Рабочая программа по физике-7 Генденштейна Л.Э.
рабочая программа по физике (7 класс) на тему
Рабочая программа по физике 7 класса УМК авторов Генденштейна Л.Э. и Дика Ю.И. для базового
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska_7_klass.docx | 45.63 КБ |
kontrol.docx | 35.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа по физике 7 класса УМК авторов Генденштейна Л.Э. и Дика Ю.И. для базового уровня составлена на основе:
- Базисного учебного плана образовательных школ Российской Федерации (Приказ Мин. образования РФ от 9.03.2004)
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта (Приказ Мин. Образования РФ от 5.03.2004)
- Примерной программы, созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта.(примерная программа по учебным предметам. Физика 7-9 классы. М.:Просвещение,2010 год
- Авторской программы Генденштейна Л.И. и Дика Ю.И.(Программы и примерное поурочное планирование для общеобразовательных учреждений. Физика. 7—11 классы / авт.-сост. Л. Э. Генденштейн, В. И. Зин ковский. — М.:Мнемозина, 2010.
В курсе 7 класса рассматриваются вопросы :первоначальные сведения о строении вещества. взаимодействие тел, давление твердых тел, жидкостей и газов, работа мощность и энергия.
Используемый математический аппарат не выходит за рамки школьной программы по элементарной математике и соответствует уровню математических знаний у учащихся данного возраста.
Программа предусматривает использование Международной системы единиц СИ.
Учебно-тематический план
2 часа в неделю, всего - 68 ч.
Тема | Количество часов | Кол-во лабораторных работ | Кол-во контрольных работ |
Физика и физические методы изучения природы | 7 ч | 3 | 1 |
Строение вещества | 4 ч | - | 1 |
Движение и взаимодействие тел | 22 ч | 5 | 2 |
Давление. Закон Архимеда. Плавание тел | 16 ч | 2 | 1 |
Работа и энергия | 17 ч | 3 | 1 |
Подведение итогов учебного года Резерв учебного времени | 2 ч | 0 |
Цели изучения физики в 7 классе.
Изучение физики в 7 классе образовательных учреждениях основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
• освоение знанийо механических, тепловых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются;
• овладение умениямипроводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений;
• развитиепознавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;
• воспитаниеубежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества; уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
• применение полученных знаний и уменийдля решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
В 7-м классе особое внимание необходимо уделить формированию у учащихся основ научного подхода к изучению природы, рассмотрению примеров проявления закономерностей в явлениях природы и пониманию сущности законов природы как наиболее общих из этих закономерностей. Полезно в максимально возможной степени — особенно на начальном этапе — связывать изучение физики с пониманием окружающего мира, в том числе с «чудесами» техники, которыми учащиеся пользуются каждый день. В начале изучения физики целесообразно рассматривать явления и факты, которые не только удивляют учеников, но и находят убедительное объяснение с помощью открытых законов природы.
При решении задач надо обращать внимание учащихся прежде всего на понимание сути физических явлений и примеров построения математических моделей, принципа записи физических закономерностей в виде формул, в частности, на то, что любая буква в формуле может рассматриваться как неизвестная величина, если известны остальные входящие в эту формулу величины. Желательно начинать изложение каждой новой темы с конкретных наглядных и понятных ученикам примеров, и только после их рассмотрения формулировать определения и закономерности — лучше всего совместно с учащимися.
Учебно-методический комплекс
- Л.Э. Генденштейн, А.Б. Кайдалов, Физика 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений – 2-е издание М.: Мнемозина, 2010г.
- Л.Э.Генденштейн, Л.А. Кирик, 7 класс: Задачник- издание: «Мнемозина» 2010г.
3. Генденштейн Л.Э., Кайдалов А.Б., Кожевников В.Б. Методические материалы. Пособие для учителя. 7, 8, 9 классы. Мнемозина
4. Генденштейн Л.Э., Кайдалов А.Б., Кожевников В.Б. Самостоятельные работы. 7 класс. Мнемозина
5. Генденштейн Л.Э., Кайдалов А.Б., Кожевников В.Б. Тематические контрольные работы. 7 класс. Мнемозина
График контрольных и лабораторных работ- 7 класс
Физика и физические методы изучения природы
л/р | прим. сроки | к/р | прим. сроки |
Определение цены деления шкалы измерительного прибора. | 14.09 | Физика и физические методы изучения природы | 24.09 |
Измерение линейных размеров тел и площади поверхности. | 17.09 | ||
Измерение объёма жидкости и твёрдого тела | 21.09 |
Строение вещества
л/р | Прим. сроки | к/р | Пример сроки |
Строение вещества | 8.10 |
Движение и взаимодействие тел
л/р | прим. сроки | к/р | прим. сроки |
Измерение скорости движения тела. | 22.10 | Механическое движение | 29.10 |
Измерение массы тел. | 23.11 | Взаимодействие тел | 14.01 |
Измерение плотности твёрдых тел и жидкостей. | 26.11 | ||
Конструирование динамометра и нахождение веса тела. | 14.12 | ||
Измерение коэффициента трения скольжения. | 28.12 |
Давление. Закон Архимеда. Плавание тел
л/р | прим. сроки | к/р | прим. сроки |
Закон Архимеда и гидростатическое взвешивание. | 1.03 | Давление. Закон Архимеда. Плавание тел | 15.03 |
Условия плавания тел в жидкости. | 4.03 |
Работа и энергия
л/р | прим. сроки | к/р | прим. сроки |
Изучение условия равновесия рычага. | Работа и энергия | 20.05 | |
Нахождение центра тяжести плоского тела. | 26.04 | ||
Определение КПД наклонной плоскости. | 15.05 |
Структура курса.
Разделы | Количество часов | Основное содержание | Контроль | |
1 | Раздел 1: Физика и физические методы изучения природы. | 7 | Физика – наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений, приборов, величин. Международная система единиц. Физический эксперимент и теория. | 1. Лабораторная работа №1 «Определение цены деления шкалы измерительного прибора» 2. Лабораторная работа №2 «Измерение линейных размеров тел и площади поверхности» 3. Лабораторная работа №3 «Измерение объема жидкости и твердого тела» 4. Контрольная работа №1 по теме «Физика и физические методы изучения природы» |
2 | Раздел 2: Строение вещества. | 4 | Атомы. Молекулы. Размеры молекул и атомов. Диффузия. Три состояния вещества. Броуновское движение. Кристаллические и аморфные тела. | 1. Составление таблицы «Строение вещества» 2. Контрольная работа №2 по теме «Строение вещества» |
3 | Раздел 3: Движение и взаимодействие тел. | 22 | Механическое движение. Относительность движения. Траектория путь. Прямолинейное равномерное движение. Графическое представление движения. Неравномерное движение. Средняя скорость. Закон инерции. Масса тела. Измерение массы взвешиванием. Плотность вещества. Силы. Силы тяжести. Центр тяжести. Сила упругости. Вес тела. Состояние невесомости. Закон Гука. Силы трения. | 1.Лабораторная работа № 4 «Измерение скорости движения тела» 2. Лабораторная работа № 5 «Измерение массы тела» 3. Лабораторная работа №6 «Измерение плотности твердых тел и жидкостей» 4. Лабораторная работа №7 «Конструирование динамометра и нахождение веса тела» 5. Лабораторная работа №8 «Измерение коэффициента трения скольжения» 6. Контрольная работа №3 по теме «Механическое движение» 7. Контрольная работа №4 по теме «Взаимодействие тел» |
4 | Раздел 4: Давление. Закон Архимеда. Плавание тел. . | 16 | Давление твердых тел, жидкости, газа. Закон Паскаля. Гидравлические машины. Закон сообщающихся сосудов. Атмосферное давление. Закон Архимеда. Воздухоплавание. | 1.Контрольная работа №5 по теме «Давление. Закон Архимеда и плавание тел. 2.Лабораторная работа №9 «Закон Архимеда и гидростатическое взвешивание» 3. Лабораторная работа №10 «Условие плавания тел и жидкости» |
5 | Раздел 5: Работа и энергия. | 17 | Простые механизмы. Момент силы. Механическая работа. Мощность. Коэффициент полезного действия. Механическая энергия. Закон сохранения энергии. |
«Выяснение условий равновесия рычага» 2. Лабораторная работа № 12 «Нахождение центра тяжести плоского тела» 3. Лабораторная работа №13 «Определение КПД наклонной плоскости» 4.Контрольная работа №6 по теме «Работа и энергия» |
6 | Раздел №6 : Повторение. | 2 | Итоговая контрольная работа№7 |
Требования к уровню подготовки учащихся
Знать | Уметь |
Смысл понятия «вещество» | Использовать физические приборы и измерительные инструменты изменения физических величин. Выражать результаты СИ. |
Смысл понятий : вещество, взаимодействие, атом (молекула) | Описывать и объяснять физическое явление : диффузия. |
Явление инерции, физический закон, взаимодействие; смысл понятий: пут, скорость, масса, плотность. | Описывать и объяснять равномерное прямолинейное движение; использовать физические приборы для измерения пути, времени, массы, силы. Выявлять зависимость: пути от расстояния; скорости от времени; силы от скорости; Выражать величины в СИ. |
Знать, что мерой любого взаимодействия тел является сила. | Уметь приводить примеры |
Определение массы; единицы массы. | Воспроизводить или написать формулу. Уметь работать с приборами спри нахождении массы тела. |
Определение плотности вещества, формулу. | Уметь работать с физическими величинами, входящими в данную формулу. Умение работать с приборами. Уметь работать с физическими величинами, входящими в формулу нахождения массы вещества; |
Определение силы, единицы ее измерения и обозначения; определение силы тяжести» определение силы упругости. | Уметь воспроизводить и находить физические величины: масса, плотность, объем вещества. Уметь схематически изобразить точку ее приложения к телу. Отработка формулы зависимости между силой и массой тела. Уметь работать с физическими приборами. Градуирование шкалы прибора. Умение составлять схемы векторов сил, действующих на тело. |
Определение силы трения | Уметь привести примеры. |
Знать определение физических величин: давление, плотность вещества, объем, масса. Знать смысл физических законов: Закон Паскаля. | Объяснять передачу давления в жидкостях и газах; использовать физические приборы для измерения давления; выражать величину в СИ |
Знать определение работы, мощности, обозначение физической величины и единицы измерения | Меть воспроизводить формулы, находить физические величины: работа , мощность. |
Знать устройство рычага | Уметь изображать на рисунке расположение сил и найти момент силы. Уметь проводить эксперимент и измерять длину плеч рычага и массу грузов; работать с физическими приборами. |
Знать устройство блока и золотое правило механики, объяснять на примерах. Знать определение физических величин: работа, мощность, КПД, энергия. | Уметь определять силу, высоту, работу. |
Знать определение физических величин: энергия; единицы измерения энергии; закон сохранения энергии. | Уметь решать задачи. |
Информационно-методическое обеспечение
1.Л.Э. Генденштейн, А.Б. Кайдалов, Физика 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений – 2-е издание М.: Мнемозина,
2. Примерная программа для основной и средней (полной) школы по физике представлена на сайте Министерства образования и науки РФ http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/3838/
3. Приказ МО России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» на сайте «Российское образование. Федеральный образовательный портал: нормативные документы» http://www.school.edu.ru/dok_edu.asp?ob_no=14402
4. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2011 / 2012 учебный год. Приказ Минобрнауки России от 24 декабря 2010 г. N 2080.
Список адресов INTERNET-сайтов
- Виртуальный репетитор по физике. Виртуальный тренинг различного уровня сложности по всем аспектам изучения физики в средней школе. http://vschool.km.ru/repetitor.asp?subj=94
- Наука и техника: электронная библиотека. Подборка научно-популярных публикаций. http://www.n-t.org/
- Федеральные тесты по механике. Тесты по кинематике, динамике и статике. Каждый тест состоит из 40 вопросов. Предусмотрены три режима работы с ними: ознакомление, самоконтроль и обучение.
http://rostest.runnet.ru/cgi-bin/topic.cgi?topic=Physics
- Активная физика: программное обеспечение для поддержки изучения школьного курса физики. Сведения о разработках и их предназначении: формирование основных понятий, умений и навыков решения простейших задач по физике и активного использования их в различных ситуациях. Представлено более 6000 вариантов заданий-ситуаций, которые можно использовать на уроке в виде небольших компьютерных фрагментов. http://www.cacedu.unibel.by/partner/bspu /
- Интерактивный калькулятор измерений. Перевод различных единиц измерения из одной системы в другую. Вес и масса, объем и вместимость, длина и расстояние, площадь, скорость, давление, температура, угловая мера, время, энергия и работа, мощность, компьютерные единицы. http://www.convert-me.com/ru
- Газета “1 сентября”: материалы по физике. Подборка публикаций по преподаванию физики в школе. Архив с 1997 г.
http://archive.1september.ru/fiz/
- Каталог ссылок на ресурсы по физике
Энциклопедии, библиотеки, методики проведения уроков, тестирование, СМИ, учебные планы, вузы, научные организации, конференции и др. http://www.ivanovo.ac.ru/phys
- Стандарт физического образования в средней школе. Обзор школьных программ и учебников. Материалы по физике и методике преподавания для учителей. Экзаменационные вопросы, конспекты, тесты для учащихся. Расписание работы методического кабинета. Новости науки. http://www.edu.delfa.net/
- Бесплатные обучающие программы по физике. Знакомство с 15 обучающими программами по различным разделам физики. http://www.history.ru/freeph.htm
/
- Учителю физики. Программы и учебники, документы, стандарты, требования к выпускнику школы, материалы к экзаменам, билеты выпускного экзамена, рекомендации по проведению экзаменов, материалы к уроку. http://www.edu.delfa.net:8101/teacher/teacher.html
- Анимации физических процессов. Трехмерные анимации и визуализации по физике, сопровождаются теоретическими объяснениями. http://physics.nad.ru/
Анимации физических процессов: механика. Анимации по углубленному курсу механики. http://physics.nad.ru/Physics/Cyrillic/mech.htm
- Разработки фирмы "Физикон". "Физика в картинках", "Открытая физика" и "Открытая математика". Удобны как демонстрационные программы. По некоторым разделам можно проводить компьютерные лабораторные работы.
- Электронный учебник по физике 7_ 9 кл. По некоторым разделам имеются дифференцированные задачи, лабораторные работы. http://kiv.sovtest.ru/
- Газета «1 сентября»: материалы по физике. Подборка публикаций по преподаванию физики в школе. Архив с 1997 г.
Предварительный просмотр:
Контрольная работа №1
Уровень 1
Вариант№1
- Какая скорость больше 20 м/с или 72 м/ч ?
- Какие тела движутся прямолинейно:
а) выпущенный из рук камень
б) Луна по своей орбите
в) поезд метро вдоль платформы станции?
- Поезд проехал 120 км за 2 часа. Какова средняя скорость поезда?
Вариант№2
- Какая скорость больше 54 км/ч или 5 м/с ?
- Пассажир летит самолетом. Относительно каких тел в самолете пассажир находится в состоянии покоя?
- Человек шел 0,5 ч со скоростью 6 км/ч. Какой путь он прошел?
Уровень 2
Вариант№1
- Какие части велосипеда при его движении описывают прямолинейные и какие – криволинейные траектории относительно дороги?
- Шарик скатывается с наклонного желоба за 3секунды. Является ли движение шарика равномерным? Какова средняя скорость движения по желобу, если его длина 45 см?
- 15м3 некоторого вещества имеют массу 105 тонн. Какова масса 10м3 этого вещества?
Вариант№2
- Одинаковые ли пути проходят правые и левые колеса автомобиля при повороте?
- Мотоциклист за первые 10 минут движения проехал путь 5 км, а за следующие минут – 9,6 км. Какова средняя скорость мотоциклиста на всем пути?
- Брусок металла имеет массу 26,7 кг, а объем 3дм3? Из какого металла он изготовлен?
Контрольная работа №2
Уровень 1
Вариант№1
- Какая из двух сил : 4 кН или 800 Н больше и во сколько раз?
- Масса первого бруска в три раза больше, чем масса второго. На какой брусок действует большая сила тяжести и во сколько раз?
- Какая сила удерживает тела на наклонной плоскости?
Вариант№2
- какая сила является причиной падения на землю капель дождя? Какие физические тела взаимодействуют в этом случае?
- Объем бензина в баке автомашины уменьшился в 2 раза. Как изменился при этом вес бензина?
- Почему трудно вытащить из доски гвоздь?
Уровень 2
Вариант№1
- На тело вдоль одной прямой действуют силы 20Н и 80Н. Может и равнодействующая этих сил быть равной 120Н, 100Н, 60Н, 10Н?
- Какая сила удерживает груз, подвешенный на пружине, от падения?
- Определите вес ящика с песком, масса которого 75 кг?
Вариант№2
- На тело вдоль вертикали действуют две силы – 10Н и 15Н. Изобразите эти силы. Сколько вариантов рисунка вы можете сделать?
- Изменится ли сила трения колес вагона о рельсы, если вагон разгрузить?
- Найдите вес 20л керосина. К чему приложена эта сила?
Контрольная работа №3
Вариант№1
- Плоскодонная баржа на глубине 1,8м от уровня воды в реке получила пробоину площадью сечения 200см2. С какой силой нужно давить на доску, которой закрыли отверстие, чтобы сдержать напор воды?
- Малый поршень гидростатического пресса имеет площадь 2см2, а большой – 150 см2. Определить силу давления, действующую на большой поршень, если к малому поршню приложена сила 30 Н?
- Какая жидкость налита в цилиндрический сосуд, если она производит давление 2840 Па, а высота ее столба 40 см?
- С какой силой давит атмосферный воздух на обложку книги размером 12*20 (см2) , если атмосферное давление 750 мм рт. ст. ?
- Столб воды в сообщающихся сосудах высотой 17,2см уравновешивает столб дизельного топлива высотой 20 см. Определить плотность дизельного топлива.
- Вычислите давления масла на дно гидравлической машины F=100Н, S=75см2
Вариант№2
- Большой поршень гидравлического пресса площадью 180 см2 действует с силой 18 кН. Площадь малого поршня 4 см2. С какой силой действует малый поршень на масло в процессе?
- Определите силу , которой действует керосин на пробку площадью сечения 16 см2, если расстояние от пробки до уровня керосина в сосуде равно 400 мм.
- С какой силой давит воздух на поверхность стола, длина которого 1,2м , ширина 60см, если атмосферное давление 760 мм рт. ст.?
- Прямоугольный сосуд вместимостью 2л наполовину наполнен водой и наполовину керосином. Дно сосуда имеет форму квадрата со стороной 10 см. Каково давление жидкостей на дно сосуда?
- Манометр установлен на высоте 1,2м от дна резервуара с нефтью, показывает давление 2Н/см2. Какова высота нефти в резервуаре?
- В сообщающихся сосудах находится ртуть и вода. Высота столба воды равна 68 см. Какой высоты столб керосина следует налить в левое колено, чтобы ртуть установилась на одинаковых уровнях?
Контрольная работа №4
Уровень 1
Вариант№1
- Почему режущие и колющие инструменты оказывают на тела очень большое давление?
- Почему камень в воде легче поднимать, чем в воздухе?
- Будет ли плавать кирпич в серной кислоте?
Вариант№2
- Какая физическая величин характеризует действие силы на опору? В каких единицах ее измеряют?
- Молоко вылили из бутылки в широкую кастрюлю. Какие из следующих физических величин изменились и какие остались неизменными: масса молока, объем молока, давление?
- Будет ли свинцовый брусок плавать в ртути?
Уровень 2
Вариант№1
- Сформулируйте правило «поведения» однородной жидкости в сообщающихся сосудах. В каком случае оно не будет выполнятся?
- каково должно быть соотношение сил, действующих на опущенное в жидкость тело, чтобы оно стало всплывать? Приведите пример.
- Трактор весом 112кН оказывает давление на грунт 50кПа. Определите площадь соприкосновения гусениц трактора с грунтом?
Вариант№2
- В ведро или бутылку нужно перелить молоко из литровой банки, чтобы его давление на дне стало меньше.
- В мензурку налили керосин, а затем долили воду. Как расположатся в ней эти жидкости? Почему?
- Рассчитайте давление воды на глубине 20м, на которую может погружаться искусный ныряльщик.
Уровень 1
Вариант№1
- Совершает ли ученик механическую работу, опускаясь на лифте с верхнего этажа здания на первый?
- Первый раз мальчик вбежал по лестнице на третий этаж школы за 30с, а второй раз за 20с. Одинаковую ли мощность он развивал при этом?
- Какой из блоков ( подвижный или неподвижный) дает выигрыш в силе? Во сколько раз?
Вариант№2
- Телеграфный столб, лежащий на земле, установили вертикально. Совершена ли при этом работа?
- Турист в одном случае прошел 500м, а в другом - проехал на велосипеде такое же расстояние. Одинаковые ли мощности он развивал?
- перечислите известные вам простые механизмы. Приведите примеры их использования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физике 8 класса УМК авторов Генденштейна Л.Э. и Дика Ю.И. для базового уровня
Рабочая программа по физике 8класса УМК авторов Генденштейна Л.Э. и Дика Ю.И.для базового уровня...
Рабочая программа по физике 7 класса УМК авторов Генденштейна Л.Э. и Дика Ю.И. для базового уровня
Рабочая программа по физике 7 класса УМК авторов Генденштейна Л.Э. и Дика Ю.И.для базового уровня...
рабочая программа по физике 10-11 класс(базовый уровень) к учебнику Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик
...
рабочая программа по физике 10-11 класс(базовый уровень) к учебнику Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик
...
Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик
Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю...
Рабочая программа по физике по учебнику физики 7 класс Генденштейн Л.Э и др
Рабочая программа составлена в соответствии со ФГОС. Редактирование и корректировка учителя русского языка и литературы Коноваловой Елены Геннадьевны...
Рабочая программа по физике Л.Э. Генденштейн 7 класс (базовый уровень)
Раблочая программа содержит пояснительную записку, основное содержание учебного предмета, требования к ЗУН, уровню подготовки обучающихся, критерии оценивания письменных и устных ответов....