Рабочая программа для студентов 1 курса по физике
рабочая программа по физике на тему
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования,
предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Физика», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего
общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).
Программа предназначена для профессиональных образовательных организаций, реализующих основную профессиональную образовательную программу СПО на базе
основного общего образования с одновременным получением среднего общего образования.
Программа разработана с учетом требований ФГОС среднего общего образования, ФГОС среднего профессионального образования и профиля профессионального образования..
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_11-14gruppa_2011uch._god_izmenennaya.docx | 65.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Самарской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Чапаевский химико-технологический техникум»
УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ СПО «ЧХТТ» ____________ И.В. Музуров ____29.08____2011_г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДП.02ФИЗИКА
общеобразовательного цикла
основной профессиональной образовательной программы
по специальностям технического профиля
15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования в химической промышленности
15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств
13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования в промышленности
ОДОБРЕНО предметной (цикловой) комиссиейэлектротехнических дисциплин Председатель ПЦК _____________ М.Ю.Толмачева ___ .____ |
Составитель: Уварова Т.В., преподаватель ГБОУ СПО «ЧХТТ»
Эксперты:
Внутренняя экспертиза:
Техническая экспертиза: Новикова Н.Ф., старший методист ГБОУ СПО «ЧХТТ»
Содержательная экспертиза: Бернацкий Е.С., преподаватель ГБОУ СПО «ЧХТТ»
Рабочая программа учебной дисциплины «Физика» разработана для специальностей среднего профессионального образования технического профиля:
15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования в химической промышленности
15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств
13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования в промышленности
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования,
предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Физика», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего
общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).
Программа предназначена для профессиональных образовательных организаций, реализующих основную профессиональную образовательную программу СПО на базе
основного общего образования с одновременным получением среднего общего образования.
Программа разработана с учетом требований ФГОС среднего общего образования, ФГОС среднего профессионального образования и профиля профессионального образования..
СОДЕРЖАНИЕ
Название разделов | Стр. |
1. Пояснительная записка | 4 |
2. Тематический план | 6 |
3. Содержание учебной дисциплины | 7 |
4. Требования к результатам обучения | 13 |
5. Условия реализации программы | 14 |
6. Лист изменений и дополнений, внесённых в рабочую программу | 16 |
Пояснительная записка
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Физика» предназначена
для изучения физики в профессиональных образовательных организациях СПО, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО)
на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих,
служащих и специалистов среднего звена.
Содержание программы «Физика» направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания
по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практически использовать физические знания; оценивать достоверность естественно-научной информации;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием раз-
личных источников информации и современных информационных технологий;
воспитание убежденности в возможности познания законов природы, использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного
отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественно-научного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных
достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;
использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды и возможность применения знаний при решении задач, возникающих в последующей профессиональной деятельности.
В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов
компетенций, необходимых для качественного освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования; программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена (ППКРС, ППССЗ).
В ГБОУ СПО «Чапаевский химико-технологический техникум» на общеобразовательную учебную дисциплину «Физика» в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ) максимальная учебная нагрузка обучающихся составляет: по специальностям СПО технического профиля — 181 час, из них аудиторная (обязательная) нагрузка обучающихся, включая лабораторные работы, — 121 час; внеаудиторная самостоятельная работа студентов — 60 часов.
В основе учебной дисциплины «Физика» лежит установка на формирование у обучаемых системы базовых понятий физики и представлений о современной физической картине мира, а также выработка умений применять физические знания как в профессиональной деятельности, так и для решения жизненных задач. Многие положения, развиваемые физикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации.
В профильную составляющую входит профессионально направленное содержание, необходимое для усвоения профессиональной образовательной программы, формирования у обучающихся профессиональных компетенций.
В содержании учебной дисциплины по физике при подготовке обучающихся по профессиям и специальностям технического профиля профессионального образования профильной составляющей является раздел «Электродинамика», так как большинство профессий и специальностей, относящихся к этому профилю, связаны с электротехникой и электроникой.
В программе теоретические сведения дополняются лабораторными и практическими работами.
Программа содержит тематический план, отражающий количество часов, выделяемое на изучение «Физики» при овладении студентами специальностями технического профиля. Программой предусмотрена самостоятельная внеаудиторная работа, включающая работу над материалом учебника, конспектом лекций, выполнение индивидуальных заданий, выполнение упражнений, творческие работы разных видов, подготовка рефератов по темам:
Александр Григорьевич Столетов — русский физик.
Александр Степанович Попов — русский ученый, изобретатель радио.
Альтернативная энергетика.
Акустические свойства полупроводников.
Андре Мари Ампер — основоположник электродинамики.
Асинхронный двигатель.
Астероиды.
Астрономия наших дней.
Атомная физика. Изотопы. Применение радиоактивных изотопов.
Бесконтактные методы контроля температуры.
Биполярные транзисторы.
Борис Семенович Якоби — физик и изобретатель.
Величайшие открытия физики.
Виды электрических разрядов. Электрические разряды на службе человека.
Влияние дефектов на физические свойства кристаллов.
Вселенная и темная материя.
Галилео Галилей — основатель точного естествознания.
Голография и ее применение.
Движение тела переменной массы.
Дифракция в нашей жизни.
Жидкие кристаллы.
Законы Кирхгофа для электрической цепи.
Законы сохранения в механике.
Значение открытий Галилея.
Игорь Васильевич Курчатов — физик, организатор атомной науки и техники.
Исаак Ньютон — создатель классической физики.
Использование электроэнергии в транспорте.
Классификация и характеристики элементарных частиц.
Конструкционная прочность материала и ее связь со структурой.
Конструкция и виды лазеров.
Криоэлектроника (микроэлектроника и холод).
Лазерные технологии и их использование.
Леонардо да Винчи — ученый и изобретатель.
Магнитные измерения (принципы построения приборов, способы измерения
магнитного потока, магнитной индукции).
Майкл Фарадей — создатель учения об электромагнитном поле.
Макс Планк.
Метод меченых атомов.
Методы наблюдения и регистрации радиоактивных излучений и частиц.
Методы определения плотности.
Михаил Васильевич Ломоносов — ученый энциклопедист.
Модели атома. Опыт Резерфорда.
Молекулярно-кинетическая теория идеальных газов.
Молния — газовый разряд в природных условиях.
Нанотехнология — междисциплинарная область фундаментальной и приклад-
ной науки и техники.
Никола Тесла: жизнь и необычайные открытия.
Николай Коперник — создатель гелиоцентрической системы мира.
Нильс Бор — один из создателей современной физики.
Нуклеосинтез во Вселенной.
Объяснение фотосинтеза с точки зрения физики.
Оптические явления в природе.
Открытие и применение высокотемпературной сверхпроводимости.
Переменный электрический ток и его применение.
Плазма — четвертое состояние вещества.
Планеты Солнечной системы.
Полупроводниковые датчики температуры.
Применение жидких кристаллов в промышленности.
Применение ядерных реакторов.
Природа ферромагнетизма.
Проблемы экологии, связанные с использованием тепловых машин.
Производство, передача и использование электроэнергии.
Происхождение Солнечной системы.
Пьезоэлектрический эффект его применение.
Развитие средств связи и радио.
Реактивные двигатели и основы работы тепловой машины.
Реликтовое излучение.
Рентгеновские лучи. История открытия. Применение.
Рождение и эволюция звезд.
Роль К.Э.Циолковского в развитии космонавтики.
Свет — электромагнитная волна.
Сергей Павлович Королев — конструктор и организатор производства ракетно-
космической техники.
Силы трения.
Современная спутниковая связь.
Современная физическая картина мира.
Современные средства связи.
Солнце — источник жизни на Земле.
Трансформаторы.
Ультразвук (получение, свойства, применение).
Управляемый термоядерный синтез.
Ускорители заряженных частиц.
Физика и музыка.
Физические свойства атмосферы.
Фотоэлементы.
Фотоэффект. Применение явления фотоэффекта.
Ханс Кристиан Эрстед — основоположник электромагнетизма.
Черные дыры.
Шкала электромагнитных волн.
Экологические проблемы и возможные пути их решения.
Электронная проводимость металлов. Сверхпроводимость.
Контроль качества освоения дисциплины «Физика» проводится в процессе текущего контроля и промежуточной аттестации.
Текущий контроль проводится в пределах учебного времени, отведённого на дисциплину, как традиционными, так и инновационными методами, включая компьютерное тестирование. Результаты текущего контроля учитываются при подведении итогов по дисциплине.
Промежуточная аттестация в виде экзамена для специальностей:
15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования в химической промышленности
15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств
13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования в промышленности
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Наименование разделов и тем | Количество часов | |||
максимальная учебная нагрузка | самостоятельная учебная работа | обязательная аудиторная учебная нагрузка | ||
всего занятий | практ. занятий | |||
Введение | 5 | 2 | 3 | 0 |
Раздел№1. Механика | 37 | 10 | 19 | 8 |
Тема 1.1 Кинематика | 11 | 4 | 5 | 2 |
Тема 1.2. Динамика | 12 | 2 | 8 | 2 |
Тема 1.3 Законы сохранения в механике. | 14 | 4 | 6 | 4 |
Раздел№2. Молекулярная физика. Термодинамика | 32 | 10 | 18 | 4 |
Тема 2.1 Основы молекулярно-кинетической теории. Идеальный газ. | 8 | 2 | 6 | 0 |
Тема 2.2 Основы термодинамики. | 24 | 8 | 12 | 4 |
Раздел №3. Электродинамика | 40 | 12 | 20 | 8 |
Тема 3.1. Электрическое поле. | 6 | 0 | 4 | 2 |
Тема 3.2. Законы постоянного тока. | 12 | 2 | 6 | 4 |
Тема3.3. Электрический ток в полупроводниках. | 4 | 2 | 2 | 0 |
Тема 3.4. Магнитное поле. | 8 | 4 | 4 | 0 |
Тема 3.5. Электромагнитная индукция. | 10 | 4 | 4 | 2 |
Раздел №4. Колебания и волны. | 18 | 8 | 8 | 2 |
Тема 4.1. Механические колебания и волны. | 8 | 4 | 4 | 0 |
Тема 4.2.Электромагнитные колебания и волны. | 10 | 4 | 4 | 2 |
Раздел №5. Оптика. | 16 | 6 | 8 | 2 |
Раздел №6. Элементы квантовой физики. | 16 | 8 | 10 | 6 |
Раздел№7. Эволюция Вселенной. | 16 | 4 | 3 | 0 |
Итого | 181 | 60 | 91 | 30 |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Введение
Физика – наука о природе. Естественнонаучный метод познания, его возможности и границы применимости. Моделирование физических явлений и процессов. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Физические законы. Основные элементы физической картины мира.
Лабораторная работа – не предусмотрена
Практическое занятие – не предусмотрено
Самостоятельная работа
Составить таблицу по НТП XVI-XXI в.
Раздел 1. Механика.
Тема 1.1 Кинематика
- Относительность механического движения. Системы отсчета.
- Характеристики механического движения: (перемещение, скорость, ускорение).
- Виды движения (равномерное, равноускоренное) и их графическое описание.
- Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью.
Демонстрации
Зависимость траектории от выбора системы отсчета.
Виды механического движения.
Лабораторная работа – не предусмотрена
Практические занятия:
- Виды движения и их графическое описание.
Самостоятельная работа:
Выполнить схематические чертежи;
Изучить конспект и решить задачи.
Тема 1.2. Динамика
1.Взаимодействие тел. Принцип суперпозиции сил.
2.Законы динамики Ньютона.
3.Силы в природе: упругость, трение, сила тяжести.
4.Закон всемирного тяготения. Невесомость.
Демонстрации:
Зависимость ускорения тела от его массы и силы, действующей на тело.
Сложение сил.
Равенство и противоположность направления сил действия и противодействия.
Зависимость силы упругости от деформации.
Силы трения.
Невесомость.
Реактивное движение
Лабораторная работа – не предусмотрена
Практические занятия:
- Исследование движения тела под действием постоянной силы.
Самостоятельная работа:
Рассчитать погрешность измерений.
Тема 1.3. Законы сохранения в механике.
1.Закон сохранения импульса и реактивное движение.
2.Закон сохранения механической энергии. Работа и мощность.
Демонстрации:
Переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно.
Лабораторная работа – не предусмотрена
Практические занятия:
- Изучение закона сохранения импульса и реактивного движения.
- Сохранение механической энергии при движении тела под действием сил тяжести и упругости.
- Решение задач на законы сохранения, законы Ньютона и силы в природе.
Самостоятельная работа:
Рассчитать погрешность измерения;
Составить таблицу;
Изучить конспект и решить задачи.
Тема 1.4. Механические колебания и волны.
1.Механические колебания. Амплитуда, период, частота, фаза колебаний.
2.Свободные и вынужденные колебания. Резонанс.
3.Механические волны. Свойства механических волн. Длина волны.
4.Звуковые волны. Ультразвук и его использование в технике и медицине.
5.Обобщающее повторение.
6.Контрольная работа.
7.Зачетный урок.
Демонстрации:
Свободные и вынужденные колебания.
Резонанс.
Образование и распространение волн.
Частота колебаний и высота тона звука.
Лабораторная работа – не предусмотрена
Практические занятия:
- Изучение зависимости периода колебаний нитяного (или пружинного) маятника от длины нити (или массы груза).
Самостоятельная работа:
Составить таблицу по механическим колебаниям.
Раздел 2. Молекулярная физика и термодинамика.
Тема 2.1. Основы молекулярно-кинетической теории.
1.Наблюдения и опыты, подтверждающие атомно-молекулярное строение вещества. Масса и размеры молекул. Тепловое движение.
2.Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии частиц.
Демонстрации:
Движение броуновских частиц.
Диффузия.
Изменение давления газа с изменением температуры при постоянном объеме.
Лабораторная работа – не предусмотрена
Практические занятия:
10). Решение задач на нахождение абсолютной температуры.
Самостоятельная работа:
Изучить конспект и решить задачу;
Составить таблицу;
Оформить отчет о работе.
Тема 2.2 Агрегатные состояния вещества и фазовые переходы.
- Объяснение агрегатных состояний вещества на основе атомно-молекулярных представлений.
- Модель идеального газа. Связь между давлением и средней кинетической энергией молекул газа.
- Модель строения жидкости. Насыщенные и ненасыщенные пары. Влажность воздуха.
- Поверхностное натяжение и смачивание.
- Механические свойства твердых тел. Аморфные вещества и жидкие кристаллы.
- Изменения агрегатных состояний вещества.
Демонстрации:
Кипение воды при пониженном давлении.
Психрометр и гигрометр.
Явления поверхностного натяжения и смачивания.
Кристаллы, аморфные вещества, жидкокристаллические тела
Лабораторная работа – не предусмотрена
Практические занятия:
- Измерение влажности воздуха.
- Измерение поверхностного натяжения жидкости.
- Наблюдение роста кристаллов из раствора.
Самостоятельная работа:
Составить таблицу по изменениям агрегатных состояний вещества;
Оформить отчет о практических работах;
Составить кроссворд по теме агрегатные состояния вещества и фазовые переходы.
Тема 2.3. Основы термодинамики.
- Внутренняя энергия и работа газа. Первый закон термодинамики.
- Необратимость тепловых процессов. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды.
- КПД тепловых двигателей.
- Решение задач на первый закон термодинамики.
- Обобщающее повторение.
- Зачет по молекулярной физике и термодинамике.
Демонстрации:
Изменение внутренней энергии тел при совершении работы.
Модели тепловых двигателей.
Практические занятия:
11) Применение первого закона термодинамики к газовым законам.
Лабораторная работа – не предусмотрена
Самостоятельная работа:
Изучить конспект и решить задачи;
Составить конспект по плану прибора.
Раздел №3. Электродинамика.
Тема 3.1. Электрическое поле.
1.Взаимодействие заряженных тел. Электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона.
2.Электрическое поле. Напряженность поля. Потенциал поля. Разность потенциалов.
3.Проводники в электрическом поле. Диэлектрики в электрическом поле. Электрическая емкость. Конденсатор.
Демонстрации:
Взаимодействие заряженных тел.
Проводники в электрическом поле.
Диэлектрики в электрическом поле.
Конденсаторы.
Лабораторная работа – не предусмотрена
Практическое занятие: не предусмотрено
Самостоятельная работа:
Составить кроссворд по теме Электрическое поле.
Тема 3.2. Законы постоянного тока.
1.Постоянный электрический ток. Сила тока, напряжение, электрическое сопротивление.
2.Закон Ома для участка цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников. ЭДС источника тока.
3.Полупроводники. Собственная и примесная проводимости полупроводников. Полупроводниковый диод. Полупроводниковые приборы.
Демонстрации:
Тепловое действие электрического тока.
Собственная и примесная проводимости полупроводников.
Полупроводниковый диод.
Транзистор.
Лабораторная работа – не предусмотрена
Практические занятия:
12)Изучение закона Ома для участка цепи.
13)Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.
14)Закон Ома.
Самостоятельная работа:
Составить таблицу;
Изучить конспект и решить задачи по изученным темам;
Составить конспект по плану прибора.
Тема 3.3. Магнитное поле.
Магнитное поле. Постоянные магниты и магнитное поле тока. Сила Ампера. Принцип действия электродвигателя. Электроизмерительные приборы.
Демонстрации:
Опыт Эрстеда.
Взаимодействие проводников с токами.
Электродвигатель.
Электроизмерительные приборы.
Лабораторная работа – не предусмотрена
Практическое занятие: не предусмотрено
Самостоятельная работа:
Составить конспект о электроизмерительных приборах по плану прибора;
Тема 3.4. Электромагнитная индукция.
1.Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Явление электромагнитной индукции и закон электромагнитной индукции Фарадея.
2.Вихревое электрическое поле. Правило Ленца. Самоиндукция. Индуктивность.
3.Принцип действия электрогенератора. Переменный ток. Трансформатор.
4.Производство, передача и потребление электроэнергии. Проблемы энергосбережения. Техника безопасности в обращении с электрическим током.
5.Колебательный контур. Свободные электромагнитные колебания. Вынужденные электромагнитные колебания. Электрический резонанс.
6.Действующие значения силы тока и напряжения. Конденсатор и катушка в цепи переменного тока. Активное сопротивление.
Демонстрации:
Электромагнитная индукция.
Зависимость ЭДС самоиндукции от скорости изменения силы тока и индуктивности проводника.
Работа электрогенератора.
Трансформатор.
Свободные электромагнитные колебания.
Осциллограмма переменного тока.
Конденсатор в цепи переменного тока.
Катушка в цепи переменного тока.
Резонанс в последовательной цепи переменного тока.
Лабораторная работа – не предусмотрена
Практические занятия:
15) Изучение явления электромагнитной индукции.
16)Исследование зависимости силы тока от электроемкости конденсатора в цепи переменного тока.
17) Измерение индуктивности катушки.
Самостоятельная работа:
Изучить конспект и решить задачи по изученным темам;
Написать доклад по теме проблемы электроснабжения;
Составить конспект по плану прибора - электрогенератор;
Ответить на вопросы;
Составить таблицу;
Рассчитать погрешность измерений.
Тема 3.5. Волновая оптика.
1.Свет как электромагнитная волна. Интерференция и дифракция света. Законы отражения и преломления света. Полное внутреннее отражение. Дисперсия света.
2.Различные виды электромагнитных излучений, их свойства и практические применения. Оптические приборы. Разрешающая способность оптических приборов.
3.Электромагнитное поле и электромагнитные волны. Скорость электромагнитных волн. Принципы радиосвязи и телевидения.
4.Решение задач.
5.Контрольная работа.
6.Обобщающее повторение.
7.Зачетная работа.
Демонстрации:
Интерференция света.
Дифракция света.
Законы отражения и преломления света.
Полное внутреннее отражение.
Получение спектра с помощью призмы.
Получение спектра с помощью дифракционной решетки.
Спектроскоп.
Оптические приборы
Излучение и прием электромагнитных волн.
Радиосвязь
Практические занятия:
18)Изучение интерференции и дифракции света.
19)Электромагнитная индукция.
20)Электромагнитные колебания.
Самостоятельная работа.
Ответить на вопросы;
Написать конспект по плану прибора;
Написать реферат по теме принципы радиосвязи и телевидения.
Изучить конспект и решить задачи по изученным темам;
Составить конспект об оптических приборах по плану прибора;
Составить кроссворд.
Раздел №4. Строение атома и атомного ядра.
Тема 4.1. Квантовая оптика.
1.Гипотеза Планка о квантах. Фотон. Волновые и корпускулярные свойства света.
2.Фотоэффект.
Демонстрации:
Фотоэффект.
Излучение лазера.
Лабораторная работа – не предусмотрена
Практическое занятие: не предусмотрено
Самостоятельная работа:
Составить таблицу
Тема 4.2. Физика атома и атомного ядра.
1.Строение атома: планетарная модель и модель Бора. Поглощение и испускание света атомом.
2.Строение атомного ядра. Энергия связи. Связь массы и энергии.
3.Ядерная энергетика. Радиоактивные излучения и их воздействие на живые организмы.
Демонстрации
Линейчатые спектры различных веществ.
Счетчик ионизирующих излучений.
Самостоятельная работа
Изучить конспекты по изученным темам.
Раздел №5. Эволюция Вселенной.
Тема 5.1. Современная научная картина мира.
1.Эффект Доплера и обнаружение «разбегания» галактик.
2.Большой взрыв. Возможные сценарии эволюции Вселенной.
3.Эволюция и энергия горения звезд. Термоядерный синтез.
4.Образование планетных систем.
5.Солнечная система.
Демонстрации
Солнечная система (модель).
Фотографии планет, сделанные с космических зондов.
Лабораторная работа – не предусмотрена
Практические занятия: не предусмотрены
Самостоятельная работа: не предусмотрена
Тема 5.2. Повторение и обобщение.
1.Повторение механики и молекулярной физики.
2.Обобщающее повторение электродинамики.
3.Обобщающий урок.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ
В результате изучения учебной дисциплины «Физика» обучающийся должен:
знать:
- смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;
- смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
- смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;
- вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;
уметь:
- описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;
- отличать гипотезы от научных теорий;
- делать выводы на основе экспериментальных данных;
- приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
- приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
- воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.
- применять полученные знания для решения физических задач[1]*;
- определять характер физического процесса по графику, таблице, формуле*;
- измерятьряд физических величин, представляя результаты измерений с учетом их погрешностей*;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;
- оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
- рационального природопользования и защиты окружающей среды.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
Требования к минимальному материально-техническому обеспечениюдля
реализацииучебной дисциплины имеет в наличии учебный кабинет физики.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по числу студентов
- рабочее место преподавателя,(1)
- рабочая доска,(1)
- комплект наглядных пособий по предмету физики (учебники, справочные пособия, таблицы, опорные конспекты, плакаты, раздаточный материал, комплект слайдов по темам курса дисциплины, видеофильмы, презентации уроков, комплект дисков)
Технические средства обучения:
- мультимедийный проектор,
- персональный компьютер,
- экран,
- телевизор,
- видеомагнитофон,
- .кодоскоп
- вычислительную технику (калькуляторы)
- лабораторное оборудование
Информационное обеспечение обучения (перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы)
Список литературы.
Основные источники:
1.Дмитриева В.Ф. Физика: учебник для студентов образовательных учрежденийсреднего профессионального образования / В.Ф.Дмитриева. – 10-е изд., стереотип – М.:Издательский центр «Академия», 2008. – 464 с.
2.Самойленко П.И., Сергеев А.В. Физика (для нетехнических специальностей):
учебник. / П.И. Самойленко, А.В. Сергеев – 9-е изд., стереотип. – М.: Издательский центрАкадемия», 2010. – 400с.
3.Самойленко П.И. Сборник задач и вопросы по физике: учебное пособие длястудентов образовательных учреждений среднего профессионального образования / П.И.Самойленко, А.В. Сергеев – 4-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия»,2011. – 176с.
4.Дмитриева В.Ф. Задачи по физике: учебное пособие для студентовобразовательных учреждений среднего профессионального образования / ВалентинаФеофановна Дмитриева. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 336 с.
5.Р. А. Гладкова Задачи и вопросы по физике. Учебное пособие для ссузов. Физмат литература 2008г.
Дополнительные источники:
6.С.А. Тихомирова, Б.М. Яворский Физика 10класс М. Мнемозина,2010г
7. С.А. Тихомирова, Б.М. Яворский Физика 11класс М. Мнемозина,2010г
8. Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И. Физика. 10 кл.: учебник базового уровня для
общеобразовательных учебных заведений. - 2-е изд., – М.: Илекса, 2005.- 288с
9. Генденштейн Л.Э. Дик Ю.И. Физика. 11 кл. учебник базового уровня для
общеобразовательных учебных заведений. - 2-е изд., – М.: Илекса, 2005.- 300с.
10. Волков В.А. Универсальные поурочные разработки по физике: 10 класс. – М.:ВАКО, 2007. – 400 с. – (в помощь школьному учителю).
12. Лукашин В.И. Сборник задач по физике для 10 – 11 классовобщеобразовательных учреждений / В.И.Лукашин, Е.В.Иванова. – 15-е изд. – М.:Просвещение, 2002. – 224с.
13. Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. (базовый и профильный уровень).Учебник для 10 кл. – М.: Просвещение, 2006. – 366 с.
14. Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б.,Чаругин В.М. (базовый и профильный уровень).Учебник для 11 кл. – М.: Просвещение, 2008. – 399 с.
15.Кабардин О.Ф. Физика: Справочные материалы: учебные пособия для учащихся. – 3-е изд.
- М.: Просвещение, 1991. – 367 с.
16. Кирик Л.А, Дик Ю.и. Физика. 10 кл.: Сборник заданий и самостоятельных работ.– 2-е изд. – М.: Илекса, 2009. – 192 с.
17. Рымкевич А.П. Физика. Задачник. 10 – 11 кл.: пособие для общеобразовательныхучреждений / А.П.Рымкевич. – 14-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 188 с.
18. Трофимова Т.И. Краткий курс физики с примерами решения задач. М. КноРус,2012г.
19. Генденштейн Л. Э, Кирик Л.А., Гельфгат И.М. 1001 задача по физике с ответам , указаниями, решениям. Илекса, 2011г.
20.Физика в таблицах универсальное справочное пособие для школьников и абитуриентов.
21.Черноуцан А. И. Физика задачи с ответами и решениями. М. Книжный дом «Университет»
22.Т.И. Трофимова. Справочник по физике. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений начального и среднего профессионального образования. М. Академия, 2010г
23. Физика: Энциклопедия. / Под ред. Ю.В.Прохорова. – М.: Большая Российская
энциклопедия, 2003. – 944с.
24. Янчевская О.В. физика в таблицах и схемах. – СПб.: Издательский Дом «Литера»,2010. – 96 с.50
Интернет ресурсы:
25.Электронные уроки и тесты.
26.Физика 7 – 11 класс. Интерактивные лекции
27.http://fcior.edu..ru
28.http://ru.wikipedia.org
29.http://www.curator.ru
ЛИСТ ИЗМЕРЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЁННЫХ
В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ
№ изменения, дата внесения изменения, № страницы с изменением | |
БЫЛО | СТАЛО |
Основание: Подпись лица, внёсшего изменения |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по факультативному курсу "Элементы физики" для школ 8 вида
Данная программа была пересмотрена и изменена с учетом особенностей развития познавательной деятельности обучающихся данной категории детей, с учетом их дальнейшей социальной адаптации и професси...
Рабочая программа для студентов 1 курса отделения НПО по профессии "Автомеханик"
Рабочая программа учебной дисциплины иностранный язык разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии начального профессионального образования (далее ...
Рабочая программа для студентов 1 курса СПО Экономический профиль
Рабочая программа для преподавателей английского языка СПО Экономический профиль...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Физика» 7 класс Базовый уровень Программа Гутник Е.М., Перышкин А.В. на 2016-2017 учебный год
Рабочая программа по учебному курсу "Физика" 7 класс разработана по новому учебнику Физики для 7-ого класса под редакцией Перышкина А.В., 2016 года издания. В новом учебнике добавлены новые пара...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Физика» 8 класс Базовый уровень Программа Гутник Е.М., Перышкин А.В. на 2015-2016 учебный год
Рабочая программа по учебному курсу "Физика" 8 класса учебник под редакцией Перышкина А.В. реализуется с 2010 года, претерпела изменения, добавлены "Критерии оценок по физике", "Критерии оценивания пр...
Рабочая программа модульного элективного курса «Юный физик»
Содержание программы способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию школьников, повышению интереса учащихся к физике и предполагает широкое использование методов активного ...
Рабочая программа учебного (элективного) курса по физике в 11 классе.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАучебного (элективного) курса по физике «Физические задачи»(11кл уровень образования - среднее общее образование) Разработчик:Жукова Г.И., учитель Пояснител...