Открытый урок по физике в 7 классе на тему: «Решение задач по определению архимедовой силы и проверке условия плавания тел».
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему

Мишина Оксана Викторовна

 

Тема: Решение задач по определению архимедовой силы и проверке условия плавания тел.

Обучающая цель:  закрепление   у учащихся навыков  решения задач: расчетных, качественных и  экспериментальных.               

 Воспитательная:  формирование навыков коллективной работы в сочетании   с самостоятельностью учащихся.

Развивающая : научить учащихся применять знания в новой ситуации, развивать умение объяснять окружающие явления.    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Архимедова сила31.92 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок

по физике в 7 классе

на тему: «Решение задач по

определению архимедовой силы и проверке условия плавания тел».

                                                                                                                    Выполнила : учитель физики                                                                                                                                                                                                                       МОУ «СОШ № 51»  Мишина О. В.        

    Тема: Решение задач по определению архимедовой силы и проверке условия плавания тел.

Обучающая цель:  закрепление   у учащихся навыков            решения задач: расчетных, качественных и  экспериментальных.

                     

 Воспитательная:  формирование навыков коллективной работы в сочетании   с самостоятельностью учащихся.

Развивающая : научить учащихся применять знания в новой ситуации, развивать умение объяснять окружающие явления.    

Ход урока.

Эпиграф к уроку :  « Физика – это  наука понимать природу». Э. Роджерс.

Сегодня на уроке мы с вами будем учиться понимать природу.  (На доске плакат, на котором подводное царство Нептуна с затонувшими судами и сундуками с золотом). Для того , чтобы поднять  такой корабль со дна моря, нужно иметь определенные знания и умения. Поэтому «погрузимся в глубину знаний».

  1. Решение качественных задач и их экспериментальная проверка.

Способ проверки знаний учащихся -  фронтальный опрос.

      Для того,  чтобы понимать природу, мы должны правильно объяснять ее явления. Итак, посмотрим на следующие опыты и попытаемся их объяснить. Почему это происходит так, а не иначе.

  1. На демонстрационном столе стоят 2  сосуда , в одном из них картофель плавает, а в другом тонет.(опыт готовит ученик).

Почему в одном из сосудов с водой картофелина  плавает, а в другом утонула?

Ответ: В сосуде , где картофелина плавает сила архимеда больше. А мы знаем, что архимедова сила зависит от плотности жидкости и от объема тела. Объемы тел равны. Значит разные плотности жидкости. Следовательно, где картофелина плавает вода имеет большую плотность, чем в другом,  а это возможно, если воду подсолить. Соленая вода имеет большую плотность, чем картофель, поэтому он в ней плавает. Чистая вода имеет меньшую плотность, поэтому картофель в ней тонет.

2)Что произойдет с ягодами, если их поместить в газированную воду?

На столе – стакан с газированной водой , а внутри плавает ягода.(опыт  делает ученик).

Ответ: В стакан с газированной водой бросьте ягоду. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа. Словно маленькие воздушные шарики они облепят ягоды. Вскоре их станет много , что ягода всплывет. Но на поверхности пузырьки лопаются. Ягоды вновь опустятся на дно. Здесь они снова «обрастают» пузырьками газа и снова всплывают. Так будет повторяться несколько  раз , до тех пор , пока газ из воды не выйдет.

3)Водяной подсвечник (свеча плавает в сосуде с водой).

Как долго будет плавать  в сосуде с водой горящая свеча?  ( опыт делает ученик).

Ответ: Пока не сгорит. В процессе горения постепенно убывает сила тяжести свечи. Для равновесия выталкивающая сила должна уменьшаться, а это возможно только с подъемом свечи

4)Прослушав пословицы и поговорки, поставить им в соответствии одну из физических величин.

а)- Пеший конному не товарищ.

- Поспешишь – людей насмешишь.

- Тише едешь – дальше будешь. ( Скорость).

б) – Шила в мешке не утаишь.

    - Ежа голыми руками не возьмешь.

    - Пальцы в рот не клади.

    - Соха да борона сами не богаты, да весь мир накормят. (Давление).

в) – Плохи дела, где сила без ума.

   - Без уменья и сила не при чем.

   - Через силу и конь не тянет. (Сила).

г)- Мал золотник да дорог.

  -Своя ноша не тянет.

  - Тяжело понесешь – домой не донесешь. (Масса).

5) Знаешь ли ты физические приборы?

Две сестры качались,

Правды добивались,

А когда добивались, то остановились. (Весы).

- Поднимаемся мы в гору,

Стало трудно нам дышать,

А какие есть приборы,

Чтоб давленье измерять? ( Барометр).

- Расположите название рек Амур, Москва, Кубань, Енисей, Рейн, Нева, Урал, Зея так, чтобы из начальных букв составилось название физического прибора.( Мензурка).

- В круглом домике , в окошке

Ходят сестры по дорожке,

Не торопится меньшая,

Но зато спешит старшая. (Часы).

- Я под мышкой посижу

 И что делать укажу

 Или разрешу гулять

Или уложу в кровать. (Термометр).

6)Литературная страничка.

 

«Сказка о рыбаке и рыбке»

-…отпустил он рыбку золотую

И сказал ей ласковое слово:

«Бог с тобою, золотая рыбка!

Твоего мне откупа не надо;

Ступай себе в синее море,

Гуляй там себе на просторе».

                              (А.С. Пушкин)

Почему золотой рыбке удается легко погружаться в воду , то всплывать?

Ответ: плавать на различных глубинах рыбы могут за счет плавательного пузыря, который легко меняет свой объём. Когда рыба с помощью мышцы опускается на большую глубину и давление воды на неё увеличивается, пузырь сжимается, объём тела уменьшается, и она не выталкивается вверх, а плавает на глубине.  При подъёме пузырь и объём тела рыбы увеличивается и она плавает уже на меньшей глубине. Таким образом, рыба может в определённых пределах регулировать глубину своего погружения.

- Сказка о царе Салтане

В синем небе звезды блещут,

В синем море волны хлещут,

Туча по небу идет,

Бочка по морю плывет…

                         (А.С. Пушкин)

При каком условии бочка плавает по морю?

Ответ: при условии, что сила Архимеда больше силы тяжести.

Приключения Незнайки

-Какая сила может поднять шар кверху?- спрашивал коротышка по имени Топик и сам отвечал:- нет такой силы! Летают птицы, потому, что у них есть крылья, а резиновый пузырь не полетит вверх. Он может полететь только вниз…  

                                                                          (Н. Носов)

Какая же сила может поднять шар вверх?

 Сила архимеда в воздухе.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Погода стояла ясная  и солнечная.

Деревья потянули свои ветки навстречу солнышку.

Вдруг набежала маленькая тучка, подул ветерок.

Деревья закачались. Листочки затрепетали.

Но тучка быстро улетела.

Опять стало тепло и спокойно.

  1. Решение экспериментальных задач.

Способ проверки знаний – ответы учащихся у доски.

К доске вызываются два ученика, выдаются карточки с заданием и приборы. Учащиеся выполняют экспериментальные задания, делают рисунки и записи на доске.

  1. Самостоятельная работа учащихся по решению расчётных задач и качественных задач, в виде теста. Пока учащиеся готовят свои экспериментальные задания, весь класс пишет самостоятельную работу.

На столе лежат два бланка ответов на тест. Дети должны заполнить бланки ответов, один бланк оставляют у себя, а второй сдают. Карточки- 3 варианта по 3 задачи, общая расчетная задача.

Таблица проверки теста.

№/№

Вариант№1

Вариант№2

Вариант№3

1

2

1

1

2

1

2

3

3

3

1

3

№4

Сила Архимеда, которая действует на полностью погруженное в керосин тело, равна 1,6Н. Найдите объем тела.

   

На решение самостоятельной работы детям даётся 15 минут. Затем один экземпляр бланков ответов дети сдают, а второй оставляют. На экране проецируется правильное решение.  Ученики исправляют ошибки, ставят себе оценки. (За 4 задания – 5, 3 задания – 4, 2 задания – 3, 1 задание – 2).

Подведём итог, про решали качественные и расчётные задачи на тему «Архимедова сила».

4. Проверка экспериментальных заданий и расчётной задачи, запись их в  тетради.

  1. Какую силу надо приложить, чтобы поднять под водой камень массой 60 кг. И объёмом 0,023м3 .

  1. В мензурке с водой плавает пробирка с металлическими опилками. Определить вес и массу опилок в пробирке.

Ответ: определяем объем пустой пробирки Vп=V2-V1. Также определяем объем пробирки с опилками Vno=V2’-V1’. Находим объем опилок Vo=Vno-Vn. Зная объем тела, можно найти Fа=ρжgVт. Так как пробирка плавает в воде, значит  сила Архимеда равна силе тяжести, а в свою очередь сила тяжести равна весу тела, Р=mg, m=P/g. Нашли вес и массу металлических опилок.

  1. Определить вес куска парафина, используя мензурку с водой. Проверить ответ с помощью весов или динамометра.

Ответ: Погружаем парафин в мензурку .Vn=V2-V1, FажgVт, сила Архимеда равна силе тяжести- парафин плавает. Значит сила Архимеда равна весу тела. Отсюда P=mg, то m=P/g.

Во время объяснения все учащиеся делают записи и рисунки.

5. Итог урока.

Сегодня мы закрепили понятие архимедовой силы, условия плавания тел. Решали качественные, расчетные и экспериментальные задания.

6. Задание на дом.

П.49-50(повт.). Упр 24(2).

Лист оформления классной доски

Решение задач по определению архимедовой силы и проверке условия плавания тел.

Физика – это наука понимать природу.

Э. Роджерс.

Д/З.

П.49-50(повт.)

Упр 24(2).

№1                                                         №2                                                №3      

Вариант  №

1

2

3

Вариант  №

1

2

3

Вариант  №

1

2

3

Вариант  №

1

2

3

   

  1. Какую силу надо приложить, чтобы поднять под водой камень массой 60 кг и объёмом 0,023м3 .

  1. В мензурке с водой плавает пробирка с металлическими опилками. Определить вес и массу опилок в пробирке.

  1. Определить вес куска парафина, используя мензурку с водой. Проверить ответ с помощью весов или динамометра.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике (11 класс) + модуль "Решение задач"

Настоящая программа для 11  класса основной общеобразовательной школы   составлена на основе программы общеобразовательных учреждений по физик...

Открытый урок по математике в 6 классе. Тема "Решение задач на нахождение дроби и процента от числа"

Урок и презентация по теме "Нахождение дроби  и процента от  числа" по математике в 6 классе. Урок-закрепления темы. Ход урока построен на решении проблемы: как сохранить здоровье человека, ...

Открытый урок. Алгебра 8 класс. Тема : Решение задач с помощью квадратных уравнений.

Открытый урок. Алгебра 8 класс. Тема : Решение задач с помощью квадратных уравнений....

5 класс Тема: Решение задач по теме: «Среднее арифметическое».

Тема: Решение задач по теме: «Среднее арифметическое»....

Конспект открытого урока по математике на тему "Решение задач на составление уравнений".

Тема урока: Базовый учебник    АннотацияРешение задач на составление уравнений Учебно-методический комплект (УМК) «Математика» (авторы: Зубарева И.И., Мордкович А.Г. и др...

Конспект открытого урока по математике на тему "Решение задач на составление уравнений".

Презентация к уроку математики по теме: «Решение задач на составление уравнений»....

Технологическая карта урока физики в 11 классе Тема: «Решение задач с применением законов фотоэффекта».

Цели : Определение содержания компетенции через:1.Когнитивный компонент компетенции : наиболее глубоко осмыслить сущность явления фотоэффекта через применение законов Столетова и теории фотоэффекта Эй...