Элективный курс «Решение олимпиадных задач»
методическая разработка по физике (11 класс) на тему

Данный курс «Решение олимпиадных задач» поддерживает изучение основного курса физики и способствует лучшему усвоению его базового курса. Материал данного курса уделяет большее внимание тем вопросам программы, которые вызывают особый интерес школьников, имеют наибольшую ценность в решении задач профориентации учащихся. Познавательный материал курса будет способствовать не только выработке умений и закреплению навыков, но и формированию устойчивого интереса учащихся к процессу и содержанию деятельности, а также познавательной и социальной активности. Наряду с основной задачей расширения и углубления теоретического и практического изучения школьного курса физики данный курс позволяет ближе подвести учащихся  к современному уровню развития науки, что обеспечит больший интерес к предмету. А уделение внимания практическим приложениям физики, связи физики с жизнью призвано ориентировать значительную часть учащихся на выбор профессии инженера, техника, рабочего, механизатора.

Программа рассчитана на 34 часа в год, по 1 уроку в неделю.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pr._el._kurrsa._11_kl.doc179.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальная общеобразовательная средняя школа №29

Утверждено

педагогическим советом

от 02. 09. 2011 г.

Программа элективного курса

Методы решения физических задач

11 класс

Образовательная область: Физика

Учебная дисциплина: Физика

Вид образовательной  программы:

Общеобразовательная (предметная)

III ступень образования (основное средние образование)

Программа составлена

учителем физики

Туманик Е.В.

Нижневартовск, 2011

Пояснительная записка

        В изучении курса физики решение задач имеет исключительно большое значение и им должно отводиться значительная часть курса. Решение и анализ задач позволяет понять и запомнить основные законы и формулы физики, создаёт представление об их характерных особенностях и границах применения. Задачи развивают навык в использовании общих законов материального мира для решения конкретных вопросов, имеющих практическое и познавательное значение.. А в условиях, когда усиливается роль самостоятельности и активности в обучении и развитии мышления (это касается подготовки к ЕГЭ), умение решать задачи является лучшим критерием оценки глубины изучения прграмного материала и его усвоения.

Данный курс «Решение олимпиадных задач» поддерживает изучение основного курса физики и способствует лучшему усвоению его базового курса. Материал данного курса уделяет большее внимание тем вопросам программы, которые вызывают особый интерес школьников, имеют наибольшую ценность в решении задач профориентации учащихся. Познавательный материал курса будет способствовать не только выработке умений и закреплению навыков, но и формированию устойчивого интереса учащихся к процессу и содержанию деятельности, а также познавательной и социальной активности. Наряду с основной задачей расширения и углубления теоретического и практического изучения школьного курса физики данный курс позволяет ближе подвести учащихся  к современному уровню развития науки, что обеспечит больший интерес к предмету. А уделение внимания практическим приложениям физики, связи физики с жизнью призвано ориентировать значительную часть учащихся на выбор профессии инженера, техника, рабочего, механизатора.

Программа рассчитана на 34 часа в год, по 1 уроку в неделю.

Цели курса : 

-расширить некоторые темы в содержании основного курса, придающие ему                                                            необходимую  целостность;

-углубить знания учащихся путём решения разнообразных задач, среди которых  немало сложных, требующих смекалки, глубоких знаний, умения разобраться в непривычной или усложнённой ситуации.                            

-помочь осознать степень своего интереса к предмету и оценить возможности овладения им с точки зрения дальнейшей перспективы;

-формировать качества мышления, характерные для физико-математической деятельности и необходимые человеку для жизни в современном обществе.

Задачи курса:

            - помочь учащимся овладеть типичными приёмами решения задач;

            - научить учащихся решать задачи более высокой, по сравнению с обязательным

               уровнем сложности;

            - через знакомство с решением сложных задач и удовлетворение в случае    

              самостоятельного их решения поднять интерес к физике и способствовать

              развитию физического мышления;

           - помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной

              дисциплины.

Основные требования к знаниям и умениям

Учащиеся должны знать:

  • Понятия: Основные понятия  таких разделов физики, как электродинамика, механические колебания и волны, э/м колебания и волны, квантовая физика, физика атомного ядра.
  • Законы и формулы: Основные законы электродинамики, законы геометрической и волновой оптики, законы квантовой физики, формула закона радиоактивного распада

Учащиеся должны уметь решать  задачи

  •  на определение основных понятий курса физики 11  класса: движение и равновесие заряженных частиц в электрических и магнитных полях, магнитной индукции, силы Лоренца и силы Ампера
  • На применение формул связывающих энергию и импульс фотона с частотой световой волны.
  •  Вычислять красную границу фотоэффекта и энергию фотоэлектронов на основании уравнения Эйнштейна.
  • Определять продукт ядерной реакции на основе законов сохранения электрического заряда и массового числа.
  • Рассчитывать энергетический выход ядерной реакции
  • Определять знак заряда или направление движения элементарных частиц по их трекам на фотографии.

 

Учебно-тематический план элективного курса

Методы решения физических задач

(продолжение)

Тема.

Методы, формы.

Содержание, основные понятия, идеи.

Деятельность учащихся.

1.

Решение задач по теме «Электромагнитные явления».

Репродуктивный метод: беседа, объяснение, разбор примеров задач.

Сформировать представление о магнитном поле как виде материи; ознакомить учащихся с графическим методом представления структуры магнитного поля.

Выполнение тренировочных упражнений.

Самостоятельное решение задач.

2.

Решение задач по теме «Сила Ампера».

Репродуктивный метод: беседа, объяснение, разбор примеров задач. Работа в парах.

Работа с уравнениями В=; ; разбор качественных задач на применение правил буравчика и левой руки.  

Выполнение тренировочных упражнений.

Самостоятельное решение задач.

3.

Решение задач по теме «Момент силы Ампера».

Репродуктивный метод: беседа, объяснение, разбор примеров задач.

Работа с уравнениями В=; ; разбор качественных задач на применение правил буравчика и левой руки.  

Выполнение тренировочных упражнений.

Самостоятельное решение задач.

4

Решение задач по теме «Растягивающе-сжимающее действие магнитного поля на рамку с током».

Репродуктивный метод: беседа, объяснение, разбор примеров задач.

Работа с уравнениями В=; ; разбор качественных задач на применение правил буравчика и левой руки.   

Выполнение тренировочных упражнений.

Самостоятельное решение задач.

5.

Решение задач по теме «Сила Лоренца».

Репродуктивный метод: беседа, объяснение, разбор примеров задач.

Работа с уравнением ; разбор качественных задач на действие магнитного поля на движущийся заряд.

Выполнение тренировочных упражнений.

Самостоятельное решение задач.

6.

Решение задач по теме «Движение в электрическом и магнитном полях».

Репродуктивный метод: беседа, объяснение, разбор примеров задач. Работа в парах.

Работа с уравнениями В=; ;

.

Выполнение тренировочных упражнений.

Самостоятельное решение задач.

7.

Решение задач по теме «Закон Э/м индукции».

Репродуктивный метод: беседа, объяснение, разбор примеров задач.

Работа с уравнением ; разбор качественных задач на применение правила Ленца.

Выполнение тренировочных упражнений.

Самостоятельное решение задач.

8.

Решение задач по теме «Изменение магнитного потока, обусловленное изменением площади контура».

Репродуктивный метод: беседа, объяснение, разбор примеров задач.

Работа с уравнениями ;

Выполнение тренировочных упражнений.

Самостоятельное решение задач.

9.

Решение задач по теме «Изменение магнитного потока, обусловленное изменением площади контура».

Репродуктивный метод: беседа, объяснение, разбор примеров задач.

Работа с уравнениями ;

Выполнение тренировочных упражнений.

Самостоятельное решение задач.

10.

Решение задач по теме «Изменение магнитного потока, обусловленное поворотом контура».

Репродуктивный метод: беседа, объяснение, разбор примеров задач.

Работа с уравнениями ;

Выполнение тренировочных упражнений.

Самостоятельное решение задач.

11

Решение задач по теме  «ЭДС индукции в движущихся проводниках».

Репродуктивный метод: беседа, объяснение, разбор примеров задач.

Работа с уравнением .

Выполнение тренировочных упражнений.

Самостоятельное решение задач.

12.

Решение задач по теме «Явление самоиндукции».

Репродуктивный метод: беседа, объяснение, разбор примеров задач. Работа в парах.

Работа с уравнениями ;

.

Выполнение тренировочных упражнений.

Самостоятельное решение задач.

13.

Решение задач по теме «Механические колебания».

Репродуктивный метод: беседа, объяснение, разбор примеров задач.

Анализ комплексных задач с использованием закона сохранения полной механической энергии при гармонических колебаниях.

Выполнение тренировочных упражнений.

Самостоятельное решение задач.

14.

Решение задач по теме «Э/М колебания».

Репродуктивный метод: беседа, объяснение, разбор примеров задач.

Решение задач на применения уравнений, описывающих процессы в колебательном контуре.

Выполнение тренировочных упражнений.

Самостоятельное решение задач.

15.

Решение задач по теме «Переменный электрический ток».

Репродуктивный метод: беседа, объяснение, разбор примеров задач.

Решение задач на основные закономерности переменного электрического тока.

Выполнение тренировочных упражнений.

Самостоятельное решение задач.

16.

Решение задач по теме «Особенности цепей переменного тока».

Репродуктивный метод: беседа, объяснение, разбор примеров задач.

Разбор вопросов, связанных с особенностями цепей переменного тока. Решение задач на расчёт активного, ёмкостного, индуктивного сопротивлений.

Выполнение тренировочных упражнений.

Самостоятельное решение задач.

17.

Решение задач по теме «Механические волны».

Репродуктивный метод: беседа, объяснение, разбор примеров задач.

Решение задач на расчёт величин, характеризующих волновое движение.

Применение формулы:

Выполнение тренировочных упражнений.

Самостоятельное решение задач.

18.

Решение задач по теме «Э/М волны».

Репродуктивный метод: беседа, объяснение, разбор примеров задач.

Решение задач с применением формулы

 ; разбор качественных задач, рассматривающих основные свойства э/м волн.

Выполнение тренировочных упражнений.

Самостоятельное решение задач.

19.

Решение задач по теме «Геометрическая оптика».

Репродуктивный метод: беседа, объяснение, разбор примеров задач.

Разбор вопросов и решение задач с применением основных законов геометрической оптики: «Закон отражения света» и «Закон преломления света».

Выполнение тренировочных упражнений.

Самостоятельное решение задач.

20.

Решение задач по теме «Закон отражения света».

Репродуктивный метод: беседа, объяснение, разбор примеров задач.

Разбор вопросов и решение задач с применением основных законов геометрической оптики: «Закон отражения света» и «Закон преломления света».

Выполнение тренировочных упражнений.

Самостоятельное решение задач.

21.

Решение задач по теме «Закон преломления света».

Репродуктивный метод: беседа, объяснение, разбор примеров задач.

Разбор вопросов и решение задач с применением основных законов геометрической оптики: «Закон отражения света» и «Закон преломления света».

Выполнение тренировочных упражнений.

Самостоятельное решение задач.

22.

Решение задач по теме «Построение изображения в тонкой линзе».

Репродуктивный метод: беседа, объяснение, разбор примеров задач.

Применение формулы тонкой линзы для нахождения объекта и его изображения . Разбор основных принципов построения изображения предмета, в тонкой линзе.

Выполнение тренировочных упражнений.

Самостоятельное решение задач.

23.

Решение задач по теме «Волновая оптика».

Репродуктивный метод: беседа, объяснение, разбор примеров задач.

Решение задач на основные закономерности дисперсии, интерференции, дифракции света. Применение формулы

Выполнение тренировочных упражнений.

Самостоятельное решение задач.

24.

Решение задач по теме «Дифракция света. Дифракционная решётка».

Репродуктивный метод: беседа, объяснение, разбор примеров задач.

Решение задач на применение формулы

Выполнение тренировочных упражнений.

Самостоятельное решение задач.

25.

Решение задач по теме «Элементы теории относительности».

Репродуктивный метод: беседа, объяснение, разбор примеров задач.

Разбор задач, связанных с релятивистскими эффектами. Применение формул:

Выполнение тренировочных упражнений.

Самостоятельное решение задач.

26.

Решение задач по теме «Квантовая физика».

Репродуктивный метод: беседа, объяснение, разбор примеров задач.

Анализ качественных,  расчётных задач на применение формулы Планка: 

Выполнение тренировочных упражнений.

Самостоятельное решение задач.

28.

Решение задач по теме «Фотоэлектрический эффект».

Репродуктивный метод: беседа, объяснение, разбор примеров задач.

Анализ и решение задач на применение формул

.

Выполнение тренировочных упражнений.

Самостоятельное решение задач.

 29.

Решение задач по теме «Теория фотоэффекта».

Репродуктивный метод: беседа, объяснение, разбор примеров задач.

Анализ и решение задач на применение формул

Выполнение тренировочных упражнений.

Самостоятельное решение задач.

30.

Решение задач по теме «Квантовые постулаты Бора».

Репродуктивный метод: беседа, объяснение, разбор примеров задач.

Анализ и решение задач на применение формул

Выполнение тренировочных упражнений.

Самостоятельное решение задач.

31.

Решение задач по теме «Закон радиоактивного распада».

Репродуктивный метод: беседа, объяснение, разбор примеров задач.

Решение задач на использование формулы

Выполнение тренировочных упражнений.

Самостоятельное решение задач.

32.

Решение задач по теме «Энергия связи атомных ядер».

Репродуктивный метод: беседа, объяснение, разбор примеров задач.

Использование при решении задач формулы

Выполнение тренировочных упражнений.

Самостоятельное решение задач.

33.

Решение задач по теме «Энергетический выход ядерных реакций»

Репродуктивный метод: беседа, объяснение, разбор примеров задач. Работа в парах.

Использование при решении задач формулы

Выполнение тренировочных упражнений.

Самостоятельное решение задач.

34.

Итоговая контрольная работа.

Самостоятельное выполнение учащимися заданий по различным видам деятельности для выявления уровня усвоения школьниками учебного материала.

Самостоятельное решение комплексных задач.

Литература.

1.Г.Я. Мякишев, Б.Б Буховцев, Н.Н. Сотский «Физика. 11 класс», М., 2007.

2.Г.С. Ландсберг «Элементарный учебник физики». М.,  1997 г.

3.Г.Н. Степанова. «Сборник задач по физике». М.,  2005 г.

4.А.И. Черноуцан. «Физика. Задачи с ответами и решениями». М.,  2005 г.

5.Н.И. Зорин. «Элективный курс «Методы решения физических задач» М., 2008 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса "Решение текстовых задач по алгебре"

программа расчитана для учащихся 9 класса....

Программа элективного курса "Решение химических задач"

Объем курса 17 часов. Предназначен для изучения в 11 классе естественнонаучного профиля. Цель - обощение знаний при изучении химических дисциплин....

элективный курс "Решение текстовых задач"

Методологической основой предлагаемого курса является деятельностный подход к обучению математике, в соответствии с которым обучение математике понимается как обучение определенной математической деят...

Элективный курс: Решение занимательных задач по информатике для обучающихся 5–6 классов

Факультативный курс «Решение занимательных задач по информатике» предназначен для обучающихся 5–6 классов и нацелен на:  развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способно...

Элективный курс: Решение занимательных задач по информатике для обучающихся 5–6 классов

Факультативный курс «Решение занимательных задач по информатике» предназначен для обучающихся 5–6 классов и нацелен на:  развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способно...

ПРОГРАММА внеурочного предметного курса «Решение олимпиадных задач по химии» 9 класс (15-16 лет)

Примерная программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса и возможную последовательность изучения тем и разделов; учебно-мет...

Программа элективного курса «Решение нестандартных задач. Исследовательские задачи с параметрами»

Курс строится как углубленное изучение вопросов, предусмотренных программой основного курса. Углубление реализуется на базе обучения приемам и методам решения математических  задач  с параме...