
знать/понимать
- смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле; волна, фотон;
- смысл физических величин: элементарный электрический заряд;
- смысл физического закона сохранения электрического заряда, сохранения энергии, электромагнитной индукции, фотоэффекта;
- описывать и объяснять физические явления электромагнитную индукцию
- вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;
уметь
- отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; что физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
- приводить примеры практического использования физических знаний: законов электродинамики в энергетике;
- воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования бытовых электроприборов;
- оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
- рационального природопользования и охраны окружающей среды.
- описывать и объяснять физические явления и свойства тел: волновые свойства света;;
- описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли;
- приводить примеры практического использования физических знаний: квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
- смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, атомное ядро, ионизирующие излучения,;
- приводить примеры практического использования физических знаний: законов квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
- смысл понятий: планета, звезда, Солнечная система, галактика, Вселенная;
- смысл физических законов классической механики; всемирного тяготения;
- вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;
уметь
- описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли;
№ | Наименование разделов и тем. | Количество часов | |||
всего | Теоретические занятия | Лабораторные, практические занятия | Контрольные занятия | ||
1 | Магнитное поле. | 4 | 3 | 1 | |
2 | Электромагнитная индукция. | 6 | 4 | 1 | 1 |
3 | Механические и электромагнитные колебания . | 11 | 9 | 1 | 1 |
4 | Механические и электромагнитные волны. | 6 | 5 | 1 | |
5 | Оптика. | 13 | 8 | 4 | 1 |
6 | Элементы специальной теории относительности. | 2 | 2 | ||
7 | Фотоны. | 4 | 3 | 1 | |
8 | Атом. | 4 | 4 | ||
9 | Атомное ядро и элементарные частицы | 9 | 7 | 1 | 1 |
10 | Строение вселенной. | 7 | 7 | ||
Всего часов: | 68 | 52 | 7 | 7 |
Промежуточный и итоговый контроль
№ | Раздел | Вид работы | Примерная дата проведения | Коррекция даты проведения |
1 | Магнитное поле. | Проверочная работа. | 12.09 | |
Контрольная № 1 | 03.10 | |||
2 | Механические и электромагнитные колебания. | Проверочная работа. | 20.11 | |
Контрольная № 2 | 11.12 | |||
3 | Оптика. | Контрольная № 3 | 06.02 | |
4 | СТО. Фотоны. | Проверочная работа. | 27.02 | |
5 | Атом. | Контрольная № 4 | 23.04 |
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
№ | Тема | Кол-во часов | Период изучения | Кол - во К/р | Кол - во Л/р |
ВЕДЕНИЕ | 1 | 1-ая четверть | - | - | |
1. | Методы научного познания | 1 | 1-ая четверть | - | - |
МЕХАНИКА | 25 | 1, 2-ая четверть | 2 | 1 | |
1. | Кинематика | 7 | 1-ая четверть | - | - |
2. | Динамика | 8 | 1-ая четверть | 1 | 1 |
3. | Статика | 3 | 2-ая четверть | - | - |
4. | Законы сохранения в механике | 7 | 2-ая четверть | 1 | - |
МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА. ТЕРМОДИНАМИКА | 20 | 2, 3-ая четверть | 1 | 2 | |
1. | Молекулярно – кинетическая теория | 2 | 2-ая четверть | - | - |
2. | Свойства газов | 4 | 2-ая четверть | - | 1 |
3. | Основы термодинамики | 8 | 3-ая четверть | 1 | - |
4. | Свойства твёрдых тел | 2 | 3-ая четверть | - | - |
5. | Свойства жидкостей | 4 | 3-ая четверть | - | 1 |
ЭЛЕКТРОДИНАМИКА | 20 | 3, 4-ая четверть | 2 | 2 | |
1. | Электростатика | 7 | 3, 4-ая четверть | 1 | - |
2. | Законы постоянного электрического тока | 8 | 4-ая четверть | 1 | 2 |
3. | Электрический ток в различных средах | 5 | 4-ая четверть | - | - |
ПРИМЕРНОЕ ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10-го КЛАССА
№ урока | Дата | Тема | Кол-во часов | Д/з |
ВВЕДЕНИЕ | 1 | |||
Методы научного познания | 1 | задание в тетради | ||
МЕХАНИКА | 26 | §1-30 | ||
Кинематика | 7 | §1-11 | ||
Механическое движение. Траектория, путь, перемещение. | 1 | §1-2 | ||
Скорость при прямолинейном равномерном движении | 1 | §3 | ||
Сложение скоростей | 1 | §4 | ||
Скорость при неравномерном движении. Ускорение. Перемещение при прямолинейном равнопеременном движении. | 1 | §5-7 | ||
Решение задач: «Кинематика» | 1 | §1-7 | ||
Свободное падение тел. Движение тел, брошенных под углом к горизонту. | 1 | §8-9 | ||
Равномерное движение по окружности. Центростремительное ускорение. | 1 | §10-11 | ||
Динамика | 8 | §12-19 | ||
Первый закон Ньютона. Сила. | 1 | §12-13 | ||
Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. | 1 | §14-15 Л/р №2 | ||
Лабораторная работа №1: «Изучение движения тела по окружности под действием сил упругости и тяжести» | 1 | §15 | ||
Закон всемирного тяготения. Вес. Невесомость. Перегрузка. Первая космическая скорость. | 1 | §16-18 | ||
Сила трения | 1 | §19 | ||
Решение задач: «Динамика» | 1 | §12-19 | ||
Подготовка к контрольной работе: «Динамика» | 1 | К/р | ||
Контрольная работа №1: «Динамика» | 1 | §20 | ||
Статика | 3 | §20-22 | ||
Условия равновесия тел | 1 | §20 | ||
Центр тяжести. Виды равновесия. Устойчивость тел. | 1 | §21-22 | ||
Решение задач: «Статика» | 1 | §20-22 | ||
Законы сохранения в механике | 7 | §23-30 | ||
Импульс тела. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. | 1 | §23-25 | ||
Механическая работа. Мощность. | 1 | §26 | ||
Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. | 1 | §27-28 | ||
Работа силы тяжести. Работа силы упругости. | 1 | §28-29 | ||
Закон сохранения механической энергии | 1 | §30 | ||
Подготовка к контрольной работе: «Законы сохранения в механике» | 1 | К/р | ||
Контрольная работа №2: «Законы сохранения в механике» | 1 | §31 | ||
МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА | 20 | §31-56 | ||
Молекулярно – кинетическая теория | 2 | §31-33 | ||
Основные положения молекулярно – кинетической теории | 1 | §31 | ||
Молекулы. Движение и взаимодействие молекул. | 1 | §32-33 | ||
Свойства газов | 4 | §34-39 | ||
Модель газа. Скорости молекул газа. | 1 | §34-35 | ||
Основное уравнение молекулярно – кинетической теории. Уравнение Менделеева – Клапейрона. | 1 | §38-39 | ||
Изотермический процесс. Изохорный и изобарный процесс. | 1 | §36-37 Л/р №3 | ||
Лабораторная работа №2: «Опытная проверка закона Гей-Люссака» | 1 | §38 | ||
Основы термодинамики | 8 | §40-46 | ||
Исходные понятия термодинамики | 1 | §40 | ||
Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии газа. | 1 | §41 | ||
Первый закон термодинамики. Применение первого закона термодинамики к разным процессам. | 1 | §42-43 | ||
Понятие о втором и третьем законах термодинамики | 1 | §44 | ||
Тепловые двигатели. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды. | 1 | §45-46 | ||
Решение задач: «Молекулярная физика» | 1 | §40-46 | ||
Подготовка к контрольной работе: «Молекулярная физика» | 1 | К/р | ||
Контрольная работа №3: «Молекулярная физика» | 1 | §47-49 | ||
Свойства твёрдых тел | 2 | §47-50 | ||
Кристаллические и аморфные тела. Структура монокристаллов. Аморфные тела. | 1 | §47-49 | ||
Плавление, кристаллизация и сублимация твёрдых тел | 1 | §50 | ||
Свойства жидкостей | 4 | §51-56 | ||
Структура и свойства жидкости | 1 | §51 | ||
Поверхностное натяжение жидкости. Смачивание. Капиллярные явления. | 1 | §52-53 | ||
Взаимные превращения жидкостей и газов. Кипение жидкости. Влажность воздуха. | 1 | §54-56 Л/р №4 | ||
Лабораторная работа №3: «Измерение относительной влажности воздуха» | 1 | §57 | ||
ЭЛЕКТРОДИНАМИКА | 20 | §57-78 | ||
Электростатика | 7 | §57-64 | ||
Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. | 1 | §57-58 | ||
Близкодействие и дальнодействие. Напряжённость электрического поля. Графическое изображение электрических полей. | 1 | §59-60 | ||
Работа сил электрического поля. Потенциал. Разность потенциалов. Проводники в электрическом поле. | 1 | §61-63 | ||
Электроёмкость. Энергия заряженного конденсатора. | 1 | §64 | ||
Подготовка к контрольной работе: «Электростатика» | 1 | К/р | ||
Контрольная работа №4: «Электростатика» | 1 | §65 | ||
Законы постоянного электрического тока | 8 | §65-69 | ||
Условия, необходимые для существования электрического тока. Электродвижущая сила. | 1 | §65-66 | ||
Закон Ома | 1 | §67 Л/р №5 | ||
Лабораторная работа №4: «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивление источника тока» | 1 | §68 | ||
Соединение проводников | 1 | §68 Л/р №6 | ||
Лабораторная работа №5: «Изучение последовательного и параллельного соединения проводников» | 1 | §69 | ||
Работа и мощность электрического тока | 1 | §69 | ||
Подготовка к контрольной работе: «Законы постоянного электрического тока» | 1 | К/р | ||
Контрольная работа №5: «Законы постоянного электрического тока» | 1 | §70-71 | ||
Электрический ток в различных средах | 5 | §70-78 | ||
Элементы теории электропроводимости металлов. Зависимость сопротивления от температуры. Сверхпроводимость. | 1 | §70-71 | ||
Термоэлектронная эмиссия. Электрический ток в вакууме. Электронные пучки. Электронно-лучевая трубка. | 1 | §72-73 | ||
Электропроводимость электролитов | 1 | §74 | ||
Электропроводимость газов. Виды самостоятельного разряда в газах. | 1 | §75-76 | ||
Полупроводники. Собственная проводимость полупроводников. Примесная проводимость полупроводников. | 1 | §77-78 | ||
РЕЗЕРВНОЕ ВРЕМЯ | 2 | |||
- -
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Предмет: Физика Класс: 10 класс, Урок открытия нового знания (ОНЗ)
урок-практикум...
Предмет: физика Класс: 8 Тема урока: Расчет сопротивления проводников. Удельное сопротивление.
Предмет: физика Класс: 8 Тема урока: Расчет сопротивления проводников. Удельное сопротивление....
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ на 2021/2022 учебный год Предмет физика Класс 7.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕна 2021/2022 учебный годПредмет физикаКласс 7Рабочая программа по физике для общеобразовательных учреждений «Физика» 7-9 классы по учебникам А.В. Перышк...
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ на 2021/2022 учебный год Предмет физика Класс 8.
Предмет физикаКласс 8Рабочая программа по физике для общеобразовательных учреждений «Физика» 7-9 классы по учебникам А.В. Перышкин, Е.М. Гутник.М.: Просвещение, 2015г. Учебник «Физик...
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ на 2020/2021 учебный год Предмет физика Класс 9
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕна 2020/2021 учебный годПредмет физикаКласс 9Рабочая программа по физике для общеобразовательных учреждений «Физика» 7-9 классы по учебникам А.В. ...
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ: ФИЗИКА КЛАСС: 7
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММАПРЕДМЕТ: ФИЗИКАКЛАСС: 7...