КТП физика 9 класс
календарно-тематическое планирование по физике (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Календарно – тематическое планирование по физике 2015 -2016 учебный год.
9 класс.
№ урока | Дата | Тема урока (форма работы) | Средства обучения, демонстрации | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | |
план | факт | |||||
Законы взаимодействия и движения тел (26 часа) | ||||||
1 | Инструктаж по ТБ и ППБ в кабинете физики. Материальная точка. Система отсчета. (урок изучения нового материала) | Демонстрации: равномерное прямолинейное движение; относительность движения. | Механическое движение. Материальная точка. Система отсчета. | Знать/понимать понятия: механическое движение, система отсчета, материальная точка. Уметь приводить примеры механического движения. Понимать и объяснять относительность механического движения. | ||
2 | Перемещение. (комбинированный урок) | Траектория, путь, перемещение. Определение координаты движущегося тела. | Знать понятия: траектория, путь, перемещение. Уметь объяснять их физический смысл. Уметь определять координату движущегося тела в любой момент времени. | |||
3 | Скорость прямолинейного равномерное движения. (комбинированный урок) | Демонстрации: равномерное прямолинейное движение. | Прямолинейное равномерное движение. Скорость равномерного прямолинейного движения. Перемещение при прямолинейном равномерном движении. | Знать/понимать понятия: равномерное прямолинейное движение, скорость равномерного прямолинейного движения. Уметь описывать равномерное прямолинейное движение. | ||
4 | Прямолинейное равноускоренное движение. (комбинированный урок) | Демонстрация равноускоренного движения. | Прямолинейное равноускоренное движение. Мгновенная скорость. Ускорение. | Знать/понимать смысл физических величин: скорость, ускорение. | ||
5 | Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движении | График зависимости скорости от времени. График зависимости ускорения от времени. | Уметь строить графики скорости и ускорения. Уметь описывать движение по графикам. | |||
6 | Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении. (комбинированный урок) | Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении. Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости. | Знать понятие перемещение при равноускоренном движении. | |||
7 | Решение задач на определение кинематических величин тела, движущегося равноускоренно. | Перемещение. Скорость. Ускорение. Путь. | Уметь решать задачи на нахождение кинематических величин | |||
8 | Лабораторная работа №1, «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.» Инструктаж по ТБ и ОТ. (урок-практикум) | Лабораторное оборудование: секундомер, измерительная лента, желоб, шарик, цилиндр. | Исследование равноускоренного движения без начальной скорости. | Уметь использовать измерительные приборы для расчета ускорения, представлять результаты измерений в виде таблиц, делать выводы. | ||
9 | Относительность механического движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. | Относительность формы траектории. Относительность перемещения и скорости. Движение и покой. Выбор системы отсчета. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. | Расширить и углубить понятие относительности движения | |||
10 | Повторение по теме «Основы кинематики». (урок обобщения и систематизации полученных знаний) | Сборники познавательных и развивающих заданий по теме «Виды механического движения» | Прямолинейное равномерное движение. Прямолинейное равноускоренное движение. Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движении. | Уметь описывать и объяснять равномерное и равноускоренное движение. Уметь строить и анализировать графики движения. Уметь объяснять зависимость пути от времени при равномерном и равноускоренном движении. | ||
11 | Контрольная работа №1 «Равномерное и равноускоренное движение». (урок контроля и оценивания знаний по теме) | Контрольно-измерительные материалы по теме «Равномерное и равноускоренное движение». | Равномерное и равноускоренное движение. | Уметь применять полученные знания и умения при решении задач. | ||
12 | Инерциальная система отсчета. Первый закон Ньютона. (комбинированный урок) | Демонстрация явления инерции. | Анализ контрольной работы №1. Явление инерции. Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона. | Знать/понимать содержание первого закона Ньютона. Уметь объяснять явление инерции. Знать понятие инерциальной системы отсчета. | ||
13 | Второй закон Ньютона. (комбинированный урок) | Демонстрация взаимодействия тел, второго закона Ньютона. | Взаимодействие тел. Сила. Второй закон Ньютона. | Знать/понимать содержание второго закона Ньютона; формулу, единицы измерения физических величин в СИ. | ||
14 | Третий закон Ньютона. (комбинированный урок) | Демонстрация третьего закона Ньютона. | Третий закон Ньютона. | Знать/понимать содержание третьего закона Ньютона. | ||
15 | Решение задач на законы Ньютона | Уметь решать задачи на законы Ньютона | ||||
16 | Свободное падение тел. (комбинированный урок) | Демонстрация свободного падения тел в трубке Ньютона | Свободное падение. Ускорение свободного падения. | Знать/понимать смысл понятие ускорение свободного падения. Уметь объяснять свободное падение тел. | ||
17 | Решение задач на движение тела, брошенного вертикально вверх. (комбинированный урок) | Движение тела, брошенного вертикально вверх. Невесомость. | Знать формулы скорости и перемещения тела, брошенного вертикально вверх. | |||
18 | Лабораторная работа №2 «Измерение ускорения свободного падения». Инструктаж по ТБ и ОТ. (урок-практикум) | Лабораторное оборудование: математический маятник, линейка, секундомер. | Измерение ускорения свободного падения. | Уметь использовать измерительные приборы для расчета ускорения свободного падения, представлять результаты измерений в виде таблиц, делать выводы. | ||
19 | Невесомость. (урок изучения нового материала) | Невесомость | ||||
20 | Закон всемирного тяготения. (комбинированный урок) | Справочная литература. | Закон всемирного тяготения. Гравитационная постоянная. | Знать/понимать смысл понятий: гравитационное взаимодействие, гравитационная постоянная, смысл закона всемирного тяготения. | ||
21 | Решение задач на закон всемирного тяготения. | Уметь решать задачи на ЗВТ | ||||
22 | Импульс. Закон сохранения импульса. (урок изучения нового материала) | Демонстрация закона сохранения импульса, | Импульс. Закон сохранения импульса | Знать/понимать смысл физических величин: импульс тела, импульс силы. | ||
23 | Решение задач на закон сохранения импульса. | Импульс. Закон сохранения импульса | Уметь решать простейшие задачи на применение закона сохранения импульса. | |||
24 | Реактивное движение. (урок изучения нового материала) | Демонстрация реактивного движения. | Реактивное движение. | Уметь решать простейшие задачи на применение закона сохранения импульса. | ||
25 | Повторение по теме «Законы динамики». (урок обобщения и систематизации полученных знаний) | Сборники познавательных и развивающих заданий по теме «Законы динамики» | Законы Ньютона. Силы в природе. Законы сохранения в механике. | Уметь применять полученные знания и умения при решении задач. | ||
26 | Контрольная работа №2 «Законы динамики». (урок контроля и оценивания знаний по теме) | Контрольно-измерительные материалы по теме «Законы динамики». | Законы динамики | Уметь применять полученные знания и умения при решении задач. | ||
Механические колебания и волны. Звук. (10 часов) | ||||||
27 | Колебательное движение. Колебания груза на пружине. Свободные колебания (урок изучения нового материала). | Демонстрация механических колебаний. | Анализ контрольной работы №2. Колебательное движение. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник. | Знать/понимать физический смысл основных характеристик колебательного движения. | ||
28 | Колебательная система Маятник. (комбинированный урок, повторение) | Справочная литература. | ||||
29 | Амплитуда, период, частота колебания. | Величины, характеризующие колебательное движение. Гармонические колебания. | Знать/понимать физический смысл основных характеристик колебательного движения. | |||
30 | Лабораторная работа №3 «Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы и жесткости пружины». Инструктаж по ТБ и ОТ. (урок-практикум) | Лабораторное оборудование: математический маятник, линейка, секундомер; набор грузов и пружин. | Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний груза на пружине от массы груза. | Уметь использовать измерительные приборы для исследования зависимости периода и частоты свободных колебаний маятника от его длины и груза на пружине от массы груза, представлять результаты измерений в виде таблиц, делать выводы. | ||
31 | Лабораторная работа №4 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины ». Инструктаж по ТБ и ОТ. (урок-практикум) | Лабораторное оборудование: математический маятник, линейка, секундомер; набор грузов и пружин. | Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний маятника от его длины. Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний груза на пружине от массы груза. | Уметь использовать измерительные приборы для исследования зависимости периода и частоты свободных колебаний маятника от его длины и груза на пружине от массы груза, представлять результаты измерений в виде таблиц, делать выводы. | ||
32 | Превращение энергии при колебательном движении. (урок изучения нового материала) | Наглядные пособия. | Гармоничные колебания. Превращение энергии при колебаниях. Свободные колебания. Вынужденные колебания. | Уметь объяснять и применять закон сохранения энергии для определения полной энергии колеблющегося тела. | ||
33 | Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс (комбинированный урок, повторение) | Вынужденные колебания. Резонанс. | ||||
34 | Распространение колебаний в упругих средах. Волны. Длина волны. Скорость распространения волн. (комбинированный урок) | Демонстрация механических волн. | Распространение колебаний в среде. Волны. Виды волн. Длина волны. Скорость распространения волн | |||
35 | Звуковые волны. Скорость звука. Высота, тембр и громкость звука. Звуковой резонанс.(комбинированный урок) | Демонстрации звуковых колебаний. | Источники звука. Звуковые колебания. Высота и тембр звука. Громкость звука. | Уметь описывать и объяснять зависимость характеристик звука (громкости, тембра, высоты) от параметров волны. | ||
36 | Контрольная работа №3 «Механические колебания и волны. Звук». (урок контроля и оценивания знаний по теме) | Контрольно-измерительные материалы по теме «Механические колебания и волны. Звук». | Механические колебания и волны. Звук | Уметь применять полученные знания и умения при решении задач. | ||
Электромагнитное поле (17 часов) | ||||||
37 | Однородное и неоднородное магнитное поле. (урок изучения нового материала) | Демонстрации действия магнитного поля на магнитную стрелку, взаимодействия двух параллельных проводников с током. | Магнитное поле. Свойства магнитного поля. Однородное и неоднородное магнитное поле. | Знать/понимать смысл понятий и основные свойства магнитного поля. | ||
38 | Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика. (комбинированный урок) | Демонстрация магнитного поля тока. | Направление тока и направление линий его магнитного поля. Магнитные линии. Правило буравчика. | Знать правило буравчика. Уметь применять правило буравчика в различных ситуациях. | ||
39 | Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки. (комбинированный урок) | Демонстрация действия магнитного поля на проводник с током. Демонстрация устройства электронно-лучевой трубки. | Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Сила Ампера. Сила Лоренца. Правило левой руки. | Знать правило левой руки. Уметь определять направление силы Ампера, силы Лоренца. | ||
40 | Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Опыты Фарадея. (комбинированный урок) | Индукция магнитного поля - количественная характеристика магнитного поля. Магнитный поток. | Знать/понимать смысл понятия индукция магнитного поля, единицы измерения в СИ. | |||
41 | Электромагнитная индукция. Направление индукционного тока. Правило Ленца. (комбинированный урок). | Демонстрация электромагнитной индукции, правила Ленца. | Явление электромагнитной индукции. Направление индукционного тока. Правило Ленца. | Знать/понимать закон электромагнитной индукции и правило Ленца. Уметь применять правило Ленца и определять направление индукционного тока. | ||
42 | Лабораторная работа №5 «Изучение явления электромагнитной индукции» Инструктаж по ТБ и ОТ. (комбинированный урок, урок-практикум) | Лабораторное оборудование: набор по электричеству, набор прямых магнитов. | Явление электромагнитной индукции. | Знать/понимать условия получения электрического тока с помощью магнитного поля. Уметь использовать оборудование для изучения явления электромагнитной индукции, делать выводы. | ||
43 | Явление самоиндукции. | Явление самоиндукции. | ||||
44 | Переменный ток. Генератор переменного тока. Преобразования энергии в электрогенераторах. (комбинированный урок) | Демонстрации: получение переменного тока при вращении витка в магнитном поле; устройство генератора постоянного тока; генератора переменного тока; устройства трансформатора; передача электрической энергии. | Получение и передача переменного электрического тока. Генератор переменного тока. Трансформатор. | Знать /понимать принцип получения переменного тока. Иметь представление об устройстве генератора переменного тока. Уметь приводить примеры практического использования. Иметь представление об устройстве трансформатора. | ||
45 | Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние. | Трансформатор. | ||||
46 | Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн (урок изучения нового материала) | Демонстрация свойств электромагнитных волн. | Электромагнитные волны. Шкала электромагнитных волн. | Понимать механизм возникновения электромагнитных волн. Знать свойства электромагнитных волн. Иметь представление о скорости электромагнитных волн как предельной скорости. | ||
47 | Влияние электромагнитных излучений на живые организмы | |||||
48 | Конденсатор. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения. (урок изучения нового материала) | Демонстрация электромагнитных колебаний. | Свободные электромагнитные колебания. Колебательный контур. Конденсатор. Электрическая емкость. Энергия электрического поля конденсатора. Формула Томсона. | Знать/понимать, что такое электромагнитные колебания. Уметь описывать и объяснять процесс возникновения электромагнитных колебаний. Знать и уметь применять формулу Томсона. | ||
49 | Электромагнитная природа света. Преломление света. Показатель преломления. Дисперсия света. (урок изучения нового материала). | Электромагнитная природа света. | Знать/понимать электромагнитную природу света. | |||
50 | Типы оптических спектров. Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров. (урок изучения нового материала) | Демонстрация преломления света. | Преломление света. Физический смысл показателя преломления. | Знать/понимать смысл понятии свет. Знать/понимать физический смысл показателя преломления. | ||
51 | Дисперсия света (комбинированный урок) | Демонстрация дисперсии белого света, получение белого света при сложении света разных цветов. | Дисперсия света. Цвета тел. «Теория цвета и света» И.Ньютона. | Уметь описывать и объяснять явление дисперсии. | ||
52 | Лабораторная работа №6 «Наблюдение сплошного и линейчатых спектров испускания» Инструктаж по ТБ и ОТ. (урок-практикум) | Наглядные пособия. Демонстрация спектроскопа. Лабораторное оборудование. | Типы оптических спектров. Спектральный анализ. Наблюдение линейчатых спектров излучения | Знать/понимать процесс поглощения и спускания света атомами. | ||
53 | Контрольная работа №4 «Электромагнитное поле».(урок контроля и оценивания знаний по теме) | Контрольно-измерительные материалы по теме «Электромагнитное поле». | Электромагнитное поле | Уметь применять полученные знания и умения при решении задач. | ||
Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер. (11 часов) | ||||||
54 | Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета - и гамма-излучения. (урок изучения нового материала) | Наглядные пособия. | Анализ контрольной работы №4. Радиоактивность как свидетельство сложного строения атома. Альфа-, бета-, гамма-излучения. | Знать/понимать смысл понятия радиоактивность. Уметь характеризовать альфа-, бета-, гамма-излучения. | ||
55 | Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома. Радиоактивные превращения атомных ядер. (комбинированный урок) | Демонстрация модели опыта Резерфорда. | Модели атомов. Опыт Резерфорда. | Знать/понимать планетарную модель строения атома. | ||
56 | Радиоактивные превращения атомных ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях. (урок изучения нового материала) | Радиоактивные превращения атомных ядер | Уметь записывать простейшие уравнения превращений атомных ядер. | |||
57 | Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике. Лабораторная работа 7 «Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков». Инструктаж по ТБ и ОТ.(комбинированный урок, составление конспекта) | Справочная литература. Наблюдение треков частиц в камере Вильсона. Демонстрация устройства и действия счетчика ионизирующих частиц. | Экспериментальные методы исследования частиц. | Уметь описывать методы регистрации ядерных излучений. Уметь использовать фотографии для объяснения характера движения заряженных частиц, делать выводы. | ||
58 | Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и массового чисел. (комбинированный урок) | Наглядные пособия. Справочная литература. | Открытие протона и нейтрона. | Знать/понимать, из каких элементарных частиц состоит ядро атома. Знать историю открытия протона и нейтрона. | ||
59 | Лабораторная работа 8 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям» | Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков | Уметь описывать и объяснять процесс протекания цепных ядерных реакций. | |||
60 | Энергия связи частиц в ядре. Деление ядер урана. Цепная реакция. (комбинированный урок) | Наглядные пособия. | Ядерные силы. Энергия связи. Дефект масс. | Знать/понимать смысл физической величины энергия связи. Уметь вычислять дефект масс и энергию связи атомных ядер. | ||
61 | Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций. Дозиметрия. (комбинированный урок) | Наглядные пособия, справочная литература. Лабораторное оборудование. | Деление ядер. Цепные ядерные реакции. Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков | Уметь описывать и объяснять процесс протекания цепных ядерных реакций. | ||
62 | Период полураспада. Закон радиоактивного распада. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. | Наглядные пособия, справочная литература. | Биологическое действие радиации. Закон радиоактивного распада. Применение радиоактивных изотопов в медицине, археологии, следственных экспериментах. Измерение естественного радиоактивного фона дозиметром | Знать/понимать полезное и вредное воздействие радиации на живые организмы. Понимать роль ионизирующих излучений в возникновении мутаций, в эволюционных процессах. Уметь перечислить основные применения ионизирующих излучений в технике, медицине, генной инженерии. | ||
63 | Лабораторная работа 9 «Измерение естественного радиоактивного фона дозиметром». Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и звёзд. (комбинированный урок) | Наглядные пособия. Лабораторное оборудование. | Термоядерные реакции. Источники энергии Солнца и звезд. Измерение естественного радиоактивного фона дозиметром | Знать/понимать полезное и вредное воздействие радиации на живые организмы. Понимать роль ионизирующих излучений в возникновении мутаций, в эволюционных процессах. Уметь перечислить основные применения ионизирующих излучений в технике, медицине, генной инженерии. | ||
64 | Контрольная работа №5 «Строение атома и атомного ядра». (урок контроля и оценивания знаний по теме) | Контрольно-измерительные материалы по теме «Строение атома и атомного ядра». | Строение атома и атомного ядра | Уметь применять полученные знания и умения при решении задач. | ||
65-68 | Резерв (входная, полугодовая и итоговая к.р.) |
Фронтальных лабораторных работ – 9.
Контрольных работ – 5.
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка
Физика – фундаментальная наука, имеющая своей предметной областью общие закономерности природы во всем многообразии явлений окружающего нас мира. Физика – наука о природе, изучающая наиболее общие и простейшие свойства материального мира. Она включает в себя как процесс познания, так и результат – сумму знаний, накопленных на протяжении исторического развития общества. Этим и определяется значение физики в школьном образовании. Физика имеет большое значение в жизни современного общества и влияет на темпы развития научно-технического прогресса.
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Е.М.Гутник, А.В. Перышкин из сборника "Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 – 11 кл. / сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2010.
При реализации рабочей программы используется учебник «Физика 9 класс» авторов Перышкин А. В, Гутник Е. М., входящий в Федеральный перечень учебников, утвержденный Министерством образования и науки РФ.
В задачи обучения физике входят:
- развитие мышления учащихся, формирование у них самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;
- овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;
- усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, понимание роли практики в познании физических явлений и законов;
- формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии.
Основные цели изучения курса физики в 9 классе:
- освоение знаний о механических, магнитных, квантовых явлениях ,электромагнитных колебаниях и волнах; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
- овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
- воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
- применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды
Учебно-методический комплекс
№п\п | Авторы,составители | Название учебного издания | Годы издания | Издательство |
1. | А.В. Перышкин, Е.М. Гутник | Физика-9кл | 2014 | Москва, Дрофа |
2. | В.И. Лукашик | Сборник задач по физике7-9кл. | 2007 | Москва, Просвещение |
3. | В.А. Волков | Поурочные разработки по физике 9 класс. | 2005 | Москва, Вако |
4. | А.Е. Марон, Е.А. Марон | Дидактические материалы по физике 9 класс. | 2009 | Москва, Экзамен |
2.Требования к уровню подготовки
В результате изучения курса физики ученик должен:
Знать / понимать:
- Смысл понятий: физическое явление, физический закон, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, атом, атомное ядро, ионизирующее излучение
- Смысл физических величин: скорость, путь, ускорение, сила, импульс, период, частота, энергия связи, дефект масс.
- Смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения. сохранения импульса,
Уметь:
- Описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение,, равноускоренное прямолинейное движение, механические колебания и волны, действие магнитного поля на проводник с током, электромагнитную индукцию, дисперсию, свойства ЭМВ
- Использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, скорости, периода, частоты колебаний
- Представлять результаты измерений с помощью графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, периода колебаний маятника и его частоты от длины нити, периода колебаний груза на пружине от жесткости пружины и массы груза,
- Выражать результаты измерений и расчетов в единицах СИ
- Приводить примеры практического использования физических знаний о механических, электромагнитных и квантовых явлениях
- Решать задачи на применение изученных физических законов
- Осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников и ее обработку и представление в разных формах (словесно, графически, схематично)
- Использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни
4. Содержание программы по разделам физики 9 класса с указанием обязательного демонстрационного эксперимента и обязательных лабораторных работ.
Предлагаемое тематическое планирование разработано применительно к примерной программе основного общего образования по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений и на основе регионального базисного учебного плана основного общего образования по физике для учителей, использующих в работе учебники линии А.В. Перышкин, Е.М. Гутник из расчета 2 часа в неделю (68 часов в год)
Распределение учебного времени, отведенного на изучение отдельных разделов:
№ пп | Название темы | Всего часов | Из них | |
Лабораторные работы | Контрольные работы | |||
1 | Законы взаимодействия и движения тел | 26 | 2 | 2 |
2 | Механические колебания и волны | 10 | 2 | 1 |
3 | Электромагнитное поле. | 17 | 2 | 1 |
4 | Строение атома и атомного ядра. Квантовые явления | 11 | 3 | 1 |
5 | Повторение | 4 |
Законы взаимодействия и движения тел (26 часов)
Лабораторные работы.
- Исследование равноускоренного движения без начальной скорости
- Измерение ускорения свободного падения
Обязательный демонстрационный эксперимент
- Относительность движения
- Явление инерции
- Второй закон Ньютона
- Третий закон Ньютона
- Свободное падение тел в трубке Ньютона
- Направление скорости при равномерном движении по окружности
- Закон сохранения импульса
- Реактивное движение
Механические колебания и волны. Звук (10 часов)
Обязательный демонстрационный эксперимент
- Механические колебания
- Зависимость периода колебаний груза на пружине от массы груза
- Зависимость периода колебаний нитяного маятника от длины нити
- Превращение энергии при механических колебаниях
- Механические волны
- Звуковые колебания
- Условия распространения звука
Лабораторная работа.
1. Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины нити
2. Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины
Электромагнитное поле. (17часов)
Обязательный демонстрационный эксперимент
- Электромагнитная индукция
- Правило Ленца
- Самоиндукция
- Электромагнитные колебания
- Получение переменного тока при вращении витка в магнитном поле
- Устройство генератора переменного тока
- Устройство трансформатора
- Передача электрической энергии
- Свойства электромагнитных волн
- Принципы радиосвязи
- Дисперсия белого света
Лабораторная работа
- Изучение явления электромагнитной индукции
- Наблюдение сплошного и линейчатых спектров испускания
Строение атома и атомного ядра. (11 часов)
Обязательный демонстрационный эксперимент
- Модель опыта Резерфорда
- Наблюдение линейчатых спектров излучения
- Наблюдение треков в камере Вильсона
- Устройство и действие счетчика ионизирующих частиц
Лабораторные работы.
- Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям
- Изучение деления атома ядра урана по фотографии треков
- Измерение естественного радиационного фона дозиметром
Повторение (4 часа)
5. Формы и средства контроля
В ходе изучения курса физики 9 класса предусмотрен тематический и итоговый контроль в форме тематических тестов, самостоятельных, контрольных работ.
Общее количество контрольных работ, проводимых после изучения различных тем равно 5:
- Контрольная работа №1 по теме « Равномерное и равноускоренное движение»
- Контрольная работа №2 по теме «Законы динамики»
- Контрольная работа №3 по теме « Механические колебания и волны. Звук»
- Контрольная работа №4 по теме «Электромагнитное поле»
- Контрольная работа №5 по теме «Строение атома и атомного ядра»
- Список литературы
Для учителя
- Серия «Стандарты второго поколения». Примерные программы по учебным предметам. Физика 7-9 классы. Естествознание 5 класс – М.: Просвещение, 2010.
- Перышкин А.В., Гутник Е.М. Физика. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2014 г.
- Лукашик В.И. Сборник задач по физике для 7 – 9 классов общеобразовательных учреждений / В.И. Лукашик, Е.В.Иванова. – М.: Просвещение, 2007.
- Рымкевич А.П., Рымкевич П.А. Сборник задач по физике .- М.: Просвещение, 1983 г.
- Генденштейн Л.Э., Гельфгат И.М., Кирик Л.И. "Задачи по физике, 9 класс", - М., "Илекса", Харьков "Гимназия", 2002.
- Лукашик В.И. "Физическая олимпиада", - М., "Просвещение", 1987.
- Телюкова Г.Г. «Тематическое планирование. Физика 7-11»,- Волгоград, «Учитель», 2006.
- Марон А.Е., Марон Е.А. «Дидактические материалы 7 класс», - М., "Дрофа",2009.
Для учащихся
1. Перышкин А.В., Гутник Е.М. Физика. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2014 г.
2. Лукашик В.И. Сборник задач по физике для 7 – 9 классов общеобразовательных учреждений / В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. – М.: Просвещение, 2007.
3. Марон А.Е., Марон Е.А. «Дидактические материалы 7 класс», - М., "Дрофа", 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Предмет: Физика Класс: 10 класс, Урок открытия нового знания (ОНЗ)
урок-практикум...
Предмет: физика Класс: 8 Тема урока: Расчет сопротивления проводников. Удельное сопротивление.
Предмет: физика Класс: 8 Тема урока: Расчет сопротивления проводников. Удельное сопротивление....
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ на 2021/2022 учебный год Предмет физика Класс 7.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕна 2021/2022 учебный годПредмет физикаКласс 7Рабочая программа по физике для общеобразовательных учреждений «Физика» 7-9 классы по учебникам А.В. Перышк...
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ на 2021/2022 учебный год Предмет физика Класс 8.
Предмет физикаКласс 8Рабочая программа по физике для общеобразовательных учреждений «Физика» 7-9 классы по учебникам А.В. Перышкин, Е.М. Гутник.М.: Просвещение, 2015г. Учебник «Физик...
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ на 2020/2021 учебный год Предмет физика Класс 9
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕна 2020/2021 учебный годПредмет физикаКласс 9Рабочая программа по физике для общеобразовательных учреждений «Физика» 7-9 классы по учебникам А.В. ...
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ: ФИЗИКА КЛАСС: 7
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММАПРЕДМЕТ: ФИЗИКАКЛАСС: 7...