Разработка урока:"Решение задач на равноускоренное движение с помощью производных"
план-конспект урока по физике (11 класс) на тему
Интегрированный урок по физике - математике в 11 классе при подготовке ЕГЭ. На уроке рассматриваются физический и математический способы решения задач по теме:"Равноускоренное движение". Вспоминаем понятия равноускоренного движения, ускорения, мгновенной и начальной скоростей, уравнение координаты. Из математики вспоминаем понятие производной, геометрический смысл производной, способы нахождения производной. В конце урока проводим семиминутный тест, который заканчивается самопроверкой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razarabotka.doc | 139 КБ |
reshenie_zadach_na_ravnouskorennoe_dvizhenie_s_pomoshchyu_proizvodnykh.ppt | 2.76 МБ |
rabochiy_list_2.doc | 16 КБ |
refleksiya.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока.
Тема: «Решение задач на равноускоренное движение с помощью производных».
Цель урока: обобщить и углубить знания учащихся необходимые для решения задач на ускоренное движение, продолжить формирование математической и физической грамотности учащихся.
- Обобщение и закрепление основных понятий, связанных с физическими величинами для описания механического движения.
- Расширение знаний учащихся о применении производных при решении задач на прямолинейное равноускоренное движение
- Развитие у учащихся логического и креативного мышления.
Цель урока будет достигаться путем решения ряда задач по формированию Универсальных Учебных Действий.
Метапредметные задачи урока:
- В сфере личностных УУД.
- Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новых поставленных задач;
- Развивать способность к самооценке на основе успешности учебной деятельности.
- Прививать чувство значимости, изучаемого на уроке материала..
- В сфере регулятивных УУД.
- Учить принимать и сохранять учебную задачу.
- Формировать навык планирования своей деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
- Развивать самостоятельность при выполнении поставленных задач, умение оценивать правильность выполнения действий.
- В сфере познавательных УУД.
- Научить детей осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использований всех возможных источников.
- Учить структурировать знания, делать обобщения и выводы.
- Развивать речевые навыки при устных и письменных высказываниях.
- Развивать навык поиска разнообразных способов решения задач.
- В сфере коммуникативных УУД.
- Развивать навык использования речевых средств для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
- Воспитывать культуру речи, доброжелательное отношение к мнению других.
- Формировать договорные отношения при решении общих задач в совместной деятельности.
Тип урока: комбинированный
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы и приемы:
- словесные (рассказ, фронтальная беседа),
- наглядные (мультимедийная презентация (Приложение1);
- проблемно-поисковые: для отработки умений сравнивать, сопоставлять, анализировать, делать выводы;
- само- и взаимопроверка учащихся: для объективной оценки уровня знаний;
- рефлексия: проводится в конце урока для оценки деятельности учащихся на уроке.
Оснащение урока:
- компьютер;
- мультимедийный проектор;
- раздаточный материал;
Ход урока:
- Выход на тему урока.
Учитель математики: - Здравствуйте, ребята! Сегодня мы проведем необычный урок – урок на перекрестке наук математики и физики. Мы будем решать задачи на движение.
Тема урока: «Решение задач на равноускоренное движение с помощью производных»
Учитель физики: А почему задачам на механическое движение уделяется такое внимание? Движение это то, что окружает человека человека повсеместно и ежедневно. Мы наблюдаем движение машин, молекулы во всех веществах двигаются, кровь в сосудах человека при систоле имеет скорость приблизительно 50 см/с.
Каждый из нас находится в постоянном движении на скорости 530 км/с , даже когда сидит. А все это благодаря тому, что внутри нашей Галактики мы движемся со скоростью 225 км/с, а сама наша Галактика - со скоростью 305 км/с. Ради интереса стоит сказать, что пока вы слушали эти слова, вы переместились на 2000 км.
Показываем несколько опытов, которые демонстрируют прямолинейное равноускоренное движение.
Учитель математики:
Сегодня мы покажем насколько тесно связана физика с математикой. Запишите тему урока в рабочем листе.(Приложение 2).
Мы покажем вам несколько способов решения задач: математический и физический.
А эпиграфом к нашему уроку мы взяли слова великого русского ученого Лобачевского Н.И. Слайд.
«Нет ни одной области в математике, которая когда-либо не окажется примененной к явлениям изучаемым физикой»
Для решения задач повторим теорию. Слайд.
1.В чем состоит геометрический смысл производной?
2.Какая функции называется дифференцируемой в точке?
3.Касательная наклонена под тупым углом к положительному направлению оси ОХ. Следовательно, …
4.Касательная наклонена под острым углом к положительному направлению оси ОХ. Следовательно, …
5.Касательная наклонена под прямым углом к положительному направлению оси ОХ. Следовательно, …
6.Касательная параллельна оси ОХ, либо совпадает.
Следовательно, ...
Разминка. Слайд.
Учитель физики:
А сейчас решим задачу. Слайд.
Материальная точка движется прямолинейно по закону x(t)= 2+20t+5t2 . Найти скорость и ускорение в момент времени t=2c.
Слайд.
Давайте немного вспомним теорию:
1. О каком движении говорится в задаче?
2. Какое движение называется равноускоренным? Запишите уравнение этого движения.
3. Что такое ускорение?
4. Что означает число перед t?
5. Что означает число t2?
Решим задачу:
- Чему равна начальная координата? X0=2м,
- Чему равна начальная скорость? v0=20м/с
- Чему равно ускорение? a=10м/с2
- По какой формуле можно найти мгновенную скорость? v=v0+at
- Запишем ответ: v=40 м/c, a=20 м/c2
Учитель математики:
Хочу предложить другой способ решения задачи. Слайд
Каков механический смысл производной?
Решение задачи: Слайд.
x(t)= 2+40t+5t2
v=x/(t)=20+10t, t=2c, v=20+10x2=40м/c, a=v/(t)=10 м/c,
Ответ: v=40 м/c, a=10 /c2
Учитель физики:
Следующую задачу надо будет решить двумя способами у доски. Записываем решение задачи на рабочих листах.
Движение материальной точки описывается уравнением x(t)=5-8t+4t2, приняв массу точки равной 2 кг найти импульс тела через 2с.
1. Вспомним, что называется импульсом тела?
2. По какой формуле он рассчитывается?
- В каких единицах измеряется?
Ответ: v=8 м/c, p=16кг*м/с.
Задачу решаем двумя способами на листах и на доске
Учитель математики:
Давайте решим еще одну задачу.
Слайд.
Материальная точка движется прямолинейно по закону x(t)=10+10t-t3. Найти скорость и ускорение в момент времени 2 с.
Учитель физики.
Какой вид движения описывает это уравнение? Можно ли решить задачу физическим способом?
Учитель математики.
А мы решаем математическим способом на доске и на рабочих листах.
v(t)=x/(t)=10-3t2, v= 10-3*4= -2м /c, a(t)= v/(t)= -6t, a=-12 м/c2
- Проверочная работа.
Учитель математики: В качестве проверки знаний, полученных на уроке, вам предлагается небольшой тест на 7минут/слайд /
Проверьте работы друг друга и поставьте оценку.
/взаимопроверка и выставление оценки за тест//слайд18/
- Итоги урока. Рефлексия.
Учитель математики: Способов решения задач много, выбирайте тот, который каждому из вас кажется более простым и понятным. Главное, чтобы задача была решена правильно.
Учитель физики: Недаром венгерский ученый, лауреат Нобелевской премии Дьёрдь де Хевеши сказал: «Мыслящий ум не чувствует себя счастливым, пока не удается связать воедино разрозненные факты, им наблюдаемые» /слайд /
Учитель математики: Наш урок подошел к концу, вам осталось только закончить несколько предложений и оценить свою работу на уроке /слайд / /Приложение 4/
- Домашнее задание
Учитель математики:
1. В 8 № 119975. Материальная точка движется прямолинейно по закону:
(где х - расстояние от точки отсчета в метрах,t — время в секундах, измеренное с начала движения). Найдите ее скорость (в м/с) в момент времени t=9 с.
2. В 8 № 119976. Материальная точка движется прямолинейно по закону:
(где х — расстояние от точки отсчета в метрах, t — время в секундах. Измеренное с начала движения). Найдите ее скорость в (м/с) в момент времени t=6с.
Методические материалы:
- Алгебра. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений, Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Суворова С.Б., изд. «Просвещение», Москва, 2012
- Алгебра. 9 класс. Подготовка к итоговой аттестации-2009: Учебно-методическое пособие под редакцией Ф.Ф.Лысенко.- Ростов-на-Дону; «Легион», 2008г.
- Аршанский Е.Я. Методика обучения химии в классах гуманитарного профиля. – М.: Вентана-Граф, 2006.
- Гин А.А. Приемы педагогической техники. Пособие для учителя. 3-е изд., - М.: Вита-Пресс, 2001.
- Материалы сайта «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».
- Олехник С.Н., Нестеренко Ю.В., Потапов М.К. Старинные занимательные задачи.- М.; Наука,1988г.
- Поурочные разработки по алгебре. 9 класс. К учебнику Ю.Н. Макарычева, Рурукин А.Н., Полякова С.А., изд. «ВАКО», Москва, 2010
- Титова И.М. Уроки химии 8 класс. Система личностного развития учащихся: Пособие для учителя. – СПб.: КАРО, 2002.
- Шевкин А.В. Текстовые задачи в школьном курсе математики. Лекции 5-8. – М.4 Педагогический университет «Первое сентября», 2010г
- CD-ROM. Универсальное мультимедийное пособие по алгебре. 9 класс. К учебнику Ю.Н. Макарычева «Алгебра. 9 класс». ФГОС, изд. «Экзамен», Москва, 2013
Приложение 2
Рабочий лист
Тема урока:_________________________________________________________________
Задача №1
Сколько граммов уксусной эссенции и воды надо взять, чтобы приготовить 500 граммов 9% раствора уксуса из 75% раствора уксусной эссенции.
Химический способ:
m(раствора) = __________________________________
m(H2O) = _______________________________________
W(р-го в-ва) = 100%
1)
2)
3)
Ответ: Чтобы приготовить 500г 9% раствора уксуса, необходимо взять _______граммов уксусной эссенции и _________ граммов воды.
Математический способ:
Решение: _______________________________________
_______________________________________
________________________________________
________________________________________
Универсальный способ:
Если p - концентрация воды, q- концентрация 75% раствора, r – концентрация 9% раствора.
Если концентрацию растворов выразить не в процентах, а в частях, то по задаче имеем:
Лабораторная работа
Задача№2
Приготовить смесь из 20г 10% и 20г 20% растворов одной и той же соли. Выяснить массу полученной смеси и ее концентрацию.
Решение:
Вывод: Из двух исходных растворов приготовили раствор массой ____________ граммов с концентрацией растворенного вещества _______ %.
Приложение 3
1 ВАРИАНТ
- Найти 15% от числа 60
А) 9
Б) 18
В) 3
- К 1 части сахара добавили части воды. Какова процентная концентрация полученного раствора?
А) 10%
Б) 20%
В) 5%
- 10% раствор поваренной соли, это значит
А) что в 100г раствора содержится 10г поваренной соли и 90г воды
Б) что в 100г раствора содержится 90г поваренной соли и 10г воды
- В 100г раствора содержится 5г соли, какова концентрация этого раствора?
А) 10%
Б) 20%
В) 5%
- Чему равна масса соли в 50г 10% раствора?
А) 10г
Б) 5г
В) 0,5г
2 ВАРИАНТ
- Найти число 12% которого равны 30
А) 500
Б) 250
В) 125
- К 1кг соли растворили в 9 литрах воды. Какова процентная концентрация полученного раствора?
А) 10%
Б) 9%
В) 5%
- Массовая доля растворенного вещества – это
А) отношение массы вещества к массе раствора
Б) отношение массы раствора к массе вещества
- В 100г раствора содержится 10г соли, какова концентрация этого раствора?
А) 10%
Б) 20%
В) 5%
- Чему равна масса соли в 80г 40% раствора?
А) 40г
Б) 8г
В) 32г
Приложение 4
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Движение в нашей жизни
« Нет ни одной области в математике, которая когда-либо не окажется примененной к явлениям изучаемых физикой» Н.И. Лобачевский
Ответьте на вопросы: В чем состоит геометрический смысл производной ? В любой ли точке графика можно провести касательную? Касательная наклонена под тупым углом к положительному направлению оси ОХ. Следовательно, … Касательная наклонена под острым углом к положительному направлению оси ОХ. Следовательно, … Касательная наклонена под прямым углом к положительному направлению оси ОХ. Следовательно, … Касательная параллельна оси ОХ, либо с ней совпадает. Следовательно, … Какая функция называется дифференцируемой в точке?
Разминка
Материальная точка движется прямолинейно по закону x(t)= 2+20t+5t 2 . Найти ее скорость и ускорение в момент времени t=2c.
Ответьте на вопросы: Какое движение называют равноускоренным ? Что такое ускорение? Какие основные формулы мы знаем для описания движения? Что обозначает буква перед t? Что обозначает буква перед t 2 ?
x(t)=x 0 +v 0x t+a x t 2 /2 x(t)=2+20t+5t 2 x 0 =2м v 0x =20м/с a x =10м/с 2 Как найти скорость? v=v 0 +at v=20+10x2=40м/с Ответ:v=40м/с, а=10м/с 2
. Δх – изменение координаты тела Δt – промежуток времени, в течение которого выполнялось движение Физический смысл производной.
А теперь решим задачу другим способом: В чем состоит физический смысл производной ? Тогда, как будем решать задачу? v=x / (t)=20+10t, так как t=2c, то v=20+10*2=40(м/с ) a=v / (t)=10 ( м/с 2 ) Ответ: v= 40м/с, a=10м/с 2 x(t)=2+20t+5t 2
Задача № 2 Движение материальной точки описывается уравнением x(t)=5-8t+4t 2 . Приняв массу точки равной 2 кг, найдите её импульс через 2с. p= mV
Задача № 3 Материальная точка движется прямолинейно по закону x(t)=-2+4t+3t 3 . Найдите скорость и ускорение в момент времени t=2с (х – координата точки в метрах, t – время в секундах).
Вариант 1. 1.Какая из приведенных за-висимостей описывает рав- ноускоренное движение? 1. x=2+4t 2 , 2. x=8t, 3. x=2, 4. x=3+t. 2. x=5t-2t 2 . Каковы начальная скорость и ускорение в момент времени 2 с? 3. Найти производную: y=2x-3+4x 2 -9x 5 4. Движение материальной точки задано уравнением: x=10+20t+t 2 . Найти скорость и ускорение в момент времени 4с. Решить двумя способами. Вариант2. 1. Какая из приведенных зависимостей описывает равномерное движение? 1. x=4t 2 +2, 2. x=3t 2 3. x=8t, 4. v=4-t. 2. x=10t- t 2 Каковы начальная скорость и ускорение в момент времени 2 с? 3. Найти производную: y=x 2 +3x-x 4 +9x 5 4. Движение материальной точки задано уравнением: x=5+10t+0,5t 2 . Найти скорость и ускорение в момент времени 4с. Решить двумя способами.
Взаимопроверка Правильно 4 задания - «5», 3 задания - «4», 2 задания - «3» Вариант1. 1 .1; 2 .v 0 =5м/с, a=-4м/с 2 ; 3 .y=2+8x-45x 4 . 4 .v(4)=28м/c, a(4)=2м/c 2 . Вариант 2. 1 . 3; 2 . v 0 =10м/с;а=-2м/с 2 ; 3 .y=2x+3-4x 3 +45x 4 . 4 .v(4)=12м/c,a=1м/c 2 .
11.11.14 «Мыслящий ум не чувствует себя счастливым, пока не удается связать воедино разрозненные факты, им наблюдаемые» Дьёрдь де Хевеши
РЕФЛЕКСИЯ Допишите предложения, ответьте на вопросы. Сегодня на уроке я узнал..... Самым интересным на уроке для меня было..... Моя оценка за тест.... Какую бы отметку я поставил себе за урок?
Домашнее задание . B 8 № 119975. Материальная точка движется прямолинейно по закону: x=t 2 +4t+5 (где x — расстояние от точки отсчета в метрах, t — время в секундах, измеренное с начала движения). Найдите ее скорость (в м/с) в момент времени t = 9 с. 2. B 8 № 119976. Материальная точка движется прямолинейно по закону: x=t 2 +7t-4 (где x — расстояние от точки отсчета в метрах, t — время в секундах, измеренное с начала движения). Найдите ее скорость в (м/с) в момент времени t = 6 с. Задачи решить двумя способами.
Предварительный просмотр:
Рабочий лист
Тема урока:_________________________________________________________________
Задача №1 Материальная точка движется прямолинейно по закону x(t)=2+20t+5t2. Найти ее скорость и ускорение в момент времени t=2c.
Физический способ
v0= __________________________________
a= _____________v(t)=________________ v(2)=__________
Ответ: v(2)= _______,a(2)= _________
Математический способ:
Решение: __x(t)=2+20t+5t2
v=x/(t)=
a=v/ (t)=
Ответ:
Задача №2 Движение материальной точки описывается уравнением x(t)= 5-8t+4t2. Приняв массу материальной точки 2 кг найти импульс через 2 с?
Физический способ:
Ответ:
Математический способ.
Ответ:
Задача №3. Материальная точка движется прямолинейно по закону x(t)=10+10t-t3. Найти скорость и ускорение в момент времени 2с.
Ответ:
Тест:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока " Решение задач с помощью пропорции" в 6 классе
Данный урок разработан для 6 класса. Тип урока - обобщение. К нему есть презентация....
Методическая разработка урока по теме "Построение графиков функции с помощью производной".
Урок по алгебре и началам анализа в 11 классе. Соответствует требованиям ФГОС второго поколения. Используемые технологии: критическое мышление через чтение и письмо, ИКТ, технология сотрудничества и п...
Интегрированный урок "Решение задач на относительность движения"
Интегрированный урок физика+ геометрия...
Разработка урока: «Решение задач с помощью квадратных уравнений» 8 класс
Цель урока: - научиться решать задачи с помощью квадратных уравнений; - закреплять навыки решения квадратных уравнений; - развивать логическое мышление учащихся.Задачи урока: Науч...
Методическая разработка урока "Решение задач с помощью систем уравнений. 7 класс"
Методическая разработка урока в 7 классе по теме:"Решение задач с помощью систем уравнений"....
Учебно-методическая разработка урока алгебры на тему "Исследование функций с помощью производной" (для учащихся 10 классов)
Развернутый план откртого урока -зачета по теме "Производная" в 10 классе.Предлагаются многочисленные графические материалы для проведения тестирования и ответов у доски вдифференцированной форме....
Урок решения задач по теме "Движение тел под действием силы тяжести"
План урока с применением технологии модульного обучения....