Разработка урока по физике 7 класс Давление газа.
методическая разработка по физике (7 класс) по теме
Урок содержит разработанную технологическую карту, иллюстрации к призентации. Тест проводится с помощью системы голосования VOTUM
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka.docx | 26.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
в 7 классе на тему «Давление газа»
Дата проведения урока: 15 декабря 2011 года
Количество часов по теме: третья глава «Давление твердых тел, жидкостей и газов» на которую отводится 25 часов.
Место урока в данной теме: тема урока «Давление газа» третий урок по этой теме.
Тип урока: изучение нового материала
Формы обучения: Наглядный – демонстрации, модели, плакаты.
Практический – решение задач и лабораторные опыты, исследовательский, проблемное изложение
Методы обучения: словесный, демонстрационный
Цель урока: В ходе изучения данной темы учащиеся будут знать что давление газа на стенки сосуда (и на помещенное в газ тело) вызываются ударами молекул газа. Давление газа зависит: от числа молекул, от их размера, от температуры и степени сжатия газа
Задачи урока:
-Привлечь учащихся к активной деятельности по выяснению причин, вызывающих давление газа и его зависимость от других физических величин. Используя физические опыты, побудить учащихся, самим выяснить причины давления газа и его зависимость от других физических величин.
-Создать условия для выяснения физической природы давления газа, причины его возникновения. Создать условия для определения зависимости давления газа от других физических величин.
Образовательная . Побудить учащихся на уроке к активной деятельности, по выяснению причин, вызывающих давление газа и его зависимость от других физических величин.
Воспитательная Формировать у учащихся положительное отношение к самостоятельному поиску знаний.
Развивающая. Развитие общеучебных знаний и умений: наблюдать, делать выводы, проводить мыслительный эксперимент.
Этапы урока | (целеполагание) Задачи урока для учителя | Задачи для учащихся | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Записи на доске (в тетрадях) | Прогнозируемый результат | В р е м я |
Организационный | Подготовить психологически учащихся к обучению | Подготовиться психологически к обучению | Обеспечивает благоприятный настрой | Настраиваются на работу | Психологическая готовность учащихся к работе | 1 м и н | |
Проверка домашнего задания | Проверить уровень усвоения учащимися учебного материала | Правильно ответить на заданные вопросы | Задает вопросы. 1. Приведите примеры использования больших площадей опоры для уменьшения давления. 2. Зачем у сельскохозяйственных машин делают колеса с широкими ободами? 3. Почему режущие и колющие инструменты оказывают на тела очень большое давление? | Отвечают на вопросы. 1.Для уменьшения давления используют опоры мостов, фундаменты зданий. 2.Широкие колеса делают для того чтобы, с помощью увеличения площади, уменьшить давление на мягкий грунт. 3.Потому что при уменьшении площади, увеличивается давление. | Правильно выполненное Домашнее задание | 5 м и н | |
Определение целей совместной деятельности | Создать условия (обеспечить деятельность) по определению целей урока | Самостоятельно сформулировать цель урока | Вступление: Ребята! В руках у меня надутый воздушный шарик вопрос? Что же будет объектом нашего изучения? А чем наполнен шарик? Чем еще кроме воздуха можно заполнить воздушный шар? Делаем вывод, что речь пойдет не только о воздухе, но и о газах вообще. Предлагаю вам попробовать сжать шарик. Что вам мешает при сжатии? Что действует на оболочку шарика? Что по вашему мнению мы будем изучать? После вариантов ответов обобщаем: Газ давит на оболочку т. е. создает давление. Изучение давления газа и будет нашей задачей. Итак, сегодня на уроке, мы будем выяснять причины и факторы вызывающие давление, объясняющую давление газа. Это важная тема, задание по этой теме встречаются на ГИА. Открываем тетради записываем число, тему урока | Ответ ученика (воздушный шарик) Ответ ученика (воздухом) Ответ ученика (гелием, водородом) Ребята пробуют сжать приготовленные воздушные шары и отвечают на вопросы. При сжатии нам мешает воздух находящийся в шарике. На оболочку шарика действуют молекулы воздуха. Сегодня на уроке мы будем изучать давления воздуха, и других газов. Целью нашего урока будет изучение давления газа. | Число 15.12.11г. Тема: Давление газа. Приложение. Слайд№1 | Самостоятельно формулируют цель урока. | 3 м и н |
Актуализация | Создать ситуацию «успеха» путем проверки усвоения учебного материала прошлых уроков. | Проверить опорные знания | Задает вопросы 1.Вспомним, из чего состоит вещество? 2.Какие три состояния вещества вы знаете? 3.Объектом нашего изучения является газ. Вспомните, что отличает газ, от других состояний, как ведут себя молекулы газа? | Отвечают на вопросы Вещество состоит из мельчайших частиц, молекул. Твердое, жидкое и газообразное. Газ не имеет формы и объема. Молекулы в газе расположены далеко друг от друга. | Правильные ответы на вопросы. Обобщение. Приложение. Слайд №2 | Быстрая проверка опорных знаний | 4 м и н |
Определение целей совместной деятельности | Создать условия (обеспечить деятельность) по определению целей урока | Самостоятельно сформулировать причины возникновения давления газа | Задает вопрос Есть ли отличие в оказании давления? Что необычного? Но ведь в газе тоже молекулы - все они притягиваются к Земле. Значит давления газа обусловлено другими причинами, чем давление твердого тела на опору ? (проблемная ситуация). | ЭКСПЕРИМЕНТ Перед классом три ученика с шариками. В один из шариков наливаем воду, во второй мелкие твердые предметы, а третий просто надуваем. Ответы учеников. Отличие есть – в случае давления жидких и твердых тел мы видим, что давит вниз из-за притяжения к Земле. Причиной же давления газа является действие всех молекул на стенки сосуда, оно и создает давление газа. | Приложение Слайд№3 | Устанавливают различие давления производимыми твердыми телами, жидкостями и газами. | 3 м и н |
Изучение нового материала | Создать условия (способствовать деятельности учащихся) для самостоятельного выяснения причины возникновения давления газа и от каких физических величин оно зависит. | Самостоятельно выяснить от чего зависит давление газа. | ЭКСПЕРЕМЕНТ. Под колокол воздушного насоса помещаем завязанный воздушный шарик. Он содержит небольшое количество воздуха и имеет неправильную форму. Затем насосом откачивают воздух из под колокола. Оболочка шарика постепенно раздувается и принимает форму шара. Почему? Что происходит? Итак можно сделать вывод, почему возникает давление газа? Теперь я предлагаю, на практике установить от чего зависит давление газа? В тетради записываем давление газа зависит? Сравним удары по «стенке» маленькими шариками и большими. ЭКСПЕРЕМЕНТ. Насосом накачиваем шарик. Или просто надуваем что происходит? Чем больше количество молекул, тем выше давление. ЭКСПЕРЕМЕНТ. На горлышко бутылки надеты воздушные шарики. Одну бутылку поливаем горячей водой, а другую холодной. Что происходит? ЭКСПЕРИМЕНТ. Берем шприц без иголки. Прикроем отверстие для вставки иглы пальцем. Вдвигая поршень, обнаружите увеличение давления. Ответьте на вопрос: В чем причина увеличения давления? Ведь количество молекул осталось прежним, температура не изменилась и молекулы те же самые?(создание проблемной ситуации) В каждую точку теперь попадает больше молекул, и получается, что они теперь чаще ударяются. Видим одно, что изменение объема, приводит к тому что на единичную площадку приходится большее или меньшее количество ударов. Поэтому лучше сказать, что давление меняется в зависимости от сжатия газа. | Ответы учеников. Из под колокола откачиваем воздух, значит, число молекул под колоколом становится меньше. В шарике же число молекул остается прежним, их число не изменяется. Поэтому число ударов молекул о внешние стенки оболочки становится меньше, чем число ударов о внутренние стенки. Воздух в шарике будет стремиться занять весь предоставленный объем. Так как под колоколом создается разряжение. Ответ учеников. Давление газа на стенки сосуда вызывается ударами молекул. Записывают в тетради При ударах большими шариками давление больше. При накачивании насосом шарик надувается быстрее, так как число молекул вдуваемых насосом больше. На бутылке , которую поливают горячей водой шарик начинает надуваться. Так как воздух в бутылке нагревается, молекулы начинают быстрее двигаться расстояние между молекулами увеличивается. Давление становится больше Ответ: Уменьшается объем. Чем больше сжатие, тем выше давление и наоборот | Приложение Слайд№4 Записывают определение. Давление газа на стенки сосуда (и на помещенное в газ тело) вызывается ударами молекул газа. От чего зависит давление газа? Чем больше масса, тем выше давление. Приложение .Слайд№5 Чем больше количество молекул, тем выше давление. Приложение .Слайд№6 Чем выше температура, тем выше давление (вспомним, что при повышении температуры увеличивается скорость движения молекул) Приложение .Слайд№7 Чем больше сжатие, тем выше давление и наоборот. Приложение Слайд№8 | Самостоятельно выводят определение. Устанавливают зависимость от других физических величин. | 15 м и н |
Контроль и самопроверка (подведение итогов, рефлексия) | Выявить качество усвоения материала. Оценить работу класса | Усвоить материал урока | Закрепление материала с использованием программы VOTUM Вопрос1. от чего зависит давление газа? 1) от числа молекул 2) от температуры газа 3) от объема 4)От всех названных величин Вопрос2. при уменьшении объема сосуда, в котором находится газ давление 1) уменьшится 2) не изменится 3) увеличится Вопрос3. Как изменится расстояние между молекулами газа при уменьшении объема сосуда, в котором находится газ? 1) увеличится 2) не изменится 3) уменьшится 4) правильного ответа нет Вопрос4. При уменьшении температуры газа расстояние между молекулами? 1) Увеличится 2) Уменьшится 3) Не изменится | Отвечают на вопросы с помощью пультов голосования. | Тест в системе VOTUM | Качественно усвоенный материал урока | 6 м и н |
Закрепление | Провести анализ теста. | Правильно ответить на вопросы. | Задает дополнительные вопросы | Отвечают на вопросы | Приложение Слайд№9 | Качественно усвоенный материал урока | 6 м и н |
Подача домашнего задания (необходимая информация по домашней работе) | Обеспечить понимание содержания домашнего задания | Понять содержание домашнего задания и правильно его записать. | Задает и поясняет домашнее задание | Понимают и записывают домашнее задание, задают вопросы. | Приложение Слайд№10 §35 вопросы на стр. 85 Л-464,470 Найти в сети интернет « Природные явления иллюстрирующие давления газа». | Правильно выбранная сложность. | 2 м и н |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА по физике 7 класс "Давление газа"
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ...
Методическая разработка урока-лабораторной работы по физике "Зависимость давления газа от объема при постоянной температуре" (с использованием цифровой лаборатории) - 10 класс.
Методическая разработка лабораторной работы с применением цифровой лаборатории по физике содержит план-конспект урока и презентацию....
Методическая разработка урока по физике в 7 классе по теме "Вес воздуха. Атмосферное давление"
Урок открытия нового знания на основе метапредметного подхода...
Разработка урока по физике "Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля"
Урок изучения нового материала и первичного закрепления в соответствии с требованиями ФГОС ОО....
Презентация к уроку физики в 7 классе "Давление газа"
Презентация к уроку физики в 7 классе "Давление газа"...
Методическая разработка урока по физике "Давление твердых тел, жидкостей и газов" 7 класс
В данной разработке представлен сценарий урока по физике по теме "Давление твердых тел, жидкостей и газов" для 7 класса....
Презентация к уроку физики в 7 классе "Давление газа"
Презентация предназначена для использования в качестве наглядного материала при объяснении новой темы...