Урок по теме "Тепловые явления"
методическая разработка по физике (8 класс) по теме

Метод логически-структурных цепочек наглядно демонстрирует тепловые процессы, используя молекулярно-кинетическую теорию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8_klass_teplovye_yavleniya.pptx853.62 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

8 , 10 классы «Тепловые явления»

Слайд 2

Обобщенный план исследован ия 1. Объяснение процесса с точки зрения молекулярно- кинетической теории (МКТ), используя логически- структурные цепочки. 2.Условия протекания процесса. 3.Формула процесса; графики процесса. 4.удельные физические величины: а)обозначение б)формула в)единица измерения г)физический смысл

Слайд 3

Нагревание Т ↑ → V м ↑→ Ек ↑→ И ↑→ И=∑ Ек +∑ Еп - твердая фаза ↓ ↓ ↓ Ек = mxv 2∕2 A ↑→ F прит .↓ Вещество не меняет свою фазу .

Слайд 4

Охлаждение Т↓ → V м↓ → Ек ↓ → U ↓ → U=∑ Ек +∑ Еп ↓ ↓ F прит .↑, А ↓ Ек = mxv 2∕2 Твердая фаза вещество не меняет свою фазу. ,

Слайд 5

Условия протекания процесса: 1 .Нагревание : включен нагреватель → поглощение энергии. 2. Охлождение : нагреватель выключен →энергия выделяется.

Слайд 6

Формулы процесса. Q = с × m × ( t2 – t1 ) - нагревание Q = с × m × ( t1 – t2 ) - охлаждение

Слайд 7

Удельная теплоемкость а ) с б)с= Q /m ×( t2 – t1 ); можно найти: в ) m = Q / c*(t2-t1) - массу тела t1 = t2 - ( Q / c*m ) - начальную температуру тела t2 = t1 + ( Q / c*m ) - конечную температуру тела Δt = t2 - t1 = ( Q / c*m ) - разницу температур (дельта t)

Слайд 8

Единица измерения; физический смысл : а )[с]= 1 Дж /кг× град С б ) с характеризует: 1)количество теплоты , которое тело получает (при нагревании) или отдает ( при охлаждении ) массой 1 кг при нагревании ( охлаждении) на 1 град.С 2)На сколько увеличивается (при нагревании) или уменьшается ( при охлаждении) внутренняя энергия тела массой 1 кг при нагревании ( охлаждении) на 1 град.С

Слайд 9

Логически- структурные цепочки : а ) с характеризует Q { m =1 кг t2-t1 =1 град.С При t ↑ → Q↑ поглощение тепла –(нагревание) При t↓ → Q ↓ выделение тепла-(охлаждение)

Слайд 10

Логически- структурные цепочки б ) С показывает при t ↑→ U ↑ {m =1кг { t2-t1 =1 градС При t ↓→ U ↓ { m =1кг { t2-t1 =1 градС

Слайд 11

Плавление Т=со nst → V м=со nst → Ек = const F прит . ↓↓ → не способны удерживать молекулы на определенных расстояниях , сохраняя дальний порядок расположения частиц → разрушается кристаллическая решетка → Д.П.Р.Ч → Ближ.П.Р.Ч → Т→Ж → вещество плавится→ r между молекулами ↑→ Еп ↑→ U ↑→ U =∑ Ек +∑ Еп

Слайд 12

Кристаллизация(отвердевание) T= const → V м= const → Ек = const F прит ↑ → способны удерживать молекулы на определенных расстояниях → расположение становится упорядоченным → Ближ.П.Р.Ч → Д.П.Р.Ч → восстанавливается кристаллическая решетка → Ж → Т → r между молекулами ↓ → Еп ↓ → U ↓→ U=∑ Ек +∑ Еп

Слайд 13

Условия протекания процессов . 1) плавление : работает нагреватель -поглощение тепла ( Q ↓) 2) кристаллизация : а)нагреватель выключен → выделение энергии в окружающую среду. б )присутствие в жидкости центров кристаллизации :зародыши кристалликов- ,различные неоднородные включения: пылинки, грязинки , различные посторонние примеси .

Слайд 14

Формулы: Q пл. = λ x m плавление Q кр . = - λ x m кристаллизация

Слайд 15

Удельная теплота плавления и кристаллизации 1. λ 2 . λ= Q/m , 3. Q = λ x m ; m = Q / λ 4.[ λ ] = 1 Дж / кг

Слайд 16

Физический смысл 1 ) Λ характеризует количество теплоты , которое тело получает (плавление) или отдает (кристаллизация) массой 1 кг при температуре плавления (кристаллизации); 2 ) Λ показывает насколько увеличивается (плавление) или уменьшается (кристаллизация) внутренняя энергия тела массой 1 кг при температуре плавления (кристаллизации).

Слайд 17

Логически-структурные цепочки 1 . λ характеризует Q { m =1 кг при t пл. ( t кр .) При t пл. → Q ↓ поглощение тепла – (плавление) При t кр . → Q ↑ выделение тепла- (кристаллизация)

Слайд 18

Логически-структурные цепочки 2 . λ показывает: при t пл .→ U ↑ {m =1кг При t кр . → U ↓ { m =1кг

Слайд 19

« Парообразование » Т = со nst → V м= со nst → Ек = const → F прит . ↓↓ → не способны удерживать молекулы на определенных расстояниях, сохраняя ближний порядок расположения частиц, → Ближ.П.Р.Ч → Бесп.Р.Ч → Ж→Г: (парообразование) → r между молекулами↑→ Еп ↑ → U↑→ U=∑ Ек +∑ Еп

Слайд 20

Конденсация T = const → V м= const → Ек = const → F прит ↓↓ → способны удерживать молекулы на определенных расстояниях → расположение становится упорядоченным → Бесп.Р.Ч . → Ближ . П. Р. Ч.→ Г→Ж → r между молекулами↓ → Е п ↓→ U ↓ → U =∑ Ек +∑ Еп

Слайд 21

Условия протекания процессов: 1. Парообразование : а) работает нагреватель→ поглощение тепла ( Q↓ ) б) центры парообразования 2. К онденсация: нагреватель выключен→ выделение энергии в окружающую среду ( Q ↑) б)центры конденсации

Слайд 22

Формулы: Q п. = r x m парообразование Q к. = - r x m конденсация

Слайд 23

Удельная теплота парообразования и конденсации 1. r 2 . r = Q/m, 3. Q = r x m ; m = Q / r 4.[ r ] = 1 Дж / кг

Слайд 24

Физический смысл: 1 ) r характеризует количество теплоты , которое тело получает (парообразование) или отдает ( конденсация ) массой 1 кг при температуре парообразования (конденсации); 2 ) r показывает насколько увеличивается ( парообразование) или уменьшается ( конденсация ) внутренняя энергия тела массой 1 кг при температуре парообразования ( конденсации).

Слайд 25

Логически-структурные цепочки 1. r характеризует Q { m =1 кг при t п. ( t к.) При t п. → Q ↓ поглощение тепла – ( парообразование) При t к. → Q ↑ выделение тепла- ( конденсация)

Слайд 26

Логически-структурные цепочки 2 . r показывает: при t п . → U ↑ {m =1кг При t к. → U ↓ { m =1кг


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок-обобщение"Электромагнитные явления"

урок-обобщение проведён в 9 классе  к учебнику Громова. Проведён в форме устного журнала....

презентация к уроку физики Электрические явления в природе

Электрические явления в природе: молнии, Шаровая молния, природа шаровой молнии...

Урок-зачет: Злектрические явления

Урок-зачет"Элктрические явления" проходит в виде игры "Умники и умницы" Использование ИКТ и форма игры делают урок насыщенным спососбствуют активной работе учащихся. Урок рассчитан на учащихся 8 класс...

Урок на тему: «Явления электромагнитной индукции»

Цели урока:-      Обучающая – ознакомить с понятием явления электромагнитной индукции и ее применение на практике.-      Развивающие –развивать умение...

Урок-презентация "Тепловые явления"

Покадровые комментарии к презентации "Тепловые явления". Первый урок по теме "Тепловые явления".Программа Е.М. Гутник, А.В. Пёрышкин...

методическая разработка урока по теме: Явление тяготения.Сила тяжести

Методическая разработка урока физики в 7 классе по теме: Явление тяготения.Сила тяжести...

Разработка урока по теме «Явление электромагнитной индукции». Технологическая карта урока.

Урок изучения нового материала. Познавательные УУД: Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, готовить сообщения. Коммуникативные УУД: Пла...