Методическая разработка урока решения задач на плотность - "Корона Гиерона"
методическая разработка по физике (7 класс) на тему

Кузьмина Галина Юрьевна

Методическая разработка урока позволит учителю на уроке решения задач закрепить и обобщить материал по теме "Плотность", сформировать навыки учащихся  в решении разноуровневых задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_uroka_gierona.docx56.96 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования, науки  и по делам молодежи КБР

Департамент образования местной администрации г.о. Нальчик

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа № 28»

ОТКРЫТЫЙ УРОК

« РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ НА ПЛОТНОСТЬ – КОРОНА ГИЕРОНА»

Учитель физики

Высшей квалификационной категории

Кузьмина Г.Ю.

18.12.2015 г

г.Нальчик

Тема урока « Решение задач на плотность тела»

Цели урока:  задача обобщить и повторить материал по плотности , а также продолжить работу по умению решать  задачи по теме    

Задачи урока: формирование личностных УУД:  1)формирование положительного эмоционального настроя;  2)инициативности учащихся; 3) позитивного отношения учащихся к учебной деятельности, а также умение общаться и взаимодействовать с другими людьми в достижении личностно-значимых результатов.

Формирование  регулятивных УУД:

  1. учащиеся становятся соавторами урока, принимая участие в его конструировании;
  2. Учащимся предоставляется активная роль на уроке – решение задач практических и текстовых, постановка эксперимента, который является разрешением проблемной ситуации, поставленной в начале урока

Формирование познавательных УДД:

  1. цели и задачи урока учащиеся формулируют самостоятельно, а задача учителя – подвести учеников к осознанию целей и задач, поставленных на уроке;
  2. учащиеся осознанно используют полученные на уроке знания для решения поставленных задач и экспериментов;
  3.  дети  осознают значимость изучаемого учебного материала для применения знаний на практике- в машиностороении, металловедении, авиа- и – ж/д перевозках, в ювелирном деле, строительстве , для защиты металлов от коррозии и т.д. .

Формирование коммуникативных УУД:

  1. возможность учащихся к сотрудничеству – умению слушать, слышать и понимать одноклассников, что является важной необходимостью для любого современного человека в том социуме, в котором мы живем;
  2. умение осуществлять самоконтроль, а также давать оценку ее результатов своей деятельности и деятельности своих товарищей

Технические средства обучения и цифровые ресурсы:

  1. Компьютер; лазерный проектор,  лабораторное оборудование для постановки демонстрационного эксперимента

  1. http://pryahina.ucoz.net/blog/legenda_ob_arkhimede_v_stikhakh/2011-05-04-8

http://900igr.net/prezentatsii/geometrija/Arkhimed-1/021-Ob-Arkhimede-v-stikhakh.html

ХОД УРОКА:

Вступительное  слово  учителя:  Слайд 1  (звучит музыка из телепередачи «В гостях у сказки»)

 

. «Сказка – ложь, да в ней – намек… Однако в любой сказке-небылице есть доля  важной истины!

СЛАЙД 2

        Существует легенда о том, как древнегреческий ученый Архимед  разоблачил ювелира  в том, что он изготовил фальшивую корону для царя ГИЕРОНА! А  истина состоит в том, что  применяя законы физики, ученый смог решить поставленную перед ним задачу!!! И сегодня каждому из нас будет интересно узнать эту историю, которая своими корнями уходит в Древнюю Грецию!

СЕГОДНЯ НА УРОКЕ наша задача обобщить и повторить материал по плотности , а также продолжить работу по умению решать  задачи по теме!!!    ЗАПИШИТЕ ТЕМУ И ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:  1. Повторить все формулы и переводы величин в СИ;  2) Решить задачи : Лукашик  на «3-4»   № 275, 258,  271, 267;  всем - № 261 и 268 

На «5»:  Лукашик  № 284, № 282, №265, № 281, 238.  Решить любые 3 – 5 задач в соттветствии с ее степенью сложности!!

  1.  АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ - МОЗГОВОЙ ШТУРМ

УСТАНОВИТЕ СООТВЕТСТВИЕ:  

Килограмм

Инерция

Объём

Весы               Физика

Физика

А) явление;

Б) величина;

В) единица измерения;

Г) наука;

Д)  прибор

Решить  КРОССВОРД  -    КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО -  ПЛОТНОСТЬ ( смотри Презентацию)      ЗАКОНЧИТЬ   ФРАЗУ…    Плотность – это….    Плотность зависит от….       Приборы  для измерения  плотности …      Знания  о плотности  нужны  для…

  1. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ

Весь класс решает ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ  --  4 ученика  на доске  РЕШАЮТ ЗАДАЧИ , а 1 ученик ( Архимед)  выполняет   ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ

ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ:

  1. Плотность – это величина, показывающая

а) сколько в теле молекул

б) чему равна масса тела

в) что массы тел неодинаковы

г)  какова масса 1 м3 вещества

2)  Плотность нефти равна 800 кг/м3. Это означает, что :

А) масса 1 см3 нефти равна 800 кг

Б) масса нефти равна 800 кг в любом объеме

В) масса 1 м3 нефти равна 800 кг

3) Плотность алюминия равна 2,7  г/см3. Выразите ее  в  кг/м3:

А) 2,7  кг/ м3   б)  27  кг/ м3           в)  270   кг/ м3          г)    2700  кг/ м3

4)   По какой формуле рассчитывают массу тела:  

а)  m  = ρ/ V      б))  V= m/ ρ           в)  m= ρ * V               г)  ρ= m* V

5)  На рисунке показаны три бруска равной массы. Какой из них имеет наибольшую плотность?

А)  1          Б)     2          В)    3        Г)  плотности одинаковы

111

  1.                                  2                                            3

3) Анализ ошибок – РАБОТА НАД ОШИБКАМИ ( фронтально) 

 4)   САМООЦЕНИВАНИЕ  УЧАЩИМИСЯ СВОИХ ЗАДАНИЙ. ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК.

5)Учащиеся, которые решали задачи на доске, озвучивают и объясняют свое решение :

ЗАДАЧА 1    Какая жидкость налита в сосуд вместимостью 62,5 л, если ее масса равна 50 кг?

Дано:

  V = 3,66  л

  m = 50 кг

____________

      ρ   -   ?

ЗАДАЧА 2 :  Сколько потребуется железнодорожных цистерн для перевозки 1000 т нефти, если вместимость каждой цистерны 50 м3?

Дано:

  V1 = 50 м3

 ρ = 800 кг/м3

m = 1000 т

_____________

     N - ?

ЗАДАЧА  3:     Найти массу оконного стекла длиной 3 м, шириной 2,5 м и толщиной 0,6 см.

 Дано:

      ρ = ρ стекла (по таблице)

а = 3 м

в = 2.5 м

с = 0,6 см

_____________

   M - ?

   

ЗАДАЧА 4: Чтобы  жесть не ржавела, ее покрывают тонким слоем олова ( лудят) из расчета 0,45 г олова на 200 см2 площади жести. Какова толщина слоя олова на жести?

Дано:

      ρ = ρ олова (по таблице)

         m = 0,45 г

      S = 200 см2

     _____________    

       H   -  ?  

6) ОЦЕНИВАНИЕ ОТВЕТОВ . ВЕСЬ КЛАСС ПРИНИМАЕТ УЧАСТИЕ В ОБЪЯСНЕНИИ ЗАДАЧ, КОРРЕКТИРУЯ ОТВЕТЫ и ЗАДАВАЯ  ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ, УЧИТЕЛЬ ПРОСИТ ПРОКОММЕНТИРОВАТЬ ОТВЕТЫ С МЕСТА.   ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК.

ЛЕГЕНДА ОБ АРХИМЕДЕ

Учёный древний Архимед

 Задумывался и не раз,

 Как вычислить с какою силой

 Вода выталкивает нас.

На свете много есть легенд

 Рассмотрим мы всего одну,

 Как открыл силу Архимед

 Узнаем всё же, что к чему.

Однажды сиракузский царь

 Чьё имя было Гиерон

 Решил отлить злату

 Был тут же мастер приглашён.

И царь сказал:

"Отлей корону, из чиста злата для меня,

 Чтоб засияла ярче солнца, достойной чтоб была царя”.

И мастер тихо поклонился и в мастерскую удалился.

Летели дни, работа шла

 И вот в один прекрасный день,

 Бала корона создана

 И Гиерону отдана.

Сомненья мучили царя:

"А золотая ли корона у меня?

 А вдруг он примесей туда добавил?

 И с носом он царя оставил?”

Проверить мастера решил и Архимеда пригласил.

"Ты Архимед, большой учёный,

 Проверить сможешь без труда,

 Из золота ль моя корона?

 Или же с примесью она?

 Условие лишь есть одно,

 Ломать корону не дано!”

И долго думал Архимед

 И вот он предположил ответ.

 "Я плотность золота искал,

 И вот, что я обосновал:

”.

 Корону взвесил я легко,

 Но как найти объём?

 Над тем вопросом размышлял,

 И ночью я и днём.

 Вдруг искупаться я решил

 И ванну полную налил,

 Я сел в неё и вот беда,

 Из ванны вылилась вода.

 Пришла идея мне тогда,

 И "Эврика! – воскликнул я”.

Вот так закон изобретен, и мастер был разоблачен.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ   ЗАДАНИЕ

Используя сосуд с водой, маркеры , брусок из золота и корону, определить, золотая ли корона?

H:\hello_html_59db69e4.gif

7) УЧАЩИЙСЯ, ВЫПОЛНИВШИЙ ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ, ОБЪЯСНЯЕТ КЛАССУ ПОЛУЧЕННЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

ЗАДАЧА, КОТОРУЮ РЕШИЛ АРХИМЕД:

Дано:                                       Решение:

M короны=m золота                              Опытным способом определил, 

         ρ золота (по таблице)                         что объем жидкости, вытесненной                      

           _______________________                      короной  , больше   объема жидкости,                   

             Vкороны -  ?                                вытесненной золотым бруском равной

                                                                       массы!!  Значит их плотности –разные!  

                                                     

                                                      Итак,     Vкороны  > Vзолота

                                                      Поэтому,  ρ короны <   ρ золота                        

                                 

ВЫВОД -    РАВНЫЙ ВЕС  --   ОБЪЕМ  НЕ  РАВНЫЙ!!    МАСТЕР ВАШ --  МОШЕННИК  ЯВНЫЙ!!!          КОРОНА ГИЕРОНА -   ЗОЛОТО  +   СЕРЕБРО!!!!

ДА. НЕ МАЛО ВОДЫ УТЕКЛО  С ТОЙ   ПОРЫ,  НО  МЫ  ПОМНИМ  ЗАКОН  АРХИМЕДА!!!...

8)    РАБОТА В ТЕТРАДЯХ -  УЧАЩИЕСЯ ОФОРМЛЯЮТ В РАБОЧИХ  ТЕТРАДЯХ  ЗАДАЧИ, РЕШЕННЫЕ В  КЛАССЕ,   И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ!

9)     ВЫВОДЫ.  РЕФЛЕКСИЯ.

Ну что же,   Скоро  сказка  сказывается,  Да не скоро дело делается..  Сказка  - ложь,  да в ней  -  намек…  Добру молодцу  - Урок..

 УРОК,    НА   КОТОРОМ  ВЫ…..

           Повторили…

  • Узнали…
  • Убедились…
  • Научились…

УЧАЩИЕСЯ    САМОСТОЯТЕЛЬНО   ФОРМУЛИРУЮТ  ВЫВОДЫ УРОКА   (… повторили  тему  «плотность»   ;   узнали легенду об Архимеде и о том, что корона Гиерона оказалась фальшивой ;  убедились, что знания о плотности необходимы современному человеку, чтобы применять эти знания на практике;   научились  решать новые задачи на плотность)  

 С КАКИМ  НАСТРОЕНИЕМ  ВЫ  УХОДИТЕ   С  УРОКА?  --     --   РАДОСТНЫМ,   ПРИПОДНЯТЫМ,  …    ВСЕМ  ВСЕГО  САМОГО  НАИЛУЧШЕГО!!!!    УДАЧИ  В  ВАШИХ  НАЧИНАНИЯХ!!  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока «Решение задач и уравнений на тему «Разложение многочленов на множители».7 класс.

Методическая разработка урока алгебры в 7 классе «Разложение многочленов на множители».Иллюстрационные материалы к уроку....

Методическая разработка урока: Решение задач на применение законов Ньютона

Данный урок позволяет применить законы Ньютона для решения задач на примере снегохода. Методическая разработка сопровождается презентацией....

методическая разработка урока "Решение задач по теме "Молекулярные основы наследственности. биосинтез белка""

Методические рекомендации проведения урока в профильном классе.Тип урока: эмпирическое индуктивное обобщение.Форма урока: взаимообмен заданиями по методике Ривина – Баженова.Цели урока: Систематизиров...

Методическая разработка урока "Решение задач по теме "Силы в природе"

Методическая разработка данного урока посвящается проблеме развития навыков и умений обучающихся решать физические задачи и применять полученные знания и умения в нестандартных ситуациях. Методическая...

Методическая разработка урока "Решение задач с помощью систем уравнений. 7 класс"

Методическая разработка урока в 7 классе по теме:"Решение задач с помощью систем уравнений"....

Методическая разработка урока решения задач по физике для 10 класса: "Обобщение знаний и умений учащихся по теме «Постоянный ток»".

Методическая разработка урока решения задач по физике для 10 класса – "Обобщение знаний и умений учащихся по теме «Постоянный ток»"....

Методическая разработка урока "Решение задач по генетике"

Урок по разделу Генетика направлен на отработку умений при решении задач....