Урок по теме тепловые явления
методическая разработка по физике (7 класс) на тему

Казанцева Евгения Александровна

,

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_fizike_teplovye_yavleniya.docx25.55 КБ

Предварительный просмотр:

Урок физики по теме "Тепловые явления". 8-й класс

Цели урока:

Образовательные:

  • закрепить и систематизировать знания учащихся по теме «Внутренняя энергия, способы её изменения. Тепловые процессы. Основные формулы для расчёта количества теплоты»;
  • научить видеть проявления изученных закономерностей в окружающей жизни, научить учащихся применять знания в новой ситуации, развивать умения объяснять окружающие явления, совершенствовать навыки решения качественных и расчетных задач, расширить кругозор учащихся;
  • продолжить формировать умение учащихся работать с физическими приборами и с их помощью определять количество теплоты необходимое для нагревания вещества;
  • учить логически рассуждать при решении качественных задач;
  • учить практически и теоретически  вычислять количество теплоты;

Развивающие: 

  • продолжить формирование умений делать выводы и обобщения, обнаруживать в быту и технике изучаемое понятие, а также развитие интеллектуальных способностей и любознательности учащихся;

Воспитательные: 

  • продолжить воспитание отношения к физике как к экспериментальной науке;
  • учить работать коллективно, прислушиваться к мнению товарищей.

Тип урока: повторительно-обобщающий урок.

Оборудование: весы, набор гирь, спиртовка, термометр, вода.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

О теплоте начнём рассказ,
Всё вспомним, обобщим сейчас.
Энергия! Работа до кипенья!
Чтоб лени наблюдалось испаренье!
Мозги не доведём мы до плавленья,
Их тренируем до изнеможенья!
В учении проявим мы старание, 
Идей научных видя обаяние!
Но как же жизнь бывает непроста
С той дамой, что зовётся: “ТЕПЛОТА”!

2. Повторение ранее изученного материала.

Какие тепловые явления вы знаете?

Что характеризует температура?

Что такое внутренняя энергия?

Как внутренняя энергия связана с температурой?

Существуют ли в природе тела, в которых отсутствует внутренняя энергия?

Какие существуют способы изменения внутренней энергии?

(на слайде)

Что такое теплопроводность? Примеры.

Что такое конвекция? Примеры.

Что такое излучение? Примеры.

Что такое количество теплоты?

В каких единицах измеряется?

Как подсчитать количество теплоты?

Что такое удельная теплоемкость?

Внутренняя энергия это

Сумма кинетической и потенциальной энергии молекул, из которых состоит тело.

Способы изменения внутренней энергии

Совершение механической работы

Теплопередача

 

Вид теплопередачи

Определение

В какой среде происходит

Теплопроводность

Теплопроводностью называют процесс переноса энергии от более нагретых частей тела к менее нагретым, приводящий к выравниванию температуры.

В твердых телах, жидкостях и газах.

Конвекция

Конвекция — процесс переноса теплоты в жидкостях и газах потоками вещества.

В жидкостях и газах.

Излучение

Перенос энергии в виде электромагнитных волн.

В газах и вакууме.

 

Величина

Обозначение

Единицы измерения

Формулы для вычисления

Количество теплоты

Q

Дж

Q  = m · с · (t2 – t1)
Q  = m · с · Δt

3. Решение качественных задач

1. Каков основной способ изменения внутренней энергии, когда:

– точат нож;
– тает лед, принесенный в комнату;
– ломают проволоку;
– чайник греется на плитке;
2. Какой вид теплопередачи проявляется когда:

– кошка греется на Солнышке;
– из печной трубы идет дым;
– остывает жидкий металл;
– начинает жечь руку проволока, которой мешают угли в костре.

3. Почему нагретые детали охлаждаются в воде быстрее, чем на воздухе?

4.  Почему ствол винтовки покрывают деревянной накладкой?

5. Почему грязный снег в солнечную погоду тает быстрее, чем чистый?

6.   Почему чайники лучше делать блестящими?

7.

8. Вода и водяной пар, имея равную температуру, например 100 °С. Почему при консервировании банки стерилизуют над паром, а не в воде?

9. Как можно отогреть озябшие руки, не используя нагретых предметов или теплых перчаток?

Задача-эксперимент (выполняют учащиеся)

1.  Где быстрее растает лед, накрытый пуховым платком или нет? Почему?

2. Нитка плотно намотана на метал (перегорает), нитка плотно намотана на дерево (не перегорает)

3. Нагревание воды в коробочке из под сока. Почему пустая коробочка сгорает.

4.  

4.Физкультминутка

5. Решение экспериментальной задачи

Тепло  спички. (а может свечки)

Цель: рассчитать количество теплоты  при сгорании одной спички.

Оборудование: коробок спичек, линейка, весы с гирями, таблица плотностей и таблица удельной теплоты сгорания топлива.

План работы:

  1. Внутренняя энергия спички.
  2. Определение количества теплоты при полном сгорании спички.

А) Определение массы одной спички.

В) Расчёт количества теплоты.

3.Вывод.

Ход работы:

1. Внутренняя  энергия  спички.

           Спичка загорается при трении  о коробок. Она вспыхивает и при внесении её в пламя свечи. В чем сходство и различие причин, приведших к воспламенению спички в обоих случаях? При воспламенении спички изменяется внутренняя энергия тела. Это возможно только двумя способами: совершением механической работы над телом  и при теплообмене.      

           В случаях, когда спичка загорается при трении  о коробок, мы совершаем работу. При внесении спички в пламя свечи происходит теплообмен. В быту чаще всего мы зажигаем спичку, совершая работу.

2. Определение количества теплоты при полном сгорании спички.

А) Определение массы одной спички.

 Определить массу спички можно

  1. с помощью прямых измерений  путем взвешивания на бытовых весах;
  2. через косвенные измерения, по формуле: m=ρV

1-способ. Уравновешиваем  весы. На одну из чаш весов положим спичку.

С помощью гирь приведем  весы в равновесие. Масса спички получилась равной 12 г, переведем её в единицы СИ в  кг m=0,120*10 -3 кг=120*10 -6кг      

         

В) Количество теплоты, которое выделяется при сгорании можно вычислить по формуле Q=mq, где m – масса вещества, q – удельная теплота сгорания топлива. По таблице находим удельную теплоту сгорания дерева (сосны) q= 1*107Дж/кг  и вычисляем Q.

Q=119*10-6кг*1*107 Дж/кг=119*10=1190 Дж

Вывод: я экспериментальным путем рассчитала количество теплоты, которое выделяется при сгорании одной спички.

6. Выполнение самостоятельной работы

7.   Итоги урока

– Какую тему мы повторили?
– Что понравилось на уроке?
– Какие есть вопросы?

8.   Домашнее задание. (по карточкам)

СПАСИБО ЗА РАБОТУ НА УРОКЕ!

Вариант 1

1. Беспорядочное движение частиц, из которых состоят все тела, зависимое от температуры, называется...

а) механическим движением;
б) тепловым движением;
в) криволинейным движением;
г) равномерным движением.

2. От каких физических величин зависит внутренняя энергия?

а) от температуры тела и его массы;
б) от скорости тела и его массы;
в) от положения одного тела относительно другого;
г) от температуры тела и его скорости.

3. В один стакан налили холодную воду, а в другой горячую в том же количестве. При этом …

а) внутренняя энергия воды в обоих стаканах одинакова;
б) внутренняя энергия воды в первом стакане больше;
в) внутренняя энергия воды во втором стакане больше;
г) определить невозможно.

4. Конвекцией называется процесс

а) переноса энергии от более нагретых участков тела к менее нагретым участкам тела в результате теплового движения и взаимодействия частиц этого тела;
б) переноса энергии струями жидкости или газа; 
в) переноса энергии от одного тела к другому при взаимодействии;
г) переноса энергии от одних тел к другим с помощью электромагнитного излучения.

5. Какое количество теплоты надо передать 300г воды, чтобы повысить ее температуру от 15°С до 100°С? (Удельная теплоемкость воды составляет 4200 Дж/кг·°С)

Вариант 2

1. В каком из приведенных примеров внутренняя энергия увеличивается путем совершения механической работы над телом?

а) нагревание гвоздя при забивании его в доску;
б) нагревание металлической ложки в горячей воде;
в) выбивание пробки из бутылки с газированным напитком;
г) таяние льда.

2. Перенос энергии от более нагретых тел к менее нагретым в результате теплового движения и взаимодействия частиц, называется

а) теплопередачей; 
б) излучением; 
в) конвекцией;
г) теплопроводностью.

3. В алюминиевый, стеклянный и пластмассовый стаканы одинаковой вместимостью налили горячую воду. Какой из стаканов нагреется быстрее?

а) алюминиевый; 
б) стеклянный; 
в) пластмассовый;
г) все стаканы нагреются одновременно.

4. В каком месте жилого помещения устанавливаются обогревательные и охладительные установки?

а) обогревательные вверху, охладительные — внизу; 
б) обогревательные — внизу, охладительные вверху; 
в) в любом месте; 
г) только внизу; 
д) только вверху.

5. Какую массу воды можно нагреть на 10°С, если, израсходовано 1 кДж теплоты? (Удельная теплоемкость воды составляет 4200 Дж/кг•°С.)

Вариант 3

1. Каким способом осуществляется передача энергии от Солнца к Земле?

а) теплопроводностью;
б) излучением;
в) конвекцией;
г) совершением механической работы над телом;
д) теплопроводностью, конвекцией и излучением в равной мере.

2. В каком из приведенных примеров энергия передаются конвекцией?

а) нагревание металлической детали в печи;
б) человек, скользящий по канату, обжигает руки;
в) нагревание воздуха в помещении от батарей;
г) человек, обогревающийся у костра.

3. Количеством теплоты называют ту часть внутренней энергии, которую тело

а) только получает от других тел при теплопередаче;
б) имело первоначально;
в) получает или теряет при теплопередаче;
г) получает при совершении над ним работы.

4. Металлический прут, внесенный одним концом в пламя свечи, вскоре нагревается весь. Каким способом осуществляется передача энергии в этом случае?

а) теплопроводностью; 
б) излучением;
в) конвекцией;
г) совершением механической работы.

5. Определите удельную теплоемкость металла, если для изменения температуры от 20°С до 24°С у бруска массой 100 г внутренняя энергия увеличилась на 152 Дж.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повторительно - обобщающий урок по теме "Тепловые явления"

Повторительно - обобщающий урок по физике в 8 классе по теме "Тепловые явления" в игровой форме....

Конспект урока по теме "Тепловые явления"

Обобщающий итоговый урок по теме "Тепловые явления"...

Урок-обобщение темы "Тепловые явления", 8 класс

Эта работа была разработана на основе своего опыта, на основе методической литературы, которую привожу, лет 20-25 назад. Когда начала снова работать в среднем звене, отыскала в своем портфолио. Создал...

Урок - игра. Турнир - "Умники и умницы". Обобщающий урок по теме: "Тепловые явления". 8 класс.

8 класс. Обобщающий урок по теме:"Тепловые явления". Физику и математику принято относить к точным наукам. И уж если прозвенел звонок на урок по этим предметам, то казалось бы литература, искусство, п...

Конспект обобщающего урока по теме "Тепловые явления"

Заключительный  урок по теме "Тепловые явления",...

Урок по теме "Тепловые явления"

Метод логически-структурных цепочек наглядно демонстрирует тепловые процессы, используя молекулярно-кинетическую теорию....

Обобщающий урок по теме "Тепловые явления"

Обобщающий урок по теме "Тепловые явления"...