Введение в научное исследование. 6 класс
календарно-тематическое планирование по физике (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА
Муниципальное автономное образовательное учреждение культуры
общеобразовательное учреждение «Гимназия «Арт-Этюд»
СОГЛАСОВАНО Методическим объединением учителей естественного цикла Протокол № 1 от 27.08.2014. Зав.МО ____________Е.В.Барышникова | УТВЕРЖДАЮ Директор Гимназии Приказ № 74-уч от 28.08.2014 ____________ А.А. Семенова |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по специальному курсу
ВВЕДЕНИЕ В НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
Составитель:
Максимова Л.И.,
Учитель физики
высшей категории
Екатеринбург
2014
1. Пояснительная записка
Теоретическую основу курса составляют сведения об особенностях специализации в области физики, о личностных качествах ученых-физиков, позволяющие подготовить обучающихся к восприятию научных методов познания и технологии их использования в условиях учебных исследований.
Методы познания предполагается рассматривать на материале научных достижений и конкретных познавательных задач, с которыми встречаются физики в различных областях промышленности и сельского хозяйства.
Методологические основы учебного исследования рассматриваются при написании реферативных и исследовательских работ школьников.
Экскурсия проводится за счет учебного времени и во внеурочное время. Проведение экспериментальной части учебных исследований предусматривает ознакомление учащихся с правилами техники безопасности.
Итогом изучения курса может стать проведение научно-практической конференции с презентацией лучших исследовательских работ гимназистов, а также выпуск в условиях школы тезисов учебных исследований.
1.1. Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами:
- Федеральная целевая программа развития образования
- постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 3 марта 2011 г., регистрационный N 19993);
- Положением о рабочей программе, разработанным гимназией
- Учебным планом МАОУК ОУ Гимназия «Арт-Этюд» на 2014 – 2015 учебный год;
- Образовательная программа «Гимназии «Арт-Этюд» на 2014 – 2015 учебный год
- годовым учебным календарным графиком МАОУК ОУ Гимназия «Арт-Этюд» на 2014 – 2015 учебный год.
1.2. Цели и задачи обучения:
- помощь обучающимся в оценке собственного потенциала с точки зрения образовательной перспективы;
- создание положительной мотивации обучения на материале физики;
- придание деятельностного характера имеющимся физическим знаниям гимназистов;
- развитие умений работать с приборами в ходе учебного исследования, соблюдая правила безопасности;
- формирование знаний о методах и технологиях научного познания;
- обучение технологии выполнения несложных физических исследований и их презентации;
- развитие гуманистических черт личности;
- раскрытие творческих задатков личности в условиях решения исследовательских задач и проблем.
1.3. Основные требования к учебному курсу:
- проблема профессионального выбора ученика может быть решена на основе его деятельностного знакомства со спецификой видов деятельности, которые будут для него ведущими, если он совершит соответствующий выбор;
- знание методов познания и технологий их использования дает возможность самореализации в любом виде интеллектуальной деятельности;
- развитие физики служит интересам общества и призвано способствовать решению проблем, стоящих перед человечеством;
- современная физика самыми разнообразными путями входит в наше повседневное существование.
1.4. Место дисциплины в учебном плане
Образовательная программа основного (общего) и среднего (полного) образования Гимназии «Арт-Этюд» обеспечивает углубленную подготовку обучающихся по предметам гуманитарного профиля. Применительно к школьному курсу: изучение предложенного курса предполагает создание условий для профориентации обучающихся, успешного обучения их в школе и сдачи экзаменов на основе формирования их учебно-исследовательской культуры.
Количество часов всего: 35 часов в год, из расчёта 1 час в неделю; в том числе 14 лабораторных работ.
1.5. Требования к уровню подготовки обучающихся
У обучающихся формируются исследовательские умения: проблематизация; целеполагание; планирование; коммуникативные умения; презентационные умения; рефлексивные умения.
Исследовательская деятельность способствует формированию обучающегося, обладающего набором умений и навыков самостоятельной конструктивной работы, владеющего способами целенаправленной деятельности, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделенного опытом самообразования.
2. Содержание программы
№ темы | Название темы | Кол-во часов | Лабораторные работы |
Введение | 5 ч | 2 | |
Строение вещества | 6 ч | 4 | |
Взаимодействие тел | 7 ч | 3 | |
Тепловые явления | 3 ч | 1 | |
Электромагнитные явления | 6 ч | 2 | |
Световые явления | 8 ч | 2 | |
Итого | 35 | 14 |
3. Учебно-тематическое планирование курса
№ урока | Название темы | Учебная неделя |
I | Введение (5 ч) | |
1 | Человек часть природы. | 1 |
2 | Тело. Вещество. Явление. | 2 |
3 | Методы исследования природы. | 3 |
4 | Измерительные приборы. Лабораторная работа № 1 | 4 |
5 | Простейшие измерения. Лабораторная работа № 2 | 5 |
II | Строение вещества (6 ч) | |
6 | Молекулы. Атомы. | 6 |
7 | Определение размеров малых тел. Лабораторная работа № 3 | 7 |
8 | Три состояния вещества. | 8 |
9 | Масса тела. Лабораторная работа № 4 | 9 |
10 | Объем тел неправильной формы. Лабораторная работа № 5 | 10 |
11 | Плотность тела. Лабораторная работа № 6 | 11 |
III | Взаимодействие тел (7 ч) | |
12 | Механическое движение. Скорость. Лабораторная работа № 7 | 12 |
13 | Звук. Распространение звука. | 13 |
14 | Действие одного тела на другое. Сила. | 14 |
15 | Всемирное тяготение. | 15 |
16 | Деформации. Сила упругости. | 16 |
17 | Сила трения. Лабораторная работа № 8 | 17 |
18 | Простые механизмы. Лабораторная работа № 9 | 18 |
IV | Тепловые явления (3 ч) | |
19 | Нагревание и охлаждение. | 19 |
20 | Плавление и кристаллизация. Лабораторная работа № 10 | 20 |
21 | Испрение и конденсация. | 21 |
V | Электромагнитные явления (6 ч) | |
22 | Электризация: польза и вред. | 22 |
23 | Электрический ток. Источники тока. | 23 |
24 | Электрические цепи. Лабораторная работа № 11 | 24 |
25 | Проводники и диэлектрики. | 25 |
26 | Действия электрического тока. Лабораторная работа № 12 | 26 |
27 | Электробытовые приборы. | 27 |
VI | Световые явления (8 ч) | |
28 | Свет. Источники света. | 28 |
29 | Свет и тень. | 29 |
30 | Отражение света. | 30 |
31 | Необычные зеркала. Лабораторная работа № 13 | 31 |
32 | Преломление света. | 32 |
33 | Линзы. Лабораторная работа № 14. Оптические приборы. | 33 |
34 | Глаз. Очки. Цвет. | 34 |
35 | Резервный урок. | 35 |
Итого | 35 |
Темы лабораторных работ
1. Определение характеристик прибора.
2. Определение размером физического тела.
3. Определение размеров малых тел способом рядов.
4. Определение массы тела на рычажных весах.
5. Градуировка шкалы мензурки и измерение объема тела неправильной формы.
6. Определение плотности тела.
7. Определение средней длины шага и скорости движения человека.
8. Измерение силы трения.
9. Условия равновесия рычага.
10. Выращивание кристаллов.
11. Сборка электрической цепи.
12. Нагревание проводника с током.
13. Получение изображения в сферических зеркалах.
14. Получение изображения в линзах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2021/07/09/picture-66974-1625804327.jpg)
Конспект урока "Оборудование для научных исследований" (природоведение 5 класс)
Этот урок завершает изучение темы “Методы познания природы” раздела курса “Человек на Земле”.Урок тесно связан с предыдущими урокам, так как непосредственно знакомит учащихся с приборами, ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/29/picture-304994-1380454656.jpg)
Урок по истории Красноярского края, 7 класс. Развитие научных исследований на территории Приенисейского края.
Материал к уроку по истории Красноярского края содержит опорный конспект темы "Развитие научных исследований на территории Приенисейского края" и тестовые задания с ответами...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/25/picture-460589-1403719869.jpg)
Элективный курс в 10-11 классе "Введение в научно- исследовательскую деятельность"
Программа элективного курса для 10-11 классов....
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/04/picture-1017994-1541308677.jpg)
Введение в научное творчество через материал исследования возможности решения Квадратуры круга
Я, Дениченко Сергей Николаевич, независимый исследователь, через исследование возможности решения задачи Квадратуры круга, хочу показать учащимся "кухню" научного творчества. ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/16/picture-1212484-1584375769.jpg)
Актуальные научные исследования: от теории к практике. Материалы Международной научно-практической конференции. 26 ноября 2019 года. г. Кишинев, Молдавия.
Статья.Завьялова С.В., Завьялова А.А. Урок по теме: "Территориально-административное устройство и население Нижегородской губернии на рубеже XIX - начале XX веков". Материалы Международной н...
XX студенческая научно – практическая конференция «Достижения и перспективы научных исследований молодежи» c международным участием Английский язык в мире профессий Исследовательская работа
Каждый век в истории человечества ознаменован новыми возможностями и открытиями в разных сферах жизнедеятельности человека. Ступая на порог 21 века, мы все почувствовали дыхание нового времени с его с...
![](/sites/default/files/pictures/2024/03/26/picture-1518204-1711444051.jpg)
Обобщение опыта работы по теме "Междисциплинарная кейс -технология для школьников , направленная на развитие способности научно обосновывать явления, применять методы научного исследования , формировать функциональную естественно-научную грамотность."
Материал составлен на основании многолетнего опыта работы учителя, с учетом современных требований к знаниям учащихся. Все задания прошли практическое применение на уроках биологии, на практическоих з...