Элективный курс «Решение олимпиадных задач»
методическая разработка по физике (11 класс) на тему
Данный курс «Решение олимпиадных задач» поддерживает изучение основного курса физики и способствует лучшему усвоению его базового курса. Материал данного курса уделяет большее внимание тем вопросам программы, которые вызывают особый интерес школьников, имеют наибольшую ценность в решении задач профориентации учащихся. Познавательный материал курса будет способствовать не только выработке умений и закреплению навыков, но и формированию устойчивого интереса учащихся к процессу и содержанию деятельности, а также познавательной и социальной активности. Наряду с основной задачей расширения и углубления теоретического и практического изучения школьного курса физики данный курс позволяет ближе подвести учащихся к современному уровню развития науки, что обеспечит больший интерес к предмету. А уделение внимания практическим приложениям физики, связи физики с жизнью призвано ориентировать значительную часть учащихся на выбор профессии инженера, техника, рабочего, механизатора.
Программа рассчитана на 34 часа в год, по 1 уроку в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pr._el._kurrsa._11_kl.doc | 179.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальная общеобразовательная средняя школа №29
Утверждено
педагогическим советом
от 02. 09. 2011 г.
Программа элективного курса
Методы решения физических задач
11 класс
Образовательная область: Физика
Учебная дисциплина: Физика
Вид образовательной программы:
Общеобразовательная (предметная)
III ступень образования (основное средние образование)
Программа составлена
учителем физики
Туманик Е.В.
Нижневартовск, 2011
Пояснительная записка
В изучении курса физики решение задач имеет исключительно большое значение и им должно отводиться значительная часть курса. Решение и анализ задач позволяет понять и запомнить основные законы и формулы физики, создаёт представление об их характерных особенностях и границах применения. Задачи развивают навык в использовании общих законов материального мира для решения конкретных вопросов, имеющих практическое и познавательное значение.. А в условиях, когда усиливается роль самостоятельности и активности в обучении и развитии мышления (это касается подготовки к ЕГЭ), умение решать задачи является лучшим критерием оценки глубины изучения прграмного материала и его усвоения.
Данный курс «Решение олимпиадных задач» поддерживает изучение основного курса физики и способствует лучшему усвоению его базового курса. Материал данного курса уделяет большее внимание тем вопросам программы, которые вызывают особый интерес школьников, имеют наибольшую ценность в решении задач профориентации учащихся. Познавательный материал курса будет способствовать не только выработке умений и закреплению навыков, но и формированию устойчивого интереса учащихся к процессу и содержанию деятельности, а также познавательной и социальной активности. Наряду с основной задачей расширения и углубления теоретического и практического изучения школьного курса физики данный курс позволяет ближе подвести учащихся к современному уровню развития науки, что обеспечит больший интерес к предмету. А уделение внимания практическим приложениям физики, связи физики с жизнью призвано ориентировать значительную часть учащихся на выбор профессии инженера, техника, рабочего, механизатора.
Программа рассчитана на 34 часа в год, по 1 уроку в неделю.
Цели курса :
-расширить некоторые темы в содержании основного курса, придающие ему необходимую целостность;
-углубить знания учащихся путём решения разнообразных задач, среди которых немало сложных, требующих смекалки, глубоких знаний, умения разобраться в непривычной или усложнённой ситуации.
-помочь осознать степень своего интереса к предмету и оценить возможности овладения им с точки зрения дальнейшей перспективы;
-формировать качества мышления, характерные для физико-математической деятельности и необходимые человеку для жизни в современном обществе.
Задачи курса:
- помочь учащимся овладеть типичными приёмами решения задач;
- научить учащихся решать задачи более высокой, по сравнению с обязательным
уровнем сложности;
- через знакомство с решением сложных задач и удовлетворение в случае
самостоятельного их решения поднять интерес к физике и способствовать
развитию физического мышления;
- помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной
дисциплины.
Основные требования к знаниям и умениям
Учащиеся должны знать:
- Понятия: Основные понятия таких разделов физики, как электродинамика, механические колебания и волны, э/м колебания и волны, квантовая физика, физика атомного ядра.
- Законы и формулы: Основные законы электродинамики, законы геометрической и волновой оптики, законы квантовой физики, формула закона радиоактивного распада
Учащиеся должны уметь решать задачи
- на определение основных понятий курса физики 11 класса: движение и равновесие заряженных частиц в электрических и магнитных полях, магнитной индукции, силы Лоренца и силы Ампера
- На применение формул связывающих энергию и импульс фотона с частотой световой волны.
- Вычислять красную границу фотоэффекта и энергию фотоэлектронов на основании уравнения Эйнштейна.
- Определять продукт ядерной реакции на основе законов сохранения электрического заряда и массового числа.
- Рассчитывать энергетический выход ядерной реакции
- Определять знак заряда или направление движения элементарных частиц по их трекам на фотографии.
Учебно-тематический план элективного курса
Методы решения физических задач
(продолжение)
№ | Тема. | Методы, формы. | Содержание, основные понятия, идеи. | Деятельность учащихся. |
1. | Решение задач по теме «Электромагнитные явления». | Репродуктивный метод: беседа, объяснение, разбор примеров задач. | Сформировать представление о магнитном поле как виде материи; ознакомить учащихся с графическим методом представления структуры магнитного поля. | Выполнение тренировочных упражнений. Самостоятельное решение задач. |
2. | Решение задач по теме «Сила Ампера». | Репродуктивный метод: беседа, объяснение, разбор примеров задач. Работа в парах. | Работа с уравнениями В=; ; разбор качественных задач на применение правил буравчика и левой руки. | Выполнение тренировочных упражнений. Самостоятельное решение задач. |
3. | Решение задач по теме «Момент силы Ампера». | Репродуктивный метод: беседа, объяснение, разбор примеров задач. | Работа с уравнениями В=; ; разбор качественных задач на применение правил буравчика и левой руки. | Выполнение тренировочных упражнений. Самостоятельное решение задач. |
4 | Решение задач по теме «Растягивающе-сжимающее действие магнитного поля на рамку с током». | Репродуктивный метод: беседа, объяснение, разбор примеров задач. | Работа с уравнениями В=; ; разбор качественных задач на применение правил буравчика и левой руки. | Выполнение тренировочных упражнений. Самостоятельное решение задач. |
5. | Решение задач по теме «Сила Лоренца». | Репродуктивный метод: беседа, объяснение, разбор примеров задач. | Работа с уравнением ; разбор качественных задач на действие магнитного поля на движущийся заряд. | Выполнение тренировочных упражнений. Самостоятельное решение задач. |
6. | Решение задач по теме «Движение в электрическом и магнитном полях». | Репродуктивный метод: беседа, объяснение, разбор примеров задач. Работа в парах. | Работа с уравнениями В=; ; . | Выполнение тренировочных упражнений. Самостоятельное решение задач. |
7. | Решение задач по теме «Закон Э/м индукции». | Репродуктивный метод: беседа, объяснение, разбор примеров задач. | Работа с уравнением ; разбор качественных задач на применение правила Ленца. | Выполнение тренировочных упражнений. Самостоятельное решение задач. |
8. | Решение задач по теме «Изменение магнитного потока, обусловленное изменением площади контура». | Репродуктивный метод: беседа, объяснение, разбор примеров задач. | Работа с уравнениями ; | Выполнение тренировочных упражнений. Самостоятельное решение задач. |
9. | Решение задач по теме «Изменение магнитного потока, обусловленное изменением площади контура». | Репродуктивный метод: беседа, объяснение, разбор примеров задач. | Работа с уравнениями ; | Выполнение тренировочных упражнений. Самостоятельное решение задач. |
10. | Решение задач по теме «Изменение магнитного потока, обусловленное поворотом контура». | Репродуктивный метод: беседа, объяснение, разбор примеров задач. | Работа с уравнениями ; | Выполнение тренировочных упражнений. Самостоятельное решение задач. |
11 | Решение задач по теме «ЭДС индукции в движущихся проводниках». | Репродуктивный метод: беседа, объяснение, разбор примеров задач. | Работа с уравнением . | Выполнение тренировочных упражнений. Самостоятельное решение задач. |
12. | Решение задач по теме «Явление самоиндукции». | Репродуктивный метод: беседа, объяснение, разбор примеров задач. Работа в парах. | Работа с уравнениями ; . | Выполнение тренировочных упражнений. Самостоятельное решение задач. |
13. | Решение задач по теме «Механические колебания». | Репродуктивный метод: беседа, объяснение, разбор примеров задач. | Анализ комплексных задач с использованием закона сохранения полной механической энергии при гармонических колебаниях. | Выполнение тренировочных упражнений. Самостоятельное решение задач. |
14. | Решение задач по теме «Э/М колебания». | Репродуктивный метод: беседа, объяснение, разбор примеров задач. | Решение задач на применения уравнений, описывающих процессы в колебательном контуре. | Выполнение тренировочных упражнений. Самостоятельное решение задач. |
15. | Решение задач по теме «Переменный электрический ток». | Репродуктивный метод: беседа, объяснение, разбор примеров задач. | Решение задач на основные закономерности переменного электрического тока. | Выполнение тренировочных упражнений. Самостоятельное решение задач. |
16. | Решение задач по теме «Особенности цепей переменного тока». | Репродуктивный метод: беседа, объяснение, разбор примеров задач. | Разбор вопросов, связанных с особенностями цепей переменного тока. Решение задач на расчёт активного, ёмкостного, индуктивного сопротивлений. | Выполнение тренировочных упражнений. Самостоятельное решение задач. |
17. | Решение задач по теме «Механические волны». | Репродуктивный метод: беседа, объяснение, разбор примеров задач. | Решение задач на расчёт величин, характеризующих волновое движение. Применение формулы: | Выполнение тренировочных упражнений. Самостоятельное решение задач. |
18. | Решение задач по теме «Э/М волны». | Репродуктивный метод: беседа, объяснение, разбор примеров задач. | Решение задач с применением формулы ; разбор качественных задач, рассматривающих основные свойства э/м волн. | Выполнение тренировочных упражнений. Самостоятельное решение задач. |
19. | Решение задач по теме «Геометрическая оптика». | Репродуктивный метод: беседа, объяснение, разбор примеров задач. | Разбор вопросов и решение задач с применением основных законов геометрической оптики: «Закон отражения света» и «Закон преломления света». | Выполнение тренировочных упражнений. Самостоятельное решение задач. |
20. | Решение задач по теме «Закон отражения света». | Репродуктивный метод: беседа, объяснение, разбор примеров задач. | Разбор вопросов и решение задач с применением основных законов геометрической оптики: «Закон отражения света» и «Закон преломления света». | Выполнение тренировочных упражнений. Самостоятельное решение задач. |
21. | Решение задач по теме «Закон преломления света». | Репродуктивный метод: беседа, объяснение, разбор примеров задач. | Разбор вопросов и решение задач с применением основных законов геометрической оптики: «Закон отражения света» и «Закон преломления света». | Выполнение тренировочных упражнений. Самостоятельное решение задач. |
22. | Решение задач по теме «Построение изображения в тонкой линзе». | Репродуктивный метод: беседа, объяснение, разбор примеров задач. | Применение формулы тонкой линзы для нахождения объекта и его изображения . Разбор основных принципов построения изображения предмета, в тонкой линзе. | Выполнение тренировочных упражнений. Самостоятельное решение задач. |
23. | Решение задач по теме «Волновая оптика». | Репродуктивный метод: беседа, объяснение, разбор примеров задач. | Решение задач на основные закономерности дисперсии, интерференции, дифракции света. Применение формулы | Выполнение тренировочных упражнений. Самостоятельное решение задач. |
24. | Решение задач по теме «Дифракция света. Дифракционная решётка». | Репродуктивный метод: беседа, объяснение, разбор примеров задач. | Решение задач на применение формулы | Выполнение тренировочных упражнений. Самостоятельное решение задач. |
25. | Решение задач по теме «Элементы теории относительности». | Репродуктивный метод: беседа, объяснение, разбор примеров задач. | Разбор задач, связанных с релятивистскими эффектами. Применение формул: | Выполнение тренировочных упражнений. Самостоятельное решение задач. |
26. | Решение задач по теме «Квантовая физика». | Репродуктивный метод: беседа, объяснение, разбор примеров задач. | Анализ качественных, расчётных задач на применение формулы Планка: | Выполнение тренировочных упражнений. Самостоятельное решение задач. |
28. | Решение задач по теме «Фотоэлектрический эффект». | Репродуктивный метод: беседа, объяснение, разбор примеров задач. | Анализ и решение задач на применение формул . | Выполнение тренировочных упражнений. Самостоятельное решение задач. |
29. | Решение задач по теме «Теория фотоэффекта». | Репродуктивный метод: беседа, объяснение, разбор примеров задач. | Анализ и решение задач на применение формул | Выполнение тренировочных упражнений. Самостоятельное решение задач. |
30. | Решение задач по теме «Квантовые постулаты Бора». | Репродуктивный метод: беседа, объяснение, разбор примеров задач. | Анализ и решение задач на применение формул | Выполнение тренировочных упражнений. Самостоятельное решение задач. |
31. | Решение задач по теме «Закон радиоактивного распада». | Репродуктивный метод: беседа, объяснение, разбор примеров задач. | Решение задач на использование формулы | Выполнение тренировочных упражнений. Самостоятельное решение задач. |
32. | Решение задач по теме «Энергия связи атомных ядер». | Репродуктивный метод: беседа, объяснение, разбор примеров задач. | Использование при решении задач формулы | Выполнение тренировочных упражнений. Самостоятельное решение задач. |
33. | Решение задач по теме «Энергетический выход ядерных реакций» | Репродуктивный метод: беседа, объяснение, разбор примеров задач. Работа в парах. | Использование при решении задач формулы | Выполнение тренировочных упражнений. Самостоятельное решение задач. |
34. | Итоговая контрольная работа. | Самостоятельное выполнение учащимися заданий по различным видам деятельности для выявления уровня усвоения школьниками учебного материала. | Самостоятельное решение комплексных задач. |
Литература.
1.Г.Я. Мякишев, Б.Б Буховцев, Н.Н. Сотский «Физика. 11 класс», М., 2007.
2.Г.С. Ландсберг «Элементарный учебник физики». М., 1997 г.
3.Г.Н. Степанова. «Сборник задач по физике». М., 2005 г.
4.А.И. Черноуцан. «Физика. Задачи с ответами и решениями». М., 2005 г.
5.Н.И. Зорин. «Элективный курс «Методы решения физических задач» М., 2008 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса "Решение текстовых задач по алгебре"
программа расчитана для учащихся 9 класса....
Программа элективного курса "Решение химических задач"
Объем курса 17 часов. Предназначен для изучения в 11 классе естественнонаучного профиля. Цель - обощение знаний при изучении химических дисциплин....
элективный курс "Решение текстовых задач"
Методологической основой предлагаемого курса является деятельностный подход к обучению математике, в соответствии с которым обучение математике понимается как обучение определенной математической деят...
Элективный курс: Решение занимательных задач по информатике для обучающихся 5–6 классов
Факультативный курс «Решение занимательных задач по информатике» предназначен для обучающихся 5–6 классов и нацелен на: развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способно...
Элективный курс: Решение занимательных задач по информатике для обучающихся 5–6 классов
Факультативный курс «Решение занимательных задач по информатике» предназначен для обучающихся 5–6 классов и нацелен на: развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способно...
ПРОГРАММА внеурочного предметного курса «Решение олимпиадных задач по химии» 9 класс (15-16 лет)
Примерная программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса и возможную последовательность изучения тем и разделов; учебно-мет...
Программа элективного курса «Решение нестандартных задач. Исследовательские задачи с параметрами»
Курс строится как углубленное изучение вопросов, предусмотренных программой основного курса. Углубление реализуется на базе обучения приемам и методам решения математических задач с параме...