Внеурочная деятельность "Естественнонаучная лаборатория"
материал по естествознанию

Лычковская Наталья Александровна

Внеурочная деятельность "Естественнонаучная лаборатория"

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности по биологии

«Естественнонаучная лаборатория»

для  учащихся 9 классов

j0292098

 

 

   Составитель:

Учитель биологии и географии

Лычковская Н.А.

2019-2020  учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих катастрофе. Вовлечь школьников в процесс познания живой природы, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри биоценозов, научить высказывать свои мысли и отстаивать их - это основа организации биологического кружка, т.к. биологическое образование формирует у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности.

Биологический кружок организуется для учащихся 9-х классов, которые уже знакомы по урокам природоведения и биологии с миром живых организмов.

Среди отличительных особенностей данной дополнительной образовательной программы можно назвать следующие: охватывает большой круг естественно-научных исследований и является дополнением к базовой учебной программе общеобразовательной школы.

Таким образом, новизна и актуальность программы заключается в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление биолого-экологических знаний, с опорой на практическую деятельность и с учетом региональных, в том числе экологических, особенностей.

Занятие в кружке позволит школьникам, с одной стороны, расширить свои знания о мире живой природы, с другой - продемонстрировать свои умения и навыки в области биологии перед учащимися школы, так как предполагается организация внеклассных мероприятий с участием кружковцев.

Курс  рассчитан на 34 часа. Включает теоретические и практические занятия. Содержание программы связано с предметами естественнонаучного цикла.

Несмотря на то, что вопросы профориентации не являются главной целью биологического кружка, разнообразная деятельность, запланированная на занятиях, возможно, поможет юным биологам определиться с выбором своей будущей профессии.

Программа  курса предназначена для обучающихся в основной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать её достижение, а также  креативных качеств – гибкость ума, терпимость  к противоречиям, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств.

Актуальность программы  курса обусловлена тем, что знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в старшем звене школы.  Программа курса  позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный,   деятельностный подходы.

Цель: познакомить учащихся с многообразием мира живой природы, выявить наиболее способных к творчеству учащихся и развить у них  познавательные интересов, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности.

Задачи программы:

Образовательные

  • Расширять кругозор, что является необходимым для любого культурного человека.
  • Способствовать популяризации у учащихся биологических знаний.
  • Знакомить с биологическими специальностями.

Развивающие

  • Развитие навыков с микроскопом, биологическими объектами.
  • Развитие навыков общение и коммуникации.
  • Развитие творческих способностей ребенка.
  • Формирование приемов, умений и навыков по организации поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности, проведения опытов.

Воспитательные

  • Воспитывать интерес к миру живых существ.
  • Воспитывать ответственное отношение к порученному делу.

Условия реализации программы

  • Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, 14-15 лет.
  • Продолжительность образовательного процесса - 1 год.
  • Количество часов - 1 учебных час в неделю  

Формы организации деятельности учащихся на занятиях

  • Групповая
  • Индивидуальная

Формы и методы, используемые в работе по программе

Словесно-иллюстративные методы: рассказ, беседа, дискуссия, работа с биологической литературой.

Репродуктивные методы:воспроизведение полученных знаний во время выступлений.

Частично-поисковые методы (при систематизации коллекционного материала).

Исследовательские методы(при работе с микроскопом).

Наглядность: просмотр видео-, кино-, диа-, слайдфильмов, компьютерных презентаций, биологических коллекций, плакатов, моделей и макетов.

Ожидаемый результат:

  • положительная динамика социальной и творческой активности обучаемых, подтверждаемая результатами их участия в конкурсах различного уровня, фестивалях, смотрах, соревнованиях.
  • повышение коммуникативности;
  • появление и поддержание мотивации к углубленному изучению биологии;
  • умение пользоваться современными источниками информации и давать аргументированную оценку информации по биологическим вопросам; работать с научной и учебной литературой;
  • сформировавшиеся биологические знания, умения и навыки, одновременно приобретенные навыки организации внеклассной работы: проведения викторин, бесед, классных часов с учащимися начальной школы.

Система занятий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько  на формирование активной  личности, мотивированной к самообразованию, обладающей начальными навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации.

Важнейшим приоритетом общего образования является формирование обще учебных умений и навыков, которые предопределяют успешность всего последующего обучения ребёнка.

Развитие личностных качеств и способностей школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной.

Курс носит развивающий характер. Целью данного спецкурса является формирование поисково-исследовательских и коммуникативных умений школьников.

Занятия курса разделены на теоретические и практические. Причём деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер.

Деятельность школьников при изучении курса имеет отличительные особенности:

  • имеет практическую направленность, которую определяет специфика содержания и возрастные особенности детей;
  • групповой характер работ будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение, распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.;
  • работа с различными источниками информации обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации;
  • в содержание деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы;
  • реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и одаренностей к различным видам деятельности.

Основные принципы программы

Принцип системности

Реализация  задач через связь внеурочной деятельности с учебным процессом.

Принцип гуманизации

Уважение к личности ребёнка. Создание благоприятных условий для развития способностей детей.

Принцип опоры

Учёт интересов и потребностей учащихся; опора на них.

Принцип совместной деятельности детей и взрослых

Привлечение родителей и детей на всех этапах исследовательской деятельности: планировании, обсуждении, проведении.

Принцип обратной связи

Каждое занятие должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу.

Принцип успешности

И взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение.

  • В результате работы по программе курса учащиеся должны знать:
  • методику работы с биологическими объектами и микроскопом;
  • понятия цели, объекта и гипотезы исследования;
  • основные источники информации;
  • правила оформления списка использованной литературы;
  • способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);
  • основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);
  • источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео курсы, ресурсы Интернета).

Учащиеся должны уметь:

  • выделять объект исследования;
  • разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;
  • выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
  • работать в группе;
  • пользоваться словарями, энциклопедиями  другими учебными пособиями;
  • вести наблюдения окружающего мира;
  • планировать и организовывать исследовательскую деятельность;
  • работать в группе.

Содержание программы.

Вводное занятие (1 ч).

Цели и задачи, план работы.

Биологическая лаборатория и правила работы в ней (1 ч).

Оборудование биологической лаборатории. Правила работы и ТБ при работе в лаборатории.

Методы изучения живых организмов. Увеличительные приборы (2 ч).

Методы изучения биологических объектов. Увеличительные приборы. Микроскоп. Устройство микроскопа, правила работы с ним. Овладение методикой работы с микроскопом.

Клетка – структурная единица живого организма (5 ч).

Клетка: строение, состав, свойства. Микропрепараты. Методы приготовления и изучение препаратов «живая клетка», «фиксированный препарат». Изучение бактериальной клетки. Изучение растительной клетки. Приготовление препарата кожицы лука, мякоть плодов томата, яблока, картофеля и их изучение под микроскопом. Изучение животной клетки. Половые клетки растений. Споры. Половые клетки животных.

Грибы под микроскопом (5 ч).

Грибы и бактерии. Микроскопические грибы. Приготовление микропрепарата дрожжей и изучение его под микроскопом. Выращивание плесени и изучение ее под микроскопом.

Ткани (17 ч).

Понятие «ткань». Растительные ткани: покровная, проводящая, механическая, основная (различные виды паренхимы), образовательная. Животные ткани: эпителиальная и ее разновидности, соединительная (кровь, хрящ, кость, рыхлая волокнистая ), мышечные ткани (скелетная, гладкая, сердечная), нервная.

Подведение итогов работы кружка (2 ч).

Представление  результатов работы. Анализ работы.

Учебно-тематический план.

Наименование темы

Количество

часов

Форма

проведения

занятия

Образоват.

продукт

Сроки проведения

Теория

Практика

план

факт

Вводное занятие.

Цели и задачи, план работы кружка.

1

Беседа

конспект

Биологическая лаборатория и правила работы в ней.

Оборудование биологической лаборатории. Правила работы и ТБ при работе в лаборатории.

1

Беседа

Конспект

Методы изучения живых организмов. Увеличительные приборы.

Методы изучения биологических объектов. Увеличительные приборы. Микроскоп. Устройство микроскопа, правила работы с ним. Овладение методикой работы с микроскопом.

1

2

Рассказ с элементами беседы. П/р.

Конспект. Результаты п/р.

Клетка – структурная единица живого организма.

Клетка: строение, состав, свойства. Микропрепараты. Методы приготовления и изучение препаратов «живая клетка», «фиксированный препарат». Изучение бактериальной клетки. Изучение растительной клетки. Приготовление препарата кожицы лука, мякоть плодов томата, яблока, картофеля и их изучение под микроскопом. Изучение животной клетки. Половые клетки растений. Споры. Половые клетки животных.

2

8

Рассказ с элементами беседы. Л/р.

Конспект. Оформление результатов л/р.

Грибы под микроскопом.

Микроскопические грибы. Приготовление микропрепарата дрожжей и изучение его под микроскопом. Выращивание плесени и изучение ее под микроскопом.

1

2

Рассказ с элементами беседы. Л/р.

Конспект. Оформление результатов л/р.

Ткани.

Понятие «ткань». Растительные ткани: покровная, проводящая, механическая, основная (различные виды паренхимы), образовательная.

Животные ткани: эпителиальная и ее разновидности, соединительная (кровь, хрящ, кость, рыхлая волокнистая), мышечные ткани (скелетная, гладкая, сердечная), нервная.

1

15

Рассказ с элементами беседы. Л/р.

Конспект. Оформление результатов л/р.

Всего: 34 ч

7                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

27

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В результате изучения курса «Мир под микроскопом»  обучающиеся на ступени основного общего образования:

  • получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, приобретут целостный взгляд на мир;
  • получат возможность осознать своё место в мире;  
  • познакомятся с некоторыми способами изучения природы, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;
  • получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ  средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.
  • получат возможность научитьсяиспользовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о природе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

Личностные универсальные учебные действия

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  • ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
  • способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природными объектами.

Формирование:

  • внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
  • устойчивого учебно-познавательного интереса к природным объектам;
  • адекватного понимания причин успешности/неуспешностивнеучебной деятельности;
  • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на природу как значимую сферу человеческой жизни;

 Регулятивные универсальные учебные действия

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • различать способ и результат действия.
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и  в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
  • строить сообщения, проекты  в устной и письменной форме;
  • проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

Коммуникативные универсальные учебные действия

  • адекватно использовать коммуникативные средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя,  в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной,  и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • задавать вопросы;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Календарно-тематическое планирование

Название темы

Всего часов

УУД

Формы занятий

Дата

1.

Введение

1

Личностные УУД

мотивация учения.

Регулятивные УУД постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

Беседа

2

Оборудование биологической лаборатории

1

Познавательные УУД умение определять понятие, строить логическое рассуждение, умозаключения, делать выводы.

Личностные УУД формирование научного мировоззрения

Пр. работа

3

Методы изучения биологических объектов

1

Познавательные УУД поиск и выделение информации; установление причинно-следственных связей; моделирование.

Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Беседа

4-5

Микроскоп. Строение, правила работы. Техника безопасности

1

Познавательные УУД поиск и выделение информации; установление причинно-следственных связей; моделирование. 

Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Практическая работа

6

Методы приготовления и изучения препаратов «живая клетка» и «фиксированный препарат»

1

Познавательн. УУД самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникатив. УУД инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Беседа

7

Строение клетки. Основные органоиды клетки.

1

Познавательные УУД:поиск и выделение информации; установление причинно-следственных связей;

моделирование.

Личностные УУД: уметь находить ответ на поставленные вопросы

Коммуникативные    УУД: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации).

Беседа

8

Изучение готовых микропрепаратов  клетки

1

Познавательн. УУД самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникатив. УУД инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Практическая работа

9

Изучение бактериальной клетки

1

Познавательные УУД умение определять понятие, строить логическое рассуждение, умозаключения, делать выводы.

Регулятивные УУД постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

Практическая работа

10

Изучение растительной клетки. Приготовление препарата кожицы лука.

1

Познавательные УУД поиск и выделение информации; установление причинно-следственных связей;

моделирование.

Личностные УУД уметь находить ответ на поставленные вопросы

Коммуникативные    УУД инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации).

Практическая работа

11

Приготовление препарата мякоти плодов томата, яблока, картофеля

1

Познавательные УУД умение определять понятие, строить логическое рассуждение, умозаключения, делать выводы.

Личностные УУД формирование научного мировоззрения

Практическая работа

12

Споры

1

Познавательные УУД поиск и выделение информации; установление причинно-следственных связей; моделирование.

Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Практическая работа

13

Половые клетки растений

1

Познавательные УУД поиск и выделение информации; установление причинно-следственных связей; моделирование. 

Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Практическая работа

14

Изучение животной клетки

1

Познавательн. УУД самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникатив. УУД инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Практическая работа

15

Половые клетки животных

1

Познавательные УУД:поиск и выделение информации; установление причинно-следственных связей;

моделирование.

Личностные УУД: уметь находить ответ на поставленные вопросы

Коммуникативные    УУД: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации).

Практическая работа

16

Грибы. Общее знакомство. Микроскопические грибы

1

Познавательн. УУД самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникатив. УУД инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Беседа

17

Приготовление микропрепарата дрожжей и изучение его под микроскопом

1

Познавательные УУД умение определять понятие, строить логическое рассуждение, умозаключения, делать выводы.

Регулятивные УУД постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

Практическая работа

18

Выращивание плесени и изучение ее под микроскопом

1

Познавательные УУД поиск и выделение информации; установление причинно-следственных связей;

моделирование.

Личностные УУД уметь находить ответ на поставленные вопросы

Коммуникативные    УУД инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации).

Практическая работа

19

Понятие «ткань». Общее знакомство с тканями растений и животных

1

Познавательные УУД умение определять понятие, строить логическое рассуждение, умозаключения, делать выводы.

Личностные УУД формирование научного мировоззрения

Беседа

20

Покровная ткань растений

1

Познавательные УУД поиск и выделение информации; установление причинно-следственных связей; моделирование.

Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

21

Проводящая ткань растений

1

Познавательные УУД поиск и выделение информации; установление причинно-следственных связей; моделирование. 

Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

22

Механическая ткань растений

1

Познавательн. УУД самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникатив. УУД инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

23-24

Различные виды паренхимы растений

3

Познавательные УУД:поиск и выделение информации; установление причинно-следственных связей;

моделирование.

Личностные УУД: уметь находить ответ на поставленные вопросы

Коммуникативные    УУД: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации).

Беседа, практическая работа

25

Образовательная ткань растений

1

Познавательн. УУД самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникатив. УУД инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Практическая ткань

26-27

Эпителиальная ткань животных

2

Познавательные УУД умение определять понятие, строить логическое рассуждение, умозаключения, делать выводы.

Регулятивные УУД постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

Практическая работа

28-30

Соединительная ткань животных

3

Познавательные УУД поиск и выделение информации; установление причинно-следственных связей;

моделирование.

Личностные УУД уметь находить ответ на поставленные вопросы

Коммуникативные    УУД инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации).

Практическая работа

31-33

Мышечные ткани  животных

3

Познавательные УУД умение определять понятие, строить логическое рассуждение, умозаключения, делать выводы.

Личностные УУД формирование научного мировоззрения

Практическая работа

34

Нервная ткань. Обощение знаний

1

Познавательные УУД поиск и выделение информации; установление причинно-следственных связей; моделирование.

Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Практическая работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Лаборатория юного химика" 8 класс (ФГОС)

Данная программа предназначена для организации внеурочной деятельности с учащимися, интересующимися исследовательской деятельностью и направлена на формирование у них умения поставить цель и организов...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности !Лаборатория фенологических наблюдений" для учащихся 7 класса

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Лаборатория фенологических наблюдений"...

Программа внеурочной деятельности «Лаборатория измерений»

Программа внеурочной деятельности «Лаборатория измерений» разработана  для учащихся 5-6 классов и является пропедевтическим курсом физики, целью которого является сформировать предста...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Лаборатория «Химическая мозаика»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Лаборатория «Химическая мозаика» составлена на основе примерной разработана программы внеурочной деятельности.В.А Горского - М: «Прос...

Информационная карта занятия внеурочной деятельности + План – конспект учебного занятия в системе внеурочной деятельности "Лаборатория анатомии растений

laquo;Лаборатория анатомии растений» - аудиторное занятие, которое создает для развития у детей познавательного интереса, повышения интереса к исследовательской деятельности и способствует...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Лаборатория измерений»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Лаборатория измерений»  разработана  для одаренных учащихся 6 классов (количество - 10 человек) и является пропедевтическим курсом физи...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Лаборатория измерений»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Лаборатория измерений» составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Данная програм...