Проект урока физики в 8 классе "Электрический ток. Источники тока"
учебно-методический материал по физике (8 класс)

Коробицына Евгения Леонидовна

Проект урока физики в 8 классе, УМК Перышкин А.В. Тема: "Электрический  ток. Источники тока". Содержит конспект урока, презентацию, тест закрепления  пройденного материала (можно  использовать для самоконтроля и взаимоконтроля) и технологическую карту уока.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

8класс

Слайд 2

1. Положительно заряженное тело притягивает подвешенный на нити легкий шарик из алюминиевой фольги. Заряд шарика может быть А. отрицателен Б. равен нулю Верными являются утверждения: Только А 3) и А и Б Только Б 4) ни А ни Б

Слайд 3

2. Некоторые вещества имеют электроны, которые слабо удерживаются ядрами атомов. Такие электроны способны покидать свое место и переходить от одного атома к другому. Они называются… Блуждающие Свободные Зарядовые Среди указанных ответов нет верного

Слайд 4

3. Отсутствие свободных электронов характерно для… Проводников Полупроводников Изоляторов Среди указанных ответов нет верного

Слайд 5

4. Два электроскопа, один из которых заряжен, соединены стержнем. Из какого материала изготовлен стержень? 1. Из стали. 2. Из алюминия. 3. Из стекла. 4. Из меди.

Слайд 6

5. Одному из двух одинаковых шариков сообщили заряд -10 q , а другому – заряд +2 q . Затем шарики соединили тонким проводником. Заряды шариков после этого стали одинаковыми и равными… 1) -4 q 2) -6q 3) -12q 4) -8q +2q -10q 1 2

Слайд 7

6. На рисунке изображен атом лития (Li) . Заряжен ли этот атом? Атом заряжен положительно Атом заряжен отрицательно Атом электрически нейтрален

Слайд 8

7. Кадмий находится в таблице Менделеева под номером 48, его атомная масса 112. Сколько частиц и каких содержит атом данного вещества? 24 электрона, 24 протона, 112 нейтронов 48 электронов, 48 протонов, 64 нейтрона 24 электрона, 112 протонов, 24 нейтрона 56 электронов, 56 протонов, 48 нейтронов 48 электронов, 48 протонов, 16 нейтронов 48 электронов, 56 протонов, 56 нейтронов

Слайд 9

Проверим № вопроса Ответ 1 3 2 2 3 3 4 3 5 1 6 2 7 2



Предварительный просмотр:

Тема урока: «Электрический ток. Источники электрического тока»

Цели урока:

1. Дать понятие электрического тока.

2. Выяснить условия длительного существования в проводнике электрического тока.

3. Дать понятие источника тока.

4. Рассмотреть виды,  устройство и принцип работы источников тока.

Оборудование для демонстрации: компьютер, проектор.

Оборудование и материалы для опытов: металлический стержень, 4 круглых магнита с дыркой посередине, электрофорная машина, лимон, угольная палочка с металлическим наконечником, цинковая пластина, соединительные провода, миллиамперметр, стакан, раствор соли в воде, медная пластина.

Ход урока.

  1. Приветствие. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания (актуализация знаний).

Учитель: На прошлом уроке мы  познакомились с планетарной моделью строения атомов, предложенной Э. Резерфордом,  и на ее основе научились объяснять электрические явления. Проверим, как вы усвоили материал предыдущего урока.  Предлагаю вам выполнить тест (см. презентацию : слайды 3-9).

Учитель: теперь проверим результаты (см. презентацию : слайд 10).

3. Изучение нового материала.

Учитель: Слово «электричество» впервые было введено в обиход Вильямом Гилбертом (1544 – 1603), английским физиком и врачом, который стал известен благодаря своим исследованиям природы электричества и магнетизма.

  Но первое знакомство человека с электрическими явлениями произошло более 25 столетий тому назад. Фалес Милетский знал, что кусок янтаря притягивает к себе легкие предметы (янтарь по-гречески «электрон», откуда и произошли слова «электрон», «электричество»).

  Однако на протяжении около двух тысячелетий после открытия электрических явлений не было значительного продвижения в исследованиях их природы. Существенных успехов достиг Гилберт, изложивший результаты своих исследований в книге. Он обнаружил, что не только янтарь, но и алмаз, сапфир, хрусталь, сера и многие другие вещества обладают электрическими свойствами.

 Следующий шаг в исследовании электрических явлений сделал Отто Герике, построивший в 1660 году первую электрическую машину для получения электричества трением вращающегося шара из серы.

В 1733 году американец Бенджамин Франклин предположил, что молнии имеют электрическую природу. Для проверки своего предположения он во время грозы запустил воздушного змея с прикрепленным к нему железным острием, а на конце бечевки, которой удерживался змей, привязал железный ключ. При прохождении грозового облака бечевка намокла, и при приближении руки к ключу возникла искра. Предположение Франклина подтвердилось, поэтому он предложил для защиты от ударов молний устанавливать над крышами зданий громоотводы.

               

Опыты с извлечением искр из облаков были смертельно опасны. Такие опыты проводили в России Рихман и Ломоносов. В 1753 году при выполнении эксперимента Рихман погиб от удара молнии.

                 

В период с 1785 года по 1789 год французский ученый Шарль Кулон с помощью очень чувствительного прибора для измерения сил, названного крутильными весами, исследовал зависимость сил взаимодействия электрических зарядов от расстояния.

Что же такое электрический ток и что необходимо для его возникновения и существования в течение нужного нам времени? Слово «ток» означает движение или течение чего – то. Что может перемещаться в проводах, соединяющих электростанцию с потребителями электрической энергии?

  Мы уже знаем, что в телах имеются электроны, движением которых объясняются различные электрические явления. Электроны обладают отрицательным электрическим зарядом. Электрическим зарядом могут обладать и более крупные частицы вещества – ионы. Следовательно, в проводниках могут перемещаться различные заряженные частицы.

Учащиеся записывают определение в тетради: электрическим током называется упорядоченное движение заряженных частиц.

 

3. Опыт, демонстрирующий движение электронов.

  На горизонтально зафиксированный стержень последовательно одеваются круглые магниты с дыркой посередине, таким образом, чтобы магниты располагались разными полюсами друг к другу. Если двигать крайний магнит, то остальные магниты придут в движение под действием сил отталкивания.

Учитель: такая передача энергии представляет собой электрический импульс. А как вы думаете, вследствие чего он возникает?

Учащиеся: вследствие силы отталкивания между отрицательно заряженными частицами.

Учитель: а чтобы заставить электроны упорядоченно двигаться по проводнику, необходимо создать в нем электрическое поле. Электрическое поле в проводниках создается и может длительное время поддерживаться источниками электрического тока.

4. Виды источников тока.

  • Механические: в процессе работы по разделению заряженных частиц происходит превращение механической, внутренней или какой – нибудь другой энергии в электрическую.

Демонстрация электрофорной машины.

  • Термоэлемент: в нем внутренняя энергия нагревателя превращается в электрическую энергию.
  • Фотоэлемент: действие основано на явлении фотоэффекта – потеря отрицательного заряда при освещении некоторых веществ.
  • Гальванический элемент: в них происходят химические реакции, и внутренняя энергия, выделяющаяся при этих реакциях, превращается в электрическую.

Рассмотреть схему строения гальванического элемента по учебнику.

5. Опыты по созданию гальванических элементов.

Демонстрацию опытов  проводит учитель при  помощи   учеников.

Опыт 1.

Необходимо в лимоне сделать два надреза. В один вставить цинковую пластину, в другой – угольную палочку с металлическим наконечником.

Если присоединить миллиамперметр, то он покажет наличие электрического тока.

Опыт 2.

Налейте в стакан раствор воды с солью, в этот раствор опустите медную и цинковую пластины. Между пластинами поместите ластик, чтобы они не касались друг друга. Присоедините пластины к миллиамперметру и обнаружите наличие электрического тока.

Опыт 3.

Соедините последовательно несколько стаканов из предыдущего опыта и получите упрощенный аккумулятор.

6. Выступление учащегося.

(тема доклада дается учащемуся  заранее).  

   В 1780 году итальянский ученый Луиджи Гальвани заметил, что электричество вызывает сокращение мышцы лапы лягушки. Дальнейшие исследования привели его к открытию замечательного факта – мышца лягушки сокращалась и без электрического воздействия извне, если мышцы и нервы соединялись разнородными металлическими предметами.

 

   Итальянский ученый Алессандро Вольта обнаружил, что электричество возникает без использования тканей животных, если пластины из различных металлов поместить в сосуды с раствором соли или кислоты. В 1775 году Вольта опубликовал описание устройства, состоящего из пар медных и цинковых пластинок, разделенных кружочками ткани, смоченными проводящим раствором. Подобные устройства до сих пор по имени Гальвани называют гальваническими элементами.

7. Закрепление материала.

Решить задачи:

  • Если к шарам разноименно заряженных электроскопов одновременно прикоснуться металлическим стержнем, то в них возникнет электрический ток. Чем эта установка принципиально отличается от устройств, которые принято называть источниками тока?
  • Протекает ли ток внутри гальванического элемента, от которого работает электрический фонарь, когда фонарь включен? когда он выключен?

8. Домашнее задание:

  • § 32, вопросы 1-8 (устно);
  • Закончить заполнение технологической  карты;
  • Домашний проект: «Сделать батарейку по инструкции» (по желанию) – инструкция  в  технологической  карте.

Список литературы:

1. История физики и развитие представлений о мире: учеб. пособие / О.Ф. Кабардин. – М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2005. – 318 с.: ил.

2. Кабардин О.Ф. Физика: Справ. материалы: Учеб. пособие для учащихся. – 3 – е изд. – М.: Просвещение, 1991. – 367 с.: ил.

3. Перышкин А.В. Физика 8кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений. –

9 – е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 192с.: ил.

4. Физика на каждом шагу / Я.И. Перельман. – М.: АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2010. – 250 с.: ил.

5. Занимательные опыты по физике/ Дженис Ванклив. – М.: АСТ: Астрель, 2008. – 254c.

6. Ставим опыты 1: Т. Сенчански. – Челябинск: Аркаим, 2008г.

7. Шевцов В.А. Физика 8 класс: поурочные планы по учебнику А.В. Перышкина.- Волгоград: Учитель, 2007. – 136с.

Изображения взяты с   https://yandex.ru/images/



Предварительный просмотр:

Тема: Электрический ток. Источники электрического тока.

Электрический ток – это _____________________________________

__________________________________________________________.

Условия  существования электрического тока:

  1. ____________________________________________________
  2. ____________________________________________________.

Устройства, в которых происходит преобразование какого-либо вида энергии в электрическую энергию  называют ____________________ ___________________________________________________________.

В любом источнике тока создание электрического поля происходит путем _____________________________________________________.

Классификация источников тока

Источник тока

Способ разделения зарядов

Применение

Фотоэлемент

Термоэлемент

Электромеханический генератор

Гальванический элемент

Аккумулятор

Закрепление изученного материала.

Домашнее задание:

  1. § 32, стр. 73-77, вопросы 1-8 (устно).
  2.  Домашний проект. Сделать батарейку по инструкции.

Домашний проект «Сделай батарейку»

Для опыта тебе понадобится:

прочное бумажное полотенце, пищевая фольга, ножницы, медные монеты, поваренная соль, вода, два изолированных медных провода, маленькая лампочка (1,5 В).

Инструкция

  1. Раствори в воде немного соли.
  2. Нарежь аккуратно бумажное полотенце и фольгу на квадратики чуть крупнее монет.
  3. Намочи бумажные квадратики в солёной воде.
  4. Положи друг на друга стопкой: медную монету, кусочек фольги, снова монету, и так далее несколько раз. Сверху стопки должна быть бумага, внизу – монета.
  5. Зачищенный конец одного провода подсунь под стопку, второй конец присоедини к лампочке. Один конец второго провода положи на стопку сверху, второй тоже присоедини к лампочке. Что получилось?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Сегодня на уроке мы: Дадим понятие электрического тока. Выясним условия длительного существования электрического тока в проводнике. Узнаем, какие устройства называют источниками тока. Рассмотрим виды источников тока и их принцип действия.

Слайд 3

Сегодня мы не мыслим свою жизнь без электричества

Слайд 4

Фалес Милетский знал, что кусок янтаря притягивает к себе легкие предметы (янтарь по-гречески «электрон», откуда и произошли слова «электрон», «электричество»)

Слайд 5

Существенных успехов достиг Гилберт, изложивший результаты своих исследований в книге. Он обнаружил, что не только янтарь, но и алмаз, сапфир, хрусталь, сера и многие другие вещества обладают электрическими свойствами.

Слайд 6

Следующий шаг в исследовании электрических явлений сделал Отто Герике, построивший в 1660 году первую электрическую машину для получения электричества трением вращающегося шара из серы

Слайд 7

В 1733 году американец Бенджамин Франклин предположил, что молнии имеют электрическую природу. Для проверки своего предположения он во время грозы запустил воздушного змея с прикрепленным к нему железным острием, а на конце бечевки, которой удерживался змей, привязал железный ключ. При прохождении грозового облака бечевка намокла, и при приближении руки к ключу возникла искра. Предположение Франклина подтвердилось, поэтому он предложил для защиты от ударов молний устанавливать над крышами зданий громоотводы.

Слайд 8

Опыты с извлечением искр из облаков были смертельно опасны. Такие опыты проводили в России Рихман и Ломоносов. В 1753 году при выполнении эксперимента Рихман погиб от удара молнии.

Слайд 9

В период с 1785 года по 1789 год французский ученый Шарль Кулон с помощью очень чувствительного прибора для измерения сил, названного крутильными весами, исследовал зависимость сил взаимодействия электрических зарядов от расстояния

Слайд 10

ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК – ЭТО УПОРЯДОЧЕННОЕ НАПРАВЛЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ ЗАРЯЖЕННЫХ ЧАСТИЦ

Слайд 12

П ОПОЛНЕНИЕ НА ШАРАХ ЭЛЕКТРОСКОПА НЕПРЕРЫВНО УХОДЯЩИХ ЗАРЯДОВ ЧЕРЕЗ СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ – ИСТОЧНИКИ ТОКА КАК ПОЛУЧИТЬ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК, КОТОРЫЙ СУЩЕСТВОВАЛ БЫ ДЛИТЕЛЬНОЕ ВРЕМЯ?

Слайд 13

ИСТОЧНИКИ ТОКА: Молния ПРИРОДНЫЕ ЯВЛЕНИЯ Северное сияние

Слайд 14

ИСТОЧНИКИ ТОКА: ЭЛЕКТРОФОРНАЯ МАШИНА

Слайд 15

ИСТОЧНИКИ ТОКА: ФОТОЭЛЕМЕНТ

Слайд 16

ИСТОЧНИКИ ТОКА: ЭЛЕМЕНТ ВОЛЬТА ГАЛЬВАНИЧЕСКИЙ ЭЛЕМЕНТ

Слайд 17

ИСТОЧНИКИ ТОКА: ГЕНЕРАТОР

Слайд 18

Для освещения железнодорожных вагонов, автомобилей. Для запуска автомобильного двигателя. Для питания подводной лодки. Для радиопередатчиков и научной аппаратуры на искусственных спутниках Земли. Для питания электрических часов, радиоприёмников, магнитофонов, сотовых телефонов и др. ПРИМЕНЕНИЕ АККУМУЛЯТОРОВ И ГАЛЬВАНИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ

Слайд 19

Переходим к закреплению материала!

Слайд 20

Задача 1. Если к шарам разноименно заряженных электроскопов одновременно прикоснуться металлическим стержнем, то в них возникнет электрический ток. Чем эта установка принципиально отличается от устройств, которые принято называть источниками тока?

Слайд 21

Задача 2. Протекает ли ток внутри гальванического элемента, от которого работает электрический фонарь, когда фонарь включен? Когда он выключен?

Слайд 22

Домашнее задание § 32, вопросы 1-8 (устно); Закончить заполнение технологической карты; Домашний проект: «Сделать батарейку по инструкции» (по желанию) – инструкция в технологической карте.

Слайд 24

Литература История физики и развитие представлений о мире: учеб. пособие / О.Ф. Кабардин. – М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2005. – 318 с.: ил. 2. Кабардин О.Ф. Физика: Справ. материалы: Учеб. пособие для учащихся. – 3 – е изд. – М.: Просвещение, 1991. – 367 с.: ил. 3. Перышкин А.В. Физика 8кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений. – 9 – е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 192с.: ил. 4. Физика на каждом шагу / Я.И. Перельман. – М.: АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2010. – 250 с.: ил. 5. Занимательные опыты по физике/ Дженис Ванклив. – М.: АСТ: Астрель, 2008. – 254c. 6. Ставим опыты 1: Т. Сенчански. – Челябинск: Аркаим, 2008г. 7. Шевцов В.А. Физика 8 класс: поурочные планы по учебнику А.В. Перышкина.- Волгоград: Учитель, 2007. – 136с. Изображения взяты с https://yandex.ru/images/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест к уроку физики по теме "Источники тока"

Тест по физике по теме "Источники тока" выполнен в Excel. Тест с выбором ответа можно выполнить за очень короткий промежуток времени, что значительно экономит время на уроке. На любом этапе прохождени...

Урок физики "Нагревание проводников электрическим током" 8 кл

Урок физики "Нагревание проводников электрическим током" по учебнику А.В. Перышкина 8 кл...

Технологическая карта к уроку физики 8класс Действия Электрического тока

Данная технологическая карта разработана в соответствии с требованиями ФГОС.Урок прведен,есть много положительных моментов,потому что при составлении карты прдумываются цели на каждом этапе урока,сост...

Урок по физике Электрический ток. Источники тока.

Материал содержит конспект и тест для проведения урока...

Интегрированный урок ( физика + химия) «Химическое действие тока. Электролитическая диссоциация. Электролиз.10 класс.

ldquo;О, физика – наука из наук!Все впереди!Как мало за плечами!Пусть химия нам будет вместо рук;Пусть станет математика очами.НЕ разлучайте этих трех сестерПознания всего в подлунном мире,Тогд...