Урок по биологии в 5 классе "Жизнь в мировом океане"
учебно-методический материал по биологии (5 класс) на тему

Маршенко Ирина Ильинична

 

Урок по биологии в 5 классе "Жизнь в мировом океане"

Цель урока: формирование представлений о роли Мирового океана на планете. Изучение приспособлений живых организмов, обитающих в разных частях и на разных глубинах океана.

Задачи: познакомить учащихся с ролью Мирового океана на планете, с особенностями распределения в нем живых организмов; продолжить работу по формированию познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение природы; продолжить процесс формирования средствами учебного предмета умений работать с различными источниками информации, анализировать, оценивать, преобразовывать ее из одной формы в другую.

Понятия: Мировой океан. Гидросфера. Обитатели поверхностных вод (планктон), обитатели толщи воды, обитатели морских глубин.

Предметные результаты: Знание роли Мирового океана в формировании климата на планете. Различение на рисунках и таблицах организмов, обитающих в верхних слоях воды, в ее толще и живущих на дне.

Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, классифицировать объекты. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений, готовить сообщения и презентации.              

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в группах, обсуждать вопросы со сверстниками.

Личностные результаты: Осознание роли Мирового океана на планете. Понимание рациональности приспособлений обитателей океана к разным условиям в его пределах. Эстетическое восприятие природы.

Оборудование: учебник, физическая карта, компьютер, ноутбуки, мультимедийная установка, интерактивное учебное пособие, электронный материал.

 

Ход урока

1. Проверка знаний

На прошлом уроке мы с вами познакомились с природными сообществами планеты, с основными группами живых организмов в сообществах и их взаимосвязи между собой.

  • Предлагается ученикам выполнить задание , закончить предложение:(слайд 1)

1. В зеленых растениях на свету идёт процесс......

2. Животные в отличие от растений поглощают .......

3. Природное сообщество - это....

  • Работа с ноутбуками .

Интерактивное учебное пособие:"Природные сообщества" тест. (5 воросов)

Результат записывают в "журнал"

2. Актуализация знаний

Демонстрируя физическую карту полушарий, напоминаем учащимся, что значительную часть нашей планеты занимает вода. (слайд 2)

  • Какое значение имеет вода для всего живого?

Фрагмент интерактивного учебного пособия "Роль Мирового океана в образовании климата Земли"

Тема нашего урока "Жизнь в мировом океане", скажите, какие задачи стоят перед нами на уроке? зачем нам изучать жизнь в морях и океанах?(слайд 3)

3. Изучение нового материала

  • Чем образована гидросфера?

Гидросфера = Мировой океан + воды суши + вода в атмосфере.(слайд 4  )

Значительную часть гидросферы занимает Мировой океан.

  • Какая морская вода на вкус? С чем это связано?

Температура воды. Мировой океан получает от Солнца много тепла. Но солнечные лучи нагревают только поверхностный слой воды. Его температура в разных районах океана неодинакова. Температура же замерзания соленой воды ниже и составляет -2 0С. Поэтому воды Мирового океана покрываются льдом только в полярных районах. Лед постоянно покрывает только центральную часть Северного Ледовитого океана и окружает Антарктиду. Зимой ледовый покров расширяется, летом сокращается. Температура воды изменяется и с глубиной: чем глубже, тем вода холоднее.

Соленость морских вод. Вода - прекрасный растворитель. Поэтому в природе нет воды, которая не содержала бы определенной количества растворенных веществ. В морской воде растворенных веществ содержится огромное количество. Количество граммов веществ, растворенных в 1 л воды, называют соленостью. В 1 л морской воды растворено в среднем 35 г различных веществ. Наиболее же в морской воде растворено хорошо известной всем поваренной соли. Она придает ей соленого вкуса. А горьковатый привкус обеспечивают растворенные соли магния. Соленость вод Мирового океана не везде одинакова. Она зависит от испарения воды из поверхности океана и поступление в него пресной воды рек и с атмосферными осадками.

Мировой океан нашей планеты образован Тихим,  Атлантическим, Индийским и Северным Ледовитым.

(Ученик демонстрирует  все океаны на карте мира.)

  • Какой океан занимает самую большую площадь?
  • Какой океан является самым теплым?
  • Какой океан является самым холодным?
  • Что называется морем? (Мо́ре — часть Мирового океана, обособленная сушей или возвышениями подводного рельефа.)
  • Перечислите самые крупные моря нашей планеты.
  • Назовите моря, на которых вы отдыхали, найдите и покажите их на карте.

Мировой океан заселён от поверхности до самого дна живыми организмами. Его животный и растительный мир разнообразен. Условия обитания в разных частях океана отличаются, жизнь в океане распределена неравномерно.

Фрагмент интерактивного учебного пособия "Жизнь Мировом океане"

  • Какие группы организмов населяют океан? (слайд 5)

Задание:

прочитав по &28 учебника материал об одной из трех групп живых организмов, населяющих океан и пользуясь слайдами на рабочем столе персонального компьютера (папка "Мировой океан"), охарактеризовать особенности ее представителей, особое внимание обратите на приспособления организмов, позволяющие им обитать в той или иной части океана.

(5-7 минут на подготовку  и выслушать рассказ учащихся)

  • Чем можно объяснить большое разнообразие видов растений и животных , обитающих в морях и океанах?
  • Какие участки моря наиболее богаты жизнью? Почему?

Самостоятельная работа группами:

заполнить таблицу  "Использование Мирового океана человеком" (слайд 6,7)

Сказка о Золотой рыбке. Назвать о каких экологических проблемах идёт речь в этой сказке.

Жили-были старик со старухой у самого синего моря. Забросил в море дед невод и вытащил…

Пришёл невод с тиной морскою, а также с ржавыми банками, битыми бутылками, рваными пакетами и прочим мусором.

Закинул дед невод во второй раз, выловил рваный башмак и лысую резину.

В третий раз закинул невод и поймал Золотую рыбку, которая заговорила с ним человеческим голосом:

– Не опускай меня, старче, в синее море, лучше кинь в аквариум в чистую воду – отслужу тебе за это любую службу. Не хочу быть рыбкой нефтяною, хочу остаться золотою.

 

Грустная сказка, да и быль не радостнее, потому что превращаются голубые просторы в грязную свалку. Погибают рыбы, водоросли, рачки. Поэтому эти проблемы решать уже нам людям.

4. Обобщение и закрепление знаний

Интерактивное задание «Три группы организмов в океане».

Тест (возможно для каждого) .

 

4. Домашнее задание

Изучите &28 учебника. Выполните задания рубрики "Подумайте!", "Проверьте свои знания", рабочая тетрадь &28 (слайд 8)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhizn_v_mirovom_okeane.pptx372.95 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

В зелёных растениях на свету идёт процесс … 2. Животные в отличие от растений поглощают… 3. Природное сообщество - это…. Закончите предложения:

Слайд 2

Если на карту Земли посмотреть, Земли на Земле всего одна треть. Но страшный вопрос возникает тогда? Планета должна называться ВОДА.

Слайд 3

«Жизнь в Мировом океане»

Слайд 4

Гидросфера = Мировой океан + воды суши + вода в атмосфере.

Слайд 5

Группы организмов, населяющие океан Планктон Обитатели дна Активно плавающие организмы

Слайд 6

Область применения Примеры Дно Толща воды Поверхностные слои "Использование Мирового океана человеком"

Слайд 7

Область применения Примеры Дно Разведка и добыча полезных ископаемых, лов животных, ведущих придонный образ жизни Толща воды Лов рыб, черепах Поверхностные слои Лов китов, сбор планктона, сбор водорослей (морской капусты) "Использование Мирового океана человеком"

Слайд 8

Изучите &28 учебника. Выполните задания рубрики "Подумайте!", "Проверьте свои знания" Домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок в 6 классе по теме Мировой Океан и его части.

Учащиеся самостоятельно обобщают изученный материал, работают с атласами, заполняют таблицы.   Материал к уроку вызывает интерес к изучению географии....

Урок географии в 6 классе Тема "Мировой океан и его части"

Урок новых знаний. Вводятся основные понятия  по теме "Мировой океан" - материк, остров, архипелаг, полуостров, залив, пролив, море.Учащиеся работают с атасом, делают записи в тетради, изучают до...

разработка урока в 6 классе по теме "Мировой океан"

Урок-изчение нового материала в 6 классе "Мировой окен"...

План-конспект урока географии на тему: «Жизнь в Мировом океане» с рабочей тетрадью к уроку

Серия уроков построена на основе блочно – модульной системы, основу которой составляет диалог учителя и учеников, процесс учебной деятельности облегчается созданным комплексом рабочих тетрадей к уро...

Урок географии 5 класс по теме «Мировой океан и его части»

Урок разработан в соответствии с современными требованиями в рамках реализации ФГОС. Дети учатся ставить цель и планировать свою работу, проводить анализ. Элементы исследования   повышают мо...

Урок в технологии ФГОС на тему "Мировой океан" 6 класс

Урок с использованием технологии ФГОС...

методическая разработка урока по географии в 7 классе " Мировой океан"

Формирование у учащихся представления  о Мировом океане; познакомить с новыми понятиями и определениями; дать учащимся представления об океанах, морях, заливах, проливах;  продолжить формиро...