Методическая разработка урока "Решение задач по генетике"
методическая разработка по биологии (9 класс) на тему
Урок по разделу Генетика направлен на отработку умений при решении задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
reshenie_zadach_na_po_genetike.doc | 187.5 КБ |
Предварительный просмотр:
СПБ ГПБОУ «Промышленно-технологический колледж»
Преподаватель:
Иванова Елена Владимировна
Тема урока: Решение задач по теме «Полное доминирование».
Базовый курс биологии, преподаваемый в системе СПО по большей части является теоретическим, лишь некоторые темы содержат ситуационные задачи, отражающие фундаментальные биологические процессы. Одним из таких заданий являются задачи по теме «Полное доминирование», которые, позволяют обобщить изученный материал по основам генетики, а также проиллюстрировать механизм передачи признаков в ряду поколений. Для повышения понимания используются электронная доска Smart, а также соответствующее программное обеспечение и презентация.
Цель урока: создание условий для усвоения навыка решения задач по теме.
Задачи:
1) образовательные:
- закрепление знаний по основам генетики;
- формирование и отработка умений решения задач;
- закрепление знаний о механизмах наследования признаков.
2) воспитательные:
- создание условий для совместной работы в парах: обсуждения материала, взаимопроверки;
- формирование навыка публичных выступлений;
3) развивающие:
- развитие потребностно - мотивационной сферы личности учащихся;
- развитие умений анализа, синтеза, аргументированной защиты собственного мнения.
Тип урока: практический урок с применением информационных технологий обучения.
Формы организации познавательной деятельности: работа в группе, индивидуальная.
Методы обучения: информационные, практические.
Средства обучения: групповое и диалоговое общение, картинки, информационные таблицы, слайды презентации.
Занятию предшествовал теоретические уроки, на котором учащиеся познакомились с основами генетики, разобрали законы Менделя, что подготовило базу для отработки практических навыков. Использование информационных технологий и электронной доски Smart позволяет обучающимся поэтапно освоить технологию решения задач по теме «Полное доминирование».
Домашнее задание:
Решение и защита задач по варианту. (Практикоориентированность домашнего задания позволяет создать условия для отработки навыка решения задач, а также умений планировать и добиваться цели, поскольку предполагает индивидуальную работу обучающихся и её защиту на консультации).
Содержание урока:
1. Актуализация материала.
На данном этапе происходит повторение материала прошлого урока, а также описание предстоящей деятельности. Учащие записывают тему и цель практического урока, а затем характеризуют следующие понятия:
- признак;
- аллель;
- доминантный аллель;
- рецессивный аллель;
- полное доминирование.
2. Учащиеся получают текст задачи и знакомятся с ним.
Задача: Светловолосая женщина, родители которой имели черные волосы, вступает в брак с черноволосым мужчиной, у матери которого светлые волосы, а у отца черные. Единственный ребенок в этой семье светловолосый. Какова была вероятность появления в семье ребенка именно с таким цветом волос, если известно, что ген черноволосости доминирует над геном светловолосости?
Затем на электронную доску выводится следующий заготовленный слайд (Рисунок 1).
Рисунок 1. Заготовка для решения задачи № 1 на полное доминирование.
Учащимся предлагается совместно с преподавателем решить задачу. Примерный вариант решения задачи выглядит так:
Рисунок 2. Примерное решение задачи № 1 на полное доминирование.
В среднем на одну задачу уходит от 10 до 20 минут учебного времени.
Затем обучающимся предлагается выполнить задачи предусмотренные на самостоятельное решение по вариантам. Большое количество вариантов минимизирует совпадение задач у рядом сидящих обучающихся.
Поскольку, как показывает опыт, е все обучающиеся сразу могут приступить к выполнению задания полностью самостоятельно, желательно, чтобы обучающийся у которого возникли затруднения, попробовал решить свою задачу на доске. В таком случае ему предлагается шаблон для решения задач рисунок 3.
Рисунок 3. Шаблон для решения задач на полное доминирование.
Использование информационных технологий, а также средств Smart, позволяет повысить уровень понимания технологии решения задач по генетики. Интерактивная деятельность с готовыми значками и шаблонами, позволяет запомнить важные генетические символы, а также учит правильно фиксировать условие и решение.
3. В конце урока педагог подводит итоги решения задачи, определяет требования к оформлению домашних задач. А также отвечает на появившиеся вопросы.
Домашнее задание:
Выполнение 4х задач по варианту практической работы.
ПРИЛОЖЕНИЕ А.
Бланки раздаточного материала по практической работе.
Практическая работа № ____.
Тема: Решение задач на полное доминирование.
Цель: научиться решать задачи на полное доминирование.
Задача.
Светловолосая женщина, родители которой имели черные волосы, вступает в брак с черноволосым мужчиной, у матери которого светлые волосы, а у отца черные. Единственный ребенок в этой семье светловолосый. Какова была вероятность появления в семье ребенка именно с таким цветом волос, если известно, что ген черноволосости доминирует над геном светловолосости?
Решение.
Дано: А – черные волосы; а – светлые волосы; Р01: ♀черн.*♂черн. Р02: ♀светл.*♂черн. Р1: ♀светл.*♂черн. F1: светл. | Проведем анализ родословной Аа○— Аа аа○— А- | | аа ○——— Аа | ∆ аа Р1: ♀ аа *♂Аа G: a ; A, a F: Аа – черн., аа – светл. Вероятность ½, или 50 %. Ответ: 50%. |
Найти: Вероятность рождения светловолосого ребенка. |
Таблица распределения задач по вариантам
№ варианта | № задачи | № варианта | № задачи | № варианта | № задачи |
1 | 1, 8, 13, 19 | 11 | 4, 8, 17, 23 | 21 | 7, 8, 15, 20 |
2 | 2, 9, 14, 20 | 12 | 5, 9, 18, 24 | 22 | 1, 9, 16, 22 |
3 | 3, 10, 15, 21 | 13 | 6, 10, 13, 25 | 23 | 2, 10, 17, 23 |
4 | 4, 11, 16, 22 | 14 | 7, 11, 14, 19 | 24 | 3, 11, 18, 24 |
5 | 5, 12, 17, 23 | 15 | 1, 12, 15, 21 | 25 | 4, 12, 13, 25 |
6 | 6, 8, 18, 24 | 16 | 2, 8, 16, 22 | 26 | 5, 8, 14, 19 |
7 | 7, 9, 13, 25 | 17 | 3, 9, 17, 23 | 27 | 6, 9, 15, 20 |
8 | 1, 10, 14, 20 | 18 | 4, 10, 18, 24 | 28 | 7, 10, 16, 21 |
9 | 2, 11, 15, 21 | 19 | 5, 11, 13, 25 | 29 | 1, 11, 17, 23 |
10 | 3, 12, 16, 22 | 20 | 6, 12, 14, 19 | 30 | 2, 12, 18, 24 |
1. Ген черной масти у крупнорогатого скота доминирует над геном красной масти. Какое потомство F1 получится от скрещивания чистопородного черного быка с красными коровами? Какое потомство F2 получится от скрещивания между собой гибридов?
2. Гладкая окраска арбузов наследуется как рецессивный признак. Какое потомство получится от скрещивания двух гетерозиготных растений с полосатыми плодами?
3. Способность человека ощущать горький вкус фенилтиомочевины (ФТМ) – доминантный признак, ген которого (Т) локализован в 17-й аутосоме. В семье мать и дочь ощущают вкус ФТМ, а отец и сын не ощущают. Определить генотипы всех членов семьи.
4. У человека ген, вызывающий одну из форм наследственной глухонемоты, рецессивен по отношению к гену нормального слуха. От брака глухонемой женщины с нормальным мужчиной родился глухонемой ребенок. Определить генотипы всех членов семьи.
5. Седая прядь волос у человека – доминантный признак. Определить генотипы родителей и детей, если известно, что у матери есть седая прядь волос, у отца – нет, а из двух детей в семье один имеет седую прядь, а другой не имеет.
6. Комолость у крупного рогатого скота доминирует над рогатостью. Комолый бык Васька был скрещен с тремя коровами. От скрещивания с рогатой коровой Зорькой родился рогатый теленок, с рогатой коровой Буренкой – комолый. От скрещивания с комолой коровой Звездочкой родился рогатый теленок. Каковы генотипы всех животных, участвовавших в скрещивании?
7. У морских свинок ген мохнатой шерсти (R) доминирует над геном гладкой шерсти (r). Мохнатая свинка при скрещивании с гладкой дала 18 мохнатых и 20 гладких потомков. Каков генотип родителей и потомства? Могли бы у этих свинок родиться только гладкие особи?
8. У овса ранняя спелость доминирует над позднеспелостью. На опытном участке от скрещивания позднеспелого овса с гетерозиготным раннеспелым получено 69134 растения раннего созревания. Определить число позднеспелых растений.
9. Плоды томата бывают круглыми и грушевидными. Ген круглой формы доминирует. В парниках высажена рассада, полученная из гибридных семян. 31750 кустов имели плоды грушевидной формы, а 92250 – круглой. Сколько было среди выросших кустов гетерозиготных растений?
10. Одна из форм шизофрении наследуется как рецессивный признак. Определить вероятность рождения ребенка с шизофренией от здоровых родителей, если известно, что бабушка со стороны отца и дед со стороны матери страдали этими заболеваниями.
11. Фенилкетонурия (нарушение аминокислотного обмена) наследуется как рецессивный признак. Жена гетерозиготна по гену фенилкетонурии, а муж гомозиготен по нормальному аллелю этого гена. Какова вероятность рождения у них больного ребенка?
12. Ирландские сеттеры могут быть слепыми в результате действия рецессивного гена. Пара животных с нормальным зрением дала помет из нескольких щенков, один из которых оказался слепым. Установить генотипы родителей. Один из зрячих щенят из этого помета должен быть продан для дальнейшего размножения. Какова вероятность того, что он гетерозиготен по гену слепоты?
13. От скрещивания комолого (безрогого) быка с рогатыми коровами получились комолые и рогатые телята. У коров комолых животных в родословной не было. Какой признак доминирует? Каков генотип родителей и потомства?
14. Дурман, имеющий пурпурные цветы, дал при самоопылении 30 потомков с пурпурными и 9 с белыми цветами. Какие выводы можно сделать о наследовании окраски цветов у растений этого вида? Какая часть потомства F1 не даст расщепления при самоопылении?
15. При скрещивании серых мух друг с другом в их потомстве F1 наблюдалось расщепление. 1392 особи были серого цвета и 467 особей – черного. Какой признак доминирует? Определить генотипы родителей.
16. Две черные самки мыши скрещивались с коричневым самцом. Одна самка дала 20 черных и 17 коричневых потомков, а другая – 33 черных. Какой признак доминирует? Каковы генотипы родителей и потомков?
17. У двух здоровых родителей родился ребенок альбинос. Второй ребенок был нормальным. Доминантный или рецессивный ген определяет альбинизм? Определить генотипы родителей и детей.
18. При скрещивании серых кур с белыми все потомство оказалось серым. При скрещивании этого потомства опять с белыми получилось 172 особи, из которых 85 серых. Какой признак доминирует? Каковы генотипы обеих форм и их потомства?
19. При скрещивании нормальных дрозофил между собой в их потомстве 25% особей оказались с уменьшенными глазами. Последних скрестили с родительскими особями и получили 37 мух с уменьшенными и 39 с нормальными глазами. Определить генотипы скрещиваемых в обоих опытах дрозофил.
20. У Пети и Саши карие глаза, а у их сестры Маши – голубые. Мама этих детей голубоглазая, хотя ее родители имели карие глаза. Какой признак доминирует? Какой цвет глаз у папы? Напишите генотипы всех перечисленных лиц.
21. В одном из зоопарков Индии у пары тигров с нормальной окраской родился тигр-альбинос. Тигры-альбиносы встречаются крайне редко. Какие действия должны провести селекционеры, чтобы как можно быстрее получить максимальное количество тигрят с данным признаком?
22. Устойчивые к действию ДДТ самцы тараканов скрещивались с чувствительными к этому инсектициду самками. В F1 все особи оказались устойчивыми к ДДТ, а в F2 произошло расщепление: 5768 устойчивых и 1919 чувствительных. Какой из признаков доминирует? Какая часть устойчивых особей при скрещивании между собой будет давать чувствительных потомков?
23. В лабораторию с мышами, гомозиготными по гену серого цвета, привезли из питомника серого самца. Все гибриды первого поколения были серыми. Всех гибридных самок этого поколения скрестили с тем же самцом и получили во втором поколении расщепление по цвету (серые мыши, черные мыши) в пропорции 7:1. Объясните результаты, считая, что окраска зависит от одной пары аллелей.
24. Наследование резус-фактора осуществляется по обычному аутосомно-доминантному типу. Организм с резус-положительным фактором (Rh+) несет доминантный ген R, а резус-отрицательный (rh–) – рецессивный ген r. Если муж и жена резус-положительны, то может ли их ребенок быть резус-отрицательным?
25. Ребенок резус-положителен. Какой резус-фактор может быть у родителей?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по теме: «Генетика пола. Сцепленное наследование признаков». 10 класс
Тема: «Генетика пола. Сцепленное наследование признаков». 10 класс . Презентация....
Методическая разработка: "Тексты задач по геометрии единого государственного экзамена"
Подготовительная работа к сдаче ЕГЭ. Методическая разработка: "Тексты задач по геометрии единого государственного экзамена". Дополнение к мастер классу и презентации: Геометрия на едином государственн...
Методическая разработка урока на тему "Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом" в 9классе
Методическая разработка содержит конспект урока, презентацию и тексты задач на наследование признаков сцепленных с полом.материал можно использовать для проведения урока по общей биологии в 9 классе....
методическая статья "Решение задач по генетике"
Статья сообщает о решении основных типов генетических задач, которые содержаться в КИМах ЕГЭ. К статье прилагается краткая мультимедийная презентация....
Методическая разработка - урок на тему: "Генетика пола. Наследование. сцепленное с полом"
Разработка, как мне кажется, будет интересна учителям биологии как одна из возможных форм преподнесения известного им материала.В приложении будет размещена презентация к уроку, ин...
Методические рекомендации "Решение задач по генетике"
Настоящая разработка посвящена решению генетических задач, предусмотренных программой дисциплины "Биология". Включает в себя алгоритм оформления задач, примеры решения по темам "Моногибридное ск...
Методическая разработка "Решение задач по генетике"
Методическая разработка "Решение задач по генетике" включает в себя цикл уроков по решению генетических задач и предназначена для ведения элективного курса...