Рабочая программа кружка «Правоведение» для 9 класса
элективный курс по праву (11 класс) по теме
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Современная школа должна приложить все усилия для утверждения человеческого достоинства и ценности человеческой личности. Существование гражданского общества зависит от ценности прав человека. Правовое государство может существовать там, где есть согласие граждан в достижении общих целей его развития, где свобода и права человека соотносятся с уважением и доверием граждан к органам государственной власти и друг к другу.
В современном обществе приоритетным является развитие массового правосознания и правовой культуры. Но в то же время исследователи отмечают, что при развитой системе законодательства в России множество законов не исполняются, а порой ими пренебрегают, то есть мы сталкиваемся с проявлениями правового нигилизма. Для того чтобы такого парадокса не возникало, необходимо сделать право фундаментом всех политических, экономических и социальных процессов, показать приоритет прав человека и правового государства. Правовые знания займут особое место в условиях правового государства. Возможность в рамках закона реализовать себя, обеспечить своим близким достойный уровень жизни, приносить пользу Родине – все будет базироваться на знании законов.
Каждый гражданин должен быть участником и организатором сложных общественных, экономических процессов и структур управления, а осознанию этого способствует изучение основ права, формирование правовой культуры.
Правовые знания и правомерное поведение во взаимодействии составляют основу правовой позиции, базирующейся на уважении достоинства каждого, на соблюдении конституционных прав и обязанностей.
Предлагаемая программа, как одна их составляющих, предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 9 классов с ориентацией на гуманитарный и социально-экономический профиль.
Цели:
- научить учеников овладеть юридическими терминами и понятиями;
- способствовать профессиональному самоопределению учащихся, формированию личности, адаптированной к сознательному выбору будущей специальности;
- способствовать усвоению совокупности конкретных правил поведения в семье, в доме, школе, на улице, учреждениях культуры и т. д. ориентиру на уважение прав и свобод других граждан.
Задачи:
- знакомство содержанием законодательных актов (или фрагментов из них) ;
- освоение учащимися навыков и умений в области защиты своих прав;
- привить необходимые навыки правильного составления некоторых официальных бумаг, не требующих специального юридического образования (заявление, доверенность, текст трудового соглашения, договор купли-продажи и т. д.)
- развитие коммуникативных способностей, прежде всего устной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravovedenie.docx | 29.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2» города Альметьевска
Согласовано Утверждено
зам. директора и введено в действие
«___»__________ 2013 г. приказ №_________
_____________________ от «___»_________2013г.
(Валеева Н.А.) ______________________
(Панкова Г.Н.)
Рабочая программа кружка «Правоведение»
для 9 класса
Руководитель: учитель I квалификационной категории
Сыркина Мария Александровна
2013/2014 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Современная школа должна приложить все усилия для утверждения человеческого достоинства и ценности человеческой личности. Существование гражданского общества зависит от ценности прав человека. Правовое государство может существовать там, где есть согласие граждан в достижении общих целей его развития, где свобода и права человека соотносятся с уважением и доверием граждан к органам государственной власти и друг к другу.
В современном обществе приоритетным является развитие массового правосознания и правовой культуры. Но в то же время исследователи отмечают, что при развитой системе законодательства в России множество законов не исполняются, а порой ими пренебрегают, то есть мы сталкиваемся с проявлениями правового нигилизма. Для того чтобы такого парадокса не возникало, необходимо сделать право фундаментом всех политических, экономических и социальных процессов, показать приоритет прав человека и правового государства. Правовые знания займут особое место в условиях правового государства. Возможность в рамках закона реализовать себя, обеспечить своим близким достойный уровень жизни, приносить пользу Родине – все будет базироваться на знании законов.
Каждый гражданин должен быть участником и организатором сложных общественных, экономических процессов и структур управления, а осознанию этого способствует изучение основ права, формирование правовой культуры.
Правовые знания и правомерное поведение во взаимодействии составляют основу правовой позиции, базирующейся на уважении достоинства каждого, на соблюдении конституционных прав и обязанностей.
Предлагаемая программа, как одна их составляющих, предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 9 классов с ориентацией на гуманитарный и социально-экономический профиль.
Цели:
- научить учеников овладеть юридическими терминами и понятиями;
- способствовать профессиональному самоопределению учащихся, формированию личности, адаптированной к сознательному выбору будущей специальности;
- способствовать усвоению совокупности конкретных правил поведения в семье, в доме, школе, на улице, учреждениях культуры и т. д. ориентиру на уважение прав и свобод других граждан.
Задачи:
- знакомство содержанием законодательных актов (или фрагментов из них) ;
- освоение учащимися навыков и умений в области защиты своих прав;
- привить необходимые навыки правильного составления некоторых официальных бумаг, не требующих специального юридического образования (заявление, доверенность, текст трудового соглашения, договор купли-продажи и т. д.)
- развитие коммуникативных способностей, прежде всего устной речи.
Ожидаемые результаты:
В конце курса ученики должны:
уметь
осуществлять свои права на практике;
уметь руководствоваться в различных сферах жизни существующими нормами;
уметь проектировать правомерные способы действий в различных жизненных ситуациях, давать правовую оценку собственным действиям, действиям окружающих, явлениям жизни;
уметь правильно составлять некоторые официальные бумаги, не требующие специального юридического образования (заявление, доверенность, текст трудового соглашения, договор купли – продажи и т. д.) ;
знать
юридические термины и понятия;
знать содержание законодательных актов (или фрагментов из них), определять принципы права, систему прав и обязанностей;
знать правила соблюдения, которые способствуют охране личной безопасности человека от преступных посягательств;
знать социальную ценность права как средства защиты личности и общества;
владеть
четкими ценностными ориентирами гуманистической направленности;
владеть четкими установками на законопослушание, негативно относиться к нарушителям правопорядка;
владеть представлением о действиях и поступках, составляющих угрозу безопасности личности;
владеть конкретными правилами поведения в семье, в доме, школе, на улице, учреждениях культуры и т. д., ориентировать на уважение прав и свобод других граждан.
Проблемы, которые включены в курс, позволят каждому учащемуся почувствовать личностную значимость правовых знаний, помогут занять активную гражданскую позицию; учащиеся смогут оценить свои способности и возможности в изучении данного предмета, склонности, интересы к данной области знания.
Предлагаемый элективный курс должен помочь учащимся усвоить основные положения международных документов по правам человека, ключевые понятия. Курс позволяет школьникам познакомиться с основными правами человека и историей прав человека, начиная с Древнего мира. Данный курс способствует формированию индивидуальных способностей учащихся. Но педагог не преследует цель сформировать конкретные знания, а лишь знакомит школьников с некоторыми положениями международных документов, показывает значимость правовой информации для современного гражданина страны.
Изучение курса предполагает использование нестандартных форм и методов ведения уроков: сочетание теоретических знаний по базовым предметам с реализацией практической парадигмы при использовании игровой технологии и других интерактивных форм работы. Во время учебных занятий могут использоваться различные виды индивидуальной, парной и групповой работы. Проведение деловых, ролевых игр, работа с источниками, «мозговые штурмы», семинары, «круглые столы» позволят обеспечить серьезную мотивацию для дальнейшего правового обучения и сформировать устойчивый интерес учащихся к праву.
Формы контроля:
Тестирование; вопросы – ответы; интеллектуальные игры; интересные задания разного типа; анкетирование; собеседование по предлагаемой теме.
Использованная литература:
А. Ф. Никитин «Правоведение», Издательство «Просвещение», 2004 г., 351
А. Ф. Никитин «Право и политика», Издательство «Просвещение», 2005 г.
М. В. Мустафина «Правоведение» Сборник элективных курсов, 2006 г.
Журнал «Преподавание истории и обществознание», 2004 – 2006 г.
Все кодексы. Конституция РФ и Конституция РТ.
Литература для учеников:
А. Ф. Никитин «Правоведение», Издательство "Просвещение", 2004 г.,351
Все кодексы. Конституция РФ и Конституция РТ.
Календарно – тематический план.
№ | Темы. | Планируемые результаты освоения материала | Методы и формы. | Оборудование. | Кол-во часов | Дата по плану | Дата фактич |
1. | Происхождение государства и права. Основные теории происхождения государства. | Основные теория происхождения государства. Как появились законы и государство? | Информационно-репродуктивный; обсужд., лекция. | Таблица, карточки с заданиями. | 1 час | ||
2 | Происхождение государства и права. Как появились законы и государство | Основные теория происхождения государства. Как появились законы и государство? | 1 час | ||||
3 | Из истории российского права. Развитие права до XX века. | Развитие права до XIX в. Российское право в XIX | Информационно-репродуктивный; беседа, мини лекция. | Карточки с задания. | 1 час | ||
4 | Советское право. | Развитие права в XX в. Советское право. | 1 час | ||||
5 | Реформа российского права после 1991 г. | Трудное начало реформ. Принятие новых правовых актов. | Информационно-репродуктивный; мини лек., раб. с фак. | Конституция РФ, карточки с заданиями. | 1 час | ||
6 | Что такое государство? | Понятие государство. | Репродуктивный с элем бес.; групповая работа. | Таблица, карточки с заданиями. | 1 час | ||
7 | Признаки, функции и формы государства | Признаки, функции и формы государства. | 1 час | ||||
8 | Что такое право? Понятие и источники права. | Понятие права. Правоотношения. Источники права. | Объяснительно иллюстративный с элементами беседы; обсуждения. | Карточки с задания - ми. | 1 час | ||
9 | Правовые нормы. Право и общество | Правовая норма. | 1 час | ||||
10 | Правовое государство. | Недооценка правового государства. Признаки правового государства. | Информационный с элементами беседы; мини лекция, выпол. задании. | Карточки с задания - ми. | 1 час | ||
11 | Недооценка правового государства. Признаки правового государства | Недооценка правового государства. Признаки правового государства. | 1 час | ||||
12 | Понятие конституции. | Знакомство с Конституцией, ее главами и содеожанием | Объяснительно иллюстративный с элем. бес.; обсуждение фактов. | Конституция РФ, схема, карточки с заданиями. | 1 час | ||
13 | Виды и значение конституций. Конституционное право. | Виды конституция, их функции и значение. Основные направления конституционного права | 1 час | ||||
14 | Общая характеристика Конституции Российской Федерации. | Что такое конституция? Виды конституций. Значение конституции. Конституционное право. Конституционализм. | Лекция с элементами беседы; беседа. | Конституция РФ, задания. | 1 час | ||
15 | Основы конституционного строя. | Преамбула Конституции РФ. Содер. главы 1 Кон. РФ. | Информационно-репродуктивный; вып. зад. | Конституция РФ, карточки с заданиями. | 1 час | ||
16 | Федеративное устройство. | Формы государственного устройства. Россия – федерация. | Информационно-репродуктивный; вып. зад. | Конституция, таблица, карточки с зад-ми. | 1 час | ||
17 | Президент Российской Федерации. | Кто такой Президент? Полномочия Президента РФ. | Инфор. с элем. беседы; обсуждение фактов. | Конституция РФ, карточки с заданиями. | 1 час | ||
18 | Парламент и парламентаризм. Состав Федерального Собрания. | Парламент и парламентаризм.. | Информационно-репродуктивный; мини лекция, беседа, выполнение задании. | Конституция РФ, карточки с заданиями. | 1 час | ||
19 | Функции С. Ф. и Гос. Думы. | Функции Совета Федерации и Государственной Думы. Возможность роспуска Гос. Думы | 1 час | ||||
20 | Правительство РФ. Суд. власть. Прокуратура. | Основные функции исполнительной и судебной власти | Частично-исследовательский; беседа, обсуждение фактов. | Конституция РФ, таблица, карточки с заданиями. | 1 час | ||
21 | Правительство РФ. Суд. власть | Основные функции исполнительной и судебной власти | 1 час | ||||
22 | Местное самоуправление. | Органы местного самоуправления. | Частично-исследовательский; беседа. | Карточки с заданиями. | 1 час | ||
23 | Права и свобода человека и гражданина | Основные права и свободы человека и гражданина в РФ | Объяснительно иллюстративный; раб. с док, выполнение задании. | Всеобщая декларация прав человека, карточки с заданиями. | 1 час | ||
24 | Конституционные права и свободы, обязанности. Всеобщая декларация прав человека. | Конституционные права и свободы. Конституционные обязанности. Всеобщая декларация прав человека. Идеология прав человека. | 1 час | ||||
25 | Международные договоры о правах человека. | Международный Билль о правах человека. Декларации и конвенции. | Информационно-репродуктивный; беседа, обсуждение, выпол. зад. | Декларация и Конвен- ция, карточки с заданиями. | 1 час | ||
26 | Гражданские права. | Основные положения ГК | Информационно-репродуктивный с элементами беседы; обсуж. фак. | Декларация, карточки с заданиями. | 1 час | ||
27 | Основополагающие права и защита со стороны закона. | Основополагающие права. Против рабства и пыток. Защита со стороны закона. Защита частной жизни. Свобода отношений с Богом. | 1 час | ||||
28 | Политические права. | Информационная свобода. Участие в управлении страной. | Инфор-но – репродук.; бес., раб. с док – том. | Декларация, карточки с заданиями. | 1 час | ||
29 | Экономические, социальные и культурные права. | Обязанности перед обществом. | Объяс-но иллюс–ный; беседа, выпол. задании. | Декларация, карточки с заданиями. | 1 час | ||
30 | Права ребенка. | Необходимость прав для ребенка. Принятие Конвенции о правах ребенка. | Объяснительно иллюстративный; бес., обсуж. | Конвенция, карточки с заданиями. | 1 час | ||
31 | Избирательное право. | Проявление социальной ответственности. Нормы и принципы избирательного права. Правовые основы избирательной деятельности. Единое правовое пространство. | Объяс-но иллюс-ный; беседа, выпол. задании. | Карточки с задания – ми, схемы. | 1 час | ||
32 | Избирательный процесс. | Избирательные системы. | Объяснительно иллюстративный; обсуж. фак. | Карточки с задания - ми. | 1 час | ||
33 | Подготовка проектов и рефератов. | Подготовка проектов и рефератов. | Исследовательский; рассказ уч-в, обсужд. |
| 1 час | ||
34 | Зачет. | Защита проектов и рефератов. | 1 час |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка в 7 классе "Математика для увлеченных".
Рабочая программа учебного курса математический кружок «Математика для увлеченных» для 7 класса разработана на основе примерной программы по математике основного общего образования с учётом требований...
Рабочая программа кружка для 9 класса "Практикум по решению математических задач повышенной трудности"
Рабочая программа кружка для 9 класса "Практикум по решению математических задач повышенной трудности" составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта п...
Рабочая программа кружка "Экология" 1 класс
Программа кружка внеурочной деятельности «Экология» предназначена для 1-4 классов начальной школы и рассчитана на 135 занятий: 1 класс – 33ч., 2-4 класс – 34 ч. Преподавание кр...
Рабочая программа кружка "Волейбол" 8 класс
Рабочая программа кружка составлена в соответствии с рекомендациями, изложенными в «Комплексной программе физического воспитания учащихся 1-11 классов» ( В.И.Лях, А.А.Зданевич, - М.: «Просвещение», 20...
Рабочая программа кружка в 5 классе «Растим патриота» (внеурочная деятельность)
Возрождения патриотического воспитания сегодня является одной из приоритетных задач воспитательной работы. Патриотическое воспитание должно осуществляться на основе качественно нового представле...
Рабочая программа кружка для 7 класса "Английские традиции"
Рабочая программа кружка по английскому языку в 7 классе на 2015-2016 учебный год составлена на основе: - Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования;- У...
Рабочая программа кружка для 7 класса "Английские традиции"
Рабочая программа кружка по английскому языку в 7 классе на 2015-2016 учебный год составлена на основе: - Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования;- У...