Технологическая карта урока в 7 классе
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему

технологическая карта урока по физике в 7 классе по теме "Сила упругости. Закон Гука."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehn._karta_uroka_k_attestatsii.odt29.39 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока физики в 7А классе

Учитель: Морозова Т. Н.

Тема урока: Сила упругости. Закон Гука.

Тип урока: урок формирования новых знаний

Форма урока: урок с элементами исследования.

Технология обучения: проблемное обучение.

Оборудование: ноутбук, экран, проектор, грузы по 100г, штатив, динамометр, резиновый шнур, деревянная дощечка,    учебник, доска.

Цель урока:

        Образовательная: сформировать первоначальные представления о силе упругости. Выявить природу силы упругости. Сформулировать закон Гука.

        Развивающая: систематизировать и обобщить знания учащихся по теме “сила»

развивать внимание и любознательность путём выполнения опытов;

формировать умения объяснять окружающие явления, происходящие в природе.

        Воспитательная: вырабатывать устойчивое внимание при объяснении нового теоретического материала;

развивать правильную речь, используя физические термины;

достичь высокой активности и организации класса.

        Программные требования

Планируемые  образовательные результаты: Ученик по окончании изучения данной темы:

Личностные результаты

 сформировать познавательный интерес и творческие способности; развивать самостоятельность и практические умения в приобретении знаний о силе упругости, законе Гука, ценностное отношение друг к другу, к учителю, к результатам обучения; научиться использовать экспериментальный метод исследования при изучении силы упругости и закона Гука; самостоятельно принимать решения, обосновывать и оценивать результаты своих действий, развивать творческую инициативу.

  • понимает необходимость исследования явления с разных точек зрения;
  • умеет выдвигать, аргументировать и защищать свои идеи;
  •  умеет слушать и слышать собеседника;
  • выполняет учебную задачу в сотрудничестве;
  • переживает за общий успех команды.

Метапредметные результаты

развивать навыки монологической и диалогической речи; учиться выражать свои мысли при ответах на вопросы; выдвигать гипотезы и экспериментально их проверять с помощью опытов; выделять основное содержание прочитанного текста.

  • умеет выделять проблему;
  • умеет формулировать гипотезу;
  • планирует эксперимент в соответствии с гипотезой;
  • формулирует выводы;
  • формулирует цели и задачи с помощью учителя;
  • выстраивает цепь логических рассуждений и речевого высказывания;
  • аргументирует свою точку зрения.

Предметные результаты

 понимать смысл закона Гука, раскрывающего связь между удлинением и силой упругости; пользоваться методами научного познания при растяжении резинового шнура под действием гирьки, обнаруживать зависимость между удлинением тела и силой упругости, объяснять полученные результаты и делать выводы; применять знания о растяжении тела под действием силы упругости для объяснения работы динамометра, понимать и объяснять явление деформации тела, измерять силу упругости, владеть экспериментальными методами исследования зависимости удлинения пружины от приложенной силы, изображать графически, показывать точку приложения и направление действия силы упругости.

  • называет процедуры и способы исследовательской деятельности и применяет их для решения проблемы;
  • подбирает инструменты для проведения исследования;
  • формулирует определение силы упругости, закона Гука;
  • объясняет зависимость силы упругости от   удлинения тела; записывает формулу зависимости силы упругости от удлинения  тела; изображает графически силу упругости показывает точку приложения и направление действия силы упругости
  • вычисляет силу упругости и удлинение  тела по формуле.

Программное содержание: Сила упругости. Закон Гука.  Зависимость силы упругости от удлинения тела.

Основные понятия и другие компоненты научных знаний по предмету: сила упругости, деформация, физическая величина силы, точка приложения и направление силы упругости.

Домашнее задание: &25

Структура урока

Планируемые образовательные результаты

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Организационный момент — 1 мин

- Здравствуйте, ребята! Садитесь! Сегодня мы продолжим знакомство с понятием сил в природе, познакомимся с ещё одним видом силы, а также будем продолжать расширение своего кругозора в области физики.

А сейчас, непосредственно, приступим к проверке домашнего задания.

Вопрос к учащимся: Какую новую тему мы с вами начали изучать на прошлом уроке и что вы учили дома к этому уроку?

Приветствуют учителя , отвечают на вопрос

- сила тяжести

2. Актуализация знаний — 5 мин

- На ваших столах лежат чистые тетрадные листы. Я вам предлагаю их взять, подписать свою фамилию и имя и всё внимание на экран, где представлены вопросы для проверки домашнего задания

Отвечают на вопросы теста и проводят взаимопроверку по  предложенной учителем таблицы правильных ответов

2.  ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ – 10 мин.

- понимает необходимость исследования явления с разных точек зрения;

-

- обнаруживает и формулирует проблему вместе с учителем

- формулирует це-ли и задачи с помощью учителя

- планирует пред-стоящую деятельность с помощью учителя;

- аргументирует свою точку зрения

- умеет выделять проблему;

- умеет формулировать гипотезу;

 Ребята, сегодня на уроке вы не только учащиеся 7 класса, а мои помощники – физики-экспериментаторы, помогающие с помощью эксперимента исследовать деформацию и силу упругости, вызванную ею.

 Учитель ставит первые познавательные задачи. Что произойдет?: с линейкой, установленной на двух деревянных опорах, если сверху положить металлический цилиндр; с резиновым шнуром, закрепленным с одной стороны, если на него повесить груз; с куском пластилина, если из него вылепить фигуру, или раскатать в шар.

. А теперь с помощью эксперимента убедимся в правильности ваших гипотез.

 Что произошло с телами во всех наблюдаемых случаях? Сделайте вывод по результатам эксперимента.

Учитель ставит перед учениками вторую познавательную задачу: как вы думаете, что произойдет с телами после прекращения действия на них внешних сил

учитель записывает гипотезы на доске

учитель демонстрирует опыты:

с линейкой ( убирает металлический цилиндр, и линейка возвращается в первоначальное состояние – деформация исчезает);

со шнуром ( снимает груз с резинового шнура – деформация исчезает);

с куском пластилина ( сжимает руками кусок пластилина, деформирует его, ученики видят, что после прекращения действия рук, пластилин сохраняет деформацию).

Учитель задает вопрос. Какая из высказанных гипотез верна?

Учитель вводит понятие упругой и пластической деформации

учитель проводит короткую “разминку”– фронтальную беседу, когда класс в быстром темпе заканчивает фразу учителя (игровой прием). Создается ситуация, которая подталкивает к формулировке новой познавательной задачи

 Учитель. Вспомним, что на все тела, находящиеся на земле действует…

 Учитель. Под действием этой силы тела двигаются…

 Учитель. Подброшенный камень, снежинка, листья, оторвавшиеся от веток падают…

 Учитель. А почему книга, лежащая на столе, цилиндр, лежащий на линейке, груз висевший на резиновом шнуре или пружине не упали на пол, на них же тоже действует сила тяжести, заставляющая их двигаться вниз.(постановка новой познавательной задачи

 Учитель. Верно, и эта сила называется силой упругости. Как вы думаете, что  явилось причиной возникновения этой силы? Давайте вспомним, как мы уже говорили и показывали на эксперименте: тела, лежащие на опоре или висевшие на подвесе вызывают …

Учащиеся записывают тему урока: «Сила упругости. Закон Гука»

Ученики высказывают гипотезы:

- линейка изогнется;

- шнур растянется;

- мяч и пластилин поменяют формы.

Ученики по желанию выходят к доске для демонстрации экспериментов

 

Фронтально

Высказывают гипотезу

 Изменялись форма или размеры тел,т.е. тела деформируются

Ученики высказывают и обосновывают свои гипотезы:

- тела останутся в том же состоянии, что и при действии сил (деформация сохранится);

- тела вернутся к первоначальному состоянию (деформация исчезнет);

- некоторые тела сохранят деформацию, после прекращения действия сил, а некоторые вернуться к первоначальному состоянию.

Ученики наблюдают

Ученики отвечают на вопрос: иногда деформация исчезает после прекращения действия внешних сил, а иногда сохраняется.

Учащиеся записывают в тетрадь определения  упругой и пластической деформации

ученики отвечают на вопросы

- сила тяжести

- вниз

- на землю

Ученики высказывают гипотезу:

Сила тяжести уравновешивается, какай-то другой, силой направленной вверх.

Деформацию, следовательно, она является причиной возникновения силы упругости.

Ученики записывают в тетрадь определение, обозначение и единицы измерения силы упругости

Физкультминутка — 2 мин

Учитель предлагает выполнить упражнения:

Встали, потянулись (деформация растяжения/сжатия.)

Наклоны вправо, влево, вперед, назад (деформация изгиба).

Повороты головы, кистей рук, плеч, туловища (деформация кручения

 упражнения, предложенные учВыполняютителем

3. Экспериментальная часть – 8 мин

- планирует эксперимент в соответствии с гипотезой;

- подбирает инструменты для проведения исследования;

- выполняет учебную задачу в сотрудничестве;

- формулирует выводы;

- объясняет зависимость силы упругости от удлинения тела; записывает формулу зависимости силы   упругости от удлинения тела.

Предлагает провести эксперимент:

в лапке штатива закреплена пружина

1. Пометьте меткой начальное положение конца пружины;

2. Прикрепите к концу пружины один груз;

3. Отметьте положение конца пружины  (удлинение) меткой;

4. Прикрепите к концу пружины второй груз и отметьте удлинение меткой ;

5.  Прикрепите к концу пружины поочередно третий груз, затем четвертый, каждый раз отмечайте удлинение;

6. сравните расстояния между метками и сделайте вывод: от чего зависит удлинение пружины и как?

Подбирают инструменты для проведения эксперимента.

Выполнение работы в группах

Один ученик от группы озвучивает результаты работы

Формулируют выводы вместе с учителем

Записывают формулу зависимости силы упругости от удлинения тела (закон Гука).

Выражают коэффициент пропорциональности (жесткость тела) в законе Гука

4. ПЕРВИЧНОЕ ПОВТОРЕНИЕ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО – 10 мин

- умеет описывать и объяснять физические явления на основе силы упругости;

- вычисляет силу упругости и жесткость тела по формуле

Предлагает ответить на вопросы по изученной теме,

предлагает текст с пропущенными выражениями и задачи на применение закона Гука

Учащиеся отвечают на вопросы учителя,

вставляют в предложенный текст пропущенные слова,

Учащиеся решают задачи на определение силы упругости и жесткости тела по закону Гука.

4. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА-3 мин

- даёт объективную оценку собственной деятельности;

Итак, подведем итог нашего исследования.

- Что нового узнали на уроке?

- Чему научились?

- Что вызвало наибольшую трудность? Почему?

Фронтально

Отвечают на вопросы учителя.

Определяют  собственные затруднения.

5. Домашнее задание.-1мин

Объясняет домашнее задание

Слушают рекомендации учителя, записывают домашнее задание в дневник

6. Рефлексия

- даёт объективную оценку собственной деятельности;

Организует обсуждение достижений. Предлагает определить уровень своих достижений, наметить перспективы работы.

Участвуют в беседе по обсуждению достижений, отвечая на вопросы, делают выводы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока истории Отечества "Русь под монголо-татарским игом" (технологическая карта урока), 7 класс коррекционная школа VIII вида

Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, приобщения...

Технологическая карта урока 5 класс ФГОС. Урок по теме" Прибор - открывающий невидимое"

Технологическая  карта -это трудность для начинающих  учителей  ,работающих во ФГОС ООО...

Методическая разработка. Технологическая карта урока, 8 класс. Тема урока "Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы".

Проект урока Предмет : биология;Класс : 8;Тема: Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы....

Технологическая карта урока. 1 класс .Тема урока: Метание малого мяча в вертикальную цель и на дальность.

Технологическая карта урока физической культуры,  1 класс,  Тема урока: "Метание малого мяча в вертикальную цель и на дальность".  Данный материал будет интересен учителям физической ку...

Технологическая карта урока 7 класс. География. Тема урока «Географическое положение и история исследования Антарктиды».

технологическая карта урока по истории исследования и особенностям географического положения Антарктиды. Урок предусматривает различные виды работы, использование презентации, видеофрагментов в ходе у...

Конспект урока по ФГОС второго поколения. Технология. Технологическая карта урока 5 класс. Приготовление блюд из варёных овощей. Тепловая обработка овощей..

Ознакомление учащихся с видами тепловой обработки овощей; формирование важных правил тепловой обработки; требования к качеству и оформлению готовых блюд....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА 4 класс Тема урока: «There is no better place than home»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА №6Предмет: английский языкБазовый УМК: “Enjoy English”  М.З. Биболетовой. 4 классТема урока: «There is no better place than home»  (Нет лу...