Разработки уроков по физике 8 класс 1 папка. Учитель: Загидуллин Нурсиль Нурисламович.
методическая разработка по физике (8 класс) на тему

Загидуллин Нурсиль Нурисламович

Разработки уроков по физике 8 класс 5 папка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotki_urokov_po_fizike_8_klass_1_papka.rar2.76 МБ

Предварительный просмотр:

Загидуллин Нурсиль Нурисламович

МБОУ "Мало-Лызинская СОШ"

Учитель физики и информатики

Физика 8 класс

" Тепловое движение. Внутренняя энергия."

Урок 1/1

Тема урока: Тепловое движение. Внутренняя энергия.

Цель урока: повторить понятия энергия, потенциальная и кинетическая энергии, рассмотреть особенности движения молекул, связь температурой тела и скоростью движения его молекул; ввести понятие внутренней энергии.

Ход урока

  1. Беседа с учащимися:
  1. Что называется энергией?
  2. Какие виды механической энергии вы знаете?
  3. Какие тела обладают кинетической энергией?
  4. Какие тела обладают потенциальной энергией?
  5. Приведите примеры превращения кинетической энергии в потенциальную.
  6. Какой энергией обладает ковочный молот, поднятый на определенную высоту?
  7. По какой формуле рассчитывается потенциальная энергия тела, поднятого над землей, кинетическая энергия движущегося тела?
  8. Какой энергией будет обладать молот в момент удара по детали?
  9. Как формулируется закон сохранения энергии?

  1. Изучение нового материала.
  1. Модель броуновского движения.
  2. Положите на металлическую плиту большой гвоздь и ударами молотка расплющите его. Слегка прикоснитесь пальцем. Что вы наблюдаете?
  3. Поднимите над свинцовой плитой свинцовый шар и выпустите его из рук /свинцовый шар можно заменить шариком из пластилина/. При ударе шарика о плиту он остановится. В какую энергию превратится механическая энергия шара?
  4. Поднимите над полом мячик и выпустите его из рук. Внимательно наблюдайте за движением мяча, выскажите предположение о причинах уменьшения высоты поднятия шарика после каждого удара о пол.

  1. Методические рекомендации.

Следует обратить внимание на различия между механической и внутренней энергией тела, напомнить, что энергия не возникает из нечего и не исчезает бесследно, выяснить, какие превращения энергии происходят при движении стального шарика и резинового мяча.

Приведите примеры, доказывающие, что человек расходует внутреннюю энергию при ходьбе, зарядке, беге и пополняет ее при употреблении пищи. Неизрасходованная энергия запасается в жировом слое /совет для здоровья: энергия, потребляемая с пищей, должна быть равна энергии, расходуемой человеком за день/.

Расскажите о движении небесных тел – метеоритов, уточните, что же такое падающие звезды и почему некоторые метеориты все же падают на землю.

Исторические сведения

Понятие «энергия» ввел английский ученый Томас Юнг в 1807 г. Термин «кинетическая энергия» ввел английский ученый Уильям Томсон. Понятие о потенциальной энергии было введено в 1847 г. немецким ученым Германом Гельмгольцем.

  1. Сделайте краткие записи.
  2. Домашние задание: $1,2, №915 /В.И. Лукашик/

        

.

Загидуллин Нурсиль Нурисламович

МБОУ "Мало-Лызинская СОШ"

Учитель физики и информатики

Физика 8 класс

" Способы изменения внутренней энергии тела.."

Урок 2/2

Тема урока: Способы изменения внутренней энергии тела.

Цель урока: выяснить, какими способами можно изменить внутреннюю энергию тела.

Ход урока

  1. Актуализация знаний.

  1. Какое движение называется тепловым?
  2. Как связана скорость движения молекул и температура тела?
  3. Опишите характер движения молекул а твердых телах, жидкостях и газах?
  4. Что называется внутренней энергией тела?
  5. Зависит ли внутренняя энергия тела от того, движется тело или покоится?
  6. Зависит ли внутренняя энергия тела от положения тела относительно других тел?

Решение качественных задач

  1. Бросим свинцовый шар на свинцовую плиту. Потенциальная энергия превратилась в кинетическую, затем снова исчезла. Сможете ли вы опровергнуть это утверждение?
  2. Выведем из положения равновесия шар, подвешенный на нити. Через некоторое время он остановится. Куда исчезла его механическая энергия?
  3. В один стакан налита холодная вола, в другой – горячая такой же массы. Одинакова ли внутренняя энергия в этих стаканах?
  4. На столе стакан и графин с водой одинаковой температуры. Одинакова ли внутренняя энергия воды в этих сосудах?
  1. Изучение нового материала.
  1. Зажгите свечу и подержите ладонь над свечой.
  2. Потрите ладони друг о друга. Какие результаты эксперимента? Каким способом изменилась внутренняя энергия ладоней в 1-ом и 2-ом случаях?
  3. Зажгите одну спичку о коробок, а другую спичку внесите в пламя свечи. В чем различие причин, приведших к воспламенению спички?
  4. Согните алюминиевую проволоку несколько раз. Затем аккуратно исследуйте сгиб проволоки. Изменилась ли внутренняя энергия сгиба? Каким способом?
  5. Стеклянную колбу с помощью резинового шланга соедините с манометром. Осторожно опустите колбу в сосуд с холодной водой. Наблюдайте за уровнями жидкости в манометре.

Определите:

А) В каком случае внутренняя энергия воздуха увеличивается, а в каком – уменьшается?

Б) Каким способом была изменена внутренняя энергия воздуха?

В) За счет какой энергии совершилась механическая работа по подъему жидкости в манометре?

  1. Методические рекомендации.

Необходимо выяснить, от каких факторов зависит внутренняя энергия тела:

   А) от температуры, так как именно она характеризует среднюю скорость движения молекул, а значит, и среднюю кинетическую энергию частиц вещества;

   Б) внутренняя энергия меняется при переходе вещества из одного агрегатного состояния в другое, так как меняется энергия взаимодействия частиц, составляющих тело.

Следует отметить, что тепловые процессы связаны с изменением температуры тела и агрегатного состояния вещества.

Исторические сведения

  1. Наши предки добывали огонь, изменяя внутреннюю энергию куска дерева путем трения.
  2. Римляне стучали камнем о камень и пытались высеченной искрой поджечь лучину, покрытую серой.
  3. В 1861 г. англичанин Роберт Бойл изобрел первые, легко зажигающиеся спички – лучины, покрытые серой.
  4. Английский аптекарь Джон Уокер изобрел первые практичные спички, которые зажигались о бумагу с нанесенным на нее толченым стеклом.
  5. Первые безопасные спички были изобретены в Швеции в 1855 г.

  1. Итоги урока.
  2. Задание на дом: $3 №932,933,934

Загидуллин Нурсиль Нурисламович

МБОУ "Мало-Лызинская СОШ"

Учитель физики и информатики

Физика 8 класс

" Виды теплопередачи. Теплопроводность."

Урок 3/3

Тема урока: Виды теплопередачи. Теплопроводность.

Цель урока: познакомить учащихся с одним из видов теплопередачи – теплопроводностью; объяснить процесс на основе молекулярного строения вещества.

Ход урока

  1. Актуализация знаний.
  1. Какими способами можно изменить внутреннюю энергию тела определенной массы?
  2. По каким внешним признакам можно судить:

А) об увеличении внутренней энергии;

Б) об уменьшении внутренней энергии.

3.   Объясните, почему при откачивании воздуха из баллона внутренняя энергия     оставшейся части воздуха уменьшилась?

4.   Английский физик и химик Г. Дэви в 1799 г. поставил следующий опыт: тер два куска льда друг о друга. Предположите, каков был результат этого опыта.

5.   Приведите примеры изменения внутренней энергии тела в процессе совершения работы: при трении, ударе, сжатии.

6.   Объясните, как изменяется внутренняя энергия тела при сжатии и расширении воздуха.

  1. Изучение нового материала.

Экспериментальное исследование темы

  1. опыт по рисункам 6,7 в учебнике.
  2. Возьмите стеклянную, деревянную и железную палочки. Потрогайте их на ощупь, какая палочка кажется холоднее?
  3. Возьмите бумажную коробку, налейте в нее воды и установите над свечей. Попробуйте вскипятить воду. Почему бумажная коробка не загорается?
  4. Оберните металлический стержень бумагой в один слой и подержите над пламенем свечи. Горит ли бумага? Результат опыта объясните.
  5. Возьмите имеющиеся проволочки из разных металлов, одинаковой длины и поперечного сечения. Вносите их по очереди в одну и ту же точку пламя свечи. Пальцам станет горячо. Засеките время, течение которого теплота передавалась по каждому стержню.
  6. Внесите в пламя свечи спичку и держите ее до тех пор, пока пламя не коснется пальцев руки. Что вы можете сказать о теплопроводности дерева?
  7. Налейте в пробирку воды и попробуйте нагреть ее сверху. Проверьте, нагрелись ли нижние слои воды в тот момент, когда верхней слой закипит. Какой вывод можно сделать о теплопроводности воды?
  8. распушите небольшой комок ваты и оберните им шарик термометра. Подержите термометр на фиксированном расстоянии от свечи. Заметьте, как поднялась температура. Затем туго обмотайте этим же комком ваты шарик термометра и повторите опыт. Сравните результаты двух опытов.

  1. Методические рекомендации.

Обратите внимание учащихся на особенности процесса переноса энергии без переноса вещества. Выясните экспериментальным путем теплопроводность различных веществ. Предложите учащимся собрать коллекцию тел, обладающих хорошей и плохой теплопроводностью, с указанием их практического использования.

  1. Итоги урока.
  2. Задание на дом: $4, упр.1(1-3)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по физике "Физика в стакане чая"

Урок, связанный с поварским искусством, повторительно-обобщающий урок по разделу «Молекулярная физика»  проводится в виде «чайной церемонии». На этот урок можно пригласить мастера производственно...

Методическая разработка урока по физике в 7 классе" Сложение сил, действующих по одной прямой и их графическое изображение. Центр тяжести тела." Урок интегрированный: физика и литература

Цели: 1)обучающая: изучение сил, действующих по одной прямой, изучение понятия центра тяжести;2) развивающая: развивать память, логическое мышление, умения анализировать и применять знания в новой сит...