Разработка урока по теме "Испарение" в 8 и 10 классе
план-конспект урока по физике (8 класс) на тему

Данный урок разработан в технологии  «Педагогические мастерские». Урок по теме: «Испарение и конденсация. Насыщенный  пар» может  быть проведен и 8 и 10 классах при изучении данной темы. Урок сопровождается показом  презентации, что делает его более наглядным и запоминающимся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagog._masterskie.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Урок разработан учителем физики

ГОУ средней общеобразовательной школы №304 СВАО города Москвы

Коноваловой Ольгой Александровной.

Разработка урока по теме: « Испарение и конденсация. Насыщенный пар» для 10 класса по технологии « Педагогические мастерские»

Цели урока:

Обучающая: обеспечить знания учащихся о явлениях испарения и конденсации, показать роль этих явлений  в круговороте воды в природе, познакомить с применением этих явлений в быту и технике.

Развивающая: создать условия для развития коммуникативных и мыслительных (умения анализировать, сравнивать и делать выводы) навыков учащихся.

Подготовка к уроку. Демонстрация воды в жидком и газообразном состоянии, вода, спирт или одеколон, предметные стекла, бумажный веер, пипетка.

 Организация и ход урока:

Индукция.  Урок начинается с демонстрации воды в жидком и газообразном состояниях. Например:  чайник с кипящей водой. Над водой виден поднимающийся вверх пар, снизу находится вода. Учитель просит учащихся определить явления, о которых пойдет речь на этом уроке и заполнить следующую таблицу:

Что я знаю об испарении

Что я знаю о конденсации

 При этом учитель разъясняет значение этих явлений в жизни человека и в природе.  Демонстрируется презентация.

Примеры: 

      1. В среднем на земном шаре за год испаряется 5,77.105км3 воды, из них с поверхности         Мирового океана -  5,05.105 км3, с поверхности рек, озер, водохранилищ и др. – 7,2.105 км3.

  1. Огромное количество воды испаряется растениями. За вегетационный период 1 га пшеницы испаряет около 2.103 м3 воды.  1 га взрослых лиственных деревьев за лето испаряет до 1,5.104 м3 воды.
  2. В технике применяется испарение как средство для очистки веществ или разделения жидких смесей перегонкой (получение бензина, керосина, солярного масла).
  3. Процесс испарения лежит в основе работы двигателей внутреннего сгорания, холодильных установок, а также в основе всех процессов сушки материалов.
  4. Спускаемые аппараты космических кораблей покрывают специальным  быстро испаряющимся веществом, чтобы устранить их перегрев от трения при прохождении через атмосферу Земли.

Самоконструкция. Индивидуальная работа: заполнение таблицы

Социоконструкция. Работа в парах, затем в четверках: ребята сравнивают, уточняют, добавляют в свои таблицы новым материалом.

Социализация. От каждой группы выступает представитель. Учитель на доске фиксирует высказывания  учеников. Фронтальное обсуждение возникшей проблемы.

Учитель подводит учеников к выводу о том, знаний  учащихся о явлениях испарения и конденсации недостаточно для  их полного описания, для объяснения понятия динамического равновесия. Каждый ученик определяет свою область «знания» и «незнания» по данной теме. Учитель комментирует выступления представителей групп. Поясняет зачем необходимо изучать эту тему. Показывает роль этих явлений в природе и быту и условий, от которых зависят процессы испарения и конденсации.

Совместная постановка цели урока.

Деконструкция.  Предлагаю учащимся в парах  провести мини лабораторные работы:

  1. Капните из пипетки  каплю воды на предметное стекло и разотрите ее стеклянной палочкой. То же самое проделайте с каплей спирта на втором стекле. Наблюдайте за испарением жидкостей.
  2. Нанесите на предметные стекла по мазку одной и той же жидкости, например одеколона, Одно стекло отложите в сторону, а возле второго помашите бумажным веером. Какой мазок высохнет быстрее?
  3. Нанесите на предметные стекла по мазку одной и той же жидкости. Осторожно прогрейте пламенем спиртовки (свечи) снизу одного из стекол. Какое пятно быстрее высохнет?
  4. Накапайте на два предметных стекла по одинаковому количеству капель одной и той же жидкости. Возьмите одно из стекол  и, наклоняя его. Заставьте жидкость растечься. Положите это предметное стекло рядом с первым. Оставьте их на время, в течение которого жидкость полностью высохнет. На каком предметном стекле испарение произойдет быстрее?

Реконструкция. Каждый ученик в тетради дает письменный ответ на вопрос: От каких факторов зависит процесс испарения? Как можно объяснить эти явления с точки зрения МКТ? Попробуйте найти графическое представление процессов испарения и конденсации.

Социализация. Работа в парах, а затем в четверках: взаимное консультирование; ребята  сравнивают, уточняют. Обогащают новым материалом свои ответы на поставленные вопросы. На листах формата А4 учащиеся  изображают графическое представление процессов испарения и конденсации.

 Афиширование. Представители групп вывешивают на доске  графическое представление процессов испарения и конденсации и объясняют свои рисунки.

Социализация. От каждой группы выступает представитель. На доске учитель фиксирует  факторы, от которых зависит процесс испарения и конденсации.

Самоконструкция. Учитель просит учеников привести примеры процессов испарения и конденсации в природе и повседневной жизни. Какую роль играют эти процессы для жизни человека?

Разрыв. Сравнивая процессы испарения и конденсации, приходим к выводу что в природе преобладает процесс испарения. А что  будет происходить в закрытом сосуде? Фронтальное обсуждение. Здесь каждый имеет право высказать свою точку зрения. Выслушав мнения ребят, учитель подводит их к понятию динамического равновесия между жидкостью и паром. Дает определение насыщенного пара, как пара, находящегося в динамическом равновесии со своей жидкостью.

Учитель предлагает учащимся дать графическое представление динамического равновесия. Учащиеся записывают определение в тетрадь и зарисовывают рисунок.

Рефлексия. Обсуждение  в группах, затем фронтально, чему научились на данном уроке, что узнали нового и что хотелось бы еще узнать.

Домашнее задание: Найдите ответ на вопрос: «Могут ли испарятся твердые тела?», параграф 72.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока истории в 10 классе "Опыт прошлого - уроки настоящего"

Тема  урока: «Опыт прошлого – уроки настоящего»Предмет:история РоссииКласс:10УМК(авторы): В.И. Буганов  П.Н.Зырянов  История России конец XVII-XIXвек, М. «Просвещение», 2006г.Автор урок...

Модель-разработка урока гимнастики в 7 классе по теме: "Развитие координационных способностей на уроке гимнастики"

В целях получения информации учащимися на уроке используется применение ИКТ, что способствует более успешному восприятию и запоминанию. Для развития КС  были выбраны и физические упраж...

Проблемное обучение на уроках биологии. Разработка урока биологии в 8 классе по теме "Терморегуляция организма. Закаливание"

Системно-деятельностный подход к обучению учащихся на уроке биологии в 8 классе по теме "Терморегуляция организма. Закаливание". Второй урок  по теме "Покровные органы. Теплорегуляция" в 8 классе...

"Географический КВН для учащихся 6-7 классов", "У нас в гостях Япония"для 9-11 классов, разработка урока "Африка" для 11 класса.

Данные методические разработки можно использовать во время проведения предметной недели географии в 6-11 классах. Разработка урока  систематизирует знания учащихся по теме "Африка" в 11 классе....

Урок по информатике "Клавиша точных построений" на тему "Точные построения графических объектов". Разработка урока для 5-х классов

Оборудование: компьютерный класс, на компьютерах операционная система Linux, мультимедийный проектор, Приложение 1 (презентация по данной теме) раздаточный материал « Мои достижения на уроке» Приложен...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...