Проект урока физики в 7 классе по теме "Движение"
план-конспект занятия по физике (7 класс) на тему

Мерхалева Елена Юрьевна

Проект урока физики в 7 классе по теме "Движение" 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Класс:  

Тема урока: «Механическое движение»

Цель урока:  сформировать первоначальные представления учащихся о понятии «механическое движение»

Задачи урока.        

Образовательные:

- ввести понятие «механическое движение»;

- сформировать представление о характеристиках механического движения (траектория, путь, тело отсчета);

- сформировать первоначальные представления о принципе относительности движения.

Развивающие:

- развитие мыслительной деятельность учащихся посредством постановки проблемных вопросов;

- развивать обобщенные знания и целостное представление о физических явлениях,

- учить сравнивать, делать выводы

Воспитательные:

 - развитие познавательного интереса к предмету,

 - развитие логического мышления, памяти;

 - усиление познавательной мотивации осознанием ученика своей значимости в образовательном процессе.

Используемые технологии: проблемного обучения; ИКТ.

Используемые методы: словесные; наглядно-иллюстративные; частично-поисковый.

Используемые формы организации познавательной деятельности: беседа, фронтальная работа, самостоятельная работа, работа в парах, работа в группах

Формируемые УУД:

Личностные:                                                                                                                                                                                                                     сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе,  развивать способность к самооценке.

Регулятивные:                                                                                                                                                                                                           принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, адекватно воспринимать оценку учителя, различать способ и результат действия,  выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Познавательные:                                                                                                                                                                                                                осуществлять поиск нужной информации, высказываться в устной и письменной форме, анализировать объекты, выделять главное, проводить сравнение,  классификацию по разным критериям, устанавливать причинно – следственные связи, строить рассуждения об объекте, обобщать.

Коммуникативные:                                                                                                                                                                                                           допускать существование различных точек зрения, учитывать разные мнения, стремиться к координации, формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях, задавать вопросы по существу, контролировать действия партнера.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, «черный ящик» - коробка черного цвета, игрушечный грузовик, светофор, кукла (должна помещаться в кузов грузовика), пружинный и математический маятники, бумажный самолетик, штатив, желоб, шарик, карточки с заданиями для групповой работы

Ход урока

        Этапы урока

Цель этапов урока

Деятельность

Учителя

Учащихся

  1.Самоопре

деление

к деятельности

Организационный момент

1.1.Включить детей в деятельность.

2. 2.Организовать самооценку предстоящей деятельности

3.Воспитывать

        культуру поведения п        на уроке

 

1. Проверка готовности к уроку.

- Проверьте готовность к уроку: учебник, пенал, аккуратность расположения предметов на парте.

- Оцените свое рабочее место.

2. Создание эмоционального настроя урока. Чтобы наша работа была успешной на уроке, вспомним законы урока: 

Не выкрикивать, быть терпеливым, дать возможность высказаться своим товарищам, уважать друг друга.

Дети самостоятельно контролируют свою готовность к уроку.

Напоминают себе о правилах поведения на уроке.

2. Введение в тему. Создание проблемной ситуации

Включить учащихся в активную интеллектуальную деятельность.

Обратить внимание учащихся на «черный ящик» находящийся на демонстрационном столе. Достать из него игрушечный грузовик, автомобильчик, светофор, куклу. Обратить внимание на эпиграф (слайд 1).

- Вы догадались, о чем пойдет речь на уроке? Попробуйте сформулировать тему? Запишите тему урока.

Вы верно определили тему урока. Скажите, что значит «двигаться»?

Вы много привели примеров движения. Действительно, движение повсюду – летят самолеты и птицы в небе, передвигаются люди и животные, плывут корабли и рыбы в морях, движутся растительные соки в тканях деревьев и растений, течет кровь в кровеносных сосудах человека и животных, движутся также молекулы и атомы, из которых состоят все окружающие тела (слайд 2)

Учащиеся работают устно. Высказывают свои предположения. Тема урока - «Движение» (тема записывается в тетрадях и отражается на слайде).

Учащиеся работают устно, высказывают свои предположения (идти, бежать, размахивать руками, движутся животные, автомобили, планеты и т. д.)

3. Целеполагание.

Формулирование гипотезы.

Сформулировать цели урока.

Что же такое движение? Попробуйте сами сформулировать ответ на этот вопрос. (Используется прием «цепочка», каждый ребенок высказывает свое представление о том, что такое движение)

-Какие цели урока мы будем ставить перед собой? В конце урока проверим верны ли ваши предположения о том, что такое движение.

(Помогает учащимся в случае затруднения определить цели урока, (слайд 3)).

Учащиеся работают устно.

Выдвигают свои предположения (чаще всего это не определение понятия «движение», а примеры движений), понимают, что не могут ответить на поставленный вопрос верно.

Делают выводы, формулируют цель, задачи урока.

4. Актуализация знаний. Нахождение путей решения проблемы.

Включить учащихся в познавательную деятельность.

- На какие знания нам необходимо опереться, чтобы понять, что такое движение, как вы думаете?

-Чтобы выяснить, что такое движение, вспомните какие объекты изучает физика?

- К какому объекту вы отнесли бы движение?

Демонстрация различных видов движения: колебания маятника, движение шарика по желобу, движение бумажного самолета.

-Что общего в этих примерах?

- Сравните ваши выводы с материалом параграфа 14. Не возникло ли у вас вопросов?

 (Слайд 4)

- Выясним смысл последних слов.

Демонстрация и объяснение относительности движения при помощи игрушечного грузовика, светофора и куклы из «черного ящика»

Обсуждение вопросов в движении или покое находится кукла относительно светофора, грузовика?

Учащиеся работают устно, вспоминают, что физика изучает следующие виды объектов: тело, поле, явление.

Рассуждают, приходят к выводу, что движение - это явление.

Внимательно слушают и смотрят, отвечают на поставленный вопрос, приходят к выводу, что движение - это явление изменения положения тела в пространстве с течением времени

Находят определение в учебнике,  задают вопрос: что значит «относительно других тел»

Внимательно смотрят и слушают.

Участвуют в беседе, высказывают свое мнение.

5. Вывод.

Подвести итог деятельности.

- Итак, что же такое движение. Верны били ваши предположения или нет?

Самостоятельно формулируют определение и записывают в тетрадь.

6. Закрепление материала

Выявить уровень понимания темы.

Обсуждение вопросов фронтально: находитесь вы в данный момент времени в покое или движении? Может ли одно и то же тело находиться в покое и движении одновременно? В данный момент вы находитесь в покое или движении? Земля вращается вокруг Солнца или Солнце вокруг Земли? Почему?

Приведите примеры тела, находящегося в покое и движении одновременно.

- Тело отсчета – это тело относительно которого рассматривается движение (Слайд 5, работа с иллюстрацией на слайде).

Рассуждают, спорят, приходят к выводу, что движение относительно, чтобы определить движется тело или нет необходимо выбрать тело отсчета, дают определение тела отсчета (записывают в тетрадь, отражается на слайде), приводят примеры тел, находящихся в покое и движении одновременно.

Фронтально отвечают на вопросы на слайде.

Проверить свои умения по данной теме и умение работать в паре.

Самостоятельное решение тестовых заданий по данной теме (см. Приложение 2) с взаимопроверкой (Слайд 6).        

Решают самостоятельно, затем меняются с соседом тетрадями и проверяют  по заготовленным ответам на слайде, критерии оговариваются заранее: 1 верный ответ – «3», 2 верных ответа – «4», 3 верных ответа – «5».

7. Актуализация знаний.

 Включить учащихся в познавательную деятельность.

 

Обратить внимание учащихся, что не все цели, поставленные в начале урока достигнуты.

- Что мы уже знаем и что нам предстоит выяснить? (Слайд 7)

 (Задача из задачника Г. Остера № 51)

- По каким признакам охотник, страдающий насморком, самостоятельно без собаки может определить, как двигался заяц в зимнем лесу? (Слайд 8)

- След, который тело оставляет при своем движении называется – траектория. Сравните с определением в учебнике. Траектория бывает видимая и невидимая. Приведите примеры траектории (слайд 9).

- С физической величиной «путь» вы знакомы из курса математики. Что такое путь с физической точки зрения? Откройте учебник и в параграфе 14 найдите определение новой физической величины и запишите в тетрадь.

У каждой физической величины есть обозначение и единицы измерения. Найдите в параграфе 14 обозначение и единицы измерения в системе СИ, запишите в тетрадь. Какие еще единицы измерения пути используются, найдите в учебнике. (слайд 9).

Понимают, на какие вопросы еще нужно ответить.

Отвечают – по следам

Записывают определения траектории. Сравнивают записанное определение с текстом в учебнике. Делают вывод: оба определения – верны.

Приводят примеры траекторий.

Находят определение в учебнике, записывают его в тетрадь.

Находят ответы на поставленные вопросы, записывают обозначение и единицы измерения в тетрадь.

Физминутка

Придумать траекторию движения и измерить путь, для этого нужно выйти из-за парт, разбиться на группы и сформировать траекторию, перевести полученный результат в СИ

Разбиваются на группы, формируют траекторию, измеряют путь, переводят полученный результат в СИ и сообщают результат одноклассникам.

8. Закрепление материала.

Организовать работу в группах, актуализировать знания по новой теме.

Разделить класс на 3 группы. Каждая группа получает задание на карточках (приложение 3) и после обсуждения презентует решение. Правила работы в группах отражены на слайде (приложение 4) (слайд 10).

Класс разбивается на три группы, каждой группе раздаются карточки с заданиями, которые надо заполнить. Предварительно оговаривается правила работы в группах. Учащиеся выполняют задания и затем защищают свои ответы.

9. Рефлексия.

Оценить собственную деятельность.

 Итог урока. Домашнее задание.

- Какую цель ставили перед собой на уроке?

- Сформулируйте определение движения. (Используется прием «цепочка», который был применен в начале урока)

-Смогли ли ее достичь?

-Выполнили ли основную задачу урока?

   

        Итак, наш урок подошел к концу. Я хотела бы взять у вас интервью об итогах вашей работы.

    Продолжите предложения:

         Своей работой на уроке я...             доволен\ не доволен  

         У меня получилось …

          Было трудно  ...

         Материал урока мне был …         полезен/ бесполезен (Слайд 11)

 Дом. задание. П.14, упражнение 2, по желанию можно выполнить задание на стр. 42 (слайд 12)

Отвечают фронтально на вопросы учителя, записывают домашнее задание.



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ДВИЖЕНИЕ Движенья нет, сказал мудрец брадатый. Другой смолчал и стал пред ним ходить. Сильнее он не мог бы возразить; Хвалили все ответ замысловатый. А. С. Пушкин.

Слайд 3

Цель урока: выяснить, что такое «механическое движение», относительность движения, определить характеристики движения (траектория, путь, тело отсчета)

Слайд 4

ДВИЖЕНИЕ - явление изменения положения тела в пространстве с течением времени относительно других тел.

Слайд 5

ТЕЛО ОТСЧЕТА – тело, относительно которого рассматривается движение.

Слайд 6

Вариант -1 1. Водитель движущегося автомобиля находится в покое относительно: а) дороги; б) автозаправки; в) сидения автомобиля; 2. В движущемся вагоне пассажирского поезда, на столе лежит книга. Книга находится в движении относительно: а) стола, б) рельсов, в) пола вагона, г) телеграфных столбов. 3. Относительно каких тел вы в данный момент находитесь в покое. ПРОВЕРЬ СЕБЯ! Вариант -2 1. Водитель движущегося автомобиля находится в движении относительно: а) дороги; б) автозаправки; в) сидения автомобиля; 2. В движущемся вагоне пассажирского поезда, на столе лежит книга. Книга находится в покое относительно: а) стола, б) рельсов, в) пола вагона, г) телеграфных столбов. 3. Относительно каких тел вы в данный момент находитесь в движении?

Слайд 7

Цель урока: выяснить, что такое «механическое движение», относительность движения, определить характеристики движения ( траектория , путь , тело отсчета)

Слайд 8

По каким признакам охотник, страдающий насморком, самостоятельно без собаки может определить, как двигался заяц в зимнем лесу?

Слайд 9

Траектория – линия, вдоль которой движется тело. Путь – длина траектории. S [S]= 1 м Прямолинейное (траектория – прямая линия) Криволинейное (траектория – кривая линия)

Слайд 10

Правила работы в группах Активно участвуй в совместной работе. Внимательно выслушивай собеседника. Не перебивай товарища, пока он не закончит свой рассказ. Выскажи свою точку зрения по данному вопросу, будь при этом вежлив. Не смейся над чужими недостатками и ошибками, но тактично укажи на них. Поблагодари партнеров за совместную работ у.

Слайд 11

Итоги. Своей работой на уроке я... доволен\ не доволен У меня получилось … Было трудно ... Материал урока мне был … полезен/ бесполезен

Слайд 12

Всем всего доброго! Спасибо! ДОМА: параграф 14, упражнение 2, по желанию можно выполнить задание на стр. 42


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект урока физики в 11 классе по теме "Дифракция света"

Разработка содержит подробный конспект урока и презентация....

Проект урока физики в 7 классе "Простые механизмы. Условие равновесия рычага."

Проект урока физики в 7 классе"Простые механизмы. Условие равновесия рычага."...

Проект урока физики в 8 классе.

Цель:-актуализировать имеющиеся знания, связанные с понятием «электрические явления»;-мотивизировать обучающихся к изучению темы;-научить школьников ориентироваться в разных вариантах выпо...

Проект урока физики 8 класс Решение задач по теме «Тепловые явления. Агрегатные состояния вещества»

Проект урока физики 8 класс Решение задач по теме «Тепловые явления. Агрегатные состояния вещества»...

Исследовательский проект "Применение элементов личностно-ориентированного обучения на уроках физики в классах очно-заочной формы обучения"

Исследовательский проект "Применение элементов личностно-ориентированного обучения на уроках  физики в классах очно-заочной формы обучения"...

Проект урока физики в 7 классе «Плавание тел», направленного на формирование проектных компетенций школьников

Проект урока физики в 7 классе «Плавание тел», направленного на формирование проектных компетенций школьников...

Проект урока физики в 8 классе "Электрический ток. Источники тока"

Проект урока физики в 8 классе, УМК Перышкин А.В. Тема: "Электрический  ток. Источники тока". Содержит конспект урока, презентацию, тест закрепления  пройденного материала (мо...