Мировой океан-колыбель жизни
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему
Тип урока: урок – путешествие.
Цель урока: обобщить и систематизировать знание из области биологии физики, установить межпредметные связи; показать связь теории с практикой; показать значение Мирового океана и основные проблемы, связанные с его изучением и освоением.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-puteshestvie.docx | 37.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Мировой океан-колыбель жизни.
Тип урока: урок – путешествие.
Цель урока: обобщить и систематизировать знание из области биологии физики, установить межпредметные связи; показать связь теории с практикой; показать значение Мирового океана и основные проблемы, связанные с его изучением и освоением.
Оборудование: презентация «Мировой океан», таблицы, географическая карта, видеоматериал.
ХОД УРОКА.
- Постановка учебной проблемы.
Приветствие всех присутствующих на борту круизного лайнера «Крым»: дорогие друзья, сегодня мы совершим незабываемое путешествие по Мировому океану, на батискафе опустимся в его глубины и познакомимся с его обитателями. Сегодня нас будут сопровождать эксперты, они окажут нам необходимую помощь, когда мы будем в ней нуждаться.
- Обобщение и систематизация знаний.
Первое слово предоставляется эксперту географу, который знакомит с основными данными о Мировом океане: площади поверхности, средней глубине, солености, залежах полезных ископаемых, биосфере.
Демонстрируется видеофильм, в котором показаны жители подводного царства, глубоководные аппараты - батискаф, батисфера, аквалангисты, изучающие подводный мир.
В ходе демонстрации видео делаем паузы, во время которых заслушиваются короткие сообщения учеников и обсуждается увиденное. С физической точки зрения предлагаются такие вопросы.
● Почему для исследования подводных глубин необходимо спецснаряжение?
● Как кислород, необходимый для дыхания рыбам попадает в воду?
● Для чего рыбам нужен плавательный пузырь?
● Как регулируется глубина погружения рыб при его помощи?
● Почему у подводных растений стебель мягкий и гибкий?
● Как измерить глубину воды под кораблем?
● Почему рыбы, акулы, дельфины имеют обтекаемую форму?
● Почему нефтяное загрязнение воды опасно?
Эксперты-биологи характеризуют животных, которых ученики видят на экране.
◄ Эксперт – биолог.
В мировом океане живет более 160 тыс. видов животных и около 10 тыс. видов водорослей. Водоросли играют значительную роль в обеспечении кислородом жителей вод, человек потребляет их в пищу, использует как удобрения, из них получают йод, спирт, уксусную кислоту. В Мировом океане ежегодно вылавливают 85 млн. тонн рыбы. Это не только 1% мирового продовольственного производства, но и 15% потребляемых человечеством животных белков. Шельф океана содержит величайшие запасы нефти и газа, железо-магниевых руд и других полезных ископаемых.
◄Океанолог
Акулы – из ряда пластинчатожаберных рыб. Длина тела от0,2 м (черная акула) до 20 м (гигантская акула). Известно около 250 видов. Широко распространены главным образом в тропических моря. Объект промысла (мясо употребляют в еду, из печени получают рыбий жир, из костяка – клей) Большие акулы (Китовая, синяя) являются опасными для человека.
◄Физиолог
Электрический скат может создавать напряжение 650 В. Интересный рецепт электролечения при помощи электрического ската был описан древнеримским лекарем в 1 столетии н.э.: «Головная боль исчезает, если живого черного ската поместить на болезненную точку и держать его, пока боль не исчезнет». Древние греки считали, что электрические скаты могут «заворожить» жертву, и называли их «нарке» - т.е. тот что оказывает оцепенение, отсюда и название «наркотик».
◄Зоолог
Размах плавников манты достигает 8 м. Масса около 3 тонн. На голове у него небольшие рога, которыми он загоняет в рот мелкие рыбешки. За эти «рога» их и прозвали «морскими дьяволами»
◄ Генетик
Мурена имеет змееподобное тело длиной 3 м. На челюстях острые зубы, которые раньше ошибочно считали отравленными. Кожа без чешуи. Мурены обычно прячутся в трещинах подводных рифов и скал, ожидая свою добычу -рыб, крабов, каракатиц. На человека сама мурена не нападает, только в том случае, если ее потревожить. Мясо некоторых видов мурены вызывает сильное отравление в случае приема ее в пищу.
◄ Биофизик
Удельный вес хрящевых рыб больше, чем удельный вес воды, поэтому они должны постоянно двигать хвостом, чтобы не упасть на дно. Кроме этого им помогают передвигаться в воде подводные течения.
◄Эколог
Ежегодно в Мировой океан попадает 5-10 млн. тонн нефти. Чтобы понять, как это много, можно привести такой пример: 1 л разлитой нефти перекрывает доступ кислорода до 40 тыс. литров морской воды. Мы знаем, что плотность нефти меньше плотности воды, поэтому она растекается по поверхности воды и создает тонкую пленку на ее поверхности. По данным американских ученых 1/3 океана покрыта нефтью. Мало того, что без доступа кислорода могут погибнуть рыбы, которые им дышат, но это настоящее несчастье и для водоплавающих птиц. Как выдумаете почему?
◄Микробиолог
Нефтяное пятно не пропускает солнечные лучи, вследствие чего престает размножаться планктон – основа пищи морских обитателей. В моря и океаны попадают жидкие и твердые бытовые отходы (фекалии, синтетические пленки т емкости, пластмассовые сетки) Эти материалы легче воды, а поэтому долго плавают на поверхности. У рыб, которые выжили в таких условиях, моллюсков и ракообразных уменьшается скорость роста. Нередко изменяется и видовой состав организмов.
- Подведение итогов урока
Учитель подводит итог урока, еще раз акцентирует внимание на экологических проблемах Мирового океана, связанных с жизнедеятельностью человека. Благодарит все присутствующих за работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мировое Древо как отражение единства жизни.
МХК 7 класс конспект урока....
Мировое Древо как отражение единства жизни.
7 класс МХК презентация урока...
Внеклассное мероприятие «Первая мировая война в жизни и творчестве поэтов Серебряного века.»
Внеклассное мероприятие для обучающихся 5-9 классов, сопровождается презентацией....
Урок по биологии в 5 классе "Жизнь в мировом океане"
Урок по биологии в 5 классе "Жизнь в мировом океане"Цель урока: формирование представлений о роли Мирового океана на планете. Изучение приспособлений живых организмов, обитающих в разных частях ...
Духовная жизнь и развитие мировой культуры в первой половине XX века
Презентация к уроку в 11 и 9-х классах по курсу всеобщей истории....
Методическая разработка раздела учебной программы по мировой художественной культуре «Красота в искусстве и жизни»
Рабочая учебная программа разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного образования по искусству. Примерной учебной програ...
Урок по географии 6 класс. Мировой океан как среда жизни.
На уроке изучение нового материала ведется на основе знаний, полученных детьми ранее, с использованием фото и видео материалов....