Технологическая карта урока физики в 11 классе Тема: «Решение задач с применением законов фотоэффекта».
методическая разработка по физике (11 класс)
Цели : Определение содержания компетенции через:
1.Когнитивный компонент компетенции : наиболее глубоко осмыслить сущность явления фотоэффекта через применение законов Столетова и теории фотоэффекта Эйнштейна при решении задач.
2.Операционный компонент компетенции : овладеть навыком правильных математических преобразований и расчётов физических величин ,закрепить знание теоретических основ данной темы и умение анализировать графики взаимозависимостей физических величин ,а также делать рисунки, правильно отражающие ключевую ситуацию задачи.
3.Аксиологический компонент компетенции : развитие самостоятельности ,способствующей пониманию незнакомых терминов и понятий.
Средства обучения:
1.Учебник «Физика-11» Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев
2.Задачник по физике А. П. Рымкевич
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
11_klass.docx | 184.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Решение задач с применением законов фотоэффекта».
Цели : Определение содержания компетенции через:
1.Когнитивный компонент компетенции : наиболее глубоко осмыслить сущность явления фотоэффекта через применение законов Столетова и теории фотоэффекта Эйнштейна при решении задач.
2.Операционный компонент компетенции : овладеть навыком правильных математических преобразований и расчётов физических величин ,закрепить знание теоретических основ данной темы и умение анализировать графики взаимозависимостей физических величин ,а также делать рисунки, правильно отражающие ключевую ситуацию задачи.
3.Аксиологический компонент компетенции : развитие самостоятельности ,способствующей пониманию незнакомых терминов и понятий.
Средства обучения:
1.Учебник «Физика-11» Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев
2.Задачник по физике А. П. Рымкевич
3.Электронная презентация урока
План:
1.1.Объявление темы урока и его главной цели :подготовка к ЕГЭ при решении задач различной трудности.
2.Повторение:
Вопрос №1.Дать определение фотоэффекта .Кто открыл это явление?(Герц)
Вопрос №2.Сформулировать законы Столетова
Вопрос №3.Что называют фототоком? Какова его зависимость от напряжения между электродами?(Дать характеристику каждому участку графика У(U)).
Вопрос№4.В чём состоит гипотеза Планка?
Ответ: Свет излучается и поглощается веществом в виде отдельной порции энергии-квантов(фотонов),энергия которых прямо пропорционально частоте.
Вопрос№5.Как использовал Эйнштейн эту гипотезу для объяснения фотоэффекта?
Ответ: Энергия кванта расходуется для совершения работы выхода электрона A вых.,и не сообщение фотоэлектрону кинетической энергии ,это не отражается формулой Эйнштейна для фотоэффекта.
Вопрос №6.Как на практике определяют максимальную кинетическую энергию фотоэлектронов?
Ответ: Через работу электрического поля по торможению электронов ,измерив задерживающее напряжение
2.Решение задач.
Задача №1.Металлическая пластина освещается светом с длиной волны 600 нм. Зависимость силы фототока У от электрического потенциала представлена на графике 2.Какова работа выхода электронов из металла?
Дано: Си: Решение:
Из=0,4В ⩗=
ƛ=600нм =6* А в.+ ,где
e=1,6* А в.=
с=3*
Найти:А в.=? Если потребуется перевести в эВ, то
А в.=
Задача№2.Каков квантовый выход-отношение
Q- числа электронов, испускаемых за 1 с, к числу фотонов, падающих на фотокатод за то же время? Мощность излучения с длиной волны ƛ, падающего на фотокатод, равна Р сила фототока равно У.
Дано: Решение:
Q-число фотоэлектронов 1)Определяющая формула мощности:
N-число фотонов ,где E-энергия всех фотонов, падающих за 1 с.
E=N*h⩗=
ƛ
P 2)Определяющая формула силы тока
У ,где q-общий разряд, переносимый фотоэлектронами в
Найти: качестве Q штук.
q=eQ; У=
3)
Вопрос: оцените ответ-
Квант может вырвать электрон ,но может и не вырвет ,а поглотится веществом.
Задача№3.Фотокатод,покрытый кальцием(работа выхода 4,42* освещается светом с ƛ=300нм.Вылетевшие из катода электроны попадают в однородное магнитное поле с индукцией 8,3* перпендикулярно линиям индукции этого поля. Каков максимальный радиус окружности ,по которой движутся электроны?
Дано: Си: В этой задаче необходим рисунок, правильность
А в.=4,42* которого тоже оценивается .
ƛ=300нм =3* Возможные варианты рисунка:
Обратить внимание на направление силы Лоренца, т.к. электрон имеет отрицательный заряд.
Ещё один вариант рисунка:
Вопрос :Какую роль выполняет
Ответ: Центростремительная сила, сообщая
;
Для определения скорости фотоэлектрона используем уравнение Эйнштейна эля фотоэффекта:
– A в.
Задача №4.Определите пороговую частоту ⩗с, если при увеличении частоты света в 2 раза запирающее напряжение увеличивается в 5,27 раза. Частота подающего на фотокатод света равна 6*
Дано: Решение:
⩗2=2⩗1 Условие фотоэффекта:
=5,27
⩗1=6* выразим из уравнения фотоэффекта для первой
1) h*)
2)
Ответ:
Задача №5. График, показывающий зависимость максимальной кинетической энергии фотоэлектронов от частоты ⩗ падающих на фотокатод фотонов, имеет вид:
Решение:
т.к.
Тогда 1 и 4- не подходят
График должен проходить через точки:
При ⩗=0,то
Ответ:5 Домашнее задание : №1226,№1227.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по физике в 10 классе на тему " Решение задач на применение законов Ньютона"
Конспект урока по физике на применение законов Ньютона...
10 кл - урок по теме «Решение задач на применение законов Ньютона»
Здесь содержиться план урока и презентация....
Презентация "Решение задач на применение законов фотоэффекта" (подготовка к ЕГЭ)
Презентация для подготовки учащихся 11 класса к ЕГЭ по теме "Решение задач на применение законов фотоэффекта"...
Технологическая карта урока физики 7 класс по теме. "Передача давления жидкостями и зазами. Закон Паскаля"
Технологическая карта урока физики 7 класс по теме. "Передача давления жидкостями и зазами. Закон Паскаля"...
Технологическая карта урока обучающегося на дистанционном обучении. Решение задач по теме : Энергия . Работа. КПД простых механизмов. 7 класс.
Технологическая карта урока обучающегося на дистанционном обучении. Тема: Решение задач-Энергия. Работа. КПД механизмов. В данную карту включена ссылка на видеоурок по теме, указание на работу с...
Технологическая карта урока. Физика 10 класс Тема " Основные положения МКТ"
Технологическая карта урока. Физика 10 класс. Тема " Основные положения МКТ"...
Методическая разработка по проведению урока физики Тема: «Решение задач на применение законов Ньютона»
Цель написания методической разработки: совершенствование методики проведения урока физики по теме «Законы Ньютона» подчеркнуть большое познавательное и м...