Задания на школьный этап всероссийской олимпиады школьников по технологии 2015 – 2016 учебный год 10 - 11 класс
методическая разработка по технологии (11 класс) по теме

Исянова Елена Викторовна

Тема:  «Моделирование плечевого изделия. Перевод нагрудной вытачки»            

 

Цель: Научить выполнять перевод нагрудной вытачки.

 

Задачи урока:

образовательная:

  • сформировать у учащихся знания и умения по основному способу формообразования лифа плечевого изделия путем переноса нагрудной вытачки.
  • дать представление  о технике моделирования одежды.

 

развивающая:

  •  развивать понимание необходимости учета особенностей телосложения и облика человека в целом.
  • развивать пространственное воображение, творческое мышление, эстетический вкус, интерес к профессиям в области дизайна одежды
  • развивать у школьников умение выделять главное в проблеме;

воспитательные:

  • совершенствовать эстетическое воспитание;

воспитывать инициативу, самостоятельность, творческий подход к решению задачи, чувство взаимопомощи, активной жизненной позиции.

Тип урока – урок применения теоретических обобщений при решении  частных задач..

Форма организации учебной деятельности – коллективно-распределенная форма учебной деятельности, работа в паре, фронтальная работа, самостоятельная.

Методы: частично- поисковый при трансформировании эскиза образа юбки  в технический чертеж (техническое моделирование), контроль, наглядный, проблемный, информационно-коммуникационные технологии.

Приемы обучения:  демонстрация эскизов, демонстрация моделей, моделирование (способ деятельности)

Средства обучения:- наглядные: демонстрационный материал по основным элементам композиции (образцы изделий, проектные и творческие работы учениц: «История развития одежды», «Времена и стили»,«Своей одеждой я улучшаю жизнь»; альбом «Великие дизайнеры мира», плакаты: «Силуэты в одежде», «Пропорции в одежде», «Ритм», «Цветовой круг», «Природа цвета», «Символическое значение цвета», «Цвета в кольце Зодиака», «Перенос нагрудной вытачки», «Силуэты в одежде»,«Русский народный костюм».

- учебные: набор цветной бумаги, линейка закройщика, клей.

- раздаточный материал: комплект задания для творческих групп, образцы выполнения работы

«Перевод нагрудной вытачки», словарь терминов.

Инструменты  и приспособления: ножницы, линейка, карандаш, клей, альбомные листы.

 

Наглядные   пособия:  слайды с моделями модных различных блузок, образцы различных. блузок    

 

 Оборудование: компьютер,  манекен; линейки, ножницы, каранда­ши, цветная бумага.

 

На классной доске выписаны термины: моделирование, эскиз, крой, выкройка

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkr._urok_7_kl._2009.doc528 КБ

Предварительный просмотр:

Ханты – Мансийский автономный округ, Тюменская область,

 Нефтеюганский район

 

НРМОУ «Куть-Яхская СОШ »

Открытый урок

7 класс

«Моделирование плечевого изделия. Перевод нагрудной вытачки»

Разработала: учитель технологии

НРМОУ «Куть-Яхская СОШ №2»

                                                                                       Исянова Елена Викторовна

                                                                2011

Урок по технологии

7 класс

 

Тема:  «Моделирование плечевого изделия. Перевод нагрудной вытачки»             

 

Цель: Научить выполнять перевод нагрудной вытачки.

Задачи урока:

образовательная:

сформировать у учащихся знания и умения по основному способу формообразования лифа плечевого изделия путем переноса нагрудной вытачки.

дать представление  о технике моделирования одежды.

развивающая:

 развивать понимание необходимости учета особенностей телосложения и облика человека в целом.

развивать пространственное воображение, творческое мышление, эстетический вкус, интерес к профессиям в области дизайна одежды

развивать у школьников умение выделять главное в проблеме;

воспитательные:

совершенствовать эстетическое воспитание;

воспитывать инициативу, самостоятельность, творческий подход к решению задачи, чувство взаимопомощи, активной жизненной позиции.

Тип урока – урок применения теоретических обобщений при решении  частных задач..

Форма организации учебной деятельности – коллективно-распределенная форма учебной деятельности, работа в паре, фронтальная работа, самостоятельная. 

Методы: частично- поисковый при трансформировании эскиза образа юбки  в технический чертеж (техническое моделирование), контроль, наглядный, проблемный, информационно-коммуникационные технологии.

Приемы обучения:  демонстрация эскизов, демонстрация моделей, моделирование (способ деятельности)

Средства обучения:- наглядные: демонстрационный материал по основным элементам композиции (образцы изделий, проектные и творческие работы учениц: «История развития одежды», «Времена и стили»,«Своей одеждой я улучшаю жизнь»; альбом «Великие дизайнеры мира», плакаты: «Силуэты в одежде», «Пропорции в одежде», «Ритм», «Цветовой круг», «Природа цвета», «Символическое значение цвета», «Цвета в кольце Зодиака», «Перенос нагрудной вытачки», «Силуэты в одежде»,«Русский народный костюм».

- учебные: набор цветной бумаги, линейка закройщика, клей.

- раздаточный материал: комплект задания для творческих групп, образцы выполнения работы

«Перевод нагрудной вытачки», словарь терминов.

Инструменты  и приспособления: ножницы, линейка, карандаш, клей, альбомные листы.

Наглядные   пособия:  слайды с моделями модных различных блузок, образцы различных. блузок    

 Оборудование: компьютер,  манекен; линейки, ножницы, карандаши, цветная бумага.

На классной доске выписаны термины: моделирование, эскиз, крой, выкройка

                                                     

                                                     Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

 1.Организационная часть.  

Мотивация учебной  

деятельности.

Эмоциональный настрой .


Добрый день ребята! Сегодня у нас гости. Желаю вам быть собранными и в тоже время внимательными друг к другу. Персидский поэт: Справедливо заметил

“Всегда особенна ценна

Бывает внешность той,

Чья красота озарена

Душевной красотой.”

А с легкой руки французов, весь мир повторяет: “Нет людей некрасивых – есть люди ленивые.”

.


Готовятся к уроку.

2. Актуализация опорных знаний.

Разминка.

















Фронтальный опрос.



Создание ситуации успеха.


  Предлагаю вам разминку, «вопрос- ответ». Покажите свои знания по ранее изученному.

Слайд Отвечая на вопросы в распечатках на ответ “да” над номером вопроса ставится дуга. Если ответ “нет” - отрезок остается свободным.


Вопросы:

Мерки снимаются по левой стороне фигуры? (Нет)

К технологическим свойствам ткани относится прочность? (Да)

Для определения размера плечевого изделия используется портновская линейка? (Нет)

Влияет ли реклама на величину спроса? (Да)

Результат измерения нужно разделить пополам при записи мерок Сш, Ст, Сг2, Сб? (Да)

Шелковые ткани плохо драпируются? (Нет)

К ассортименту плечевой одежды относится юбка, шорты брюки? (Нет)

Осанка фигуры влияет на правила снятия мерок с фигуры? (Нет)

Неправильно подобранный силуэт в одежде может зрительно “искажать” фигуру? (Да)

Масштаб 1:1 используется при построении чертежа изделия в натуральную величину? (Да)

Размер женской одежды определяет мерка Ст? (Нет)

Шерстяные ткани обладают высокой пылеёмкостью? (Да)

 








Поочередно отвечают на поставленные вопросы.

  Знакомство с заданием, с которым будут работать на уроке.








       
























3.Демонстрация  владения учащимися старым способом.

















4. Изучение нового материала







 

 





 























4. Решение частной задачи


Спасибо. Переходим к следующему заданию

Слайд Что фиксирует беглый взгляд, брошенный на идущего человека — силуэт.










Задание: подписать названия силуэтов на распечатках.



Слайд Спасибо. Переходим к следующему заданию Задание: рассмотрите на распечатке рисунок женской фигуры

И подпишите линии




















Чтобы понимать друг друга на технологии, необходимо знать термины.


Слайд Что такое эскиз, чертеж, выкройка, крой.


Расположите листки с терминами на пособиях.

 











Начинается главный этап урока.


Вы должны быть предельно внимательны, чтобы прийти к самостоятельному открытию темы.


Предлагаю рассмотреть модели блузок.


 Слайд. «Ослепительная избранница моды» - так говорят о блузке, белой роскошной блузке романтического стиля с кружевами, воланами, текучими линиями матово – серебристого шелка.

         Если время появления юбки потеряно в веках, то дата рождения блузки известна точно – 1820 год. С тех пор она не исчезает из женских гардеробов, хотя иногда и отходит на второй план. Но в одежде современной женщины блузка занимает ведущее место.

          Сколь разнообразны формы и стили, отделки и ткани, силуэты и дополнения! А мода предлагает ещё и ещё! Волшебница-блузка может сделать женщину элегантной и спортивной, романтичной и строгой, загадочной и волнующей. Она хороша на все случаи жизни: для официальных приёмов и дома, для визитов и спортивного «уик-энда», для коктейлей и пляжного отдыха.


Слайд задание: прикрепить к чертежу названия конструктивных линий плечевого изделия









(горловина, плечевой срез, боковой срез, талиевый срез, середина передней половинки, пройма, нагрудная вытачка)


 Вопрос. –А процесс моделирования что, это? изменения, внесенные в основной чертеж)


Вопрос: на какой части изделия производиться моделирование нагрудной  вытачки? (передняя половинка, пола, лиф)


         Различают два вида переноса вытачек в новое положение: макетный и графический.    

        Базовую основу конструкции с расположением нагрудной вытачки от вершины горловины на практике почти не применяют, а переводят вытачку в любой срез полочки (переда) в соответствии с эскизом модели.


Итак, прежде чем взяться за шитье, т.е приступить к раскрою и технологической обработке изделия, сегодня необходимо, во-первых создать его художественный проект,.

 Так вот изображение есть художественное моделирование эскиза, этот этап называется художественным моделированием. (показываю на доске схему






 




Ответы учащихся.


















Выполняют работу у доски.
























Ответы учащихся
























Слушают


Конспектируют

























Выполняют работу у доски.


5. Постановка проблемной ситуации.

На данном этапе урока, вы должны внести изменения в выкройку.


Вопрос? – Что вы должны знать:

приемы моделирования – дорисовать, уменьшить, увеличить, вносить изменения в деталях выкройки.)


А уметь: (вносить изменения в деталях выкройки)


. Внимательно слушают


 

6.Создание интеллектуального конфликта.


























 Найдите способ, при помощи которого можно изготовить выкройку. Что необходимо сделать с основой, чтобы получилась  …..(новая выкройка)


(подсказка: возможно нанести линии, разрезы, расширить, уменьшить.)

Смотрите на эскиз и поработайте с основой.


Вытачка №1 перенос нагрудной вытачки в горловину (раскрой и сметка) (слайд№7).

Вытачка №2 перенос нагрудной вытачки под пройму (раскрой и сметка). (слайд№8)

Вытачка №3 перенос нагрудной вытачки в в талиевую  вытачку (раскрой и сметка). (слайд№9)

Вытачка №4 перенос нагрудной вытачки в боковой срез (раскрой и сметка) (слайд№10).

Вытачка №5 перевод нагрудной вытачке в точку соединения середины передней половинки и талии (раскрой и сборка).

Вытачка №6 перевод нагрудной вытачки в пройму (раскрой и сборка).

Вытачка №7 перевод нагрудной вытачки в точку соединения бокового среза и талии (раскрой и сборка).

 




Индивидуальная работа.


.



Работают над созданием новой модели

7.Решение частной задачи

Зная все этапы изготовления одежды, сформулируйте тему урока.  

   

 Тема:. Перевод нагрудной вытачки»



Предполагают       и аргументируют.


8.Физкультминутка

Предлагаю сделать зарядку для глаз.

Под музыку выполняют упражнения.


9.Практическая работа





















































10.Рефлексия.

Самоконтроль.

План работы по выполнению моделирования блузки:

обвести выкройку основы блузки на листе цветной бумаги.

нанести новое положение вытачки

в тетради наклеить деталь с новым направлением вытачки

указать, на сколько сантиметров не доходит вершина вытачки до центра груди при раскладке выкройки на ткани

показать направление нити основы, отложить припуски на швы

 1.Возьмите шаблон. Если мы намечаем перевод вытачки в горловину (схема№1) старая вытачка плюс дополнительное расстояние на сборку переводиться в горловину. Проведено изменение? Получиться ли новый фасон? Проверим. Возьмите кусок ткани, промоделированный шаблон из цветной бумаги. Обведите его по контуру с учетом вновь полученной вытачки; по горловине произведите ручную сборку иглой или сформируйте несколько мелких складок. Зафиксируйте их. Выполненную работу оцените по критериям. Оценку поставьте в правом углу.

2.Следующий вариант модели. Перенос нагрудной вытачки вниз изделия. Новая вытачка намечается, соединяя центр нагрудной вытачки с талевой вытачкой. Для выбранной модели производиться дополнительное расширение по линии бока на 5 сантиметров. Произведем раскрой, шаблон обводим по контуру, с учетом вновь полученной вытачки. Получаем новый фасон модели расширенной внизу. Вам понятен принцип моделирования вытачки при помощи шаблона? Кто понял, продолжают моделировать самостоятельно по учебнику страница 138-139. А все остальные продолжают работать со мной.

3.Для этого берем третий шаблон, намечаем новую вытачку, соединяя центр старой вытачки с серединой полы. Корректируем горловину по фасону. Промоделированный шаблон обвести по контуру на ткани с учетом вновь полученной вытачки. По линии середины передней половинки (две отдельные детали передней половинки) произвести ручную сборку. Детали соединить меду собой. Получаем модель №3.

4.Для выполнения следующей модели от линии проймы по боковому срезу откладываем 3 сантиметра. Полученную точку соединяем с центром нагрудной вытачки, разрезаем. Старая вытачка закрывается, новая открывается. Производим раскрой и сметку полученного изделия.




Итак, проведем рефлексию.

Предлагаю прием окончи фразу


- Сегодня на уроке я (мне) …..


(освоил этапы моделирования,

Освоил приемы моделирования ( раздвигание, расширение, подрезание)
























































Рефлексируют

 




Оценивают полученные знания на уроке

11. Итог урока.

  Оценивание работы учащихся.

  12. Домашнее задание

 Принести кальку, ножницы, ткань.  

     А. читать пр.№13-15, - Сделайте описание фасона блузки с учетом вида ткани, назначения

     В. составить описание выбранной модели.

         изделия.  Выполните моделирование

     С. выполнить дополнительные модели №5, №6, №7 дома. Зарисуйте на шаблонах новые вытачки (смотри задание в презентации к уроку слайды № 17, 18).

Выполните эскиз блузки

 

Записывают задания в дневник.

13 Заключительный

этап

   Сегодня на уроке вами была проделана большая творческая работа по разработке модели одежды. Вы освоили основной способ формообразования лифа изделия путем переноса нагрудной вытачки, соприкоснулись с проф. деятельностью художников-модельеров, модельеров-конструкторов. Работая в творческом коллективе, научились планировать, распределять и дружно выполнять работу « Красота спасет мир» : сказал   Ф. М.  Достоевский

Красивой и чистой должна быть душа человека,

Красивым и мудрым человек,

И одежда которую мы одеваем должна быть красивой и неповторимой.

Мода всегда на один шаг опережает   время. И то   количество моделей, которое нам предлагают дизайнеры - модельеры неисчерпаемо.

-  ваша дальнейшая задача изготовить свое неповторимое, красивое изделие. Желаю успехов.


Спасибо  всем. Урок окончен.


                                   

Самопроверка

По положению основной вытачки установите соответствие чертежей выкройки приведенным моделям:

                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тестовые задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии(обслуживающий труд) 8-9 класс

Предлагаю тестовые задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии (обслуживающий труд) 8-9 классы....

Задания 1 этапа Всероссийской олимпиады школьников по географии 2015 – 2016 учебный год.10 – 11 класс.

География как наука и предметная область отличается рядом отличительных особенностей. Прежде всего, это специфика объекта изучения – земной...

Задания для школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии 2014 - 2015 учебный год, 9 класс

Задания и решения для школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии в 2014 - 2015 учебном году (9 класс)....

Задания для школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии 2015 - 2016 учебный год, 9 класс

Материал может быть использован при проведении школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии в 9 классе....

Задания к школьному этапу Всероссийской олимпиады школьников по экологии для учащихся 7-8 классов

тестовое теоретическое задание для учащихся 7-8 классов Адмиралтейского района Санкт-Петербурга с ответами и формой оценки работ...

Положение по проведению школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по технологии в 2015/2016 учебном году в образовательных организациях г. Льгова Курской области

Положениепо проведению школьного этапавсероссийской олимпиады школьников по технологиив 2015/2016 учебном годув образовательных организациях г. Льгова Курской области...

Приказ О проведении школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников в 2014/2015 учебном году

В соответствии с п. 39 Порядка проведения Всероссийской олимпиады школьников, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1252 от 18.11.2013, на основании письма Деп...