Повторительно - обобщающий урок по теме "Тепловые явления"
методическая разработка по физике (8 класс) на тему

Кий Вера Николаевна

Повторительно - обобщающий урок по физике в 8 классе по теме "Тепловые явления" в игровой форме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Повторительно – обобщающий урок «Тепловые явления»

Цели урока:

  1. В интересном игровом форме обобщить, закрепить знания, полученные учащимися по данной теме, научить видеть проявления изученных закономерностей в окружающей жизни, научить учащихся применять знания в новой ситуации, развивать
    умения объяснять окружающие явления, совершенствовать навыки решения качественных и расчетных задач, расширить кругозор учащихся.
  2. Развивать у учащихся умения работать в коллективе в сочетании с самостоятельной работой, развивать коммуникативные способности .
  3. Воспитывать        патриотические чувства и гордость за то, что в нашей стране жил и работал М.В. Ломоносов.

Оборудование: плакат с эпиграфом, для сценки сундук, плакат со схемой, карточки с формулами, кроссворды, ребусы, викторина о  М.В.Ломоносове, материалы для опытов: колба, кусок льда, спиртовка, стеклянная пластинка, стакан/.

Эпиграф урока:                                                                    « Науку все глубже постигнуть стремись,

                                                                                Познанием вечного жаждой томись,

                                                                                          Лишь первых познаний блеснет тебе свет,
                                                                            Узнаешь: предела для знания нет».

Фирдоуси
/персидский и таджикский поэт, 940-1030 г.г/

Ребята, сегодня мы заканчиваем изучение большого раздела физики «Тепловые явления». И проводим повторительно - обобщающий урок, тема которого «Тепловые явления в природе».
Цель нашего урока состоит не только в том, чтобы повторить и обобщить материал, изученный нами в этом разделе, но и самое главное научить вас видеть проявления изученных закономерностей в окружающей среде. Поэтому обратимся к литературе, поэзии и устному народному творчеству.

            В волшебников мы верим, в чудо.

Но нам не стоит забывать,

Что чудеса - они повсюду,

Их надо только увидать.

Так просто чуду удивиться,

  Про чудо в сказке прочитать,
     Но лучше с чудом подружится,
                             Ведь чудо можно изучать.  
(Ирина Бусарова)

Сценка: /стоит сундук/

Учитель: Ребята, а что это за сундук? Что там шумит?

Голос из сундука: Это мы, молекулы, из которых состоит тело. Мы непрерывно движемся и взаимодействуем друг с другом, притягиваемся и отталкиваемся. Поэтому мы обладаем тепловой энергией – энергией движения и взаимодействия молекул, которую можно изменить путем теплопередачи и совершением работы над телом.

Голос из сундука: Моё имя - количество теплоты. Я показываю, какую энергию тело приобретает или отдает при теплопередаче. Меня измеряют в Джоулях.

Голос из сундука: А я работа, которую совершают над телом или тело само меня совершает. При этом тело нагревается или наоборот охлаждается. Поэтому тело обладает внутренней энергией – энергией движения и взаимодействия молекул. Внутренняя энергия увеличивается с повышением температуры и уменьшается с уменьшением температуры.

Вместе: Ну, мы пошли. А то без нас не будет работать ни одно техническое приспособление.

Актуализация знаний учащихся: (составляется схема)

  1. Как называются явления, связанные с нагреванием и охлаждением тел? (тепловые)
  2. Из чего состоит любое физическое тело? (из молекул)
  3. Что мы знаем про молекулы? (они непрерывно хаотично движутся и взаимодействуют друг с другом)
  4. Каким видом энергии обладают движущиеся молекулы? (кинетической энергией движения молекул)
  5. Каким видом энергии обладают взаимодействующие молекулы? (потенциальной энергией взаимодействия молекул)
  6. Как называется энергия движения и взаимодействия молекул? (внутренняя энергия)
  7. Можно ли внутреннюю энергию изменять? Каким способом? (Путем совершения работы над телом или самим телом, теплопередача)
  8. С помощью, каких явлений происходит передача тепла от одного тела к другому? (теплопроводность, конвекция, излучение)

ТЕЛО

МОЛЕКУЛЫ

                                                                  Движутся        Взаимодействуют

Внутренняя энергия

                                                                             Изменяется

                                                     Теплопередача          Совершение работы над телом или самим телом

                                     Теплопроводность (тв. тела, жидкости, газы)

                                     Конвекция (жидкости, газы)

                                     Излучение (даже в вакууме)

Урок проведем в форме игры. У нас две команды «....», «....»

Судить вашу работу в команде будет компетентное жюри, в составе ....

1 конкурс. Приветствие команд /название, девиз, приветствие соперникам и жюри/

Болельщики могут помочь командам заработать дополнительные очки, разгадывая кроссворды и ребусы или самостоятельно составив кроссворды и ребусы в течение урока.

2 конкурс. Дальше..., дальше...

Задания первой команде:

  1. Беспорядочное движение частиц, из которых состоит тело, называют... (тепловым)
  2. Внутренняя энергия тела зависит... (от температуры тела, агрегатного состояния вещества)
  3. Внутреннюю энергию изменяют двумя способами: ...(теплопередачей, совершением работы над телом или самим телом)
  4. При повышении температуры внутренняя энергия ... (увеличивается)
  5. Процесс изменения внутренней энергии без совершения работы, называют ... (теплопередача)
  6. Теплопроводность наблюдается ... (тв. телах, жидкостях, газах)
  7. Количество теплоты зависит от ... (массы тела, рода
    вещества, изменения температуры)
  8. Единица измерения количества теплоты... (Джоуль)
  9. Процесс перехода вещества из твердого состояния в жидкое, называют... (плавление)
  10. Интенсивный переход жидкости в пар, происходящий с образованием пузырьков пара при определенной температуре, называют ... (кипение)
  11. Единица измерения удельной теплоты сгорания топлива ... (Дж/кг)

Задания второй команде:

  1. Температура тела зависит от ... (скорости движения молекул)
  2. Энергия движения и взаимодействия молекул, называется ...(внутренняя энергия)
  3. Внутренняя энергия не зависит от ... (ни от движения самого тела, ни от положения тела относительно других тел)
  4. При понижении температуры тела внутренняя энергия этого тела ... (уменьшается)
  5. Теплопередача осуществляется 3 способами ... (конвекция, теплопроводность, излучение)
  6. Конвекция наблюдается в ... (жидкостях, газах)
  7. Энергия, которую тело получает или теряет при теплопередаче, называют ... (количество теплоты)
  8. Единица измерения количества теплоты, которую так боятся леди, сидящие на диете ... (калория)
  9. Переход вещества из газообразного состояния в жидкое, называют... (конденсация)
  10. Температура, при которой жидкость кипит , называют ... (температура кипения)
  11. Единица измерения удельной теплоемкости вещества ...(Дж/кг*°С)

3 конкурс «Физическая эстафета»

Каждая команда получает карточки с формулами, в которых пропущены буквы. Передавая карточки от одного члена команды к другому, заполнить её.

Задание первой команде: /приложение 1/

Задание второй команде: /приложение 2/

 4 конкурс « И физика, и лирика»

  1. Один поэт писал о капле так: « Она жила, и по стеклу текла,

                                                                Но вдруг её морозом оковало

                                                                И неподвижной льдинкой капля стала,

                                                                А в мире поубавилось тепла».

В чем ошибка поэта?

  1. Почему выражение «Шуба греет» неверно?
  2. Всё молчит. Лучина с треском

Лишь горит багровым блеском

Да по кровле ветр шумит...        

Почему лучина горит с треском?

  1. А.Блок «Ворона»: Вот ворона на крыше покатой,

                                           Так с зимы и осталась лохматой
                                          А уж в воздухе - вешние звоны
                                          Даже дух занялся у вороны...
                                   
Почему ворона была зимой лохматой?

  1. В.Жуковский «Жаворонок»: На солнце темный лес зардел,

                                                        В долине пар белеет тонкий,

                                                        И песню раннюю запел
                                                       В лазури жаворонок звонкий
                                               
Почему туман появляется ранним утром?

  1. А.Блок «Снег да снег»:   Снег да снег. Всю избу занесло

                                               Снег белеет кругом по колено,
                                              Так морозно, светло и бело
                                              Только черные, черные стены...
                                              И дыханье выходит из губ
                                              Застывающим в воздухе паром
                                              Вон дымок выползает из труб
                                              Вон в окошке сидят с самоваром;

                                                    Старый дедушка сел у окна
                                                   Наклонился и дует на блюдце;
                                                   Вон и бабушка с печи сползла,
                                                   И кругом ребятишки смеются.
                       Почему дедушка чай пьет из блюдца, а не из кружки?

  1. А.Блок:  Гроза прошла, и ветка белых роз

                         В окно мне дышит ароматом...
                        Еще тра ва полна прозрачных слез,

                         И гром вдали гремит раскатом.
            Почему после дождя запахи особенно сильны?
5 конкурс «В загадке соль»

Отгадать загадку и ответить на вопрос.
Задания 1 команде:

  1. На дворе - горой, а в избе - водой (снег)

Зачем глухарь в морозную ночь камнем падает с дерева в снег?

  1. Без рук, без ног, а рисовать умеет (мороз)

С какой стороны окна появляется морозный узор и почему?

  1. Что видно, если ничего не видно? (туман)
    Как образуется туман?
  2. Это тесный - тесный дом,
    Сто сестричек жмутся в нем,
    И любая из сестер

            Может вспыхнуть как костер (спички)

Какое физическое действие выполняется при зажигании спичек?

Задания 2 команде:

  1. Прозрачен, как стекло, а не вставишь в окно (лед)
    Чем отличается молекулярное строение воды и льда?
  2. По лужку он гордо ходит,
    Из воды сухим выходит,
    Носит красные ботинки,
    Дарит детушкам перинки (гусь)

Почему гусь не намокает в воде?

  1. Летит орлица по синему небу, крылья распластала, солнышко застлала (туча)

      Как образуются тучи?

  1. На крыше нашей гном сидит,

           И небо каждый день коптит (труба)
Для чего в котельных трубы ставят высокие?

6 конкурс «Народные приметы»

Каков физический смысл пословиц?

  1. И сырые дрова загораются (русская пословица)
  2. Три года на камне посидишь, и камень нагреется (японская пословица)
  3. Если кочерга длинная, руки не обожжешь (татарская пословица)
  4. Вода начинает закипать с верхнего слоя (Корейская пословица)
  5. Куй железо пока горячо (русская пословица)

 

Итог урока:

 Когда мы начали изучать данную тему, я вам

предложила отгадать, какой закон зашифрован в данном тексте.

Сегодня мы прочитаем этот закон «Энергия никуда не исчезает и

не создается из ничего, она только превращается из одного вида

в другой или переходит от одного тела к другому»

     

 

Е

Р

Д

А

Н

Е

Г

О

Е

Т

 

Н

Г

У

Н

И

С

Е

,

А

С

У

Э

И

К

Е

Т

О

Ч

О

Щ

Я

Р

Г

Я

И

И

Е

З

И

Н

А

И

Д

О

Т

Н

С

А

Д

Н

А

Р

З

В

Й

И

О

Ч

З

А

З

Т

В

О

А

И

Д

Т

Л

Е

Ё

И

О

Е

Д

Д

Л

О

О

Е

А

Т

Я

Л

Р

Н

И

И

X

Д

Т

К

О

С

Ь

П

О

В

П

Е

Н

О

Д

Г

М

К

О

Г

О

Е

Р

О

Г

Р

У

У

Этому закону подчиняются все явления природы, в том числе и тепловые.

Подведение итогов игры.

Спасибо за урок.



Предварительный просмотр:

      =       * q                                приложение 1

m = Q /    

L =     /  m

Q = λ  *    

t2 – t1 = Q/c*      


приложение 2  

Q =     * m

    = q*      

L = Q /          

Q = c*    *          

m =      / λ 



Предварительный просмотр:

          Приложение3          ВИКТОРИНА
«М. В. Ломоносов - великий сын России»

  1. Кто назвал Ломоносова «первым нашим университетом»?
  2. Назовите науки, в которых Ломоносов оставил свой след.
  3. Назовите дату и место рождения М. В. Ломоносова.
  4. Какому делу был послан учиться Михайло Ломоносов за границу?
  5. В апреле 1745 года Ломоносов подал рапорт
    о назначении его профессором химии. Каков
    был ответ Академии?
  6. Какой завод был пущен в России в 1753 году благодаря огромным усилиям Ломоносова?
  7. Когда был открыт первый русский университет, чьё имя он носит?
  8. Кто сказал о Ломоносове: «С Ломоносова
    начинается наша литература; он был её отцом и пестуном»?
  9. Автором какого всеобщего закона, является
    Ломоносов?
  10. Считали ли Ломоносова величайшим ученым его современники?
  11. Кто из великих князей отреагировал на смерть М. В. Ломоносова так: «А чего дурака жалеть? Только казну разорял, а ничего не создал».
  12. Еще в 1744 - 1745 гг. Ломоносов в своих

«Размышлениях о причине теплоты и холода» с полной        ясностью высказал утверждение о том, что тепловая энергия
обусловлена ... чем?



Предварительный просмотр:

Агрегатное состояние вещества

В каждую клетку, включая нумерованную, поставьте по букве так, чтобы слова по горизонтали означали:

  1. Переход вещества из твёрдого состояния в жидкое
  2. Физическая величина, измеряемая в джоулях
  3. Переход вещества из жидкого состояния в твёрдое
  4. Переход молекул из пара в жидкость
  5. Распространённая в природе разновидность воды в твёрдом состоянии
  6. Переход молекул из жидкости в пар
  7. Процесс, сопровождающийся быстрым образованием и ростом пузырьков пара, прорываю-щихся через поверхность жидкости наружу
  8. Ящик с формовочной землёй, применяемой в литейном деле
  9. Топливо, получаемое из нефти, кипящее при невысокой температуре

1

А

2

Г

3

Р

4

Е

5

Г

6

А

С

О

С

Т

О

Я

Н

И

Е

7

Н

8

О

9

Е



Предварительный просмотр:

Что такое теплота?

В каждую клетку, включая нумерованную, надо поставить букву так, чтобы слова по горизонтали означали:

1.Прибор        для измерения температуры; 2.Передача тепла струями жидкости
или газа; З.Один из видов передачи тепла; 4 и 5. Современная (4) и старинная
(5)единицы измерения количества теплоты; 6.Содержащее углерод вещество,
сжигаемое для получения теплоты; 7. Ученый, придумавший первый прибор,
отмечавший изменения температуры воздуха; 8. Бытовой сосуд,
предохраняющий воду или пищу от теплообмена с окружающей средой;
9.Шведский ученый, усовершенствовавший термометр; 10. Газ, присутствие
которого повышает теплоизоляционные свойства снега, ваты, меха и других; 11.Самый плохой проводник тепла; 12. Способ, которым может передаваться тепло в безвоздушном пространстве;

 измерения температуры

Если слова отгаданы правильно, то в выделенных клетках по вертикали
образуется слово, означающее процесс, при котором внутренняя энергия
передается от одного тела к другому.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект повторительно-обобщающего урока физики в 8 классе по теме «Электрические явления».

Тип урока: обобщение и систематизация учебного материалаЦель урока: Закрепить, обобщить и углубить знания учащихся по теме «Электрические явления», научиться применять полученные знания, умения,...

Методическая разработка повторительно-обобщающего урока "Электрические явления"

Данный урок предназначен для учащихся 8 класса, предполагает повторение, обоб-щение и систематизацию знаний по теме: «Электрические явления». К разработке урока прилагается мультимедийную презентация ...

Повторительно-обобщающий урок-викторина «Электрические явления»

Каждому преподавателю хочется, чтобы ученики любили его предмет, шли на урок с радостью, были активными участниками учебного процесса и получали удовлетворение от полученных знаний. Поэтому необходимо...

Повторительно- обобщающий урок по теме "Электрические явления"

Повторительно- обобщающий урок по теме "Электрические явления" с использованием ИКТ, содержит игровые элементы и практическое задание....

повторительно-обобщающий урок "Тепловые явления"

Повторительно-обобщающий урок "Тепловые явления"....

Повторительно- обобщающий урок по теме: Электрические явления

Урок проводится в виде игры для 8 класса. Класс делится на группы. Повторение и проверка проводится по  обозначениям физических величин, их единицам измерения и формулам. "Кот в мешке" ...

8кл. / Открытый урок по Физике / Повторительно-обобщающий урок для обучающихся 8-класса с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития) по теме: «Электрические явления»

Данный повторительно-обобщающий урок по физике составлен на основе и в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, адаптирована для обучающихся с ограниченными возможностями...