Урок по физике в 10 классе с использованием здоровьесберегающих технологий по теме « Параметры воздуха в классной комнате и оценка его санитарно-гигиенического состояния».
план-конспект занятия по физике (10 класс) на тему

Лебедева Нина Алексеевна

            На предыдущих уроках мы познакомились с основными параметрами состояния идеального газа. Получили уравнение Менделеева – Клапейрона , в котором все макроскопические параметры связаны между собой. Воздух- это тоже газ и для изучения его характеристик можно применять это уравнение.Выявить соответствие параметров воздуха в классных помещениях  санитарно-гигиеническим нормам. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по физике в 10 классе с использованием здоровьесберегающих технологий

по теме

« Параметры воздуха в классной комнате и оценка его санитарно-гигиенического состояния».

Автор: Лебедева Нина Алексеевна

 учитель физики и астрономии

 МОУ «Лицей №1 г. Волгореченск »

Урок по физике в 10 классе с использованием здоровьесберегающих технологий.

Тема урока: параметры воздуха в классной комнате и оценка его санитарно-гигиенического состояния.

Цель урока:

  • развивать навыки логического мышления, самостоятельной исследовательской работы, внимательность, умение сравнивать и анализировать, рассуждать, делать вывод;
  • формировать навыки оценки санитарно-гигиенической оценки воздуха в помещениях;
  • воспитывать у старшеклассников целеустремленность, настойчивость в достижении поставленной цели, коммуникативные умения ( работать в группе,  вести диалог, участвовать в дискуссии, активно слушать).

Учебная тема: МКТ идеального газа.

Тип урока: Урок практической работы

Форма работы: выполнение практических заданий в группе

Оборудование: метр, термометр, барометр, микроскоп, стакан с водой, пипетка.

Временная диаграмма урока.

№ этапа

Содержание этапа урока

Время (мин.)

1.

Актуализация проблемы урока учителем

2

2.

Работа в группах. Измерения.

15

3.

Оформление результатов.

18

4.

Итоги урока.

3

5.

Рефлексия..

2

Ход урока.

        Ребята заранее разбиваются на группы по своему желанию – 5 групп по 5 человек.

Актуализация знаний. По  презентации учителя.

        На предыдущих уроках мы познакомились с основными параметрами состояния идеального газа. Получили уравнение Менделеева – Клапейрона , в котором все макроскопические параметры связаны между собой. Воздух- это тоже газ и для изучения его характеристик можно применять это уравнение.

         Воздушная среда влияет на здоровье, общее самочувствие учащихся, их работоспособность на уроках. Изменение химического состава воздуха помещения вызвано прежде всего дыханием. Во время пребывания учащихся в классных помещениях уменьшается количество кислорода, увеличивается количество углекислого газа (от 0,03 до 1, 84 %), водяных паров, положительных ионов, количество бактерий, повышается температура, запыленность, в нем появляются органические примеси, аммиак, сероводород. Поэтому знать основные параметры воздуха в классе не только нужно, но и полезно. Для эколого-гигиенической оценки школьных помещений используются следующие параметры:

  • площадь и объем помещений;
  • качество вентиляции;
  • температурный режим;
  • влажность;
  • наличие пыли;
  • освещенность;
  • бактериальная загрязненность;
  • уровень шума.

Первые пять параметров характеризуют физическое состояние воздушной среды.

Таблица №1 Состав атмосферного и выдыхаемого воздуха (в % к общему объему воздуха) 

Составные части

Атмосферный воздух

Выдыхаемый воздух

Кислород

Азот

Углекислый газ

Водяные пары

20,7

78,8

0,03

0,47

15,4

79,2

4,4

насыщен

        О качестве воздуха в помещениях принято судить по содержанию в нем углекислого газа. Установлено, что человек чувствует себя комфортно, если оно не превышает 0,1 %. Скопление вредных газов происходит преимущественно в верхней части помещения. При высоте помещения 3,5 м на одного учащегося приходится около 4,4 кубических метров воздуха. За 40 минут через легкие ученика проходит 13,5 кубических метров воздуха. Необходимая троекратная смена объема воздуха в классе достигается благодаря естественной и искусственной вентиляции, а также проветриванию.         Таким образом, чтобы в помещениях воздух был качественным, необходимы достаточный их объем и правильная вентиляция. На каждого учащегося в классном помещении должно приходиться 4-5 кубических метров воздуха.

Задания группам.

  1. Выявить соответствие параметров воздуха в классных помещениях  санитарно-гигиеническим нормам. В группе по желанию выберете направление вашего исследования, согласно пакету заданий полученных группой в начале урока. Проведите необходимые измерения и исследования, отобрав нужное оборудование, результаты и выводы оформите на выданном бланке.

Макроскопические параметры воздуха в школьных помещениях и его эколого-гигиеническая оценка.

1. Выявление соответствия площади и объема помещения санитарно - гигиеническим нормам

Оборудование: рулетка, метр.

Ход работы: 

1. Измерьте ширину и длину классного помещения и определите его площадь:

S = длина / ширина

2. Рассчитайте, какая площадь приходится на одного ученика:

S = S : n , где n – количество рабочих мест в помещении

3. Определите объем помещения:

V = S • h, где h - высота помещения

4. Сравните полученные данные с нормативными и сделайте вывод о соответствии данного помещения санитарно-гигиеническим нормам. Заполните таблицу:

Таблица №1

Показатели

На 1 уч-ся по нормам

На 1 уч-ся в данном помещении

Соответствие нормативу

Площадь

Объем

1,5 кв. м

4 куб. м

2. Проверка соответствия уровня вентиляции санитарно - гигиеническим нормам

Оборудование: рулетка, метр.

Ход работы: 

1. Сосчитайте количество фрамуг, форточек. Проверьте, все ли они открываются.

2. Измерьте площадь всех открывающихся фрамуг и форточек и рассчитайте их общую площадь.

3. Рассчитайте отношение площади пола к площади вентиляционных отверстий. По нормативам это отношение должно быть не более 50. Сделайте вывод о достаточности классной вентиляции. Заполните таблицу:

Таблица №2

Показатель

Значение в помещении

Соответствие нормативу

Площадь пола S (n)

Площадь вентиляционных отверстий S (о)

Отношение S (n) / S (о)

3. Санитарное обследование температуры воздуха в помещении

Оборудование: термометр для измерения температуры в комнате.

Ход работы: 

  1. Измерьте температуру воздуха у окон и у противоположной стены.
  2. Измерьте температуру воздуха на уровне парт и у пола.

Оценка результатов: 

1. Температура в районе с холодным климатом в помещениях должна быть равной 18-21 градус.

2. Разница температур по вертикали не должна быть большой. Нормальной считается разница в 2,5 градуса между температурой на уровне пола и на уровне головы человека

4. Определение запыленности воздуха

Оборудование: микроскоп, предметное стекло, покровное стекло, вода.

Ход работы: 

1. Нанесите каплю воды на чисто вымытое предметное стекло и оставьте его лежать на 15 минут.

2. Если капля не высохла, осторожно накройте ее покровным стеклом и подсчитайте число пылинок в разных участках препарата.

3. Если при увеличении в 56 раз число пылинок в поле зрения микроскопа не превышает 15-20, уровень запыленности можно считать небольшим.

        

5. Определение параметров воздуха.

Оборудование: термометр, метр, барометр.

Ход работы: 

1.Измерить давление и температуру воздуха в классном помещении.

2.Используя полученные данные вычислить макроскопические и микроскопические параметры воздуха.

Ребята отбирают приборы, работают в группе по выбранному направлению, производят измерения, расчеты, оформляют выводы.

Итоги работы (формулируют представители групп):

Состояние воздуха в кабинете физики соответствует санитарно-гигиеническим нормам.

Рефлексия: понравилось ли занятие, полезная ли информация была получена на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока в 3 классе с использованием здоровьесберегающих технологий.

Коспект урока по физической культуре в коррекционной школе  для 3 класса (VIII вид)....

Конспект урока информатики в 5 классе с использованием здоровьесберегающих технологий

Конспект урока информатики в 5 классе с использованием здоровьесберегающих технологий. Методическая разработка содержит конспект урока и мультимедийную презентацию....

План – конспект урока технологии в 5 классе с использованием здоровьесберегающих технологий.

Обучать без вреда для здоровья – это не задача школы, а обязательное условие ее работы.На первый взгляд с этими аргументами трудно спорить. Реальная альтернатива - комплексные программы объективной оц...

Разработка урока русского языка в 6 классе с использованием здоровьесберегающих технологий по теме "Повелительное наклонение" "Береги платье снову, а здоровье смолоду"

Урок направлен на воспитание ответственного отношения к своему здоровью. Параллельно с изучением грамматического материала по теме "Повелительное наклонение" в ходе работы над текстом ученики усваиваю...

Методическая разработка урока обществознания в 7классе с использованием здоровьесберегающих технологиий на тему "Что значит жить по правилам"

Методическая разработка урока обществознания в 7классе с использованием здоровьесберегающих технологиий на тему "Что значит жить по правилам" .ЦЕЛЬ УРОКА:  ...

Урок литературы в 7 классе с использованием здоровьесберегающей технологии и технологии кооперативного обучения по теме "Образ Тараса Бульбы в повести Н.Гоголя"

Цель:  раскрыть образ Тараса Бульбы как олицетворение сильного русского характера Задачи:Образовательные:Ø подвести учащихся к пониманию всеобъемлющего знания повести “Тарас Бульба"Воспитате...

Методическая разработка открытого урока в 8 классе с использованием здоровьесберегающих технологий по теме: «Зрительный анализатор. Строение и функции глаза»

Урок анатомии в 8 классе по теме "Зрительный анализатор. Строение и функции глаза". На уроке используется технологии личностно-ориентированного и проблемного воспитания и обучения школьников с элемент...