Интеграция естественно-научных и общетехнических дисциплин в общем образовании
учебно-методический материал по физике на тему

Хузеева Джамиля Рифкатовна

текст выступления на педсовете

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на педсовете 27.01.14 года Хузеевой Д. Р.

Интеграция естественнонаучных и общетехнических дисциплин

в общем и дополнительном образовании

           Первым  полное обоснование дидактической значимости межпредметных связей в классической педагогике дал К. Д. Ушинский. Ученый выводил их из психологических основ различных ассоциативных связей (по противоположности, сходству, времени, месту, разуму и т.п.). Особенно ценны суждения русского педагога о мировоззренческой роли межпредметных связей, которые создают ясные, полные и взаимосвязанные представления о предметах реального мира. Константин Дмитриевич Ушинский считал, что "знания и идеи, сообщаемые  науками, должны органически строиться в светлый и, по возможности, обширный взгляд на мир». Вопрос об осуществлении взаимосвязи учебных дисциплин возник в тот период, когда в школе было внедрено раздельное преподавание учебных дисциплин, обусловленное бурным  развитием науки.

            В стандартах общего образования большое внимание уделяется формированию умений обучающихся. Перечень умений по предметам естественнонаучного цикла заключается в оценочной, познавательной и практической деятельности обучающихся. Умения, предусмотренные ФГОС по различным предметам, схожи, что еще раз доказывает необходимость и возможность организации междисциплинарной интеграции  предметов.

            В современном взаимосвязанном и взаимозависимом мире в условиях постоянно и активно меняющейся действительности интеграция учебных предметов вновь становится актуальной  и важнейшей особенностью педагогики, выходит на новый виток развития.

            По отношению к процессу обучения междисциплинарная интеграция выступает как дидактическое условие, способствующее повышению научности и доступности обучения, значительному усилению познавательной деятельности обучающихся, улучшению качества их знаний и позволяющее эффективно развивать взгляды школьников. Вместе с тем междисциплинарная интеграция обладает организационным аспектом. Их реализация дает возможность экономнее во времени определять структуру учебного плана, программ, учебников, что способствует рационализации учебного процесса в целом.

           На сегодняшний день нет единой, целостной методики, воплощающей идеи междисциплинарной интеграции предметов в учебном процессе. Но применяя общие дидактические принципы и объединив схожие понятия в разных предметах, можно получить достаточно эффективные средства обучения.

            В содержании предмета физики и технологии есть не просто общие или перекликающиеся темы, они являются дополняющими друг друга. К примеру, в разделе физики «Электрические явления» изучается суть и законы электрического тока, в технологии в разделе «Электротехника» изучаются способы сборки электрической цепи и свойства приборов. Сквозной темой является изучение техники безопасности при работе с электричеством. В рамках изучения темы можно ознакомить учащихся с миром профессий в данной области, с различными специальностями и профессиональным уровнем. В разделе физики «Взаимодействие тел» имеется тема «Плотность вещества. Свойства металлов», в которой изучается причина тех или иных свойств материалов. В разделе технологии «Технология обработки металлов» есть тема «Свойства чёрных и цветных металлов», в которой изучаются способы получения различных сплавов и области из применения. В этом году учащиеся 7А класса выполняли учебный проект по теме «Металлы». Кроме учебных тем двух дисциплин были изучены и внеучебные материалы по профессиям в области добычи, получения, обработки и художественной обработки металлов и сплавов. Защита проекта класса состоялась на предметной неделе кафедры естественных наук. Закрепление учебного материала было проведено в виде лабораторной работы по распознаванию металла по его свойствам. В дальнейшем я предполагаю разработать целую систему интегрированных уроков физики и технологии с целью способствовать раннему профессиональному самоопределению учащихся в области технических специальностей.

           Целую систему интегрированных уроков представляет собой и моя программа внеурочной деятельности «Эти удивительные линии» для 5 класса. ФГОС предъявляет новые требования и ставит перед образованием новые задачи:  обучить ребят универсальным умениям, которые можно получить, выполняя один вид деятельности, а применять затем в разных видах деятельности на разных предметах. Программа содержит разделы «Геометрические понятия», «Графические понятия», «Информационные понятия», «Художественные понятия», «Технологические понятия». В ходе освоения материала программы курса учащиеся приобретают необходимые навыки, которые потребуются им при изучении геометрии в 7-ом классе, при изучении черчения – области технологии – в 8-ом классе, при изучении технологии в 5 – 7-ом классе, при изучении изобразительного искусства и информатики.  Каждое занятие курса предполагает выполнение практического задания: построение точек, линий, фигур; измерения длины, площади и объёма, перевод единиц измерения; изготовление моделей геометрических тел и творческих работ из них и многое другое.

            Интеграция дисциплин позволяет:

1.        Устранить дублирование учебного материала в процессе изложения различных дисциплин;

2.        Усилить  профессиональную направленность общеобразовательных предметов;

3.        Способствует приобрести учащимся комплексные знания, овладеть системой универсальных навыков и человеческих ценностей;

4.        Сформировать системно-целостный взгляд на мир.

            Развивающие функции междисциплинарной интеграции влияют на развитие самостоятельности, познавательной активности и интересов обучающихся. Это создает объективную основу для осуществления разносторонних межпредметных связей естествознания, точных и прикладных наук в единстве их образовательных, развивающих и воспитывающих функций. При обучении обучающиеся вооружаются рядом умений и навыков, которые являются общими для естественнонаучных дисциплин. К ним относятся: вычислительные, измерительные, экспериментальные, графические умения, а также умения познавательного характера, которые дают возможность планировать, организовывать, контролировать самостоятельное приобретение знаний.

           Наиболее приемлемым путем формирования интегрального типа познания при существующей системе образования могут стать интегрированные курсы. Методы их разработки и построения зависят от целеполагания, от интегрируемых дисциплин в общее проблемное поле, характера междисциплинарных связей  и, наконец, от авторской индивидуальности разработчиков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ ДИСЦИПЛИН ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО ЦИКЛА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

В условиях новых социальных реалий в России на первый план выходит задача обеспечения способности системы образования гибко реагировать на запросы личности, изменение потребностей экономики и нового о...

Об интеграции математики и естественно- научных дисциплин в контексте концепции математического образования.

Об интеграции математики и естественно- научных дисциплин в контексте    концепции математического образования....

Межпредметная интеграция в области естественно-научного образования: научно-практическая конференция старшеклассников.

Материал представляет собой итоги  проблемной научно-практической конференции старшеклассников "Болезни - следствие цивилизации?", проведённой в рамках городского семинара учителей физики и химии...

«Интеграция содержания естественно-научного образования как путь его обновления»

          Региональная научно-практическая конференция «Интеграция содержания естественно-научного образования как путь его обновления»...

«Интеграция естественно-научной и читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»

laquo;Интеграция естественно-научной и читательской грамотности на уроках русского языка и литературы» ...

«Интеграция курсов естественно-научных дисциплин для формирования естественно-научной грамотности обучающихся»

Интеграция – это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области. Понятие «интеграция» может иметь д...