Статья "Цифровая лаборатория - новое поколение школьных естественнонаучных лабораторий"
статья по физике на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tsl_novoe_pokolenie_en_laboratoriy.docx | 45.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель физики Ж. В. Клюшина,
МБОУ СОШ №37,
г. Шахты Ростовской области
Цифровая лаборатория - новое поколение
школьных естественнонаучных лабораторий
Цифровые технологии все больше входят в нашу жизнь. На современном этапе учебные занятия проходят с применением ИКТ. Школьные кабинеты оснащаются компьютерной техникой.
Характерным для настоящего времени становиться появление в образовании принципиально новых информационных средств, которые могут повлиять на цели, содержание, методы и организационные формы обучения в учебном заведении любого уровня и профиля.
В соответствии с той ролью, которую выполняет компьютер, выделяют два вида физического эксперимента: компьютерный и компьютеризированный. Для первого случая характерен эксперимент с моделями объектов, явлений и процессов, для второго - натурный эксперимент, где компьютер используется как элемент экспериментальной установки. Для проведения компьютеризированных экспериментов используют цифровые лаборатории.
Необходимая и весьма важная часть изучения естественных наук – экспериментирование.
Эксперимент является неотъемлемой частью познания природы, изучение ее законов. Такие науки как физика, химия, биология не могут изучаться только теоретически, им обязательно нужна практическая подоплека. Эксперимент позволяет учащимся самим убедиться в справедливости существующих законов природы, а также в верности выдвинутой научной гипотезы или, наоборот, в ее ошибочности.
Чтобы повысить эффективность эксперимента, необходимо использовать современные приборы, ведь именно они регистрируют данные, которые и являются основой вычислений. К таким современным приборам относятся всевозможные датчики, призванные различные виды физических величин, в том числе звук, свет, силу, давление и другие, перевести в электрические сигналы. Полученные электрические сигналы подаются через специальное устройство, называемое регистратором, на компьютер, где программным образом обрабатываются и могут быть представлены нам в самой разнообразной форме, как в виде стилизованных аналоговых или цифровых приборов, так и в виде графиков. Последние имеют большую наглядность при изучении происходящих процессов и избавляют исследователей от рутинной работы по снятию показаний и заполнения таблиц. Тем более, что в ходе измерений данные в таблицу вносятся автоматически, и экспериментаторам остается только обработать полученные результаты. Вот к таким современным средствам измерения и относятся цифровые лаборатории.
Цифровая лаборатория - новое поколение школьных естественнонаучных лабораторий предназначенных для проведения фронтальных и демонстрационных опытов, для организации учебных исследований и исследовательских практик. Использование цифровых лабораторий позволяет получить представление о смежных образовательных областях: информационные технологии; современное оборудование исследовательской лаборатории; математические функции и графики, математическая обработка экспериментальных данных, статистика, приближенные вычисления; методика проведения исследований, составление отчетов, презентация проделанной работы.
По сравнению с традиционным оборудованием, цифровые лаборатории позволяют существенно сократить время на организацию и проведение работ, повышают точность и наглядность экспериментов, предоставляют большие возможности по обработке и анализу полученных данных.
В состав цифровой лаборатории входят следующие компоненты:
- регистратор данных, позволяющий записывать и анализировать экспериментальные данные;
- компьютер с программным обеспечением для управления регистратором;
- датчики для измерения физических величин сопряженные с компьютером.
Взаимосвязи между компонентами цифровой лаборатории
В чём состоят преимущества виртуальной лаборатории перед реальной ?
- Отсутствие необходимости приобретения дорогостоящего оборудования. Из-за недостаточного финансирования во многих лабораториях установлено старое оборудование, которое может искажать результаты опытов и служить потенциальным источником опасности для обучающихся.
- Возможность моделирования процессов, протекание которых принципиально невозможно в лабораторных условиях. Наглядная визуализация на экране компьютера. Современные компьютерные технологии позволят пронаблюдать процессы, трудноразличимые в реальных условиях без применения дополнительной техники, например, из-за малых размеров наблюдаемых частиц.
- Возможность проникновения в тонкости процессов и наблюдения происходящего в другом масштабе времени, что актуально для процессов, протекающих за доли секунды или, напротив, длящихся в течение нескольких лет.
- Безопасность. Безопасность является немаловажным плюсом использования виртуальных лабораторий в случаях, где идет работа, например, с высокими напряжениями.
- В связи с тем, что управлением виртуального процесса занимается компьютер, появляется возможность быстрого проведения серии опытов с различными значениями входных параметров, что часто необходимо для определения зависимостей выходных параметров от входных.
- Экономия времени и ресурсов для ввода результатов в электронный формат. Некоторые работы требуют последующей обработки достаточно больших массивов полученных цифровых данных, которые выполняются на компьютере после проведения серии экспериментов. Слабым местом в этой последовательности действий при использовании реальной лаборатории является ввод полученной информации в компьютер. В виртуальной лаборатории этот шаг отсутствует, так как данные могут заноситься в электронную таблицу результатов непосредственно при выполнении опытов экспериментатором или автоматически. Таким образом, экономится время и значительно уменьшается процент возможных ошибок.
- И, наконец, отдельное и важное преимущество заключается в возможности использования виртуальной лаборатории в дистанционном обучении, когда в принципе отсутствует возможность посещения занятий в массовой школе.
Использование цифровых лабораторий способствует получению новых образовательных результатов - это формирование навыков работы на современном оборудовании исследовательской лаборатории; формирование и развитие исследовательских умений; формирование компьютерной грамотности.
Возможности цифровой лаборатории позволяют вывести работу с учениками на качественно новый уровень, подготовить учащихся к самостоятельной творческой работе в области физики, осуществить приоритет деятельностного подхода к процессу обучения, формировать у них познавательную, информационную, коммуникативную компетенции. Все это лежит в основе федеральных государственных стандартов второго поколения.
Цифровая лаборатория по физике позволяет выполнить разнообразные лабораторные работы, в том числе - посвященные изучению движения тела по наклонной плоскости; простых колебательных движений; вольтамперных характеристик проволочного сопротивления, лампы накаливания и диода; магнитных полей; скорости звука; дифракции и интерференции света.
Основу ЦЛ составляет USB Link – особый регистратор, который с помощью USB кабеля может быть присоединен к любому компьютеру. К этому регистратору может быть одновременно подключено до восьми датчиков, что, более чем достаточно для проведения даже самых сложных экспериментов. Подключив веб-камеру, можно будет не только проводить сложные эксперименты, но и создавать высокоинформативные мультимедийные презентации, которые будут содержать в себе звук, текст, видеоматериалы и экспериментальные данные.
Перечень лабораторных работ по школьному курсу
физики (с использованием ЦЛ):
№ п/п | Тема работы | Класс |
1 | Исследование зависимости силы тяжести от массы тела | 7 |
2 | Исследование силы трения | 7 |
3 | Исследование зависимости удлинения пружины от силы ее растяжения | 7 |
4 | Проверка закона сохранения энергии при действии сил тяжести и упругости | 10 |
5 | Измерение температуры вещества | 8 |
6 | Изучение явлений теплообмена | 8 |
7 | Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры | 8 |
8 | Измерение удельной теплоемкости вещества | 8 |
9 | Измерение влажности воздуха | 8 |
10 | Проверка уравнения состояния газа | 10 |
11 | Исследование изотермического и изохорного процессов | 10 |
12 | Сборка электрической цепи и измерение силы тока на ее различных участках | 8 |
13 | Измерение напряжения на различных участках электрической цепи | 8 |
14 | Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах | 8 |
15 | Измерение работы и мощности электрического тока | 8, 10 |
16 | Исследование магнитного поля тока | 8, 10 |
17 | Изучение явления электромагнитной индукции | 9, 11 |
18 | Изучение зависимости сопротивления металлического проводника от температуры | 11 |
19 | Исследование зависимости сопротивления проводника от его геометрических размеров | 11 |
20 | Снятие температурной характеристики термистора | 11 |
21 | Наблюдение явления самоиндукции | 11 |
Перечень датчиков цифровой лаборатории по физике
Применение цифровой лаборатории не ограничивается только уроками физики. Использование цифровой лаборатории во внеурочной деятельности (при изучении элективных курсов и на факультативных занятиях). Данные виды занятий, в отличие от урока, более свободны в отношении временных рамок и мест проведения.
Вопросы, решаемые на этих занятиях, призваны углубить и расширить материал, изучаемый в рамках урока.
Проект «Где можно применять в жизненной ситуации данное оборудование?» Здесь включилась в действие творческая фантазия обучающихся. Появилась идея о применении датчиков измерения микротока и датчика измерения пульса для создания модели полиграфа.
План реализации проекта:
- изучить возможности использования цифровой лаборатории для проведения наблюдений за изменением физиологических параметров с помощью датчика тока и датчика пульса;
- создать модель полиграфа (детектора лжи);
- проверить справедливость гипотезы о возможном создании полиграфа на основе датчиков цифровой лаборатории;
- разработать установку для определения импульсов тока при изменении сопротивления кожи и измерения частоты пульса;
- познакомиться с существующими видами полиграфов, со сферой их применения;
- изучить технические особенности цифровой лаборатории;
- апробировать метод измерения физиологических характеристик человека (импульсы микротоков и частоту пульса) при проверке на ложь с использованием датчиков тока и пульса.
Необходимо отметить, что у обучающихся повысился интерес к данной работе. Каждый день они (в помощники подключились желающие проверить себя на детекторе, это была контрольная группа) самостоятельно проводили исследования по данной теме. Мне приходилось только консультировать и контролировать ход работы.
В заключение хочется подчеркнуть, что применение цифровых лабораторий в учебной и исследовательской деятельности позволяет привнести в него не только индивидуализацию и дифференциацию образования, но и стать средством определения индивидуального образовательного маршрута с учетом способностей и интересов ученика, что является условием развития личности ученика и его способностей.
Список литературы
1. Сборник нормативных документов. Физика / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2007. 107 с.
2. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://news.kremlin.ru/news/6683
3. Леонтович И.В. Об основных понятиях концепции развития исследовательской и проектной деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. 2003. № 4. С. 12–17.
4. Филиппова И.Я. Информационные технологии в преподавании физики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ifilip.narod.ru
6. Цифровая лаборатория по физике. Методическое пособие. М.: ИНТ, 2008. 375 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности для учащихся 4 и 5 классов "Естественнонаучная лаборатория"
Внеурочная деятельность обязательная часть программы согласно ФГОС. Я, как учитель биологии и химии, заинтересована в высоких результатах обучения своих учеников, и для этого хочу...
Использование цифровой лаборатории в программах дополнительного образования естественнонаучного цикла
Выбор данной темы обусловлен важностью изучения в различных темах курса ботаники и экологии в рамках школьной программы и во внеурочной (экспериментальной) деятельности.Так, в курсе ботаники в 6 класс...
«Презентация программы внеурочной деятельности для кадет 8 курса «Естественнонаучная лаборатория».
Единый методический день «Повышение качества образования как фундаментальная основа социализации кадет в современных реалиях»...
Внеурочная деятельность "Естественнонаучная лаборатория"
Внеурочная деятельность "Естественнонаучная лаборатория"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по биологии «Естественнонаучная лаборатория» для учащихся 9 классов
Представлена РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по биологии «Естественнонаучная лаборатория» для учащихся 9 классов...
Проектная деятельность Естественнонаучная лаборатория
Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих катастрофе....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ШКОЛЬНОЙ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ЛАБОРАТОРИИ «КРИСМАС+» ДЛЯ ОЦЕНКИ ДОБРОКАЧЕСТВЕННОСТИ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ И САНИТАРНОГО СОСТОЯНИЯ СТОЛОВОГО ИНВЕНТАРЯ В УСЛОВИЯХ АГРОШКОЛЫ – МБОУ «БЕТЮНСКАЯ СОШ»
В статье рассматривается опыт работы учителей биологии с комплексом оборудования школьной естественнонаучной лаборатории «КРИСМАС+». Данная работа развивает у учащихся навыки самостоятельн...