ОБЩАЯ ЧАСТЬ |
Предмет: физика Класс: 10 УМК: Физика: учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений: базовый и профильный уровни/ Г. Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н. Н. Сотский. Учитель: Абдулин Олег Михайлович |
Тема урока: «Проводники в электрическом поле» |
Цель урока: ученик поймет сущность явления электростатической индукции и электростатической защиты и научится объяснять данные явления |
Задачи урока: - создать условия для выявления сущности явления электростатической индукции; - организовать экспериментальную работу в парах по наблюдению электростатической защиты; - создать ситуацию успеха в представлении и оценивании экспериментального задания; - закрепить новый материал через демонстрацию опыта и его объяснение учениками. |
Планируемые образовательные результаты: |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Знания о явлении электростатической индукции и его использования для электростатической защиты.
| Умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства их реализации. Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний. Формирование умений воспринимать, перерабатывать информацию, выделять основное содержание прочитанного текста, находить ответы на поставленные вопросы. Формирование умений работать в паре, представлять свои взгляды, вести диалог. | Убежденность в возможности познания природы. Умение управлять своей познавательной деятельностью. Самостоятельность в приобретении новых знаний. |
Основные понятия, изучаемые на уроке, формируемые умения | Явление электростатической индукции, электростатическая защита. Дальнейшее формирование у учащихся умений пользоваться методами научного познания; умений работать в паре; умений применять полученные знания в новых условиях; умений оценивать свою деятельность и свои знания. |
Вид используемых на уроке средств ИКТ | Презентация по теме: «Проводники в электростатическом поле» |
Методическое назначение средств ИКТ | Наглядное представление изучаемого материала; привлечение внимания обучающихся; источник информации; увеличение плотности урока. |
Аппаратное и программное обеспечение | Интерактивная доска, проектор; компьютерная презентация. |
Образовательные Интернет-ресурсы | Видеофрагмент «Электростатическая индукция. Электростатическая защита» (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов № 194775). |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА |
ЭТАП 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала | Ход урока |
Формирование конкретного образовательного результата/группы результатов | Ученики актуализировали знания, необходимые для восприятия новой информации. Принятие учениками целей урока. | Учитель приветствует детей, отмечает, что продолжают изучение главы «Электростатика» и сегодня рассмотрят вопрос о проводниках, помещенных в электростатическое поле. Для вхождения в тему урока учитель предлагает ответить на следующие вопросы: - Какое поле называется электростатическим? - Что является источником электрического поля? - Кем была высказана идея о существовании электрического поля? - Какими основными свойствами обладает электростатическое поле? - Что такое проводники? - Что характерно для проводников? - Знаете ли Вы, что будет происходить с проводником, если его поместить в электростатическое поле? Чтобы получить ответ на данный вопрос, нам предстоит поработать в данном направлении. Учитель просит записать тему урока: «Проводники в электростатическом поле» (слайд 1) и отмечает, что при помещении проводника в электрическое поле, с ним происходит явление электростатической индукции, на котором основано действие электростатической защиты. Рассмотрение данных вопросов будет для нас основной целью. Учитель предлагает цели минимум и цели максимум (слайд 2) и просит определится учеников с выбором уровня целей для себя. Учитель обращается к 2-3 ученикам с просьбой озвучить цели, которые выбрали для себя ученики.
|
Длительность этапа | 6 мин. |
Основной вид учебной деятельности учащихся, направленный на формирование данного образовательного результата | Обращение к памяти для актуализации знаний. Осознание и определение уровня целей урока. |
Форма организации деятельности учащихся . Средства ИКТ | Фронтальная и индивидуальная.
Интерактивная доска |
Функции/роль, основные виды деятельности учителя на данном этапе | Актуализация знаний учащихся. Подготовка к восприятию новой темы. Постановка целей и задач урока. |
Методы обучения, приемы, техники | Фронтальный опрос. Прием «минимакса» |
ЭТАП 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи | Ход урока |
Формирование конкретного образовательного результата/группы результатов | Умение работать с учебником, находить нужную информацию и анализировать ее. Умение работать в паре при проведении экспериментального задания. Усвоение сущности явления электростатической индукции и электростатической защиты. | Учитель продолжает беседу и задает следующий вопрос: - Какие группы веществ, кроме проводников вы знаете? - Что характерно для диэлектриков? - В чем основные отличия проводников от диэлектриков? (слайд 3). Учитель предлагает для подготовки ответа на данный вопрос, использовать учебник (стр. 232, 235). Через 3 минуты предлагает одному из учеников назвать основное отличие проводников от диэлектриков (слайд 3). Далее учитель предлагает вспомнить строение проводников, используя рисунок на слайде 4 и текс учебника. На подготовку к ответу дается 4 минуты. Учитель приглашает одного из учеников к доске, чтобы с использованием рисунка, рассказать о строении проводников. Далее учитель в ходе беседы, используя слайд 5, раскрывает сущность явления электростатической индукции. В ходе беседы учитель может задать следующие вопросы: - Как на рисунке видно, что проводник находится в электрическом поле? - О чем говорит направление линий напряженности электрического поля? - Что будет происходить с электронами в проводнике под действием электрического поля? - К чему приведет перемещение электронов на один край проводника? - Как будет направлено электрическое поле, созданное разделением зарядов внутри проводника? - К чему это приведет? После выявления сущности явления электростатической индукции, учитель просит сформулировать определение данного явления, используя текст учебника (в учебнике определений в явном виде нет). После совместного обсуждения, ученики записывают определение в тетрадь. Учитель отмечает, что на основе явления электростатической индукции основано явление электростатической защиты. Для выявления данного факта, учитель предлагает выполнить экспериментальное задание. Учитель раздает оборудование и порядок выполнения экспериментального задания. Экспериментальное задание «Наблюдение электростатической защиты» Цель: пронаблюдать и объяснить действие электростатической защиты. Приборы и материалы: металлическая пластина, пластиковая линейка, бумажная стрелка, иголка на подставке, бумага (тетрадный лист). Порядок выполнения работы: - Установите бумажную стрелку на подставку с иголкой.
- Наэлектризуйте линейку с помощью бумаги (тетрадный листок).
- Поднесите наэлектризованную линейку к бумажной стрелке и поводите линейкой в разные стороны. Что вы наблюдаете?
- Установите между бумажной стрелкой и наэлектризованной линейкой металлическую пластину. Поводите линейкой в разные стороны. Что вы наблюдаете?
- Используя текст учебника, объясните наблюдаемое явление.
- Сделайте вывод по работе.
|
Длительность этапа | 23 мин. |
Основной вид учебной деятельности учащихся, направленный на формирование данного образовательного результата | Выполнение экспериментального задания. Анализ результатов и формулировка вывода |
Форма организации деятельности учащихся Средства ИКТ | Парная (малая группа).
Нет. |
Функции/роль, основные виды деятельности учителя на данном этапе | Организация учебной деятельности школьников, оказание помощи в затруднительных ситуациях. |
Методы обучения, приемы, техники | Экспериментальный метод обучения, работа с текстом |
ЭТАП 3. Первоначальная проверка уровня усвоения образовательных результатов. Коррекция | Ход урока |
Виды деятельности учащихся для проверки полученных образовательных результатов | Проверка правильности выполнения экспериментального задания. Применение полученных знаний для решения качественных задач и объяснения физических опытов. | Учитель предлагает вниманию учеников видеофрагмент «Электростатическая индукция (слайд 6). Электростатическая защита», с помощью которого они могут провести самооценку правильности выполнения экспериментального задания, а так же выявить новый объем информации. Таким образом, перед учениками ставится две задачи: - послушать объяснение электростатической защиты и сопоставить со своим объяснением; - выявить новую информацию. После просмотра видеофрагмента, учитель задает следующие вопросы и использует слайд 7, на котором представлена логическая цепочка по представлению новой информации: - Что нового вы узнали при просмотре данного видеофрагмента? - О чем говорит факт отсутствия электрического поля внутри проводника? - Тогда где располагаются заряды в проводнике? Далее учитель демонстрирует опыт по электростатической индукции и просит объяснить его. Далее учитель предлагает решить следующие качественные задачи (слайд 8). - Почему проводники для опытов по электростатике делают полыми?
- Два одновременно заряженных металлических шара одинакового диаметра приводят в соприкосновение. Один из шаров полый. Как распределяться заряды на обоих шарах?
- Почему незаряженная металлическая гильза всегда притягивается к заряженному телу (положительному или отрицательному)?
|
Длительность этапа | 10 мин. |
Средства ИКТ для реализации видов учебной деятельности | Видеофрагмент «Электростатическая индукция. Электростатическая защита» (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов № 194775). |
Методы контроля | Заслушивание ответов учеников при решении качественных задач, объяснений опыта. |
Способы коррекции | Обращение внимания на допущенные ошибки и возможность их исправления |
Форма организации деятельности учащихся | Индивидуальная |
Функции/роль, основные виды деятельности учителя на данном этапе | Фиксация правильного (не правильного) ответа ученика. Возможность коррекции учеником своего ответа. |
ЭТАП 4. Подведение итогов, домашнее задание | Ход урока |
Рефлексия по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам | Осуществляется по представленным ученикам для обдумывания вопросов | Учитель просит одного из учеников сделать вывод по уроку. Далее учитель обращается к целям урока, которые ученики выбрали для себя и спрашивает учеников о их достижении. Учитель предлагает вниманию учеников слайд 9, просит каждого ученика подумать над представленными вопросами: - Как вы оцениваете свою работу на уроке?
- Все ли для вас было понятным?
- В чем вы испытывали трудности?
- Что на уроке вам понравилось?
- Что на уроке вам не понравилось?
Затем, учитель предлагает 3-4 ученикам высказаться по этим вопросам. Учитель задает домашнее задание: прочитать параграф 93. Учитель благодарит всех учеников за работу, просит сдать тетради для проверки экспериментального задания и объявляет об окончании урока. |
Длительность этапа | 6 мин. |
Функции/роль, основные виды деятельности учителя на данном этапе | Фиксация ответов учеников и оценка достижения (не достижения) поставленных целей урока |
Форма организации деятельности учащихся | Индивидуальная |