Программа внеурочной деятельности для учащихся 4 и 5 классов "Естественнонаучная лаборатория"
рабочая программа (5 класс) на тему

Дзюба Ольга Валериевна

 Внеурочная деятельность обязательная часть программы согласно ФГОС. Я, как учитель  биологии и химии, заинтересована  в высоких результатах обучения своих учеников, и для этого хочу , чтобы с младшего школьного возраста познакомились с химией,  биологией и физикой. Программа расчитана  на 2 года,  1 час   в неделю (программа получилась насыщенная, и думаю по ходу ее реализации  придется что-то сокращать).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dzyuba_vneurochka_4-5_kl_volsheb_laborat.docx66.78 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ЛАБЫТНАНГИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГИМНАЗИЯ ГОРОДА ЛАБЫТНАНГИ

Рассмотрена на заседании методического объединения

протокол от__________ 2015 г № ______

Утверждена приказом от___2015 г № ___

Принята на заседании НМС, протокол от_____________ 2015 г № ______

Рабочая программа  внеурочной деятельности

«Волшебная естественнонаучная лаборатория»

4-5 класс

Составитель:    

Дзюба Ольга Валериевна,

учитель биологии и химии,

первой квалификационной категории

2015 – 2019 учебный год

Программа внеурочной деятельности «Волшебная естественнонаучная лаборатория»

Программа рассчитана на учащихся  4, 5 классов

Срок реализации: 2015-2017 уч.гг.

Составитель: Дзюба Ольга Валериевна учитель химии и биологии  первой квалификационной категории,  Гимназии г. Лабытнанги  

Пояснительная записка.

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Волшебная естественнонаучная лаборатория» для учащихся 4 и 5 классов  составлена на основе следующих документов:

  • Закон РФ «Об образовании»;
  • Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса  (Приказ Минобрнауки России от 04.10.2010 № 986 «Об утверждении  федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений»);
  • Приказ Минобрнауки России от 06 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
  • Основная образовательная программа начального общего образования муниципального общеобразовательного учреждения Гимназия города Лабытнанги на период 2011 – 2015 годы (принята на заседании НМС Гимназии г. Лабытнанги, протокол от 14.02.2012 г. № 07; рассмотрена на заседании Попечительского совета Гимназии г. Лабытнанги, протокол от 18.02.2012 г. № 03);

-  Программа Чернобельской и Г.М., Дементьева А.И. «Мир глазами химика»  с использованием книги  «Мои первые научные опыты»  изд. «Контэнт»  2003 г

Актуальность. Знакомство детей с веществами, химическими и физическими  явлениями начинается еще в раннем детстве. Каждый ребенок знаком с названиями применяемых в быту веществ, некоторыми полезными ископаемыми, химическими веществами, используемыми в быту. Однако к началу изучения химии в 8-м классе познавательные интересы школьников в значительной мере ослабевают. Последующее изучение химии и физики  на уроках для многих учащихся протекает не очень успешно. Это обусловлено сложностью материала, пассивностью учащихся, которым не интересно узнавать об устройстве мира и законах, его существования. С целью формирования основ  научного (химического) мировоззрения предназначена программа внеурочной деятельности «Волшебная естественнонаучная лаборатория».

 Данная программа внеурочной деятельности   ориентирована на обучающихся 4, 5  классов, т.е. того возраста, в котором интерес к окружающему миру очень  значим, а специальных знаний ещё не хватает.

Цель курса – развивать личность ученика, формируя и поддерживая интерес к естественным наукам  (к началам химии, физики, биологии), удовлетворение познавательных запросов детей, развитие у них исследовательского подхода к изучению окружающего мира и умения применять свои знания на практике, расширение знаний учащихся о применении веществ в повседневной жизни, реализация общекультурного компонента.

Задачи: образовательные: 

 сформировать первичные представления о понятиях: тело, вещество, молекула, атом, химический элемент, явление,  эксперимент, закон, гипотеза, научное предсказание;

 познакомить с простейшей классификацией веществ (по агрегатному состоянию, по составу), с описанием физических свойств знакомых веществ, с физическими явлениями и химическими реакциями;

 сформировать практические умения и навыки, например:  умение разделять смеси, используя методы отстаивания, фильтрования, выпаривания; умения наблюдать и объяснять химические и физические явления, происходящие в природе, быту, демонстрируемые учителем; умение работать с веществами,  приборами, материалами, выполнять несложные опыты, соблюдать правила техники безопасности, работать с микроскопом;

 расширить представление учащихся о важнейших веществах, явлениях,  их свойствах, роли в природе и жизни человека;

 показать связь химии с другими науками – физикой, биологией, экологией.

развивающие:

 развивать познавательный интерес и интеллектуальные способности в процессе проведения эксперимента по химии, физике и биологии, самостоятельность приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями; учебно-коммуникативные умения; навыки самостоятельной работы;

 расширить кругозор учащихся при помощи  дополнительных источников информации;

 развивать умение анализировать информацию, выделять главное, интересное.

воспитательные:

 способствовать пониманию необходимости бережного отношения к природным богатствам, в частности к водным и атмосферным  ресурсам;

 поощрять умение слушать товарищей, развивать интерес к познанию;

  воспитание экологической культуры.

В рамках программы кружка создаются условия для самореализации и саморазвития каждого ребенка на основе его возможностей во внеучебной деятельности.

Работа учителя и детей проводится с использованием следующих образовательных технологий: метод проектов, личностно-ориентированное обучение, развивающее обучение, проблемное обучение, информационные технологии.

Методы и приемы работы

- сенсорного восприятия (мини-лекции, просмотр  видеофрагментов);

- практические (лабораторные работы, эксперименты);

 - коммуникативные (дискуссии, беседы, ролевые игры);

- комбинированные (самостоятельная работа учащихся, инсценировки);

- проблемные  (создание на уроке проблемной ситуации).

Прогнозируемые результаты освоения воспитанниками образовательной программы в обучении:

В результате прохождения программы внеурочной деятельности «Волшебная естественнонаучная лаборатория» предполагается достичь следующих результатов:

Первый уровень результатов – учащиеся должны знать о правилах техники безопасности при проведении экспериментов, уметь  объяснять  результаты опытов,  применять используемое оборудование.

Для достижения данного уровня результатов необходимо:

  • сформировать позитивное отношение учащихся к занятиям научными экспериментами и их моделированием,  и к правилам соблюдения техники безопасности.

Второй уровень результатов - получение учащимися опыта проведения научных экспериментов, оформления результатов своей работы в виде научного исследования, творческого отчета.

Для достижения данного уровня результатов необходимо:

  • Сформировать познавательный  интерес к  окружающим нас явлениям с точки зрения   науки,  чтобы  каждый ребенок получил  практическое подтверждение приобретенных знаний и начал их ценить, применять и использовать для познания мира.
  • Учащиеся должны получить опыт формулирования  научной проблемы, выдвижения гипотезы, решения  поставленных задач и  научиться делать выводы.

               Третий уровень результатов -  получение учащимися опыта самостоятельной научно-исследовательской деятельности, ощущение себя человеком науки, способным решить  исследовательскую  задачу.

Для  достижения необходимо:

  • сформировать навык работы учащихся  с различными источниками информации, оборудованием, материалами.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постоянным.

В результате реализации настоящей программы могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты:

  • начальные представления об устройстве материального мира с научной точки зрения,  и правилах поведения в лаборатории;
  • опыт взаимодействия со сверстниками  и старшеклассниками при решении совместных и индивидуальных научных задач;
  • неравнодушие к экологическим  проблемам человечества, желание учиться, чтобы их решать соразмерно своим знаниям, возможностям и возрасту;
  • способность формулировать гипотезу, проблему, задачу и путь ее решения, уметь прогнозировать результаты своей деятельности, делать выводы по результатам проведенных исследований.

Занятия по данной программе будут способствовать достижению планируемых результатов Основной образовательной программы  Гимназии г. Лабытнанги согласно ФГОС.

Формы учета оценки планируемых результатов

  1. Эксперименты, наблюдения;
  2. Представление результатов  в  виде творческого отчета (презентации, представления работы на конкурсе исследовательских работ);
  3. Анкетирование учащихся и родителей.

 Занятия рассчитаны для проведения 1 час в неделю по 30–40 мин, всего 34 занятия за учебный год для 4 класса, 35 часов для 5 класса. Каждое занятие связано с овладением какого-либо практического навыка безопасной работы с веществом и приобретением новых полезных в жизни сведений о веществах.

4 класс.  Введение в химию.

СОДЕРЖАНИЕ.  34 часа.

Введение - 1 час

Техника безопасности в кабинете химии.

Лабораторное оборудование. Знакомство с раздаточным оборудованием для экспериментальных  работ. Посуда, её виды и назначение. Реактивы и их классы. Обращение с  опасными реактивами: кислотами, щелочами, ядовитыми веществами.

Меры первой помощи при химических ожогах и отравлениях. Выработка навыков безопасной работы.

Лабораторная работа 1. Знакомство с оборудованием для практических и лабораторных работ.

Вступление в мир веществ – 4 часа. Вещество. Молекула. Атом. Химический элемент. ПСХЭ Д.И. Менделеева. Химическая формула. Физические и химические явления. Признаки химических реакций. Скорость химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химической реакции.

Лабораторная работа 2. Опыты, доказывающие движение и взаимодействие частиц вещества. 1. Наблюдение за каплями воды. 2. Наблюдения за настойкой валерианы.           3. Растворение гидроксида  калия в воде. 4. Растворение поваренной соли в воде. Лабораторная работа 3. Физические и химические явления (горение свечи, сухого горючего, закипание воды, выпаривание  раствора соли).

Лабораторная работа 4. Факторы, влияющие на скорость химической реакции. 1. Влияние температуры на скорость химических реакций. 2. Влияние площади поверхности реагирующих веществ на скорость химических реакций. 3. Влияние веществ  (кислот) разной концентрации  на скорость химических реакций.

Мир неорганических веществ – 23 часа. Вода. Уникальность воды. Вода – растворитель. Влияние минерального состава воды на здоровье человека. Свойства воды. Вода – аномальное вещество. Свойства мыла и  стирального порошка.

Очистка воды от СМС, нерастворимых веществ. Фильтрование. Выпаривание. Отстаивание.

Кислоты. Обнаружение кислот в растворе. Кислота в желудке человека. Кислотные дожди. Понятие о солях. Питьевая сода. Ее свойства. Хлорид натрия, его свойства. Кислород. Свойства кислорода. Значение для живых организмов.

Металлы. Физические свойства металлов. Свойства и применение железа. Ржавчина. Биологическая роль железа.

Уголь, графит и углекислый газ – дети углерода. Их свойства и применение.

Спирт, его свойства. Влияние этилового спирта на живые организмы.

Глюкоза, сахар, крахмал, целлюлоза – углеводы сладкие и не очень. Их свойства и значение для живых организмов.

Белки в мясе, молоке, яйцах и других продуктах. Их свойства и значение для живых организмов.

Жиры в семечках, орехах, апельсине и молоке. Их свойства и значение для живых организмов.

Пластмассы. Полиэтилен. Польза и вред полиэтилена.

Лабораторная работа 5. Вода – растворитель. 1. Вода растворяет газы. 2. Вода растворяет минеральные соли. 3. Гидрофобные вещества – масла и воск.

Лабораторная работа 6. Органолептические показатели  минеральной воды. Состав минеральных вод.

Лабораторная работа 7. Определение и устранение жесткости воды.  Как жесткость воды влияет на моющую способность СМС.

Лабораторная работа 8. Обнаружение ионов в воде. Качественные реакции на сульфат ион, карбонат  ион.

Лабораторная работа 9. Влияние синтетических моющих средств на зеленые водные растения. На поверхностное натяжение воды.

Практическая работа 1. Очистка воды от загрязнений.

Лабораторная работа 10. Обнаружение кислот во  фруктах и ягодах.

 Лабораторная работа 11. 1. Изучение удобрений. 2. Действие  различных удобрений на растения.

Лабораторная работа 12. Карбонат кальция. 1. Опыт с кусочком мела. 2. Мрамор и гипс. 3. Раковина улитки. 4. Скорлупа куриного яйца.

 Лабораторная работа 13. 1. Как сода способствует выпечке хлеба? 2. Приготовим лимонад!

Лабораторная работа 14. 1. Получение  поваренной  соли. 2. Состав морской соли.

Лабораторная работа 15. Получение газов (углекислого газа и водорода).

Лабораторная работа 16. Металлы создают цвета, огни. Вулкан из дихромата аммония.

Лабораторная работа 17. 1. Растворяем железо. 2. Как обнаружить железо? 3. Невидимые чернила из железных стружек. 4. Обнаружение железа в продуктах питания. 5. Удаление пятен ржавчины.

Лабораторная работа 18. 1. Уголь как адсорбент. 2. Кукурузные палочки тоже адсорбент. 3. Получение углекислого газа и изучение его свойств. 4. Обнаружение углекислого газа в газировке.  

Лабораторная работа 19. 1. Влияние этилового спирта на живые организмы. 2. Спирт-растворитель.

Лабораторная работа 20. 1. Углерод в сахаре. 2. Обнаружение крахмала в продуктах питания. 3. Обнаружение глюкозы в продуктах питания.

Лабораторная работа 21. 1. Исследуем яйцо. 2. Цветные реакции на  белки.

Лабораторная работа 22. 1. Масляная капля. 2. Какие плоды содержат жир?

Лабораторная работа 23. Польза и вред полиэтилена.

Наномир вокруг нас  - 3 часа. Наночастицы на службе науки. Нанотехнологии в медицине (видеофильм «Терапия рака» (нанотехнологии).

Лабораторная работа 24. 1. Свойства молока (опыты с красителями). 2. Несмачиваемые поверхности.

Лабораторная работа 25. Неньютоновская жидкость (опыты с крахмалом). Сварим клейстер.

Практическая работа 2. Изготовление наночастиц из пластилина, составление молекул неорганических и органических веществ из шаростержневых моделей.

Итоги года – 3 часа.  

Лабораторная работа 26.  Химический иллюзион – вулкан,  живая змея, волшебные пузыри.

Выступления учеников с защитой исследовательских проектов.

Подготовка  творческого отчета «Что знают о химии выпускники  четвертого класса».

 Тематическое планирование для 4 класса

№        

        

                        

Наименование разделов

 и тем занятий

Количество часов

Дата

Основные виды учебной деятельности

(воспитание качеств)

Теория

Практика

1.

Введение - 1 час

Техника безопасности в кабинете химии.

Лабораторное оборудование.

Меры первой помощи при химических ожогах и отравлениях. Выработка навыков безопасной работы. Лабораторная работа 1. Знакомство с оборудованием для практических и лабораторных работ.

0,5

0,5

Стремление к познанию мира

2

Вступление в мир веществ – 4 часа. 

2.1

Вещество. Молекула. Атом. Химический элемент. Лабораторная работа 2. Опыты, доказывающие движение и взаимодействие частиц вещества. 1. Наблюдение за каплями воды. 2. Наблюдения за настойкой валерианы. 3. Растворение гидроксида  калия в воде. 4. Растворение поваренной соли в воде. Демонстрация моделей молекул. 3д фильм «Диффузия»

0,5

0,5

Умение понимать мир с новой точки зрения

2.2

ПСХЭ Д.И. Менделеева. Химическая формула. Физические и химические явления. Лабораторная работа 3.1 Физические и химические явления (горение свечи, сухого горючего, закипание воды, выпаривание  раствора соли). 3д фильм «Физ. и хим. изменения»

0,5

0,5

Стремление  приносить пользу обществу, миру. Воспитывать в себе патриотизм и чувство гордости за российских ученых

2.3

Признаки химических реакций. Лабораторная работа 3.2 Физические и химические явления (выделение газа, выпадение осадка, изменение состава вещества).

0,5

0,5

Стремление к самосовершенствованию.

2.3

Скорость химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химической реакции. Лабораторная работа 4. 1. Влияние температуры на скорость химических реакций.

2. Влияние площади поверхности реагирующих веществ на скорость химических реакций.

 3. Влияние веществ  разной концентрации  на скорость химических реакций.

0,5

0,5

Любовь к чтению научной литературы. Стремление к здоровому образу жизни.

3.

Мир неорганических веществ – 23 часа. 

3.1

 Вода. Уникальность воды. Вода – растворитель. Лабораторная работа 5. Вода – растворитель. 1. Вода растворяет газы. 2. Вода растворяет минеральные соли. 3. Гидрофобные вещества – масла и воск.

1

1

Толерантное отношение к природным явлениям

3.2

Влияние минерального состава воды на здоровье человека. 

Лабораторная работа 6. Органолептические показатели  минеральной воды. Состав минеральных вод. Лабораторная работа 7. Определение и устранение жесткости воды.  

0,5

0.5

Чувство ответственности за своё здоровье

3.3

Свойства воды. Вода – аномальное вещество. Лабораторная работа 8.  Очистка воды от СМС, нерастворимых веществ. Как жесткость воды влияет на моющую способность СМС, на растения. На поверхностное натяжение. Свойства мыла. Как сделать мыло?

1

1

Умение обсуждать проблему;  и пути ее решения

3.4

Фильтрование. Выпаривание. Отстаивание. Практическая работа 1. Очистка воды от загрязнений.

1

1

Стремление четко следовать инструкциям в работе, делать выводы на основе предсказаний

3.5

Кислоты. Обнаружение кислот в растворе. Кислота в желудке человека. Кислотные дожди. Лабораторная работа 9. Обнаружение кислот во  фруктах и ягодах.

3д фильм «Свойства серной кислоты»

1

1

Интерес к чтению научной  литературы.

3.6

Понятие о солях. Питьевая сода. Ее свойства. Лабораторная работа 10. Обнаружение ионов в воде. Качественные реакции на сульфат ион.

Хлорид натрия, его свойства. Лабораторная работа 11. 1. Изучение удобрений. 2. Действие  различных удобрений на растения.

Лабораторная работа 12. Карбонат кальция. 1. Опыт с кусочком мела. 2. Мрамор и гипс. 3. Раковина улитки. 4. Скорлупа куриного яйца.

0,5

1,5

Стремление к чтению научной литературы.

3.7

Кислород. Свойства кислорода. Значение для живых организмов. Лабораторная работа 13. 

1. Как сода способствует выпечке хлеба? 2. Приготовим лимонад! Лабораторная работа 14. 1. Получение  поваренной  соли. 2. Состав морской соли.

3д фильм «Получение кислорода из пероксида водорода»

0,5

0,5

Бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих

3.8

Металлы. Физические свойства металлов. Свойства и применение железа. Ржавчина. Биологическая роль железа. Лабораторная работа 15. Получение газов (углекислого газа и водорода).

Лабораторная работа 16. Металлы создают цвета, огни. Вулкан из дихромата аммония.

Лабораторная работа 17. 1. Растворяем железо. 2. Как обнаружить железо? 3. Невидимые чернила из железных стружек. 4. Обнаружение железа в продуктах питания.

5. Удаление пятен ржавчины.

3д фильм «Коррозия»

1

1

Стремление к познанию свойств веществ

3.9

Уголь, графит и углекислый газ – дети углерода. Их свойства и применение.

Лабораторная работа 18. 1. Уголь как адсорбент. 2. Кукурузные палочки тоже адсорбент. 3. Получение углекислого газа и изучение его свойств. 4. Обнаружение углекислого газа в газировке.  

3д фильм «Различия алмаза и графита. Углерод»

0,5

0,5

Стремление четко следовать инструкциям в работе, делать выводы на основе предсказаний

3.10

Спирт, его свойства. Влияние этилового спирта на живые организмы. Лабораторная работа 19. 1. Влияние этилового спирта на живые организмы. 2. Спирт-растворитель. 3. Приготовление фенолфталеина.

0,5

0,5

Интерес к чтению научной  литературы.

3.11

Глюкоза, сахар, крахмал, целлюлоза – углеводы сладкие и не очень. Их свойства и значение для живых организмов. Лабораторная работа 20. 1. Углерод в сахаре. 2. Обнаружение крахмала в продуктах питания. 3. Обнаружение глюкозы в продуктах питания.

3д фильм «Определение углеводов, жиров»

1

1

Стремление к чтению научной литературы.

3.12

Белки в мясе, молоке, яйцах и других продуктах. Их свойства и значение для живых организмов Лабораторная работа 21. 1. Исследуем яйцо. 2. Цветные реакции на  белки.

1

1

Умение составлять план исследования

3.13

Жиры в семечках, орехах, апельсине и молоке. Их свойства и значение для живых организмов.

Лабораторная работа 22. 1. Масляная капля. 2. Какие плоды содержат жир?

1

1

Умение оформлять результаты полученные в ходе эксперимента

3.13

Пластмассы. Полиэтилен. Польза и вред полиэтилена. Лабораторная работа 23. Польза и вред полиэтилена.

0,5

0,5

Стремление к чтению научной литературы.

4.

Наномир вокруг нас  - 3 часа. 

Наночастицы на службе науки. Нанотехнологии в медицине.

 Лабораторная работа 24. 1. Свойства молока (опыты с красителями). 2. Несмачиваемые поверхности.

Лабораторная работа 25. Неньютоновская жидкость (опыты с крахмалом). Сварим клейстер.

1

2

Умение составлять план исследования.  Умение оформлять результаты, полученные в ходе эксперимента

5.

Итоги года – 3 часа.  

5.1

Химический иллюзион – вулкан,  живая змея, волшебные пузыри.

0,5

0,5

Умение составлять алгоритм действий при работе с веществами

5.2

Выступления учеников с защитой исследовательских проектов.

Подготовка  творческого отчета «Что знают о химии выпускники  четвертого класса».

2

Умение представлять результаты своей деятельности

Итого

34 часа

14,5

19,5

5 класс. Устройство мира с научной точки зрения.

35 часов, 1 занятие в неделю (40 минут)

 Раздел 1. Химия -  11 часов

Раздел 2. Физика -10

Раздел 3. Биология – 9 часов

Раздел 4. Экология -2

Раздел 5. Нанотехнологии – 1

Отчет о работе «Волшебной естественнонаучной лаборатории» -2

Химия. 11 часов.

1.Техника безопасности в кабинете химии. 1 час.

Лабораторное оборудование. Знакомство с оборудованием для экспериментальных  работ. Посуда, её виды и назначение, весы. Реактивы и их классы. Обращение с  опасными реактивами: кислотами, щелочами, ядовитыми веществами.

Меры первой помощи при химических ожогах и отравлениях. Выработка навыков безопасной работы.

Лабораторная работа 1. Приготовление раствора соли с заданной массовой долей.

Вещества и их свойства.

2. Вода – универсальный растворитель. Теплоёмкость. Поверхностное натяжение.

Лабораторная работа 2. Гидрофильные и гидрофобные вещества. Не смачиваемые поверхности.

3. Масла, жиры, нефть и нефтепродукты.  Нахождение в природе, биологическая роль.

 Лабораторная работа 3.  Растворение жиров  и нефти в воде. Жиры как горючее.  Чем тушить бензин, масло. Горение нефти. Получение подсолнечного масла методом давления.

4.Ткани и волокна. Классификация волокон.

Лабораторная работа 4. Ознакомление с  коллекцией волокон. Определение состава одежды. Отличия натуральных тканей от искусственных.

5.Бумага. Вата. Целлюлоза. Свойства бумаги: прочность, плотность.

Лабораторная работа 5. Изучаем свойства бумаги. Делаем бумагу сами.

6.Металлы. Физические  и химические свойства металлов. Применение и классификация металлов.

Лабораторная работа 6. Взаимодействие металлов с кислотой. Окисление металлов.

7.  Щелочи – в составе щелочей активные металлы. Основания. Свойства и применение щелочей.

Лабораторная работа 7. Получение нерастворимых оснований и исследования их свойств (цинка, алюминия, меди, кобальта, никеля, железа).

8.Кислоты – сложные вещества, в составе которых неметалл. Классификация кислот. Органические и неорганические кислоты.

Лабораторная работа 8. Химические свойства кислот – взаимодействие с металлами, оксидами металлов, солями, щелочами. Реакция нейтрализации.

9. Химия на кухне и в повседневной жизни. Сода, уксус, соль поваренная, сахар,  крахмал, лимонная кислота. Состав морской соли.

Лабораторная работа 9. Изучение свойств соли и сахара  – предел растворимости.  Гашение соды уксусом – изготовление модели вулкана. Чем клейстер отличается от киселя?

10. Состав воздуха. Кислород поддерживает горение. Модели молекул водорода, кислорода, воды. Углекислый и угарный газ. Гемоглобин.

Лабораторная работа 10. Горение свечи. Продукты горения. Горение углеводородов, спирта. 3д фильм «Горение в пламени».

11. Молекулы и атомы. Простые и сложные вещества. Как химические элементы расположены  в Периодической системе  химических элементов Д.И. Менделеева.

Лабораторная работа 11. Изготовление моделей молекул. Знакомство с ПСХЭДИМ.

Физика 10 часов.

1. Агрегатное состояние вещества. Лёд.

Лабораторная работа 12. Свойства льда. Замерзание горячей и холодной воды. На грани замерзания и таяния.

2. Плавучесть.

Лабораторная работа 13. Что плавает и что тонет в холодной и горячей воде. Поверхностное натяжение воды. Капиллярные явления.

3. Плотность. Тяжелое и лёгкое. Объём и масса.

Лабораторная работа 14. Закон Архимеда. Определяем плотность веществ. Зд фильм «Плотность. Масса. Вес».

4.Свет. Спектр. Глаз.

Лабораторная работа 15. Состав света. Строение оптической системы  глаза. Свет и жидкости. 3д фильм «Линзы»

5.Свет, цвет и зрение.

Лабораторная работа 16. Иллюзии. Цветовосприятие.

6. Оптические приборы. Микроскоп и его устройство. Перископ (2 часа).

Лабораторная работа 17. Устройство микроскопа. Сделаем микроскоп, калейдоскоп. 3д фильм «Микроскоп».

Лабораторная работа 18. Сделаем камеру обскура.  Работа фотоаппарата, очков, линз.

7.Электричество.

Лабораторная работа 19. Сделаем батарейку.

8. Звуки. Устройство уха.

Лабораторная работа 20. Опыты  со звуком: сделай телефон, рупор.  Усилители и глушилки. Эффект Доплера.

9.Атмосферные явления. Ветер, снег, иней. Водоворот.

Лабораторная работа 21. Делаем гигрометр. Изучаем аэродинамику в действии. Буря в стакане воды.

Биология. 9 часов.

1. Легкие человека. Значение чистоты воздуха. Взаимосвязь дыхания и кровообращения.

Лабораторная работа 22. Определим состав выдыхаемого воздуха. Сделаем модель Дондерса. Зд фильм «Дыхание». Демонстрация модели лёгких.

2. Кровь и её  состав. Гемоглобин.

Лабораторная работа 23. Рассмотрим микропрепараты  крови. Измерим пульс в покое и после физической нагрузки. 3д фильм «Состав крови»

3. Прочные конструкции – яйцо, череп, трубчатые и плоские кости.

Лабораторная работа 24. Рассмотреть строение костей под микроскопом. 3д фильм  «Строение кости». Опыты с бумагой – трубки, гофрированная бумага.

4. Опора и движение.  Строение   костей и мышц.

Лабораторная работа 25. Строение скелета. Изучение работы мышц. Рассмотрим мышцы под микроскопом.

5.Свет и цвет в природе. Фотосинтез. Окраска живых объектов. Биоритмы. (2 часа)

Лабораторная работа 26. Определение маскирующей, предупреждающей окрасок. Изучаем фототропизм.

Лабораторная работа 27. Опыты с фотосинтезом. Определяем продукты фотосинтеза.

Изучаем лист растения под микроскопом.

6. Изготовление микропрепаратов.

Лабораторная работа 28. Изготовить микропрепарат кожицы лука, листа зеленого растения, пера птицы, волоса человека. Сравнить  готовые микропрепараты с изготовленными самостоятельно.

7.Прорастание семян, луковиц и клубней. Условия прорастания.

Лабораторная работа 29. Прорастить семена фасоли, гороха, риса. Прорастить  картофель, лук, чеснок.

8. Откуда берется молоко? Состав и свойства молока. Значение молока в жизни млекопитающих.

Лабораторная работа №30.  Содержится  ли в молоке жир,  крахмал, сода и вода?

Экология – 2 часа.

1.Вода и проблемы ее загрязнения.

Лабораторная работа 31. Способы очистки воды от загрязнения биоматериалами – молоком, нефтью. Способы очистки воды от загрязнения СМС, химическими веществами. Как изготовить фильтр для воды.

2. Антропогенное воздействие на биосферу.

Практическая работа 1. Выяснить источники загрязнения окружающей среды. Собрать мусор вокруг Гимназии. Нарисовать и распространить плакаты и листовки с социальной рекламой «Мы – за чистый мир».

Нанотехнологии -1 час.

1.Лабораторная работа 32. Наномир вокруг нас. Цветное наномолоко. Несмачиваемые поверхности. Как из крахмала получить неньютоновскую жидкость.

Отчет о работе «Волшебной естественнонаучной лаборатории» - 1 час.

Оформление выставки достижений, выступление с тезисами  научно-исследовательских работ.

Тематическое планирование.

№        

        

                        

Наименование разделов

 и тем занятий

Количество часов

Дата

Теория

Практика

1.

Химия. 11 часов.

Вещества и их свойства.

1.1

Техника безопасности в кабинете химии. 1 час.

Лабораторное оборудование. Обращение с  опасными реактивами: кислотами, щелочами, ядовитыми веществами.

Меры первой помощи при химических ожогах и отравлениях.

Лабораторная работа 1. Приготовление раствора соли с заданной массовой долей.

0,5

0,5

Стремление четко соблюдать правила безопасности

1.2

2. Вода – универсальный растворитель. Теплоёмкость. Поверхностное натяжение.

Лабораторная работа 2. Гидрофильные и гидрофобные вещества. Не смачиваемые поверхности.

0,5

0,5

Чувство ответственности за своё здоровье

1.3

3. Масла, жиры, нефть и нефтепродукты.  Нахождение в природе, биологическая роль.

 Лабораторная работа 3.  Растворение жиров  и нефти в воде. Жиры как горючее.  Чем тушить бензин, масло. Горение нефти. Получение подсолнечного масла методом давления.

0,5

0,5

Умение обсуждать проблему;  и пути ее решения

1.4

4.Ткани и волокна. Классификация волокон.

Лабораторная работа 4. Ознакомление с  коллекцией волокон. Определение состава одежды. Отличия натуральных тканей от искусственных.

0,5

0,5

Стремление четко следовать инструкциям в работе, делать выводы на основе предсказаний

1.5

5.Бумага. Вата. Целлюлоза. Свойства бумаги: прочность, плотность.

Лабораторная работа 5. Изучаем свойства бумаги. Делаем бумагу сами.

0,5

0,5

Интерес к чтению научной  литературы.

1.6

6.Металлы. Физические  и химические свойства металлов. Применение и классификация металлов.

Лабораторная работа 6. Взаимодействие металлов с кислотой. Окисление металлов.

 Зд фильм «Коррозия».

0,5

0,5

Стремление к чтению научной литературы.

1.7

7.  Щелочи – в составе щелочей активные металлы. Основания. Свойства и применение щелочей.

Лабораторная работа 7. Получение нерастворимых оснований и исследования их свойств (цинка, алюминия, меди, кобальта, никеля, железа).

0,5

0,5

Бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих

1.8

8.Кислоты – сложные вещества, в составе которых неметалл. Классификация кислот. Органические и неорганические кислоты.

Лабораторная работа 8. Химические свойства кислот – взаимодействие с металлами, оксидами металлов, солями, щелочами. Реакция нейтрализации.

0,5

0,5

Стремление к познанию свойств веществ

1.9

9. Химия на кухне и в повседневной жизни. Сода, уксус, соль поваренная, сахар,  крахмал, лимонная кислота. Состав морской соли.

Лабораторная работа 9. Изучение свойств соли и сахара  – предел растворимости.  Гашение соды уксусом – изготовление модели вулкана. Чем клейстер отличается от киселя?

0,5

0,5

Стремление четко следовать инструкциям в работе, делать выводы на основе предсказаний

1.10

10. Состав воздуха. Кислород поддерживает горение. Модели молекул водорода, кислорода, воды. Углекислый и угарный газ. Гемоглобин.

Лабораторная работа 10. Горение свечи. Продукты горения. Горение углеводородов, спирта. 3д фильм «Горение в пламени».

0,5

0,5

Интерес к чтению научной  литературы.

1.11

11. Молекулы и атомы. Простые и сложные вещества. Как химические элементы расположены  в Периодической системе  химических элементов Д.И. Менделеева.

Лабораторная работа 11. Изготовление моделей молекул. Знакомство с ПСХЭДИМ.

0,5

0,5

Стремление к чтению научной литературы.

2.

Физика 10 часов.

Умение составлять план исследования

2.1

1. Агрегатное состояние вещества. Лёд.

Лабораторная работа 12. Свойства льда. Замерзание горячей и холодной воды. На грани замерзания и таяния.

0,5

0,5

Умение оформлять результаты полученные в ходе эксперимента

2.1

2. Плавучесть.

Лабораторная работа 13. Что плавает и что тонет в холодной и горячей воде. Поверхностное натяжение воды. Капиллярные явления.

0,5

0,5

Стремление к чтению научной литературы.

2.3

3. Плотность. Тяжелое и лёгкое. Объём и масса.

Лабораторная работа 14. Закон Архимеда. Определяем плотность веществ. Зд фильм «Плотность. Масса. Вес».

0,5

0,5

Стремление  к осознанию роли науки в познании жизни

2.4

4.Свет. Спектр. Глаз. Лабораторная работа 15. Состав света. Строение оптической системы  глаза. Свет и жидкости.

3д фильм «Линзы»

0,5

0,5

Стремление к самосовершенствованию

2.5

5.Свет, цвет и зрение.

Лабораторная работа 16. Иллюзии. Цветовосприятие.

0

1

Умение делать выводы на основе проведенных экспериментов

2.6

6. Оптические приборы. Микроскоп и его устройство. Перископ. Лабораторная работа 17. Сделаем камеру обскура.  Работа фотоаппарата, очков, линз.

0,5

0,5

Умение планировать свою работу

2.7

Лабораторная работа 18. Устройство микроскопа. Сделаем микроскоп, калейдоскоп. 3д фильм «Микроскоп».

0

1

Стремление к самосовершенствованию

2.8

7.Электричество.

Лабораторная работа 19. Сделаем батарейку.

0,5

0,5

Умение делать выводы на основе проведенных экспериментов

2.9

8. Звуки. Устройство уха.

Лабораторная работа 20. Опыты  со звуком: сделай телефон, рупор.  Усилители и глушилки. Эффект Доплера.

0,5

0,5

Умение планировать свою работу

2.10

9.Атмосферные явления. Ветер, снег, иней. Водоворот.

Лабораторная работа 21. Делаем гигрометр. Изучаем аэродинамику в действии. Буря в стакане воды.

0,5

0,5

Толерантное отношение к природным явлениям

3

Биология. 9 часов.

3.1

1. Легкие человека. Значение чистоты воздуха. Взаимосвязь дыхания и кровообращения.

Лабораторная работа 22. Определим состав выдыхаемого воздуха. Сделаем модель Дондерса. Зд фильм «Дыхание». Демонстрация модели лёгких.

0,5

0,5

Стремление к осознанию необходимости быть здоровым

3.2

2. Кровь и её  состав. Гемоглобин.

Лабораторная работа 23. Рассмотрим микропрепараты  крови. Измерим пульс в покое и после физической нагрузки. 3д фильм «Состав крови»

0,5

0,5

Умение делать выводы на основе проведенных экспериментов

3.3

3. Прочные конструкции – яйцо, череп, трубчатые и плоские кости.

Лабораторная работа 24. Рассмотреть строение костей под микроскопом. 3д фильм  «Строение кости». Опыты с бумагой – трубки, гофрированная бумага.

0,5

0,5

Умение планировать свою работу

3.4

4. Опора и движение.  Строение   костей и мышц.

Лабораторная работа 25. Строение скелета. Изучение работы мышц. Рассмотрим мышцы под микроскопом.

0,5

0,5

Стремление к самосовершенствованию

3.5

5.Свет и цвет в природе. Фотосинтез. Окраска живых объектов. Биоритмы. (2 часа)

Лабораторная работа 26. Определение маскирующей, предупреждающей окрасок. Изучаем фототропизм.

0,5

0,5

Умение делать выводы на основе проведенных экспериментов

3.6

Лабораторная работа 27. Опыты с фотосинтезом. Определяем продукты фотосинтеза. Изучаем лист растения под микроскопом.

0

1

Умение планировать свою работу

3.7

6. Изготовление микропрепаратов.

Лабораторная работа 28. Изготовить микропрепарат кожицы лука, листа зеленого растения, пера птицы, волоса человека. Сравнить  готовые микропрепараты с изготовленными самостоятельно.

0,5

0,5

Стремление к самосовершенствованию

3.8

7.Прорастание семян, луковиц и клубней. Условия прорастания.

Лабораторная работа 29. Прорастить семена фасоли, гороха, риса. Прорастить  картофель, лук, чеснок.

0,5

0,5

Умение делать выводы на основе проведенных экспериментов

3.9

8. Откуда берется молоко? Состав и свойства молока. Значение молока в жизни млекопитающих.

Лабораторная работа №30.  Содержится  ли в молоке жир,  крахмал, сода и вода?

0,5

0,5

Умение планировать свою работу

4

Экология – 2 часа.

4.1

1.Вода и проблемы ее загрязнения.

Лабораторная работа 31. Способы очистки воды от загрязнения биоматериалами – молоком, нефтью. Способы очистки воды от загрязнения СМС, химическими веществами. Как изготовить фильтр для воды.

3д фильм «Загрязнение воздуха».

0,5

0,5

Стремление к сведению к минимуму рисков загрязнения окружающей среды

4.2

2. Антропогенное воздействие на биосферу.

Практическая работа 1. Выяснить источники загрязнения окружающей среды. Собрать мусор вокруг Гимназии. Нарисовать и распространить плакаты и листовки с социальной рекламой «Мы – за чистый мир».

0

1

Умение делать выводы на основе проведенных экспериментов

5

Нанотехнологии -1 час.

5.1

Наномир вокруг нас. 1.Лабораторная работа 32. Цветное наномолоко. Несмачиваемые поверхности. Как из крахмала получить неньютоновскую жидкость.

0,5

0,5

Умение планировать свою работу

6

Отчет о работе «Волшебной естественнонаучной лаборатории» - 1 час.

5.2

Оформление выставки достижений, выступление с тезисами  научно-исследовательских работ.

0

1

Умение оформлять результаты, полученные в ходе эксперимента

Итого

 35 часов

15,5

19,5

Методы и приемы работы

Теоретический этап обучения включает в себя такие формы работы с учащимися как лекции и семинары, дискуссия, беседа, интеллектуальная игра, просмотр и обсуждение видеофильмов, презентаций, дисков по химии.

Практический этап – один из основных видов деятельности. Данное направление является прикладной деятельностью, которая для учащихся наиболее интересна. Включает в себя практические и лабораторные работы. Предполагается  работа с виртуальной химической лабораторией.

Планируемые результаты обучения

Основная цель курса вовлечь детей  в научно - исследовательскую деятельность, обеспечить их участие в научно – практических конференциях, научить представлять результаты своих опытов, на основе изученных законов, явлений, закономерностей.

В ходе реализации программы «Волшебная естественнонаучная лаборатория» будет обеспечено достижение учащимися  следующих результатов:

Личностными результатами изучения данного курса являются:

- ориентация в многообразии веществ и явлений, нас окружающих;

- знание основных правил  техники безопасности  и ориентация на их выполнение;

- развитие умений планирования своей деятельности, умения делать выводы;

- умение работать в парах, в команде, индивидуально.

Метапредметные результаты:

Регулятивные универсальные учебные действия:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера, сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, и иностранном языках (если предусмотрены межпредметные проекты – например «Химики Франции и их вклад в науку»).

Познавательные универсальные учебные действия:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе, контролируемом пространстве Интернета;

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Методическая литература:

1. Алексинский, В.Н. Занимательные опыты по химии. / В.Н. Алексинский. – М.: Просвещение, 1995. – 96 с.

2. Аликберова, Л.Ю. Занимательная химия: Книга для учащихся, учителей и родителей / Л. Ю. Аликберова. – М.:АСТ-ПРЕСС, 2002. – 560 с. – (Занимательные уроки).

3. Аликберова, Л.Ю. Полезная химия: задачи и истории / Л. Ю. Аликберова, Н. С. Рукк. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2006. – 187 с. – (Познавательно! Занимательно!).

4. Аранская, О.С. Проектная деятельность школьников в процессе обучения химии: 8 – 11 классы: Методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2005. – 288 с.

5. Габриелян О.С. Химический эксперимент в школе. 8 класс: учебно-метод. пособие /О.С. Габриелян, Н.Н. Рунов, В.И. Толкунов. – М.: Дрофа, 2005. – 304 с.

6. Карцова, А.А. Химия без формул. / А.А. Карцова – СПб.: Авалон, Азбука- классика, 2005. – 112 с.

7. Рунов, Н.Н. Кроссворды для школьников. Химия. / Н.Н. Рунов, А.В. Щенев. – Ярославль: «Академия развития», 1998, 128 с.

8. Степин, Б.Д. Занимательные задания и эффектные опыты по химии / В.Д. Степин, Л.Ю. Аликберова. – М.: Дрофа, 2002. – 432 с.

9. Уиз, Джим Занимательная химия, физика, биология / Джим Уиз; пер. с англ. М.Л. Кульневой. – М.: АСТ: Астрель, 2007. – 128 с.

10. Чертков И.Н., Жуков П.Н. Химический эксперимент с малыми количествами реактивов: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1989. – 191 с.

11. Химия и экология. 8 – 11 классы: Материалы для проведения учебной и внеурочной работы по экологическому воспитанию / Сост. Г. А. Фадеева. – Волгоград: Учитель, 2005. – 118 с.

12. Гроссе, Э. Химия для любознательных: Основы химии и занимательные опыты: Пер. с нем. / Э. Гроссе, Х. Вайсмантель– Л.: Химия, 1987. – 343 с.

13. Конарев, Б.Н. Любознательным о химии: Неорганическая химия. / Б.Н. Конарев. – М: Химия, 1984. – 220 с. ,1978

14. Ольгин, О.М. Чудеса на выбор или химические опыты для новичков: Для сред. возраста. / О.М. Ольгин. – М.: Дет. лит., 1986. – 126 с.

15. Ольгин, О.М. Опыты без взрывов. / О.М. Ольгин. – М.: Химия, 1986. – 191 с. 18. Энциклопедический словарь юного химика. / Сост. В.А. Крицман, В.В. Станцо. – М.: Педагогика, 1990


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности для учащихся 5-8 классов

Система социализации иностранных учащихся из Франции на этапе адаптации к образовательному учреждению общего среднего образования (средняя ступень)В настоящий момент с появлением совместноых предприят...

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается преимущественно как деятел...

Программа внеурочной деятельности для учащихся 5-7 классов "Традиции и обряды русского народа: начало начал"

Изучение программы курса "Традиции и обряды русского народа: начало начал" дает возможность приоткрыть завесу времени и рассказать об истории происхождения славян, их характере, культуре, обычаях, тра...

Рабочая образовательная программа внеурочной деятельности (ФГОС) учащихся 8 класса ОУ "СО А-школы им.Д.И.Менделеева" на 2014 – 2015 уч.год

Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников и предназначена для реализации в одном отдельно взятом классе.Программа рассчитана на 165 часов и п...

Программа внеурочной деятельности для учащихся первых классов «Психологическая мозаика»

Программа внеурочной деятельности  для учащихся первых классов...

Программа внеурочной деятельности в 5 классе «Зеленая лаборатория»

Пояснительная запискаПрограмма внеурочной деятельности «Зеленая лаборатория» соответствует целям ФГОС. Новизна курса заключается в том, что он не изучается в школьной программе.Одним из важнейших треб...

Методическая разработка рабочей программы внеурочной деятельности по изобразительному искусству: Творческая лаборатория «Взгляд» для 5-6 классов.

Методическая разработка рабочей программы внеурочной деятельности по изобразительному искусству: Творческая лаборатория «Взгляд» для  5-6 классов. 34 часа....