Практическая работа "Определение мгновенной скорости тележки при скатывании с наклонной плоскости"
опыты и эксперименты по физике (7, 9 класс) на тему
Данная работа является прекрасной иллюстрацией метода определения мгновенной скорости и может быть выполнена в 7 или 9 классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
laboratornaya_rabota_2.doc | 865 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыты по физике
с использованием нового учебного оборудования
(механика)
Пояснительная записка.
В работе представлена практическая работа «Определение мгновенной скорости тележки при скатывании с наклонной плоскости». Работа может быть проведена фронтально при отсутствии демонстрационных приборов при изучении понятия «средняя скорость» в 7 или 9 классах.
Практическая работа
Определение мгновенной скорости тележки при скатывании с наклонной плоскости.
Цель: 1. С помощью эксперимента сформировать понимание алгоритма определения мгновенной скорости как предела измерения средней скорости за малый промежуток времени.
2. Определить мгновенную скорость тележки при скатывании с наклонной плоскости.
Оборудование: наклонная плоскость, штатив, тележка, 3 пары магнитных датчиков, электронный секундомер.
Описание устройства и принцип действия прибора.
Наклонная плоскость (1), используемая в работе, на верхней поверхности имеет желоб, по которому может перемещаться тележка (5) с грузами (4), и измерительную линейку для определения пройденного пути (или координаты тела). На боковой поверхности расположена магнитная лента (7) для крепления датчиков.
Рис. 1.
В установке наклонная плоскость опирается на горизонтальный стержень, таким образом, чтобы начало измерительной шкалы ее линейки располагалось сверху. Стержень закрепляется в штативе (3) на высоте 12-15 см.
Для регистрации промежутков времени в установке используется электронный секундомер, который включается и выключается парой магнитных датчиков (2). Магнитные датчики устанавливаются на боковой магнитной ленте наклонной плоскости и подключаются к секундомеру с помощью специального разъема. При подключении датчиков на секундомере появляются нули, разделенные точкой, которая отделяет доли секунды. Кнопка «пуск» в этой работе не используется, кнопка «сброс» используется для подготовки его к новым измерениям.
Для определения мгновенной скорости тележки выбирается произвольная точка на пути ее движения.
В данной работе на боковой магнитной полоске закрепляются 3 пары магнитных датчиков. Один из датчиков каждой пары устанавливается выше выбранной точки, три остальных датчика располагаются ниже в обратном порядке в соответствии с рисунком см. рис.2).
Тележка устанавливается на наклонную плоскость таким образом, чтобы сторона с магнитом (6), была обращена к датчикам, и затем скатывается с нее.
Теоретические обоснования
Измерив расстояния, пройденные тележкой между соответствующими парами датчиков, и время, затраченное на это, можно рассчитать среднюю скорость ее
движения вблизи выбранной точки по формуле Vn = Sn / tn .
Какое из полученных значений наиболее точно отражает скорость тележки в выбранной точке (т. е. мгновенную скорость)? Почему?
Указания к работе
1. Соберите установку в соответствии с рисунком 2.
2. Перечертите в тетрадь данную ниже таблицу1.
№ | S, м | t,с | Vn, м/с |
1 | |||
2 | |||
3 |
3. Сделайте необходимые измерения и вычисления, занесите их в таблицу.
4. Какое из полученных значений наиболее точно отражает скорость тележки в выбранной точке (т. е. мгновенную скорость)? Почему? Что называют мгновенной скоростью?
Дополнительное задание.
- Соберите установку в соответствии с рисунком 3. ( 1 – штатив, 2 - наклонная плоскость, 3- магнитная лента, 4 тележка с грузами, 5,6- магнитные датчики).
- Проведите необходимые измерения и запишите их в таблицу.
- Определите мгновенную скорость в верхней и нижней части наклонной плоскости.
№ | S1, м | t1,с | V1, м/с | S2, м | t2,с | V2, м/с |
1 |
- Убедитесь в том, что мгновенная скорость при скатывании с наклонной плоскости не одинакова, т. е. тело имеет ускорение.
Рис. 2.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектирование урока-диалога по теме "Движение тела по наклонной плоскости"
В презентации представлена разработка урока - диалога продуктивного действия по теме "Движение тела по наклонной плоскости" в рамках системы развивающего обучения....
"Исследование зависимости КПД наклонной плоскости от угла ее наклона" 9 класс
Конспект урока-эксперимента по теме КПД простых механизмов...
Средняя и мгновенная скорости неравномерного движения
Развивать мыслительные способности учащихся, умение анализировать, выделять общие и отличительные свойства; развивать умение применять теоретические знания на практике при решении задач на нахождение ...
Практическая работа "Определение ускорения при скатывании тележки с наклонной плоскости", 9, 10 классы.
Данная работа может быть проведена в 9 классе. Работа позволяет более прочно усвоить понятия "мгновенная скорость", "ускорение"....
Определение средней скорости тележки при скатывании с наклонной плоскости. 7, 9, кл.
В материале представлена работа, которая выполняется с применением нового оборудования....
Урок-исследование «Зависимость ускорения движения тела по наклонной плоскости от угла наклона плоскости »
Фронтальная работа в 10 классе. Работа проводится с помощью ЦЛ "L-микро" Механика и персональных компьютеров.Урок сопровождается презентацией....
«Средняя скорость. Мгновенная скорость. Относительная скорость. Сложение скоростей».
Цели урока: ввести понятие мгновенной скорости; научить определять относительную скорость движения; научить применять физические законы при решении задач Ход урока.I....