рабочая программа по физике
методическая разработка по физике (10 класс) на тему
Рабочая программа учебной дисциплины «Физика»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kopiya_rabochaya_programma_spo_vosstanovlen.docx | 67.41 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
бюджетное учреждение профессионального образования
Ханты - Мансийского автономного округа – Югры
«Когалымский политехнический колледж»
Утверждаю
директор БУ «Когалымский
политехнический колледж»
_______________ И.Г.Енева
«_____» ___________ 2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДП.17Физика
по программе подготовки специалистов среднего звена
18.02.09 «Переработка нефти и газа»
Когалым , 2015г.
СОДЕРЖАНИЕ
| |
| |
| |
|
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ФИЗИКА
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Физика» является частью общеобразовательной подготовки студентов в учреждениях СПО. Составлена на основе примерной программы по физике для профессий и специальностей среднего профессионального образования.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
дисциплина входит в общеобразовательный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;
- отличать гипотезы от научных теорий;
- делать выводы на основе экспериментальных данных;
- приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
- приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
- воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;
- оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
- рационального природопользования и защиты окружающей среды.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;
- смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
- смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;
- вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки 234 часов
в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки 156 часов;
самостоятельной работы 78 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 234 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 156 |
в том числе: | |
Лабораторные работы | 40 |
Контрольные работы | 3 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 78 |
в том числе: | |
Работа с учебником (составление плана, конспекта) | 29 |
Подготовка доклада | 25 |
Подготовка реферата | 24 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета и экзамена |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ФИЗИКА
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
ВВЕДЕНИЕ | 3 | ||
Введение | Лекции: 1. Физика – наука о природе. Естественнонаучный метод познания, его возможности и границы применимости. Моделирование физических явлений и процессов. 2. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Физические законы. Основные элементы физической картины мира. | 2 2 | 1 1 |
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Работа с учебником (Составление плана, конспекта) 2. Подготовка доклада
3. Подготовка реферата
| 1 | 3 | |
РАЗДЕЛ 1. МЕХАНИКА | 60 | ||
МЕХАНИКА | Содержание учебного материала: | 39 | |
Лекции
| 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 | 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 | |
Лабораторные работы 1. Исследование движения тела под действием постоянной силы. 2. Изучение закона сохранения импульса и реактивного движения. 3. Сохранение механической энергии при движении тела под действием сил тяжести и упругости. 4. Изучение зависимости периода колебаний нитяного (или пружинного) маятника от длины нити (или массы груза). | 2 1 2 2 | 2 2 2 2 | |
Практические занятия | - | ||
Контрольные работы | 2 | 3 | |
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Работа с учебником (Составление плана, конспекта) 2. Подготовка доклада
3. Подготовка реферата
| 20 | 3 | |
РАЗДЕЛ 2. МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА. ТЕРМОДИНАМИКА | 45 | ||
МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА. ТЕРМОДИНАМИКА | Содержание учебного материала: | 29 | |
Лекции 1. История атомистических учений. Наблюдения и опыты, подтверждающие атомно-молекулярное строение вещества. Масса и размеры молекул. 2. Тепловое движение. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии частиц. 3. Объяснение агрегатных состояний вещества на основе атомно-молекулярных представлений. 4. Модель идеального газа. Связь между давлением и средней кинетической энергией молекул газа. 5. Модель строения жидкости. Насыщенные и ненасыщенные пары. 6. Влажность воздуха. Поверхностное натяжение и смачивание. 7. Модель строения твердых тел. Механические свойства твердых тел. 8. Аморфные вещества и жидкие кристаллы. Изменения агрегатных состояний вещества. 9. Внутренняя энергия и работа газа. 10. Первый закон термодинамики. 11 . Необратимость тепловых процессов. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды. КПД тепловых двигателей. | 1 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 | 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 | |
Лабораторные работы 1.Измерение влажности воздуха. 2. Измерение поверхностного натяжения жидкости. 3. Наблюдение роста кристаллов из раствора. | 2 2 2 | 2 2 2 | |
Практические занятия | - | ||
Контрольные работы | 2 | 3 | |
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Работа с учебником (Составление плана, конспекта) 2. Подготовка доклада
3. Подготовка реферата
| 14 | 3 | |
РАЗДЕЛ 3. ЭЛЕКТРОДИНАМИКА | 135 | ||
ЭЛЕКТРО- ДИНАМИКА | Содержание учебного материала: | 89 | |
Лекции
34. Электромагнитное поле и электромагнитные волны. Скорость электромагнитных волн. Принципы радиосвязи и телевидения. 35. Свет как электромагнитная волна. Интерференция и дифракция света. 36. Законы отражения и преломления света. Полное внутреннее отражение. 37. Дисперсия света. 38. Различные виды электромагнитных излучений, их свойства и практические применения. 39. Оптические приборы. Разрешающая способность оптических приборов. | 2 1 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 | 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 | |
Лабораторные работы 1. Изучение закона Ома для участка цепи. 2. Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока. 3. Изучение явления электромагнитной индукции. 4. Исследование зависимости силы тока от электроемкости конденсатора в цепи переменного тока. 5. Измерение индуктивности катушки. 6. Изучение интерференции и дифракции света. | 2 2 2 2 2 2 | 2 2 2 2 2 2 | |
Практические занятия | - | ||
Контрольные работы | - | ||
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Работа с учебником (Составление плана, конспекта) 2. Подготовка доклада
3. Подготовка реферата
| 45 | 3 | |
РАЗДЕЛ 4. СТРОЕНИЕ АТОМА И КВАНТОВАЯ ФИЗИКА | 33 | ||
СТРОЕНИЕ АТОМА И КВАНТОВАЯ ФИЗИКА | Содержание учебного материала: | 22 | |
Лекции
| 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 | 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 | |
Лабораторные работы | - | - | |
Практические занятия | - | - | |
Контрольные работы | 2 | 3 | |
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Работа с учебником (Составление плана, конспекта) 2. Подготовка доклада
3. Подготовка реферата
| 11 | 3 | |
РАЗДЕЛ 5. ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ | 14 | ||
ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ | Содержание учебного материала: | 9 | |
Лекции
3. Эволюция и энергия горения звезд. Термоядерный синтез. 4. Образование планетных систем. Солнечная система. | 3 2 2 2 | 2 2 2 2 | |
Лабораторные работы | - | ||
Практические занятия | - | ||
Контрольные работы | - | ||
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Работа с учебником (Составление плана, конспекта) 2. Подготовка доклада
3. Подготовка реферата
| 5 | 3 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Физики» и лаборатории «Физики»
Оборудование учебного кабинета:
- рабочие места для студентов и преподавателя, аудиторная доска;
- комплект учебно-методической документации (поурочные планы по физике, календарно-тематический план, рабочая программа, пакет практических, лабораторных и контрольных работ, разработаны домашние контрольные работы и физические диктанты, имеется руководство по дистанционному изучению физики, КИМы ЕГЭ);
- демонстрационное оборудование: модель броуновского движения; пластинки сцепления, манометры, барометр, термометр, прибор для проверки газовых законов, индукторы, теплоприемник, калориметр, макеты паровой машины и двигателя внутреннего сгорания, гигрометр, психрометр, капиллярные трубки, демонстрация поверхностного натяжения, кристаллические тела, модели кристаллических решеток, приборы для демонстрации теплового расширения воды, газа, электроскоп, электрофорная машина, электроскопы; (султаны), набор по электростатике, проводники и диэлектрики, демонстрационные конденсаторы, батарея конденсаторов, аккумулятор, лампочка, ключ, демонстрационный амперметр, резисторы, магазин сопротивлений, амперметр, вольтметр, источник тока, электрическая цепь, реостат, термопара, электроплитка, вакуумные и полупроводниковые диоды и триоды, электронно-лучевая трубка, магнитные стрелки, постоянные магниты, набор по магнетизму, соленоиды, диа-, пара- и ферромагнитные материалы, демонстрация возникновения индукционного тока, пружинный и математический маятник, струна, камертон, волновая машина; шнур, колебательный контур, макет генератора переменного тока, зависимость силы тока от емкости и индуктивности, трансформаторы, радионабор, оптическая шайба, трехгранная призма, линзы, зеркала, фотометр, люксметр, оптическая скамья, набор по интерференции, дифракционная решетка, набор по поляризации света; призмы, шкала электромагнитных волн, фотоэлементы, «опыты Столетова», светофильтры, радиометр, набор по люминесценции, камера Вильсона.
- авторский комплект компьютерных презентаций.
Технические средства обучения: мультимедийная установка, проектор, ноутбук.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И. Физика. Учебник для 10 кл. – М., 2010г.
Генденштейн Л.Э. Дик Ю.И. Физика. Учебник для 11 кл. – М., 2011г.
Громов С.В. Физика: Механика. Теория относительности. Электродинамика: Учебник для 10 кл. общеобразовательных учреждений. – М., 2011г.
Громов С.В. Физика: Оптика. Тепловые явления. Строение и свойства вещества: Учебник для 11 кл. общеобразовательных учреждений. – М., 2011г.
Дмитриева В.Ф. Задачи по физике: учеб. пособие. – М., 2010г.
Дмитриева В.Ф. Физика: учебник. – М., 2010г.
Касьянов В.А. Физика. 10 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М., 2012г.
Касьянов В.А. Физика. 11 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М., 2010г.
Самойленко П.И., Сергеев А.В. Сборник задач и вопросы по физике: учеб. пособие. – М., 2011г.
Самойленко П.И., Сергеев А.В. Физика (для нетехнических специальностей): учебник. – М., 2011г.
Дмитриева В.Ф. Физика: Учебник для средних специальных учебных заведений. - М.: Высшая школа, 2010г.
Сборник задач и вопросов по физике для средних специальных учебных заведений: Учебное пособие (Р.А. Гладкова),-М: Наука, 2010г. •
Фронтальные лабораторные работы по физике: книга для учителя / В.А. Буров, Ю.И. Дик и др.: Под ред. ВА Бурова. - М.: Просвещение: Учеб. лит.,2010г.
Физика: Примерная программа для средних специальных учебных заведений (на базе основного общего образования). - М.: Издательский отдел ИПР СПО. 2011г.
Рабочая программа по дисциплине «Физика» (специальность 260202.51, 150414.51) -АМН, 2011г.
Дополнительные источники:
Прокофьев B.И, Дмитриева В.Ф. Физика: учебное пособие для техникумов. М.: Высшая школа, 2009г.
Самойленко П. И., Сергеев А. В. Физика: Учебник для средних специальных учебных заведений. - М.: Академия, 2010г.
Жданов Л.С., Жданов Г.Л. Физика /учебное пособие для средних специальных учебных заведений. - М.: Высшая школа, 2011г.
Самойленко П. И., Сергеев А. В. Сборник задач и вопросов по физике. - М.: Академия, 2011г.
Громов С.В. Шаронова Н.В. Физика, 10—11: Книга для учителя. – М., 2009.
Кабардин О.Φ., Орлов В.А. Экспериментальные задания по физике. 9—11 классы: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М., 2009г.
Касьянов В.А. Методические рекомендации по использованию учебников В.А.Касьянова «Физика. 10 кл.», «Физика. 11 кл.» при изучении физики на базовом и профильном уровне. – М., 2010г.
Касьянов В.А. Физика. 10, 11 кл. Тематическое и поурочное планирование. – М., 2011г.
Лабковский В.Б. 220 задач по физике с решениями: книга для учащихся 10—11 кл. общеобразовательных учреждений. – М., 2010г.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения лабораторных занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных творческих заданий.
Формой итогового контроля является экзамен.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Уметь: | |
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
| Экспертная оценка выполненных лабораторных работ, рефератов, докладов, конспектов. Текущий контроль знаний в ходе аудиторных занятий. Тестирование. Экзамен. |
Знать: | |
| Экспертная оценка выполненных лабораторных работ, рефератов, докладов, конспектов. Текущий контроль знаний в ходе аудиторных занятий. Тестирование. Экзамен. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10
Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...
Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11
Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...
Рабочая программа по физике для обучающихся 10-11классов (базовый уровень) к комплекту учебников «Физика» авт.Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский
Данная рабочая программа реализуется через комплект учебников физики 10-11 класса авторов Г.Я. Мякишев и Б.Б. Буховцев, который наиболее полно отражает идеи «Обязательного минимума содержания физическ...
Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик
Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю...
Рабочая программа по физике в 11 классе Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, В.М.Чаругин. Физика – 11, М.: Просвещение, 2012 г. Программа рассчитана на 3 часа в неделю.
Рабочая программа по физике в 11 классе (3 часа в неделю)...
Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...
Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев
Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования, представл...