Методическая разработка урока "Решение задач по теме "Силы в природе"
методическая разработка по физике (9 класс) по теме
Методическая разработка данного урока посвящается проблеме развития навыков и умений обучающихся решать физические задачи и применять полученные знания и умения в нестандартных ситуациях. Методическая разработка раскрывает вопросы применения знаний в жизни, профессиональной деятельности. Разработка урока может быть полезна учителям физики при проведении уроков по данной теме, занятий элективного курса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.doc | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ФИЗИКИ ПО ТЕМЕ
«РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО ТЕМЕ «СИЛЫ В ПРИРОДЕ»
АННОТАЦИЯ
Методическая разработка данного урока посвящается проблеме развития навыков и умений обучающихся решать физические задачи и применять полученные знания и умения в нестандартных ситуациях. Методическая разработка раскрывает вопросы применения знаний в жизни, профессиональной деятельности. Разработка урока может быть полезна учителям физики при проведении уроков по данной теме, занятий элективного курса.
СОДЕРЖАНИЕ
1.ВВЕДЕНИЕ
2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
-методическое обоснование темы
-методические рекомендации по проведению урока
-план урока (с технологической картой)
-дидактический материал к уроку
3.ЗАКЛЮЧЕНИЕ
4.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
5.ПРИЛОЖЕНИЯ
1.ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной работы обусловлена инновационными изменениями в содержании профессиональной деятельности человека, вызванными новыми социально-экономическими условиями и быстрым развитием современных информационных технологий. Особое значение в этих условиях приобретает информационная культура общества. Происходящие в обществе изменения ставят каждого человека перед необходимостью учиться всю жизнь. Добиться успеха в любой сфере профессиональной деятельности может человек с высоким уровнем развития мышления, в частности, абстрактно-логического.
Выпускник школы, будущий специалист должен уметь нестандартно подходить к решению известных проблем, намечать пути решения вновь появляющихся. Новые задачи требуют от учащихся умений анализировать, синтезировать, конкретизировать, абстрагировать, сравнивать, обобщать, а также логично, доказательно и обоснованно строить цепь суждений и умозаключений, т.е. высокого уровня развития абстрактно-логического мышления. Высокий уровень развития абстрактно-логического мышления -одно из основных условий положительной социализации человека в современном обществе, конкурентоспособности на рынке труда.
Однако методика применения алгоритмов решения физических задач, обеспечивающая повышение уровня развития абстрактно-логического мышления учащихся старших классов общеобразовательных школ, недостаточно теоретически обоснована и экспериментально разработана.
Актуальность проблемы повышения уровня развития абстрактно-логического мышления учащихся старших классов в процессе обучения решению задач по физике с применением алгоритмов обусловлена рядом противоречий между:
- потребностью в выпускниках, обладающих высоким уровнем развития абстрактно-логического мышления, и недостаточной разработанностью методики обучения решению задач по физике, способствующей повышению уровня развития абстрактно-логического мышления учащихся старших классов;
- увеличением роли алгоритмизации производственных технологических процессов и недостаточной теоретической обоснованностью и практической разработанностью методики руководства учебной и мыслительной деятельностью учащихся с помощью алгоритмов;
- большими потенциальными возможностями применения алгоритмов для обеспечения индивидуально-дифференцированного подхода в процессе обучения и традиционным применением алгоритмов во фронтальных формах учебной работы по физике современной школы.
Эти противоречия определили проблему исследования, суть которой состоит в определении путей повышения уровня развития абстрактно-логического мышления учащихся при решении задач по физике с помощью алгоритмов.
Актуальность данной проблемы определила тему урока.
Цель работы - обоснование и разработка методики применения алгоритмов решения физических задач, обеспечивающей повышение уровня развития абстрактно-логического мышления учащихся старших классов общеобразовательных школ.
2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
-методическое обоснование темы:
При изучении данной темы обучающиеся должны повторить понятие о силах упругости, гравитационных силах и силах трения. В соответствии с этим решают задачи на закон Гука, закон всемирного тяготения и законы трения. Эти сведения и навыки, важные сами по себе, имеют большое значение для изучения и обобщения законов движения Ньютона.
Тема позволяет решить ряд важнейших задач, имеющих мировоззренческое и политехническое значение
-методические рекомендации по проведению урока
Одна из главных тенденций современного учебного процесса - систематическое проведение обобщения знаний путем решения задач. Как правило, такие уроки проводятся в конце изучения разделов или крупных тем курса. Решение задач осуществляется на разных уровнях: на уровне понятий, законов, теорий.
Рекомендуемые методы и приемы при подготовке и проведении урока: беседа, работа с таблицами и рисунками, физический эксперимент, решение качественных и расчетных задач профессионального содержания;
абстрагирование, моделирование, теоретическое предвидение результата явления школьниками, выводы.
-план урока (с технологической картой)
1.Тема программы: «Механические силы»
2.Тема урока «Cилы в природе»
3.Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний при решении задач.
4.Вид урока: решение задач
5.Цель методическая: создание условий для развития знаний, умений и навыков; развития способностей, воспитания нравственных качеств личности
6. Цели образования :формирование знаний, умений и навыков по теме « Силы в природе»,формирование взглядов, убеждений, нравственных и патриотических качеств личности, развитие профессиональных интересов, мышления, речи, памяти
7.Материально-техническое обеспечение урока: ,ИКТ, физическое оборудование: динамометр, набор грузов
8.Межпредметные и внутрипредметные связи: математика, ОБЖ, литература. история, технология
Методическая подструктура урока | ||||||
Структура урока (этапы урока) | Методы обучения | Формы деятельности | Мет.приемы и их содержание | Средства обучения | Способы организации деятельности | Приз. решения задач урока |
1.Вступительное слово учителя. Формулировка темы и цели урока | Словесные наглядные | фронтальная | Знакомство с содержанием задачи проф. содержания | Элекронно образовательные ресурсы | Выдвижение проблемы | Использование знаний в новой ситуации |
2.Повторение | словесные | фронтальная | беседа | наглядные | Фронтальная беседа | |
3.Решение качественных задач | поисковые | групповая | Литературная минутка | аудиовизуальные | Литературная минутка | |
4.Демонстрационный эксперимент | Метод проектов | парная | Экспериментальная проверка теоретического п редвидения | Демонстрационные Учебные приборы | Работа с физическим оборудованием Наблюдение, сравнение, Обобщение., выводы | |
5.Выполнение письменной работы | визуальные | фронтальная | Работа с техн.картой | наглядные | ||
6. Решение задач | поисковые | индивидуальная | Повторение формул при решении задач | Электронно образовательные ресурсы | Самостоятельная работа | Решение поставленных задач |
7.Работа с графиком | Метод прогнозирования | фронтальная | сравнение | наглядные | Работа в группах | Решение поставленных задач |
8.Решение задач проф. содержания | Метод проектов самопроверка | индивидуальная | Мотив.момент | печатные | Самостоятельная работа | Самообразование и саморазвитие |
9. Итог урока | Обобщение. Выводы | индивидуальная | Подведение итогов | печатные | Обобщение. Выводы Заполнение оценочного листа | Качество знаний,умений и нав. |
3.ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Содержание методической разработки соответствует теме и цели урока.
Педагоги смогут получить при применении данной работы сведения об организации учебного процесса при решении задач, смогут оценить эффективность методов и методических приемов, применения лабораторных и информационных средств обучения.
Методическая разработка не повторяет содержание учебника и не освящает вопросы, изложенные в общепедагогической литературе.
Рекомендуемые методы, методические приемы, формы и средства обучения обосновываются педагогическим опытом.
Методическая разработка учитывает конкретные материально-технические условия осуществления учебно-воспитательного процесса. И ориентирует организацию учебного процесса в направлении применения активных форм и методов обучения.
Методическая разработка содержит конкретные материалы.которые может использовать учитель.
4.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Голин, Г. М. Вопросы методологии физики в курсе средней школы. Книга для учителя / Г. М. Голин. М.: "Просвещение", 2002г.
2.Гулиа Н. В. Физика. Парадоксальная механика в вопросах и ответах. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004.
3. Силин А. А. Трение и его роль в развитии техники. – М.: Наука, 1983.
4. Колтун М. Мир физики. – М.: Дет. лит., 1984.
5.ПРИЛОЖЕНИЯ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка внеклассного мероприятия "В гостях у природы"
Методическая азработка внеклассного мероприятия по экологическому воспитаниюЦелевая аудитория : подготовительная группа ДОУ, начальные классы ...
Методическая разработка внеклассного мероприятия "В гостях у природы"
Методическая разработка может быть использована для детей начальной школы...
Методическая разработка внеклассного мероприятия по экологии"Будь природе другом"
Данная разработка содержит методические рекомендации по проведению внеклассного мероприятия по экологии в свете требований ФГОС....
Методическая разработка урока по теме "Красота родной природы в творчестве художников. Рисунок "Летний пейзаж"".
Данный материал предназначен для 4 класса, состоит из пояснительной записки к уроку, сценария урока и приложения. В сценарии урока показывается ход урока, работа учителя и детей, все этапы урока, опис...
Методическая разработка урока по изобразительному искусству "Изображение природы в различных состояниях. Море". 2 класс по программе Б.М. Неменского
Урок по изобразительному искусству "Изображение природы в различных состояниях. Море". 2 класс по программе Б.М. Неменского...
Методическая разработка урока по экологии на тему: "ПРИРОДА. ЭКОЛОГИЯ. КУЛЬТУРА."
Описание открытого урока по экологии для студентов ГПОУ "КИТ"...
Методическая разработка внеклассного мероприятия по биологии «Мир природы»
Игра-путешествие ,,Мир природы,, расчитана для детей среднего школьного возраста (5-7 классы). Состоит из информационного экскурса в особенности живых организмов в форме игрового вступления, а так же ...