Рабочие программы по физике.
рабочая программа по физике на тему

Рабочие программы по физике 7-9 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fizika.doc347 КБ

Предварительный просмотр:

Согласовано:

зам. директора по УВР

_______/ Т.Ю. Стрелкова/

«__»__________ 2015 г.

Утверждаю:

директор МБОУ «Нижнетигинская ООШ»

приказ №_____от «___»___________2015г

________/ С.Ю. Гусева/

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«НИЖНЕТИГИНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Рабочая программа

по курсу «Физика»

7 класс

Рабочая программа составлена на основе:  программы для общеобразовательных учреждений: Физика. 7-11 класс. Составитель: В. А. Попова. «Планета» - Москва 2011 г., рекомендованная Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования МО РФ.

Учебник: А.В. Пёрышкин Физика 7 класс, учебник для общеобразовательных учреждений,  изд-во «Дрофа», Москва 2009  год.

Учитель: Юферова Т.Г., педстаж 27 лет, I категория.

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа разработана на основе Программы для общеобразовательных

учреждений «Физика. 7-11 кл» МО РФ, М.: Планета, 2011; авторской программы А. В.

Перышкина.

Календарно-тематический план ориентирован на использование учебника:

«Физика 7 класс», Перышкин А.В, М., Дрофа, 2009, а также дополнительных пособий:

Перышкин А.В. «Сборник задач по физике», 7- 9 классы, , М.: Экзамен, 2008.

Марон А.Е., Марон Е.А. Дидактические материалы. Физика , 7 класс, М.: Дрофа, 2004.

Марон Е.А. Опорные конспекты и разноуровневые задания  Физика 8 СПб: «Виктория» 2011

Место предмета в федеральном базисном учебном плане

Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение физики на ступени основного общего образования отводится не менее 210 ч из расчета 2 ч в неделю с VII по IX класс. Изучение курса физики в 7-9 классах структурировано на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Рабочая программа по физике для 8 класса рассчитана на 70 часов из расчета 2 часа в неделю.

Цели и задачи  программы:

освоение знаний о механических явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;

воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Содержание  учебного курса

Введение (5 часов)

ТБ в кабинете физики. Что изучает физика. Физика – наука о природе. Понятие физического тела, вещества, материи, явления, закона. Физические величины. Измерение физических величин. Система единиц.

Первоначальные сведения о строении вещества (6 часов)

Строение вещества. Молекулы. Лабораторная работа №1: «Определение цены деления шкалы измерительного прибора». Лабораторная работа №2: «Измерение размеров малых тел»Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Скорость движения молекул и температура тел.

Взаимное притяжение и отталкивание молекул. Три состояния вещества. Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов.

Взаимодействие тел  (19 часов)

Механическое движение. Понятие материальной точки. Чем отличается путь от движения. Скорость тела. Равномерное и неравномерное движение. Скорость. Единицы скорости тела. Расчет скорости, пути и времени движения. Инерция. Взаимодействие тел. Масса тела.  Единицы массы. Лабораторная работа №3: «Измерение массы вещества на рычажных весах»  Плотность вещества. Лабораторная работа №4-5:  «Измерение объема твердого тела», «Определение плотности твердого тела». Расчет массы и объема вещества по его плотности. Расчет массы и объема вещества по его плотности. Сила. Сила – причина изменения скорости. Явление тяготения. Сила тяжести. Сила упругости. Единицы силы. Связь между силой и массой тела. Лабораторная работа №6: «Динамометр. Градуирование пружины и измерение сил динамометром». Графическое изображение силы. Сложение сил. Сила трения. Трение покоя. Роль трения в технике.

Давление твёрдых тел, жидкостей и газов (25 часов)

Давление. Закон Паскаля. Расчёт давления жидкости. Сообщающиеся сосуды. Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Барометр-анероид. Поршневой жидкостный насос. Архимедова сила. Плавание тел. Лабораторная работа № 7 «Определение выталкивающей силы». Лабораторная работа № 8 «Выяснение условий плавания тела в жидкости».  

Работа и мощность. Энергия (15 часов)

Работа. Мощность. Мощность и работа. Рычаги. Момент силы. Лабораторная работа №8: «Выяснение условий равновесия рычага». Блоки. Золотое правило механики. Золотое правило механики. Лабораторная работа №9: «Определение КПД при подъеме тележки по наклонной плоскости». Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Закон сохранения энергии. Лабораторная работа № 10 «Определение КПД при подъёме тела по наклонной плоскости»

Учебно-тематическое планирование


п/п

 Название темы

Всего часов

Из них

лаборат. работы

контр. работы

1

Введение

5

2

Первоначальные сведения о строении вещества

6

2

1

3

Взаимодействие тел

19

4

2

4

Давление твёрдых тел, жидкостей и газов

25

2

2

5

Работа и мощность. Энергия.

15

2

1

6

Итого

70

10 

 6

Требования к уровню подготовки:

В результате изучения физики ученик должен знать/понимать

- смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие,

- смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия;

- смысл физических законов: Гука, Паскаля, Архимеда, уметь

описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел;

- использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления;

- представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления;

- выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

- приводить примеры практического использования физических знаний о механических;

- решать задачи на применение изученных физических законов;

- осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

Календарно-тематическое планирование

№ ур.

Название раздела, темы.

Кол-во часов

Сроки проведения

по плану

по факту

Введение

5

1.

Что изучает физика. Некоторые физические термины.

1

3.09

2.

Наблюдения и опыты. Физические величины.

1

8.09

3.

Измерение физических величин.

1

10.09

4.

Точность и погрешность измерений.

1

15.09

5.

Физика  и техника.

1

17.09

Глава I. Первоначальные сведения о строении вещества.

6

6.

Строение вещества. Молекулы.

1

22.09

7.

Диффузия в газах, жидкостях и твёрдых телах. Взаимное притяжение и отталкивание молекул

1

24.09

8.

Агрегатные состояния вещества. Различие в молекулярном строении жидкостей и газов.

1

29.09

9.

Решение задач.

1

1.10

10.

Лабораторная работа № 1 «Определение цены деления измерительного прибора». Лабораторная работа № 2 «Измерение размеров малых тел».

1

6.10

11.

Контрольная работа.

1

8.10

Глава II. Взаимодействие тел.

19

12.

Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение.

1

13.10

13.

Скорость движения. Единицы скорости.

1

15.10

14.

Расчёт пути и времени движения.

1

20.10

15.

Инерция. Взаимодействие тел.

1

22.10

16.

Масса тела. Единицы массы. Измерение массы тела на весах.

1

5.11

17.

Лабораторная работа № 3 «Измерение массы тела на рычажных весах».

1

10.11

18.

Плотность вещества.

1

19.

Лабораторная работа № 4 «Измерение объёма тела». Лабораторная работа № 5 «Определение плотности твёрдого тела».

1

12.11

20.

Расчёт массы и объёма тела по его плотности. Решение задач.

1

17.11

21.

Контрольная работа № 2.

1

19.11

22.

Сила. Явление тяготения. Сила тяжести.

1

20.11

23.

Сила упругости. Закон Гука.

1

22.11

24.

Вес тела.

1

27.11

25.

Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела.

1

2.12

26.

Лабораторная работа № 6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром». Динамометр.

1

4.12

27.

Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сил.

1

9.12

28.

Сила трения. Трение покоя.

1

11.12

29.

Трение в природе и технике.

1

16.12

30.

Контрольная работа.

1

18.12

Глава III. Давление твёрдых тел, жидкостей и газов.

25

31.

Давление. Единицы давления.

1

23.12

32.

Способы уменьшения и увеличения давления.

1

25.12

33.

Давление газа. Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля.

1

15.01

34.

Давление в жидкости и газе.

1

17.01

35.

Расчёт давления жидкости на дно и стенки сосуда.

1

22.01

36.

Решение задач.

1

24.01

37.

Сообщающиеся сосуды.

1

29.01

38.

Вес воздуха. Атмосферное давление.

1

31.01

39.

Почему существует воздушная оболочка Земли.

1

5.02

40.

Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли.

1

7.02

41.

Барометр-анероид.

1

12.02

42.

Атмосферное давление на различных высотах.

1

14.02

43.

Поршневой жидкостный насос.

1

19.02

44.

Гидравлический пресс.

1

21.02

45.

Решение задач.

1

26.02

46.

Контрольная работа.

1

28.02

47.

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.

1

5.03

48.

Архимедова сила.

1

7.03

49.

Плавание тел.

1

12.03

50.

Плавание судов.

1

14.03

51.

Воздухоплавание.

1

19.03

52.

Лабораторная работа № 7 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело».

1

21.03

53.

Лабораторная работа № 8 «Выяснение условий плавания тела в жидкости».

1

2.04

54.

Решение задач.

1

4.04

55.

Контрольная работа.

1

9.04

Глава IV. Работа и мощность. Энергия.

15

   56.

Механическая работа. Единицы работы.

1

11.04

57.

Мощность. Единицы мощности

1

16.04

58.

Решение задач.

1

18.04

59.

Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге.

1

23.04

60.

Момент силы.

1

25.04

61.

Лабораторная работа № 9 «Выяснение условия равновесия рычага».

1

30.04

62.

Рычаги в технике, быту и природе.

1

2.05

63.

Применение закона равновесия рычага к блоку

1

7.05

64.

Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило механики».

1

9.05

65.

Коэффициент полезного действия механизма.

1

14.05

66.

Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия.

1

16.05

67.

Лабораторная работа № 10 «Определение КПД при подъёме тела по наклонной плоскости».

1

21.05

68.

Решение задач.

1

23.05

69.

Контрольная работа.

1

28.05

70.

Итоговый урок по изученному курсу.

1

30.05

Литература и средства обучения:

1. Физика – 7 класс,  Перышкин А. В., ДРОФА, Москва – 2005г

2. Сборник задач по физике. 7-9 кл. / Составитель В. И. Лукашик,– 24-е изд. – М.:  

    Просвещение, 2010.

3. Физика – 7. Самостоятельные и контрольные работы. – М.: Дрофа, 2010.

4. Стандарты образования.

5. Примерные программы по физике. М.: Дрофа, 1999-2005.

6. Рабочие программы по физике 7 – 11 классы, Москва, ПЛАНЕТА, 2009г

7. Поурочные разработки по физике: 7 класс Москва «ВАКО» 2007

8. ТОИПКРО Тестовые задания по физике 7 класс Томск 2001

Согласовано:

зам. директора по УВР

_______/ Т.Ю. Стрелкова/

«__»__________ 2015 г.

Утверждаю:

директор МБОУ «Нижнетигинская ООШ»

приказ №_____от «___»___________2015 г

________/ С.Ю. Гусева/

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«НИЖНЕТИГИНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Рабочая программа

по курсу «Физика»

8 класс

Рабочая программа составлена на основе:  программы для общеобразовательных учреждений: Физика. 7-11 класс. Составитель: В. А. Попова «Планета» Москва 2011 г., рекомендованная Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования МО РФ.

Учебник: А.В. Пёрышкин Физика 8 класс, учебник для общеобразовательных учреждений,  изд-во «Дрофа», Москва 2009  год.

Учитель: Юферова Т.Г., педстаж 27 лет, I категория.

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа разработана на основе Программы для общеобразовательных учреждений «Физика. 7-11 кл» МО РФ, М.: Дрофа, 2005; авторской программы А. В. Перышкина.

Календарно-тематический план ориентирован на использование учебника:

«Физика 8 класс», Перышкин А.В, М., Дрофа, 2009, а также дополнительных пособий:

Перышкин А.В. «Сборник задач по физике», 7- 9 классы, М.: Экзамен, 2008.

Марон А.Е., Марон Е.А. «Дидактические материалы. Физика , 8 класс» (Издание второе), М.: Дрофа, 2004.

Место предмета в федеральном базисном учебном плане:

Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение физики на ступени основного общего образования отводится не менее 210 ч из расчета 2 ч в неделю с VII по IX класс. Изучение курса физики в 7-9 классах структурировано на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Рабочая программа по физике для 8 класса рассчитана на 70 часов из расчета 2 часа в неделю.

Цели и задачи  программы:

освоение знаний о механических явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;

воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Содержание  учебного курса

Тепловые явления  (10 часов)

ТБ в кабинете физики. Тепловые явления. Температура. Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии. Теплопроводность. Конвекция.  Излучение.  Особенности различных способов теплопередачи. Примеры теплопередачи в природе и технике. Количества теплоты. Единицы количества теплоты.  Удельная теплоемкость. Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении.  Лабораторная работа №1: «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры» Лабораторная работа №2: «Измерение удельной теплоемкости твердого тела». Энергия топлива. Удельная теплота сгорания. Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах. Контрольная работа №1: «Тепловые явления».

Изменение агрегатных состояний веществ  (10 часов)  

Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердение кристаллических тел. График плавления  и отвердения. Удельная теплота плавления. Решение задач. Испарение. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделении ее при конденсации пара. Кипение. Удельная теплота парообразования и конденсации. Кипение, парообразование и конденсация.  Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха. Работа пара  и  газа при расширении. Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина. КПД теплового двигателя.

Кипение, парообразование и конденсация. Влажность воздуха. Работа газа и пара при расширении.

Контрольная работа №2: «Изменение агрегатного состояния вещества»

        Электрические явления  (26 часов)

Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов.

Электроскоп. Проводники и  диэлектрики. Электрическое поле. Делимость электрического заряда. Строение атома. Объяснение электрических явлений. Электрический ток. Источники электрического тока. Электрическая цепь и ее составные части.

Электрический ток  в металлах. Действие электрического тока. Направление тока. Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока. Лабораторная работа №3: «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках». Электрическое напряжение. Единицы напряжения. Вольтметр. Измерение напряжения. Электрическое сопротивление проводников. Единицы сопротивления. Лабораторная работа №4: «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи»

Зависимость силы тока от напряжения. Закон Ома для участка цепи. Расчет сопротивления проводников. Удельное сопротивление. Реостаты. Лабораторная работа №5: «Регулирование силы тока реостатом»

Лабораторная работа №6: «Определение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра». Последовательно е соединение проводников. Параллельное сопротивление проводников.

Закон Ома для участка цепи. Работа электрического тока. Лабораторная работа №7: Измерение мощности и работы тока в электрической лампе. Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца. Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы. Короткое замыкание. Предохранители. Повторение материала: Электрические явления. Контрольная работа №3: Электрические явления.

Электромагнитные явления  (10 часов)

Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линзы. Магнитное поле катушки с током. Электромагниты. Лабораторная работа №8: Сборка электромагнита и его испытание.

Применение электромагнитов.  Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель.

Лабораторная работа №9: Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели)

Устройство электроизмерительных приборов. Контрольная работа №4: Электромагнитные явления

Световые явления  (14 часов)

Источники света. Распространение света. Отражение света. Законы отражения света.

Плоское зеркало. Преломление света. Линзы. Оптическая сила линз. Изображение, даваемое линзой.

Лабораторная работа №10: Получение изображения при помощи линзы. Контрольная работа №5: Световые явления.


п/п

 Название темы

Всего часов

Из них

лаборат. работы

контр. работы

1

Тепловые явления

10

1

1

2

Изменение агрегатных состояний веществ

10

1

1

3

Электрические явления

26

5

1

4

Электромагнитные явления

10

2

1

5

Световые явления

14

1

1

6

Итого

70

10 

 5

Учебно-тематическое планирование

Требования к уровню подготовки учащихся

Главной целью образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цель обучения физике:

-  освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, величинах, характеризующих эти явления, законах, которым они подчиняются, о методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

-  овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

-  развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения интеллектуальных проблем, физических задач и выполнения экспериментальных исследований; способности к самостоятельному приобретению новых знаний по физике в соответствии с жизненными потребностями и интересами;

-  воспитание убежденности в познаваемости окружающего мира, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

-  применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности.

Календарно-тематическое планирование

№ ур.

                             Название раздела, темы.

кол. час.

сроки проведения

по плану

по факту

Глава I: Тепловые явления.

10

1.

Тепловые явления. Температура. Внутренняя энергия.

1

4.09

2.

Способы изменения внутренней энергии тела. Теплопроводность.

1

8.09

3.

Конвенция. Излучение.

1

11.09

4.

Количество теплоты. Единицы количества теплоты. Удельная теплоёмкость.

1

15.09

5.

Расчёт количества теплоты.

1

18.09

6.

Энергия топлива. Удельная теплота сгорания.

1

7.

Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах.

1

22.09

8.

Лабораторная работа № 1, № 2.

1

24.09

9.

Решение задач.

1

29.09

10.

Контрольная работа № 1.

1

2.10

Глава II. Изменение агрегатных состояний вещества.

10

11.

Агрегатные состояние вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел.

1

6.10

12.

График плавления и отвердевания кристаллических тел. Удельная теплота плавления.

1

9.10

13.

Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделении её при охлаждении.

1

13.10

14.

Решение задач.

1

14.10

15.

Кипение. Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха.

1

16.10

16.

Удельная теплота парообразования и конденсации.

1

20.10

17.

Работа пара и газа при расширении. Двигатель внутреннего сгорания.

1

23.10

18.

Паровая турбина. КПД теплового двигателя.

1

6.11

19.

Решение задач.

1

10.11

20.

Контрольная работа № 2.

1

11.11

Глава III. Электрические явления.

26

21

Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов.

1

13.11

22.

Электроскоп. Проводники и непроводники электричества. Электрическое поле.

1

18.11

23.

Делимость электрического заряда. Электрон.

1

20.11

24.

Строение атомов. Объяснение электрических явлений.

1

25.11

25.

Электрический ток. Источники электрического тока. Электрическая цепь и её составные части.

1

27.11

26.

Электрический ток в металлах.

1

2.12

27.

Действие электрического тока. Направление электрического тока.

1

4.12

28.

Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока.

1

9.12

29.

Единицы напряжения. Вольтметр. Измерение напряжения.

1

11.12

30.

Зависимость силы тока от напряжения.

1

16.12

31.

Лабораторная работа № 3 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в её различных участках.

1

18.12

32.

Электрическое сопротивление проводников. Единицы сопротивления. Закон Ома для участка.

1

23.12

33.

Лабораторная работа № 4 «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи».

1

15.01

34.

Расчёт сопротивления проводника. Удельное сопротивление. Примеры на расчёт сопротивления проводника, силы тока и напряжения.

1

17.01

35.

Реостаты.

1

22.01

36.

Лабораторная работа № 5 «Регулирование силы тока реостатом».

1

24.01

37.

Лабораторная работа № 6 «Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра».

1

29.01

38.

Последовательное соединение проводников.

1

31.01

39.

Параллельное соединение проводников.

1

5.02

40.

Работа электрического тока.

1

7.02

41.

Мощность электрического тока.

1

12.02

42.

Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля–Ленца.

1

14.02

43.

Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы. Короткое замыкание. Предохранители.

1

19.02

44.

Лабораторная работа № 7 «Измерение мощности и работы тока в электрической лампе».

1

21.02

45.

Решение задач.

1

26.02

46.

Контрольная работа № 3.

1

28.02

Глава IV. Электромагнитные явления.

10

47.

Магнитное поле.

1

5.03

48.

Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии.

1

7.03

49.

Магнитное поле катушки с током. Электромагниты.

1

12.03

50.

Лабораторная работа № 8 «Сборка электромагнита и испытание его действия».

1

14.03

51.

Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов.

1

19.03

52.

Магнитное поле Земли.

1

21.03

53.

Действие магнитного поля на проводники с током. Эл. двигатель.

1

2.04

54.

Лабораторная работа № 9 «Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели)».

1

4.04

55.

Решение задач.

1

9.04

56.

Контрольная работа № 4.

1

11.04

Глава V. Световые явления.

14

57.

Источники света.

1

16.04

58.

Распространение света.

1

18.04

59.

Отражение света.

1

23.04

60.

Законы отражения света.

1

25.04

61.

Плоское зеркало.

1

30.04

62.

Преломление света.

1

2.05

63.

Линзы. Оптическая сила линзы.

1

7.05

64.

Решение задач на построение изображений полученное от линз.

1

9.05

65.

Изображения, даваемые линзой.

1

14.05

66.

Лабораторная работа № 10 «Получение изображения при помощи линзы».

1

16.05

67.

Разложение белого света на цвета.

1

21.05

68.

Решение задач.

1

23.05

69.

Контрольная работа № 5.

1

28.05

70.

Итоговый урок

1

30.05

Литература и средства обучения

  1. Перышкин А.В. «Сборник задач по физике», 7-9 классы, М.: Экзамен, 2008.
  2. Минькова Р.Д. «Рабочая тетрадь по физике», 8 класс, М.: Экзамен, 2008.
  3. 1С: Репетитор. Физика 1.5. CD-ROM. Компьютерные обучающие, демонстрационные и тестирующие программы. 
  4. Открытая физика. Часть 1 и 2. CD-ROM. Компьютерные обучающие, демонстрационные и тестирующие программы
  5. С. Е. Полянский Поурочные разработки по физике: 8 класс Москва «ВАКО» 2007
  6. ТОИПКРО Тестовые задания по физике 8 класс Томск 1999
  7. Цифровые образовательные ресурсы ИНТЕРНЕТА .

Согласовано:

зам. директора по УВР

_______/ Т.Ю. Стрелкова/

«__»__________ 2015 г.

Утверждаю:

директор МБОУ «Нижнетигинская ООШ»

приказ №_____от «___»___________2015г

________/ С.Ю. Гусева/

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«НИЖНЕТИГИНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Рабочая программа

по курсу «Физика»

9 класс

Рабочая программа составлена на основе:  программы для общеобразовательных учреждений: Физика. 7-11 класс. Составитель: В. А. Попова «Планета» Москва 2011 г., рекомендованная Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования МО РФ.

Учебник: А.В. Пёрышкин Физика 9 класс, учебник для общеобразовательных учреждений,  изд-во «Дрофа», Москва 2009  год.

Учитель: Юферова Т.Г., педстаж 27 лет, I категория.

Пояснительная записка

Основанием разработки данной программы является следующие:

- федеральный компонент государственного образовательного стандарта, приказ № 1089 от  

  05.03.2004 г. Министерства образования РФ;

- методическое письмо о преподавании учебного предмета «Физика» в условиях введения    

  федерального компонента государственного стандарта общего образования;

- базисный учебный план образовательных учреждений РФ. Основное общее образование, приказ

  № 1312 от 09.03.2004г. (Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных

  учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего

  образования.) Министерства образования РФ;

-  примерная программа основного общего образования по физике, рекомендованной

   Министерством образования Российской Федерации;

-  перечень учебных пособий рекомендованных Министерством образования Российской Федерации;

-  наличие у учащихся современных учебников.

Базовый курс строится на основе следующих принципов:

-единства федерального, культурного и образовательного стандарта;

-должен быть завершен и охвачен материал всех основных разделов курса физики;

-общедоступности образования адаптивности системы образования к уровню развития и  

  подготовленности учащихся;

-научного подхода образования;

-успешности обучения.

Главной целью физического образования в основной школе является формирование базовых основ физики.

Конкретная образовательная цель курса физики 9 класса это узнавание и расположение определенной логики в первоначальных сведениях физики.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

- Создать основу для понимания основных физических понятий , явлений и методов исследования.

- Содействовать развитию мышления учащихся, формированию у них умений самостоятельно приобретать знания, наблюдать и объяснять физические явления, законы.

- Закрепить с учащимися главную мировоззренческую идею - целостность и единство природы, её познаваемость.

- Скоординировать работу по развитию познавательного интереса к физике и технике , творческих способностей.

- Формировать политехнические знания и умения.

- Пробудить у учащихся сознание личной ответственности за состояние Земли.

Курс завершается итоговым тестом, составленным согласно требованиям уровню подготовки выпускников основной школы.

В ходе изучения курса предлагается коллективная, групповая и самостоятельная работа учащихся.

Программа объемом 70 часов изучается в течении одного года.

Данная программа полностью соответствует стандарту основного общего образования.

Содержание  учебного курса

Законы взаимодействия и движения тел.  (21 час)

ТБ в кабинете физики. Материальная точка. Система отсчета. Перемещение. Определение координаты движущего тела. Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении.

Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение.  Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости.  Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении.

Перемещение тела при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости.

Относительность движения. Относительная погрешность измерений Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Свободное падение тел. Движение тела, брошенного вертикально вверх. Решение задач на свободное падение. Закон всемирного тяготения.

Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах. Прямолинейное и криволинейное движение. Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью. Искусственные спутники Земли. Импульс тела. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Ракеты. Контрольная работа №1: «Законы динамики».

Механические колебания и волны. (13 часов)

Колебательное движение. Свободные  колебания. Колебательные системы. Маятник.

Величины, характеризующие колебательное движение. Гармонические колебания. Лабораторная работа № 1: «Измерение ускорения свободного падения».Лабораторная работа №2: «Исследование зависимости  периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины». Вынужденные колебания. Резонанс. Распространение колебаний в среде.  Волны. Продольные и поперечные волны. Длина волны. Скорость распространения волн. Источник звука. Звуковые колебания.

Высота и тембр звука. Громкость звука. Распространение звука. Звуковые волны. Скорость звука.

Отражение звука. Эхо.  Звуковой резонанс. Контрольная работа №2: «Механические колебания и волны. Звук».

Электромагнитное поле.  (23 часов)

Магнитное поле и его графическое изображение. Неоднородное и однородное магнитное поле. Направление тока и направление линий его магнитного поля. Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки. Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Контрольная работа № 3.

Явление электромагнитной индукции. Лабораторная работа №3: «Изучение явлений электромагнитной индукции». Получение переменного электрического тока. Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Интерференция света. Электромагнитная природа света.  Контрольная работа №4: Электромагнитное поле.

Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер.  (13 часов)

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атома. Модели атомов.  Опыт Резерфорда.

Радиоактивные превращения атомных ядер. Экспериментальные методы исследования частиц.

Открытие протона и нейтрона. Состав атомного ядра. Массовое число, зарядовое число. Ядерные силы.

Энергия связи. Дефект масс. Энергия связи. Дефект масс. Деление ядер урана. Цепная реакция.

Ядерный реактор. Преобразование внутренней энергии атомных ядер в электрическую энергию.

Лабораторная работа №4: Изучение деления ядра атома урана по фот. треков. Атомная энергетика.

Биологическое действие радиации. Термоядерные реакции. Контрольная работа №5: Строение атома и атомного ядра, использование энергии атомных ядер.  

Учебно-тематическое планирование

№ п/п

Название темы

Всего

часов

Количество контр.  работ

Количество лаб. работ

1.

Законы взаимодействия и движения тел

21

1

2.

Механические колебания и волны

13

1

2

3.

Электромагнитное поле

23

1

1

4.

Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер

13

1

2

 

Итого:

70

4

5

Требования к уровню подготовки

выпускника основной школы предъявлены три группы требований:

- освоение экспериментального метода научного познания;

- владение определенной системой физических законов и понятий;

- умение воспринимать и перерабатывать учебную информацию.

-  освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, величинах, характеризующих эти явления, законах, которым они подчиняются, о методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

-  овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

-  развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения интеллектуальных проблем, физических задач и выполнения экспериментальных исследований; способности к самостоятельному приобретению новых знаний по физике в соответствии с жизненными потребностями и интересами;

-  воспитание убежденности в познаваемости окружающего мира, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

-  применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности.

 

Календарно-тематическое планирование

№ ур.

Название раздела, темы.

кол. час.

сроки проведения

по плану

по факту

Глава I. Законы взаимодействия и движения тел.

21

1.

Материальная точка. Система отсчёта.

1

3.09

2.

Перемещение.

1

8.09

3.

Определение координаты движущегося тела.

1

10.09

4.

Перемещение при прямолинейном равномерном движении.

1

15.09

5.

Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение.

1

17.09

6.

Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости.

1

22.09

7.

Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении.

1

24.09

8.

Перемещение тела при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости.

1

29.09

9.

Относительность движения.

1

1.10

10.

Инерциальные системы отсчёта. Первый закон Ньютона.

1

6.10

11.

Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона.

1

8.10

12.

Решение задач.

1

13.10

13.

Свободное падение тел. Движение тела, брошенного вертикально. Невесомость.

1

15.10

14.

Закон всемирного тяготения. Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах.

1

20.10

15.

Открытие планет Нептун и Плутон. Решение задач.

1

22.10

16.

Прямолинейное и криволинейное движение. Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью.

1

5.11

17.

Искусственные спутники Земли. Решение задач.

1

10.11

18.

Импульс тела. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Ракеты.

1

12.11

19.

Вывод закона сохранения полной механической энергии.

1

17.11

20.

Решение задач.

1

18.11

21.

Контрольная работа.

1

19.11

Глава II. Механические колебания и волны.

13

22.

Колебательное движение. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник.

1

25.11

23.

Величины, характеризующие колебательные системы. Гармонические колебания.

1

27.11

24.

Затухающие колебания. Вынужденные колебания.

1

2.12

25.

Лабораторная работа «Измерение ускорения свободного падения».

1

4.12

26.

Лабораторная работа «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины».

1

9.12

27.

Резонанс. Распространение колебаний в среде. Волны. Продольные и поперечные волны.

1

11.12

28.

Длина волны. Скорость распространения волны. Источники звука. Звуковые колебания.

1

16.12

29.

Высота и тембр звука. Громкость звука.

1

18.12

30.

Распространение звука. Звуковые волны. Скорость звука.

1

23.12

31.

Отражение звука. Эхо. Звуковой резонанс.

1

25.12

32.

Интерференция звука.

1

15.01

33.

Решение задач.

1

17.01

34.

Контрольная работа.

1

22.01

Глава III. Электромагнитное поле.

23

35.

Магнитное поле и его графическое изображение. Неоднородное и однородное магнитное поле.

1

24.01

36.

Направление тока и направление линий его магнитного поля. Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки.

1

29.01

37.

Индукция магнитного поля. Магнитный поток.

1

31.01

38.

Явления электромагнитной индукции.  

1

5.02

39.

Лабораторная работа «Изучение явления электромагнитной индукции».

1

7.02

40.

Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции.

1

12.02

41.

Получение и передача переменного электрического тока. Трансформатор.

1

14.02

42.

Контрольная работа.

1

19.02

43.

Электромагнитное поле.

1

21.02

44.

Электромагнитные волны.

1

26.02

45.

Конденсатор.

1

28.02

46.

Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний.

1

5.03

47.

Принципы радиосвязи и телевидения.

1

7.03

48.

Интерференция света.

1

12.03

49.

Электромагнитная природа света.

1

14.03

50.

Преломление света. Физический смысл показателя преломления.

1

19.03

51.

Дисперсия света. Цвета тел.

1

21.03

52.

Спектрограф и спектроскоп.

1

2.04

53.

Типы оптических спектров.

1

4.04

54.

Спектральный анализ.

1

9.04

55.

Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров

1

11.04

56.

Решение задач.

1

16.04

57.

Контрольная работа.

1

18.04

Глава IV. Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер.

13

58.

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атома.

1

20.04

59.

Модели атома. Опыт Резерфорда.

1

23.04

60.

Радиоактивные превращения атомных ядер.

1

25.04

61.

Экспериментальные методы исследования частиц. Открытие протона. Открытие нейтрона.

1

30.04

62.

Состав атомного ядра. Массовое число. Зарядовое число.

1

2.05

63.

Лабораторная работа «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям».

1

7.05

64.

Ядерные силы. Энергия связи. Дефект масс.

1

9.05

65.

Деление ядер урана. Цепная реакция. Ядерный реактор. Преобразование внутренней энергии атомных ядер в электрическую энергию.

1

14.05

66.

Лабораторная работа «Изучение деления ядра урана по фотографии треков».

1

16.05

67.

Атомная энергетика.

1

21.05

68.

Биологическое действие реакции. Закон радиоактивного распада.

1

23.05

69.

Термоядерная реакция. Элементарные частицы. Античастицы.

1

28.05

70.

Обобщающий урок-игра.

1

30.05

Литература и средства обучения.

  1. Лукашик В.И., Иванова Н.В. Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений. – 15-е изд.- М.: Просвещение 2010
  2. Перышкин А.В., Гутник Е.М. Физика. 9кл. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2008.-300с.
  3. Физика. Естествознание. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. - М.: Вентана- Граф,2007.-208 с.
  4. Марон А.Е., Марон Е.А. «Дидактические материалы. Физика , 9 класс» (Издание второе), М.: Дрофа, 2004.
  5. Астахова Т.В. «Лабораторные работы и контрольные задания по физике», 9 класс, Саратов, Лицей, 2009.
  6. В.А. Волков Поурочные разработки по физике: 9 класс Москва «ВАКО» 2003
  7. ТОИПКРО Сборник тестовых заданий по физике 9 класс Томск 2000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...

Рабочая программа по физике для обучающихся 10-11классов (базовый уровень) к комплекту учебников «Физика» авт.Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский

Данная рабочая программа реализуется через комплект учебников физики 10-11 класса авторов Г.Я. Мякишев и Б.Б. Буховцев, который наиболее полно отражает идеи «Обязательного минимума содержания физическ...

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю...

Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...

Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев

Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования,  представл...