Повторительно - обобщающий урок по теме "Тепловые явления"
методическая разработка по физике (8 класс) на тему
Повторительно - обобщающий урок по физике в 8 классе по теме "Тепловые явления" в игровой форме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_fiziki_v_8_klasse_teplovye_yavleniya.doc | 93 КБ |
prilozhenie_1_formuly.doc | 27.5 КБ |
prilozhenie3_viktorina_lomonosov_mv.docx | 14.52 КБ |
krossvord_agregatnoe_sostoyanie_veshchestva.docx | 13.6 КБ |
krossvord_chto_takoe_teplota111.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Повторительно – обобщающий урок «Тепловые явления»
Цели урока:
- В интересном игровом форме обобщить, закрепить знания, полученные учащимися по данной теме, научить видеть проявления изученных закономерностей в окружающей жизни, научить учащихся применять знания в новой ситуации, развивать
умения объяснять окружающие явления, совершенствовать навыки решения качественных и расчетных задач, расширить кругозор учащихся. - Развивать у учащихся умения работать в коллективе в сочетании с самостоятельной работой, развивать коммуникативные способности .
- Воспитывать патриотические чувства и гордость за то, что в нашей стране жил и работал М.В. Ломоносов.
Оборудование: плакат с эпиграфом, для сценки сундук, плакат со схемой, карточки с формулами, кроссворды, ребусы, викторина о М.В.Ломоносове, материалы для опытов: колба, кусок льда, спиртовка, стеклянная пластинка, стакан/.
Эпиграф урока: « Науку все глубже постигнуть стремись,
Познанием вечного жаждой томись,
Лишь первых познаний блеснет тебе свет,
Узнаешь: предела для знания нет».
Фирдоуси
/персидский и таджикский поэт, 940-1030 г.г/
Ребята, сегодня мы заканчиваем изучение большого раздела физики «Тепловые явления». И проводим повторительно - обобщающий урок, тема которого «Тепловые явления в природе».
Цель нашего урока состоит не только в том, чтобы повторить и обобщить материал, изученный нами в этом разделе, но и самое главное научить вас видеть проявления изученных закономерностей в окружающей среде. Поэтому обратимся к литературе, поэзии и устному народному творчеству.
В волшебников мы верим, в чудо.
Но нам не стоит забывать,
Что чудеса - они повсюду,
Их надо только увидать.
Так просто чуду удивиться,
Про чудо в сказке прочитать,
Но лучше с чудом подружится,
Ведь чудо можно изучать. (Ирина Бусарова)
Сценка: /стоит сундук/
Учитель: Ребята, а что это за сундук? Что там шумит?
Голос из сундука: Это мы, молекулы, из которых состоит тело. Мы непрерывно движемся и взаимодействуем друг с другом, притягиваемся и отталкиваемся. Поэтому мы обладаем тепловой энергией – энергией движения и взаимодействия молекул, которую можно изменить путем теплопередачи и совершением работы над телом.
Голос из сундука: Моё имя - количество теплоты. Я показываю, какую энергию тело приобретает или отдает при теплопередаче. Меня измеряют в Джоулях.
Голос из сундука: А я работа, которую совершают над телом или тело само меня совершает. При этом тело нагревается или наоборот охлаждается. Поэтому тело обладает внутренней энергией – энергией движения и взаимодействия молекул. Внутренняя энергия увеличивается с повышением температуры и уменьшается с уменьшением температуры.
Вместе: Ну, мы пошли. А то без нас не будет работать ни одно техническое приспособление.
Актуализация знаний учащихся: (составляется схема)
- Как называются явления, связанные с нагреванием и охлаждением тел? (тепловые)
- Из чего состоит любое физическое тело? (из молекул)
- Что мы знаем про молекулы? (они непрерывно хаотично движутся и взаимодействуют друг с другом)
- Каким видом энергии обладают движущиеся молекулы? (кинетической энергией движения молекул)
- Каким видом энергии обладают взаимодействующие молекулы? (потенциальной энергией взаимодействия молекул)
- Как называется энергия движения и взаимодействия молекул? (внутренняя энергия)
- Можно ли внутреннюю энергию изменять? Каким способом? (Путем совершения работы над телом или самим телом, теплопередача)
- С помощью, каких явлений происходит передача тепла от одного тела к другому? (теплопроводность, конвекция, излучение)
ТЕЛО
МОЛЕКУЛЫ
Движутся Взаимодействуют
Внутренняя энергия
Изменяется
Теплопередача Совершение работы над телом или самим телом
Теплопроводность (тв. тела, жидкости, газы)
Конвекция (жидкости, газы)
Излучение (даже в вакууме)
Урок проведем в форме игры. У нас две команды «....», «....»
Судить вашу работу в команде будет компетентное жюри, в составе ....
1 конкурс. Приветствие команд /название, девиз, приветствие соперникам и жюри/
Болельщики могут помочь командам заработать дополнительные очки, разгадывая кроссворды и ребусы или самостоятельно составив кроссворды и ребусы в течение урока.
2 конкурс. Дальше..., дальше...
Задания первой команде:
- Беспорядочное движение частиц, из которых состоит тело, называют... (тепловым)
- Внутренняя энергия тела зависит... (от температуры тела, агрегатного состояния вещества)
- Внутреннюю энергию изменяют двумя способами: ...(теплопередачей, совершением работы над телом или самим телом)
- При повышении температуры внутренняя энергия ... (увеличивается)
- Процесс изменения внутренней энергии без совершения работы, называют ... (теплопередача)
- Теплопроводность наблюдается ... (тв. телах, жидкостях, газах)
- Количество теплоты зависит от ... (массы тела, рода
вещества, изменения температуры) - Единица измерения количества теплоты... (Джоуль)
- Процесс перехода вещества из твердого состояния в жидкое, называют... (плавление)
- Интенсивный переход жидкости в пар, происходящий с образованием пузырьков пара при определенной температуре, называют ... (кипение)
- Единица измерения удельной теплоты сгорания топлива ... (Дж/кг)
Задания второй команде:
- Температура тела зависит от ... (скорости движения молекул)
- Энергия движения и взаимодействия молекул, называется ...(внутренняя энергия)
- Внутренняя энергия не зависит от ... (ни от движения самого тела, ни от положения тела относительно других тел)
- При понижении температуры тела внутренняя энергия этого тела ... (уменьшается)
- Теплопередача осуществляется 3 способами ... (конвекция, теплопроводность, излучение)
- Конвекция наблюдается в ... (жидкостях, газах)
- Энергия, которую тело получает или теряет при теплопередаче, называют ... (количество теплоты)
- Единица измерения количества теплоты, которую так боятся леди, сидящие на диете ... (калория)
- Переход вещества из газообразного состояния в жидкое, называют... (конденсация)
- Температура, при которой жидкость кипит , называют ... (температура кипения)
- Единица измерения удельной теплоемкости вещества ...(Дж/кг*°С)
3 конкурс «Физическая эстафета»
Каждая команда получает карточки с формулами, в которых пропущены буквы. Передавая карточки от одного члена команды к другому, заполнить её.
Задание первой команде: /приложение 1/
Задание второй команде: /приложение 2/
4 конкурс « И физика, и лирика»
- Один поэт писал о капле так: « Она жила, и по стеклу текла,
Но вдруг её морозом оковало
И неподвижной льдинкой капля стала,
А в мире поубавилось тепла».
В чем ошибка поэта?
- Почему выражение «Шуба греет» неверно?
- Всё молчит. Лучина с треском
Лишь горит багровым блеском
Да по кровле ветр шумит...
Почему лучина горит с треском?
- А.Блок «Ворона»: Вот ворона на крыше покатой,
Так с зимы и осталась лохматой
А уж в воздухе - вешние звоны
Даже дух занялся у вороны...
Почему ворона была зимой лохматой?
- В.Жуковский «Жаворонок»: На солнце темный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий
Почему туман появляется ранним утром?
- А.Блок «Снег да снег»: Снег да снег. Всю избу занесло
Снег белеет кругом по колено,
Так морозно, светло и бело
Только черные, черные стены...
И дыханье выходит из губ
Застывающим в воздухе паром
Вон дымок выползает из труб
Вон в окошке сидят с самоваром;
Старый дедушка сел у окна
Наклонился и дует на блюдце;
Вон и бабушка с печи сползла,
И кругом ребятишки смеются.
Почему дедушка чай пьет из блюдца, а не из кружки?
- А.Блок: Гроза прошла, и ветка белых роз
В окно мне дышит ароматом...
Еще тра ва полна прозрачных слез,
И гром вдали гремит раскатом.
Почему после дождя запахи особенно сильны?
5 конкурс «В загадке соль»
Отгадать загадку и ответить на вопрос.
Задания 1 команде:
- На дворе - горой, а в избе - водой (снег)
Зачем глухарь в морозную ночь камнем падает с дерева в снег?
- Без рук, без ног, а рисовать умеет (мороз)
С какой стороны окна появляется морозный узор и почему?
- Что видно, если ничего не видно? (туман)
Как образуется туман? - Это тесный - тесный дом,
Сто сестричек жмутся в нем,
И любая из сестер
Может вспыхнуть как костер (спички)
Какое физическое действие выполняется при зажигании спичек?
Задания 2 команде:
- Прозрачен, как стекло, а не вставишь в окно (лед)
Чем отличается молекулярное строение воды и льда? - По лужку он гордо ходит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит детушкам перинки (гусь)
Почему гусь не намокает в воде?
- Летит орлица по синему небу, крылья распластала, солнышко застлала (туча)
Как образуются тучи?
- На крыше нашей гном сидит,
И небо каждый день коптит (труба)
Для чего в котельных трубы ставят высокие?
6 конкурс «Народные приметы»
Каков физический смысл пословиц?
- И сырые дрова загораются (русская пословица)
- Три года на камне посидишь, и камень нагреется (японская пословица)
- Если кочерга длинная, руки не обожжешь (татарская пословица)
- Вода начинает закипать с верхнего слоя (Корейская пословица)
- Куй железо пока горячо (русская пословица)
Итог урока: Когда мы начали изучать данную тему, я вам | ||||||
предложила отгадать, какой закон зашифрован в данном тексте. | ||||||
Сегодня мы прочитаем этот закон «Энергия никуда не исчезает и | ||||||
не создается из ничего, она только превращается из одного вида | ||||||
в другой или переходит от одного тела к другому» |
| Е | Р | Д | А | Н | Е | Г | О | Е | Т | |
| Н | Г | У | Н | И | С | Е | , | А | С | У |
Э | И | К | Е | Т | О | Ч | О | Щ | Я | Р | Г |
Я | И | И | Е | З | И | Н | А | И | Д | О | Т |
Н | С | А | Д | Н | А | Р | З | В | Й | И | О |
Ч | З | А | З | Т | В | О | А | И | Д | Т | Л |
Е | Ё | И | О | Е | Д | Д | Л | О | О | Е | А |
Т | Я | Л | Р | Н | И | И | X | Д | Т | К | О |
С | Ь | П | О | В | П | Е | Н | О | Д | Г | М |
К | О | Г | О | Е | Р | О | Г | Р | У | У | • |
Этому закону подчиняются все явления природы, в том числе и тепловые.
Подведение итогов игры.
Спасибо за урок.
Предварительный просмотр:
= * q приложение 1
m = Q /
L = / m
Q = λ *
t2 – t1 = Q/c*
приложение 2
Q = * m
= q*
L = Q /
Q = c* *
m = / λ
Предварительный просмотр:
Приложение3 ВИКТОРИНА
«М. В. Ломоносов - великий сын России»
- Кто назвал Ломоносова «первым нашим университетом»?
- Назовите науки, в которых Ломоносов оставил свой след.
- Назовите дату и место рождения М. В. Ломоносова.
- Какому делу был послан учиться Михайло Ломоносов за границу?
- В апреле 1745 года Ломоносов подал рапорт
о назначении его профессором химии. Каков
был ответ Академии? - Какой завод был пущен в России в 1753 году благодаря огромным усилиям Ломоносова?
- Когда был открыт первый русский университет, чьё имя он носит?
- Кто сказал о Ломоносове: «С Ломоносова
начинается наша литература; он был её отцом и пестуном»? - Автором какого всеобщего закона, является
Ломоносов? - Считали ли Ломоносова величайшим ученым его современники?
- Кто из великих князей отреагировал на смерть М. В. Ломоносова так: «А чего дурака жалеть? Только казну разорял, а ничего не создал».
- Еще в 1744 - 1745 гг. Ломоносов в своих
«Размышлениях о причине теплоты и холода» с полной ясностью высказал утверждение о том, что тепловая энергия
обусловлена ... чем?
Предварительный просмотр:
Агрегатное состояние вещества
В каждую клетку, включая нумерованную, поставьте по букве так, чтобы слова по горизонтали означали:
- Переход вещества из твёрдого состояния в жидкое
- Физическая величина, измеряемая в джоулях
- Переход вещества из жидкого состояния в твёрдое
- Переход молекул из пара в жидкость
- Распространённая в природе разновидность воды в твёрдом состоянии
- Переход молекул из жидкости в пар
- Процесс, сопровождающийся быстрым образованием и ростом пузырьков пара, прорываю-щихся через поверхность жидкости наружу
- Ящик с формовочной землёй, применяемой в литейном деле
- Топливо, получаемое из нефти, кипящее при невысокой температуре
1 | А | ||||||||||
2 | Г | ||||||||||
3 | Р | ||||||||||
4 | Е | ||||||||||
5 | Г | ||||||||||
6 | А | ||||||||||
С | О | С | Т | О | Я | Н | И | Е | |||
7 | Н | ||||||||||
8 | О | ||||||||||
9 | Е |
Предварительный просмотр:
Что такое теплота?
В каждую клетку, включая нумерованную, надо поставить букву так, чтобы слова по горизонтали означали:
1.Прибор для измерения температуры; 2.Передача тепла струями жидкости
или газа; З.Один из видов передачи тепла; 4 и 5. Современная (4) и старинная
(5)единицы измерения количества теплоты; 6.Содержащее углерод вещество,
сжигаемое для получения теплоты; 7. Ученый, придумавший первый прибор,
отмечавший изменения температуры воздуха; 8. Бытовой сосуд,
предохраняющий воду или пищу от теплообмена с окружающей средой;
9.Шведский ученый, усовершенствовавший термометр; 10. Газ, присутствие
которого повышает теплоизоляционные свойства снега, ваты, меха и других; 11.Самый плохой проводник тепла; 12. Способ, которым может передаваться тепло в безвоздушном пространстве;
измерения температуры
Если слова отгаданы правильно, то в выделенных клетках по вертикали
образуется слово, означающее процесс, при котором внутренняя энергия
передается от одного тела к другому.
1 | |||||||||||||||||
2 | |||||||||||||||||
3 | |||||||||||||||||
4 | |||||||||||||||||
5 | |||||||||||||||||
6 | |||||||||||||||||
7 | |||||||||||||||||
8 | |||||||||||||||||
9 | |||||||||||||||||
10 | |||||||||||||||||
11 | |||||||||||||||||
12 | |||||||||||||||||
13 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект повторительно-обобщающего урока физики в 8 классе по теме «Электрические явления».
Тип урока: обобщение и систематизация учебного материалаЦель урока: Закрепить, обобщить и углубить знания учащихся по теме «Электрические явления», научиться применять полученные знания, умения,...
Методическая разработка повторительно-обобщающего урока "Электрические явления"
Данный урок предназначен для учащихся 8 класса, предполагает повторение, обоб-щение и систематизацию знаний по теме: «Электрические явления». К разработке урока прилагается мультимедийную презентация ...
Повторительно-обобщающий урок-викторина «Электрические явления»
Каждому преподавателю хочется, чтобы ученики любили его предмет, шли на урок с радостью, были активными участниками учебного процесса и получали удовлетворение от полученных знаний. Поэтому необходимо...
Повторительно- обобщающий урок по теме "Электрические явления"
Повторительно- обобщающий урок по теме "Электрические явления" с использованием ИКТ, содержит игровые элементы и практическое задание....
повторительно-обобщающий урок "Тепловые явления"
Повторительно-обобщающий урок "Тепловые явления"....
Повторительно- обобщающий урок по теме: Электрические явления
Урок проводится в виде игры для 8 класса. Класс делится на группы. Повторение и проверка проводится по обозначениям физических величин, их единицам измерения и формулам. "Кот в мешке" ...
8кл. / Открытый урок по Физике / Повторительно-обобщающий урок для обучающихся 8-класса с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития) по теме: «Электрические явления»
Данный повторительно-обобщающий урок по физике составлен на основе и в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, адаптирована для обучающихся с ограниченными возможностями...