Решение экспериментальных задач по механике
план-конспект урока по физике (9 класс) на тему
План-конспект урока по физике в 9 (10) классе на тему "Решение экспериментальных задач по механике"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-eksperiment_fizika_eksperim._zadachi.doc | 84.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработано учителем МОУ СОШ №7 Белоусовой М.В.
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 7
г. Узловая, Тульской области
План-конспект
урока по физике в 9 (10) классе
на тему:
«Решение экспериментальных задач
по механике»
Урок разработан Белоусовой М.В.,
учителем физики МОУ СОШ №7
г. Узловая
2011
Цель урока:
Совершенствование знаний, умений, и навыков.
Задачи урока:
- Воспитание навыков нестандартного мышления.
- Применение новых методов измерения физических величин.
- Развитие инициативы и самостоятельности.
Время: академический час
План урока
- Вводная беседа /учитель/ 5 мин.
- Постановка задач /учитель/ 2 мин.
- Разработка теории эксперимента
/ученики, консультанты/ 10 мин.
- Просмотр разработок /консультанты/ 5 мин.
- Проведение экспериментов и разработка результатов /ученики, консультанты/ 10 мин.
- Проверка полученных результатов (стандартный путь)
/ученики, консультанты, учитель/ 5 мин.
7. Итог урока /учитель/ 3 мин.
Консультанты – 3 ученика (по колличечеству экспериментальных задач) этого же класса, которые проинформированы о ходе урока и которым поручены определённые задачи.
Консультанты координируют работу своей группы и подводят учеников к логическому результату. Они же подводят итог теоретического этапа в решении экспериментальных задач. Поочерёдно на экране высвечивается теоретическая часть каждой задачи. Консультант поясняет решение и комментирует работу учеников своей группы. В это время весь класс следит за работой ученика-консультанта.
Ученики выполняют работу и заполняют специальный бланк-отчёт, приготовленный заранее.
Бланк-отчёт содержит следующее:
Цель эксперимента: …
Оборудование: …
Теоретическая часть: …
Результат: …
Проверка: …
Вывод: …
Выполнил: …
Оценка: …
Экспериментальная задача №1
Определить угол наклона плоскости с помощью динамометра и деревянного бруска.
Подсказка: сравнить силы, необходимые для перемещения бруска вверх и вниз по наклонной плоскости.
Брусок будем двигать равномерно, тогда 2 закон Ньютона для этих случаев имеет следующий вид:
+ тр. + + вниз = 0 + тр. + + вверх = 0
mg sin α – Fтр. + Fвниз = 0 mg sin α + Fтр. + Fвверх = 0
Fвниз = Fтр. - mg sin α Fвверх = Fтр. + mg sin α
Fвниз < Fвверх
Fвверх _- Fвниз = Fтр. + mg sin α - Fтр. + mg sin α
Fвверх - Fвниз = 2 mg sin α
sin α=
Fвверх, Fвниз, mg находятся с помощью динамометра, а по таблице затем определяем значение угла.
Экспериментальная задача № 2
Определить коэффициент трения дерева о дерево с помощью деревянной доски и бруска из того же материала и линейки.
Подсказка: Брусок не будет скользить по наклонной плоскости, пока наклон её не очень велик.
Положим брусок на доску, будем приподнимать один её конец до тех пор, пока брусок не придёт в движение. При равномерном движении
+ тр. + + = 0
ox: mg sin α = Fтр.
oy: mg cos α = N.
tg α =
Fтр. = μN, где N – сила нормального давления;
N (в знаменателе) – реакция опоры, которые по модулю равны.
tg α =
tg α = μ, но tg α =
μ=
h и l измеряем с помощью линейки.
Экспериментальная задача № 3
Определить массу некоторого тела с помощью штатива, пружины, линейки и гири известной массы.
Подсказка: Воспользуйтесь законом Гука.
При не очень больших нагрузках по закону Гука удлинение пружины прямо пропорционально приложенной силе.
F = kx
mg = kx1 mxg = kx2
mx=m
x1 и x2 можно измерить с помощью линейки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока - практикума по технологии МТО.Тема: «Решение экспериментальных задач» (9 класс).
В курсе по неорганической химии (9класс) изучается тема «Электролитическая диссоциация».Урок - практикум направлен на формирование умения у обучающихся использовать качественные р...
Решение экспериментальных задач по теме «Плотность вещества»
Актуальность выбранной темы данного урока обусловлена практической направленностью: реализацией возможности обучающимися продемонстрировать свои умения практически; развитием личностных качеств, связа...
Методическая разработка урока физики в 8 классе "Решение экспериментальной задачи по определению удельной теплоты сгорания сухого горючего"
Данный урок рекомендуется проводить после изучения материала параграфа "Энергия топлива" (Учебник физики 8 класса, Пёрышкин А.В.). Это занятие не только позволит закрепить основные понятия...
Методическая разработка урока "Решение экспериментальных задач по теме Растворы"
В условиях предпрофильного обучения учителя химии используют нетрадиционные методики. Среди них урок-практикум для разновозрастной группы (9-й и 11 -й классы). Это позволяет учащимся 9-х классов б...
Урок по теме "Решение экспериментальных задач"
В работе предлагается план-конспект урока в 7 классе "Решение экспериментальных задач". В качестве наглядного материала выполнена презентация к уроку....
Пр/р "Решение экспериментальных задач на распознавание растворов веществ и определение их качественного состава" 9 класс
Работа расчитана на учеников 9 класса, поэтому содержит подробную инструкцию выполнения экспериментальных задач...
Рабочая учебная программа спецкурса по ФИЗИКЕ «Практикум решения физических задач по механике» 10 класс
Курс призван помочь учащимся в овладении новыми методами анализа и решения задач базового, повышенного и высокого уровня по механике. В 10 классе на изучение данного раздела физики отводится 3 часа в ...