Конспект открытого урока по математике на тему "Решение задач на составление уравнений".
план-конспект урока по математике (6 класс) на тему
Тема урока:
Базовый учебник
Аннотация | Решение задач на составление уравнений
Учебно-методический комплект (УМК) «Математика» (авторы: Зубарева И.И., Мордкович А.Г. и др.) Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Мнемозина, 2014.
Конспект урока математики по теме: «Решение задач на составление уравнений». Урок открытия новых знаний при реализации системно - деятельностного подхода. Содержит самостоятельную работу с эталоном для самопроверки. |
Тип урока: урок изучения нового материала
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.
Цель урока: создание условий для получения и осмысления учениками новых знаний о способах решения задач на составление уравнений, систематизация теоретического материала по указанной теме, отработка навыка решения задач на составление уравнений различными методами.
Задачи:
Образовательные (формирование познавательных УУД):
повторить решение уравнений на нахождение неизвестного множителя, закрепить примеры равносильных преобразований уравнений, алгоритм решения уравнения, используя перенос слагаемых из одной части уравнения в другую; извлекать необходимую информацию из прослушанного материала; структурировать информацию в виде записи выводов и определений.
Воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД): умение слушать и вступать в диалог; формировать внимательность и аккуратность в вычислениях; воспитывать чувство взаимопомощи, уважительное отношение к чужому мнению, культуру учебного труда, требовательное отношение к себе и своей работе; развивать у учащихся умение работать индивидуально и в группах.
Развивающие (формирование регулятивных УУД): самостоятельно ставить новые учебные задачи путем задавания вопросов о неизвестном; планировать собственную деятельность, определять средства для ее осуществления; способствовать развитию творческой активности учащихся.
Планируемые результаты обучения.
Предметные: уметь в процессе реальной ситуации использовать понятия «уравнение», «равенство», «корень уравнения»; познакомиться со свойствами уравнений; способом решения задач на составление уравнений; отрабатывать умение решать задачи.
Регулятивные: самостоятельно ставить новые учебные задачи путем задавания вопросов о неизвестном; планировать собственную деятельность, определять средства для ее осуществления.
Познавательные: извлекать необходимую информацию из прослушанного материала; структурировать информацию в виде записи выводов и определений.
Коммуникативные: умение работать в парах, слушать собеседника и вести диалог, аргументировать свою точку зрения; эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.
Личностные: умение правильно излагать свои мысли, понимать смысл поставленной задачи.
Структура урока:
1) Организационный этап.
2) Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Постановка цели и задач урока. Актуализация знаний.
4) Первичное усвоение новых знаний.
5) Первичное осмысление и закрепление знаний.
6) Физкультминутка.
7) Самостоятельная работа с самопроверкой по .
8) Включение в систему знаний и повторение.
9) Информация о домашнем задании.
10) Рефлексия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект открытого урока по математике на тему "Решение задач на составление уравнений". | 39.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока математики в 6 классе.
ФИО: Должность: Место работы: Предмет: Класс: Тема урока: Базовый учебник Аннотация: | Галеева Аниса Хайбрахмановна учитель математики МБОУ « Исергаповская СОШ» Бавлинского района РТ математика 6 Решение задач на составление уравнений Учебно-методический комплект (УМК) «Математика» (авторы: Зубарева И.И., Мордкович А.Г. и др.) Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Мнемозина, 2014. Конспект урока математики по теме: «Решение задач на составление уравнений». Урок открытия новых знаний при реализации системно - деятельностного подхода. Содержит самостоятельную работу с эталоном для самопроверки. |
Тип урока: урок изучения нового материала
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.
Цель урока: создание условий для получения и осмысления учениками новых знаний о способах решения задач на составление уравнений, систематизация теоретического материала по указанной теме, отработка навыка решения задач на составление уравнений различными методами.
Задачи:
Образовательные (формирование познавательных УУД):
повторить решение уравнений на нахождение неизвестного множителя, закрепить примеры равносильных преобразований уравнений, алгоритм решения уравнения, используя перенос слагаемых из одной части уравнения в другую; извлекать необходимую информацию из прослушанного материала; структурировать информацию в виде записи выводов и определений.
Воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД): умение слушать и вступать в диалог; формировать внимательность и аккуратность в вычислениях; воспитывать чувство взаимопомощи, уважительное отношение к чужому мнению, культуру учебного труда, требовательное отношение к себе и своей работе; развивать у учащихся умение работать индивидуально и в группах.
Развивающие (формирование регулятивных УУД): самостоятельно ставить новые учебные задачи путем задавания вопросов о неизвестном; планировать собственную деятельность, определять средства для ее осуществления; способствовать развитию творческой активности учащихся.
Планируемые результаты обучения.
Предметные: уметь в процессе реальной ситуации использовать понятия «уравнение», «равенство», «корень уравнения»; познакомиться со свойствами уравнений; способом решения задач на составление уравнений; отрабатывать умение решать задачи.
Регулятивные: самостоятельно ставить новые учебные задачи путем задавания вопросов о неизвестном; планировать собственную деятельность, определять средства для ее осуществления.
Познавательные: извлекать необходимую информацию из прослушанного материала; структурировать информацию в виде записи выводов и определений.
Коммуникативные: умение работать в парах, слушать собеседника и вести диалог, аргументировать свою точку зрения; эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.
Личностные: умение правильно излагать свои мысли, понимать смысл поставленной задачи.
Структура урока:
1) Организационный этап.
2) Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Постановка цели и задач урока. Актуализация знаний.
4) Первичное усвоение новых знаний.
5) Первичное осмысление и закрепление знаний.
6) Физкультминутка.
7) Самостоятельная работа с самопроверкой по .
8) Включение в систему знаний и повторение.
9) Информация о домашнем задании.
10) Рефлексия.
Ход урока:
1.Самоопределение к учебной деятельности (организационный момент).
Задача: Создать благоприятный психологический настрой на работу.
Организация учебного процесса на 1 этапе:
Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. Организует внимание детей. Здравствуйте, дорогие ребята! Садитесь! Я рада приветствовать Вас на уроке математики, сегодня этот урок буду вести я Аниса Хайбрахмановна Галеева, учитель математики. Урок наш я хотела бы начать с высказывания Джорджа Пойа: «…если хотите научиться плавать, то смело входите в воду, если хотите научиться решать задачи, то решайте их…» Как вы думаете почему я озвучила именно это высказывание? Согласны ли вы с ним? Абсолютно верно! Значит тема нашего сегодняшнего урока ?...Решение задач на составление уравнений. - Раньше вы умели решать задачи по действиям, а сегодня научитесь решать задачи на составление уравнения. Очень важно научиться решать такие задачи, т..к. в старших классах в основном все задачи решаются именно таким способом. Всем нам в жизни приходится решать различные задачи. Задачи бывают финансовые, политические, бытовые, математические. А что такое уравнение? Решить уравнение –это?
Корень уравнения –это? | Учащиеся готовы к началу работы. Включаются в деловой ритм урока. Читают высказывание и предлагают варианты ответов. Сигнальные Линейки! Решение задач Примерный ответ ученика: На уроке не место скуке и унынию. Надо сильно стараться. Мы будем активно и весело работать: мыслить, рассуждать, исследовать и только так получать знания по математике! Уравнение – равенство, в котором есть хотя бы одна переменная Решить уравнение – найти неизвестную переменную (корень уравнения) Корень уравнения – такое число, которое превращает уравнение в верное равенство | Личностные: самоопределение к учебной деятельности. Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Задачи:
вызвать эмоциональный настрой и познавательный интерес к теме;
повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
Организация учебного процесса на 2 этапе:
Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
Учитель: - Что нам надо для того, чтобы хорошо знать математику? Новые знания нам будет очень трудно осваивать без умения быстро и верно считать, поэтому, как всегда, начнем урок с устного счета. И теперь «Разминка»
2. Откройте тетради, запишите дату, тему урока. | желание учиться, внимание, смекалка, труд, сообразительность, прилежание… 1.Решают в уме, ученики по очереди проговаривают ответы, с последующей проверкой с помощью сигнальной линейки. 2. Делают записи в тетради. | Коммуникативные ууд: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с заданиями. |
3. Актуализация знаний. Постановка цели и задач урока.
Задачи: организовать самостоятельное формулирование вопросов и постановку цели и задач урока; организовать самостоятельное планирование и выбор методов поиска информации.
Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
Учитель: Обратите внимание на записи. Повторим способ (алгоритм) решения уравнений, или какие действия возможны? Зх+5=х+10 | Учащиеся внимательно смотрят на записи, отвечая на вопросы:
4)Да, потому что уравнения можно решить. Ребята объявляют тему урока и записывают в тетради: « Решение уравнений». Формулируют цель: познакомиться с разными видами уравнений; научиться их решать. Формулируют задачи:
Называют источники информации: учебник, учитель | Личностные УУД: проявлять интерес к новому содержанию, осознавая неполноту своих знаний Познавательные УУД: формулировать информационный запрос Регулятивные УУД: определять цели учебной деятельности; планировать, т.е. составлять план действий с учетом конечного результата. Регулятивные УУД: - целеполагание как постановка учебной задачи ; |
4. Первичное усвоение новых знаний.
Задача: организовать осмысленное восприятие новой информации.
Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
1.Подготовительный этап. – А теперь приступим к Исследованию одной задачи.. – А что такое исследование? Из своих наблюдений доказать, сделать выводы, “идти по следу”. – Итак, мы, как настоящие учёные-математики должны заняться научной деятельностью и в конце урока сделать выводы, открытия по нашей теме. Рассм. 1 задачу. (исследование).
Корни уравнения не изменяются, если какое – нибудь слагаемое перенести из одной части уравнения в другую, изменив при этом его знак. .[1] | 1. Отвечают на вопросы: Чаша с гирями … Х+2=5 Х=… Х+2кг=5кг Х+2кг-2кг=5кг-2кг Х=3кг Записывают уравнение в тетрадях, предлагают варианты решения. 6)Вспоминают распределительное свойство умножения и решают уравнение в тетрадях, комментируя вместе с учителем ход решения. 11) Записывают в тетрадях вывод. 2. 1)Записывают уравнение в тетрадях, предлагают возможные варианты, решая уравнение | Познавательные УУД: извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов; структурировать знания; Коммуникативные УУД: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Предметные УУД: давать определения новым понятиям темы; называть способы решения уравнения. |
5. Первичное осмысление и закрепление знаний.
Задачи: обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.
Организация учебного процесса на 5 этапе:
Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
1. Учитель: Принято при решении уравнений переносить слагаемые так, чтобы в левой части уравнения были неизвестные числа, а в правой - известные числа. Задача по рисунку. Турист несколько км прошел пешком. На лодке они проплыл на 7 км больше, чем прошел пешком и проехал на машине на 14 км больше, чем на лодке. Турист преодолел 46 км? ( длина всего маршрута туриста)Сколько км пешком? На лодке? На машине? | - Решают в тетрадях, один из учеников комментирует решение с места Х+Х+7+Х+7+14=46 3Х=46-28 3Х=18 Х=6- прошел пешком 6+7=13- проплыл на лодке 6+21=27- проехал на машине Ответ: 6км, 13км, 27км. | Предметные УУД: Различать способы решения уравнений, правильно формулировать ход решения уравнений, находить неизвестные компоненты, применять на практике полученные выводы Познавательные УУД: анализировать и сравнивать объекты, подводить под понятие; |
6. Физкультминутка.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Задачи: организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;
- организовать самопроверку по эталону;
- организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.
Организация учебного процесса на 7 этапе:
Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
Организует выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание. Работа в паре: Придумать задачу на составление уравнения и решить ее Организует самопроверку по эталону. Организует выявление места и причины затруднений, работу над ошибками. - У кого всё правильно? - У кого есть ошибки? - В каком месте ошибки? - В чём причина? - Исправьте ошибки. | Выполняют задание самостоятельно, выбирая, сколько уравнений решать. Выполняют самопроверку по эталону. Фиксируют «!», «?». Оценивают свою работу (по 1 баллу за каждое уравнение). 4 балла - оценка «5»; 3 балла - оценка «4»; 2 балла - оценка «3»; 1-0 баллов - надо еще поработать. Эталон для самопроверки: Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину, исправляют ошибки. | Регулятивные УУД: Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей ; Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. |
8. Включение в систему знаний и повторение.
Задачи: закреплять умение решать уравнения, применяя свойства уравнений.
Организация учебного процесса на 8 этапе:
Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
№599 | 1)Осмысливают и приступают применять новый способ решения на практике. 2)Делают записи в тетрадь. После выполнения задания сверяют с доской. Один из учеников решает у доски с комментарием. 3)Работают в парах.Решают самостоятельно, сверяют друг с другом, затем с доской. Один из учеников решает у доски. | Предметные УУД: Различать способы решения уравнений, правильно формулировать ход решения уравнений, находить неизвестные компоненты, применять на практике полученные выводы Познавательные УУД: анализировать и сравнивать объекты, подводить под понятие; |
9. Информация о домашнем задании.
Задачи: Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.
Организация учебного процесса на 9 этапе:
Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
- На доске: Домашнее задание: п. 20, , выучить правила; №600,605 - Ваши вопросы по домашнему заданию. | 1) Ребята записывают домашнее задание в дневниках. 2) Просматривают домашнее задание, задают вопросы | Регулятивные УУД: констатировать необходимость продолжения действий Познавательные УУД: решать различные виды уравнений |
10. Рефлексия деятельности на уроке.
Задачи: зафиксировать новое содержание; осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
Организация учебного процесса на 10 этапе:
Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
- А теперь подведем итоги: Что мы хотели узнать? Что мы узнали? На все ли вопросы мы получили ответы? -Что было самым сложным на уроке, а самым интересным? -Кому не понадобится помощь при выполнении домашнего задания по этой теме? Оценить отдельных учащихся Дерево настроения. | Проводят самоанализ, отвечают на вопросы; вспоминают правила; определение уравнения, корня уравнения. | Познавательные ууд: -рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; Регулятивные УУД: - оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. |
Список литературы и Интернет-ресурсов:
- Математика. 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович.- М.: Мнемозина, 2009г www.zavuch.info/uploads/methodlib/2012/11/6/hod-uroka.docx
- http://nsportal.ru/shkola/algebra/library/tehnologicheskaya-karta-uroka-po-fgos-po-matematike-6-klass
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме "Уравнения. Решение задач на составление уравнений"
презентация урока...
Элективный курс по математике в 5 классе "Решение уравнений. Задачи на составление уравнений"
Курс строится на индуктивной основе с привлечением элементов дедуктивных рассуждений. Теоретический материал курса излагается на наглядно-интуитивном уровне, математические методы и законы формулируют...
7 класс, алгебра, обучающая самостоятельная работа по алгебре по теме: "Решение уравнений и задач на составление уравнений"
В самостоятельной работе даётся образец типичного уравнения с пошаговым его решением. Далее предлагается решить четыре уравнения, постепенно, усложняя их.Так же разобран пример решения типичной ...
5 класс. Математика.Проект урока и презентация к уроку по теме: решение уравнений и несложных задач на составление уравнений, урок в коррекционном классе 7-го вида
Урок может быть использован как для класса коррекции, так и для общеобразовательного класса.Урок проходит в виде соревнования по рядам, при этом дети сидят на своих местах, как они привыкли. Формы раб...
5 класс. Математика.Проект урока и презентация к уроку по теме: решение уравнений и несложных задач на составление уравнений, урок в коррекционном классе 7-го вида
Урок проходит в игровой форме, в виде соревнования по рядам. Урок состоит из 10 этапов. В процессе урока учащиеся участвуют в 7 конкурсах....
Конспект открытого урока по математике на тему "Решение задач на составление уравнений".
Презентация к уроку математики по теме: «Решение задач на составление уравнений»....
Решение задач на составление уравнений (конспекты уроков)
конспекты уроков к учебнику Математика 6 Мордкович...