Обобщающий урок по теме "Тепловые явления"
план-конспект урока по физике (7 класс) по теме
Обобщающий урок по теме "Тепловые явления"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchayushchiy_urok_po_fizike.docx | 71.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщающий урок по физике. 8 класс.
по теме: «Тепловые явления».
Цель урока:
- Закрепление и систематизация знаний по теме: «Внутренняя энергия, способы её изменения. Тепловые процессы. Основные формулы для расчёта количества теплоты. Графики зависимости температуры от времени».
- Развитие умения самостоятельного анализа и обобщения материала по теме.
- Воспитание коммуникативности и взаимопомощи при работе.
Оборудование:
- Таблицы и схемы с неполными данными.
- Карточки – задания на эстафету.
- Таблицы графиков.
- Лабораторное оборудование: весы, пробирки, горелка, свеча, вода, металлическая трубка, эфир, пробка, верёвка.
- Карточки – задания «Решение задач», «Формулы и физические величины».
Перед уроком даётся задание повторить основные формулы, понятия, термины и определения по теме. Урок проводиться в виде игры состоящий из нескольких этапов; класс делиться на команды или группы.
Ход урока:
1-й этап:
Разминка – на этом этапе командам даются карточки – задания с неполными данными, которые ребята должны заполнить.
Определения:
Тепловое движение – ______________________________________.
Внутренняя энергия – ______________________________________.
______________ – совершить работу или теплопередачей.
______________ – изменение внутренней энергии без совершения работы.
Теплопроводность – _______________________________________.
Конвекция – ______________________________________________.
______________ – перенос энергии с помощью невидимых лучей, испускаемых нагретым телом.
______________ – Q, энергия, которую тело получает или отдаёт в процессе теплопередачи.
Удельная тепломоёмкость – ________________________________.
Плавление – _____________________________________________.
__________ – процесс обратный плавлению.
__________ – процесс перехода вещества из жидкого в газообразное состояние.
Конденсация – ___________________________________________.
Температура плавления – __________________________________.
____________ – температура, при которой жидкость кипит.
____________ – пар, находящейся в динамическом равновесии со своей жидкостью.
Удельная теплота плавления – _______________________________
________________________________________________________.
Кипение – _______________________________________________.
____________ – количество теплоты, необходимое для превращения жидкости массой 1 килограмм , взятой при температуре кипения, в пар.
____________ – температура, при которой пар становится насыщенным.
Относительная влажность воздуха – __________________________
________________________________________________________.
Удельная теплота сгорания топлива – _________________________
_________________________________________________________.
КПД теплового двигателя – __________________________________
_________________________________________________________.
Схема.
Внутренняя энергия. |
Сумма кинетической энергии движения молекул и потенциальной энергии их взаимодействия. |
Способы изменения. |
работа сил трения |
конвекция |
теплопроводность |
излучение |
работа по сжатию жидкости или газа |
Заполнить пустые рамки в схеме, соединить рамки линиями – стрелками.
Таблица.
Задание: заполните пробелы таблицы.
Физический процесс. | Формула для расчёта количества теплоты. | Физические постоянные. | Объяснение с энергетической точки зрения. | Объяснение с молекулярной точки зрения. |
1.Нагреавание. | C –удельная теплоёмкость Дж [c] = –––––– кг×0С | Скорость движения молекул увеличивается. | ||
Q=cm(t2-t1); Q<0 | Энергия выделяется. | |||
3. Плавление. | λ–удельная теплота плавления | Происходит разрушение кристаллической решётки твёрдого тела. | ||
Q=-λm | Энергия выделяется. | |||
5. Испарение. | L –удельная теплота парообразования. | Разрываются связи между молекулами жидкости | ||
Q=-Lm | Энергия выделяется. | |||
7. Сгорание топлива. | q–удельная теплота сгорания топлива. | C+O2→CO2 |
По итогам первого этапа выбираются капитаны каждой команды и члены жюри. Максимальное количество баллов за каждое задание разминки – 10. Все задания каждой команде даются одновременно
2–й этап:
Конкурс капитанов – капитан каждой команды должен выполнить один из опытов и объяснить его.
- Как можно расплавить лёд, не нагревая его?
- Продемонстрируйте опыт и объясните принцип работы парового двигателя.
- Как с помощью весов определить энергию, выделяющуюся при полном сгорании топлива (сухое горючее или свеча).
- Для чего зайцу большие уши?
- Туман – белого цвета, водяной пар – бесцветен, объясните отличия.
- «Книзу капельками, а кверху – невидимкою». Отгадайте загадку и опишите процессы.
3–й этап:
Эстафета знаний – каждая команда получает одинаковые задания. Учащиеся первой парты отвечает на первый вопрос, и быстро передают вопросы на вторую парту и т.д. Заполненный лист передаётся жюри, которое оценивает работу на правильность и скорость.
Вопросы:
- Способы изменения внутренней энергии.
- Что называется удельной теплотой сгорания топлива?
- Для чего приствольные круги деревьев на зиму засыпают опилками или соломой.
- На вершине горы 8000 м. вода закипает при температуре 750С, как это объяснить.
- Опишите способ (или способы) передачи тепла от радиаторов отопления в комнате.
- Что такое точка росы?
4–й этап:
«Вопрос на засыпку» – каждая команда составляет по два интересных вопроса и задаёт их игрокам других команд.
5–й этап:
«Бег с препятствиями» – предлагается пройти до финиша, называя без запинки:
- Обозначение физических величин – первая команда: Q, c, m, q, L, t1, t2.
- Формулы для расчёта количества теплоты – вторая команда – назвать процессы: Q=qm, Q=Lm, Q=-Lm/ Q=-λm.
- Единица измерения – третья команда – назвать физические величины: [Дж/кг×0С], [Дж/кг], Дж, 0С, кг.
6–й этап:
Решение задач – каждой команде даётся одинаковая задача (или по одной равноценной). Оценивается быстрота и качество работы.
Задача: Какое количество теплоты потребуется, чтобы превратить лёд массой 2кг в воду, затем килограмм воды в пар?
7–й этап:
Ярмарка графиков – по графику нужно определить процессы, вещество, температура, время прохождения процессов; получить как можно больше информации из графика, составить связный рассказ. График может быть один на всех, или отдельно на каждую команду. Оценивается каждый правильный ответ(по одному баллу).
Подведение итогов: После проведения игры подводятся итоги: за каждый этап, кроме разминки и графиков по 5 – 10 баллов (по решению жюри).
Задание на дом: повторить термины, понятия, определения темы, формулы, физические величины, единицы измерения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщающий урок по теме " Оптические явления " 9 класс
Урок состоит из практической и теоретической части. практическая часть- коллективная работа в парах или группах, теоретическая- выполнение теста по теме. ...
Обобщающий урок повторения по теме "Электрические явления"
Цели урока: Повторить, систематизировать и проверить знания учащихся. Включение учеников в различные виды деятельности. Выяснить умеют ли ученики применять теоретические знания, полу...
Повторительно - обобщающий урок по теме "Тепловые явления"
Повторительно - обобщающий урок по физике в 8 классе по теме "Тепловые явления" в игровой форме....
Обобщающий урок-соревнование по теме «Электрические явления»
Цель данного урока: повторить и обобщить знания по теме "Электрические явления"....
Обобщающий урок сказка "Электрические явления"
Повторение и обобщение темы "Электрические явления в 8 классе....
Урок - игра. Турнир - "Умники и умницы". Обобщающий урок по теме: "Тепловые явления". 8 класс.
8 класс. Обобщающий урок по теме:"Тепловые явления". Физику и математику принято относить к точным наукам. И уж если прозвенел звонок на урок по этим предметам, то казалось бы литература, искусство, п...
Повторительно-обобщающий урок-викторина «Электрические явления»
Каждому преподавателю хочется, чтобы ученики любили его предмет, шли на урок с радостью, были активными участниками учебного процесса и получали удовлетворение от полученных знаний. Поэтому необходимо...