Интегрированный урок "Решение задач на относительность движения"
методическая разработка по физике (9 класс) по теме
Предварительный просмотр:
План-конспект интегрированного урока с применением технологии личностно-ориентированного обучения: геометрия + физика.
Тема: "Векторы. Решение задач на относительность скоростей".
Кончакова Светлана Юрьевна
Учитель физики
МОУ « ООШ с. Покровка Вольского
района Саратовской области»
Цели:
Синтезировать и обобщить полученные теоретические и практические знания на уроках геометрии и физики.
Развивать умения использовать теоретические знания при решении практических задач, способность анализировать и обобщать полученные данные, работать с дополнительной литературой.
Развивать логическое мышление, память, самостоятельность. Формировать коммуникативную и эмоциональную культуру. Продолжать показ тесной связи точных наук.
Тип урока: урок обобщения, повторения и коррекции знаний.
Ход урока.
I. Орг. момент
«Практика рождается от тесного соединения физики и математики»
II. Повторение теоретического материала из геометрии.
- Что называется вектором?
- Что такое абсолютная величина вектора?
- Какие векторы называются равными?
- Какие векторы называются сонаправленными?
- Какие векторы называются коллинеарными?
- Как сложить два сонаправленных вектора? Сделать чертеж.
- Как сложить два противоположнонаправленных вектора? Сделать чертеж.
- Как сложить неколлинеарные векторы с помощью правила параллелограмма? Сделать чертеж.
III. Повторение теоретического материала по физике.
- Как понимать движение тела относительно?
- Как понимать скорость тела относительна?
- По дороге едут автомобиль и автобус с одинаковой скоростью 60км\ч. Укажите тело отсчета, относительно которого задана эта скорость. Относительно какого тела отсчета скорость автобуса равна нулю?
- Почему говорят солнце всходит и заходит? Что в данном случае является телом отсчета?
IV. Практическое применение понятия вектора и действий с векторами в физике.
Одними из самых сложных в физике являются задачи на относительность движения.
Сегодня на уроке, опираясь на знания по геометрии мы научимся их решать.
Ведь согласно известной пословице –«Легким делается все то, к чему приложишь старание!»
Задача 1.
Скорость пловца относительно воды 1,2м\с. Скорость течения реки 0,8м\с.Определите скорость пловца относительно берега: а) если он плывет по течению б) против течения?
Задача 2.
Вертолет летел на север со скоростью 20м\с. С какой скоростью будет лететь вертолет, если подует западный ветер со скоростью 10м\с?
В физике имеет место понятие скорости сближения, которую необходимо учитывать в практической жизни человека.
Задача 3.
Скорость велосипедиста 36км\ч, а скорость ветра 4м\с. Какова скорость ветра в СО связанной с велосипедистом а) при встречном ветре б) при попутном ветре?
А теперь задачка посложнее.
Задача 4.
Легковой автомобиль движется со скоростью 20м\с за грузовым, скорость которого 16,5м\с. В момент начала обгона водитель легкового автомобиля увидел встречный автобус, движущийся со скоростью 25м\с. При каком минимальном расстоянии до автобуса можно начинать обгон, если в начале обгона легковая машина была в 15м от грузовой, а к концу обгона она должна быть впереди грузовой на 20м?
Почему при лобовом столкновении разрушения особенно сильные?
Не уверен – не обгоняй!
V. Закрепление навыка решений задач по данному разделу.
- Выбрать одну задачу и решить в тетради.
- Два поезда движутся равномерно друг за другом. Скорость первого 72км\ч, а второго 54км\ч. Какова скорость второго поезда относительно первого?
- Скорость течения реки 1,5м\с. Каков модуль скорости катера относительно берега, если он движется перпендикулярно к берегу со скоростью 2м\с?
- Два поезда движутся навстречу друг другу со скоростями 72 и 54км\ч. Пассажир, находящийся в первом поезде, замечает, что второй поезд проходит мимо него в течение 14с. Какова длина второго поезда?
VI. Оценка работы.
Выставляются оценки за все работы, выполненные на уроке.
VII. Домашнее задание (по выбору, с учетом индивидуальных способностей учащихся)
Составить:
- задачу для решения на уроках математики и физики;
- кроссворд;
- тест для проверки практических навыков по теме “Вектор”;
- составить тест для проверки знаний, умений навыков в компьютерном
варианте на электронных носителях (по выбору).
- реферат “Применение вектора в учебных дисциплинах ”.
VIII. Итог урока.
-Итак, сегодня мы повторили основной теоретический материал по теме “Векторы” и научились решать задачи по физике.
-Работа с материалом на уроках физики и геометрии не только повысила вашу математическую культуру, но и способствовала прочному усвоению физических знаний.
(Учащиеся подводят итог урока, делятся своими впечатлениями.)
Урок заканчивается словами Ф.Бекона
“Практика рождается из тесного соединения физики и математики”.
Список литературы:
- А.В.Перышкин, Е.М.Гутник «Физика 9 класс», Дрофа 2009г
- А.П.Рымкевич , Задачник по физике 10-11 классы, Дрофа 2004г
- Н.И.Гольдфарб,Физика.Задачник 9-11 классы,Дрофа 2009г
- Л.С.Атанасян,В.Ф.Бутузов и др., Геометрия 7-9 классы, М:Просвещение, 2009г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Относительность движения.
Относительность движения....
конспект урока "Движение. Материальная точка. Система отсчета. Относительность движения."
Данную работу можно использовать при изучении темы в 9 классе: «Кинематика». Материал предназначен для повторения и обобщения темы. Работу можно использовать в качестве повторения материал...
конспект урока "Движение. Материальная точка. Система отсчета. Относительность движения."
Данную работу можно использовать при изучении темы в 9 классе: «Кинематика». Материал предназначен для повторения и обобщения темы. Работу можно использовать в качестве повторения материал...
Тест по теме "Относительность движения"
Тест по теме "Относительность движения" для учащихся 9 и 10 классов...
Относительность движения
Закрепление темы...
Относительность движения
Презентация к уроку "Относительность движения"...
Презентация-тест по теме "Относительность движения. Траектория, путь" для 7 класса
Презентация составлена на основе авторских тестов Кирик Л.А. Физика.7 класс. Обучающие тесты.-М.:ИЛЕКСА,2009...