Конспект обобщающего урока по теме "Тепловые явления"
план-конспект занятия (физика, 10 класс) по теме
Заключительный урок по теме "Тепловые явления",
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_teplovye_yavleniya.docx | 31.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Тип урока: урок систематизации и обобщения материала
Место в учебном плане: заключительный урок по теме: Тепловые явления.
Цели урока: систематизирование и обобщение теоретических и практических знаний учащихся о тепловых явлениях; стимулирование познавательного интереса учащихся к данной теме и предмету в целом, расширение кругозора; воспитание у учащихся самостоятельности, коллективизма, ответственности за себя и других членов коллектива; развитие навыков работы в группах на основе раскрытия индивидуальных способностей каждого ученика.
Задачи урока:
воспитательная - развитие познавательного интереса учащихся, основ коммуникационного общения, уверенности в собственных силах;
учебная - обобщение, систематизация, углубление знаний;
развивающая - развитие памяти, логического мышления, приёмов умственной деятельности.
Техническое оснащение: компьютер, экран, мультимедийный проектор.
Учитель приветствует ребят и гостей, объявляет цель и план урока.
- Ребята, сегодняшний урок мы проведём в форме урока-семинара. Вы предварительно разделились на 4 команды, чтобы у вас была возможность подготовить дополнительную информацию и опыты; подготовить проекционные материалы; физические приборы для демонстрации опытов; .
Учитель обращает внимание учащихся на высказывания:
На экране высвечиваются высказывания:
- "Всё выучить невозможно, а научиться рассуждать - необходимо".
- "Человек страшится только того, чего не знает, знанием побеждается всякий страх".
- "Хорошая команда - залог успеха".
Зачитываю стихотворение:
О теплоте начнём рассказ,
Всё вспомним, обобщим сейчас.
Энергия! Работа до кипенья!
Чтоб лени наблюдалось испаренье!
Мозги не доведём мы до плавленья,
Их тренируем до изнеможенья!
В учении проявим мы старание,
Идей научных видя обаяние!
Но как же жизнь бывает непроста
С той дамой, что зовётся: "ТЕПЛОТА"!
А теперь - внимание! Представляю команды :
1 группа подготовила нам эксперименты о теплопередаче и законе сохранения энергии
2 группа освещает вопрос о приготовлении пищи и видах топлива.
3 группа ознакомит нас с энергией и теплотой в живой природе.
4 группа расскажет о тепловых механизмах и двигателях.
Интересную информацию, решение задач прошу записывать в тетрадь.
Будьте внимательны. В конце урока вы сами оцените работу каждой группы выставлением оценок.
А теперь давайте обратимся к сайту и повторим основные понятия темы «Тепловые явления».
На этом сайте вы также найдете интересные видеоматериалы, кроссворды и дополнительные сведения по теме.
Для того чтобы перейти к эксперименту нам необходимо вспомнить правила техники безопасности:
Осторожно обращаться со стеклянными колбами и пробирками, спичками и легко воспламеняющимися веществами.
Слово предоставляется 1 команде.
Наша команда приготовила эксперименты по теплопередаче и закону сохранения энергии, используя для этого школьное оборудование
Опыт 1: Кипячение воды в бумажной коробке.
Возьмём небольшую коробочку из плотной бумаги, нальём в неё воды и поставим над спиртовкой. Вода нагревается и, наконец, закипает, а коробка остаётся целой. Предлагаю убедиться в этом (приглашает гостей и ребят) Может кто-нибудь объяснит этот опыт? (Это объясняется тем, что теплота от спиртовки передаётся воде, а температура бумажной коробки не достигает температуры воспламенения.)
Опыт 2: Несгораемый платок. Возьмем носовой платок , намочим его спиртом и подожжем . Через некоторое время пламя тухнет. Почему это происходит? ( Платок остаётся целым, потому что он ранее был смочен водой, а вода имеет плохую теплопроводность.)
Экспериментальная задача:
Определение температуры предмета, нагретого в пламени.
Возьмем оборудование: кусок медной проволоки (массой 20 гр.=0,02 кг ) , калориметр с холодной водой (масса воды 100 гр = 0,1 кг), термометр, спиртовку, щипцы. Измерим температуру холодной воды и запишем на доске. Нагреем над спиртовкой кусок медной проволоки. Опустим ее в холодную воду и опять измерим температуру воды и запишем.
Ученик : По таблице определим удельную теплоемкость воды и меди. Запишем условие задачи и решим ее.
Учитель: Первобытные люди начали использовать огонь 700 000 лет назад. Как источник тепла и света, огонь предоставлял возможность не зависеть от капризов природы и жить в пещерах. Огонь был также мощным средством защиты от хищных животных. И, наконец, с помощью огня человек научился, приготавливать себе пищу. Первобытные люди заметили, что кусок мяса, упавший в огонь, вкуснее сырого.
Предоставим слово II команде для более широкого раскрытия этой темы.
Какие тепловые способы приготовления пищи вам известны? Укажите источник тепловой энергии и способ передачи теплоты к продуктам.
Ответ основан на жизненном опыте: Продукты могут быть приготовлены:
- в печи,
- на пару
- в костре,
- на огне,
- в дыму,
- на углях и т.д.
Источником тепловой энергии является топливо. В быту мы готовим пищу на газу, также используем тепло раскаленных углей и дыма. В пароварке готовим на пару
Распространенный способ передачи тепла – теплопроводность.
Задание 2 : Большая часть нашей пищи готовится в кипящей воде. Какая вода - сырая или кипячёная закипает при одинаковых условиях раньше? Расскажите о процессе кипения: от чего зависит, как происходит, какими закономерностями характеризуется.
В действительности раньше закипит вода сырая, так как она содержит в растворе воздух. Кипение- это процесс интенсивного парообразования не только со свободной поверхности, но и по всему объёму жидкости внутрь образующихся при этом пузырьков пара. Описание процесса кипения:
- При поступлении теплоты увеличивается температура жидкости
- Увеличивается объём пузырьков воздуха
- На пузырёк действует сила Архимеда
- Пузырёк всплывает и лопается, попадая в непрогретую часть жидкости
- При равномерном нагревании жидкости, пузырёк доплывает и лопается на поверхности
- При увеличении давления температура кипения воды возрастает. Например, в кастрюлях скороварках пищу варят под давлением около 200 кПа. Температура кипения воды при этом достигает 1200С. В воде такой температуры процесс «варения» происходит значительно быстрее, чем в обычном кипятке.
Следующее задание 3: Почему жареное вкуснее варёного?
А как Вы думаете почему ?
Причина того, что жареная пища вкуснее варёной заключается главным образом в физических особенностях процессов жарения и варки. Ни вода, ни жир не нагреваются выше температуры их кипения,- но вода кипит при 1000 С, жир - при 2000 С, значит, жаренье происходит при более высокой температуре, чем варка. Более высокое нагревание вызывает в органических веществах пищи изменения, улучшающие вкус (жаркое вкуснее варёного мяса, яичница вкуснее варёных яиц и т.д.).
Задание 4: В какой посуде пища подгорает легче: в медной или в чугунной? Почему?
Ваше мнение.
Теплопроводность меди в 8 раз больше, чем чугуна; это значит, что в единицу времени через слой меди протекает в 8 раз больше теплоты, чем через слой чугуна такой же толщины при одинаковой разности температур по обе стороны слоя. Отсюда ясно, что в медной посуде, поставленной на огонь, пища должна подгорать легче, чем в чугунной.
Задание 5. Какова мощность горящей спички? (Решить
задачу экспериментально)
Проведем опыт. Нам нужны спички и секундомер.
При горении развивается тепло, освобождается энергия. Можно выяснить, сколько джоулей энергии развивает горящая спичка в секунду, т.е. какова мощность горящей спички в ваттах?
Мы взвесили спичку (m=100 мг = 0,1 г), теплотворную способность древесины примем равной 12500 . Определяем по секундомеру, что спичка сгорает за 20 секунд.
Q=q.m; Q=12500. 0,1 г =1250 Дж; P== =63 Дж.
Следовательно, мощность горящей спички равна 63 Ватта, т.е. по мощности превосходит 50-ваттную электрическую лампочку.
Задание 6. Проанализируйте виды топлива, которые используются в современной технике. Какие виды топлива использовались в древности? Какие вещества, возможно, будут использоваться как топливо?
Получение и освоение огня заметная страница в истории цивилизации. Первому костру около 400 000 лет и 30 000 лет назад его научились добывать трением, а позднее изобрели огниво ; спички появились в 1855 году. Для нагревания тел часто используют энергию, выделяющуюся при сгорании топлива. С древних времен известны такие виды топлива, как уголь , нефть и некоторые сланцы. При сжигании они дают большее количество теплоты. В наше время словом «топливо » часто называют вещества, используемые в ядерных реакторах на атомных электростанциях- ядерное топливо, в ракетных двигателях- ракетное топливо. Важной характеристикой топлива является жаропроизводительность, оцениваемая максимальной температурой, которую можно получить при полном сгорании топлива в воздухе. Так при сгорании дров максимальная температура 16000С, каменный уголь дает 25000С, бензин – 21000С.
Учитель: "Физика не только может, но и должна глубоко вторгаться в биологию как своими средствами исследования, так и свойственными её теоретическими представлениями" - Это слова академика Л.А. Арцимовича. Действительно, физические методы исследования широко используются при изучении живой природы, а своеобразие этого объекта вызывает к жизни новые, более совершенные методы физических исследований.
Предоставим слово команде III , которая расскажет о тепловых процессах в живой природе.
Задание1.Главный закон, которому подчиняются все тепловые процессы, - закон сохранения энергии. Все живые организмы затрачивают в процессе жизнедеятельности много энергии (движение, питание, охота и т.д.). Откуда они берут энергию для этого?
Главный закон, которому подчиняются все тепловые процессы, - закон сохранения энергии. Все живые организмы затрачивают в процессе жизнедеятельности много энергии (движение, питание, охота и т.д.) Дыхание живых существ иногда называют медленным горением, т.к. кислород поступает в организм при дыхании. Если рассмотреть табл.2, то можно сделать вывод, что Теплота сгорания суточного рациона пищи у разных категорий трудящихся различна и питание должно быть разным
Теплота сгорания суточного рациона пищи у разных категорий трудящихся.
Таблица 2
Работники, чья деятельность не связана с затратой больших физических усилий | Педагоги, врачи, учёные, студенты, инженеры, канцелярские работники | 2400 ккал (10 000 кДж) |
Квалифицированные рабочие и работники сферы обслуживания, чья деятельность требует небольших физических усилий | Токари, сборщики, фрезеровщики, столяры, продавцы, официанты и т.д. | 2700 ккал (11300 кДж) |
Работники, чья деятельность связана с затратой больших физических усилий | Кузнецы, слесари, штукатуры, крестьяне | 2900 ккал (12 000 кДж) |
По таблице можно рассмотреть сколько килокалорий затрачивают спортсмены
Теплота сгорания суточного рациона пищи одного спортсмена для разных видов спорта
Таблица.4
Футбол, хоккей | 4600 ккал | 19 МДж |
Гимнастика | 3900 ккал | 16,3 МДж |
Волейбол | 4350 ккал | 17,25 МДж |
Плавание | 4250 ккал | 16,3 МДж |
Бег, прыжки | 3950 ккал | 18,2 МДж |
Метание диска | 3950 ккал | 16,05 МДж |
Бег на лыжах | 4900 ккал | 20,5 МДж |
Бег на коньках | 4650 ккал | 19,05МДж |
На сайте имеется информация о калорийности пищевых продуктов, ккал. Приглашаем посетить сайт и составить свой суточный рацион.
Задание 2.Приведите примеры о влиянии тепловой энергии окружающей среды на процессы в живой природе.
Контроль температуры тела у человека осуществляется гипоталамусом. Эта железа при любых изменениях температуры организма посылает нервные импульсы к определённым органам, чтобы стимулировать процессы увеличения теплоотдачи или сохранения тепла. У многих птиц и млекопитающих есть способность сохранять температуру тела постоянной.
IV команда. Тепловые механизмы и двигатели.
Учитель: Физически развитый человек может совершить за рабочий день полезную работу около 1 миллиона джоулей. Тепловые машины освободили человека от тяжёлого физического труда в промышленности и сельскохозяйственном производстве. Они выполняют работу в сотни и тысячи раз больше той, которую мог бы выполнить человек без машин. Основное назначение большинства применяемых в современной технике тепловых машин заключается в превращении внутренней энергии топлива в механическую энергию. Механическая энергия далее может превращаться в электрическую энергию и любые другие виды энергии. Предоставим слово команде IV , которая расскажет более подробно о тепловых механизмах и двигателях.
Задание 1.Приведите примеры механизмов, использующих при своей работе тепловую энергию. Укажите в каждом случае источник энергии, путь её преобразования.
Тепловыми двигателями называют устройство, совершающее работу за счет использования внутренней энергии топлива.
Существуют различные виды тепловых двигателей: паровая машина, двигатель внутреннего сгорания, газовая и паровая турбины, реактивный двигатель. В каждом из них энергия топлива сначала переходит в энергию газа (или пара), который затем, расширяясь, совершает работу. В процессе совершения этой работы часть внутренней энергии газа превращается в механическую энергию движущихся частей двигателя. Первые практически действующие универсальные паровые машины были созданы русским изобретателем Иваном Ивановичем Ползуновым и англичанином Джемсом Уаттом. Основной частью паровой машины является цилиндр, внутри которого находится поршень. Поршень приводится в движение паром, который поступает из парового котла.
Используя компьютерные технологии, учащиеся показали устройство и принцип действия паровой машины.
Вывод: главным недостатком первых паровых машин был низкий КПД. У паровозов КПД не превышал 9%.
задание 2.Опишите первые практически действующие универсальные паровые машины. Объясните принцип действия.
Паровые турбины установлены на ТЭЦ, которые вырабатывают более 80 % энергии для страны. Именно паровые турбины приводят в движение роторы генераторов электрического тока.
Двигатели внутреннего сгорания широко используются в автомобильном транспорте: их устанавливают на машинах, мотоциклах, железнодорожном транспорте, в легкой авиации, в бензопилах, газонокосилках, на различном сельскохозяйственном оборудовании, тракторах, комбайнах. Этот вид двигателей хорош своей сравнительно высокой мощностью при относительно небольших размерах.
Третий тип тепловых двигателей, реактивный. Преимущество – высокий КПД до 60%
задание 3.Тепловые машины и охрана окружающей среды.
Кроме положительного эффекта от использования тепловых машин проблема имеет и другую сторону. Основными загрязнителями атмосферы являются машины, особенно грузовики. Мы живем в то время, когда человек уже осознал, что природе необходимо помочь, что состояние окружающей среды зависит от нас, от нашего отношения к ней.
Есть способы уменьшения загрязнения воздуха дорожно-транспортными средствами:
- сократить количество вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу каждым автомобилем;
- использовать как можно больше те транспортные средства, которые потребляют меньше горючего
- заменить двигатели внутреннего сгорания на электродвигатели, используемые в электромобилях
учитель: Все задания закончились прошу вас оценить работу каждой группы на оценочных листах
результат высвечивается на экране.
Учитель: Большое спасибо всем за совместную работу. Хочется надеяться, что сегодняшний урок разбудит у вас жажду новых познаний.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщающий урок сказка "Электрические явления"
Повторение и обобщение темы "Электрические явления в 8 классе....
Конспект обобщающего урока английского языка в 4 классе по теме "Уроки здоровой еды"
Открытый урок в 4 классе по УМК Биболетовой М.З. "Enjoy English"....
Повторительно-обобщающий урок-викторина «Электрические явления»
Каждому преподавателю хочется, чтобы ученики любили его предмет, шли на урок с радостью, были активными участниками учебного процесса и получали удовлетворение от полученных знаний. Поэтому необходимо...
Конспект обобщающего урока по математике в 6 классе. Урок посвящается юбилею В.П. Рочева – выпускника школы, олимпийского чемпиона.
Конспект обобщающего урока по математике в 6 классе.Урок посвящается юбилею В.П. Рочева – выпускника школы, олимпийского чемпиона....
Конспект обобщающего урока по теме «Тепловые явления» в 8 классе
Обобщающий урок по теме «Тепловые явления» в 8 классе.Тема: Обобщающий урок по теме «Тепловые явления».Класс: 8.Цель: обобщить и систематизировать изученный материал по теме &l...
Конспект обобщающего урока по физике в 8 классе по теме "Электрические явления"
Конспект может быть использован для обобщения ранее изученного материала по теме "Электрические явления", а так же для подготовки к контрольной работе....
Конспект обобщающего урока по физике в 8 классе по теме: «Электрические явления»
Данный урок проводится для учащихся 8 класса после изучения темы «Электрические явления». Это повторение, обобщение и систематизацию знаний по данной теме.Методическая раз...