Разработка урока по физике для 9 класса по теме: "Электромагнитная индукция"
материал по физике (9 класс) на тему
Данная разработка содержит технологическую карту урока и мультимедийную презинтаци.
Урок построен на принципе системно-деятельностного подхода.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
технологическая карта урока | 111 КБ |
презентация к уроку | 960.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
ОБЩАЯ ЧАСТЬ | ||
Предмет: физика Класс: 9 Учитель: Абдулин Олег Михайлович | ||
Тема урока: «Явление электромагнитной индукции» | ||
Цель урока: ученик получит первоначальные сведения о явлении электромагнитной индукции, проявлении и причинах возникновения | ||
Задачи урока: - создать проблемную ситуацию приводящую к явлению электромагнитной индукции, сформировать интерес к истории открытия явления электромагнитной индукции; - создать условия, для выявления сущности явления и причин его возникновения; - рассмотреть различные модификации опытов, позволяющих наблюдать явление электромагнитной индукции; - организовать экспериментальную работу в парах по наблюдению электромагнитной индукции; - создать ситуацию успеха в представлении и оценивании выполненных работ. - закрепить первоначальные сведения о явлении электромагнитной индукции. | ||
Планируемые образовательные результаты: | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Знания о явлении электромагнитной индукции, понимание смысла и связи между электричеством и магнетизмом. Умение пользоваться методами научного познания. | Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний. Формирование умений работать в паре, представлять свои взгляды, вести диалог. | Убежденность в возможности познания природы. Уважение к творцам науки и техники. Самостоятельность в приобретении новых знаний. |
Основные понятия, изучаемые на уроке, формируемые умения | Явление электромагнитной индукции, индукционный ток. Дальнейшее формирование у учащихся умений пользоваться методами научного познания; умений работать в паре; умений применять полученные знания в новых условиях; умений оценивать свою деятельность и свои знания. | |
Вид используемых на уроке средств ИКТ | Презентация по теме: «Явление электромагнитной индукции», электронное приложение: Физика. 9 класс. Электронное приложение к учебнику В.В. Белаги, И. А. Ломаченкова, Ю. А. Панибратцева. ОАО «Издательство «Просвещение», 2011 г. | |
Методическое назначение средств ИКТ | Наглядное представление изучаемого материала; привлечение внимания обучающихся; источник информации; увеличение плотности урока. | |
Аппаратное и программное обеспечение | интерактивная доска, проектор; компьютерная презентация; электронное приложение Физика. 9 класс. Электронное приложение к учебнику В.В. Белаги, И. А. Ломаченкова, Ю. А. Панибратцева. ОАО «Издательство «Просвещение», 2011 г. | |
Образовательные интернет-ресурсы | Не используются |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА | ||
ЭТАП 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала | Ход урока | |
Формирование конкретного образовательного результата/группы результатов | Знакомство с логикой раздела «Электромагнетизм». Осознание связи между электрическими и магнитными явлениями. Постановка целей и задач урока. | Приветствие. Выявление готовности класса к уроку и его психологический настрой. Учитель сообщает, что приступают к изучению новой главы «Электромагнетизм», на изучение которой отводится 20 уроков. При изучении этой главы предстоит выполнить 3 лабораторных работы. В конце изучения темы, с целью проверки уровня ее усвоения, выполнить контрольную работу. Далее учитель демонстрирует логику изучения данной главы, для чего просит школьников открыть оглавление учебника и ознакомится с кругом, изучаемых вопросов. - Ребята, как вам кажется, все ли изучаемые вопросы связаны друг с другом? (возможный ответ: мне кажется, что свет, распространение света, отражение, преломление света и другие вопросы не связаны с электромагнетизмом). Учитель рассказывает, что все вопросы, которые рассматриваются в данной теме, можно разбить на три группы. В первой группе изучается явление электромагнитной индукции и его применение. Во второй – электромагнитное поле и электромагнитные волны. В третьей – световые явления. Учитель отмечает, что первая и вторая группа связаны тем, что сущность явления электромагнитной индукции сводится к возникновению связи между электрическим полем и магнитным полем. Вторая и третья группы связаны тем, что свет рассматривается, как электромагнитная волна (первый слайд). Далее учитель просит подумать над следующими вопросами (второй слайд):
После чего учитель просит дать ответы на поставленные вопросы, уделяя особое внимание последнему. Здесь важно вспомнить опыт Эрстеда, в котором утверждается существование магнитного поля вокруг проводника с током (третий слайд). - Таким образом, в 1820 году Эрстед решил задачу: превратить электричество в магнетизм. Ребята, знаете ли вы решение обратной задачи: превратить магнетизм в электричество? Можете ли вы привести примеры, где с помощью магнитного поля получают электрический ток? (возможный ответ: нет). - Как была решена поставленная задача, мы узнаем сегодня на уроке. Учитель просит открыть тетради, записать число и тему урока: «Явление электромагнитной индукции». После чего предлагает каждому ученику подумать над следующими вопросами (четвертый слайд):
После чего просит двух – трех учеников ответить на эти вопросы. Далее учитель подводит итог: Сегодня на уроке вы узнаете: - кто и когда открыл явление электромагнитной индукции; - в чем заключается явление электромагнитной индукции; - при каком условии возникает явление электромагнитной индукции. Сегодня вы научитесь:
|
Длительность этапа | 8 мин. | |
Основной вид учебной деятельности учащихся, направленный на формирование данного образовательного результата | Анализ и выдвижение гипотез | |
Форма организации деятельности учащихся Средства ИКТ | Фронтальная Интерактивная доска | |
Функции/роль, основные виды деятельности учителя на данном этапе | Организация фронтальной беседы с обучающимися и указание границ незнания обучающихся | |
Методы обучения, приемы, техники | Беседа, проблемный метод обучения | |
ЭТАП 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи | Ход урока | |
Формирование конкретного образовательного результата/группы результатов | Умение проводить эксперимент, анализировать полученную в эксперименте информацию, делать вывод. Усвоение сущности явления электромагнитной индукции. | Далее учитель (пятый слайд) предлагает школьникам выполнить экспериментальное задание по изучению электромагнитной индукции. На партах у школьников имеются приборы и материалы (миллиамперметр, магнит, катушка-моток) и листок, на котором указан порядок выполнения экспериментального задания. Экспериментальное задание «Наблюдение явления электромагнитной индукции» Цель: выяснить, в чем заключается явление электромагнитной индукции, и при каком условии возникает явление электромагнитной индукции. Порядок выполнения работы:
На выполнение экспериментального задания отводится 8 минут. После его выполнения учитель просит двух –трех учеников озвучить вывод, к которому пришли школьники, выполняя задание. После обсуждения результатов, учитель подводит итог и просит оценить успешность выполнения экспериментального задания и выставить себе на полях отметку (шестой слайд). Далее учитель просит открыть учебник (стр. 106, §22) и пользуясь текстом учебника, найти ответ на вопросы: кто и когда открыл наблюдаемое явление? После заслушивания ответа, учитель подводит итог: явление электромагнитной индукции было открыто М. Фарадеем в 1831 году, к открытию которого шел целенаправленно 10 лет (седьмой слайд). |
Длительность этапа | 15 мин. | |
Основной вид учебной деятельности учащихся, направленный на формирование данного образовательного результата | Выполнение экспериментального задания. Анализ результатов и формулировка вывода | |
Форма организации деятельности учащихся Средства ИКТ | Парная (малая группа). Нет. | |
Функции/роль, основные виды деятельности учителя на данном этапе | Организация учебной деятельности школьников, оказание помощи в затруднительных ситуациях. | |
Методы обучения, приемы, техники | Экспериментальный метод обучения, работа с текстом, самооценивание |
ЭТАП 3. Первоначальная проверка уровня усвоения образовательных результатов. Коррекция | Ход урока | |
Длительность этапа | 15 мин. | Далее учитель ставит перед обучающимися задачу: на основе полученных сегодня на уроке сведений, объяснить опыт. Учитель демонстрирует анимационную модель по наблюдению явления электромагнитной индукции с двумя катушками. Первая подсоединена к источнику тока, вторая – к миллиамперметру. Одна из этих катушек входит в другую катушку. (используется электронный ресурс: Физика. 9 класс. Электронное приложение к учебнику В.В. Белаги, И. А. Ломаченкова, Ю. А. Панибратцева. ОАО «Издательство «Просвещение», 2011). После демонстрации учитель предлагает подумать, как объяснить наблюдаемый опыт, затем обсудить с соседом по парте. После чего к доске приглашается один ученик, который объясняет наблюдаемый в анимации опыт. Учитель обращается к классу с вопросом: «Все ли согласны с данным объяснением. Кто желает внести дополнения, поправки или исправления?» Учитель отмечает, что история открытия явления электромагнитной индукции интересна, и оно могло быть открыто другими учеными. Для этого учитель, пользуясь тем же электронным ресурсом, вывод на экран информацию о Дж. Генри и просит найти ответ: почему Дж. Генри не удалось стать первооткрывателем явления электромагнитной индукции? Затем на экран выводится информация о Колладоне и задается аналогичный вопрос. |
Виды деятельности учащихся для проверки полученных образовательных результатов | Формулировка собственного ответа. Сопоставление своего ответа с ответом товарища и учителя. | |
Средства ИКТ для реализации видов учебной деятельности | Электронный ресурс | |
Методы контроля | Самооценка | |
Способы коррекции | Исправление ошибок, неточностей в формулировке собственного ответа | |
Форма организации деятельности учащихся | Обучающиеся представляют свои варианты ответа | |
Функции/роль, основные виды деятельности учителя на данном этапе | Помогает выстроить логически правильный ответ | |
ЭТАП 4. Подведение итогов, домашнее задание | Ход урока | |
Рефлексия по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам | 5 мин | Учитель выводит на экран слайд, на котором были записаны цели и задачи урока, и просит школьников ответить на вопрос о достижении поставленных целей и задач. После чего организует рефлексию. Для этого просит каждого ученика ответить на любой из вопрос, представленный на слайде (одиннадцатый слайд):
Домашнее задание: § 22, устно ответить на вопросы после параграфа. |
____________________
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Подумайте и подготовьте ответы на вопросы: От каких слов происходит название раздела «электромагнетизм»? С чем вы связываете слово «электро»? С чем вы связываете слово «магнетизм»? Что объединяет слова «электро» и «магнетизм»?
ЭЛЕКТРОМАГНЕТИЗМ электричество магнетизм 1820 г. - Эрстед
Тема урока: «Явление электромагнитной индукции» Какова моя цель на данном уроке? На какие вопросы я хочу получить ответы? Сегодня на уроке вы узнаете: - кто и когда открыл явление электромагнитной индукции; - в чем заключается явление электромагнитной индукции; - при каком условии возникает явление электромагнитной индукции. Сегодня вы научитесь: объяснять явление электромагнитной индукции; проводить опыты по электромагнитной индукции.
ЭЛЕКТРОМАГНЕТИЗМ электричество магнетизм 1820 г. - Эрстед
Явление электромагнитной индукции Заключается в возникновении электрического тока в замкнутом проводящем контуре (в мотке ). Возникает при изменении магнитного поля, пронизывающего контур. Оцените успешность выполнения экспериментального задания
ЭЛЕКТРОМАГНЕТИЗМ электричество магнетизм 1820 г. - Эрстед 1831 г. - Фарадей
Объясни наблюдаемый опыт
Из истории открытия явления электромагнитной индукции Джозеф Генри Жан-Даниэль Колладон
Какова моя цель на данном уроке? На какие вопросы я хочу получить ответы? Сегодня на уроке вы узнаете: - кто и когда открыл явление электромагнитной индукции; - в чем заключается явление электромагнитной индукции; - при каком условии возникает явление электромагнитной индукции. Сегодня вы научитесь: объяснять явление электромагнитной индукции; проводить опыты по электромагнитной индукции.
Ответьте на вопросы: На уроке мне было интересно, так как … На уроке мне было не интересно, так как … На уроке я понял … На уроке я узнал … Урок мне понравился, так как … Урок мне не понравился, так как … Свою работу на уроке я оцениваю …
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по физике 7 класс Давление газа.
Урок содержит разработанную технологическую карту, иллюстрации к призентации. Тест проводится с помощью системы голосования VOTUM...
Разработки уроков по физике 8 класс 1 папка. Учитель: Загидуллин Нурсиль Нурисламович.
Разработки уроков по физике 8 класс 5 папка....
Разработки уроков по физике 8 класс 2 папка. Учитель: Загидуллин Нурсиль Нурисламович
Разработки уроков по физике 8 класс 2 папка....
Разработки уроков по физике 8 класс 3 папка. Учитель: Загидуллин Нурсиль Нурисламович.
Разработки уроков по физике 8 класс 3 папка....
Разработки уроков по физике 8 класс 4 папка. Учитель: Загидуллин Нурсиль Нурисламович.
Разработки уроков по физике 8 класс 4 папка....
Методическая разработка урока по физике.11 класс. Тема урока: "Волновые свойства света"
О природе света люди задумывались давно. И только в 17 веке практически одновременно возникли две противоположных теории объясняющих природу световых явлений: корпускулярная и волновая. Основоположник...