Решение экспериментальных задач по механике
план-конспект урока по физике (9 класс) на тему

Белоусова Марина Владиславовна

План-конспект урока  по физике в 9 (10)  классе  на тему "Решение экспериментальных задач по механике"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-eksperiment_fizika_eksperim._zadachi.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

Разработано учителем  МОУ СОШ №7 Белоусовой М.В.

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 7

г. Узловая, Тульской области

План-конспект

урока  по физике в 9 (10)  классе

 на тему:

«Решение экспериментальных задач

по механике»

Урок разработан Белоусовой М.В.,

учителем физики МОУ СОШ №7

г. Узловая

2011

Цель урока:

        Совершенствование знаний, умений, и навыков.

Задачи урока:

  1. Воспитание навыков нестандартного мышления.
  2. Применение новых методов измерения физических величин.
  3. Развитие инициативы и самостоятельности.

Время: академический час

План урока

  1. Вводная беседа /учитель/                                                   5 мин.
  2. Постановка задач /учитель/                                                   2 мин.
  3. Разработка теории эксперимента

/ученики, консультанты/                                                   10 мин.

  1. Просмотр разработок /консультанты/                                  5 мин.
  2. Проведение экспериментов и разработка результатов                                                     /ученики, консультанты/                                                    10 мин.
  3. Проверка полученных результатов (стандартный путь)        

    /ученики, консультанты, учитель/                                           5 мин.

7.   Итог урока /учитель/                                                          3 мин.

                Консультанты – 3 ученика (по колличечеству экспериментальных задач)  этого же класса, которые проинформированы о ходе урока и которым поручены определённые задачи.

        Консультанты координируют работу своей группы и подводят учеников к логическому результату. Они же подводят итог теоретического этапа в решении экспериментальных задач. Поочерёдно на экране высвечивается теоретическая часть каждой задачи. Консультант поясняет решение и комментирует работу учеников своей группы. В это время весь класс следит за работой ученика-консультанта.

        Ученики выполняют работу и заполняют специальный бланк-отчёт, приготовленный заранее.

        Бланк-отчёт содержит следующее:

        Цель эксперимента: …

        Оборудование: …

        Теоретическая часть: …

        Результат: …

        Проверка: …

        Вывод: …

        Выполнил: …

        Оценка: …

Экспериментальная задача №1

Определить угол наклона плоскости с помощью динамометра и деревянного бруска.

Подсказка: сравнить силы, необходимые для перемещения бруска вверх и вниз по наклонной плоскости.

                     

Брусок будем двигать равномерно, тогда 2 закон Ньютона для этих случаев имеет следующий вид:

 + тр. + + вниз = 0                                        + тр. + + вверх = 0

mg sin α – Fтр. + Fвниз         = 0                                        mg sin α + Fтр. + Fвверх = 0

Fвниз = Fтр. - mg sin α                                                 Fвверх  = Fтр. +  mg sin α

Fвниз   <  Fвверх

Fвверх _- Fвниз = Fтр. +  mg sin α - Fтр. + mg sin α

Fвверх - Fвниз  = 2 mg sin α

sin α= 

Fвверх,  Fвниз,  mg   находятся с помощью динамометра, а по таблице затем определяем значение угла.

Экспериментальная задача № 2

Определить коэффициент трения дерева о дерево с помощью деревянной доски и бруска из того же материала и линейки.

Подсказка:    Брусок не будет скользить по наклонной плоскости, пока наклон её не очень велик.

Положим брусок на доску, будем приподнимать один её конец до тех пор, пока брусок не придёт в движение. При равномерном движении

                

 + тр. + + = 0

ox:        mg sin α = Fтр.

oy:         mg cos α = N.

tg α =

Fтр. = μN, где N – сила нормального давления;

 N (в знаменателе) – реакция опоры, которые  по модулю равны.

tg α =

tg α = μ,  но tg α =

μ=

h  и l  измеряем с помощью линейки.

Экспериментальная задача № 3

Определить массу некоторого тела с помощью штатива, пружины, линейки и гири известной массы.

Подсказка: Воспользуйтесь законом Гука.

При не очень больших нагрузках по закону Гука удлинение пружины прямо пропорционально приложенной силе.

F = kx

mg = kx1           mxg = kx2

mx=m

x1 и x2   можно измерить с помощью линейки.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока - практикума по технологии МТО.Тема: «Решение экспериментальных задач» (9 класс).

В курсе по неорганической химии (9класс) изучается тема   «Электролитическая диссоциация».Урок - практикум направлен   на формирование умения у обучающихся использовать   качественные р...

Решение экспериментальных задач по теме «Плотность вещества»

Актуальность выбранной темы данного урока обусловлена практической направленностью: реализацией возможности обучающимися продемонстрировать свои умения практически; развитием личностных качеств, связа...

Методическая разработка урока физики в 8 классе "Решение экспериментальной задачи по определению удельной теплоты сгорания сухого горючего"

Данный урок  рекомендуется проводить после изучения материала параграфа  "Энергия топлива" (Учебник физики 8 класса, Пёрышкин А.В.). Это занятие не только позволит закрепить основные понятия...

Методическая разработка урока "Решение экспериментальных задач по теме Растворы"

В условиях предпрофильного обучения учителя химии использу­ют нетрадиционные методики. Сре­ди них урок-практикум для разно­возрастной группы (9-й и 11 -й клас­сы). Это позволяет учащимся 9-х классов б...

Урок по теме "Решение экспериментальных задач"

В работе предлагается план-конспект урока в 7 классе "Решение экспериментальных задач". В качестве наглядного материала выполнена презентация к уроку....

Пр/р "Решение экспериментальных задач на распознавание растворов веществ и определение их качественного состава" 9 класс

Работа расчитана на учеников 9 класса, поэтому содержит подробную инструкцию выполнения экспериментальных задач...

Рабочая учебная программа спецкурса по ФИЗИКЕ «Практикум решения физических задач по механике» 10 класс

Курс призван помочь учащимся в овладении новыми методами анализа и решения задач базового, повышенного и высокого уровня по механике. В 10 классе на изучение данного раздела физики отводится 3 часа в ...