Введение в научное исследование. 6 класс
календарно-тематическое планирование по физике (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА
Муниципальное автономное образовательное учреждение культуры
общеобразовательное учреждение «Гимназия «Арт-Этюд»
СОГЛАСОВАНО Методическим объединением учителей естественного цикла Протокол № 1 от 27.08.2014. Зав.МО ____________Е.В.Барышникова | УТВЕРЖДАЮ Директор Гимназии Приказ № 74-уч от 28.08.2014 ____________ А.А. Семенова |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по специальному курсу
ВВЕДЕНИЕ В НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
Составитель:
Максимова Л.И.,
Учитель физики
высшей категории
Екатеринбург
2014
1. Пояснительная записка
Теоретическую основу курса составляют сведения об особенностях специализации в области физики, о личностных качествах ученых-физиков, позволяющие подготовить обучающихся к восприятию научных методов познания и технологии их использования в условиях учебных исследований.
Методы познания предполагается рассматривать на материале научных достижений и конкретных познавательных задач, с которыми встречаются физики в различных областях промышленности и сельского хозяйства.
Методологические основы учебного исследования рассматриваются при написании реферативных и исследовательских работ школьников.
Экскурсия проводится за счет учебного времени и во внеурочное время. Проведение экспериментальной части учебных исследований предусматривает ознакомление учащихся с правилами техники безопасности.
Итогом изучения курса может стать проведение научно-практической конференции с презентацией лучших исследовательских работ гимназистов, а также выпуск в условиях школы тезисов учебных исследований.
1.1. Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами:
- Федеральная целевая программа развития образования
- постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 3 марта 2011 г., регистрационный N 19993);
- Положением о рабочей программе, разработанным гимназией
- Учебным планом МАОУК ОУ Гимназия «Арт-Этюд» на 2014 – 2015 учебный год;
- Образовательная программа «Гимназии «Арт-Этюд» на 2014 – 2015 учебный год
- годовым учебным календарным графиком МАОУК ОУ Гимназия «Арт-Этюд» на 2014 – 2015 учебный год.
1.2. Цели и задачи обучения:
- помощь обучающимся в оценке собственного потенциала с точки зрения образовательной перспективы;
- создание положительной мотивации обучения на материале физики;
- придание деятельностного характера имеющимся физическим знаниям гимназистов;
- развитие умений работать с приборами в ходе учебного исследования, соблюдая правила безопасности;
- формирование знаний о методах и технологиях научного познания;
- обучение технологии выполнения несложных физических исследований и их презентации;
- развитие гуманистических черт личности;
- раскрытие творческих задатков личности в условиях решения исследовательских задач и проблем.
1.3. Основные требования к учебному курсу:
- проблема профессионального выбора ученика может быть решена на основе его деятельностного знакомства со спецификой видов деятельности, которые будут для него ведущими, если он совершит соответствующий выбор;
- знание методов познания и технологий их использования дает возможность самореализации в любом виде интеллектуальной деятельности;
- развитие физики служит интересам общества и призвано способствовать решению проблем, стоящих перед человечеством;
- современная физика самыми разнообразными путями входит в наше повседневное существование.
1.4. Место дисциплины в учебном плане
Образовательная программа основного (общего) и среднего (полного) образования Гимназии «Арт-Этюд» обеспечивает углубленную подготовку обучающихся по предметам гуманитарного профиля. Применительно к школьному курсу: изучение предложенного курса предполагает создание условий для профориентации обучающихся, успешного обучения их в школе и сдачи экзаменов на основе формирования их учебно-исследовательской культуры.
Количество часов всего: 35 часов в год, из расчёта 1 час в неделю; в том числе 14 лабораторных работ.
1.5. Требования к уровню подготовки обучающихся
У обучающихся формируются исследовательские умения: проблематизация; целеполагание; планирование; коммуникативные умения; презентационные умения; рефлексивные умения.
Исследовательская деятельность способствует формированию обучающегося, обладающего набором умений и навыков самостоятельной конструктивной работы, владеющего способами целенаправленной деятельности, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделенного опытом самообразования.
2. Содержание программы
№ темы | Название темы | Кол-во часов | Лабораторные работы |
Введение | 5 ч | 2 | |
Строение вещества | 6 ч | 4 | |
Взаимодействие тел | 7 ч | 3 | |
Тепловые явления | 3 ч | 1 | |
Электромагнитные явления | 6 ч | 2 | |
Световые явления | 8 ч | 2 | |
Итого | 35 | 14 |
3. Учебно-тематическое планирование курса
№ урока | Название темы | Учебная неделя |
I | Введение (5 ч) | |
1 | Человек часть природы. | 1 |
2 | Тело. Вещество. Явление. | 2 |
3 | Методы исследования природы. | 3 |
4 | Измерительные приборы. Лабораторная работа № 1 | 4 |
5 | Простейшие измерения. Лабораторная работа № 2 | 5 |
II | Строение вещества (6 ч) | |
6 | Молекулы. Атомы. | 6 |
7 | Определение размеров малых тел. Лабораторная работа № 3 | 7 |
8 | Три состояния вещества. | 8 |
9 | Масса тела. Лабораторная работа № 4 | 9 |
10 | Объем тел неправильной формы. Лабораторная работа № 5 | 10 |
11 | Плотность тела. Лабораторная работа № 6 | 11 |
III | Взаимодействие тел (7 ч) | |
12 | Механическое движение. Скорость. Лабораторная работа № 7 | 12 |
13 | Звук. Распространение звука. | 13 |
14 | Действие одного тела на другое. Сила. | 14 |
15 | Всемирное тяготение. | 15 |
16 | Деформации. Сила упругости. | 16 |
17 | Сила трения. Лабораторная работа № 8 | 17 |
18 | Простые механизмы. Лабораторная работа № 9 | 18 |
IV | Тепловые явления (3 ч) | |
19 | Нагревание и охлаждение. | 19 |
20 | Плавление и кристаллизация. Лабораторная работа № 10 | 20 |
21 | Испрение и конденсация. | 21 |
V | Электромагнитные явления (6 ч) | |
22 | Электризация: польза и вред. | 22 |
23 | Электрический ток. Источники тока. | 23 |
24 | Электрические цепи. Лабораторная работа № 11 | 24 |
25 | Проводники и диэлектрики. | 25 |
26 | Действия электрического тока. Лабораторная работа № 12 | 26 |
27 | Электробытовые приборы. | 27 |
VI | Световые явления (8 ч) | |
28 | Свет. Источники света. | 28 |
29 | Свет и тень. | 29 |
30 | Отражение света. | 30 |
31 | Необычные зеркала. Лабораторная работа № 13 | 31 |
32 | Преломление света. | 32 |
33 | Линзы. Лабораторная работа № 14. Оптические приборы. | 33 |
34 | Глаз. Очки. Цвет. | 34 |
35 | Резервный урок. | 35 |
Итого | 35 |
Темы лабораторных работ
1. Определение характеристик прибора.
2. Определение размером физического тела.
3. Определение размеров малых тел способом рядов.
4. Определение массы тела на рычажных весах.
5. Градуировка шкалы мензурки и измерение объема тела неправильной формы.
6. Определение плотности тела.
7. Определение средней длины шага и скорости движения человека.
8. Измерение силы трения.
9. Условия равновесия рычага.
10. Выращивание кристаллов.
11. Сборка электрической цепи.
12. Нагревание проводника с током.
13. Получение изображения в сферических зеркалах.
14. Получение изображения в линзах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Оборудование для научных исследований" (природоведение 5 класс)
Этот урок завершает изучение темы “Методы познания природы” раздела курса “Человек на Земле”.Урок тесно связан с предыдущими урокам, так как непосредственно знакомит учащихся с приборами, ...
Урок по истории Красноярского края, 7 класс. Развитие научных исследований на территории Приенисейского края.
Материал к уроку по истории Красноярского края содержит опорный конспект темы "Развитие научных исследований на территории Приенисейского края" и тестовые задания с ответами...
Элективный курс в 10-11 классе "Введение в научно- исследовательскую деятельность"
Программа элективного курса для 10-11 классов....
Введение в научное творчество через материал исследования возможности решения Квадратуры круга
Я, Дениченко Сергей Николаевич, независимый исследователь, через исследование возможности решения задачи Квадратуры круга, хочу показать учащимся "кухню" научного творчества. ...
Актуальные научные исследования: от теории к практике. Материалы Международной научно-практической конференции. 26 ноября 2019 года. г. Кишинев, Молдавия.
Статья.Завьялова С.В., Завьялова А.А. Урок по теме: "Территориально-административное устройство и население Нижегородской губернии на рубеже XIX - начале XX веков". Материалы Международной н...
XX студенческая научно – практическая конференция «Достижения и перспективы научных исследований молодежи» c международным участием Английский язык в мире профессий Исследовательская работа
Каждый век в истории человечества ознаменован новыми возможностями и открытиями в разных сферах жизнедеятельности человека. Ступая на порог 21 века, мы все почувствовали дыхание нового времени с его с...
Обобщение опыта работы по теме "Междисциплинарная кейс -технология для школьников , направленная на развитие способности научно обосновывать явления, применять методы научного исследования , формировать функциональную естественно-научную грамотность."
Материал составлен на основании многолетнего опыта работы учителя, с учетом современных требований к знаниям учащихся. Все задания прошли практическое применение на уроках биологии, на практическоих з...